Урок игра по истории. Историческая игра для школьников. Россия. Вопросы викторины по истории

Описание материала:

Мой урок разработан для учащихся 8(10) класса по курсу История России. Он может быть проведён как повторительно-обобщающий для повторения и закрепления раннее изученного материала или как внеклассное мероприятие, в рамках недели истории.

Его целью является повышение кругозора обучающихся и развитие интереса к истории. В настоящее время очень немного возможностей у детей поиграть в интеллектуальную игру, поработать в команде.

В рамках игры проводятся следующие конкурсы

1. «Визитная карточка»

2“Историческая разминка”

3. «Найди ошибку».

4. Виртуальная экскурсия(задания по культуре)

5. «Историческая азбука». «П»

6. Письмо или «Можешь ли ты быть оратором?»

7. Блеф клуб

8. «Ты мне, я тебе». Конкурс домашних заданий.

9. Машина времени. Конкурс капитанов

10. Черный ящик.

Конкурс для болельщиков

Подбор содержания учебного материала осуществлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, внимания, памяти, восприятия, уровня интеллектуального развития, на основе принципов научности, наглядности, доступности.

Подобные уроки позволяют избежать однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают интенсивную работу учащихся.

Игра «Колесо истории».

по истории России 18 век для учащихся 8(10) класса

Цели:
1) повторить, закрепить и обобщить учебный материал по истории России ХVIII века; повышать интерес к истории; расширение кругозора учащихся.

2) продолжить формирование умений логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения; развивать и совершенствовать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях

3) На примере истории России продолжать воспитывать чувство патриотизма, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.

Оборудование: портреты, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Участники игры: 2 команды по 6 человек, 2 ведущих, болельщики, жюри.

Ход урока.
I. Орг.момент . (Звучит музыка)

1 ведущий:
Скажите мне, найдется ли средь вас,
Тот человек, чтоб был к былому равнодушен.

2 ведущий: Кому б прославленных дедов наших дела не бередили трепетную душу

1 ведущий:
Кто б не хотел, хотя бы на денёк, перенестись в те сказочные дни
Когда наш предок - древний человек, зажег в пещерах первые огни.

2 ведущий:
Когда отважный рыцарь был готов забыть про жизнь ради прекрасной дамы.
Когда под мраком ночи во дворцах истории разыгрывались драмы.

1 ведущий:
Когда построен первый был фрегат, когда Россия силу набирала,
Благодаря деяниям Петра в Европе славу громкую сыскала.

2 ведущий:
Когда, страшась изгнанья, патриарх к кресту святому припадал в молитве.
Когда отважный русский наш солдат громил французов в Бородинской битве.

1 ведущий:
Как знать, возможно, даже среди вас сидят герои будущих творений.
Быть может, позже ваши имена останутся в истории нетленны.

2 ведущий:
Ну а сегодня приглашаем мы к тем временам далеким прикоснуться.
И в глубь веков, преграды не страшась, всем вместе на часочек окунуться.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся на машине времени и совершим путешествие в историю нашей страны. Целью нашего путешествия будет повторение и закрепление знаний по истории России, ее политическому устройству, культурно-историческому наследию. Закрепим умения логически мыслить, уметь делать выводы, знать даты и термины. В ходе командной игры вы должны проявить чувство товарищества, уважения и поддержки к своим одногруппникам. Играть будут 2 команды.

Ну, а оценивать успехи наших сегодняшних команд будет совет самых мудрейших - уважаемый Ареопаг (представление жюри).

Конкурс 1 : «Визитная карточка»
(команды в творческой форме представляют себя, обязательно название и девиз команды, эмблема, приветствие жюри и соперников).

А теперь мы посмотрим, насколько хорошо события далёкого прошлого знают наши команды.

Конкурс 2: “Историческая разминка”

Каждый правильный ответ 1 балл.)

Вопросы:

    В каком году Русь приняла христианство? (988).

    В каком году Россия стала империей? (1721)

3. Кто первым принял летоисчисление на Руси от Рождества Христова?(Петр I ).

4. Какой город был основан Петром I в 1703 году? (Санкт-Петрбург).

5. Что такое рекрутская повинность? (каждое податное сословие выставляло в армию определенное количество рекрутов).

6. Что такое табель о рангах? (классный список военных рангов и гражданских чинов)

8. Какую битву Петр I назвал «матерью полтавской битвы? (битва при д. «Лесной»)

9. Назовите имя ближайшего соратника Петра I, который был выходцем из низов? (А.Д. Меншиков)

10 . Назовите имя императрицы Екатерины 2 до замужества? (София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская)

11 . Как называют эпоху правления Екатерины II? (Просвященный абсолютизм) .

13. Как стала называться река Яик, переименованная Екатериной II после восстания Пугачева? (УРАЛ).

14. Сколько было разделов Польши?(ТРИ)

15. Царевич Алексей, сын Петра 1, стал одним из первых её узников.(Петропавловская крепость)

16. Где находится старейший из ныне существующих в России театров? (В Ярославле . Это Ярославский драматический театр, основанный в 1750 г.. Он носит имя ФГ.Волкова, которому обязан своим рождением).

17. Он не только сам был любителем утренней гимнастики, но и ввел её во всей русской армии? (А.В. Суворов).

18. Он уверял: «Науки юношей питают, отраду старцам подают…»(М.В. Ломоносов)

Конкурс 3. «Найди ошибку».

В текст закрались ошибки. Ваша задача найти их. За каждую найденную ошибку 1 балл.

Конкурс 4. Виртуальная экскурсия в виде презентации(задания по культуре)

1 балл за правильный ответ.

Конкурс 5. «Историческая азбука». «П»

Ребята, вам предлагается написать список, состоящий из слов, начинающихся с этой буквы и тесно связанных с историческим периодом, о котором идет речь за 7 минут.

Побеждает команда, составившая самый длинный список, слова которого строго соответствуют заданию. Списки слов зачитываются вслух.

Конкурс 6. Творческое задание. Или «Можешь ли ты быть оратором?»

Напишите рассказ (на ваш выбор) о 18 веке от лица:

1. «Сын, отправленный на учебу за границу, пишет родителям письмо».

2. «Письмо пленного шведского солдата».

3. « « Прелестное письмо» Емельяна Ивановича Пугачева, обращенное к крестьянам».

Конкурс 7. Блеф клуб

1. Верите ли вы, что при Петре 1, дворянских детей, отправляемых за границу учиться разным наукам называли пансионерами. (Да) За это они получали денежное пособие от русского правительства.

2. Верите ли вы, что 19 декабря 1709 г. в Москве был проведен парад победителей Полтавской битвы? (Да. Колонны победителей шли от Серпуховских ворот. По улицам Москвы проведены пленные шведские офицеры).

3. Верите ли вы, что после разгрома русской армии под Нарвой, Петр велел князю Прозоровскому, в чьём ведении находилась Оружейная палата, всю серебряную посуду перелить и перечеканить в деньги. Вскоре князь прислал множество монет, но не из серебряной посуды, которую спрятал, а из не прикосновенного запаса государственной казны, о которой Петр не знал. Сознался князь только когда праздновали победу над шведами .(Да)

4. Верите ли вы, что в казачьей станице Замовейской на Дону родились два лидера казацких и крестьянских восстаний С. Разин и Е. Пугачев (Да).

5. Верите ли вы, что фамильный герб А.В. Суворова, переделывали три раза, сначала девиз дворянина гласил « Вера, наука, честь», затем императрица Екатерина II пожаловала ему княжеский герб с девизом « За веру и верность», а император Павел I пожаловал герб князя Италийского с девизом « За веру и ревность» . (Да).

6. Верите ли вы, что едва ли не самый суровый приговор был вынесен Екатериной 2 помещице Дарье Салтыковой, которая замучила до смерти 139 крестьян. Помещица была приговорена к пожизненному заключению в подземной монастырской тюрьме. (Да)

7. Верите ли вы, что Мюнхаузен служил в Кирасирском пол­ку ея Величества во времена Елизаветы?

(Да. Дело в том, что барон Карл Фридрих Иеронимус фон Мюнхаузен - реальное лицо, и он действительно служил во Елизаветы в Кирасирском полку ея Величества, вышел полковником в отставку и уехал жить в Гановер.)

8. Верите ли вы, что цирюльников (парикмахеров) в XVII в. причисляли к медицинскому персоналу?

(Да. Цирюльник был почти то же, что и парикмахер, но вместе с тем и лекарь, исполнявший фельдшерские и даже докторские операции.)

9 . Верите ли вы, что Императрица Анна Иоанновна внешне была хороша собой. Стройная, высокая, с красивым лицом.(Ложь. Всё с точностью наоборот.)

Конкурс 8 . Машина времени. Конкурс капитанов

Назвать имена правителей России 18 века (по хронологии).
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание выполняется письменно в течение 5 минут.

Конкурс 9. «Ты мне, я тебе». Конкурс домашних заданий.

Конкурс 10. «Черный ящик»

А) В этом ящике находится репродукция с картины из­вестного русского художника. Как она называется? Этой кар­тине поэт Я. Полонский посвятил стихотворение

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.

(«Портрет М. Лопухиной»)

Б) В этом ящике находится продукт, на производство ко­торого С 1705 г была введена государственная монополия , название этого продукта было увековечено в имени одного из городов. ( соль, Солъвычегодск)

3)При Петре 1 были учреждены ордена для новорожденных царской фамилии: для мальчиков – Святого Андрея Первозванного, для девочек –Святой Елены. До сих пор мы свято чтим этот обычай. В какой форме?(Повязываем новорожденным мальчикам голубую ленту, а девочкам – розовую).

Конкурс для болельщиков(часть вопросов может задаваться во время конкуров для команд).

Мозговой штурм”

Задача команд: восстановить хронологическую последовательность, указав даты перечисленных событий российской истории. Команда, выполнившая задание первой и без ошибок, получает 5 баллов, вторая – от 0 до 4 баллов.

    Кючук – Кайнарджийский мир

    Присоединение Крыма к Российской империи

    Созыв Уложенной комиссии Екатериной II

    Первый раздел Польши

    Начало восстания под предводительством Емельяна Пугачёва

    Ясский мир

    Открытие Смольного института в Петербурге

    Открытие в Петербурге памятника Петру I – “Медного всадника”.
    (правильная последовательность 7,3,5,1,4,8,2,6).

Вопросы:

1. Назовите фамилию Петра 1? (Романов)

2. Назовите настоящее имя Екатерины I?
(Марта Скавронская)

3. Кем приходился Пётр III Елизавете Петровне?
(Племянником, он был сыном родной сестры Елизаветы, Анны Петровны.)

4. Высший орган власти, учреждённый Екатериной I? (Верховный тайный совет)

5. Какой документ должна была подписать Анна Иоанновна? (Кондиции)

6. Кто был фактическим правителем во времена Екатерины I и начале царствования Петра II?(Меншиков)

7. Как звали дочь Петра I, занявшую престол в результате переворота?
(Елизавета Петровна)

8. При какой императрице отменили смертную казнь в России?
(При Елизавете Петровне)

9. Кем приходилась Анна Иоанновна Петру I?
(Племянницей, она была дочерью брата Петра. Ивана.)

10. Какие силы помогли Елизавете Петровне взойти на престол?
(Гвардия и финансовая поддержка Швеции и Франции.)

11. Сам ли Пётр II принимал важные политические решения?
(За ним стояли верховники – Долгоруковы – представители старой аристократии.)

13. Когда произошло воцарение Ивана Антоновича?
(В 1740 году)

14. Когда была создана Канцелярия тайных розыскных дел?
(В 1731 году)

Пословицы и поговорки

Ведущие игры называют пословицы, посвященные сол­датской службе и жизни, а командам нужно вспомнить их завершение. За каждый правильный ответ - балл.

1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не... (жалей).

2. Родина - мать, умей за нее... (постоять).

3. Чужбина - калина, а Родина - ... (малина).

4. Мало победы ждать, надо победу.

5. В бою нужны смекалка, отвага и.

6. Честь солдата береги... (свято).

7. Умелый боец везде... (молодец).

8. Смелый побеждает - трус... (погибает).

9. Смелость города... (берет,).

10. Славу свою добывай... (в бою).

11. Русский солдат не знает... (преград).

12. Плох тот солдат, который не мечтает быть.

13. Кто честно служит, с тем слава... (дружит).

14. Кто храбр да стоек, тот десятерых... (стоит).

15. Кто за правое дело стоит, тот всегда... (победит).

16. Бой - святое дело, иди на врага... (смело).

17. Смелого пуля боится, смелого штык не... (берет).

Игра «Колесо истории»

Конкурсы

1. «Визитная карточка»

2“Историческая разминка”

3. «Найди ошибку».

4. Виртуальная экскурсия(задания по культуре)

5. «Историческая азбука». «П»

Конкурс для болельщиков

6. Письмо или «Можешь ли ты быть оратором?»

7. Блеф клуб

8. «Ты мне, я тебе». Конкурс домашних заданий.

9. Машина времени. Конкурс капитанов

10. Черный ящик.

Общее количество баллов

Подведение итогов. Награждение команд.

Игры на уроках истории

Игра «Чистая игра»

Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для повторительно -обобщающего урока.

Перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке записывает вопросы (для удобства игры их нужно пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой фрагментом карты и т. д. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску», она совсем не чистая, наоборот, вся заполнена разными вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете на него правильный ответ, то вопрос стирается. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Вариант 2: небольшое соревнование: какой ряд поможет ответить на большее количество вопросов. В этом случае необходимо отмечать какой из рядов ответил на тот или иной вопрос.

Вариант 3 : все ученики письменно отвечают в тетради на вопросы по ходу объяснения учителя. Вопросы оставшиеся без ответов автоматически становятся домашним заданием.

Игра «Из уст в уста»

Эта игра строится на неоднократном прочтении вслух учителем учебного текста.

Игру можно проводить с целым классом. Вызываются четыре человека. Трое из них должны ненадолго выйти из кабинета. Оставшийся вместе со всеми учащимися должен внимательно выслушать рассказ, который потом должен пересказать второму участнику. Второй участник передаёт информацию третьему и так по цепочке. Последний участник пересказывает свою версию. После этого учитель медленно читает первоначальный вариант рассказа, а затем помогает школьникам разобрать то, что оказалось сложным для пересказа, задаёт вопросы по содержанию темы.

Класс в этом случае совсем не пассивные слушатели: они мысленно фиксируют искажение информации и пытаются сами вспомнить, как же было в первоначальном варианте.

Игра "Шапка вопросов»

Каждый ученик на полоске бумаги пишет вопросы по теме

«Вариант "Три шапки»

1.Знание текста;

2.Как относится отвечающий к изложенному в тексте (например, впечатление и т. Д.)

3.Вопросы, на которые сам затрудняется ответить.

Методика: ученики по желанию тянут по одному вопросу. И после небольшой подготовки отвечают на вопросы.

Вариант 2: Вопросы задаются исторической личности.

Игра «Царь горы»

Словарно - терминологическая работа.

Методика: ученики должны выстроится в линию. Если ученику удаётся ответить на вопрос, он становится в конец линии, если - нет, он садится на место. Победитель -«Царь горы».

Игра «Три предложения»

Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями.

Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передаёт содержание.

«Вариант 2: работа с печатным текстом. Это может быть текст из параграфа учебника. Три простых предложения могут быть записаны в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Игра «Блеф-клуб»

Может применяться в начале изучения темы, при повторении и обобщении материала.

Каждый вопрос обязательно начинается со слов: «Верите ли вы, что...?». Участники должны дать односложный ответ «да» или «нет». За каждый правильный ответ полагается жетон.

Побеждает ученик, набравший наибольшее количество жетонов.

Игра «Кто –Я».

К доске приглашается ученик. Ему на спину вешается табличка с именем исторического деятеля. Каждый ученик в классе знает чьё имя написано на табличке. Дети стараются точнее рассказать ведущему о том, каков он, не называя его имени. Задача ведущего узнать кто он.

Игра «Исторические пятнашки».

Игра способствует формированию практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, закреплению дат, развивает внимание и память.

На доске рисуется квадрат (количество клеточек может варьироваться). В клеточках записаны даты. Ребятам даётся задание восстановить даты в хронологическом порядке, объяснить какое событие произошло в указанном году.

Выигрывает тот, кто более точно укажет все даты за меньшее количество времени

1223

1480

1237

1861

1547

1380

988

1812

1147

Например:

988 год - Крещение Руси;

1147 год - основание Москвы;

1223 год - сражение на реке Калка;

1237 год... и так далее.

Игра «Историческая азбука»

Словарно - терминологическая работа. Игра развивает гибкость мышления, обощаг знания учащихся. Задаётся буква, допустим «А». Ребята за установленное время составляют список слов, результаты сравниваются.

Игра "Исторические перевёртыши»

Игра помогает запомнить крылатые выражения, работа над развитием речи.

Ребята должны отгадать известное, которое зашифровано. Каждому слову в выражении придается обратный смысл. Например: «Картофель дружбы» - «Яблоко раздора»; «Микенская зебра» - «Троянский конь»; и т.д.

Игра « Историческое бинго»

Игра используется для словарно - терминологической работы.

Ученики получают задание на дом заполнить карточку словарными словами. Например:

С детьми оговариваются термины, которые будут использоваться в игре. Н заранее приготовленных карточках написаны определения, но не указаны сами термины. Ребёнок вытягивает любую карточку, читает определение, узнаёт и называет термин. Те, у кого есть такой термин, вычеркивает его из карточки. Ученик, давший правильный ответ, получает жетон. Игра заканчивается после того, как у одного из ребят оказывается, вычеркнуты все слова. ТТодсчитывается количество жетонов, выявляется победитель.

Ареопаг

Архонт

Демос

Реформа

Аристократ

Илот

Полис

Хитон

Цель игры : развивать интерес к родной истории, к прошлому России.

В игре участвуют две команды:

1-я команда - «Археологи»;

2-я команда - «Реставраторы».

Эпиграф к игре:

История не терпит суесловия,

Трудна сё народная стезя,

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Ярослав Смеляков

Ход игры

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в удивительный мир истории. Вы уже познакомились с «лентой времени», с историей возникновения календаря, письменности, различных вещей, которыми мы пользуемся и сейчас. Сегодня мы собрались на игру «Счастливый случай». Тема игры - история.

Ваша задача - вспомнить все изученное и прочитанное ранее и защитить честь своей команды.

Представляю команды:

1-я команда - «Археологи».

2-я команда - «Реставраторы».

Кто такие археологи? Реставраторы?

Эпиграфом игры будут вот эти замечательные слова Ярослава Смелякова. (Учитель читает эпиграф, написанный на доске или плакате.)

Вопросы первой команде.

1. Отрезок времени в 100 лет. (Век.)

2. 1564 г. - начало книгопечатания на Руси. Какой это век? (16 в.)

3. Как назывался первый дом человека? (Пещера.)

4. В каком веке вы живёте? (21 век.)

5. Как называли правителей Египта? (Фараон.)

6. Что такое зипун? (Одежда.)

7. Лицевая сторона монеты. (Аверс.)

8. Что такое иероглифы? (Египетские знаки для письменности.)

9. В 988 году князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь. Какой это был век? (10 в.)

10. Материал для письма из листов тростника. (Папирус.)

Вопросы второй команде.

1. Отрезок времени в 12 месяцев (Год.)

2. 1380 г. - в этом году произошла Куликовская битва. Какой это век? (14 в.)

3. Дворец и крепость очень богатых людей средневековья. (Замок.)

4. В каком веке родились ваши родители? (20 век.)

5. Кто правил на Руси? (Царь.)

6. Что такое гардероб? (Предмет мебели.)

7. Оборотная сторона медали. (Реверс.)

8. Как называются знаки для письма в России? (Буквы.)

9. В 1147 году была основана Москва. (Первое упоминание в летописи). Какой это был век? (12 в.)

10. Обработанные телячьи шкуры, которые использовались для письма (Пергамент.)

III. Второй гейм «Ты - мне, я - тебе».

Команды задают друг другу вопросы, которые заранее подготовили сами.

IV. Третий гейм «Заморочки из бочки».

В ящике лежат бочонки от лого с номерами 1, 2, 3, 4. Дети достают номерок, учитель читает задание. Дается 1 минута на обсуждение.

1. О каком предмете идет речь?

Форму квадрата этого предмета установил французский король Людовик XVI, издав указ 23 сентября 1784 года. Согласно приказу, «длина этого предмета должна равняться его ширине», так как прежняя овальная форма была очень не экономичной. А самые первые сведения об этом предмете относятся к III веку до нашей эры. Уже тогда греческие и римские патриции пользовались ими довольно широко. В 13-14 веках эта вещь пользовалась огромным спросом у парижских модниц, превратившись в разновидность веера. А очень часто этот предмет пропитывался духами. (Носовой платок.)

2. Это один из самых древних напитков: впервые он упоминался в рукописи, относящейся к 2700 году до нашей эры. В Россию он попал из Монголии в 1638 году, когда Атлын-хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда «этого»?

Напиток приготовляется из листьев кустарникового растения, однако дикие сорта представляют собой деревья высотой до 15 м. В Китае и Японии «это» употребляют и как приправу к блюдам, а в Бирме для приготовления салата. Плоды «этого» богаты маслом, которое вполне может заменить оливковое. (Чай.)

Восточная мудрость: «Свежий чай подобен бальзаму, оставленный на ночь - подобен ядовитой змее!»

3. Сценка (разыгрывают дети).

Только удивительно князю Юрию Владимировичу, почему Кучко, тутошний князь, не встречает его, не оказывает почести. Послал он воина за Кучком. (Входит Кучко, воин.)

Долгорукий. Почему не встречаешь, чести не оказываешь? В хоромы меня, великого князя, не зовешь?

Кучко. Не знал я, господин, что ты едешь, потому не встретил. В хоромы не зову, потому что старые хоромы разметали, новые не построили, сами в сарае живем.

Долгорукий. Хорошие у тебя села, богатые.

Кучко. Богатые.

Долгорукий. Знать, поля хороню родят.

Кучко. Хорошо.

Долгорукий. А река рыбна ли?

Кучко. И река рыбна.

Долгорукий. А как зовется река?

Кучко. Москва.

Долгорукий. Что значит такое название?

Кучко. Названо не нами, а жившими прежде нас. Мы сами не понимаем, что оно значит.

Как известно, князь Юрий Долгорукий основал нынешнюю нашу столицу - Москву. Мы посмотрели встречу великого князя с Кучко, владельцем земель, где потом князь выстроил Москву.

Вопрос: Что стало с Кучко? Какова его судьба?

(Боярин Степан Иванович Кучко был убит по приказу Долгорукова как не покорившийся, а сын Юрия Андрей взял себе в жены красавицу дочь Кучко.)

4. Иван I Данилович, князь Московский был умным и очень хитрым человеком. Он прослыл бережливым, даже скупым. Много богатства скопилось у него. В своем завещании проводил политику - не дробить землю Московскую. Пусть младшие склоняют голову перед одним, старшим в их роду князем. В своих завещаниях Иван Данилович подробно перечислял всякие мелочи - шелковую и иную рухлядь (ткани, одежду), все до единого драгоценные каменья. Перед отъездом растолковал он сыновьям и жене, в каком ларце что хранится, да где ларцы стоят, да какими печатями они запечатаны, да где находятся от них ключи, и прочая и прочая... Вот список только золотых предметов, которые упомянуты в последнем завещании Ивана Даниловича:

золотых цепей - 12,

ценных поясов - 9,

золотых чаш - 6,

золотых чар - 2,

золотое блюдо, с жемчугом и камнями - 1,

золотых сосудов - 4,

золотая коробочка - 1,

золотая шапка - 1.

И прозвал парод князя Ивана Даниловича Калитою.

Вопрос. Что означает слово «калига»? (Сумка или камень на лямке.)

V. Четвертый гейм «Темная лошадка».

Вопросы задает другой учитель или родители. Вопросы сразу обеим командам.

1 Отгадывание кроссворда. Учащиеся отгадывают кроссворд сами, в случае затруднения можно обратиться к зрителям, но за это команде снижается 1 балл.

(За этот конкурс максимальное количество баллов - 7.)

1) Имя князя Долгорукова, основавшего Москву. (Юрий.)

2) Сколько лет составляет один век? (Сто.)

3) Запись событий по годам. (Летопись.)

4) Столица России. (Москва.)

5) Отличительный знак государства, города, сословия, изображаемый на монетах, печатях. (Герб.)

6) На чем писали египтяне? (Папирус.)

7) Наследственное имя семьи, которое прибавляется к личному имени. (Фамилия.)

Ключевое слово: история.

2. Определить, где древнегреческая ваза, русский ковш, царский кубок.

3. Помогите этим людям сесть на свой стул. Соединить изображение человека со стулом.

VI. Пятый гейм «Пять вопросов».

Одна команда покидает наш класс, вопросы задаются той что в классе, затем второй команде.

1. Как называется греческий большой сосуд для вина?

Три варианта ответа (па карточках):

2) кратер;

3) амфора.

Ответ: амфора.

2. Как назывался город Волгоград раньше?

Ответ: Царицын, Сталинград.

3. Как называется надпись на монетах?

Три варианта ответа (на карточках):

2) Легенда.

3) Монета.

Ответ: легенда.

4 Чем знамениты славянские братья Кирилл и Мефодий?

Ответ: Они создали славянскую азбуку, то есть алфавит, в 9 веке.

5. В каком году был основан город Царицын? Три варианта ответа:

Ответ: 1589 год.

VII. Заключительное слово учителя, награждение победителей.

Все участники награждаются призами, грамотами.

Урок. Деловая игра.
Тема урока: История России с древнейших времен до XVI в.
Форма проведения: групповая
Цели и задачи:
повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVI века; повышение интереса к изучению предмета;
развитие познавательной активности обучающихся;
воспитание культуры общения; воспитание уважения к истории и традициям нашей Родины, формирование чувства патриотизма, обогащение духовного мира школьников через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Место проведения: учебный класс
Оборудование: мультимедийное
Ход урока
Учитель:
Ребята! Сегодня наш урок пройдет в виде известной телепередачи “Своя игра”. Мы постараемся вспомнить некоторые важные даты, события истории России, которые изучали на уроках. Надеюсь, что работа будет интересной и продуктивной!
Я представляю вам своего помощника – ученика 9 класса, который будет производить подсчет баллов каждой команды.
Далее класс делится на три команды, команды придумывают для себя названия, учитель знакомит учащихся с правилами игры:
1. Ведущий – учитель истории, который в ходе урока кратко комментирует ответы учащихся.
2. Право первого хода разыгрывается по жребию. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднимает руку.
3. При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном ответе со счета команды снимается соответствующее цене вопроса количество баллов, право ответить на этот вопрос переходит к соперникам.
4. Если команда выбрала сектор “Кот в мешке”, то она определяет, какая команда будет отвечать на вопрос.
5. Если выпал “Аукцион”, то команды сами назначают стоимость вопроса в зависимости от имеющейся суммы баллов. Право ответить на вопрос получает команда, которая назначила самую большую стоимость вопроса (цифры капитаны по согласованию с командой записывают на листах бумаги и передают ведущему).
6. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
7. Победители получают именные сертификаты “Знаток истории” за подписью учителя истории.
Итак, начинаем игру.
Первый раунд “Русь Древняя”.
Раздел “Восточные славяне”
Вопрос 10: Как называлось народное собрание у восточных славян? Ответ: Вече
Вопрос 20: С каким занятием восточных славян связаны слова: перелог, жито, сошник? Ответ: Земледелие
Вопрос 30: О каком союзе племен идет речь в отрывке из “Повести временных лет”:“....жили в те времена сами по себе и управлялись своими родами...И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей...” Ответ: Поляне
Раздел “Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья”.
Вопрос 10 (Кот в мешке): В каком году образовалось единое Древнерусское государство? Ответ: 882 год
Вопрос 20: О каком князе идет речь в отрывке из летописи: “В лето 6477 сказал (он) матери своей и боярам своим: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы”. Ответ: Князь Святослав
Вопрос 30: О каком событии идет речь: “Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, если не убьют его, так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. И послали к нему послов, говоря: “Почему идешь опять? Ты ведь взял дань”. Ответ: о восстании в 945 году древлян против князя Игоря.
Раздел “Расцвет Древнерусского государства”
Вопрос 10: С именем какого князя связано начало создания на Руси первого письменного законодательства? Ответ: Ярослав Мудрый
Вопрос 20: Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи: “Затем послал Владимир по всему городу сказать: “Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом”. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: “Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре”. Ответ: в 988 году
Вопрос 30 (Вопрос-аукцион): Как в Древней Руси назывался разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду, проценты с которой он отрабатывал на поле у человека, ссудившего его деньгами? Ответ: Закуп
Раздел “Культура Древней Руси”
Вопрос 10: В каком веке была создана “Повесть временных лет?” Ответ: XII век
Вопрос 20: Создание какого произведения древнерусской культуры связано с именем митрополита Илариона? Ответ: “Слово о Законе и Благодати”
Вопрос 30: Какое религиозное сооружение было построено в Киеве ещё при Владимире Святом и считается одним из первых каменных храмов на Руси?Ответ: Десятинная церковь
Второй раунд. Политическая раздробленность на Руси.
Раздел “Главные политические центры Руси”
Вопрос 10 (Кот в мешке): В каком году состоялся съезд князей в Любече, постановивший “каждый да держит отчину свою”? Ответ: 1097 год
Вопрос 20: С именем какого князя связано первое упоминание о Москве? Ответ: Юрий Долгорукий
Вопрос 30: При каком русском князе состоялся окончательный перенос столицы из Киева во Владимир? Ответ: Всеволод Большое гнездо
Раздел “Нашествие с востока”
Вопрос 10: Какой город первым подвергся разорению со стороны монголо-татар в 1237 году? Ответ: Рязань
Вопрос 20: Как называлась ханская грамота, которая давала русским князьям право на правление в своих княжествах? Ответ: ярлык
Вопрос 30: О каком городе говорится в отрывке из исторического документа: “...С тех пор татары называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трёх сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов...” Ответ: Козельск
Раздел “Борьба с западными завоевателями”
Вопрос 10 (вопрос-аукцион): На каком озере произошло Ледовое побоище? Ответ: На Чудском
Вопрос 20: О каком князе идет речь в отрывке из летописи: “Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за всё великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру”? Ответ: Александр Невский
Вопрос 30: В каком году произошла битва, последовавшая за описанными в летописи событиями: “Придоша свеи (шведы) в силе велице и мурмане (норвежцы) и сумь и емь (финны) в кораблях множество много зело... с князем и пискупами (епископами)своими, и сташа в Неве в устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку, и Новгород, и всю область новгородскую”. Ответ: 1240
Раздел “Культура русских земель в XII-XIII веках”
Вопрос 10: Как называется произведение, повествующее о походе новгород-северского князя Игоря Святославича в половецкую степь? Ответ: “Слово о полку Игореве”
Вопрос 20: Эту церковь Андрей Боголюбский построил неподалеку от своих палат после кончины любимого сына. Её называют “Поэмой из камня”.Ответ: Храм Покрова на Нерли
Вопрос 30 (изображение представлено на презентации): В каком городе находится этот памятник архитектуры конца XII века? Ответ: Во Владимире
Третий раунд. Московская Русь.
Раздел “Куликовская битва”
Вопрос 10: Кто, согласно преданию, благословил на Куликовскую битву московского князя? Ответ: Сергий Радонежский
Вопрос 20: В каком году произошло событие, описываемое в отрывке из источника: “Уж не соколы и не кречеты и белозерские ястребы за Дон скоро перелетели и ударили по несметным стадам гусиным и лебединым. То ведь были не соколы и не кречеты, то обрушились русские князья на силу монгольскую. И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские... на речке Непрядве” Ответ: 1380 год
Вопрос 30: Какое прозвание дал народ двоюродному брату Дмитрия Донского, серпуховскому князю Владимиру, в честь победы на Куликовом поле?Ответ: Храбрый
Раздел “Создание единого Русского государства”
Вопрос 10: В каком году произошло событие, вошедшее в историю под названием “Стояние на Угре”? Ответ: 1480
Вопрос 20: Какое название носило время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 года? Ответ: Юрьев день
Вопрос 30: О каком событии идет речь в отрывке из сочинения историка Н.М. Карамзина: “Января 15 рушилось древнее вече, которое до сего дня еще собиралось на двор Ярослава. Все знатнейшие граждане, бояре, жилые люди, купцы целовали крест в архиепископском доме, а дьяки и воинские чиновники Иоанновы взяли присягу с народа, с боярских слуг и жен в пяти концах”. Ответ: О присоединении Новгорода к Москве в 1478 году
Раздел “Иван IV Грозный”
Вопрос 10: Как называлось неофициальное правительство при Иване IV? Ответ: Избранная рада
Вопрос 20: О деятельности какого приказа идет речь?
“а в нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские. тайные и явные; и в тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя... А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали”. Ответ: Приказ тайных дел
Вопрос 30: Как называлась кампания, закончившаяся подписанием Ям-Запольского мира и Плюсского перемирия? Ответ: Ливонская война
Раздел “Русская культура в XIV-XVI веках”
Вопрос 10: Этот храм был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Ответ: Храм Василия Блаженного (Покровский собор, Собор Покрова Пресвятой Богородицы).
Вопрос 20: Как называется сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы, составленный в XVI веке протопопом Сильвестром? Ответ: Домострой
Вопрос 30 (изображение демонстрируется на слайде 79): Назовите имя автора данной иконы. Ответ: Андрей Рублёв
Учитель: Итак, все раунды пройдены. Давайте подсчитаем баллы. Наибольшее количество баллов набрала команда “С названием”, все участники этой команды награждаются именными сертификатами “Знаток истории”.
Ребята! Я благодарю вас за сегодняшний урок и думаю, что победителями в сегодняшней игре можно считать всех вас – вы отлично справились с предложенными заданиями и доказали, что знаете историю нашей страны. Желаю вам дальнейших успехов в изучении истории!

Речь идет о введении военных поселений. Отмена крепостного права. Культура. Берлинский конгресс. Социалисты. Устав о воинской повинности. Александр Сергеевич Пушкин. Сергиев Посад. Исторический анекдот. Напоминание о временах крепостничества. Бородинская битва. Своя игра. Личности. История появления крылатого выражения. Отрывок из сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Восстание декабристов. Сельское хозяйство.

«Урок-игра по истории» - Кальвинизм. Какая династия воцарилась в Испании после войны за испанское наследство? Ост-Индская компания. Перечислите выдающихся философов-мыслителей эпохи Просвещенья. Назовите предприятие, основанное на ручном труде и принципе разделения труда. Мартин Лютер Кинг. Назовите даты войны за независимость в США? Тори и виги. Какие территории были захвачены Францией в период Тридцатилетней войны? Монополия.

«Кроссворды по истории» - Религия и культура. Основатель гуннского государства. История древнего Казахстана. Орудие, позволившее охотится на мелких животных. Столица кагюев. Стоянка эпохи неолита. Остроконечные шапки. Промысел. Казахстан в эпоху раннего железа. Сарматы. Искусственный канал. Кусок металла. Древнегреческий историк. Памятники андроновской культуры. Метод добычи руд. Культурные достижения кочевников Казахстана.

«Вопросы викторины по истории» - «Пусть ярость благородная …». Кокарду носят на головном уборе, на рукаве или на погонах. Тула. «Солдат вернется, ты только жди …». Каре. Взвод-рота-батальон. Корабль. «До тебя мне дойти не легко …». Арбалет. Курская битва. Танки «Тигр» и «Пантера». Где произошло крупнейшее танковое сражение. «Про того, которого любила …». Бердыш. О какой битве идет речь. Яковлев – это конструктор. 9 мая. Бородинская битва.

«Игры-викторины по истории» - Екатерина II. Телефон. Добро пожаловать. Российский военачальник. Юнкер в Германии. Берлинская стена. Секция «Историческая». Отто фон Бисмарк. Генеральный секретарь. Династия Романовых. Александра Федоровна, жена Николая II. Литература о войне 1812 года. Берлинская стена была возведена по решению властей ГДР. Популярный канцлер Германии. Религия новой эпохи. Судьба послевоенной Германии. Искусство Германии.

«Игра по истории» - Основной закон нашего государства? Баллы. Жереби. В каком году выпустили национальную валюту - тенге? Приветствие. Знаменательные даты истории. Когда празднуется День Независимости РК? 1-2 декабря 2010 г. В настоящее время возглавляет Международный детский благотворительный фонд «Б?бек». Конституция. С каким астрономическим явлением связано празднование Наурыза? 4 июня 1992 г. 16 декабря. Веяние музыки.

Статьи по теме: