Игра найди лишнее 5 лет. Что лишнее. Характеристика решения задач
Татьяна Гусева
Дидактическая игра «Что лишнее?» для детей 6–7 лет по лексической теме «Продукты питания»
Дидактическая игра «Что лишнее ?» рассчитана для детей 6 -7 лет
(подготовительная группа)
Актуальность : я считаю, что данное пособие актуально для развития у детей умения
объединять предметы по назначению и рассуждать.
Цель : развитие логического мышления, восприятия и внимания.
Задачи :
1. Закреплять умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения.
2. Закреплять умение строить ответ путем рассуждения.
1 слайд - Название игры
2 слайд - Пояснительная записка
3-6 слайды - Содержание дидактической игры
7 слайд - Задание «Варим компот»
Воспитатель показывает детям слайд, на котором изображены продукты питания , необходимые для приготовления компота.
На слайде-задании один предмет лишний . Детям предлагается внимательно посмотреть и определить, что нарисовано лишнее , объяснить почему. продукт питания исчезает и открывается слайд-ответ.
8 слайд - Ответ на задание «Варим компот»
9 слайд - Задание «Варим суп»
На слайде изображены продукты питания , необходимые для
приготовления супа, один из продуктов лишний .
При правильном ответе ненужный продукт питания исчезает и
открывается слайд-ответ.
10 слайд - Ответ на задание «Варим суп»
11 слайд - Задание «Делаем салат»
На слайде изображены продукты питания , необходимые для
приготовления салата, один из продуктов лишний .
При правильном ответе ненужный продукт питания исчезает и
открывается слайд-ответ.
12 слайд - Ответ на задание «Делаем салат»
13 слайд - Задание «Печём блины»
На слайде изображены продукты питания , необходимые для
приготовления блинов, один из продуктов лишний .
При правильном ответе ненужный продукт питания исчезает и
открывается слайд-ответ.
14 слайд - Ответ на задание «Печём блины»
15 слайд - Задание «Печём торт»
На слайде изображены продукты питания , необходимые для
приготовления торта, один из продуктов лишний .
При правильном ответе ненужный продукт питания исчезает и
открывается слайд-ответ.
16 слайд - Ответ на задание «Печём торт»
17 слайд - Задание «Завариваем чай»
На слайде изображены продукты питания , необходимые для
приготовления чая, один из продуктов лишний .
При правильном ответе ненужный продукт питания исчезает и
открывается слайд-ответ.
18 слайд - Ответ на задание «Завариваем чай»
В игре «Бабушкины Платья» ты узнаешь, как из вышедшего из моды платья создать новый, оригинальный прикид. Отыщи в шкафу старенькое платье, обрежь все лишнее, например, подол, рукава, воротник. В комоде ты найдешь оригинальные бантики и другие украшения для наряда. Управление «мыш
Игра Самурай Поу точно не оставит никого равнодушным! А все оттого, что детская игра Самурай Поу – это почти та же игра, что и фруктовый ниндзя, только здесь вместо сочных, ярких фруктов вам придется нарезать Поу. Только остерегайтесь черного Поу, это бомба, нашинкуете трех таких
Пара Для Поу – это игра в которой мы познакомимся обворожительной подружкой нашего героя. Детская игра Пара для Поу поможет преодолеть все невзгоды и препятствия, разделяющие двух влюбленных инопланетян. С помощью стрелок на клавиатуре нужно подвести Поу к его пассии и страстно п
Помогите Маше навести лоск в избушке Медведя в игре «Весёлая уборка». С утра Мишка пошел на рыбалку, оставив озорницу дома совсем одну. От скуки крошка навела такой бедлам, что одной с уборкой ей не справиться. Поддержите Машу: ей нужно разобраться, где же стояли все эти предметы
Умение считать всегда пригодится в жизни, но редко когда есть лишнее на это время или бумага с ручкой под рукой, а то и калькулятор. Детская бесплатная игра «Устный счет» поможет Вашему ребенку в увлекательном формате игры тренировать свои навыки устного счета на скорость, против
ВАРИАНТ 1.
Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.
Цели исследования
Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.
Оборудование
Три рисунка разной сложности.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.
Процедура проведения
Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: "Скажи, что здесь не подходит?".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: "Что здесь не подходит?". Помощь: "Здесь три предмета (картинки), чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.
Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.
Дети умственно отсталые
не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.
Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ3.
ВАРИАНТ 2.
Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М.: ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10
баллов
— ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8
—9 баллов
— ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6
—7 баллов
— ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4
—5 баллов
— ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2
—3 балла
— ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0—1
балл
— ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10
баллов
— очень высокий
8
—9 баллов
— высокий
4
—7 баллов
— средний
2
—3 балла
— низкий
0 - 1 балл -
очень низкий
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике "Что лишнее?"
ВАРИАНТ 3.
Источник: Альманах психологических тестов - М.: КСП, 1996 г. - 400 с.
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.
Материал: Бланк с напечатанными сериями из четырех - пяти слов.
Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Бланк для словесного варианта
1 ВАРИАНТ.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;
2 ВАРИАНТ.
1) книга, портфель, чемодан, кошелек;
2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3) часы, очки, весы, термометр;
4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7) дерево, этажерка, метла, вилка;
8) дедушка, учитель, папа, мама;
9) иней, пыль, дождь, роса;
10) вода, ветер, уголь, трава;
11) яблоко, книга, шуба, роза;
12) молоко, сливки, сыр, хлеб;
13) береза, сосна, ягода, дуб;
14) минута, секунда, час, вечер;
15) Василий, Федор, Семен, Иванов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ
Число баллов |
Характеристика решения задач |
|
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: |
||
5 --- |
---- 5 |
|
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: |
||
4 --- |
---- 4 |
1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) для обозначения «лишнего» предмета (слова). |
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: |
||
2,5 --- |
--- 2,5 |
1) Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова). |
То же, но с помощью исследователя для обозначения: |
||
1 --- |
--- 1 |
2) «лишнего» предмета (слова). |
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения |
||
0 --- |
--- 0 |
1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова). |
Если испытуемый справляется с первыми тремя - четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
ПРИЛОЖЕНИЕ.