Интерактивная карта самолетов. Управляемые авиационные бомбы. Полет по кратчайшему маршруту

Карты авиационные

ка́рты авиацио́нные — географические карты, предназначенные для обеспечения лётного устава навигационными данными, необходимыми при подготовке к полёту и в полёте. По назначению К. а. делятся на полётные, бортовые и специальные. Полётные карты , применяемые для самолётовождения, обычно имеют масштаб 1:1000000 или 1:2000000. При выполнении специальных полётов, связанных с отысканием малых объектов, которые не указаны на основных картах, применяются карты крупного масштаба (1:500000 и крупнее). На самолётах, оборудованных навигационным вычислительным устройством, применяются так называемые ленточные карты. Бортовые карты служат для самолётовождения с использованием радиотехнических и астрономических средств, масштаб их, как правило, 1:2000000 или 1:4000000. При подготовке к полёту и в полёте в качестве справочных применяются различные карты специального назначения (карты погоды, магнитных склонений, часовых поясов и др.).


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия . Свищёв Г. Г. . 1998 .

Смотреть что такое "карты авиационные" в других словарях:

    Карты авиационные - географические карты, предназначенные для обеспечения лётного устава навигационными данными, необходимыми при подготовке к полёту и в полёте. По назначению К. а. делятся на полётные, бортовые и специальные. Полётные карты, применяемые для… … Энциклопедия техники

    Карты авиационные — географические карты, предназначенные для обеспечения лётного устава навигационными данными, необходимыми при подготовке к полёту и в полёте. По назначению К. а. делятся на полётные, бортовые и специальные. Полётные карты … Энциклопедия «Авиация»

    Карты погоды - географические карты, на которых условными обозначениями наносятся данные о состоянии атмосферы Земли в определенный момент времени. К. п. делятся на фактические (содержащие данные наблюдений за состоянием атмосферы) и прогностические (содержащие … Энциклопедия техники

    Энциклопедия «Авиация»

    Карты погоды — географические карты, на которых условными обозначениями наносятся данные о состоянии атмосферы Земли в определенный момент времени. К. п. делятся на фактические (содержащие данные наблюдений за состоянием атмосферы) и… … Энциклопедия «Авиация»

    АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ - приборное оборудование, помогающее летчику вести самолет. В зависимости от назначения авиационные бортовые приборы делятся на пилотажно навигационные, приборы контроля работы авиадвигателей и сигнализационные устройства. Навигационные системы и… … Энциклопедия Кольера

    система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… …

    зона - 3.11 зона: Пространство, содержащее логически сгруппированные элементы данных в МСП. Примечание Для МСП определяются семь зон. Источник: ГОСТ Р 52535.1 2006: Карты идентификационные. Машиносчитываемые дорожные документы. Часть 1. Машин … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Ракета «воздух-поверхность» - Пуск AGM 65 штурмовиком A 10. Ракета «воздух поверхность» («воздух земля») управляемая авиационная ракета, предназначенная для поражения целей … Википедия

    время - 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Купить за 3733 руб
  • Боевые авиационные группы Первой мировой войны , Хайрулин Марат Абдулхадирович, Куликов Виктор Георгиевич. Книга посвящена истории создания и применения Россией в Первой мировой войне боевых авиационных групп. Подробно рассмотрены предпосылки создания Особой авиационной группы и её боевая работа…

Карты авиационные

географические карты, предназначенные для обеспечения лётного устава навигационными данными, необходимыми при подготовке к полёту и в полёте. По назначению К. а. делятся на полётные, бортовые и специальные.
Полётные карты , применяемые для самолётовождения, обычно имеют масштаб 1:1000000 или 1:2000000. При выполнении специальных полётов, связанных с отысканием малых объектов, которые не указаны на основных картах, применяются карты крупного масштаба (1:500000 и крупнее). На самолётах, оборудованных навигационным вычислительным устройством, применяются так называемые ленточные карты.
Бортовые карты служат для самолётовождения с использованием радиотехнических и астрономических средств, масштаб их, как правило, 1:2000000 или 1:4000000. При подготовке к полёту и в полёте в качестве справочных применяются различн карты специального назначения (карты погоды, магнитных склонений, часовых поясов и др.).

  • - ...

    Большой филателистический словарь

  • - бортовые автономные измерительные средства, предназначенные для получения информации о характере полёта ЛА, параметрах работы его силовой установки и других бортовых систем...

    Словарь военных терминов

  • - материалы, применяемые в летательных аппаратах...

    Энциклопедия техники

  • - международные - проводимые регулярно международные демонстрации достижений авиационной науки и техники. Первые выставки состоялись в конце XIX в. в Париже и Лондоне...

    Энциклопедия техники

  • - жидкости, применяемые для смазки двигателей и редукторов силовых установок летательных аппаратов...

    Энциклопедия техники

  • - транспортные - делятся на межправительственные и неправительственные...

    Энциклопедия техники

  • - морские и сухопутные мины специальной конструкции для постановки с летательных аппаратов минных заграждений в акватории и на суше. М., устанавливаемые в акватории, предназначены для...

    Энциклопедия техники

  • - "...15...

    Официальная терминология

  • - "...16. предназначаются для обеспечения боевой подготовки авиационных экипажей, подразделений, частей и соединений всех родов авиации, проведения ЛТУ и проведения сборов по применению управляемого вооружения...

    Официальная терминология

  • - "...17. предназначаются для обеспечения боевой подготовки авиационных экипажей, подразделений, частей и соединений всех родов авиации и проведения ЛТУ...

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - "..."авиационные средства поражения" - боевые средства, обеспечивающие непосредственное поражение целей и решение вспомогательных задач, не связанных с поражением целей...

    Официальная терминология

  • - см. Боеприпасы авиационные...
  • - высшие учебные заведения, готовящие инженеров по расчёту, конструированию и технологии производства пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, их двигателей, радиоустройств и авиационого...

    Большая Советская энциклопедия

  • - см. Моторные масла...

    Большая Советская энциклопедия

  • - К Б. а. относятся: авиационные бомбы, разовые бомбовые кассеты, бомбовые связки, патроны авиационных пулемётов и пушек, различные авиационные ракеты, авиационные мины, торпеды, гранаты, авиационные...

    Большая Советская энциклопедия

"Карты авиационные" в книгах

Авиационные пушки

Из книги Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина автора Широкорад Александр Борисович

Авиационные пушки В начале июля 1943 г. вышло постановление ГКО о разработке 45-мм автоматической пушки для вооружения истребителей. За разработку таких пушек взялись ОКБ-15 (главный конструктор Б.Г. Шпитальный) и ОКБ-16 (главный конструктор А.Э. Нудельман), уже много лет

Авиационные труженики

Из книги На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны автора Карпович Викентий Павлович

Авиационные труженики Обслуживание, или подготовка самолета, как это принято называть в авиационном обиходе, означает, что работы на самолете должны проводиться ровно в том объеме, чтобы летательный аппарат тяжелее воздуха был в готовности к полету, чтобы его агрегаты

Авиационные афоризмы

Из книги Я думал: это давно забыто автора Галлай Марк Лазаревич

Авиационные афоризмы Наверное, в каждой профессиональной среде - у артистов, врачей, геологов - имеют хождение свои анекдоты, байки, афоризмы. Есть они и у авиаторов.Автор первого запомнившегося мне авиационного афоризма, наш первый инструктор парашютного дела

Глава5 Карты младшего аркана, или цифровые карты

Из книги Таро просто и понятно автора Льюис Энтони

Глава5 Карты младшего аркана, или цифровые карты Цифровые карты – это те, на которых указаны цифры, определяющие нумерологическую ценность карты. Цифровые карты обозначают банальные чувства и повседневные ситуации. Иногда они указывают на качества людей, которые

Глава 10. Три карты, три карты, три карты…

Из книги На перекрестках Вселенной автора Кульский Александр

Глава 10. Три карты, три карты, три карты… Осознал он, что где-то допущен просчёт Вычислений оборвана нить. И единственный способ закончить расчёт - Это заново числа сложить! Л.Кэрролл «Охота на Снарка» …Да, дорого, очень дорого обходится нашей с вами, читатель,

Картер обсуждает эти карты на примерах и, применив их к Первой и Второй мировым войнам показывает, что такие карты, в целом, дают важные ключи к состоянию коллектива в данное время.

Из книги Мировая астрология автора Бэйджент Майкл

Картер обсуждает эти карты на примерах и, применив их к Первой и Второй мировым войнам показывает, что такие карты, в целом, дают важные ключи к состоянию коллектива в данное время. Гороскопы столетийЭто дальнейшее расширение принципа, работающего в картах на год. На

Глава 29. Авиационные бомбы

Из книги автора

Глава 29. Авиационные бомбы Среди авиационных боеприпасов несколько выделяются образцы, созданные путем установки ракетных ускорителей на бронебойных авиабомбах. Бронебойные бомбы калибром 500-1800 кг, предназначенные для поражения боевых кораблей, были приняты на

Управляемые авиационные бомбы

Из книги 100 великих чудес техники автора Мусский Сергей Анатольевич

Управляемые авиационные бомбы Управляемые авиационные бомбы (УАБ) являются одним из наиболее эффективных видов авиационного оружия, предназначенного для нанесения ударов по наземным (надводным) целям.Пионерами в создании таких бомб стали Германия и США. Разработка

Авиационные боеприпасы

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Авиационные масла

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Боеприпасы авиационные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Авиационные торпеды

Из книги Техника и вооружение 2000 01 автора

Авиационные торпеды Поразить противника с высокой эффективностью, оставаясь неуязвимым, явилось побуждающим мотивом при разработке новых видов средств поражения, и в наиболее завершенном виде этот принцип проявился при создании морского оружия дистанционного

Авиационные торпеды

Из книги Техника и вооружение 2000 02 автора Журнал «Техника и вооружение»

Авиационные торпеды Окончание. Начало см. «ТиВ», № 1/2000Торпеды на реактивных самолетахВ начале 50-х годов на вооружение минно-торпедной авиации стали поступать реактивные самолеты Ту- 14 и Ил-28, скорости полета которых в два раза превышали аналогичный показатель Ту-2.

2 Леонардо да Винчи Составление карты микрокосмаtc "Составление карты микрокосма"

Из книги Стратегии гениев. Том 3. Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи, Никола Тесла автора Дилтс Роберт

2 Леонардо да Винчи Составление карты микрокосмаtc "Составление карты микрокосма" Леонардо да Винчи (1452–1519) как никто другой воплощает в себе дух и достижения европейского Возрождения. Художник, скульптор, график, ученый, изобретатель, инженер, архитектор и музыкант;

Радионавигационные карты относятся к категории специальных карт и являются важнейшим документом аэронавигационной информации, используемым при подготовке и выполнении полетов.

В настоящее время радионавигационные карты, публикуемые ЦАИ ГА, охватывают территорию России, государств СНГ и стран Балтии, все страны Европы, Азии, Африки, Ближнего Востока и Америки, а также Австралию. Кроме этого, ЦАИ ГА публикует обзорную карту воздушных трасс по территории России и сопредельных государств, кроссполярную карту, а также схему Московской воздушной зоны.

Все радионавигационные карты выполнены в равноугольной конической проекции Ламберта.

Данная проекция имеет следующие свойства:

- ортодромия для расстояний 1000 - 1200 км - практически прямая линия; для больших расстояний она представляет собой кривую линию выпуклую в сторону большего масштаба;

- локсодромия изображается кривой линией выпуклой к экватору;

Меридианы изображаются прямыми линиями, сходящимися к полюсу, а параллели – дугами окружности;

Угол схождения меридианов равен:

σ=Δλ sinφср ,

где σ - угол схождения меридианов;

Δλ - разница долгот меридианов;

φср - широта средней параллели сечения.

Радионавигационные карты ЦАИ ГА выполнены в различных масштабах: 1:1500000, 1: 2000000, 1: 3000000 и 1: 4000000 и содержат полную информацию, необходимую экипажам воздушных судов для выполнения полета.

Радионавигационные карты по территории России, государств СНГ и стран Балтии в настоящее время публикуются в новой нарезке.

Нарезка выполнена с учетом сложности навигационной обстановки и имеет переменный масштаб. Это позволило уменьшить количество листов с 36 до 11. Масштабы листов новой нарезки: 1:2000000, 1:3000000 и 1:4000000, в зависимости от плотности информации, отображаемой на листе.

Обзорная Карта Воздушных трасс России и сопредельных государств предназначена для эффективного планирования полетов, выбора оптимального маршрута и запасных аэродромов. Во время планирования и подготовки к полету штурманскому составу и администрациям авиационных предприятий необходимо иметь единую карту, целиком охватывающую всю территорию от аэропорта вылета до пункта назначения.



Карта выполнена в масштабе 1:4000000 и представляет собой склейку из девяти листов. Для отдельных районов, перегруженных информацией, применяются “врезки” с более крупным масштабом изображения.

Цветовая палитра радионавигационных карт ЦАИ ГА подобрана таким образом, чтобы облегчить летному составу чтение и понимание отображенной на них информации в различных условиях естественного и искусственного освещения.

Для нанесения на карту линий магнитных изогон используются исходные данные и специальные вычислительные алгоритмы, разработанные Институтом Земного Магнетизма и Радиоволн Академии Наук Российской Федерации.

Исходные данные обновляются ежегодно. Однако, в соответствии с рекомендацией ICAO отображать на полетных картах и схемах информацию о магнитном склонении в соответствии с эпохами его изменения, на публикуемых сегодня ЦАИ ГА радионавигационных картах линии магнитных изогон отражают состояние магнитного поля Земли на 2007 год.

ЦАИ ГА обеспечивает выпуск и постоянное обновление радионавигационных карт. Независимо от количества изменений, в опубликованной ранее аэронавигационной информации, РНК на территорию России и сопредельных государств переиздаются 4 раза в год, остальные - не реже 2-х раз в год.

Рисунок 5. Нарезка РНК. Страны СНГ. Рисунок 6. Нарезка РНК. Европа.

Рисунок 7. Нарезка РНК. Азия. Рисунок 8. Нарезка РНК. Африка.

Рисунок 9. Нарезка РНК. Австралия.

Рисунок 10. Нарезка РНК. Северная Америка. Рисунок 11. Нарезка РНК. Южная Америка.

На радионавигационных картах нанесены крупные естественные и искусственные площадные и линейные ориентиры, отметки высот, линии изогон магнитного склонения, воздушные трассы, аэродромы, границы районов центров УВД, радиотехнические и радиосвязные наземные средства, вспомогательные азимутальные сетки и сетки магнитных пеленгов, пункты выхода на связь.

В данном параграфе рассмотрим основные условные обозначения карт РНК:

Крупные населенные пункты
Отметки высот
Границы государств
Границы районных центров управления воздушным движением РЦ УВД и ВРЦ УВД.
Граница района аэродрома
Граница секторов внутри РЦ УВД с указанием азимута границы
Пункт УВД с указанием сектора, позывного, частот, режима работы и диапазона высот. В нашем примере в первом случае Архангельск контроль в секторе от А=060 до А=180 градусов работает на частоте 133.8 с 05ч00м и до 18ч00м и с 18ч00м до 05ч00м на частоте 134.4. Частота 132.3 резервная. Во втором случае на частоте 133.8 связь осуществляется круглосуточно (к/с) при полете на высоте до 8700м, и на частоте 134.8 круглосуточно на высоте 8700м и выше. Примечание: наряду с аббревиатурой к/с используются также п/п (по плану полетов, т.е. только когда запланированы полеты) или п/з (по запросу, т.е. по требованию экипажей). Данные аббревиатуры используются в описании режима работы различных РТС, зон с особыми режимами полетов, средств связи.
Граница с соседним листом карты РНК
Зоны с особыми режимами полетов. UU D158 - код зоны, диапазон высот 0-10000м, круглосуточно. Полеты в данной зоне в указанном диапазоне высот, в запрещены. Чаще всего полеты в данных зонах запрещены в периоды не имеющие определенной закономерности, в таких случаях вместо к/с пишется по НОТАМ. Режим работы зоны может описываться также конкретными интервалами времени.
Аэродром. Трассовый (а), Трассовый совместного базирования (б), внетрассовый (в), внетрассовые совместного базирования (г). Рядом с аэродромом располагается пояснительная надпись. В приведенном примере: аэродром Усть - Ильимск, частота ДПРС 431, позывные НМ, для одного направления посадки, ИУ для противоположного. ДПРС работают круглосуточно, внизу указаны географические координаты КТА(центр ВПП).
Аэродром с РСБН. Условное обозначение РСБН- циферблат, с ценой деления 30 градусов, или 1час и стрелка. Стрелка сориентированная относительно истинного меридиана, говорит о том, что это РСБН (стрелка сориентированная относительно магнитного меридиана-VOR). В пояснительной надписи канал РСБН пишется после данных ДПРС, в данном случае РСБН работает на 28 канале, режим работы по плану полетов, ниже даются географические координаты РСБН. Кроме того по сравнению с предыдущим примером появилась надпись Иртыш-118,5, это позывной и частота связи с диспетчером круга. Данная надпись может присутствовать в пояснительной надписи любого аэродрома, независимо от его оборудования (не стоит думать, что она не могла присутствовать в верхнем примере).
Аэродром с VOR (пример а и б) или VORDME (пример в и г). Условное обозначение VOR отличается от условного обозначения РСБН тем, что у VOR стрелка сориентирована по магнитному меридиану. Условное обозначение DME - прямоугольник в центре условного значка VOR. DME может быть и отдельным устройством, и его условное обозначение независимо от условного обозначения VOR. В пояснительной надписи на месте канала РСБН стоит частота VOR и его трехбуквенный позывной. Рядом может стоять режим работы VOR, ниже всегда пишут географические координаты VOR. Аэродром может быть оборудован и РСБН и VOR, в этом случае в пояснительной надписи пишется информация и о РСБН и о VOR.
Внеаэродромный VOR (а) VORDME (б). В пояснительной надписи указывается название VOR, а чаще всего он совмещен с пунктом донесения, в этом случае в пояснительной надписи указывается наименование пункта донесения. Далее пишется частота, трехбуквенный позывной и географические координаты.
Вокруг аэродромных и внеаэродромных VOR и РСБН, наносят вспомогательные азимутальные или радиальные сетки. Они имеют довольно большой радиус, чтобы не загромождать карту и обеспечить наибольшую точность определения радиалов и азимутов. Радиальная сетка сориентирована по магнитному меридиану, азимутальная по истинному. Сетка имеет цену деления 5 градусов, оцифрована во внутренней части шкалы через 10 градусов, и имеет 30 градусные цены деления, нанесенные более жирно, для определения радиалов и азимутов в часах.
Пункты необязательного (а) и обязательного (б) донесения. Рядом пояснительная надпись, включающая наименование пункта и его географические координаты.
Пункт обязательного и необязательного донесения, совмещенный с ШВРС. Рядом в пояснительной надписи пишется наименование пункта, частота и позывные ШВРС, режим работы, ниже позывные ШВРС в кодах азбуки Морзе, и географические координаты.
Вокруг ШВРС иногда наносят вспомогательную сетку пеленгов, она имеет меньший радиус, цену деления 10 градусов и оцифрована через 90 градусов. В отличии от радиальной сетки, сетка пеленгов имеет стрелку сориентированную по магнитному меридиану, в середине которой указывается магнитное склонение.
Участок воздушной трассы с двухсторонним движением, в начале и конце участка трассы указываются магнитные путевые углы следования по трассе, в центре в многоугольнике, одновременно указывающем направленность движения по трассе, расстояние, чуть выше наименование трассы, согласно сборнику ВТ.
Участок воздушной трассы с односторонним движением.
Участок воздушной трассы с односторонним движением с указанием диапазона высот, на которых можно следовать по данной трассе.
Участок спрямления воздушной трассы.
Радиовещательная станция с указанием наименования, частоты вещания, режима работы и географических координат

Все географические координаты на РНК указаны в формате: бГГГ ММ.м. Здесь “б”- буквенное обозначение стороны света (для широты “с”-северная, “ю”- южная, для долготы “в”-восточная, “з”-западная); ГГГ - градусы (для широты две цифры, для долготы - три), ММ- минуты, м- десятые доли минут.

В данном параграфе описаны основные условные обозначения РНК. Элементы условных обозначений и сами условные обозначения могут использоваться в различных комбинациях. Примерно 90% содержания карт РНК составляют рассмотренные условные обозначения. Их знания достаточно для грамотного использования карт.

Маршрутные карты масштаба 1:500000 (1:200000) предназначены для подготовки и выполнения полетов по местным воздушным линиям и вне их ниже нижнего эшелона.

- Местные воздушные линии с указанием их индексов, магнитных путевых углов, расстояний между двумя точками и направлений потока движения;

- границы МДП (ВМДП) с указанием данных управления;

- аэродромная сеть , вертодромы и посадочные площадки;

- радионавигационные точки с указанием их названий, обозначений, частот и географических координат;

- запретные зоны, зоны ограничения полетов, опасные зоны и заповедники с указанием их вертикальных границ; искусственные препятствия.

На карте обозначены естественные и искусственные наземные ориентиры (мосты, крупные линии электропередач, трубопроводы, отдельно стоящие маяки и т.п.), которые служат важными ориентирами для визуальной аэронавигации.

Дорожная сеть на карте нанесена достаточно подробно с указанием номера и названия важных шоссейных дорог.

Маршрутные карты для выполнения полётов по воздушным трассам масштаба 1:2000000 (1:3000000, 1:4000000) предназначены для подготовки и выполнения полетов по воздушным трассам Российской Федерации и сопредельных государств.

Международные, внутренние и спрямленные воздушные трассы;

Границы районов ОрВД с указанием данных управления;

Аэродромная сеть;

Радионавигационные точки;

Запретные зоны;

Справочные данные.

Детализация картографической основы представлена с учетом рекомендаций и требований Приложения 4 к Конвенции о международной гражданской авиации.

Многие замечали, что в полете самолет выполняет не один десяток поворотов, причем зачастую в разные стороны. Среди пассажиров популярно мнение, что изменения курса связаны с командами диспетчера и имеют целью не допустить столкновения самолетов, однако это не совсем так. При полете вне района аэродрома в абсолютном большинстве случаев данная задача выполняется путем задания различных высот и скоростей для того или иного рейса. Возникает закономерный вопрос, почему бы не лететь по прямой с минимальным маневрированием при взлете и посадке? Дело в том, что в небе, как и на земле есть дороги – воздушные трассы , главная задача которых упорядочить потоки самолетов и добиться максимально эффективного использования воздушного пространства. В этой статье мы расскажем, зачем нужны воздушные трассы, как формируется маршрут полета конкретного рейса, какова роль пилота и диспетчера в этом процессе, почему один и тот же рейс может выполняться по совершенно разным маршрутам в разные дни.

Полет по кратчайшему маршруту.

Очевидно, что самым выгодным маршрутом является так называемая ортодромия — кратчайшее расстояние между двумя точками на земной поверхности. На карте ортодромия выглядит как дугообразная линия, что связано с тем, что карта представляет собой проекцию сферической земли на плоскость.

Кратчайшее расстояние Москва — Петропавловск-Камчатский.

Конечно, выполнять полет по прямой линии из точки А в точку Б быстрее и экономичнее, нежели чем по «ломанной» воздушной трассе. Однако, до недавнего времени полет по такой траектории было практически невозможно выполнить, что было связано с возможностями навигационного оборудования. Кроме того, если бы все воздушные суда выполняли полет по беспорядочным траекториям, на сегодняшнем этапе развития систем управления воздушным движением это привело бы к невозможности «развести» в воздухе все эти самолеты. Также существует множество разнообразных запретных зон и зон ограничения полетов, полеты через которые выполнять нельзя.

Традиционная навигация.

Исторически маршрут полета состоит из последовательности так называемых промежуточных поворотных пунктов и «лэгов » (от англ. leg) – участков между ними.

Сеть воздушных трасс над Москвой.

На заре авиации необходимость выполнения полета по маршруту была связана исключительно с выполнением навигационных задач. Базовый метод навигации представляет собой полет от одного характерного наземного ориентира к другому, разумеется данный метод применим при условии видимости земли, т.е. в визуальных метеоусловиях. Кстати, визуальная навигация до сих пор активно применяется в «малой авиации».

C развитием авиации появилась необходимость выполнять полеты и в условиях отсутствия видимости земной поверхности, т.е. исключительно по приборам. Так появился метод навигации, называемый радионавигация . Суть этого метода состоит в том, что в определенных точках маршрута устанавливались радиостанции, экипаж на борту определял направление на радиостанцию и выполнял полет на нее. Со временем был разработан прибор, называемый автоматический радиокомпас (АРК) , который позволяет с высокой точностью определить направление на радиостанцию. Сами радиостанции стали называть «приводными» или по-английски NDB (non-directional beacon). Радиус действия таких передатчиков составляет около 250 километров, что обуславливало необходимость создания довольно обширной сети станций. Со временем появились более продвинутые и точные радиомаяки VOR , дальность действия которых составляет до 350 километров. Именно этими расстояниями обусловлена длина участка трассы, при этом надо понимать, что выдерживать направление можно не только выполняя полет на радиостанцию, но и от радиостанции.

Приводная радиостанция и воздушные трассы.

Методы навигации, основанные на наземных радиосредствах широко применяются в гражданской авиации, однако сегодня основным методом навигации является . Полет по-прежнему выполняется от точки к точке, но теперь они представляют собой лишь условное название и географические координаты, установка каких либо наземных средств уже не требуется.

Формирование маршрута.

Итак, каким же образом формируется маршрут полета конкретного рейса, по которому в итоге полетит самолет. Ниже мы расскажем, как это происходит в крупных авиакомпаниях.

У любого серьезного перевозчика существует отдел аэронавигационного обеспечения, который из имеющейся сети точек и трасс формирует несколько вариантов маршрутов для каждого рейса, как правило 5 – 10 маршрутов. Эти маршруты сохраняются в базе данных авиакомпании и загружаются в бортовые навигационные системы воздушных судов, их называют «company routes» .

Вариант маршрута Внуково — Санкт-Петербург.

Подготовкой конкретного рейса уже в день вылета занимается полетный диспетчер , именно этот специалист выбирает оптимальный маршрут, оценивая все ограничения по маршруту и метеорологические условия. Зачастую получается, так, что полет по более длинному маршруту значительно выгоднее за счет различных скорости и направления ветра в разных районах. Выбранный маршрут утверждается и передается в службу обслуживания воздушного движения, т.е. диспетчерам.

Таким образом, пилоты получают готовый маршрут полета, в соответствии с которым и будет выполняться рейс. В процессе выполнения полета в маршрут могу вноситься изменения, например при наличии возможности диспетчер может разрешить так называемое «спрямление», т.е. исключить из маршрута одну или несколько промежуточных точек. Кроме того, по решению командира может выполняться обход опасных метеоявлений, как правило гроз.

Фактическая линия пути. Шереметьево — Санкт-Петербург.

Как уже было сказано, маршрут полета самолета состоит из последовательности точек и трасс, ниже мы приведем реальный маршрут из аэропорта Внуково в Санкт-Петербург, именно в таком виде его видят пилот и диспетчер.

UUWW UM4D UM DCT AR DCT OBELU B239 AJ R369 DB B964 LUKIR LUKI1A ULLI

UUWW – международный код аэродрома Внуково
UM4D – обозначение маршрута вылета (SID)
UM – приводная радиостанция «Ивановское»
DCT – «прямо на»
AR — приводная радиостанция «Бужарово»
DCT — «прямо на»
OBELU – обозначение точки
B239 – обозначение трассы
AJ — приводная радиостанция «Старица»
R369 — обозначение трассы
DB — приводная радиостанция «Починок»
LUKIR — обозначение точки
LUKI1A – обозначение маршрута прибытия (STAR)
ULLI — международный код аэродрома Пулково

Обозначение трассы уже включает в себя последовательность точек, само название точки или приводной радиостанции указывается в маршруте при смене трассы. Сокращение DCT (direct to — «прямо на») применяется в тех случаях когда невозможно выполнить полет по трассе, либо органом обслуживания воздушного движения разрешено планирование полетов вне трасс.

Как видно, при формировании маршрута, как и 50 лет назад используются приводные радиостанции, однако наряду с ними применяются и немаркированные навигационные точки.

В процессе подготовки к вылету пилот вносит в бортовой навигационный компьютер маршрут в виде последовательности точек. Данные каждой точки (название, координаты, позывные) уже содержатся в бортовой базе данных. Если перевозчик применяет предварительно спланированные маршруты company routes , пилоту достаточно выбрать индекс маршрута, например «UUWWULLI01». Нетрудно догадаться, что UUWW – это аэропорт вылета (Внуково), а ULLI – аэропорт назначения (Пулково), 01 – порядковый номер варианта маршрута.

Пульт управления бортовым навигационным компьютером (FMS).

Будущее.

Уже сегодня ряд европейских государств вводят в своем воздушном пространстве концепцию Free Route Airspace , суть которой заключается в том, что вместо воздушных трасс публикуется только информация о навигационных точках. Планирование полета осуществляется по любому маршруту, проходящему через опубликованные точки, при этом достаточно выбрать только две точки – входа и выхода из зоны.

Другая перспективная разработка организации Eurocontrol – главного органа обслуживания воздушного движения в Европе – концепция Single European Sky , т.е. «единое европейское небо», ее суть заключается в упразднении границ между различными секторами управления воздушными движения в части планирования маршрутов, таким образом можно будет выполнить полет через весь европейский регион по прямой.

Тысячи авиалайнеров ежедневно поднимаются в небо, перевозя миллионы пассажиров. Они связывают между собой самые отдаленные города и страны. Еще не так давно, узнать информацию об авиарейсе можно было только из информационного табло в аэропорту, но карта полётов самолётов онлайн позволяет решить эту проблему.

Сегодня каждому пользователю сети Интернет предоставляется возможность воспользоваться таким приложением как карта самолетов онлайн. Осуществить это стало возможным благодаря инновационной технологи ADS-B. Она представляет собой систему спутникового слежения за рейсами, вытесняя тем самым управление авиаперелетами при помощи радаров, поэтому найти самолет на карте с помощью ADS-B не представляет труда.

Воздушные суда, оборудованный системой ADS-B, ежесекундно отправляет по радиоканалу информацию о координатах местоположения, данные о полете, такие, как высота, скорость, курс и т.д соответственно вы видите, фактически, реальные маркеры на карте. Это позволяет более детально отслеживать воздушные пути в режиме реального времени. То есть у нас с вами есть полноценная карта, где мы можем наблюдать движения самолетов онлайн в режиме реального времени и бесплатно!

Все как на ладони

Эта карта позволяет реализовать получаемую с воздушных судов информацию в виде пиктограмм, движущихся над картой мира.

При нажатии по иконке можно открыть окно в котором отобразятся рейсы самолетов, а также детальные данные о авиарейсе: номер борта и принадлежность к авиакомпании, маршрут и текущие координаты, высота и скорость.

Кроме того, окно содержит сведения о судне, его фотографии и даже маршрут самолета на карте мира.

Если вам интересен маршрут, при двойном нажатии приложение отобразит полные сведения о нем. Карта также дает возможность изменять масштаб в большом диапазоне значений, отображает количество воздушных судов в небе.

Расширяя горизонты…

Приложение позволяет осуществлять разнообразные настройки отображения. Из наиболее интересных можно указать возможность осуществления поиска по номеру борта и местоположению.

Настройка отображения

Например, на карте, вы можете найти борты компании S7, т.к. названии компании отражено в бортовом номере.

Применения фильтрации отобразит данные по авиакомпаниям, высоте и скорости полета.

Вы можете произвольно указать режим отображения, ведь фактически мы видим самолеты на карте Google, которая может отображать поверхность с различными настройками: физическая, спутник и в режиме дорог.

Так что любой самолет на карте гугл это всего лишь пиктограмма наложенная на спутниковую карту и перемещение которой синхронизируется с помощью технологии ADS-B.

Если вы владеете частным самолетом или кораблем (ну, а вдруг?)

Систему ADS-B могут использовать коммерческие и частные воздушные суда и корабли для передачи своей информации, такой как: позывной, статус, скорость и направление движения и многое другое, чтобы карта их отображала в режиме online.
Чтобы передавать эти данные необходимо установить специальный приемник, который будет транслировать сигнал, чтобы ваше судно отображалось и карта его показывала.

Рабочая схема ADS-B

Система ADS-B постепенно заменяет радар как более эффективный метод управления воздушным движением. Несомненно, это, весьма удобно.

В конечном счете ADS-B позволит самолетам летать гораздо ближе друг к другу и прокладывать более эффективные маршруты, которые однозначно уменьшат расход топлива и будут способствовать снижению времени полета.

В таких местах, как Европа и Австралия внедрение ADS-B идет полным ходом, и большинство самолетов ее используют. Северная Америка немного отстает в настоящее время, но несомненно догонит в будущем. Оснащение этой технологией показывает медленный, но неуклонный рост.

В это плане, в России все не так радужно. Самолеты со знаком России встречаются не так уж и часто. Карта наглядно показывает количество авиаперевозок у нас и в развитых странах. Гражданская авиация со времен Советского Союза постепенно приходит в упадок, дороговизна внутренних перелетов, по сравнению с развитыми странами огромна. Популярностью пользуются рейсы в страны Европы и Азии и курортные направления.

В настоящее время более актуальными проблемами авиакомпаний является обновление парка, стимулирования поездок и тому подобное, а об оснащении всех самолетов, как и пассажирских так и коммерческих, системой ADS-B не может быть речи. Надеемся в будущем это исправится что позволит увидеть больше судов под нашими флагами.

Дополнительные возможности

Также карта обладает полезной опцией — наложение погодных условий и облачности. Стоит отметить что приложение ведет сохранение ранее полученных данных, что позволяет воспроизвести путь самолета на карте за необходимый временной интервал

Карта передвижения самолетов онлайн представляет собой удобное средство и окажется прекрасным помощником при ведении бизнеса или просто ожидании близких из путешествия.

Схема рейсов которые обслуживает аэропорт

Кроме всего прочего, мы можем показать вам довольно интересную вещь, а именно количество рейсов, которые обслуживает каждый аэропорт мира. Вам достаточно найти район вашего проживания, или любой другой, и нажать на значок аэропорта по курсором, крупные аэропорты (Хитроу, Шарль де Голь, Кеннеди) выглядят массивным ярким пятном. И вы увидите множество ярких линий, которые представляют собой траектории маршрутов, по которым летают обслуживаемые в аэропорту воздушные суда. Как и карта летящих самолетов, это сервис основан на приложении Google Earth. Однако полет самолета на карте обновляются ежесекундно, а здесь просто отображает уже имеющуюся информацию.

После первого полета братьев Райт, состоявшегося в далеком 1903 году, первый коммерческий рейс, поднялся в воздух лишь в 1914. Да и несмотря на то, что это был коммерческий полет, в воздушном судне отсутствовала уборная, которая появилась лишь спустя 5 лет. Сегодня, карта маршрутов, показывает около трех тысяч воздушных судов в небе!

Если верить статистике, то из 100 человек трое не то чтобы боятся летать, а страдают аэрофобией, но на сегодняшний день, кроме длительных перелетов, быстрых способов повидать весь мир нет. Что по воде, что по суше, путешествия занимают довольно много времени, а глядя на приложение кажется, что полет занимает не так уж много времени, однако посадка, досмотр и регистрация на рейс занимают довольно много времени.

Даже если вы панически боитесь лететь в «алюминиевой банке», со скоростью порядка 1000 км/ч на высоте 12 км, то профессиональные психологи советуют не летать, а если все-таки у вас нет выбора, то перед полетом следует выпить настой валерьяны. И не забывайте, что вам следует отказаться от посещения магазинов Duty-Free (магазины беспошлинной торговли) т.к. крайне нежелательно употреблять спиртное, кофе и даже сладкое в полете. Все эти продукты только усиливают ваше чувство страха.

Дымовой след в виде ангела

Если вас не беспокоит скорость и высота и вы доверяете пилотам, то в полете вы можете вспомнить о том, что один из самых популярных судов — Боинг 767 содержит около 3 миллионов различных деталей. И эти детали делают практически во всем мире: центральные части крыльев — в Южной Калифорнии, некоторые части фюзеляжа — в Японии, а закрылки — в Италии.

Помните, что грызунов боятся не только женщины. Однажды во время полёта, пассажирам посчастливилось увидеть в салоне Boeing … мышь. Из-за маленького, серого любителя сыра экипаж совершил экстренную посадку. Пилоты побоялись, что мышь просто на просто перегрызёт какой-нибудь важный кабель. В результате этого маленького, но неприятного, недоразумения, всем пассажирам пришлось провести ночь в отеле, а экипажу посчастливилось всю ночь охотится на незадачливого грызуна с сыром и мышеловками. Однако, не смотря на высокий уровень интеллекта и упорства, экипаж расписался в собственном бессилии, мышь никак не могли поймать! Ситуацию спасли несколько привезенных кошек, которые довольно легко и непринужденно справились с мышью.

Ангел в небе созданный на авиашоу истребителями, которые выпустили осветительные ракеты

Обратимся к цифрам

Максимальная высота которую удалось покорить воздушному судну — 37 650 м. В далеком 1977 году ее смог достичь наш, советский, летчик на самолете который был изготовлен в конструкторском бюро Микояна.

Максимальная высота, с которой не посчастливилось упасть человеку, и остаться в живых, — 10 километров 160 метров! Это случилось во время авиакатастрофы, которая произошла в 1972 году. Тогда, стюардессе чудом удалось выжить и попутно установить этот печальный рекорд.

Другие сервисы Google и . Поэтому, если вас заинтересовало это приложение, то и эти сервисы придутся по душе.

Визуализация авиатрафика над Европой

Статьи по теме: