Инкаунтер - что это такое

Международная сеть городских игр Encounter — это принципиально новое представление об активном отдыхе и развлечениях: мы не просто весело и интересно проводим время, но прежде всего развиваем свои навыки и способности.

Схватка, Точки, Кэшинг — это возможность стать героем настоящего активного приключения, окунуться в мир загадок и тайн; возможность открыть в себе те ресурсы, о которых вы вероятно даже не подозреваете! Фотоохота, Видеоохота — это возможность проявить творческое мышление, это способ визуализировать, передать через призму своего воображения красивое и удивительное, то, чем наполнен этот мир. Фотоэкстрим — возможность немножко посходить с ума и оторваться по полной Мозговой штурм — это возможность проявить и развить свою эрудицию, интеллект.

Позволяет разобраться в себе

Encounter — это ответ на вопрос «Как стать умнее?» . Благодаря городским играм, через искусственное создание проблем, загадок, задач, мы развиваем мышление . Ведь лишившись привычных шаблонов поведения, не имея заранее готового ответа, человек начинает мыслит ь, самостоятельно придумывать и изобретать решения.

С одной стороны, это альтернатива привычным и скучным выходным: клубам, дискотекам, барам, шашлыкам на природе… всё это рано или поздно наскучивает и надоедает. Тогда люди открывают для себя новый вид активного отдыха Encounter – среду, где каждый может проявить себя , где каждый может найти себя, где каждый – герой.

Если копнуть глубже, то Encounter альтернатива привычному мировоззрению , которое заключается в том, что в жизни всё происходит само собой и просто нужно сидеть и ждать своего счастья. Активное участие в играх помогает прийти к простому, но очень важному заключению: ты один ответственен за то, что происходит в твоей жизни . Только ТЫ архитектор своей жизни и никто другой.

Игра- модель жизни

Каждая игра – это маленькая жизнь. В каждой игре есть свои цели, задачи, пути их решения … как в жизни. Некоторым требуется прожить целую жизнь, чтобы понять, правильный ли был выбран путь для достижения своей цели. В игре ответ на этот вопрос становится очевидным на утро после игры. Если ты ждал, надеялся на «авось» , отказывался от ответственности и не принимал смелых и рискованных решений в игре, как и в жизни, тебе не победить. Игра – это модель жизни . Если человек стремится к победе (активно добивается своих целей), то лучше тренироваться на играх, чем на своих жизнях: можно сыграть во множество разных игр, а жизнь одна.

Большинство людей, как и все другие живые организмы на планете, стремятся выжить. Но есть люди, которым просто «выживать» мало… Они хотят жить ярко, дерзко,красиво, активно ,энергично, вызывающие … Они всегда рады найти приключения на свою пятую точку.

Нет ничего нового под солнцем… Попытка отыскать новизну видится в “новом” решении старых проблем христианской жизни, а именно в модном веянии “инкаунтер”. Люди разделились на два лагеря: про-инкаунтер и контр-инкаунтер. Прошедшие инкаунтер ратуют за свой новый приобретенный опыт и свидетельствуют об изменении, говорят о том, что у них была возможность много молиться. Противники пытаются очернить духовные переживания ”просветленных”, всячески ставя под сомнение актуальность всякого рода переживаний. Давайте попробуем разобраться с этим феноменом духовной жизни, который постепенно входит в обиход современных христиан.

ЧТО ТАКОЕ ИНКАУНТЕР?

Во-первых, дадим перевод этому термину на понятный для читателя язык. Инкаунтер (encounter, анг.) в переводе означает «встреча», «столкновение». К примеру, вы шли по улице и столкнулись с кем-то, у вас состоялась незапланированная встреча, случайная. Вы ее не инициировали, она произошла по стечению обстоятельств времени и места. Таким образом, религиозный инкаунтер - это мероприятие, на котором должна произойти случайная встреча с Богом, столкновение с Ним. В действительности же, это мероприятие вовсе не спонтанно, а хорошо спланировано. Вы приезжаете на конференцию, на которой происходит Встреча с Богом. Данная встреча была подготовлена заранее, существовали ответственные люди за её проведение, заготовлен материал для этой конференции. Вся атмосфера пронизана «свидетельствами очевидцев», которые прошли инкаунтер. Вы усаживаетесь в ложу, и перед вами раскрывается занавес, за которым проистекает действо, частью которого вы становитесь.…

Чаще всего, о необходимости инкаунтера вам многозначительно скажут лидеры церкви, а «просветленные» вам его заманчиво рекомендуют. Кстати, сам термин инкаунтер режет слух и его часто заменяют на такие термины как «встреча с Богом», «молитвенная конференция».

ИСТОРИЯ ВОПРОСА: ИНКАУНТЕР - ЧАСТЬ ВИДЕНЬЯ Г12 (G12)

Прежде всего, подобие инкаунтера можно наблюдать на богослужении у католиков, а также в РПЦ. В литургии оглашенных, священник перед причастием оглашает список грехов, а стоящие вокруг этого священнодействия прихожане провозглашают “грешен”, если какой-то грех вкрался в их жизнь. Однако, находясь в протестантской традиции, трудно представить себе, как собственно это сделать. Ведь личные взаимоотношения со Христом определяют веру и все сферы жизни, связанные с этим. В массовом формате, оглашение грехов трудно соотнести с процессом душепопечительства, потому что теряется сущность самого предмета попечительства о душе. Однако массовый характер инкаунтера приводит к возникновению некого соборного чувства, при котором актуальность приобретенного опыта ставиться во главу угла. При всем этом, личные взаимоотношения со Христом, становятся зависимыми от впечатлений, полученных в процессе инкаунтера. В итоге, христианство становится подчиненным самому приобретенному опыту, а не Христу.

В протестантском формате инкаунтер возник не на пустом месте, а имеет свои предпосылки. Некоторые из них мы рассмотрим. Инкаунтер активно используется в харизматическом движении как основная часть виденья Г12 (G12). Г12 - это сокращение от «группа двенадцати». Система Г12 имеет множество строгих стандартов. Один из них - прохождение специальной программы подготовки лидеров. Для того чтобы быть частью виденья, от вас требуется посвящение посещать вашу ячеечную группу раз в неделю, выезжать в уединенное место, евангелизировать, посещать воскресное богослужение и также быть вовлеченным в специальные встречи для лидеров. Каждая неделя наполнена церковными мероприятиями, в которых вы участвуете вместе со своей ячейкой, занимаясь социальным служением. Вся неделя уходит на встречи, которые сделают вас более серьезным учеником.

Но виденье Г12 — это вовсе не библейский принцип, как это может показаться на первый взгляд, это система управления, которая легко транспонируется в терминологию маркетинг плана и объемы продаж идеи. Задача Г12 - глобальная сеть лидеров. Вас делают лидером-управленцем. Один раз в неделю вы учитесь в школе лидеров, где вас учат доктрине. Продолжительность Школы Лидеров составляет 12 недель (ШЛ имеет 3 уровня обучения). Если вы, по каким то причинам вы пропустили 3 курса из 12 вам необходимо вновь пройти школу с самого начала. По окончании Школы Лидеров у вас должна быть организована своя ячеечная группа, в конечном счете, каждый становится лидером. Вам говорят, что “каждый -потенциальный лидер”, “каждый становится лидером в свое время и открывает свою ячеечную группу. Каждому служат и каждый становится “служителем” (Сердце Виденья).

Вы обращаете к Богу 3 человек и становитесь лидером своей ячейки, затем повторяется процесс вновь и вновь. Каждый член ячейки должен начать свою ячейку. “Когда все члены первой ячейки начнут свою ячеечную группу, то в этом случае первичная ячейка станет группой Г12” (Сердце Виденья). Г12 это всеобъемлющий принцип для служения. Цифра 12 как магическое число, входит в сознание и понимание расширяется в русле самого виденья. Хотя этот принцип описан более подробно в социологии и относится к социальным процессам этноса.1

В то время как каждый вовлечен в процесс ученичества, возникнет проблема служения приумножения. Она возникнет, только потому, что вы может быть ещё не готовы быть лидером или руководителем. Однако вам вверено 11 новообращенных, которых вам предстоит ввести в процессе ученичества. По сути, речь идет о том, что Г12 это НЕ обучение доктрине. Г12 — это метод, который заявлен как основанный на Библии, но таковым не является. Он имеет большее отношение к социологическим и экономическим моделям. Цель - каждый верующий это лидер. Лидер чего? Другой группы из 12. Писание говорит об ученичестве, как о процессе следования за Христом и в этом повеление Господа. Ученичество же в формате Г12 нельзя назвать библейской моделью церкви, так как она продиктована здесь прагматизмом метода роста и цифр. Прагматизм цифр и философия успеха, вот что является основанием для виденья Г12.2

Виденье Г12 реализуется двумя путями: обучение через ячеечные группы и встречи-инкаунтеры. В классическом варианте харизматического движения провозглашается идея о присоединении поместной церкви к глобальной идее (виденью) Г12. Для этого необходимо каждому ее члену пройти весь процесс целиком (включая встречи-инкаунтеры) для того, чтобы позднее он смог провести через него новообращенных. Другими словами, нужно уловить духовную ДНК виденья и передать ее в процессе ученичества. Встреча-инкаунтер не направлена только на вас. По словам авторов Г12, «инкаунтер изменяет жизни, освежает и обновляет людей для того, чтобы они, в свою очередь, могли передать видение другим».3 Однако следует читать внимательно, так как предлагается несколько действий по цене одного семинара-инкаунтера! Ведь здесь происходит подмена понятий: вы пришли на встречу с Богом, которая должна изменить вашу жизнь, а вам сказали, что этот семинар-инкаунтер изменяет жизни других, освежает и обновляет, да еще в придачу выдали целое виденье из социологии, облеченной в метафоры Нового Завета.

Учение об инкаунтере как встрече человека с Богом, невозможно вывести из Священного Писания. Причина кроется в том, что Бог является Суверенным Владыкой, и в Его власти и воле находится инициатива. Бог находит человека и обращается к нему. В идее же инкаунтера в целом используется гуманистический подход, прикрытый вырванными из контекста отрывками Священного Писания. Что же тогда побуждает многих пасторов церквей, в том числе евангельских, обращаться к технологии «инкаунтер»? Разберемся с предпосылками.

ПЕРВАЯ ПРЕДПОСЫЛКА: СЛУЖЕНИЕ УСПЕХА

Сегодня пасторы многих церквей стали прагматичными людьми, у которых принципы служения определяются философией успеха, поделенной на знаменатель количества людей в церкви. Соответственно вызывают уважение и так называемые «служители успеха», сумевшие привлечь в свои церкви тысячи прихожан. «Как они этого добились? Какие методы использовали? Дайте нам этот метод! Покажите нам ту волшебную кнопку, нажав которую, мы приумножим количество людей в нашей церкви! Ведь раз за ними следуют люди, то с ними Бог», — вот примерные рассуждения некоторых евангельских служителей, двигающих их на то, чтобы использовать предложенные «служителями успеха» методы в своей деятельности. При этом забывается критерий доброго служителя, о котором писал Ап. Павел Тимофею: главное, чтобы Господь признал своего служителя верным (1Тим.1:12).

Домостроитель, оказавшийся верным - вот успешный служитель с точки зрения Писания (1Кор.4:2). Чему же необходимо быть верным? Верным Богу и Евангелию. Однако верность Богу и верность Его Слову - одни из самых непопулярных на сегодняшний день ориентиров в служении. Им уступили место социологические реалии: церковь ищет и развивает те виды служения, которые привлекут в нее наибольшее количество человек из определенных слоев общества (таргетных групп). Наша этика стала основываться на статистике.

В методе «инкаунтер» также не обошлось без больших цифр и «служителя успеха». Им является “успешный” пастор Сезар Кастелланос, автор виденья Г12 и самой идеи религиозного инкаунтера. У Кастеланаса Международная Харизматическая Миссия в Боготии (Колумбия) насчитывает 400,000. Впрочем, при внимательном рассмотрении, оказывается, что это количество людей - не число прихожан одной церкви, а совокупность членов всех церквей, разделивших виденье Г12. Именно положительный количественный опыт указанного пастора вдохновляет многих служителей использовать инкаунтер и в их церквах. Что ж, приходится констатировать: такой подход к служению не библейский. Герменевтический принцип «опыт формирует учение» уводит людей от принципа Solo Scriptura и насаждает принцип успешного религиозного опыта, в то время, как не опыт должен определять наше богословие, а Священное Писание, должно формировать наше учение и наш опыт. (1Тим.4:16; 2Тим. 3:16-17; 2 Пет. 1:19-21).

В 1986 Сезар Кастелланос направился в Корею и адаптировал принципы ячеечной церкви, согласно учению Д-ра Янгги Чё. В конце 1991 у Сезара было 70 ячеек. Кастелланос вопиял Господу, “Господь мне нужно что то, чтобы увеличить рост.” И Бог показал ему недостоющее звено -концепцию под названием G12.4

ВТОРАЯ ПРЕДПОСЫЛКА: НЕОБХОДИМОСТЬ СМЕНЫ ПАРАДИГМЫ

Ларри Стокстил (Larry Stockstill) в своей книге “Ячеечная Церковь” пишет: “Парадигма контролирует, как мы интерпретируем то, что мы воспринимаем или испытываем в своей жизни. Парадигма содержит в себе череду перспектив, которые в свою очередь мешают нам видеть и понимать вещи в другом свете, для этого нам необходима смена парадигмы”

Смена парадигмы стала знакомым термином, чтобы привести людей к новой практике вещей. В церковном же случае, новая парадигма приводит нас к новому библейскому откровению, которое изменяет церковную жизнь. Для того чтобы произошла смена парадигмы, необходимо позволить старой уйти и начать с нового листа. Необходимость отказа от старого (все несогласные становятся в глазах инкаутероведов злобными консервативными сектантами-фарисеями, держащимися за прогнившие мехи и тормозящими прогресс) - одна из характерных черт Г12 и движения инкаунтер. Старое требуется обязательно до основания разрушить. Подобный принцип применяется в Г12. Сезар Кастелланос соотносит развитие виденья пастора на примере архитектора, а также использует аргумент, что новое вино не вливается в старые мехи.

Пастор приходит к архитектору и говорит, что часть старой конструкции в хорошем состоянии и является ценной для несущей конструкции всего здания, однако немного износились. Архитектор, говорит, что надо их заменить. Пастор же желает и надеется на то чтобы оставить часть старой конструкции, оставить старые несущие перегородки, с которыми связывала его вся жизнью. Архитектор настаивает: «невозможно построить новый дом, оставив при этом старые перегородки и структуру дома. “Тебе необходимо определится с тем, что ты хочешь”. Пастор отвечает на это, — «Я поищу другого архитектора”. Некоторые пытаются сделать нечто подобное, когда хотят установить в своей церкви виденье Г12, но это таким образом не работает. Старая структура была хорошая и отвечала своим целям, но если вы хотите преумножить, вы не можете за неё держаться. Дух Святой даст вам новое основания для великого роста. (Сезар Кастелланос)

Вот еще высказывание Сезаря Кастелланоса: «Мы видим пастырей, которые годами трудились над своим служением. Они приходят до точки, когда им никто не может дать совета и они нуждаются в изменении и сверхъестественном вмешательстве. Им необходимо разрушить старое здание, чтобы освободить место под новое, основанное на виденье Г12. Если они это сделают, только тогда их служение преумножится, будет как никогда ранее.»

Анализируя высказывания Сезаря, можно прийти к выводу, что церковь, которая была построена на истинном основании и жила по библейским канонам нуждается в реконструкции под модель Г12. Если ваша церковь была построена на истинном основании, и жила по библейским канонам, то необходимо ли все оставить ради новой модели Г12? Если ответ положительный, то тогда вы открыты для духовного прагматизм.

ПРОЦЕСС “ВСТРЕЧИ С БОГОМ”

Итак, мы узнали о том, что инкаунтер - это часть системы Г12, которая, является по своей сути прагматичной и движима философией успеха. Теперь хотелось бы рассмотреть непосредственно сам инкаунтер, так называемую «встречу с Богом».

Участников “встречи”, проводят через процесс следования за локомотивом, их ставят на рельсы, и состав проследует свой путь до конечной станции, со всеми остановками.

1. В начале встречи происходит раздача анкет, где нужно отметить все грехи, в которых необходимо исповедаться и покаяться. Консультант поведет всех к общей молитве и ваши листы с грехами никто не увидит и не узнает о них, так как их сожгут в огне. Современное применение послания Иакова 5:14-20 в таком формате не реализуется, ведь консультант должен исповедоваться вам, а вы ему, в противном случае пропускается весь принцип Иакова 5:14-20. Вследствие этого упущения, процесс встречи схож с групповой психотерапией, при которой консультант пытается вас провести через свою методику.

В данном методе используется групповая динамика. Этот психотерапевтический метод имеет 2 направления: первое, создать внутренний конфликт в участнике инкаунтера; второе, создать межличностный конфликт в самой группе. Любого участника инкаунтера ждет этот процесс, который диктуется условиями групповой динамики и человек вынужден пройти через методические приёмы заданной “программы инкаунтера”. Другими словами, “процесс встречи” обуславливает результат психотерапии. Однако люди далеки от понимания того, что подобная техника используется психотерапевтами. На инкаунтере культивируется внутренний конфликт, который всегда есть у христианина, испытывающий борьбу между плотью и жизни по «духу». Межличностный конфликт возникнет в результате конфликта ценностей. У людей, которые неосознанно проходят психотерапию возникнет «изменение сознания».

2. Далее инкаунтер проходит развитие по драматическому сценарию, в ходе которого вы мысленно должны представить себя рядом с римскими солдатами, увидеть распятого Иисуса и, в конечном счете, завершить свой гештальт.

К вам подходят “консультанты”, возлагают руки и “пророческим жестом”, срывают с вас оковы и рвут цепи “висящие” у вас на шее. Всё действо имеет отдаленное отношение к Священному Писанию и большее всего похоже на гештальт-терапию. Особенно если представить себе, что верующий освобожден Христом и находится под водительством Духа Святого, то каким образом христианин может быть одержим? А если кто согрешает и даёт место лукавому через это, то следует прочитать 1Ин. 2. или применить послание Иакова 5:14-20

Слушателям на всякий случай напоминают, что некоторые люди предполагают, что в них может быть нечистый дух, который мешает им вести победоносную христианскую жизнь. Когда вы пройдете через все этапы этого служения, вы или освободитесь от этих нечистых духов или просто убедитесь, что никаких духов в вас нет, кроме Святого. Очень удобная формулировка, тем более, что дальше следует ремарка: «Это даст вам больше веры и дерзновения проходить трудности и побеждать. Одновременно, это служение; исцеления духа, души, тела и освобождения от бесов». Нетрудно догадаться, что всё описанное выше, похоже на психотерапевтический практикум, на проведение которого ни у кого нет лицензии.

Книги по групповому психоанализу гласят, что психотерапевтическая группа представляет собой модель той реальности, в которой находится пациент в жизни. Здесь он проявляет те же чувства, отношения, установки, типичные для него стереотипы поведения. Народ, пришедший на встречу с Богом, на самом деле столкнулся с банальной групповой терапией, которая приводит к “изменению сознания”, а по-простому - к зомбированию. Для тех, кто будет с этим спорить, приведем следующий пример. Возьмем и рассмотрим основные изменения, которые происходят в человеке, прошедшем курс групповой психотерапии (тематика курса может быть абсолютно любая: антиалкогольная, коррекция девиантного поведения итд). Вот эти изменения:

1. Углубление понимания человеком духовности и обстоятельств жизни.

2. Развитию межличностной чувствительности и восприимчивости и основанных на них новых форм поведения, ощущение единства построенного на психических процессах.

3. Максимальное раскрытие врожденных ресурсов человека с тем, чтобы он мог жить наиболее полной жизнью. Привитое в ходе психотерапии “изменённого сознания”. Процесс носит временный характер установки, полученной в группе-терапии.

4. Переориентации стремлений человека на развитие личности. Необходимость закрепления терапевтического эффекта.

А сейчас возьмите человека, проведенного через инкаунтер - все перечисленные четыре изменения будут иметь у него место, только облеченные в библейскую лексику. Групповая динамика и психические процессы сливаются в монолит социального и религиозного опыта. Эти четыре изменения очень важно знать, они описаны в любой книге по гештальт-терапии.5 Единственное, что следует учесть это то, что религиозный гештальт проводится над практически здоровыми людьми.

Возможно, что у некоторых изменения будут выражены в большей степени, вследствие остроты психологического воздействия. Однако все изменения относятся к психологической сфере, и связаны псевдо религиозным опытом. Кроме того, любая психотерапия носит временный характер и не может быть перманентной. Тогда получается парадоксальная вещь: человек приходит на инкаунтер, чтобы приблизиться ко Христу, но впадает в зависимость от чувственного опыта, эмоций, вызванных умело проведенным психотренингом, и таким образом отдаляется от Христа.

3. Далее происходит служение освобождения. Согласно учению движения веры, верующий может быть одержим бесами и находиться под влиянием злых духов. Поэтому в классическом исполнении инкаунтер презентирует идею одержимости, и происходит служение так называемого освобождения.

«Далее, когда вы разобрались в своих грехах, в грехах предков, простили врагов, убрали осуждение, отреклись от негативных клятв, разобрались с травмами, связями и убеждениями — вы готовы к этапу очищения или освобождения.» Вам раздадут анкеты с именами бесов и их действиями. Консультант не даёт вам опомниться, и проанализировать происходящее, ваше сознание подверглось следующей процедуре.

Вы как альпинист, который не знает усталости, когда видит свой рубеж. Без отдыха и анализа вы только что разбирались в своих грехах, грехах своих предков, нашли позитив, разрешили психо-травмы, оставили негативные убеждения и ожидания, эмоциональные травмы, словесные проклятия, неблагочестивые душевные и сексуальные связи, и отвержение… Вы это все сделали! Курс психотерапии длится 8-9 месяцев, а вам за 45 минут произвели изменение сознания, сменив парадигму.

А то, что Христос это сделал, однажды принеся Себя в Совершенную Жертву, и то, что эти действия — попытка манипуляцией вашим сознанием и Богом, никого не волнует! Всех ведь вылечат: и меня, и вас.… Подумаешь, что мы умалили жертву Христа и действие благодати Божьей. Главное — это результат здесь и сейчас. Инкаунтерология 1) акцентируется исключительно на “здесь и сейчас”, то есть на ощущениях, которые личность переживает в данный момент и в данном месте. 2) Для достижения максимального эффекта погружения в сферу чувственного, призывает человека “отключить свой разум и обратиться к чувствам”. Освободи свой разум, и будем изгонять нечистого из освобожденного Христом христианина - лозунг инкаунтера.

В процессе служения освобождения всем участникам инкаунтера выдаются имена бесов и нечистых духов. Трудно понять, как их классифицировали, и кто с ними знаком лично? Все это, скорее, похоже на блеф и если препоясать чресла ума, и внимательно изучить многочисленный список бесов, то покажется полной ахинеей (наряду с бесами гордости, контроля, в списке есть бесы аллергии и бесы кофе).

Далее происходит битва за остатки разума, из которого изгоняются “нечистые духи”. Начинается кульминация процесса освобождения. Участникам инкаунтера даются навыки как разбираться с теми духами, которые незаконно вторглись в вашу жизнь. (Курсивом написана дословная цитата, которая опубликована и является прямым доказательством мракобесия)6:

4. После небольшого перерыва начнется следующая часть — исцеление от немощей и болезней. Служителя наставят вас, как получить исцеление и начнут молиться за каждого из вас и помазывать елеем…затем причастие…

5. Теперь надо закрепить материал психотерапии, для этого дается памятка, которая подготавливает пациента к реальному суровому настоящему:

«Множество других влияний будут состязаться между собой за то, чтобы получить контроль над Вами: Ваши собственные чувства, мнения других людей, общепринятые традиции, окружающая нас культура.»

Далее дается установка ограничить себя в общении с теми, кто не прошел инкаунтер или отрицательно относится к инкаунтеру, напротив рекомендуется окружить себя «прошедшими курс». Инкаунтер необходимо повторять вновь и вновь, чтобы сохранять достигнутый результат.

ВЫВОДЫ:

Инкаунтер — это далекая от библейского учения технология, которая вышла из квазибиблейского харизматического богословия Г12. Инкаунтер использует методы групповой психодинамики и приемы психотерапии. Инкаунтер живет и развивается в харизматическом движении и постепенно входит в религиозную практику ЕХБ. Оптимистический прогноз: перейдя в ЕХБ, инкаунтер претерпит изменения вследствие разницы вероучения и затухнет через несколько лет. Причина проста — согласно законам франчайзинга, так как будет использоваться неполная технология (вследствие адаптации к учению ЕХБ - возможно некоторые церкви уберут служение освобождения, откажутся от Г12) и будет нарушен процесс, то фрачайзор не сможет гарантировать получателю результаты производства.

Пессимистический прогноз: многие души, действительно ищущие Бога, будут покалечены инкаунтером. Их чувственность будет обострена, но их чувства не будут «навыком приучены к различению добра и зла», потому что они «несведущи в слове», а питали их вовсе не «пищей» Слова Божьего. Людей, которых провели через такой инкаунтер необходимо реабилитировать, им необходима вся правда Божьего Слова, а не сомнительный метафизический (читай: чувственный) опыт. Люди нуждаются в Боге гораздо больше, чем в манипуляции их сознанием и формами внушения.

Еще один вывод. Неудивительно, что идея инкаунтера получила развитие в харизматическом движении, ведь в их учении чувственный опыт всегда идет впереди Слова Божьего, а это все сдабривается стремлением к количественному росту и финансовым потокам. Грустно, что в евангельских церквях, эта идея была подхвачена с таким вдохновением. Соглашусь, что церкви ЕХБ переживают не самый легкий период. Но пути выхода из стагнации лежат не в поиске чудодейственных «реанимационных» методов, а в возвращение к Слову, к библейской проповеди, к верности во всем Евангелию Христову.

1 http://www.g12life.com/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=272

4 LET’S REASON

5 Гештальт-терапия — это метод психотерапии, который способствует расширению осознавания человеком реальности и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.

6 http://www.g12life.com/index.php?option=com_content&task=view&id=267&Itemid=274

Глазная мазь

Служители и психологи: Инкаунтер - духовная панацея, или обольщение?

Что такое инкаунтер? Свежее модное течение, или действительно уникальный инструмент освобождения человека? Об этом размышляют как сторонники, так и противники. Около пяти лет тому назад появилось служение с громким названием «инкаунтер». Серьезно и мощно оно вошло в христианство, образовав вокруг себя как сторонников, так и противников.

Кто-то однозначно уверен, что все, что происходит на инкаунтерах, необходимо и важно, а кто-то считает, что это служение, которое опасно называть библейским, так как то, что происходит на инкаунтерах, противоречит Божьим принципам. Инкаунтер - это выезд на два или три дня в определенное место, где усиленно молятся, читают Библию, слушают проповеди. Во время инкаунтеров особое внимание уделяется освобождению от зависимостей и всего того, что мешает человеку следовать за Богом. Мы попросили священнослужителей и практикующих психологов высказать свое мнение об этой христианской практике.

Олег Серов,
Епископ ассоциации церквей Союз Христиан, пастор церкви Живая вера (Пенза)

Мы не практикуем инкаутеры, считаю, что общение с Богом у Его детей должно быть каждодневным. Я уверен, что отличие инкаутера от каждодневного молитвенного уединения в "тайной комнате" лишь одно инкаутер проводиться реже и к большому сожалению заменил в жизни многих Христиан каждодневное время в "тайной ккомнате". Представляет ли он опасность для христиан? Наверное это громко сказанно. Нужда в инкаутерах возникает по причине того что Христиане перестали вести духовную жизнь и что бы хоть как-то реанимировать задыхающееся рожденное свыше существо изобрели инкаутер. Беда в том что Христиане по большей мере приучились к такого рода реанимации и считают такой ход вещей нормой. Психологические проблемы возникают по причине того на мой взгляд, что на инкаутере все имеют много духовных переживаний от общения с Богом, а возвращаясь в привычную обстановку бытовой текучки просто испытывают ностальгические чувства и соответственно вместо того что бы продолжить то, что начали на инкаутере, а именно вести духовную жизнь, начинают с нетерпением просто ждать следующего инкаутера. Для Тела Христова на мой взгляд полезно вернуться к истокам т.е. практике апостолов и первой церкви а именно слезть с зависимости от такого рода альтернативных практик и начать каждый день иметь свой собственный инкаунтер в "тайной комнате". Хотя при сложившейся в Христианстве ситуации инкаутеры полезны тем что не дают засыхать некоторым Христианам которые в суете своей имеют в них единственную отдушину для общения с Богом!

Алексей Шишков,
пастор церкви "О Христе" (Санкт-Петербург)

Живое живет желаниями, а церковь по определению имеет право рассекать мечем человеческие желания. Определять - какие из них ведут к избавлению, а какие мешают, препятствуют, являются страстями и похотями. Есть границы между живым и человеческим. Мы верим этому определению Св. Апостола Павла: Римлянам 8:32: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» Мы избавлены от проклятия. Нам дано обещание, что вина смыта и грех изъят. Рвать тельняшку на груди раз в полгода, доказывая себе что омыт и прощен, - это Евангелие Креста и Пути? Не думаю. Скорее, это «легкий способ бросить грешить», только автор не Карр, а наша плоть и поверхностное знание Бога. Благодать - это не позволение грешить и, тем более, не выбор места и времени для искоренения греха. Мы оправданы и нет нужды искать «место встречи». Есть главный грех - безбожие, спрятаться от Него в саду, и грех этот умело мимикрирует под непрощение, чувство вины, сомнения и т.д. Терапия, а не Крест, а именно так выглядит инкаунтер, в данном случае не поможет. Это похоже на то, что мы умело и методично лечим болезни, а не исцеляемся от них. Инкаунтер - это дегенерация аскезы, которая превратилась из средства, метода в цель. Мы пишем тем самым заглавную «г» в понятии грех, отдаем ему пальму первенства, убирая на задний план Крест Господень и благодать. «Отец, Отец!» - взываем, а не покоряемся, и действие это как волшебство. «Но разве волшебник плохой?» - хитрим мы. Образ из детства, заменявший нам Бога, с волшебными (дармовыми) подарками и теперь подменяющими даром данную благодать. И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их; теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу [Богу твоему]. (1Цар.15:24,25) «Отверг Саула, чтобы не был царем - мне не страшно, я же не Саул». Временное облегчение есть, а смирения, братства, социальной полной жизни как не было, так и нет. Такая аскеза убивает человека, утапливает его внутрь себя, ставит на первое место человека, его откровение, а не Благую весть. И зависимость от внешних факторов, внешних «встреч с Богом» только усиливается. Ведь в этой ложной аскезе мир (секулярное) объявляется нечистым, упрощается, адаптируется под человека, снимая с него ответственность. Но не преображая его трудом, подвижничеством, подлинной аскезой. Если говорить о духовных и душевных проблемах участников, то это не проблема тех, кто едет на инкаунтер или их организует. Отсутствие исповеди, регулярных постов, недоверие Таинствам и секуляризация Церкви до «воскресной встречи с Богом», морализация и гностицизм вместо проповеди Евангелия, отсутствие «святых» т.е. тех, кто авторитетен во Христе, а не в маркетинге и PR? Все эти пункты, естественно, вызовут зависимость от «встреч с Богом». И задача не ругать тех, кто ищет терапии, а не Креста, а восстановить откровение и смысл Церкви.

Виктория Черенкова,
психолог, организатор инкаунтеров в церкви Новое Поколение (Рига)

В нашей церкви к инкаунтерам относятся положительно. Отмечу, что именно к тому формату инкаунтера, который проводиться в «Новом поколении», так как сегодня форматов множество и за все мы ответственности нести не можем. Как правило, инкаунтер проходит за пределами города, вдали от повседневных забот. И его особенность заключается в том, что у людей есть уникальная возможность специально отделить для себя 2-3 дня и отгородиться от всего мира для уединения с Богом. Что порой крайне трудно сделать в обыденной жизни, где так много дел и суеты. Поэтому люди специально готовят себя в посту для этих дней, ожидая Божьего посещения. И каждый раз мы видим на самом деле мощное излияние Духа Святого, после чего происходит много чудес в жизнях людей. В течение этого времени происходит очень глубокое очищение, исцеление и обновление человека на уровне духа, души и тела. Но главной целью является обновление видения человека для его жизни и служения. В нашей практике, слава Богу, духовных проблем у участников инкаунтеров не было. Но тем не менее, нужно учитывать, что во время инкаунтера происходит глубокое очищение и освобождение человека. Поэтому, в конце всем людям дается четкая инструкция, как сохранить ту свободу, которую они получили и что нужно делать или не делать, чтобы двери, через которые проклятия, бесы и болезни вошли в жизнь человека больше никогда не были открыты. Ответственность за то, чтобы семь злейших не возвращались в жизнь человека - лежит на нем лично. Поэтому ему необходимо строго соблюдать эту инструкцию: не грешить, читать Слово, наполняться Духом святым, посещать церковь, войти в послушание и т.д. Но самое главное, мы рекомендуем принимать участие в инкаунтере тем христианам, которые либо находятся в служении, либо планируют после инкаунтера начать служить Богу. Так как Слово Божье говорит, что всякую ветвь приносящую плод Он очищает, чтобы более принесла плод. Ведь главной целью инкаунтера является не освобождение ради освобождения, а освобождение для служения. И мы уверенны, что если люди ставят перед собой эти цели, то никаких психологических и духовных проблем после инкаунтера у них не возникнет. Мы положительно относимся к инкаунтерам и ко всем альтернативным христианским духовным практикам, не противоречащим слову Божьему.

Виктор Алиев,
Пастор Евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания

ЕЛЦ АИ не против инкаунтеров, поскольку мы принимаем видоизмененное инкаунтерское служение в христианском ключе. Богоискание в любом виде (в рамках христианского богословия) приемлемо и поощряемо. Инкаунтер на наш взгляд и мой лично это общественное и коллективное собрание, в отличие от уединенной молитве тет-а-тет с Богом... Хотя элементы личного лицом-к лицу общения встречается и в инкаунтере, даже в толпе человек может чувствовать себя одиноко, а точнее с Богом в общении. Опасения в отношении этой практики в целом не оправданы, хотя везде могут быть крайности и не исключены перегибы на местах, злоупотребления громкой и тихой музыкой и их неправильным сочетанием. В целом это зависит от психики участника - насколько он восприимчив к различным типам поклонения, причем сами поклоняющиеся могут и не подозревать что их поклонение вызывает расстройства или сдвиги в психике. это печально но всего не предусмотреть. Все духовные практики, помогающие искать Бога полезны на наш взгляд

Виктор Ёлкин,
магистр психологии, председатель Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами

В последнее время во многих христианских движениях и сектах набирает популярность движение «инкаунтер». И, хотя в религиозную среду оно пришло еще в 80-е годы, далеко не все пока имеют четкое представление об этом явлении. Наиболее близкий перевод английского термина «encounter» - «столкновение» или «встреча лицом к лицу». Впервые это понятие появилось в послевоенной групповой гуманистической психотерапии. Главная «встреча» должна происходить с собой, со своим внутренним миром, внутриличностными конфликтами, комплексами, подавленными эмоциями и желаниями. В результате групповых процессов, изоляции от привычной среды обитания (2 - 3 суток), визуализации, актуализации и других психотехник, чувства и переживания человека приобретают яркость, контрастность и силу. Затем психотерапевт помогает их пережить до полного эмоционального истощения или трансформировать до позитивного восприятия. На сегодняшний день «инкаунтер-группы» - это просто громкое название большинства современных психотерапевтических тренингов. Когда некоторые пытаются объяснить, что «инкаунтер» - это нечто особое, на ум приходит аналогия с фармакологическим рынком. На разработку нового лекарства обычно уходит много лет клинических и лабораторных исследований, а также миллионные вложения. А если взять таблетку парацетамола, перекрасить, добавить чуть-чуть витаминов, дать новое название и заявить, что появился новый «чудо-препарат», то в сознании людей он действительно появится. И продавать его можно будет за цену в десятки раз выше аналога. Сегодня можно встретить как вполне профессиональные группы интенсивной психотерапии, так и психокульты, где откровенное шарлатанство смешивается с психологическим насилием. Как их различить? На профессиональных группах подробно рассказывается о цели тренинга, методах и процедуре. Действует обязательное правило «стоп» - право отказаться от участия в упражнении или делиться переживаниями. Ведущий имеет соответствующее образование и квалификацию. Приглашение в психокульт обычно начинается со слов: «Тебе обязательно нужно пройти этот уникальный тренинг!», «Это круто изменит твою жизнь!», «Тысячи людей, пройдя его, стали счастливы (успешны в жизни, свободны от комплексов и т. п.)!». Вам предложат почитать сотни восторженных отзывов, и, кстати, большинство из них будут реальными. Умолчат только о том, что отзывы написаны в момент искусственно вызванной эйфории сразу после окончания тренинга. Никто не расскажет, что будет происходить и почему вашу жизнь нужно круто менять. Все будет сводиться к «Это невозможно объяснить. Пройди и поймешь». Если вы продолжаете сопротивляться и не идете на «супертренинг», возможна более жесткая манипуляция, вроде «Ну да, наверное, тебе пока не стоит туда ходить. Этот тренинг только для сильных людей!» Если вы все-таки решились, то на самом тренинге вы должны будете покорно выполнять все указания ведущего, не задавая лишних вопросов. В отношении вас будет использована жесткая эмоциональная перегрузка (перенасыщение позитивными и негативными эмоциями), которая будет преподнесена как некая чудо-техника. Если в профессиональных терапевтических группах важно понимание и осознание, то в психокультах роль играет только чувственный опыт. Теоретически, и то и другое может называться инкаунтером.

Андрей Буйнич,
священник греко-католической церкви (Беларусь)

Я никогда не был на инкаутере, поэтому мне трудно выразить свою точку зрения. Тем не мение, мне кажется, что это синоним реколекций или ретвита в Католической Церкви с элементами харизматических практик (на таких "инкаутерах" я был часто). Каждые реколекции могут быть лучше или хуже в зависимости от человека (или группы), которая организует эти реколекции. Кроме этого, не всем верующим подходят такие духовные упражнения, и уж тем более не всем верующим подходят харизматические реколекции. Поэтому каждому христианину, а в особенности священникам, следует быть расторопными и понимать, что не всем это надо. Каждые реколекции имеют свою особую динамику, которая работает в той или иной степени с психикой человека, поэтому всегда существует вероятность появления психологических проблем у участников, вот почему важно, что бы ответственные за реколекции были людьми компетентными, специально подготовленными и ответственными. В Католической Церкви некоторые священники специально для этого получают психологическое или медицинское образование. Духовные упражнения (ретриты, реколекции) - это хороший инструмент, если. конечно, он находится в хороших руках.

Нет ничего нового под солнцем… Попытка отыскать новизну видится в “новом” решении старых проблем христианской жизни, а именно в модном веянии “инкаунтер”. Люди разделились на два лагеря: про-инкаунтер и контр-инкаунтер. Прошедшие инкаунтер ратуют за свой новый приобретенный опыт и свидетельствуют об изменении, говорят о том, что у них была возможность много молиться. Противники пытаются очернить духовные переживания ”просветленных”, всячески ставя под сомнение актуальность всякого рода переживаний. Давайте попробуем разобраться с этим феноменом духовной жизни, который постепенно входит в обиход современных христиан.

ЧТО ТАКОЕ ИНКАУНТЕР?

Во-первых, дадим перевод этому термину на понятный для читателя язык. Инкаунтер (encounter, анг.) в переводе означает «встреча», «столкновение». К примеру, вы шли по улице и столкнулись с кем то, у вас состоялась незапланированная встреча, случайная. Вы ее не инициировали, она произошла по стечению обстоятельств времени и места. Таким образом, религиозный инкаунтер - это мероприятие, на котором должна произойти случайная встреча с Богом, столкновение с Ним. В действительности же, это мероприятие вовсе не спонтанно, а хорошо спланировано. Вы приезжаете на конференцию, на которой происходит Встреча с Богом. Данная встреча была подготовлена заранее, существовали ответственные люди за её проведение, заготовлен материал для этой конференции. Вся атмосфера пронизана «свидетельствами очевидцев», которые прошли инкаунтер. Вы усаживаетесь в ложу, и перед вами раскрывается занавес, за которым проистекает действо, частью которого вы становитесь.…

Чаще всего, о необходимости инкаунтера вам многозначительно скажут лидеры церкви, а «просветленные» вам его заманчиво рекомендуют. Кстати, сам термин инкаунтер режет слух и его часто заменяют на такие термины как «встреча с Богом», «молитвенная конференция».

ИСТОРИЯ ВОПРОСА: ИНКАУНТЕР - ЧАСТЬ ВИДЕНЬЯ Г12 (G12)

Прежде всего, подобие инкаунтера можно наблюдать на богослужении у католиков, а также в РПЦ. В литургии оглашенных, священник перед причастием оглашает список грехов, а стоящие вокруг этого священнодействия прихожане провозглашают “грешен”, если какой-то грех вкрался в их жизнь. Однако, находясь в протестантской традиции, трудно представить себе, как собственно это сделать. Ведь личные взаимоотношения со Христом определяют веру и все сферы жизни, связанные с этим. В массовом формате, оглашение грехов трудно соотнести с процессом душепопечительства, потому что теряется сущность самого предмета попечительства о душе. Однако массовый характер инкаунтера приводит к возникновению некого соборного чувства, при котором актуальность приобретенного опыта ставиться во главу угла. При всем этом, личные взаимоотношения со Христом, становятся зависимыми от впечатлений, полученных в процессе инкаунтера. В итоге, христианство становится подчиненным самому приобретенному опыту, а не Христу.

В протестантском формате инкаунтер возник не на пустом месте, а имеет свои предпосылки. Некоторые из них мы рассмотрим. Инкаунтер активно используется в харизматическом движении как основная часть виденья Г12 (G12). Г12 - это сокращение от «группа двенадцати». Система Г12 имеет множество строгих стандартов. Один из них - прохождение специальной программы подготовки лидеров. Для того чтобы быть частью виденья, от вас требуется посвящение посещать вашу ячеечную группу раз в неделю, выезжать в уединенное место, евангелизировать, посещать воскресное богослужение и также быть вовлеченным в специальные встречи для лидеров. Каждая неделя наполнена церковными мероприятиями, в которых вы участвуете вместе со своей ячейкой, занимаясь социальным служением. Вся неделя уходит на встречи, которые сделают вас более серьезным учеником.

Но виденье Г12 - это вовсе не библейский принцип, как это может показаться на первый взгляд, это система управления, которая легко транспонируется в терминологию маркетинг плана и объемы продаж идеи. Задача Г12 - глобальная сеть лидеров. Вас делают лидером-управленцем. Один раз в неделю вы учитесь в школе лидеров, где вас учат доктрине. Продолжительность Школы Лидеров составляет 12 недель (ШЛ имеет 3 уровня обучения). Если вы, по каким то причинам вы пропустили 3 курса из 12 вам необходимо вновь пройти школу с самого начала. По окончании Школы Лидеров у вас должна быть организована своя ячеечная группа, в конечном счете, каждый становится лидером. Вам говорят, что “каждый -потенциальный лидер", “каждый становится лидером в свое время и открывает свою ячеечную группу. Каждому служат и каждый становится “служителем” (Сердце Виденья). Вы обращаете к Богу 3 человек и становитесь лидером своей ячейки, затем повторяется процесс вновь и вновь. Каждый член ячейки должен начать свою ячейку. “Когда все члены первой ячейки начнут свою ячеечную группу, то в этом случае первичная ячейка станет группой Г12” (Сердце Виденья). Г12 это всеобъемлющий принцип для служения. Цифра 12 как магическое число, входит в сознание и понимание расширяется в русле самого виденья. Хотя этот принцип описан более подробно в социологии и относится к социальным процессам этноса.

В то время как каждый вовлечен в процесс ученичества, возникнет проблема служения приумножения. Она возникнет, только потому, что вы может быть ещё не готовы быть лидером или руководителем. Однако вам вверено 11 новообращенных, которых вам предстоит ввести в процессе ученичества. По сути, речь идет о том, что Г12 это НЕ обучение доктрине. Г12 - это метод, который заявлен как основанный на Библии, но таковым не является. Он имеет большее отношение к социологическим и экономическим моделям. Цель - каждый верующий это лидер. Лидер чего? Другой группы из 12. Писание говорит об ученичестве, как о процессе следования за Христом и в этом повеление Господа. Ученичество же в формате Г12 нельзя назвать библейской моделью церкви, так как она продиктована здесь прагматизмом метода роста и цифр. Прагматизм цифр и философия успеха, вот что является основанием для виденья Г12.

Виденье Г12 реализуется двумя путями: обучение через ячеечные группы и встречи-инкаунтеры. В классическом варианте харизматического движения провозглашается идея о присоединении поместной церкви к глобальной идее (виденью) Г12. Для этого необходимо каждому ее члену пройти весь процесс целиком (включая встречи-инкаунтеры) для того, чтобы позднее он смог провести через него новообращенных. Другими словами, нужно уловить духовную ДНК виденья и передать ее в процессе ученичества. Встреча-инкаунтер не направлена только на вас. По словам авторов Г12, «инкаунтер изменяет жизни, освежает и обновляет людей для того, чтобы они, в свою очередь, могли передать видение другим». Однако следует читать внимательно, так как предлагается несколько действий по цене одного семинара-инкаунтера! Ведь здесь происходит подмена понятий: вы пришли на встречу с Богом, которая должна изменить вашу жизнь, а вам сказали, что этот семинар-инкаунтер изменяет жизни других, освежает и обновляет, да еще в придачу выдали целое виденье из социологии, облеченной в метафоры Нового Завета.

Учение об инкаунтере как встрече человека с Богом, невозможно вывести из Священного Писания. Причина кроется в том, что Бог является Суверенным Владыкой, и в Его власти и воле находится инициатива. Бог находит человека и обращается к нему. В идее же инкаунтера в целом используется гуманистический подход, прикрытый вырванными из контекста отрывками Священного Писания. Что же тогда побуждает многих пасторов церквей, в том числе евангельских, обращаться к технологии «инкаунтер»? Разберемся с предпосылками.

ПЕРВАЯ ПРЕДПОСЫЛКА: СЛУЖЕНИЕ УСПЕХА

Сегодня пасторы многих церквей стали прагматичными людьми, у которых принципы служения определяются философией успеха, поделенной на знаменатель количества людей в церкви. Соответственно вызывают уважение и так называемые «служители успеха», сумевшие привлечь в свои церкви тысячи прихожан. «Как они этого добились? Какие методы использовали? Дайте нам этот метод! Покажите нам ту волшебную кнопку, нажав которую, мы приумножим количество людей в нашей церкви! Ведь раз за ними следуют люди, то с ними Бог», - вот примерные рассуждения некоторых евангельских служителей, двигающих их на то, чтобы использовать предложенные «служителями успеха» методы в своей деятельности. При этом забывается критерий доброго служителя, о котором писал Ап. Павел Тимофею: главное, чтобы Господь признал своего служителя верным (1Тим.1:12). Домостроитель, оказавшийся верным - вот успешный служитель с точки зрения Писания (1Кор.4:2). Чему же необходимо быть верным? Верным Богу и Евангелию. Однако верность Богу и верность Его Слову - одни из самых непопулярных на сегодняшний день ориентиров в служении. Им уступили место социологические реалии: церковь ищет и развивает те виды служения, которые привлекут в нее наибольшее количество человек из определенных слоев общества (таргетных групп). Наша этика стала основываться на статистике.

В методе «инкаунтер» также не обошлось без больших цифр и «служителя успеха». Им является “успешный” пастор Сезар Кастелланос, автор виденья Г12 и самой идеи религиозного инкаунтера. У Кастеланаса Международная Харизматическая Миссия в Боготии (Колумбия) насчитывает 400,000. Впрочем, при внимательном рассмотрении, оказывается, что это количество людей - не число прихожан одной церкви, а совокупность членов всех церквей, разделивших виденье Г12. Именно положительный количественный опыт указанного пастора вдохновляет многих служителей использовать инкаунтер и в их церквах. Что ж, приходится констатировать: такой подход к служению не библейский. Герменевтический принцип «опыт формирует учение» уводит людей от принципа Solo Scriptura и насаждает принцип успешного религиозного опыта, в то время, как не опыт должен определять наше богословие, а Священное Писание, должно формировать наше учение и наш опыт. (1Тим.4:16; 2Тим. 3:16-17; 2 Пет. 1:19-21).

В 1986 Сезар Кастелланос направился в Корею и адаптировал принципы ячеечной церкви, согласно учению Д-ра Янгги Чё. В конце 1991 у Сезара было 70 ячеек. Кастелланос вопиял Господу, “Господь мне нужно что то, чтобы увеличить рост.” И Бог показал ему недостоющее звено -концепцию под названием G12.

ВТОРАЯ ПРЕДПОСЫЛКА: НЕОБХОДИМОСТЬ СМЕНЫ ПАРАДИГМЫ

Ларри Стокстил (Larry Stockstill) в своей книге “Ячеечная Церковь” пишет: “Парадигма контролирует, как мы интерпретируем то, что мы воспринимаем или испытываем в своей жизни. Парадигма содержит в себе череду перспектив, которые в свою очередь мешают нам видеть и понимать вещи в другом свете, для этого нам необходима смена парадигмы”

Смена парадигмы стала знакомым термином, чтобы привести людей к новой практике вещей. В церковном же случае, новая парадигма приводит нас к новому библейскому откровению, которое изменяет церковную жизнь. Для того чтобы произошла смена парадигмы, необходимо позволить старой уйти и начать с нового листа. Необходимость отказа от старого (все несогласные становятся в глазах инкаутероведов злобными консервативными сектантами-фарисеями, держащимися за прогнившие мехи и тормозящими прогресс) - одна из характерных черт Г12 и движения инкаунтер. Старое требуется обязательно до основания разрушить. Подобный принцип применяется в Г12. Сезар Кастелланос соотносит развитие виденья пастора на примере архитектора, а также использует аргумент, что новое вино не вливается в старые мехи.

Пастор приходит к архитектору и говорит, что часть старой конструкции в хорошем состоянии и является ценной для несущей конструкции всего здания, однако немного износились. Архитектор, говорит, что надо их заменить. Пастор же желает и надеется на то чтобы оставить часть старой конструкции, оставить старые несущие перегородки, с которыми связывала его вся жизнью. Архитектор настаивает: «невозможно построить новый дом, оставив при этом старые перегородки и структуру дома. “Тебе необходимо определится с тем, что ты хочешь”. Пастор отвечает на это, - «Я поищу другого архитектора”. Некоторые пытаются сделать нечто подобное, когда хотят установить в своей церкви виденье Г12, но это таким образом не работает. Старая структура была хорошая и отвечала своим целям, но если вы хотите преумножить, вы не можете за неё держаться. Дух Святой даст вам новое основания для великого роста. (Сезар Кастелланос)

Вот еще высказывание Сезаря Кастелланоса: «Мы видим пастырей, которые годами трудились над своим служением. Они приходят до точки, когда им никто не может дать совета и они нуждаются в изменении и сверхъестественном вмешательстве. Им необходимо разрушить старое здание, чтобы освободить место под новое, основанное на виденье Г12. Если они это сделают, только тогда их служение преумножится, будет как никогда ранее.»

Анализируя высказывания Сезаря, можно прийти к выводу, что церковь, которая была построена на истинном основании и жила по библейским канонам нуждается в реконструкции под модель Г12. Если ваша церковь была построена на истинном основании, и жила по библейским канонам, то необходимо ли все оставить ради новой модели Г12? Если ответ положительный, то тогда вы открыты для духовного прагматизм.

ПРОЦЕСС “ВСТРЕЧИ С БОГОМ”

Итак, мы узнали о том, что инкаунтер - это часть системы Г12, которая, является по своей сути прагматичной и движима философией успеха. Теперь хотелось бы рассмотреть непосредственно сам инкаунтер, так называемую «встречу с Богом».

Участников “встречи”, проводят через процесс следования за локомотивом, их ставят на рельсы, и состав проследует свой путь до конечной станции, со всеми остановками.

1. В начале встречи происходит раздача анкет, где нужно отметить все грехи, в которых необходимо исповедаться и покаяться. Консультант поведет всех к общей молитве и ваши листы с грехами никто не увидит и не узнает о них, так как их сожгут в огне. Современное применение послания Иакова 5:14-20 в таком формате не реализуется, ведь консультант должен исповедоваться вам, а вы ему, в противном случае пропускается весь принцип Иакова 5:14-20. Вследствие этого упущения, процесс встречи схож с групповой психотерапией, при которой консультант пытается вас провести через свою методику. В данном методе, используется групповая динамика. Этот психотерапевтический метод имеет 2 направления: первое, создать внутренний конфликт в участнике инкаунтера; второе, создать межличностный конфликт в самой группе. Любого участника инкаунтера ждет этот процесс, который диктуется условиями групповой динамики и человек вынужден пройти через методические приёмы заданной “программы инкаунтера”. Другими словами, “процесс встречи” обуславливает результат психотерапии. Однако люди далеки от понимания того, что подобная техника используется психотерапевтами. На инкаунтере культивируется внутренний конфликт, который всегда есть у христианина, испытывающий борьбу между плотью и жизни по «духу». Межличностный конфликт возникнет в результате конфликта ценностей. У людей, которые неосознанно проходят психотерапию возникнет «изменение сознания».

2. Далее инкаунтер проходит развитие по драматическому сценарию, в ходе которого вы мысленно должны представить себя рядом с римскими солдатами, увидеть распятого Иисуса и, в конечном счете, завершить свой гештальт.

К вам подходят “консультанты”, возлагают руки и “пророческим жестом”, срывают с вас оковы и рвут цепи “висящие” у вас на шее. Всё действо имеет отдаленное отношение к Священному Писанию и большее всего похоже на гештальт-терапию. Особенно если представить себе, что верующий освобожден Христом и находится под водительством Духа Святого, то каким образом христианин может быть одержим? А если кто согрешает и даёт место лукавому через это, то следует прочитать 1Ин. 2. или применить послание Иакова 5:14-20

Слушателям на всякий случай напоминают, что некоторые люди предполагают, что в них может быть нечистый дух, который мешает им вести победоносную христианскую жизнь. Когда вы пройдете через все этапы этого служения, вы или освободитесь от этих нечистых духов или просто убедитесь, что никаких духов в вас нет, кроме Святого. Очень удобная формулировка, тем более, что дальше следует ремарка: «Это даст вам больше веры и дерзновения проходить трудности и побеждать. Одновременно, это служение; исцеления духа, души, тела и освобождения от бесов». Нетрудно догадаться, что всё описанное выше, похоже на психотерапевтический практикум, на проведение которого ни у кого нет лицензии.

Книги по групповому психоанализу гласят, что психотерапевтическая группа представляет собой модель той реальности, в которой находится пациент в жизни. Здесь он проявляет те же чувства, отношения, установки, типичные для него стереотипы поведения. Народ, пришедший на встречу с Богом, на самом деле столкнулся с банальной групповой терапией, которая приводит к “изменению сознания”, а по-простому - к зомбированию. Для тех, кто будет с этим спорить, приведем следующий пример. Возьмем и рассмотрим основные изменения, которые происходят в человеке, прошедшем курс групповой психотерапии (тематика курса может быть абсолютно любая: анти-алкогольная, коррекция девиантного поведения итд). Вот эти изменения:

1. Углубление понимания человеком духовности и обстоятельств жизни.

2. Развитию межличностной чувствительности и восприимчивости и основанных на них новых форм поведения, ощущение единства построенного на психических процессах.

3. Максимальное раскрытие врожденных ресурсов человека с тем, чтобы он мог жить наиболее полной жизнью. Привитое в ходе психотерапии “изменённого сознания”. Процесс носит временный характер установки, полученной в группе-терапии.

4. Переориентации стремлений человека на развитие личности. Необходимость закрепления терапевтического эффекта.

А сейчас возьмите человека, проведенного через инкаунтер - все перечисленные четыре изменения будут иметь у него место, только облеченные в библейскую лексику. Групповая динамика и психические процессы сливаются в монолит социального и религиозного опыта. Эти четыре изменения очень важно знать, они описаны в любой книге по гештальт-терапии. Единственное, что следует учесть это то, что религиозный гештальт проводится над практически здоровыми людьми. Возможно, что у некоторых изменения будут выражены в большей степени, вследствие остроты психологического воздействия. Однако все изменения относятся к психологической сфере, и связаны псевдо религиозным опытом. Кроме того, любая психотерапия носит временный характер и не может быть перманентной. Тогда получается парадоксальная вещь: человек приходит на инкаунтер, чтобы приблизиться ко Христу, но впадает в зависимость от чувственного опыта, эмоций, вызванных умело проведенным психотренингом, и таким образом отдаляется от Христа.

3. Далее происходит служение освобождения. Согласно учению движения веры, верующий может быть одержим бесами и находиться под влиянием злых духов. Поэтому в классическом исполнении инкаунтер презентирует идею одержимости, и происходит служение так называемого освобождения.

«Далее, когда вы разобрались в своих грехах, в грехах предков, простили врагов, убрали осуждение, отреклись от негативных клятв, разобрались с травмами, связями и убеждениями - вы готовы к этапу очищения или освобождения.» Вам раздадут анкеты с именами бесов и их действиями. Консультант не даёт вам опомниться, и проанализировать происходящее, ваше сознание подверглось следующей процедуре.

Вы как альпинист, который не знает усталости, когда видит свой рубеж. Без отдыха и анализа вы только что разбирались в своих грехах, грехах своих предков, нашли позитив, разрешили психо-травмы, оставили негативные убеждения и ожидания, эмоциональные травмы, словесные проклятия, неблагочестивые душевные и сексуальные связи, и отвержение… Вы это все сделали! Курс психотерапии длится 8-9 месяцев, а вам за 45 минут произвели изменение сознания, сменив парадигму. А то, что Христос это сделал, однажды принеся Себя в Совершенную Жертву, и то, что эти действия - попытка манипуляцией вашим сознанием и Богом, никого не волнует! Всех ведь вылечат: и меня, и вас.… Подумаешь, что мы умали жертву Христа и действие благодати Божьей. Главное - это результат здесь и сейчас. Инкаунтерология 1) акцентируется исключительно на "здесь и сейчас", то есть на ощущениях, которые личность переживает в данный момент и в данном месте. 2) Для достижения максимального эффекта погружения в сферу чувственного, призывает человека "отключить свой разум и обратиться к чувствам". Освободи свой разум, и будем изгонять нечистого из освобожденного Христом христианина - лозунг инкаунтера.

В процессе служения освобождения всем участникам икаунтера выдаются имена бесов и нечистых духов. Трудно понять, как их классифицировали, и кто с ними знаком лично? Все это, скорее, похоже на блеф и если препоясать чресла ума, и внимательно изучить многочисленный список бесов, то покажется полной ахинеей (наряду с бесами гордости, контроля, в списке есть бесы аллергии и бесы кофе).

Далее происходит битва за остатки разума, из которого изгоняются “нечистые духи”. Начинается кульминация процесса освобождения. Участникам инкаунтера даются навыки как разбираться с теми духами, которые незаконно вторглись в вашу жизнь. (Курсивом написана дословная цитата, которая опубликована и является прямым доказательством мракобесия):

4. После небольшого перерыва начнется следующая часть - исцеление от немощей и болезней. Служителя наставят вас, как получить исцеление и начнут молиться за каждого из вас и помазывать елеем…затем причастие…

5. Теперь надо закрепить материал психотерапии, для этого дается памятка, которая подготавливает пациента к реальному суровому настоящему:

«Множество других влияний будут состязаться между собой за то, чтобы получить контроль над Вами: Ваши собственные чувства, мнения других людей, общепринятые традиции, окружающая нас культура.»

Далее дается установка ограничить себя в общении с теми, кто не прошел инкаунтер или отрицательно относится к инкаунтеру, напротив рекомендуется окружить себя «прошедшими курс». Инкаунтер необходимо повторять вновь и вновь, чтобы сохранять достигнутый результат.

ВЫВОДЫ:

Инкаунтер - это далекая от библейского учения технология, которая вышла из квазибиблейского харизматического богословия Г12. Инкаунтер использует методы групповой психодинамики и приемы психотерапии. Инкаунтер живет и развивается в харизматическом движении и постепенно входит в религиозную практику ЕХБ. Оптимистический прогноз: перейдя в ЕХБ, инкаунтер претерпит изменения вследствие разницы вероучения и затухнет через несколько лет. Причина проста - согласно законам франчайзинга, так как будет использоваться неполная технология (вследствие адаптации к учению ЕХБ - возможно некоторые церкви уберут служение освобождения, откажутся от Г12) и будет нарушен процесс, то фрачайзор не сможет гарантировать получателю результаты производства. Пессимистический прогноз: многие души, действительно ищущие Бога, будут покалечены инкаунтером. Их чувственность будет обострена, но их чувства не будут «навыком приучены к различению добра и зла», потому что они «несведущи в слове», а питали их вовсе не «пищей» Слова Божьего. Людей, которых провели через такой инкаунтер необходимо реабилитировать, им необходима вся правда Божьего Слова, а не сомнительный метафизический (читай: чувственный) опыт. Люди нуждаются в Боге гораздо больше, чем в манипуляции их сознанием и формами внушения.

Еще один вывод. Неудивительно, что идея инкаунтера получила развитие в харизматическом движении, ведь в их учении чувственный опыт всегда идет впереди Слова Божьего, а это все сдабривается стремлением к количественному росту и финансовым потокам. Грустно, что в евангельских церквях, эта идея была подхвачена с таким вдохновением. Соглашусь, что церкви ЕХБ переживают не самый легкий период. Но пути выхода из стагнации лежат не в поиске чудодейственных «реанимационных» методов, а в возвращение к Слову, к библейской проповеди, к верности во всем Евангелию Христову.

Http://www.g12life.com/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=272

LETS REASON
Гештальт-терапия - это метод психотерапии, который способствует расширению осознавания человеком реальности и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.

Http://www.g12life.com/index.php?option=com_content&task=view&id=267&Itemid=274

Encounter / Инкаунтер - особая Встреча с Богом!

Многие считают, что Встреча предназначена только для новообращенных. Это неверно. Она для всех. Некоторые верующие так и не были утверждены в своей вере. Следовательно, многие аспекты их жизни, с которыми помогает разобраться Встреча, так и остались нерешенными. Боль, твердыни и демонические проклятия давят на них из года в год. Печальная картина.

По Ведению G12, каждый из нас призван приводить других к Христу, помогать им обрести свободу и стать учениками Христа. В послании (2 Тимофею 2:2,) Павел повелевает Тимофею передавать полученные знания верным и надежным людям, чтобы последние, в свою очередь, могли научить других. Никто не может научить тому, чего он сам не знает или не пережил. Нельзя увидеть духовный мир с закрытыми глазами.

При переходе церкви в Ведение G12, необходимо каждому ее члену пройти весь процесс целиком для того, чтобы позднее он смог провести через него новообращенных. Другими словами, нужно уловить духовную ДНК видения и передать ее в процессе ученичества. Встреча не направлена только на вас. Она изменяет жизни, освежает и обновляет людей для того, чтобы они, в свою очередь, могли передать Ведение другим.
Ведение G12 просто и целенаправленно, но состоит из нескольких частей. Одна из самых важных его составляющих - Встреча с Богом. Процесс утверждения является центральным в стратегии G12. Все верующие должны пройти через него. Процесс утверждения состоит из трех частей: подготовительные уроки, Встреча, закрепляющие уроки. Так что же такое Встреча? Почему она так важна? Все ли должны пройти через нее? Что на ней происходит?

Подготовка к Встрече

На подготовительных уроках новообращенные проходят темы, затрагивающие их новую жизнь во Христе. Кто-то из домашней группы один на один изучает с ними Библию. Разговор идет о спасении, силе молитвы, Слове Божьем и принципах освобождения. Основная цель этих уроков -подготовить верующего к тому, что будет происходить на Встрече.

Духовная брань

Встреча обычно проводится в выходные, и она проходит за городом. До Встречи группа усиленно молится, постится и ведет духовную войну за тех из своих членов, которые примут участие в этом мероприятии. Победа завоевывается в духовном мире еще до Встречи.

Встреча с Богом

И в Ветхом, и в Новом Завете Библия приводит нам истории о том, как жизни мужчин и женщин изменялись радикальным образом после встречи с живым Богом. Авраам встретил Его еще до того, как отправился в путь (Бытие 12), а Моисей - прежде чем вывел народ из рабства (Исход 12). Иисус Навин пережил свою встречу перед тем, как ввести народ Израиля в Землю Обетованную (Иисус Навин 5:13-15). Исаия - прежде чем стать пророком Наивысшего (Исаия 6:1-8). Иисус тоже встретился с Ним перед тем, как начать Свое земное служение (Матфей 3:13-16, Лука 4:1), а Павел - после своего обращения, перед тем как написать большую часть Нового Завета (Деяния 9:3-7).
Можно найти и много других примеров того, как лидеры пережили Встречу с Богом, прежде чем войти в полноту служения, которое Он им приготовил. Основная цель Встречи - полное преобразование, которое дает рождение характера Христа. Для того чтобы наша жизнь изменилась коренным образом, нам необходимо пережить настоящую Встречу с Всемогущим Богом.
Это и встреча с самим собой, когда смотришь на свою жизнь глазами Бога и ищешь тех изменений, которые Он желает в ней произвести.
И, наконец, Встреча даст вам глубину ведения и откровение о важности домашних групп, заставит вас задуматься о состоянии мира и его отчаянной нужде в Спасителе.

Встреча поделена на следующие аспекты:
-Покаяние
-Прощение
-Разрушение проклятий
-Освобождение от демонической зависимости
-Внутреннее исцеление
-Исцеление от физических болезней
-Водное крещение
-Крещение и наполнение Святым Духом
-Ведение и Цель для жизни

Цель встречи - это увидеть Бога лицом к лицу, избавиться от всего, что мешает нам в служении. Ведение G12 считает каждого потенциальным лидером. Встреча - это подготовка к обучению в Школе Лидеров.

После встречи с Богом новообращенные проходят уроки со своими наставниками, которые помогают им углубиться в Слово и утвердиться в своем посвящении Христу. Уроки учат о духовной войне, всеоружии Божьем, противостоянию искушениям и атакам врага.

Повторная Встреча с Богом

Повторная встреча – это встреча для тех, кто четко решил следовать по стопам Иисуса: идти и выращивать учеников. Ее цель - служить будущим лидерам, устраняя то, что мешает им стать эффективными Божьими наставниками. Повторная встреча служит в области человеческого духа в отличие от первой встречи с Богом, которая служит в области души. Поэтому эффективность ее всегда высокая и присутствие Бога на повторной встрече вновь укрепляет решивших идти за Иисусом, чтобы исполнить Его поручение.

Статьи по теме: