Как ходит конь в шахматах буквой г. Как ходит конь в шахматах? Урок седьмой. Как ходит шахматный конь

Ты, наверное, знаешь, что лошади умеют перепрыгивать через очень высокие препятствия. Кони, находящиеся в твоей армии, тоже так могут.

Обычно говорят, что шахматный конь ходит буквой Г. Он прыгает в любом направлении на две клетки вперёд и на одну — в сторону, так что может даже забежать противнику в тыл. Никакие фигуры, стоящие на пути, коню не помеха — лишь бы была свободна та клетка, на которую он собирается попасть в конце хода.

Конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Поэтому в начале партии, когда все остальные фигуры ещё заперты пешками, конь способен прорваться через пешечный строй и раньше других оказаться лицом к лицу с врагом.

Конь сильнее всего, когда занимает одно из центральных полей на доске. В таком положении он может стать ядром будущей атаки. А вот конь, загнанный к краю поля, совсем беспомощен.

Правила игры в шахматы: конь
Кони начинают партию на полях между ладьёй и слоном. Это поля b1 и gl для белых коней и поля b8 и g8 для чёрных коней.

У коней — самый замысловатый ход из всех шахматных фигур.

Конь может пойти на любое поле доски, не занятое фигурой его цвета, если она располагается на другом конце буквы Г (то есть вначале конь перемещается на два поля по горизонтали или по вертикали, а затем на одну клетку перпендикулярно первоначальному направлению).

Когда конь совершает ход, он может перепрыгивать через все остальные фигуры по ходу своего движения. Единственное препятствие для хода конём — если на поле, где конь собирается «приземлиться», стоит фигура своего цвета.

Проверить, правильно ли ты сделал ход конём, очень просто. В результате хода конь всегда оказывается на поле не того цвета, с которого начинал ход.

Задача о коне
Доска, изображённая ниже, разделена линиями на четыре маленькие доски, на каждой из них — своя позиция. Посмотри на все позиции и в каждой из них сделай ход конём: напади за один ход сразу на две фигуры.

Ответ:

Старинная задача о ходе коня. На приведённой ниже диаграмме числами мы обозначили порядок ходов твоего шахматного коня. Начни движение с поля с цифрой 1 (это поле а1) и двигайся дальше к каждому следующему числу (на поле с2, потом на поле el и так далее). Всего тебе потребуется, разумеется, 64 хода — вот какая длинная это задача!

Для тех, кто постарше: старинная задача о ходе коня
Эта задача — самая сложная из тех, что есть в книжке. Нужно учесть, что решение у данной задачи хоть и не очень сложное, но очень длинное. В конце книжки мы, конечно, даём ответ на эту задачу, но нужно постараться решить её самостоятельно.

Чтобы показать, как хорошо можно управлять конём, прокатимся на нём по всему полю. Поставим на пустой доске коня на поле а1 и будем делать последовательно ходы так, чтобы конь побывал по очереди на всех полях шахматной доски, но ни на одном поле не оказался дважды.

Чтобы не забыть, на каких полях конь уже побывал, а на каких — ещё нет, можно класть на каждое поле шахматной доски, где останавливается конь, бусинку, пуговичку или маленькое зёрнышко. Тогда, если мы сделаем всё правильно, у нас на каждом поле будет лежать по одному зёрнышку и не будет ни полей, где нет ни одного зёрнышка, ни полей, где почему-либо зёрнышек оказалось два или больше.
Угрозы конём заметить очень сложно, так что будь внимателен: следи, чтобы он не проскочил через твою оборону.

Покажи все возможные ходы для всех коней на диаграмме. Может быть, тебе трудно запомнить, как ходит конь? Тогда сделай себе подсказку. Вырежи из бумаги букву Г размером в три шахматные клетки и прикладывай её к полю, чтобы определить, куда может пойти твой конь.

Сыграем
Сыграй новые тренировочные партии. Сначала поставь по углам доски двух коней разных цветов и посмотри, кому из них удастся взять противника в плен.

Потом усложни задачу: поставь на соседнюю с каждым конём клетку по ладье или слону того же цвета и играй двумя фигурами против двух. Совсем скоро ты будешь командовать всей многочисленной шахматной армией, а пока научись управлять малой её частью.

Начальная позиция

— Ну что? — спросил Король. — Ты запомнил, кто что умеет?
— Да, — ответил Слава. — Ох, только бы не запутаться: фигур так много, они такие разные, для каждой есть свои правила!
— Ничего, — Белый Король ободряюще похлопал мальчика по плечу, — справишься. Всё приходит с опытом.
Не выиграешь сразу — сыграешь ещё раз, а потом ещё раз…
— То есть как? Если я с первого раза не возьму Чёрного Короля в плен, придётся сражаться много раз, прежде чем он расскажет, как мне попасть домой?
— Угу. А ты думал, он будет тебе поддаваться? Ладно, не время сейчас об этом говорить. Скоро начнётся сражение — пойдём смотреть парад.
— Какой парад? — удивился Слава.
— Построение фигур, — ответил Король. — Перед сражением все фигуры становятся на свои места. У каждой фигуры своё строго определённое начальное место на доске, и она всегда начинает бой именно с него.
— Это же скучно!
— Зато честно. Если бы все начинали, откуда захотят, противники приступали бы к сражению в разных условиях. А так нельзя.
Перед каждой партией нужно расставить фигуры на доске. В начале игры фигуры всегда стоят на одних и тех же клетках, чтобы было по-честному.
На каждую клетку можно поставить только по одной фигуре. Чтобы не запутаться и чтобы доска выглядела аккуратно, всегда ставь фигуру в центр клетки.
Сперва надо определить места для короля и королевы. Королева — модница, поэтому обязательно начинает игру с клетки своего цвета. Очень легко проверить, правильно ли расположена доска и расставлены фигуры: обе королевы должны стоять на клетках такого же цвета, как и они сами.


А король стоит рядом со своей супругой. Вместе они занимают середину крайних горизонталей — под номером 1 у белых и под номером 8 у чёрных.
Ту сторону доски, ближе к которой начинают два короля, взрослые шахматисты называют королевским флангом, а другую сторону — ферзевым флангом. Найди их на доске: к королевскому флангу относятся вертикали е, f, g и h, а к ферзевому — остальные четыре вертикали.

Слева и справа от королевской четы поставь слонов. На крайних клетках доски размести ладьи. Их время, как ты уже знаешь, придёт в середине сражения, а пока они могут постоять в уголке и подумать. На последние свободные поля между слоном и ладьёй становятся кони.

Все фигуры нужно прикрыть строем пешек. Поэтому восемь пешек занимают все клетки второй (у чёрных — седьмой) горизонтали, а остальные фигуры в начале партии смотрят поверх голов этих маленьких солдат.
Посмотри на схему: на ней все фигуры стоят на своих местах. Возьми фигуры и расставь их на доске так же, как на картинке. Потом убери фигуры с доски, закрой на минутку книгу и расставь фигуры ещё раз. Теперь опять посмотри на схему и проверь себя. Всё правильно расставил? Ни разу не ошибся? Молодец!


Кто ходит первым? Первыми всегда начинают белые. А вот кто из двух игроков будет играть белыми, можно определить перед игрой при помощи жребия. Например, возьми две пешки — белую и чёрную — и положи в мешочек. Пусть твой соперник выберет одну из пешек не глядя.

Не вздумай жульничать во время партии! Если пытаться обмануть противника или играть не по правилам, честного сражения не получится. Конечно, тебе хочется выиграть. Но важно сделать это по-честному, не нарушая правил шахматного сражения. Иначе вряд ли кто-то ещё захочет играть с тобой.


Метки: ,

Итак, начинается самое интересное - надо определить, как же можно совершать ходы фигурами.
В данном уроке мы рассмотрим две первые фигуры: пешку и коня.

Пешка

Ходят пешки только вперед. Это единственная фигура, которая НЕ может ходить и наносить удар назад или по горизонтали. Когда пешка находится в начальной позиции (2-я горизонталь для белых, 7-я для черных) своим первым ходом она может по желанию играющего пойти на одно или на два поля вперед.


После своего первого хода пешка передвигается только на одну клетку вперед за один ход.

Бить фигуры соперника пешка может на одну клетку вперед по диагонали вправо и влево


Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по другому. У остальных фигур траектория хода и удара совпадает. Ниже приведены две позиции. В позиции «A» белая пешка имеет целых четыре варианта хода: может пойти на одно или на два поля вперед, а также может ударить одну из черных фигур. В позиции «B» пешка не имеет ни одного возможного хода - впереди стоит пешка соперника, и нет фигур, которые можно ударить

A B


С пешкой связано одно из самых интересных правил в шахматах - правило превращения. Заключается оно в следующем. Если пешка доходит до последней горизонтали (8-я для белых пешек и 1-я для черных), она превращается в любую другую фигуру (кроме короля). Наглядно это видно в позициях ниже.

Пешка своим ходом шагнула на последнюю вертикаль и превратилась в ферзя. Важно понимать, что такое превращение является одним ходом. То есть после такого превращения очередь хода переходит к сопернику.

Ещё одно правило, связанное с пешкой - правило взятия на проходе - является по сути самым сложным и рассмотрено отдельно в уроке 7 .

Конь

Конь - самая «вертлявая» фигура на шахматной доске. Он ходит по необычной траектории по сравнению с другими и является единственной фигурой, которая может перепрыгивать через другие фигуры. Номинальная ценность коня - 3 очка.

«Сделать ход конем» - в реальной жизни, как известно, так называют какой-то необычный или особо хитрый шаг.

Конь ходит буквой «Г». Траектория его хода указана ниже на диаграмме:


То есть конь своим ходом передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону, образуя букву «Г». Таким вот образом конь может передвигаться и наносить удары в любую сторону. Находясь в центре доски, он имеет восемь возможных ходов, а в самом углу только два.



В общем и целом это все, что можно сказать о пешках и конях.

Ниже указаны два небольших задания для того, чтобы Вы запомнили принципы ходов пешки и коня. Если вы прочитали урок полностью проблем возникнуть не должно.

Как ходят слон и ладья мы рассмотрим в

Самая любимая фигура всех детей – шахматный конь . Многих родители уже научили ходить конем. Наша задача помочь вам научиться еще лучше прыгать этой шахматной фигурой .
Известно, что конь ходит буквой «Г» . Но ход по этой букве иногда вырастает до невероятных размеров и шахматный конь может оказаться совсем не там, где нужно.

Поэтому учиться ходам коня будем так: посчитаем от белого коня раз – два – в сторону. Сначала два раза вверх и налево – конь оказался на цифре 1 (d7 ).
Раз – два – в сторону (теперь направо). Конь приземлился на цифре 2 (f7 ).

Или так: ход ЛАДЬИ + ход СЛОНА . Движемся вниз на одну клетку ходом ладьи и на одну клетку вниз ходом слона. Наш конь окажется на цифре 3 (поле d3 ) или цифре 4 (поле f3 ).

Поиграем в Цветочки. Вы видели когда-нибудь стреноженного коня? Это когда коню спутывают ноги, чтобы он не мог далеко ускакать.
Так вот. Нашему шахматному коню спутали ноги на поле е5 (диаграмма выше). А вокруг него большое поле с цветами. И наш конь выбирает вкусные цветы, которыми он полакомится, когда ему развяжут ноги.
Наша задача: расставить цветочки-пешки вокруг коня. Первую пешку ставим вместе, считая знакомое раз – два – в сторону. Получилось f7 .
Назовём все поля, куда мечтает прыгнуть конь:
Ке5 – f7, g6, g4, f3, d3, c4, c6, d7.

Шахматные ходы коня


Наш сытый шахматный конь захотел в гости. Самое интересное задание – это путешествие конём из угла в угол по шахматной доске . Захотелось белому коню, живущему на поле а1 , сходить в гости к чёрному. А чёрный конь в другом углу живёт, на поле h8 . Дорог много. Вот одна из них.
Ka1 – b3: с5 – d7 – e5 – f7: h8
По дороге конь может «подкрепиться» пешкой с5 , а самые кровожадные могут «закусить» и конём. Будем вежливы – нанесём ответный визит.
Kh8 – g6 – h4 – g2 – e3 – c2: a1
Часто путешествие коня заканчивается на полях g7 , g8 , h7 . А вот оттуда в угол не попасть.

Теперь упражнения для совершенствования прыжка этой интересной фигуры . Постарайся попасть конём в угол доски.
Смотри не свались с доски!
Для коня с6 :
1. Kc6 – a7 2. Ka7 – c8 3. Kc8 – b6 4. Kb6 – a8
Для коня g7 :
1. Kg7 – e6 2. Ke6 – f8 3. Kf8 – g6 4. Kg6 – h8
Для коня a2 :
1. Ka2 – c1 2. Kc1 – b3 3. Kb3 – a1
Для коня g1 :
1. Kg1 – h3 2. Kh3 – f2 3. Kf2 – h1

Ты ещё не заметил одну особенность прыжков коня ? При прыжке он всегда меняет цвет поля. Стоял на белом – значит приземлится на чёрном.
Когда конь хочет кого-то побить, то при этом он может прихватить фигуры , стоящие на его пути. Как избежать таких ошибок?
Запомни, что конь бьёт только фигуру на том поле, на которое приземляется! Конь как бы протискивается или перелетает через фигуры, не обращая на них никакого внимания.

Чтобы вы стали настоящим шахматным джигитом , выполните такие задания.
1. Дома немного попрыгай конём по доске.
2. Если в квартире паркет квадратиками – «скачите на коне» в кухню и обратно. Привлеки к этому процессу всю свою семью. Походите след в след. Можно станцевать коневой танец.
3. Перейди шахматное поле конём наискосок из угла в угол. Побывай конём во всех углах.
4. Поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы!) и поиграй в Зёрнышки . Кстати, удастся ли тебе очистить всю шахматную доску за 21 ход?
5. Обойти конем всю доску нелегко! Нарисуй в тетради квадрат размером 8x8 и ходом коня обойди как можно больше клеток, останавливаясь в каждой только один раз. Каждый новый прыжок коня обозначается следующим числом. На диаграмме показано движение коня по квадрату (конь прыгнул на b3 – пишем «2» , на а5 – пишем «3» , b7 «4» ).
Кто больше займёт клеток на нарисованном квадрате доске, прежде чем все ходы у коня закончатся, – тот чемпион!

Всеволод Викторович Костров

Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

Многих новичков беспокоят различные вопросы о том, Как ходят фигуры - это основа всех перемещений и ходов. Именно с этого и начинается обучение. Стоит остановиться на них подробнее.

Всего существует 6 пешка, ладья (или тура), слон (его еще называют офицером), конь, ферзь (иначе королева) и король. Все они ходят по-разному. Также имеются свои тонкости в передвижениях в зависимости от игровой ситуации. Итак, поговорим о каждом в отдельности.

Пешка

Как ходят из второго ряда? Пешки самые многочисленные (их 8 штук), но и самые слабые персонажи. Идти они могут только вперед и только на одну клетку. Вернуться назад им уже нельзя. Бьют данные фигуры несколько иначе - смещаясь по диагонали. Единственный случай, когда пешка может прыгнуть на 2 клетки вперед - это в самом начале боя, совершая свой первый ход.

С другой стороны, пешка, достигнувшая противоположного края доски, может превратиться в любую другую фигуру. Чаще всего шахматисты останавливают выбор на ферзе из-за его универсальности, но, если потребует игровая ситуация, «рядовой» может стать и офицером, и ладьей, и конем.

Тура

Перейдем к первому ряду. Как ходят фигуры в шахматах, спрятанные за пешками? Тура ходит по прямой, как горизонтально, так и вертикально. Количество клеток, которое она может перешагнуть, неограниченно. Остановиться она также способна в любой точке. Движение назад не запрещено. Но ладья не может перепрыгивать через другие фигуры. Бьет она по ходу: идет по прямой, уничтожает соперника и занимает его место. Все это не отклоняясь от своей линии движения.

Есть особенный ход - рокировка. В нем могут принимать участие только не делавшие хода король и тура. Если один из них или оба уже двигались по полю, то рокировка не может состояться. Суть данного перемещения в том, что король сдвигается на 2 клетки к туре, а та переставляется за короля. Это единственный случай, когда в пределах одного хода задействованы сразу 2 фигуры.

Конь

Продолжим изучать шахматы. Как ходят фигуры, о которых слышали даже далекие от игры люди? Перемещение коня похоже на букву «Г». Он перепрыгивает через 2 клетки и встает на третью, перпендикулярно предыдущему движению. Шаг может быть сделан как вертикально, так и горизонтально. Повернуть конь также способен в любую сторону. Поэтому у данной фигуры, стоящей в центре поля, есть 8 вариантов передвижений. В результате хода конь всегда оказывается на поле противоположного цвета.

Еще одно преимущество коня - он может перепрыгивать через другие фигуры, в том числе и вражеские, не съедая их. Без последствий для себя он атакует ферзя, ладью или слона, т. к. они ходят совсем иначе и не смогут настигнуть хитреца. Чтобы бить, конь должен занять место атакуемой фигуры. В противном случае он просто через нее перепрыгнет.

Офицер

Как ходят фигуры в шахматах, если это слоны? По диагоналям. У каждого игрока есть «белый» и «черный» слон. Такое название дается из-за начального цвета поля, на котором стоит фигура. Изменить его невозможно. Офицер не может перепрыгивать через другие фигуры. В остальном его перемещения не ограничены: в любом диагональном направлении на какое угодно количество клеток. Чтобы съесть вражескую фигуру, стоящую на пути офицера, нужно поставить его на ее место.

Ферзь

Самая маневренная и мощная фигура. Ходит так же, как слон и ладья, вместе взятые. То есть по вертикали, горизонтали и диагонали на любое количество клеток и во всех направлениях. У него есть только одно ограничение: нельзя перепрыгивать через фигуры. В случае опасности ферзь может скрыться в любом направлении. При необходимости - атаковать с какой угодно точки доски. Ферзь - самое сильное оружие в руках шахматиста.

Король

Самая важная и требующая постоянной защиты фигура. Ей и завершим изучение вопроса о том, как ходят фигуры в шахматах. У короля практически нет возможности скрыться, т. к. он может переместиться только на 1 клетку. Конечно, ходить он может в любом направлении: по диагонали, вертикали или горизонтали. Но и контролировать его тоже довольно легко при условии значительного удаления. Король ест вражеские фигуры так же, как и ходит, - перемещаясь на 1 клетку. Вот все, что можно сказать про то, как ходят фигуры в шахматах.

Именно с королем связано окончание игры. Ему ставят мат. Это означает, что самая главная фигура находится под ударом, и скрыться ей негде: кругом противники. Своих фигур, за которыми можно спрятаться, тоже нет поблизости. Если создается такое положение, партия заканчивается. А тот, кому поставили мат, считается проигравшим.

Шах - это такое положение, когда король под ударом, но он может уйти или заслониться. Также не исключено, что угрожающую фигуру можно съесть. Короля нельзя оставлять под ударом. Как ходят шахматные фигуры в этом случае? Все действия игрока должны быть направлены на защиту короля.

Пат - очень интересная ситуация в игре. В этом случае сам король не под ударом, ему не объявлен шах, но и ходить ему некуда: все остальные клетки контролируются вражескими фигурами. Свита при этом тоже не может прийти на помощь. Пат засчитывают за ничью, партия заканчивается.

Вот и все, что касается основного элемента при игре в шахматы. Как ходят фигуры, известно, можно приступать к партии.

Урок седьмой. Скачем на шахматном коне.

Создано 30.05.2012 15:15

Урок седьмой. Как ходит шахматный конь.

Сегодня у нас самая любимая фигура всех детей – шахматный конь . Многих родители уже научили ходить конём. Наша задача помочь тебе научиться ещё лучше прыгать этой фигурой.
Известно, что конь ходит буквой «Г». Но ход по этой букве иногда вырастает до невероятных размеров и конь может оказаться совсем не там, где нужно.

Поэтому учиться ходам коня будем так: посчитаем от белого коня раз – два – в сторону . Сначала два раза вверх и налево – конь оказался на цифре 1 (d7) .
Раз – два – в сторону (теперь направо). Конь приземлился на цифре 2 (f7) .

Или так: ход шахматной ладьи + ход шахматного слона . Движемся вниз на одну клетку ходом ладьи и на одну клетку вниз ходом слона. Наш конь окажется на цифре 3 (поле d3) или цифре 4 (поле f3) .

Поиграем в Цветочки. Ты видел когда-нибудь стреноженного коня? Это когда коню спутывают ноги, чтобы он не мог далеко ускакать.
Так вот. Нашему коню спутали ноги на поле е5. А вокруг него большое поле с цветами. И наш конь выбирает вкусные цветы, которыми он полакомится, когда ему развяжут ноги.
Наша задача: расставить цветочки-пешки вокруг коня. Первую пешку ставим вместе, считая знакомое раз – два – в сторону. Получилось f7.
Назовём все поля, куда мечтает прыгнуть конь:
Ке5 – f7, g6, g4, f3, d3, c4, c6, d7.

Наш сытый конь захотел в гости. Самое интересное задание – это путешествие конём из угла в угол. Захотелось белому коню, живущему на поле а1, сходить в гости к чёрному. А чёрный конь в другом углу живёт, на поле h8. Дорог много. Вот одна из них.
Ka1 – b3: с5 – d7 – e5 – f7: h8
По дороге конь может «подкрепиться» пешкой с5, а самые кровожадные могут «закусить» и конём. Будем вежливы – нанесём ответный визит.
Kh8 – g6 – h4 – g2 – e3 – c2: a1
Часто путешествие коня заканчивается на полях g7, g8, h7 . А вот оттуда в угол не попасть.

Теперь упражнения для совершенствования прыжка этой интересной фигуры. Постарайся попасть конём в угол доски. Смотри не свались с доски!
Для коня с6:
1. Kc6 – a7 2. Ka7 – c8
3. Kc8 – b6 4. Kb6 – a8
Для коня g7:
1. Kg7 – e6 2. Ke6 – f8 3. Kf8 – g6 4. Kg6 – h8
Для коня a2:
1. Ka2 – c1 2. Kc1 – b3 3. Kb3 – a1
Для коня g1:
1. Kg1 – h3 2. Kh3 – f2 3. Kf2 – h1

Ты ещё не заметил одну особенность прыжков коня? При прыжке шахматный конь всегда меняет цвет поля. Стоял на белом – значит приземлится на чёрном.

Когда конь хочет кого-то побить, то при этом он может прихватить фигуры, стоящие на его пути. Как избежать таких ошибок?

Запомни, что конь бьёт только фигуру на том поле, на которое приземляется! Конь как бы протискивается или перелетает через фигуры, не обращая на них никакого внимания.

Чтобы ты стал настоящим шахматным джигитом , выполни такие задания.

  1. Дома немного попрыгай конём по доске.
  2. Если в квартире паркет квадратиками – «скачи на коне» в кухню и обратно. Привлеки к этому процессу всю свою семью. Походите след в след. Можно станцевать коневой танец.
  3. Перейди шахматное поле конём наискосок из угла в угол. Побывай конём во всех углах.
  4. Поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы!) и поиграй в Зёрнышки . Кстати, удастся ли тебе очистить всю шахматную доску за 21 ход?
  5. Нарисуй в тетради квадрат размером 8x8 и ходом коня обойди как можно больше клеток, останавливаясь в каждой только один раз. Каждый новый прыжок коня обозначается следующим числом. На диаграмме чуть повыше показано движение коня по квадрату (конь прыгнул на b3 – пишем «2» , на а5 – пишем «3» , b7 – «4» ).

Кто больше займёт клеток на нарисованном квадрате доске, прежде чем все ходы у коня закончатся, – тот чемпион!

Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника "Шахматы для детей, родителей и учителей" Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн .

С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.

Статьи по теме: