Д и по ознакомлению с окружающим миром. Кто такой цыпленок? Путешествие по карте леса

Картотека дидактических игр по
ознакомлению с окружающим миром.
1.
1.1 «Укладывание в колыбель».
1.2 «Что это? Кто это?».
живой или неживой предмет.
Цель игры: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее
Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол,
книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)
Описание игры. Мы говорили детям, что: «Вокруг нас много разных
предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а
вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»». Показывали разные предметы,
например: книга, стол и т.д. «Как можно спросить про эти предметы?» ­ «Что
это?».
Далее спрашивали: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» и
показывали на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню и т.д. и
спрашивали у детей: «Как можно спросить? (Кто это?)» Называли разные
предметы, а дети ставили вопрос «Кто?». Таким образом, мы постепенно
подвели детей к понятиям «живой ­ неживой».
1.3 «Что изменилось.»
Цель игры: научить детей правильно называть предметы, обогатить
словарный запас.
что помогает
сосредоточиться. Воспитывать любовь к своим игрушкам и привычку убирать
их после игры.
Развивать память и внимание,
Оборудование: игрушки разного размера и цвета: медвежонок,
зайчонок, слоненок, котенок, лисенок, 2–3 небольшие куклы, кубики разного
цвета и формы.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть вместе и
определить самого внимательного и наблюдательного. Для этого необходимо
увидеть и сказать, какого предмета не хватает.
Проводить занятие можно сразу со всей группой ребят и
индивидуально. Если игра коллективная, то руководитель просит всех встать
в круг, в центр которого кладет несколько подготовленных игрушек в
определенном порядке.

Затем воспитатель говорит детям, что им следует очень внимательно
посмотреть на предметы и запомнить, в каком порядке они лежат. После
этого ребята закрывают глаза и отворачиваются от предметов, а в это время
руководитель меняет местами игрушки или убирает одну из них.
Когда дети поворачиваются, они должны заметить изменения, которые
произошли и рассказать об этом воспитателю. Так продолжается 7­10 минут.
Победителем игры становится тот ребенок, который дал наибольшее
количество правильных ответов.
1.4 «Предметные фризы»
1.5 «Времена года».
Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению
растений и животных, а также жизни людей в разное время года.
Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие
времени года.
Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе
помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями
и пользоваться их подсказками.
Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей
разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года
(белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или
оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На
каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей
тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на
земле, развлекающиеся дети).
1.6 «Что нам осень принесла?».
Цель. Учить детей узнавать и называть овощи. Учить понимать и выполнять
инструкцию «возьми по одному». Учить детей повторять за воспитателем
несложные фразы.

Описание игры. Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит
на столе, лежат овощи.
«Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли
вы их», ­ говорит педагог и достает морковь, лук, картошку, помидор,
капусту. Показывает их, уточняет названия и кладет обратно в корзину. Там,
где это целесообразно, он уточняет цвет, размер, назначение овощей.
1.7 Дидактическое упражнение «Кому что?».
Цель. Уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка
грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей
глаголы лакать, грызть, есть.
Описание игры.
«Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка…
(большая­пребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет­потянет,
вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку
– тянут­потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?»
По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с
репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать:
«Сладкая репка! Сладкая!»)
«Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей
отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: «Очень­очень вкусная
репка». Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.)
Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую
еду приготовила. Кошке – молочка и кусочек колбаски: «Лакай, киска,
молоко! Ешь колбаску!» (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке –
косточку: «Грызи, Жучка, косточку!» Мышке – корочку сыра: «Неси, мышка,
сыр мышаткам!» (Хоровые повторения.)
Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: «Дед, бабка и
внучка едят сладкую репку»; «Кошка ест колбаску и лакает молоко»;
«Собака Жучка грызет косточку»; «Мышка лакомится корочкой сыра».
1.8 «Чудесный мешочек».
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных
объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику
пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек,
разные игрушки,
имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному
подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет

характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться,
что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает
предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
1.9 Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»
Цель. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить
четко и правильно произносить звукоподражательные слова.
Описание игры.
Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол.
Воспитатель вносит куклу. «Здесь будет, – педагог обводит рукой
поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе
нравится твоя комната?» (С этими словами к кукле обращаются и дети.)
«Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет.
Кровати нет"»
Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате
кровать?» Предлагает кукле лечь в кровать. «Ложись. Ляг, Катенька!» –
предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.)
Катя ложится. Дети поют колыбельную: «Баю­бай, баю­бай, поскорее
засыпай"» (повторяется дважды). «Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы
ей в комнату мебель поставим. Стол поставим. Нужен стол?» «И стулья
нужны», – обязательно скажет кто­нибудь из детей. «Зачем стулья?» –
интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья.
Просыпается Катя. Она радуется новой мебели.
1.10 «Оденем куклу на прогулку».
Цели и задачи:
1.
Воспитывать бережное отношение к вещам,
оказывать
взаимопомощь друг другу при одевании.
2.
Развивать мелкую моторику рук,
наглядно­действенного
мышления.
3. Учить детей различать и называть предметы одежды,
дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на
картинках, последовательно одевать куклу.
Оборудование: дидактическая игра «Одень куклу», кукла Гоша,
Маша, одежда для кукол, иллюстрации с одеждой и обувью

Предварительная работа: Заучивание потешек на тему "Одевание",
рассматривание картинок "Одежда", "Обувь", работа с детьми над
последовательностью одевания.
1.11 «Научим куклу раздеваться».
1.12 «Купание куклы».
Цель. Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия
предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце,
намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода;
показывать малышам, как интересно можно играть с куклой.
Описание игры.
Воспитатель ставит на стол ванночку с водой, рядом – два ведерка и кружку
«Сегодня, – сообщает он детям, – мы будем купать Катю. В ванночке будем
купать. А в какой водичке?»(В теплой.) Педагог приглашает детей
определить, какая вода в ванночке. Приносит куклу. Снимает с нее рубашку и
сажает в ванночку. Кому­нибудь из детей он предлагает принести мыло (все
необходимые вещи разложены на соседнем столе). Сообщает малышам, что
мыльница – это домик для мыла. Дети повторяют: «Мыльница – домик для
мыла».
Воспитатель просит ребенка найти губку, дать потрогать ее детям (мягкая, с
дырочками). Спрашивает, зачем нужна губка. Моет Катю. Намыливая кукле
голову, педагог взбивает пену и приговаривает:
Будет мыло пениться,
И грязь куда­то денется. (Повторяет 2–3 раза.)
Затем воспитатель говорит: «У меня в желтом ведерке горячая вода.
(Спрашивает у двоих­троих детей, какая вода в ведерке.) А в синем –
холодная. Я смешаю горячую воду с холодной. И будет вода… (теплая). Этой
теплой водичкой я смою с Катеньки остатки мыла». Моет куклу,
проговаривая слова из стихотворения Е. Благининой «Аленушка»:
Теплую водичку
Льем на нашу птичку.
Эти строчки повторяют и дети.
Ребенок приносит полотенце, объясняет его назначение. Держит куклу,
которую вытирает воспитатель. «Вода в ванночке грязная и мыльная, –
говорит педагог. (Дети повторяют слова воспитателя.) – Ее надо вылить».
Воспитатель убирает мыло в мыльницу, приговаривая: «Вот домик­теремок, в
нем мыло живет», вешает сушиться полотенце, отжимает губку.

1.13 «Укладывание куклы спать».
Цель:
1.14 Дидактическая игра «Живые картинки».
Цель. Учить детей различать и называть птиц, развивать внимание.
Описание игры.
«Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, – рассказывает
педагог. – Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц.
Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли… (гуси), затем пришел…
(индюк), прибежали… (курочки).
Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел… закройте глаза (дети не
должны закрывать глаза руками)». Воспитатель убирает картинку и говорит:
«Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь
откройте. Что скажете? (Гуси ушли.На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза.
Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)»И так
далее. (Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.)
1.15 «Будем заваривать чай».
Цель: Учить детей последовательно заваривать чай, различать и называть
предметы чайной посуды.
Ход игры: Воспитатель показывает коробочку –пачку с чаем, высыпает его
на поднос, дети рассматривают, определяют его запах, цвет. Показ
предметов чайной посуды, показ заваривания чая кипятком в заварочном
чацнике, объясняет, что чай должен настояться, затем предлагает детям
попробовать чай, добавив молоко.
2. Знание о себе и своей семье
2.1. «Я есть» .

Цель: Ознакомление детей со строением человека, формирование
представления о принадлежности пола.
Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки –
накладки.
Ход игры: воспитатель называет какую – либо часть тела, ребенок находит
ее среди карточек прикладывает к изображению мальчика или девочки.
2.2 «Мое настроение»
Цель: сформировать представление о настроении и чувствах, развивать
умение определять настроение по мимике, жестам, способствовать
повышению психоэмоциональной устойчивости.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации «Угадай настроение» , дети
угадывают настроение по мимике, жестам.
2.3 « Я и моя семья».
Цель.
Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней;
умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь
дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.
Дидактический материал.
Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением
членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама,
папа, брат, сестра), карточка со списком родственников, плоскостные
многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами.
Игровые правила.
Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские
отношения.
Ход игры.
Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?».
Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов
взрослого, рассказывает о своей семье.
Вопросы – помощники:
- Он (она, они) какой (какая, какие)?
- Кто самый младший (старший) в твоей семье?
- Что вы делаете все вместе?
- Как ласково называет тебя мама? И т.д.

2.4 «Я сам».
Цель: Воспитывать у детей самостоятельность, развивать навыки ухода за
собой, соблюдать опрятность, побуждать детей обращать внимание на
внешний вид, самостоятельно устранять непорядок в одежде, прическе.
Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации, где дети самостоятельно
одеваются, умываются, помогают маме.; рассказывают, что они
самостоятельно умеют делать.
2.5 «Кто веселый грустный сердитый?»
Цель: Учить детей различать настроение по мимике лица.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки людей, у которых разное
настроение, дети различают по мимике лица, веселый, грустный, сердитый.
2.6 «Узнай своих родственников».
Цель: Побуждать детей рассматривать фотографии и простые картинки с
изображением семьи. Называть членов семьи, их действия (мама варит суп,
папа пылесосит, дедушка читает газету.)
Ход игры: Детям показывают фотографии, картинки, они рассказывают о
своей семье, отражая сюжеты из жизни.
2.7 «За что бы я себя похвалил?».
Цель: Учить детей выделять добрые поступки по отношению друг другу.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети по ним составляют
рассказы.
2.8 «Как мы помогаем маме».

Цель: Продолжать учить детей проявлять доброе, заботливое отношение к
своим родителям.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети составляют по картинкам
рассказы.
2.9 «Как мы играем».

Игру как явление не оставили без внимания многие отечественные и западные педагоги и психологи. Использование игры для решения различных педагогических задач способствовало развитию как ее формы, так и содержания. Признавая влияние игры на развитие психических новообразований и на всестороннее развитие личности ребенка, те и другие подчеркивали, что возможность играть для детей очень важна.
Специалисты отмечают, что игра в определенной мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. Игра, как указывал профессор А. В. Запорожец, возникает не самопроизвольно, как продукт индивидуального творчества, а под влиянием и в результате усвоения социального опыта. Ребенок, как и взрослый человек, – существо общественное. Он живет и воспитывается в обществе своих родителей, сверстников, в окружении работников детского сада и т. д. Так постепенно формируется личность. Необходимо отметить, что окружающая среда, в которой развивается ребенок, не сводится только к природной сфере, она включает в себя и производственную сферу, и отношения между людьми. Ребенок узнает об окружающем мире посредством чувственного восприятия и через определенные источники информации (взрослые, старшие дети, сверстники, литература, искусство, СМИ и т. д.). Маленький ребенок является своего рода носителем определенных биофизических компонентов, которые, с одной стороны, делают его частью природы, а с другой – отличают его от других живых существ, находящихся в природе и социуме.
Следует отметить, что между тем, каков мир на самом деле, и тем, каким воспринимает его ребенок, существует некоторое различие. Правильно понять окружающую действительность (природную и социальную) ребенку в учебно-воспитательном процессе через определенные формы работы с ним поможет педагог. Впечатления, полученные детьми, создают не только базу для развития и формирования правильных представлений, но и являются определенной почвой для проведения совместных игр. В своей повседневной работе мы используем дидактическую игру как средство ознакомления и уточнения знаний о природной среде и шире – как средство ознакомления детей с социальным миром. Обеспечить правильное, безболезненное усвоение детьми общественного опыта помогут игры, подготовленные педагогом с учетом всех требований, предъявляемых к их проведению. В процессе игры в смоделированных педагогом ситуациях ребенку легче спланировать свою деятельность и усвоить норму поведения в окружающем мире.
Воспитывающий характер игры повышается в результате обогащения детей знаниями, то есть в процессе воспитательно-образовательной работы. М. Горький считал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей». Игра является своего рода деятельностью, которая может решить данные задачи, ведь в игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. При этом происходит взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений между детьми.
На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающей глубокими знаниями об окружающем мире, умеющей выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании подрастающего поколения (в данном случае детей дошкольного возраста) именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире.
Планируя содержание дидактической игры по ознакомлению детей с социальной действительностью, педагог прежде всего должен создать условия, при которых будет происходить воздействие на интеллектуальное, нравственно-волевое развитие ребенка и формирование его эмоционально-положительного отношения к окружающему. Например, содержание дидактической игры «Поступи правильно» направлено на формирование у ребенка представлений о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни. В основу этой игры легло стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Материалом для этой игры служит серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, то есть даны примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей. В ходе игры детям предлагается рассмотреть изображения, вынести оценку поступкам героев, отложить карточки, изображающие положительные поступки, в одну сторону, отрицательные – в другую. Выяснить, как бы поступили дети в подобных ситуациях. В этой игре выявляется способность детей оценить обстановку исходя из собственного опыта и определенных обществом правил и норм. В игровой форме развиваются начальные умения сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь, то есть формируется жизненная позиция ребенка в социальной и бытовой среде. Осмысление ребенком событий, объяснение поступков героев из серии сюжетных картинок обогащают опыт дошкольника и формирует эмоционально-оценочное отношение к обществу, в котором он находится.
Неотъемлемую часть ознакомления с социумом составляют дидактические игры, содержание которых связано с профессиями людей. Вниманию детей можно представить, например, игру «Карта профессий». Материалом для нее служит большая картина, состоящая из скрепленных разноцветных листов с изображенными на них различными общественными учреждениями. На этой картине есть исходная позиция для играющих, от которой идет дорожка из кружков к тому или другому учреждению. Двигаясь по одной из таких дорожек, ребенок называет профессии людей, которые работают там, куда ведет дорожка. Эта игра направлена на выявление общих представлений детей о том, где работают взрослые люди, на знание специальностей, на соотнесение места, специальности и вида деятельности (врач работает в больнице, поликлинике, он лечит людей, учитель работает в школе, он учит детей и т. д.). После такой игры целесообразно ввести игры по ознакомлению с определенным видом профессии (строитель, почтальон, водитель и т. д.), которые дают более полное представление о труде и своеобразии профессий людей. В содержание этих игр включено и ознакомление детей с механизмами, помогающими труду людей (строителям, водителям, грузчикам, бригадам «Скорой помощи» и т. д.).
Эффективны игры, в которых детям предлагается побывать в роли людей той или иной профессии. Например, в дидактической игре «Составь сказку» дети становятся мультипликаторами: самостоятельно составляют по знакомому произведению «кадры» для диафильма. Материалом для этой игры служат импровизированная «лента диафильма», «кадры», заполненные и пустые, которые должны зарисовать сами дети, цветные карандаши. Возможности, заложенные в этой игре, не только помогают интеллектуальному развитию детей, развитию навыков изобразительной деятельности, но и формируют у детей умение трудиться сообща. Результатом совместного труда детей станет составление и зарисовка ими «ленты диафильма». С ее помощью можно провести работу по составлению творческих пересказов.
Структура и особенности данных игр определяют их большие потенциальные возможности. Уникальное соединение – замещение реальных объектов на образные и наличие дидактической задачи, свойственные игре, – дает возможность педагогу, с одной стороны, достичь в ходе игры познавательных целей, а с другой – смоделировать различные (реальные и нереальные) ситуации, в которых дети решают как игровые, так и познавательные задачи. Балансирование между реальным и образным, существующим и выдумкой, конечно, привлекает внимание и интерес детей. Образность содержания многих дидактических игр позволяет сравнить их со сказкой, но только игра позволяет детям быть активными, что очень важно именно для ребят дошкольного возраста. Действия в дидактической игре могут быть различны как в практическом, так и в умственном плане – начиная с действий, позволяющих развивать сенсорные процессы, и заканчивая сложными логическими умозаключениями. Игра органически вписывается во все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми.
Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр для каждого направления воспитательно-образовательной работы с детьми. Включать игру в ту или иную форму занятия можно неоднократно. При этом в содержание уже известных детям игр нужно вносить новые элементы. Использование конкретной игры диктуется не только заложенными в ней дидактическими задачами, содержанием, но и набором наглядного дидактического материала. Желательно использовать широкий диапазон наглядных материалов больших и малых форм, можно привлечь музыкальное сопровождение, включить художественно-творческую деятельность детей.
Игры, предложенные вниманию детей, должны быть связаны между собой в каждой из форм воспитательно-образовательной работы. Взаимосвязь дидактических игр довольно легко осуществить, если выполнить определенные требования к данным играм: от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности детей; каждая последующая игра должна по возможности продолжать последовательность действий, событий предыдущей; после каждой пройденной темы необходимо составить комплекс игр на отработку полученных знаний, умений и навыков. Теперь проиллюстрируем, как выполняются эти требования, на примере нескольких дидактических игр.

Строитель

Цель . Выявить уровень знаний детей о профессиях строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах для постройки дома, процессе постройки, закрепить знания порядкового счета (1-й, 2-й этаж и т. д.). Формировать умение образовывать существительные с суффиксами -щик- , -чик– (крановщик , каменщик , водопроводчик и т. д.).
Материал . Картины, изображающие блоки, панели домов, картинки с изображением машин, помогающих при строительстве домов, и т. д.

Задания:
1. Отобрать из большого количества предложенных механизмов и материалов необходимые для постройки «дома».
2. Установить последовательность постройки «дома».
3. Построить «дом».
В ходе этой игры педагог объясняет детям, что возведение дома – это сложный процесс. Обращает внимание детей на определенную последовательность работы строителей. Вначале архитектор определяет место для возведения здания. На этой площадке рабочие, инженеры роют котлован на определенную глубину, выравнивают его. Далее начинают возводить фундамент. Фундаменты бывают разные: ленточные, на сваях и т. д. – в зависимости от несущей способности грунта, на котором строится здание. Когда работы по возведению фундамента закончены, начинается работа по постройке самого здания, по этажам.

Спланируй город

Цель . Закрепить знания детей о том, что такое город, какие здания, учреждения, дома находятся в городе. Выяснить с детьми, как лучше спланировать строительство города по карте. Обратить внимание детей на экологию города. Формировать умение с опорой на карту составлять макет города из крупного «Строителя», умение оперировать предметами-заместителями. Обратить внимание на красоту архитектурных сооружений в Москве.
Материал . Большая карта города, крупные карточки с изображением городских объектов и карточки с изображением деревьев, кустарников, фонтанов, крупный «Строитель», цветные карандаши, клейкая лента, ножницы.

Задания:
1. Наметить центр и окраины города.
2. Вывести вредные производства за черту города.
3. По плану построить макет города из крупного «Строителя».

Эти игры закрепляют знания детей о строительстве домов в человеческом мире. Первая игра дает возможность детям реализовать знания, полученные на занятиях, в элементарной игровой деятельности. Особой сложности эта игра не представляет, но приучает ребенка пользоваться знаниями, прислушиваться к мнению сверстников.
В следующей игре содержание и задачи усложняются, детям предоставляется полная самостоятельность в постройке макета города, участие педагога в этой игре минимально. Дети намечают центр и окраины города; опираясь на свой жизненный опыт, определяют, что должно быть в городе, чего не должно быть; определяют, где должны находиться правительственные здания, офисы, а где – жилые кварталы и социальные инфраструктуры. Педагог специально оставляет неполностью готовые для игры объекты (булочная, аптека и т. д.). Дети самостоятельно работают с предметами-заместителями – дорисовывают, приклеивают. Педагог в этой игре имеет возможность узнать, каким образом дети общаются (определить уровень общения), как распределяют между собой игровые обязанности (кто что будет делать), и, конечно, выявить уровень знаний каждого ребенка.
Следует отметить, что на развитие познавательной активности детей влияет не только постепенное усложнение игр с точки зрения познавательных задач, содержания, игровых действий, правил, но и то, какое количество наглядного материала используется. Оно может как возрастать, так и убывать. Полезны дидактические игры с минимальным количеством наглядного материала.
Содержание дидактических игр, проводимых педагогом с детьми, должно соответствовать временам года, ведь с изменениями, происходящими в природе, происходят изменения и в мире людей начиная с одежды и заканчивая деятельностью людей, характерной для того или иного сезона. Например, в осенний период проводятся игры, содержание которых отражает осенние явления неживой природы и их влияние на живую природу, а также жизнь и деятельность живых существ в природе и человека в городах и селах именно в этот период времени (уборка урожая, заготовки на зиму, забота о домашних животных и т. д.).
В каждый сезон детям необходимо знакомство с такими дидактическими играми, благодаря которым они осознают красоту данного времени года, его благотворное влияние на деятельность человека (люди создают живописные картины, музыку, скульптуры, стихи, сказки и т. д.).
Важны дидактические игры по отработке терминологии. Например, нужно отработать термины, связанные со строением растения (корень, стебель, листья, цветы, бутон, плоды и т. д.). Названия таких частей растения, как листья, цветочек, корень, усваиваются детьми неплохо, но такие названия, как стебель, вызывают определенные сложности. Дети могут называть его и «палочка», и «столб». Педагогами разработаны различные игры на эту тему. Проведение лишь одной игры не дает значимого результата. Нужно провести несколько игр, которые друг за другом будут знакомить детей с особенностями строения растений, продолжая создавать условия для отработки терминов.
Например, после использования трех последовательных игр «Чудо-цветок», «Кому нужна вода, а кому – полянка», «Приготовь лекарство» дети начинают правильно называть различные части растения и легче овладевают термином «стебель». Дидактическая игра «Чудо-цветок» направлена на закрепление знаний детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод), на ознакомление с потребностями растения в определенных внешних условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития, на знакомство с этапами развития живого существа, его свойствами, качествами, на отработку общепринятых эстетических эталонов.
Игра «Кому нужна вода, а кому – полянка» знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти: на солнечной полянке или на затененной опушке леса, рядом с водой или в воде (какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое)? Как приспосабливается к обилию или недостатку влаги? В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенностями строения корня, листьев и т. д.
В игре «Приготовь лекарство» дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах, которые заложены в определенных его частях. Детям, таким образом, предлагаются различные игры, преследующие одну цель: отработать знания детей о строении растения, его особенностях и пользе для людей.
Эта книга содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем категориям:
– игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
– игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
– игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.
Дидактические игры, правильно используемые в учебно-воспитательном процессе, – это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Игры по ознакомлению с флорой и фауной

Жизнь в семенах
(игра для детей 5–7 лет)

Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха), этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.
Материал. Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.
Задание. Рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития овощной культуры, рассказать о жизни и развитии данного растения.

Правила:
1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.
2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Алгоритм проведения

1. Педагог рассказывает детям о жизни маленького семени.
– Всю долгую зиму у нас в коробочке спали семена. Посмотрите, какие они маленькие, беззащитные, но в каждом из них таится необыкновенная сила жизни. Сейчас в каждом маленьком семечке спит жизнь будущего растения. Мы их разбудим, а потом помечтаем, какими они будут.
Педагог вместе с детьми помещает семена различных овощных культур в специальные чашечки на влажный фильтр и закрывает крышечкой. Через некоторое время крышка запотевает.
– Это наши семена проснулись, они дышат. Пройдет совсем немного времени, и у каждого из них появится маленький белый хвостик. (Показывает проросшее семечко.)
– Как вы думаете, что это? (Это маленький корешок.)
– Это проросшее семечко нужно посадить в землю, и из него постепенно вырастет взрослое растение, если, конечно, вы не забудете за ним ухаживать.
– А теперь давайте помечтаем, какие вырастут из наших семян (перца, томата, огурцов, бобов, фасоли, гороха) растения.
2. Каждому ребенку выдается семечко, предлагается внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого выросло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинках, помогают ориентироваться в подборе карточек.)
3. Дети подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своем растении.
4. В конце игры подводится итог.

Построй домик для животного
(игра для детей 6–7 лет)

Цель. Закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать правильный материал для постройки дома любому из животных.
Материал. Большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов животных (муравейник, улей, гнездо птицы и т. п.), стройматериалов (веточки, травинки, пух, листья и т. д.), самих животных.

Задания:
1. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь.
2. Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для вашего животного.
3. Подобрать домик для животного.
4. Рассказать о своем выборе.

Правила:
1. В игру играют в командах (3 команды по 2–3 человека в каждой).
2. Кто быстро и правильно справился с заданием и сумел объяснить свой выбор, выиграл.

Алгоритм проведения

1. Педагог объявляет ребятам о том, что в детский сад пришла телеграмма.
– Звери зеленого леса прислали нам телеграмму, в которой просят нас о помощи, построить им жилье. Поможем построить домики зверям? (Да.)
– Выберите тех животных, кому вы хотели бы помочь, назовите их по имени. Чтобы у нас все хорошо получилось, нужно знать, как правильно это сделать.
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием. Дети делятся на команды и начинают совместно играть.
3. В конце игры подводится итог.

Собери растение
(игра для детей 4–5 лет)

Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.
Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Задания:
1. Вспомнить, каково строение растения.
2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.
3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

Правила:
1. Количество играющих от 4 до 6 человек.
2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Алгоритм проведения

1. Педагог:
– Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что… (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)
– Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)
– Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)
– Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.
2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.
3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку.
4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.
5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел на цветы лужайки.
6. В конце игры подводится итог.

Грибная полянка
(игра для детей 6–7 лет)

Цель. Закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы. Провести работу по словообразованию (под березой – подберезовик, под осиной – подосиновик). Формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине. Формировать умение видеть красоту осеннего леса, убранства деревьев, кустарников, многообразие грибов. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика. (Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, где дети делали из бумаги корзиночки.)
Задание. Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же).

Правила:
1. Количество играющих 6–7 человек.
2. В лес за грибами можно идти только с корзинкой.
3. Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах.
4. Победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.

Алгоритм проведения

1. Педагог предлагает детям прогуляться в сказочный лес за грибами, вспомнить, что нужно взять с собой в лес.
2. Под музыку дети вместе идут в «лес».
3. Педагог объясняет правила игры и задание.
4. Каждый ребенок выбирает на картине съедобные грибы и собирает их в корзинку.
5. Гриб-лесовик уточняет с детьми, как называется тот или иной гриб, где он любит расти.

Организация: МБОУ СОШ с.Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района

Населенный пункт: Республика Тыва, село Дерзиг-Аксы

Дидактические задачи: Проверить и закрепить представления о времени. Формировать сосредоточенность внимания и быстроту ответа. Учить по частному определять общее и из общего определять частное.

Игровая задача: Кто быстро и правильно ответит.

Игровые действия: Ловить мяч и отвечать на вопрос. Правила игры. Внимательно слушать вопрос и при получении мяча отвечать в соответствии |с условиями (учителя).

Оборудование: Мяч средней величины.

Учитель : Сегодня у нас будет дидактическая игра «Большой экзамен». На экзамене учитель задает вопросы, а ученик отвечает. Отвечать будет тот, кому я брошу мяч. Вот, например, я скажу: - Утро. А что дальше? Что наступает после утра? (День). А что следует за днем? (Вечер). А дальше? (Ночь). Как одним словом назвать утро, день, вечер и ночь?

Начали: Зима, а за нею? Весна, а за нею? Зима, весна, лето, осень - что это? (Времена года).

Сколько дней в неделе?

Сколько месяцев в году?

Назовите летние месяцы.

Назовите осенние месяцы.

Назовите зимние месяцы.

Назовите весенние месяцы.

Почему лося называют лесным великаном? (Вес его достигает 400 кг, за сутки он может съесть 1700 веток).

Почему лису назвали Патрикеевна? (Лет 600 назад жил князь Патрикей, прославившийся своей хитростью и изворотливостью).

Назовите главный корм белок? (Семена хвойных деревьев).

Что делает медведь зимой? (Спит в берлоге).

Какие съедобные грибы вы знаете?

Можно ли сбивать в лесу ногами мухоморы?

Заготавливает ли заяц еду на зиму?

Где растет?

Дидактическая задача: Знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.

Игровые действия: Учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе.

Деревья , кустарники , травы.

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.

Игровые действия: Учитель показывает березу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень - показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось.

Летает - не летает.

Дидактическая задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира.

Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях.

Домашние и дикие животные.

Дидактическая задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.

Игровые действия: Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла». (Корова)

Назови детенышей.

Дидактическая задача: знать название детенышей домашних и диких животных.

Игровые действия: Учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детеныша.. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.

Съедобное и несъедобное.

Дидактическая задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

Игровые действия: Учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.

Эстафета цветов - «Шаг - цветок» .

Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Кто назвал растение - шаг вперед, повторился с названием или не сказал - оставаться на месте. Побеждает тот, кто первый пересечет условную черту.

Найти пять одинаковых листьев

Дидактическая задача: Закрепление знаний о породах лиственных деревьев и кустарников. Формирование навыков соотнесения листьев с са­мими растениями. Развитие наблюдательности.

Игровые действия: Игру нужно проводить во время осенней экскурсии на прогулке в парке, сквере, саду. Учитель показывает детям листок с дерева или кустарника. Учащиеся должны найти по 5 листьев этого же растения (причем найти их на земле, а не сорвать), принести их учителю, назвать дерево или кустарник, с которого они опали. Выигрывают первые 5 человек, которые правильно выполнили задание.

Список использованной литературы.

  1. Л.Д.Ласкина и др. Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 3-4 классах: метод. Беседы: кн. для учителя – М.: Просвещение, 2001.
  3. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс – М.: ВАКО, 2004

Игры подобрала воспитатель МДОУ "ЦРР - детский сад № 247" г. Саратова Черницова Мария Геннадьевна

Перечень дидактических игр
по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста
с окружающим миром
1. «Угадай по описанию» - развивать умение определять по названным признакам насекомых, цветы; закрепить знания о лете
2. «Разноцветные поляны» (О. Дьяченко «Чего на свете не бывает» с. 11) – закреплять знания цветов
3. «Кто где живёт» - формировать представление об образе жизни диких животных зимой (медведь спит в берлоге). Учить находить на картинках знакомых животных. Активизировать в речи детей названия диких животных, названия жилища животных (медведь - берлога, лиса – нора белка – дупло, заяц – куст). Учить отвечать на вопросы предложением. Методические указания. 1 уровень. Дети находят животных по просьбе воспитателя, называют их. Воспитатель рассказывает, что все животные зимуют по разному, и распределяет животных по их жилищам, называя их, просит детей повторить. 2 уровень. Дети используют вместо изображений животных кружки разного цвета и размера: большой коричневый – медведь, средний оранжевый – лиса, маленький оранжевый – белка, белый маленький – заяц. 3 уровень. Дети отгадывают загадки о животных и отвечают, кто из них где зимует
4. «Спрячь мышку» (О. Дьяченко «Чего на свете не бывает» с. 10) – закреплять название цветов
5. «Воздушные шары» (О. Дьяченко «Чего на свете не бывает» с. 10) –закреплять умение различать форму и цвет
6. «Такой листок, лети ко мне» (А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» с. 33) – упражнять в нахождении листьев по сходству
7. «Найди такой же цветок» - учить детей находить одинаковые цветы
8. «Знаешь ли ты овощи» (Л. Шипицына «Азбука общения» с. 161) – учить зрительно узнавать овощи
9. «Кто мы» (Л. Шипицына «Азбука общения» с. 248) – воспитывать интерес к собственной личности
10. «Мы разные» (Л. Шипицына «Азбука общения» с. 247) – развивать умение различать индивидуальные особенности других детей
11. «Покажи правильно» - ввести в активный словарь детей существительные – названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова, глаголы - лакает, грызёт, жуёт. Учить отвечать на вопросы о внешнем виде животных, их образе жизни (живёт в конуре, на конюшне, в сарае, питание - существительные молоко, трава, сено, косточка, рыба. Методические указания. 1 уровень. Воспитатель показывает детям игрушку собаки и беседует о ней с детьми. Активизирует речь детей вопросами: кто это? Какие части тела есть у собаки? Чем она питается? как лает собака? Что умеет делать? Где живёт, сочетая показ игрушки с рассматриванием сюжетной картинки. 2 уровень. Игра «Накорми животное», 3 уровень. Игра «Помоги маме найти своих детей». Цель: ввести в активный словарь названия детёнышей домашних животных
12. «Разноцветные поляны» (О. Дьяченко «Чего на свете не бывает» с. 11) – закреплять знания цветов
13. «Подбери по цвету» - учить детей видеть не только основные цвета, но и их оттенки
14. «Найди такую же снежинку» - развивать внимание, наблюдательность
15. «Покажи правильно» - дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички. воробей, глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт) . Учить образовывать родительный падеж единственного числа существительных. Учить отвечать на вопросы двусловным предложением. Развивать внимание, память. Методические рекомендации. 1 уровень. Взрослый показывает детям изображения зимующих птиц, спрашивает, кого из птиц узнали дети. просит показать крылья, лапки, хвостик, клюв у птиц, уточняя, что всё это есть у всех птиц. Все птицы машут крыльями, летают, прыгают или ходят, клюют. 2 уровень. Воспитатель убирает одну из картинок и спрашивает: «Кто улетел? ». Дети отвечают: «Нет воробья» и т. д. 3 уровень. Дети отгадывают загадки о птицах, выбирают изображения угаданной птицы и показывают его другим детям.
16. «Кто где живет» (О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с. 49) – закрепить умение систематизировать животных по среде обитания
17. «Подбери посуду для куклы» (А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» с. 36) –закрепить знания о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению
18. «Кукла Катя обедает» (А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» с. 29) –закрепить знания о столовой посуде
19. «В гостях у куклы Кати» - закрепить в активном словаре детей названия предметов мебели (стол, стул, диван, кровать, шкаф, кресло, детали мебели: спинка, ножки, сидение, дверца. Внести в словарь детей предложные конструкции: за, на, под, около, формировать навык понимания предложных конструкций. Учить отвечать на вопросы предложением. Дать обобщающее понятие: мебель, объяснить назначение. Методические указания. 1 уровень. Воспитатель предлагает детям пойти в кости к кукле Кате. У куклы дома есть разная мебель. Воспитатель вместе с ребёнком рассматривают мебель, уточняют название мебели, детали, назначение. 2. уровень. Ребёнку предлагают выполнить действия с малым мячом по указанию воспитателя: положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула. 3 уровень. Ребёнок ищет потерянную куклой рукавичку и отвечает на вопрос: «Где перчатка? » «Рукавичка на стуле, под стулом и т. д. ».
20. «Найди и покажи» - учить называть предметы одежды и обуви на картинках. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов существительных: шуба – шубка, рукавицы – рукавички, свитер – свитерок, сапоги – сапожки, валенки – валеночки. Понимать обобщающие слова: одежда, обувь. Методические указания. 1 уровень. Ребёнок рассматривает и называет предметы одежды и обуви (шуба, рукавицы, сапоги, свитер, валенки). Затем называет изображения – шубка, рукавички, валеночки, свитерок. 2 уровень. Взрослый просит положить рядом изображения больших предметов и маленьких. 3 уровень. Ребёнок раскладывает карточки с изображением одежды по сезонам: весенняя, летняя, зимняя
21. «Найди и покажи» - учить называть предметы одежды и обуви на картинках. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов существительных: шуба – шубка, рукавицы – рукавички, свитер – свитерок, сапоги – сапожки, валенки – валеночки. Понимать обобщающие слова: одежда, обувь. Методические указания. 1 уровень. Ребёнок рассматривает и называет предметы одежды и обуви (шуба, рукавицы, сапоги, свитер, валенки). Затем называет изображения – шубка, рукавички, валеночки, свитерок. 2 уровень. Взрослый просит положить рядом изображения больших предметов и маленьких. 3 уровень. Ребёнок раскладывает карточки с изображением одежды по сезонам: весенняя, летняя, зимняя
22. «Где это можно купить» (Л. Шипицына «Азбука общения» с. 226) –закрепить знания о том, что разные товары продаются в различных магазинах
23. «Угадай, что бывает весной» - закрепить признаки, характерные для весны
24. «Угадай, что бывает летом» - закрепить признаки, характерные для лета
25. «Сварим щи и компот» - продолжать учить детей различать овощи и фрукты
26. «Назови дерево» - закрепить знании детей о деревьях
27. «Когда это бывает» (А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» с. 45) – закрепить знания детей о временах года и их характерных признаках
28. «Когда это бывает» - учить детей различать части суток

Идем в гости к Мудрой Сове

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Формировать умение ориентироваться по карте в лесу. Развивать пространствен-

ное мышление. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Материал.

Большая красочная карта леса; вырезанные из картона деревья, кустар-

ники, озеро, тропинка, река, дорога, мост, сова; карточка с обозначением сторон света (север,

северо-восток, восток и т. д.); письмо лесных жителей; план-маршрут; фигурки, обознача-

ющие детей.

Задание.

Следуя указаниям, найти путь на Совет жителей леса.

Правила:

1. В игре участвуют 5–6 детей.

2. По карте леса двигаться только при помощи фигурок.

3. Фигурки игроков не должны сталкивать друг друга с тропы переходов.

4. В ходе продвижения по Волшебному лесу четко следовать указаниям.

5. За плохое поведение (выкрики, создание помех для других игроков и т. п.) фигурка

игрока исключается из отряда.

6. Победителем считается тот, кто сможет повести остальных в правильном направле-

нии и прийти на Совет жителей леса.

Алгоритм проведения

1. Педагог сообщает детям игровую задачу.

2. Читает детям письмо от лесных жителей:

«Дорогие друзья!

Мы, звери и птицы, приглашаем вас на наш лесной Совет, который состоится около

дома Мудрой Совы. Там будут обсуждаться важные вопросы: как люди должны вместе

со зверями и птицами беречь лес, заботиться о природе. Чтобы вы смогли благополучно

добраться до дома Мудрой Совы и участвовать в лесном Совете, вам нужно внимательно

рассмотреть нижний край карты. Вы увидите могучий раскидистый дуб. Найдите с левой

стороны третью ветвь снизу, она укажет вам, в каком направлении двигаться. Идите на запад

до быстрой речки, которую надо перейти по мосту. Вы попадете на лесную поляну, где растет много цветов. Там вы найдете схему пути к домику Мудрой Совы.

С уважением, звери и птицы Волшебного леса».

3. Дети вместе с педагогом внимательно рассматривают карту леса, вставляют в про-

резь в правом углу карточку с обозначением сторон света и выясняют, где север, ю г, северо-восток, юго-запад и т. д.

4. Взрослый предлагает каждому ребенку выбрать одну из фигурок. Именно они будут двигаться по карте леса. Фигурки выстраивают в ряд, друг за другом.

5. Дети и педагог советуются, где лучше войти в лес, и начинают продвижение по

карте, следуя тексту письма. Добравшись до поляны, находят среди цветов схему дальнейшего пути – план-маршрут. Педагог читает:

«Вы находитесь на поляне. Поверните на северо-восток и идите до опушки леса.

Добравшись до опушки, сверните в северо-западном направлении и идите до озера. Обойдите озеро слева и идите на север до ельника. Пройдите ельник в северо-восточном направлении до дороги. Далее пройдите по дороге на восток пять шагов, сверните на тропинку в юго-восточном направлении. Тропинка приведет вас к домику Мудрой Совы».

6. Дети переставляют фигурки, руководствуясь текстом письма.

Статьи по теме: