Игры на определение цвета для детей. Игры для изучения цветов дома. Игры для изучения цветов на улице

Дидактические игры на закрепление цвета для детей 3-4 лет «Осенние листья»

Автор: Захарова Наталья Алексеевна, воспитатель коррекционной группы
Место работы: МАДОУ № 35 д. Новая Мельница Новгородского района


Описание работы: Данная серия игр рассчитана на детей 3-4 лет младшей группы детского сада. Игры помогут закрепить названия цветов, названия деревьев. Кроме того сами листья можно использовать в качестве трафаретов на рисовании. Данное пособие будет полезно для педагогов и родителей детей 3-4 лет. Задания рассчитаны на работу в группе, но часть из них можно проводить и в индивидуальном порядке.
Цель: Закрепление основных цветов.
Используемые материалы: Листья из картона красного и желтого цвета.
Изготовление пособия:
Из красного и желтого картона вырезаются большие листья деревьев разных видов. Для большей долговечности можно их обклеить скотчем или заламинировать. Для усложнения игр можно добавить листья зеленого цвета.

1игра «Собери букет»

Задачи:



Ход игры:
Детям раздаётся по 1 листику красного или желтого цвета. Они берутся за руки и водят хоровод, произнося при этом:
Осень, осень наступила,
Листья с веток сорвала.
Очень долго их кружила,
И в букет их собрала.

Дети останавливаются, и ведущий произносит далее:
Раз, два, три,
Букет красных (желтых, разных) листьев ты собери.

После этих слов дети, у которых оказались листики указанного цвета, сходятся в круг, подняв высоко листики, и как бы образуют букет. После этого игра повторяется.

2 игра "Листопад"

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.

-Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход игры:
Дети выбирают себе листочек и называют, лист какого дерева они выбрали и какого он цвета.
Ведущий произносит:
Листопад! Листопад! Все дети бегут по кругу
Листья разные летят!
Желтые листочки
Действия выполняют дети с желтыми листьями.
кружатся красиво.
Красные листочки
Действия выполняют дети с красными листьями.
Кружатся красиво.
Далее в разном порядке можно перечислять, какие листочки, что делают.(…листочки на землю упали, ….листочки по кругу полетели и тд)
В конце:
Разные листочки
На землю упали.
Приседают
Прилетел легкий ветерок, подул. Дуют.
Поднялись листья, Разбегаются..
разлетелись в разные стороны.

3 игра «За листиком беги»

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.
-Развивать быстроту реакции
Ход игры:
На полу разбросаны листья, причем желтых меньше на один, чем детей и красных тоже меньше на один.
Ведущий произносит:
Раз, два, три
К желтому (красному) листику беги.

Дети должны взять листик того цвета, который назвал ведущий. Тот, кому не хватило листика нужного цвета, выбывает из игры. Игра продолжается до последнего человека. Он становится победителем.

4 игра «Какого цвета?»

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.
Ход игры:
Каждому ребенку выдают по два листика (1 желтого, другой красного цвета). Ведущий задает вопросы, типа: Какого цвета цыпленок (мак, солнышко, клубника, одуванчик и тд)? Задача детей поднять листик определенного цвета.

5 игра «Найди пару»

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Закрепить названия деревьев.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.

-Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход игры:
Каждой паре детей раздаётся по 1 листику с 1 дерева, но разного цвета. Включается быстрая музыка, под которую дети разбегаются в произвольном порядке, как только музыка останавливается, дети должны быстро найти свою пару. Далее дети с желтыми листиками меняются листьями между собой и игра продолжается, затем дети с красными листиками меняются и тд.

6 игра «Чередование»

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.
-Развивать умение ориентироваться в пространстве.
-Учить работать по схеме.
-Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход игры:
Детям раздаётся по1 листику красного или желтого цвета. Звучит музыка, как только она заканчивается, дети должны построиться в определенном порядке, ориентируясь на схему, показанную ведущим. Схема представляет собой лист, на котором в определенном порядке нарисованы красные и желтые кружки. (Например, красный-желтый-красный-желтый, или красный-красный-желтый-красный-красный-желтый и тд)

Цвета можно изучать не только , но и дома!


Подбираем чашки к блюдцам.


Ищем парные носочки.


Помогаем разноцветным рыбкам приплыть в озера своего цвета.


Сажаем бабочек на цветочки нужного цвета.


Повторяем заданную последовательность цветов.


Собираем "капельки" определенного цвета в стакан того же цвета.


Сортируем блоки Деньеша по цветам. Можно добавить признак формы.


Играем в "ковры-самолеты". Рассаживаем разноцветные игрушки на листики цветного картона. Если пассажир подобран верно, ковер-самолет взлетает.


Ветер сдул лепестки у цветика-семецветика, возвращаем недостающие. Сажаем жучков-прищепки на лепестки нужного цвета.


Раскладываем мозаику-ягодки по цветным тарелкам. Задание можно усложнить, используя ложку.


Подбираем куклам одежду по цветам - шапочки, пальто и сапоги одинакового с платьями цвета, и отправляем их на прогулку. Знакомьтесь, у нас это Аманда и Каролина, две любимые куклы Главного Читателя.


Ветер сдул домикам крыши, подбираем подходящие по цвету и ремонтируем домики.


Расставляем машинки в гаражи нужного цвета (по цвету кабин).


Кормим игрушки разноцветными кубиками - “конфетами” (“Кукла любит красные конфеты, а заяц - синие”).


Играем в "найди в бутылке". Берем много мелких предметов одного цвета (подойдут детали лего и киндер-сюрпризов), готовим карточку с изображением этих предметов (можно нарисовать или сфотографировать), красим рис в цвет предметов, засыпаем все в прозрачную пластиковую бутылку, закручиваем и приклеиваем крышку, вешаем на горлышко карточку на резинке, и игра готова. Теперь осталось потрясти бутылку, чтобы найти все предметы, изображенные на карточке. Я обычно делаю такую заготовку в поездки.


Собираем цветные пазлы.


Подбираем крышечки от бутылок подходящих цветов и прикручиваем их. Для этой игры нужна картонная заготовка с горлышками от пластиковых бутылок, сменные карточки и цветные крышечки.



Одеваем Аманду (вы уже с ней знакомы:)) в платья разных цветов. Можно подготовить такую же игру, распечатав 2 фото вашего малыша, тогда он сможет одевать сам себя.


Играем в "Цветной магазин". За товары определенного цвета можно рассчитываться только деньгами того же цвета.


Покупаю помидоры. Продавец пересчитывает красные купюры, выдает чек и упаковывает товар.


Заказываю желтые, оранжевые и зеленые продукты, продавец выбирает их сам. Потом меняемся ролями.


Водитель автобуса высаживает пассажиров (игрушки разных цветов) на цветных остановках. Вариаций много: почтальон разносит письма разных цветов на цветные улицы или капитан корабля развозит пиратов на разноцветные необитаемые острова и т.д.


Играем в "Цветное домино", где вместо точек - разные цвета.


Вырезаем трафареты из картона (овощи, фрукты, ягоды, цветы) и прикладываем их к различным листам цветной бумаги и вещам в доме, называя цвет.


Трафаретами могут быть части рисунка.


А еще можно подбирать не только цвет, но и форму - вставлять в ячейки вырезанные предметы.


Решаем "цветные примеры".


Играем в "изобразительные" игры. У нас популярны пряталки (например, прячем желтых мышек от кошки, закрашивая их желтым). Возвращаем на место перепутанные колпачки от фломастеров. Рисуем цветной салют на черной бумаге, желтые одуванчики - на зеленой и т.д.


Для наглядности можно повесить такой плакат.

Чтобы получить печатные материалы для игр, можно

Представленные игры помогут вам познакомить ребенка с понятиями - теплые и холодные оттенки, а также разовьют цветовосприятие, которое очень важно для сенсорного развития.

Игра "Солнышко и снеговик".

Для этой игры я взяла наборы палитр в магазине Оби и разрезала их на карточки. Сначала я постаралась объяснить ребенку, что такое теплые и холодные цвета.
Холодные цвета - это те, которые создают впечатление прохлады, а теплые -радости, бодрости, тепла. К теплым цветам относятся - красный, оранжевый, желтый. Они напоминают огонь, солнце. А к х олодным - голубой, синий, фиолетовый. Они напоминают лед, воду. Зеленый цвет может быть как теплым, так и холодным, о том какой он можно сказать по соотношению в нем синего и желтого. Если в зеленом больше синего, то этот цвет холодный, а если желтого, то теплый.
Затем я предлагаю ребенку подобрать солнышку тёплые оттенки цвета, а снеговику - холодные.

Игра "Найди пару".

Задача найти карточки одного цвета.

Игра "Коврик для кошечки".

Задача собрать коврик для кошечки одного цвета от самого темного отттенка до самого светлого или наоборот.

Игра "Собери букет".

Эта игра тоже поможет познакомить детей с понятиями холодные и теплые цвета. Для игры понадобятся 2 вазочки - красная и синяя и цветы теплых и холодных оттенков. Взрослый предлагает ребенку собрать 2 букета - один Снежной королеве, другой для Солнышка.

Игра "Гусеницы".

В этой игре такие же правила, как в игре "Собери букет" - надо собрать 2 гусениц теплого и холодного цветов.

Для детей помладше можно упростить праивла и собирать гусениц просто одного цвета.

Игра "Разноцветные гусеницы".

С гусеничками очень интересно будет поиграть еще в одну игру для закрепления названий цветов. Для этого понадобится кубик с цветами. Игроки по очереди бросают кубик, какой цвет выпал на кубике, такого цвета кружок игрок берет для своей гусеницы. Очень важно, что в этой не будет победителя, и малыш не растроится.

Для более старших детей игру можно усложнить и бросать 2 кубика - один цветной, а второй с точечками. Тогда игрок прикрепляет к своей гусеничке столько кружков выпавшего цвета, сколько выпало на кубике с точечками. Победителем считается игрок, у которого получилась самая длинная гусеница.

С гусеничкой можно также выполнять задания на развитие мышления. Взрослый начинает выкладывать гусеничку чередую круги разного цвета, а ребёнок должен продолжить.

Скачать шаблоны для игр:


Таня Шрамко

Здравствуйте, уважаемые коллеги! вашему вниманию, я хочу предложить серию дидактических игр по цветоведению. Идея создания этих игр возникла после изучения пособия И. А. Лыковой "Дидактические игры и занятия". Проанализировав игры автора, я решила их создать оформить их, добавляя свои разработки.

Дидактическая игра

«Художник по имени природа»

Возраст : средняя, старшая группы

Цель игры : продолжать учить детей проводить аналогии времени года с цветовой гаммой красок. Определять характер цвета «холодный», «теплый» «Нежный» (пастельный).

Ход игры: участникам игры ведущий предлагает карточки с изображением времен года, а также палитры с цветовыми пятнами, характерными одному из времени года. Задача детей - соотнести времена года с наиболее подходящим цветовым пятном. Определять цвета и оттенки на палитре, их характер (холодный, теплый, нежный).

Дидактическая игра

«Времена года и краски»

Возраст:

Цель : сопоставлять цвета и оттенки характерными цветовыми особенностями времени года. Закреплять знания о свойствах цвета (характер, насыщенность, яркость, состав).

Ход игры: в игре предложен пейзаж, изображенный художником весной, летом, осенью и зимой, с характерной цветовой гаммой каждого времени года, а также палитры и фишки-краски разных цветов и оттенков. Задача участников игры подобрать к каждому времени года советующие фишки –краски, определить насыщенность, характер, оттенок, состав каждого цвета (нежные –яркие, холодные – теплые, основные- составные, оттенок какого цвета).

Дидактическая игра

«Говорящие цвета»

Возраст: старшая, подготовительная группы.

Цель игры: знакомить детей с оттенком цвета, уточнять понятие «цвет» и «оттенок». Развивать ассоциативное мышление, расширять словарный запас.

Ход игры: участникам игры предложены карточки с изображением предметов, название которых ассоциируется с некоторыми оттенками цветов (малина-малиновый; роза –розовый и т. д., а также карточки – оттенки. Задача участников игры – соотнести карточки-оттенки с их предметными названиями. Определить к какому цвету относятся эти «говорящие» оттенки.


Дидактическая игра

«Ягоды поспели»

Возр аст : младшая, средняя группы

Цель и гры : закреплять умение составлять градационный ряд цвета от светлого к темному, по образцу и без него.

Ход иг ры: игра состоит из карты – образца, на которой изображен ряд ягод, с последовательным усилением оттенка цвета. Задача участников игры состоит в умении разложить карточки с ягодами в определенном цветовом порядке от более светлых к темным по образцу, а далее без него.


Дидактическая игра

«Воздушные шары»

Возра ст: средняя, старшая группы

Цель и гры : продолжать знакомиться с понятием «спектр цвета», сопоставлять с природным явлением (радуга). Определять цвета, входящие в спектр цвета и их последовательность.

Ход иг ры: игра состоит из дидактического поля, где изображены силуэты семи воздушных шаров, а также отдельные разноцветные карточки-шары. Предлагается несколько вариантов игры:

Вариант 1. Задача участников игры – разложить семь цветных карточек-шаров в правильной спектральной последовательности, используя популярную речевую фразу -подсказку (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, в которой, последовательность слов и первые буквы соответствуют цвету радуги.

Вариант 2. Участникам игры предлагается помимо семи карточек-шаров дополнительные цвета и оттенки. Задача детей – выбрать те карточки-шары, которые входят в состав радуги, и расположить их в правильной последовательности.

Вариант 3. Ведущий раскладывает шары в спектральной последовательности, нарушая последовательность двух и более цветов. Задача детей – обнаружить ошибку и ее исправить.

Дидактическая игра

«Краски и волшебство»

Возраст ст: старшая, подготовительная группа

Цель и гры : знакомить детей с понятием «тон цвета», дать представления о получении насыщенных и светлых тонов, способов их получения. Составлять градационный ряд (от светлого к темному и наоборот).

Ход иг ры: игра состоит из набора оттенков трех красок – силуэтов (синий, желтый, красный, а также карточек с изображением цветных и белых капель. Задача детей – расположить оттенки красок в нарастающей последовательности от светлого к насыщенному цвету и наоборот, процессе игры выяснить, что такое «оттенок цвета», как он получается.





Дидактическая игра

«Превращение цвета»

Возр аст : средняя, старшая группы.

Цель и гры : закреплять умения детей получать новые цвета в красках. Определять основные и составные цвета.

Ход иг ры: детям предлагаются силуэты красок с основными (красный, желтый, синий) и составными (оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой) цветами. Существует несколько вариантов игры.

Вариант 1. Ведущий складывает две краски основных цветов и предлагает участникам игры определить составной цвет, который получится.

Вариант 2. Ведущий выбирает один из составных цветов краски и просит участников игры найти те краски (основные цвета, при смешивании которых получается выбранный им цвет.

Вариант 3. Участники игры самостоятельно определяют какие основные цвета красок нужно сложить, чтобы получить составные цвета.



Статьи по теме: