Что развивает игра догонялки. Стоит отметить, что такой шаг может привести к снижению концентрации внимания у ребёнка. Это значит, что малыш будет все время отвлекаться на яркую мелькающую картинку, ритм песни. Веселые игры с воздушными шарами

Салки – одна из самых популярных подвижных игр. Включиться в нее очень просто, и чем больше участников, тем интереснее становится процесс. Быстрота, точный расчет, ловкость и доля везения обеспечивают всем друзьям хорошее настроение!

Цель

Водящий должен догнать и коснуться ладонью убегающего ребенка. Выигрывает тот, кого не смогли осалить.

Ход

До начала игры с помощью считалки или жребия выбирают водящего или воду. Затем детвора договаривается о границах территории, за которую нельзя выходить.

По команде все разбегаются в разные стороны. Водящий старается догнать игроков и дотронуться рукой до любого из них. Если ему это удается, осаленный принимает ведущую роль и громко объявляет об этом остальным.

В более простом варианте новый ловец присоединяется к старому, и они начинают работать сообща. Чтобы водящим было труднее, они должны держаться за руки.

Для усложнения салочек в игру вводят дополнительное правило: если ведущий коснулся головы, рук или ног убегающего, это не считается. Развлечение длится до тех пор, пока все дети не устанут бегать.

Существует несколько видов этой подвижной игры.

Я в домике

До начала догонялок собравшиеся договариваются, какие места на площадке буду считаться «домиками». Это могут быть песочница, скамейка, очерченный квадрат на асфальте или контур, нарисованный палочкой на земле. Маленьким детям достаточно присесть на четвереньки, сложить руки над головой и громко крикнуть: «Я в домике!».

Участника, забежавшего «под крышу», салить запрещено. Но долго находиться на защищенной территории нельзя. Кроме того, укрытие существует только для одного игрока, и в него нельзя забегать вдвоем или втроем.

Выше ноги от земли

Игра начинается как обычно. Отбежав от водящего, участники приседают на землю, скамейку, бревно или качели и поднимают ноги от земли. Того, кто успеет это сделать, салить нельзя. Если все игроки окажутся с поднятыми ногами, ведущий имеет право поймать любого из них. Долго держать ноги на весу не разрешается.

Один из вариантов этой игры – Салки с приседанием. Ловец не может коснуться игрока, который успел присесть на корточки. В другой версии бегун, который успел прыгнуть в ямку, вскочить на лежащий камень или пень, на время считается неприкосновенным. Третий вариант – «Помощь». Нельзя поймать участника, которого успел взять за руку товарищ.

Тройные Салки

Осаленным считают игрока, до которого водящий дотронулся 3 раза подряд и при этом прокричал: «Раз! Два! Три!».

Круговые Салки

На земле чертят большой круг, и игроки встают вдоль него. По сигналу все бегут в одном направлении и стараются осалить впереди бегущего. Тот, кого коснулись, выходит из цепочки. По сигналу направление движения меняют на противоположное.

Перекрестные Салки

В игру вводится дополнительное правило. Если водящий гонится за убегающим, а дорогу пересекает другой игрок, ловец должен изменить направление и устремиться за ним. Благодаря этому динамика процесса возрастает, а участники могут помогать друг другу.

Подвижная игра развивает скорость, ловкость и быстроту реакции. Бег с догонялками проходит очень весело, поэтому нравится как малышам, так и детям школьного возраста.

Салки – 100 вариантов игры

Серия «Разнообразим подвижные игры»


Артем Юрьевич Патрикеев

Фотограф Артем Патрикеев


© Артем Юрьевич Патрикеев, 2017

© Артем Патрикеев, фотографии, 2017


ISBN 978-5-4485-3977-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Салки – одна из самых распространенных и интересных игр. В обычные салки можно играть в любом месте, да и времени на организацию и проведение много не требуется. Выбрали водящего – и побежали! Что может быть проще? Но хорошо, если ребята используют хотя бы два-три варианта – для них это уже отличный результат. Но почему бы не показать им то огромное разнообразие салок, которое можно придумать?

В эту книгу вошли подвижные игры, в которых водящие салят игроков, но те не выбывают, а меняются с водящим или водящими ролями, то есть игры проводятся без выбывания.

Салки – варианты игры

1. Обычный вариант.

Выбирается водящий – салка. Остальные игроки разбегаются по игровой территории. По сигналу начинается игра. Задача водящего – догнать игрока и коснуться его рукой (осалить). Осаленный сам становится водящим-салкой. Он поднимает руку вверх и громко сообщает: «Я – салка!», после чего сам начинает догонять игроков.

Игра проводится определенное время, по окончании которого можно подсчитать, кто из игроков реже всего был салкой, первый выбранный салка не в счет.


2. «Игра с пересаливанием».

В этом варианте осаленный может тут же пересалить обратно. Такой вариант чаще применяется детьми на переменах. Однако он не столь интересен, так как зачастую может получиться ситуация, когда двое стоят рядом и пересаливают друг друга. Остальным в это время остается только стоять и наблюдать эту картину.


3. «Салка – руки за спиной».

Этот вариант проводят в небольших помещениях, в которых в обычные салки играть просто не получится, потому что не хватает места нормально побегать.

Выбирается водящий, руки которого связывают за спиной (или он их просто держит в «замке» за спиной). Его задача – постараться осалить одного из игроков, не расцепляя руки. Ситуация для водящего не очень удобная, так что ему нужно подумать, как лучше действовать, чтобы хоть кого-нибудь поймать или коснуться руками, сложенными за спиной. Осаленный становится водящим, ему также связывают руки за спиной, или он их убирает за спину, и игра продолжается.


4. «Салки на столе».

Два игрока сидят напротив друг друга. Сначала первый кладет руки на стол, второй держит свои руки под столом (на коленях). Неожиданно второй быстро поднимает руки из-под стола и пытается осалить руки первого на столе. Если получилось осалить – игроки меняются ролями.

Так же можно играть, когда несколько человек сидят вокруг стола. Один из игроков убирает руки под стол, остальные держат на столе. Водящий может попытаться осалить любого. Главное в этой игре – сесть так, чтобы водящий мог спокойно достать каждого. В этом плане удобнее всего выбрать круглый стол.


5. «Салки с домиками».

Обычный вариант, но нельзя салить того, кто находится в «домике». В качестве домика может быть выбран любой удобный вариант:

а) успеть присесть, поставить руки над головой домиком;

б) встать на одну ногу;

в) встать в заранее обозначенные домики.

Водящий не должен долго стоять рядом с игроком «в домике».


6. «Салки ножки на весу» или «Салки ножки от земли».

Игроки, чтобы их не осалили, должны успеть сесть и поднять обе ноги. Можно сесть на пол и поднять ноги, а можно и на стул, скамейку и т. п., в зависимости от того, где проходит игра и что имеется на игровой площадке.

В этом варианте игры ребятам нужно действовать внимательно, чтобы не наступить на тех, кто находится на полу.


7. «Салки на одной ноге».

Все игроки, включая салку, передвигаются с помощью прыжков на одной ноге. Менять ногу нельзя, пока не сменится салка. Когда водящий кого-нибудь осалит, дается пауза, водящий меняется (им становится осаленный игрок), ребята отдыхают, стоя на двух ногах. Потом игра продолжается, ребята могут продолжить играть, прыгая на другой ноге.


8. «Салка на одной ноге».

В этом варианте только салка прыгает на одной ноге, остальные игроки передвигаются как обычно. Конечно же, водящему очень трудно кого-либо поймать, но такая игра проводится на небольшой игровой территории.

Если водящий встает на две ноги, то в наказание он должен будет поймать уже двух игроков. То есть только со вторым пойманным водящий будет меняться ролями.


9. «Салка с двумя водящими».

Выбираются двое водящих. Игра проходит по обычным правилам, но если один водящий кого-нибудь осалит, то только он меняется с осаленным ролями, второй продолжает водить, пока сам кого-нибудь не поймает.


10. «Салки с двумя водящими на одной ноге».

В этом случае двое водящих играют, прыгая на одной ноге, остальные игроки бегают как обычно.


11. «Салки-стенки».

Весьма популярный вариант игры. В этом случае нельзя салить того, кто касается рукой, ногой или любой другой частью тела стены. На переменах, когда вокруг только голые стены, эту игру проводить очень удобно.


12. «Салки с мячом».

Водящий получает в руки мяч (в зависимости от того, где проводится игра, можно использовать как средние мячи, так и большие надувные). Задача водящего – бегать и салить игроков мячом, причем мяч он должен бросить, а не просто подбежать и коснуться им кого-либо. Можно засчитывать любое попадание мяча – от стены, потолка и т. п. Но лучше считать только прямое попадание или попадание от пола.


13. «Салки и мяч».

Эта игра довольно сложна, если подходить к ней без подготовки.

Игроки получают один мяч на всех, выбирается водящий – салка. Салка может салить только игроков без мяча. То есть, чтобы усложнить водящему жизнь, игроки должны быстро перебрасывать мяч друг другу, стараясь сделать так, чтобы мяч все время оказывался у того, кто ближе всего находится к водящему.

Чтобы упростить задачу игрокам, можно выдать им два-три мяча (а то и больше). Пусть они теперь попробуют так распорядиться мячами, чтобы водящий никогда не смог добраться до того, кто без мяча.

С одной стороны, большое количество мячей – это усложнение для водящего, но с другой – и усложнение для игроков, так как при большом количестве мячей ребята начинают путаться, бросать по два-три мяча одному игроку, чем сами себе и усложняют задачу.


14. «Салки и мяч 2».

Теперь водящему нужно осалить не игрока, а мяч. То есть на этот раз ребята стараются быстро перебрасывать мяч друг другу, чтобы тот не достался водящему. Если водящий осалит мяч, то может сам выбрать, с кем поменяется ролью. Но нельзя выбирать того, кто был предыдущим водящим (чтобы не выбирали всегда одних и тех же).


15. «Салки и мяч 3».

Задача водящего – осалить того игрока, который будет с мячом в руках. В то же время, задача игроков – мяч не терять. То есть мяч всегда должен быть у кого-то в руках. Если мяч теряется, то водящий может осалить любого игрока. Но лучше ввести правило, при котором игрок, по вине которого мяч не попал никому в руки, становится салкой.


16. «Салки с мячом на резинке».

Водящий-салка получает мяч на резиночке. Вот с таким предметом он бегает за игроками и пытается осалить кого-нибудь. Чтобы было удобнее быстро меняться мячиком на резинке, лучше использовать какой-то удобный держатель. Тогда водящий может сразу передать мяч осаленному и убежать, пока тот будет брать мяч поудобнее.


17. «Салки – дай руку».

В этом варианте игроки могут спастись от водящего-салки. Для этого ребенок может взять за руку ближайшего игрока. Однако держаться за руки можно только в паре. Если будут держаться трое или более игроков, то водящий может осалить любого из них. Стоять долго, держась за руки, нельзя. Взялись за руки, когда опасность, а как только водящий ушел, нужно тут же руки отпустить. Если игроки слишком боятся и все время держатся за руки, то можно ввести дополнительное правило – нельзя, чтобы все игроки держались за руки одновременно. Если такое происходит, то водящий может осалить любого.


18. «Салки – Золотой гусь» (Ловля цепочкой)

Салка начинает игру как обычно – старается осалить одного из игроков. Но тот, кого осалят, не меняется с салкой ролями, а «приклеивается» к нему, берет за руку. Теперь салка – это два игрока, причем салить может только второй игрок свободной рукой. Когда он осалит еще одного игрока, тот берется со вторым за руку и теперь уже трое являются салкой и так далее. То есть салка все время «растет», становится всё длиннее и длиннее. Игра проходит до того момента, пока все игроки не станут единой цепью. Можно договориться, что последний пойманный и будет первым салкой в новой игре.

Достаточно часто молодая мама включает телевизор, музыку, кино для создания «фона».

Стоит отметить, что такой шаг может привести к снижению концентрации внимания у ребёнка. Это значит, что малыш будет все время отвлекаться на яркую мелькающую картинку, ритм песни.

Поэтому если предстоят серьёзные обучающие занятия, то от «фона» лучше отказаться, если это не классическая музыка.

В какие активные игры для маленьких детей можно поиграть маме?

Для развития общей моторики можно поиграть с ребёнком в полосу препятствий. Это значит, кроха должен проползти через какой-то предмет, чтобы достигнуть цели (в качестве таковой может выступать игрушка либо даже сама мама). Для усложнения задания примитивную дорожку стоит составить из небольших предметов (стульчик, валик, книги, покрывало), по которой малыш должен пройти. Если кроха не ходит, то взрослому нужно помочь.

Веселые игры с воздушными шарами

Отлично размяться поможет воздушный шар. С ним интереснее играть, чем с обычным мячом потому, что он более легкий (по весу), движения его плавные, что позволяет отлично следить за шариком. Возможные игры: футбол, догонялки шарика, подбрасывания, громкое выпускание воздуха из незавязанного шарика.

Подвижная игра догонялки. Какие качества развивает игра догонялки?

В этом возрасте ребёнок может играть в догонялки. Скорее всего, ему понравится, что в качестве убегающего будет выступать он сам.

Как правильно играть в прятки с детьми?

В десять месяцев ребёнок может играть в прятки. Наверняка родитель заметила, что малыш «ходит» искать маму в одни и те же места (как правило, кухня либо ванная комната). Однако для превращения пряток в игру, нужно прятаться тогда, когда ребёнок по-настоящему видит, где именно собирается притаиться мама.

«...для превращения пряток в игру, нужно прятаться тогда, когда ребёнок по-настоящему видит, где именно собирается притаиться мама...»

Когда малыш находит взрослого, то последнему нужно делать удивленно-радостное лицо и весело разговаривать с малышом. Игра может продолжать, пока крохе не надоест. К слову, прятки очень полезны для тех деток, которые боятся отпускать свою маму на пару метров.

Подвижная игра мишка косолапый как в неё играть?

В этом возрасте ребёнок вряд ли повторит игры со сценарием, однако именно сейчас пора обучать его «Мишке косолапому» и другим потешкам, которые можно сыграть.

Подвижные игры с фитболами для детей

Хорошо, если дома есть фитбол. С помощью большого мяча можно делать упражнения на координацию движений. Это позволит крохе научиться ходить (если он еще не ходит) и усовершенствовать свои навыки в общей моторике.

Как научить ребенка хлопать в ладоши? Как играть в сороку белобоку?

«...десятимесячный ребёнок, как правило, умеет хлопать в ладоши и махать «пока-пока». для пополнения «умелок» в этом плане можно предложить крохе сделать «сороку-ворону»...»

Десятимесячный ребёнок, как правило, умеет хлопать в ладоши и махать «пока-пока». Для пополнения «умелок» в этом плане можно предложить крохе сделать «сороку-ворону».

В какие игрушки любят играть маленькие дети?

Есть такие игрушки, которые обязательно должны быть у ребёнка в этом возрасте. К таковым относят пирамидку (на три-пять колец), мячи, кубики, машинку, каталку, погремушку, коробку, мелкие предметы в виде крышек и пр., музыкальную игрушку, книгу, сортер, животных. Каждый из перечисленных предметов обязательно обучит малыша чему-то своему.

В каком возрасте ребенок должен собирать пирамидку?

Собирать ее хоть по какому-то логическому принципу ребёнок начнет только после года, однако уже сейчас его надо учить нанизывать кольца. При этом все манипуляции мама должна делать ручкой крохи.

Разные виды спортивных игр с мячом

Простая и одна из любимых игрушек ребёнка. Мяч можно перекатывать, бросать, пинать, перекидывать.

Детская настольная игра с фишками и кубиком

Они знакомят малыша с формами (как и мячи). Из кубиков можно строить небольшие башенки, так и более сложные конструкции.

Детские развивающие игры про машинки

Также не помешают аналоги с колесиками. Если ребёнок научился издавать определенные звуки при игре с машинкой, то по аналогии он должен издавать их и при катании других игрушек с колесиками. Если малыш этого не делает, то взрослый должен подсказать ему.

Игры каталки

Здесь имеется в виду игрушка на шнурке, которую кроха может тягать за собой за веревочку. Каталка может быть смастерена самостоятельно при помощи любой игрушки и шнурка. При первых подходах к игре молодая мама должна показать ребенку, как играть.

Игра с погремушками для малышей

Ими удобно проверять на звук поверхности в доме.

Детские коробки для хранения игрушек (можно купить или сделать своими руками)

Потихонечку сына или дочку можно учить складывать предметы в ёмкость. Такая «умелка» в самостоятельном исполнении - это новая ступенька в развитии ребёнка, как и самостоятельное нанизывание колец пирамидки.

Музыкальные игрушки для маленьких детей

Она научит ребёнка производить действия, чтобы получился определённый интересный и логический результат. Такую игрушку может заменить выключатель света. Главное, чтобы кроха понял, что именно от его действий зажигается/гаснет свет.

Книги для малышей от 6 месяцев

Она должна быть правильно подобрана. Если это стихи, то рифма должна быть адекватной и красивой. Картинки – естественные. Для этого возраста наиболее подойдут картонные книги, так как не совсем умелые ручки малыша могут быстро привести в негодность бумажные страницы издания.

«...правильно подбирайте книгу. если это стихи, то рифма должна быть адекватной и красивой. картинки – максимально естественные. подойдут картонные книги, т.к. ручки малыша могут быстро привести в негодность бумажные страницы...»

Детский сортер теремок, сортер куб

Еще одна игрушка, в которую кроха еще не умеет играть, однако данный возраст вполне подходит для начала занятий.

Развивающая игрушка прорезыватель для зубов

Животные из качественного сырья – это и игрушка, и прорезыватель. Выбирать стоит тех животных, которых ребёнок может видеть хотя бы иногда. Скорее всего, носороги, бегемоты и жирафы малышом не будут восприняты должным образом.

Детские развивающие раскраски для детей

В десять месяцев ребёнок может сам творить. Первые занятия стоит проводит с помощью пальчиковых красок, фломастеров на водной основе. Если молодая мама боится, что все вокруг будет испачкано, но всю творческую энергию можно выплескивать в ванной комнате.

Игры, развивающие волевые качества ребенка, направлены прежде всего на формирование таких физических способностей детей, как ловкость, быстрота реакции, сила воли, стремление к победе, выносливость и некоторые другие.

Именно эти игры помогают преодолеть дефекты домашнего воспитания, когда ребенок слишком изнежен и не приспособлен к жизни в коллективе. А это часто случается с теми ребятами, которые поступают в детский сад не в 2–3 года, а только в 5–6 лет.

При помощи игр, подобранных в данном разделе, воспитатель поможет многим малышам проявить свою индивидуальность, способности, умение быстро ориентироваться в создавшейся ситуации. Кроме того, дети начинают думать не только о своих достижениях, но и об успехах команды в целом, что очень важно при создании крепкого сплоченного коллектива.

Догонялки

Цель игры: учить ребят играть в коллективе, развивать память, мышление и воображение, умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Развитие таких физических качеств, как воля, стремление к победе, сила, ловкость и быстрота.

Оборудование: красный платочек или ленточка.

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе. Для этого при помощи любой считалочки выбирается водящий. Счи-талочка обычно бывает следующей.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли точки погулять.
Вдруг резинка выбегает
И одну из них стирает.
Что тут делать,
Как тут быть?
Выходи, тебе водить.

(В. Волина)

После этого руководитель объясняет детям правила игры. Ребята должны убегать от водящего, который старается догнать одного из игроков и дотронуться до его плеча рукой. Если это произошло, то игрок, которого осалили, берет у догоняющего красный платочек и становится водящим.

Задача игроков заключается в том, чтобы постоянно следить за тем, как водящие меняются, и убегать от догоняющих как можно быстрее. Если площадка для игры не очень большая, то можно нарисовать мелом 4–5 кругов диаметром 30–40 см, которые будут служить «домиками» для тех, кто убегает.

Эта игра обычно проводится очень весело и нравится ребятам, поэтому в нее можно играть довольно часто и с детьми старшего дошкольного возраста.

Прятки

Цель игры: вырабатывать такие физические качества, как быстрота, ловкость, воспитывать силу воли, стремление к победе, учить проявлять инициативу и показывать свою индивидуальность, воспитывать в детях отзывчивость, честность, вызывать желание общаться со сверстниками, развивать логику, быстроту мышления.

Оборудование: шарф или плотный платок для завязывания глаз водящему.

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам поиграть в прятки, но не простые, а необычные. Сначала следует выбрать водящего. Сделать это можно при помощи следующей считалочки.

Высоко-превысоко
Бросил я свой мяч легко.
Выше дома, выше крыши,
Облаков высоких выше.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес...
Раз, два, три, четыре, пять.
Я иду его искать!

(В. Волина)

Ребенку, которого выбрали среди остальных участников, завязывают глаза платком и просят произнести небольшую считалку. Раз, два, три, четыре, пять, Я иду искать. Кто не спрятался, Я не виноват. Пока водящий говорит эти слова, все остальные дети начинают прятаться, но когда он произнесет последнюю фразу, то снимает повязку с глаз и внимательно смотрит по сторонам, чтобы заметить тех детей, которые спрятались не очень хорошо или вовсе не успели этого сделать.

Если водящий заметит игрока, он должен громко назвать его имя и продолжать поиск остальных участников. Игрок, которого нашли самым последним, становится водящим, ему завязывают глаза и просят рассказать счита-лочку, во время произнесения которой все снова прячутся.

Данную игру можно проводить и с детьми постарше, при этом они должны считать не до 5, как малыши, а до 10 или даже до 20. В случае, если водящий находит одного из игроков, он должен не просто назвать его имя, но и добежать до определенного предмета и произнести имя еще раз.

Если игрок при этом опередил водящего, добежал до необходимого пункта раньше и произнес громко свое имя, то сам становится водящим.

Чей подарок

Цель игры: выработать такие качества, как быстрота, ловкость, сила воли, умение сознательно управлять своими действиями.


Оборудование: веревочка длиной 1 м, 2 детских стула, небольшая коробочка с конфеткой внутри, конфеты или другие небольшие призы для всех участников.


Ход игры: воспитатель собирает ребят вместе и предлагает найти самого быстрого и ловкого, для этого необходимо принять участие в конкурсе.

Руководитель ставит стулья спинками друг к другу и при помощи считалочки выбирает двух участников игры, которые занимают места на стульях, садясь спиной к спине. Считалочка может быть следующей.

Приплывали три дельфина,
Выгибали к небу спины,
Налетали с трех сторон.
Ты, акула, выйди вон!

(В. Волина)

Под стулья необходимо положить веревочку, к центру которой привязана коробочка с небольшим призом. Веревку следует расположить так, чтобы ее концы были под ногами у участников.

Затем по сигналу руководителя дети пытаются как можно скорее схватить веревочку и дернуть ее на себя, чтобы противник не успел схватить ее хвостик. Побеждает тот, кто успел это сделать. Выигравший достает конфетку или другой приз из коробочки и идет к ребятам, которые в свою очередь выбирают новых участников.

Кто сильнее

Цель игры: развивать такие качества детей, как выносливость, стремление к победе, сила воли, быстрота реакции, умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации.

Оборудование: гимнастическая палка, круг диаметром 50 см, начерченный на полу или игровой площадке.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: руководитель делит группу детей на 2 команды и предлагает каждой из них придумать себе название. Когда ребята справятся с заданием, можно приступить к объяснению правил игры, которые заключаются в том, чтобы перетянуть соперника на свою сторону.

Следующим этапом малыши выбирают по одному участнику из каждой команды, которые будут соревноваться между собой. Ребята встают в центр круга, берутся руками за гимнастическую палку и начинают тянуть соперника на себя, стараясь перетянуть его на свою половину круга. Участник, который победил в состязании, приносит своей команде одно очко. Далее выходят другие представители команд, и так до тех пор, пока все не примут участие в игре. Побеждает та команда, которая набрала больше очков.

Существуют и другие варианты проведения игры, например такой. Участники делятся на две команды и выстраиваются в ряд друг против друга. Затем игроки берутся за правые руки, а левые отводят за спину. По свистку воспитателя все начинают перетягивать соперника на свою сторону. Та команда, которая сможет перетянуть больше детей, побеждает в конкурсе. Но нельзя забывать о том, что соревноваться между собой должны либо одни мальчики, либо одни девочки, чтобы силы участников были равными.

Собери картинку

Цель игры: развивать память детей и умение видеть изменения, которые произошли с предметами, учить запоминать порядок расположения наглядного материала, вырабатывать такие качества, как быстрота, ловкость, сила воли, стремление к победе.

Оборудование: 2 одинаковые картонные картинки с изображением бабочки, разрезанные на 9 равных частей. Одна целая картинка размером не меньше альбомного листа (для образца).

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам разделиться на две команды, в каждой из которых должно быть одинаковое количество мальчиков и девочек. Затем ребятам показывается картинка, на которой изображена бабочка и наборы небольших карточек. Именно из них необходимо собрать такой же рисунок.

Следующим этапом руководитель кладет карточки на финальной линии для каждой команды и предлагает детям необычную эстафету. Правила ее заключаются в том, что ребята должны по очереди принести все карточки, затем, собравшись вместе, собрать рисунок из принесенных частей. В игре побеждает та команда, которая справилась с заданием быстрее.

В данной игре можно использовать не только карточки, но и кубики с картинками. При этом необходимо заранее обговорить, какую картинку дети должны собрать.

Веревочка

Цель игры: развивать вестибулярный аппарата детей, умения двигаться вместе с друзьями в колонне.

Оборудование: две веревочки по 2 м, 6 кеглей, прочерченные линии старта и финиша.

Возраст : 4–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам сыграть в одну очень интересную игру, которая называется «Веревочка». Правила ее заключаются в том, что необходимо как можно быстрее набрать на свою веревочку всех игроков команды.

Далее руководитель делит детей на 2 команды таким образом, чтобы их силы были примерно равны. Затем необходимо расставить кегли так, чтобы две из них находились на пути движения команд, а третья стояла в конце. Ее-то и нужно обогнуть, а затем вернуться обратно. Если во время движения команда задела кеглю и та упала, то необходимо вернуться и поставить ее снова.

Итак, первым участникам команд выдается веревочка, и по свистку они начинают движение, огибая кегли, затем возвращаются обратно по прямой. Теперь за веревочку берется следующий участник, и они уже вдвоем начинают движение. Так продолжается до тех пор, пока все участники каждой команды не будут выстроены паровозиком, держась за веревку. Двигаться такой колонной довольно сложно, поэтому необходимо предупредить ребят о том, что если двигаться медленнее, то больше шансов прийти к линии финиша, а потом и старта первым.

В игре побеждает та команда, которая наиболее аккуратно прошла дистанцию и вернулась на линию старта первой.

Есть и вариант данной игры: дети не используют веревочку, а держатся за одежду предыдущего игрока, но двигаться таким образом намного сложнее, поэтому подобная игра может проводиться только с ребятами старшего дошкольного возраста.

Кто дойдет раньше до флажка

Цель игры: развивать сообразительность, находчивость, способность быстро реагировать и выполнять необходимые действия в определенной ситуации. Развивать мышление и умение ориентироваться в помещении с закрытыми глазами при помощи полученных команд.

Оборудование: два небольших флажка на подставке, два шарфа или платка для завязывания глаз, 4 воздушных шарика.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: руководитель объясняет ребятам правила игры, которые заключаются в том, чтобы как можно быстрее дойти до флажка, но при этом необходимо преодолеть невидимые препятствия.

Дети по команде воспитателя рассчитываются на «первый-второй», затем делятся на 2 группы, в одной из которых находятся первые номера, а в другой – вторые. Следующим этапом ребята самостоятельно придумывают названия своим командам и выбирают по 2 человека для участия в игре, один из которых будет подсказывать другому ребенку во время состязания.

Теперь участникам, которые будут проходить дистанцию и искать флажок, завязывают глаза шарфом или платком, а на пути к долгожданному предмету кладут воздушные шарики. Если участник эстафеты наступит или дотронется до шара ногой, то команда теряет 1 очко. Чтобы избежать этого, другой ребенок, выбранный помощником, во время движения участника подсказывает ему, куда следует идти.

Участник, который достигает флажка, берет его в руку, снимает повязку и быстро бежит обратно к линии старта. Тот ребенок, который добежит первым, получает 3 очка, а тот малыш, который пришел вторым, – только одно. Теперь команда выбирает еще 2 участников для подобного состязания. Так длится до тех пор, пока все дети не примут участие в эстафете. Воспитатель все это время следит за игрой и подсчитывает количество очков.

Если воздушный шарик во время эстафеты улетел в сторону, руководитель кладет его на место. Шарик можно заменить предметом похожей формы.

Внимательный художник

Цель игры: показать детям несколько способов для улучшения памяти, научить ребят самостоятельно развивать мышление и внимание, развивать речь детей и приобщать к игре со сверстниками.

Оборудование: 3 шарфа для завязывания глаз, 3 кусочка мела разного цвета и несколько магнитов для прикрепления к магнитной доске.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: руководитель рисует на магнитной доске 4 небольших круга мелом (диаметром около 20 см), в центре каждого чертит еще одну маленькую окружность. Далее он предлагает ребятам внимательно посмотреть на фигуры и как можно лучше запомнить месторасположение каждой.

Затем воспитатель предлагает ребятам проверить свою память. Для этого он вызывает 2–3 детей к доске, завязывает им глаза шарфом и выдает каждому кусочек мела разного цвета.

Теперь внимательные художники должны поставить небольшие метки в виде маленьких кружочков или крестиков на доске в тех местах, где, по их мнению, расположены круги. Когда все участники выполнили задание, они снимают повязки и все остальные дети начинают оценивать, насколько точным оказался каждый ребенок.

Если малыш поставил метку в круге, то он получает 1 очко, если метка оказалась в самом центре, то заслуживает 3 очка. Все подсчитывают количество очков и выявляют победителя. Игру можно проводить несколько раз подряд, располагая круги в разных местах, чтобы ребятам сложнее было ориентироваться в данной ситуации.

Быстрые зайчата

Цель игры: развивать у детей внимательность, быстроту реакции, умение принимать правильное решение в короткие сроки.

Оборудование: на игровой площадке начерчен один большой круг диаметром около 20 м, внутри круга нарисованы кружки поменьше (их должно быть на один меньше, чем количество игроков). В центре расположен более яркий круг для водящего.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам выбрать водящего, который становится в центр круга. Остальные участники – Зайчата – занимают свои места в небольших кружках, которых должно хватить всем.

После этого водящий произносит слова: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять». Это является знаком того, что можно покидать свои домики. При этом все участники начинают весело прыгать, не пересекая границы самого большого круга.

Но когда водящий произнесет слова: «Раз, два, три, четыре, пять, пора домики занять», все игроки очень быстро стараются прыгнуть в один из свободных кружочков. Водящий пытается успеть сделать то же самое. Тот игрок, кому не хватило свободного кружка, становится водящим.

Основное правило заключается в том, что нельзя двоим зайчатам одновременно занимать один и тот же домик. В нем остается тот игрок, который прыгнул в круг раньше. Водящий может начинать борьбу за свободный домик только после того, как произнесет необходимую фразу полностью.

Змей Горыныч

Цель игры: вызывать желание совершенствовать свои двигательные навыки, развивать творческие способности детей, их речь, воображение, умение быстро ориентироваться в создавшейся ситуации.

Оборудование: две небольшие веревки, мел, две булавы, две «волшебные палочки» (небольшие эстафетные палочки), свисток.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам разделиться на 2 команды и придумать каждой название, чтобы оно было связано с русскими народными сказками, например «Волшебный сундучок», «команда Василисы Прекрасной» и т. п.

Далее руководитель выстраивает команды в 2 шеренги и объясняет правила игры: как можно быстрее пройти дистанцию, обогнуть булаву и вернуться обратно, чтобы передать «волшебную палочку» следующим участникам.

Трудность передвижения состоит в том, что дети передвигаются парами, к тому же правая нога одного ребенка связана с левой ногой второго. Для того чтобы преодолеть дистанцию, необходимо сначала научиться двигаться вдвоем. Итак, по сигналу руководителя ребята начинают ходьбу, словно Змей Горыныч доходят до булавы, огибают ее и возвращаются обратно, передают следующей паре участников эстафетную палочку («волшебную палочку»), развязывают веревку с ног и завязывают подобным образом следующим участникам. Только после этого новоиспеченный Змей Го-рыныч начинает движение.

В игре побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

Самый устойчивый

Цель игры: развивать у детей самостоятельность, воображение, творческие способности, наблюдательность, стремление к победе, силу воли, быстроту реакции и другие физические качества ребят.

Оборудование: большой круг, начерченный на полу или на игровой площадке, 1–2 воздушных шарика.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам рассчитаться на «первый-второй», для того чтобы разделить группу на 2 команды. После этого дети должны придумать названия для своих команд.

Теперь можно приступать к объяснению правил игры, которые заключаются в том, что необходимо вытолкнуть соперника из круга, не используя при этом руки.

Итак, дети выбирают по одному участнику из каждой команды, которые становятся в центр круга, убирают руки за спину и сгибают в колене одну ногу. Таким образом дети должны, прыгая на одной ножке, вытолкнуть соперника за линию круга. Победитель получает воздушный шарик.

Далее команды выбирают еще по одному участнику, которые соревнуются подобным же образом. Но не стоит забывать о том, что силы участников должны быть примерно одинаковыми и нельзя участвовать в соревновании дважды. Побеждает та команда игроков, набравшая большее количество воздушных шариков, которые она и оставляет себе в качестве приза.

Если данная игра вызывает небольшие затруднения у участников, то перед началом состязания желательно провести разминку, на которой дети должны попрыгать на одной ножке, немного побегать и т. д.

Веселые забавы

Цель игры: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, стремление к победе, силу воли.

Оборудование: 6 разноцветных крупных кубиков, магнитофонная запись быстрой мелодии, призы победителям.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель собирает ребят вместе и при помощи считалочек выбирает 7 участников. Считалочки могут быть следующими.

Раз, два, три, четыре,
Мы сидели на квартире,
Чай пили, булки ели,
Позабыли, с кем сидели.
Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон,
Кто не спит, тот выйдет вон.

(Д. Хармс)

Когда все участники набраны, воспитатель начинает объяснять правила игры, которые заключаются в том, что необходимо бегать и прыгать вокруг кубиков под музыку, но когда она остановится, следует очень быстро схватить один из них. Так как игроков 7, а кубиков только 6, то одному участнику его не достанется, поэтому он выбывает из игры и забирает с собой один кубик. Игра продолжается дальше до тех пор, пока в игре не останется только один кубик и 2 участника. На этом этапе определится победитель игры, который и получит долгожданный приз.

Данную игру можно проводить несколько раз подряд, чтобы в ней смогли поучаствовать все дети.

Перейди болото

Цель игры: развивать быстроту, ловкость, вестибулярный аппарат детей, внимательность, наблюдательность, желание играть в коллективе сверстников.

Оборудование: 4 альбомных листа или небольшие дощечки, 2 одинаковые игрушки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды и придумать каждой название. Затем руководитель выдает командирам по две дощечки и говорит, что необходимо дойти до игрушки, которая расположена в нескольких метрах от линии старта, взять ее и принести следующему участнику.

Ребенок берет игрушку, помещает ее в карман и при помощи двух дощечек передвигается к тому месту, где игрушка находилась ранее, и кладет ее на место. Так продолжается до тех пор, пока все игроки не примут участие в эстафете.

В игре побеждает та команда, которая быстрее другой закончила передвижение и вернулась в исходное положение. Но нельзя забывать о том, что наступать ногами на пол запрещено.

Организовать игру можно и немного иначе. Для этого в состязании будут принимать участие не по одному игроку из каждой команды, а по два. При этом один будет передвигаться по «камушкам» (дощечкам), а другой будет их перекладывать.

А я в «домике»!

– У тебя сколько рубинов?
– 50!
– Ого! Покеж, какая у тебя мельница?

Этот диалог я подслушала на днях у соседских мальчиков. Они сидели на скамейке и тыкали друг у друга в телефонах. Оглянувшись вокруг, я не увидела детей, играющих в «Собачку» или чертящих поле для «Тише едешь – дальше будешь». Современным дети, увы, предпочитают стучать по клавиатуре и сидеть во «ВКонтакте».

Дворовые игры, в которые мы играли днями напролет (пока не «загонят»), постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка.

Предлагаю вам вспомнить наши любимые дворовые игры и приобщить к ним своих детей.

Прятки

Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

Правила

Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
  • «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

Количество игроков: чем больше, тем лучше.

Салки / Догонялки


Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза – свой).

При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:

  • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.).

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).

Правила


Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».

«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.


Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

  • №1 – одна нога;
  • №2 – одна нога;
  • №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
  • №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
  • №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
  • №8 – одна нога;
  • №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.


Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

Правила

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.


Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

  1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.


Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

Правила

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

Количество игроков: не меньше 3.


В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

Правила

Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.


Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!

Количество игроков: не ограничено.

А в какие игры играли во дворе вы?

Статьи по теме: