Картотека по окружающему миру на тему: Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с профессиями. Дидактическая игра «Какой сок». Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

Салыбаева Анжела Рамазановна,

воспитатель,

МБДОУ ЦРР д/с "Танюша"

Сургутского района п. Федоровский

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и с амостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют :
- развитию познавательных и умственных способностей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам : сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками ).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми.
Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации, воспитания гуманного отношения к природе использую следующие дидактические игры:

Используемый материал:

Игры с предметами
«Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
«Кто чем питается?»
Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и вспоминают, какое животное питается этой едой.
«Детки на ветке»
Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
«Найди, что покажу»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
«Что сначала - что потом?»
Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Игры настольно-печатные
«Это когда?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
«Волшебный поезд»
Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.
Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
«Четыре картинки»
Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
Игры словесные
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры.
Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
«Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

«Отгадай, кто это?»
Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
Подвижные игры
«Что в корзинку мы берем»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
Вершки – корешки
Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры:вариант1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
Природа и человек.
Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Выбери нужное.
Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
Где снежинки?
Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры: вариант 1 . Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять. Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
Прилетели птицы.
Дид. задача: уточнить представление о птицах.
Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают – .Что не правильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы: Голуби синицы,
Галки и стрижи, Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы. Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
Когда это бывает?
Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето. И светла, и широка
Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, Дождик моросит.
Зима. Под голубыми небесами
Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Дид. задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.
Что из чего сделано?
Дид. задача: учить детей определять материал из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
Угадай - ка.
Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
Съедобное – несъедобное.
Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.
Расположи планеты правильно.
Дид. задача: закрепить знания об основных планетах.
Материалы: пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.

Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу).
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечным луч не достал.
-Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру).
Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.
А это планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)
-На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем).
Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.
К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).
Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.
А это планета гордится собой
Поскольку считается самой большой.
-Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).
Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.
Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличалась она. (Сатурн)
Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.
А что за планеты зеленого цвета? (Уран)
Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.
Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».
Кружится хоровод планет. У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен. Но только на Земле мир жизнью заселен.
Полезные – неполезные.
Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Материалы: карточки с изображением продуктов.
Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Используемая литература:

А.И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду».

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002253, штрих код (№ квитанции) 62502669050070 Дата отправки 12 декабря 2013 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Развивающая игра "Кому что надо?" знакомит детей с профессиями людей, укрепляет зрительную память, развивает наблюдательность и внимание.
Игра предназначена для детей 1-6 лет.

Играть лучше начинать с 2-3 пар, постепенно их увеличивая.

Правила игры:

1. Третий лишний. Отберите три карточки игры так, чтобы два из них составляли общую пару. Предложите ребенку убрать лишнюю карточку. Постепенно предлагайте всё большее количество карточек.

2. Чей инструмент? Ребенок должен соединить (положить рядом) карточки с изображением специалиста и его инструметом.

4. Играем сами. Все карточки с изображением профессий перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Карточки с инструментами игроки делят между собой поровну. Ведущий поднимает и называет картточку с изображением профессии. Игрок у которого есть карточка с инструментом этого специалиста забирает её себе. Выигрывает тот, кто первый соберет все половинки.

Скачать бесплатно одним архивом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида 36 « Искорка » города Елабуги

Картотека дидактических игр.

«Все профессии нужны,все профессии важны»

Составитела:

воспитатель МБДОУ детского сада

комбинированного вида № 36 «Искорка»

Марданова О.В.

Елабуга, 2015

Профессия "Врач"

Врачи – очень умные и добрые люди, они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели. Тогда давай мы начнём нашу экскурсию и познакомимся поближе с теми, кто работает в поликлинике.

Белый халат,
изучающий взгляд:
– Жалобы есть?
Подходите подряд!

Профессия "Повар"

В небе звёздочка искрится,

Спит клубком усатый кот,

Только повару не спится –

Повар затемно встаёт.

Каша булькает легонько,

И яичница шипит,

И под вкусный шум и гомон

В спальни входит аппетит.

Мы в столовой дружно сядем,

Как огромная семья.

Буду поваром в столовой –

Так сама решила я!

Профессия "Пожарный"

Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда случается беда – настоящий пожар, кто поможет? Конечно же, пожарные. Только они могут быстро и правильно потушить пожар! А ты помнишь, по какому телефону нужно звонить при пожаре? Правильно, 01!

В огне и дыму
Он идёт среди жара,
Спасая людей
И дома от пожара!

Дидактические игры.

Дидактическая игра « Огнеопасные предметы».
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Правильно разложить карточки на две группы.
Подготовка: Необходимо подобрать картинки с изображением огнеопасных и обычных предметов, или распечатать предложенные.
1 вариант игры : карточки делятся между игроками, карточки нужно разделить на две группы: огнеопасные предметы и предметы, не представляющие угрозы для возникновения пожара.
2 вариант игры: воспитатель выкладывает перед игроками несколько карточек, среди которых основная масса огнеопасных (или наоборот, не опасных) предметов. Задача игроков найти лишний предмет.

Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре».

Цель: научить детей находить предмет, который может пригодиться при тушении пожара пожарному. Объяснить свой выбор. Развивать логическое мышление.
Подготовка: Необходимо приготовить картинки с изображением предметов, которые могут пригодиться при пожаре и предметов, которые при пожаре не нужны, или распечатать предложенные. Приготовить игровые поля, на которые игроки будут раскладывать карточки.
1 вариант игры : «Лото». Играют ведущий и 2 игрока.
2 вариант игры : играют 2 игрока. Карточки делятся поровну между игроками, каждый игрок выбирает из своих карточек подходящие (например, те которые пригодятся при пожаре). Карточки, которые не подходят игроку, необходимо выменять у второго игрока. Выменять их можно следующим образом: объяснить для чего нужен (или почему не нужен) тот или иной предмет при пожаре.

Сюжетно ролевая игра «Мы – пожарные»

Задачи: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности; способствовать развитию осмотрительности и осторожности; развивать навыки общения в игре, формировать конкретные представления о строительстве; воспитывать желание оказывать помощь другим.
Роли: пожарные, диспетчер, врачи, медсёстры, врачи, потерпевшие при пожаре.
Игровые действия : на пульт пожарной охраны поступает звонок о пожаре, есть потерпевшие, нужна помощь врачей. Диспетчер сообщает о вызове пожарным, звонит на станцию скорой помощи и сообщает о пострадавших в пожаре.
Пожарные надевают спецодежду (каски, значки и т.д.), выезжают на пожар, выводят потерпевших, достают шланг и тушат пожар.
На место пожара выезжает машина «Скорой помощи». Врачи и медсёстры осматривают пострадавших, некоторых везут в больницу.

Профессия «парикмахер»

Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно .

Дидактические игры и упражнения

Покажем кукле, как работает парикмахер

Цели:

    Уточнить знания о труде парикмахера;

    Продолжать формировать представление о необходимости поддерживать чистоту тела и аккуратный внешний вид.

Оборудование: 2 куклы, атрибуты для игры в парикмахерскую.

Содержание игры.

Воспитатель приносит большую куклу, которая рассказывает, что пришла из другого детского сада, где дети не умеют играть в парикмахерскую. Воспитатель просит помочь кукле, рассказать и показать, как играть в эту игру.

Педагог уточняет с детьми, какие предметы необходимы, как подготовить место для игры, предлагает объяснить и показать действия парикмахера. Объем действий зависит от наличия у детей соответствующих представлений.

Сделаем куклам красивые прически

Цели:

    Закреплять навыки ухода за волосами;

    Уточнить названия необходимых для этого предметов;

    Формировать понятие «опрятный внешний вид».

Оборудование: куклы с волосами разной длины, предметы ухода за волосами.

Содержание упражнения.

Воспитатель обращает внимание детей на неопрятный внешний вид кукол (они без носков и туфель, волосы не причесаны и т. д.), просит привести их в порядок, сделать им прически. Уточняет, какие предмет необходимы для этого, обращает внимание на то, что волосы у кукол разной длины, поэтому прически должны быть разными. Педагог предлагает вспомнить, какие прически можно сделать из длинных и коротких волос, показывает отдельные приемы; продолжают работу дети.

Подбери бант по цвету

Цели:

    Упражнять в завязывании банта;

    Закреплять знание основных цветов;

    Продолжать формировать представление об аккуратности и опрятности.

Оборудование: куклы в платьях разного цвета, банты разного цвета.

Содержание игры.

Воспитатель обращает внимание на то, что у кукол неопрятный вид, предлагает завязать им банты, но подобрать их по цвету платьев.

Профессия «Учитель»

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок

Знает школьник и родитель

Проведет урок.

(учитель) .

Дидактические игры

« Определи по предмету профессию ».

Цель: Закрепить понимание назначения и функций предметов труда, умение группировать их по способу использования.

Ход: Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расчёска, краска, нитки, шприц и т. п., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. Задача: по предмету назвать профессию, в которой он используется.

«Кто где работает? »

Цель : уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т. д.

«Исправь ошибку»

Цель : учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.

«Кому что нужно для работы? »

Цель : расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски. и т. д.

Текущая страница: 10 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Сценарии дидактических игр

Физическое воспитание

Игра «Помоги зверушкам»

Дидактическая задача. Учить детей ходить по гимнастической скамейке, держа на ладони предмет; прыгать с высоты.

Игровая задача. Спасти зверушек, перенеся их в безопасное место.

Игровые правила. Удерживать равновесие, не потеряв игрушку.

Ход игры

Воспитатель показывает на зверушек (мягкие игрушки), сидящих в отдалении на кочке (коврике): и говорит: «Наступила дождливая осень, луга разлились, и вода дошла до самого леса. Зверушки сидят на кочке, вода вот-вот затопит ее. Надо спасать зверят».

Педагог предлагает детям помочь зверушкам: добежать до кочки, взять игрушку и, возвращаясь обратно, пройти по узкому мостику (гимнастической скамейке), держа игрушку на вытянутой ладони, затем спрыгнуть в безопасное место (в очерченный круг), оставить игрушку на берегу (возле обруча) и вернуться домой (на свое место). Оценивается точность выполнения поручения.

Игра «Лошадки в цирке»

Дидактическая задача. Учить детей бегать, активно вынося и высоко поднимая бедро; преодолевать препятствия в беге.

Игровая задача. Изобразить красивые движения выступающих в цирке лошадок.

Игровые правила. Менять движения только в соответствии со сменой частей музыки.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей в цирк посмотреть, как будут выступать дрессированные лошадки.

Играет музыка, дети-лошадки бегут по кругу, высоко поднимая ноги, затем музыка меняется (вальс), и лошадки танцуют. Потом снова звучит музыка для бега, лошадки должны бежать, перепрыгивая через канавки (полоски). Дети должны по ходу игры определять, для какого вида движения подходит та или иная музыка.

Игра «На параде»

Дидактическая задача. Учить ходьбе с сохранением правильной осанки; учить разбегаться врассыпную и строиться в колонну по одному.

Игровая задача. Показать парад.

Игровые правила. Выполнять действия только по звуковому сигналу.

Ход игры

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен парад на Красной площади. Просит детей вспомнить, как проходят парады войск в их городе, и предлагает поиграть в парад. Назначает ведущего командира.

Командир дает сигнал, и парад начинается – дети идут в колонне по одному, держа прямо спину, не наклоняя голову («как солдаты»). Когда командир подает сигнал снова, дети разбегаются врассыпную по залу, затем по следующему сигналу командира вновь строятся в колонну по одному. Ребята, которые ошибаются, получают штрафное очко.

Игра «Моряки»

Дидактическая задача. Учить детей правильному лазанию по лестнице, перелезанию на другой гимнастический пролет и спокойному сходу вниз.

Игровая задача. Показать ловкость и слаженность действий команды моряков.

Игровое правило. Действовать по команде капитана.

Ход игры

Воспитатель надевает бескозырку и предлагает детям сыграть в моряков. Звучит музыка – моряки плывут на корабле (положив друг другу на плечи руки, дети стоят и покачиваются). Капитан (воспитатель) смотрит в бинокль и показывает: «Земля!» Матросы поднимаются на мачту, чтобы опустить паруса (поднимаются по лестнице, правильно держась руками и ставя стопу). Опускают один парус, слезают вниз, переходят на другую мачту (перелезают с одного гимнастического пролета на другой) и снова лезут наверх, а потом спускаются на палубу (на пол) спокойно, без прыжка. Затем подходят к командиру: «Задание выполнено!» Оценивается слаженность команды.

Ребенок и окружающий мир

Игра «Кто что любит»

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о животных – обитателях живого уголка и уходе за ними.

Игровая задача. Накормить обитателей живого уголка.

Игровые правила. Накормить животных, правильно подобрав корм.

Ход игры

Воспитатель сообщает детям, что он идет в живой уголок, кормить его обитателей. В тот момент, когда весь корм уложен в небольшие контейнеры, воспитателя зовут к телефону. После телефонного разговора педагог сообщает детям, что забыл, в какой контейнер и для кого был положен корм. Воспитатель просит детей помочь накормить животных.

Дети играют в живой уголок: открывают контейнеры (коробки с картинками – «кормом»), определяют их содержимое. Затем называют животное и кормят его (кладут картинку перед сидящей в «живом уголке» игрушкой).

Картинки подобраны следующим образом: морковь и свекла – для кролика; молоко – для ежа; просо и овес – для канарейки; корешки и трава – для черепахи. Если корм подобран неправильно, то животное отворачивается.

Игра «Научи нас, светофор!»

Дидактическая задача. Закреплять правила дорожного движения; знания о сигналах светофора.

Игровая задача. Помочь Незнайке перейти дорогу.

Игровые правила. Переходить улицу точно по сигналу светофора.

Ход игры

Воспитатель приносит Незнайку (кукла) и просит детей помочь ему: Незнайка решил было пойти в гости к своему другу Гуньке, не смог перейти дорогу, и его чуть не задавила машина. Воспитатель спрашивает у детей, почему Незнайка не смог перейти дорогу. Дети предполагают, что он не знал правил перехода через улицу, и спрашивает, знает ли их Незнайка.

Незнайка .


Однажды я под вечер
На улицу пошел,
Иду, а у дороги
Стоит какой-то столб.
Сверкают удивленно
Фонарики на нем.
То желтым, то зеленым
Мне подмигнет глазком.
Но вот зажегся красный,
И я пошел вперед,
Тут слышу, постовой мне
Сигналы подает.
Вернулся я на место,
Горит зеленый свет,
Решил я, что прохожим
Пока прохода нет.
Тут желтый загорелся,
И снова я иду,
Сигналят мне машины,
Стоящие в ряду.
Вот так на тротуаре
Я долго простоял,
На именины к другу,
Увы, я не попал.
Скажите мне, ребята,
Что делал я не так?
Ведь перейти дорогу -
Легко, такой пустяк!

Воспитатель просит детей объяснить правила перехода через дорогу. Дети учат Незнайку правилам:


Красный – стой,
Желтый – жди,
А зеленый – проходи!

Незнайка повторяет правила. Потом дети с Незнайкой играют в игру «Светофор»: ведущий (воспитатель или ребенок) показывает цветной кружок (зеленый, желтый или красный), а дети вместе с Незнайкой переходят улицу в положенном месте – по переходу. Тому, кто ошибается, назначают штраф.

Игра «Кто где работает?»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о профессиях.

Игровая задача. Помочь кукле выбрать интересную профессию.

Игровые правила. Правильно подобрать каждому работнику соответствующие принадлежности для работы.

Ход игры

Воспитатель показывает детям куклу Олю, которая решила пойти работать, но не знает, кем лучше быть. Оля просит ребят помочь ей. Педагог предлагает детям рассказать об известных им профессиях. Затем ведет всех на экскурсию на выставку, где есть фотографии лучших работников. На стенде (на подставке) висят фотографии и картинки с изображением работающих людей. Рядом – необходимые принадлежности для работы (картинки с их изображением). Воспитатель показывает кукле одно фото и просит ее определить, кем работает этот человек. Дети помогают Оле. Воспитатель просит Олю показать, какие инструменты помогают ему в работе. Оля отбирает нужный для этой профессии инструмент (карточку).

На картинках могут быть изображены следующие работники и необходимые для их работы принадлежности и инструменты: дворник – метла; пекарь – печь; маляр – кисть и ведро; врач – фонендоскоп; продавец – весы; столяр – рубанок; художник – мольберт; балерина – балетные тапочки.

Оля выбирает для каждого работника принадлежности и инструменты, а дети помогают ей. В завершение Оля определяет, какая работа ей по душе, и просит ребят, сказать, какие профессии нравятся им.

Игру в профессии можно повторить – дети играют самостоятельно.

Игра «С чем Тузик будет играть?»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о качествах предметов, о повадках домашних животных.

Игровая задача. Выбрать игрушку для Тузика.

Игровые правила. Выбрать ту игрушку, с которой собачке можно безопасно играть.

Ход игры

Воспитатель приносит собачку Тузика (мягкая игрушка) и объясняет детям, что Тузик хочет играть, но у него нет игрушек.

Приходит Буратино и предлагает Тузику разные забавы. Воспитатель волнуется, что Буратино может разрешить Тузику опасные игры, и просит детей специально подобрать для Тузика игры, которые ему не навредят.

Дети встают в круг, воспитатель показывает картинку и спрашивает: «Можно или нельзя?» Дети отвечают и объясняют, почему можно или нельзя играть с эти предметом.

Воспитатель предлагает следующие игры:

– «С мячом?» – «Можно!» (он резиновый, не разобьется, хорошо подпрыгивает, щенку будет интересно за ним бегать и т. д.);

– «С вазой?» – «Нельзя!» (ваза стеклянная, хрупкая, щенок может ее разбить, пораниться и т. д.);

– «С палочкой?» – «Можно!» (щенки играют с палочками, приносят их по команде хозяина);

– «С ботинками?» – «Нельзя!» (щенки грызут ботинки, они из кожи, могут порваться).

Если игрушка названа правильно, то Тузик подает голос – лает.

Развитие речи

Игра «Кто где живет?»

Дидактическая задача. Учить детей определять голоса домашних животных; уточнять представления о месте их обитания на подворье.

Игровая задача. Определить, кто из животных как кричит, кто и где живет.

Игровые правила. Называть животное можно только тогда, когда оно отозвалось. Расселяя животных, надо правильно назвать места, где они живут.

Ход игры

Воспитатель в роли бабушки предлагает детям поиграть на деревенском подворье. У бабушки много разных домашних животных. Они живут в удобных сараях и стойлах и хорошо знают бабушкин голос. Бабушка выходит во двор и зовет: «Эй, курочки мои, пеструшечки, вы где?» Курочки отзываются.

Проводится игра. Педагог зовет животных, а дети в роли бабушкиных питомцев отзываются.

Бабушка . Эй, курочки мои, пеструшечки, отзовитесь!

Курочки . Ко-ко-ко!

Бабушка . Эй, овечки мои, кудряшечки, отзовитесь!

Овечки . Бе-е-е!

Бабушка . Эй, петушки мои в красных сапожках, отзовитесь!

Петушки . Ку-ка-ре-ку!

Игра может проходить по-другому. Воспитатель выставляет на стол плоскостную декорацию (сарай) и предлагает детям определить, кто живет в ее сарае.

Педагог озвучивает животных, ребята отгадывают, кто живет в сарае.

Воспитатель может предложить детям «расселить» домашних животных: дети находят карточки с изображением животных и кладут их на то место, где они должны жить (кладут карточки на картинки с изображением разного жилья для домашних животных) – куры на шестке, коровы в стойле, кошки в доме на печке, собаки во дворе в будке; поросята в хлеву. Дети расселяют животных, комментируя свои действия («Собака живет в будке»). Выигрывает тот, кто реже ошибался.

Игра «Подбери слово»

Дидактическая задача. Учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Игровая задача. Подбирать слова.

Игровые правила. Подобрать наиболее точные слова.

Ход игры

Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более понятен.

Марина. Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был… (большой). Я еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой… (красный). Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень… (вкусный).

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слова подобраны неверно, педагог поднимает желтую карточку (штраф).

Игра «В саду и на лугу»

Дидактическая задача. Учить детей использовать в речи родовые и видовые понятия; классифицировать цветы.

Игровая задача. Называть себя именем садового или лугового цветка; найти пару для танца.

Игровые правила. Найти пару для танца, выбирая ее согласно классификации (садовые цветы – с садовыми, луговые – с луговыми).

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поиграть в цветы. Для этого каждый ребенок должен придумать, каким цветком он будет. Педагог предлагает каждому ребенку назвать себя, а остальные дети определяют, какой это цветок – садовый или луговой.

Воспитатель (обращается к ребенку). Цветочек, назови себя!

Ребенок . Я – роза.

Воспитатель (к детям). Какой это цветок?

Дети . Садовый.

Так представляются все цветы. Воспитатель продолжает игру – предлагает цветам подобрать друг другу пару и встать: садовые цветы с садовыми, а луговые – с луговыми. Звучит музыка, дети исполняют танец цветов.

Воспитатель .


Весной я выйду в сад,
Повсюду аромат,
Цветы кругом цветут
И пчел к себе влекут.

Тут лилии и розы,
Фиалки и мимозы -
Лежит цветной ковер,
Пестрит цветной узор.

Цветы, танцуйте вальс!
И музыка – для вас!
(Садовые цветы танцуют вальс.)

А там – зеленый луг,
Цветы цветут вокруг,
И радуемся мы
Приходу к нам весны!

Тут маки, васильки,
Летают мотыльки,
И бабочки кружатся,
На лютики садятся.

Цветы, танцуйте вальс,
И музыка – для вас!

(Луговые цветы танцуют вальс.)

По окончании танца дети располагаются двумя «цветочными коврами»: отдельно стоят луговые, отдельно садовые цветы.

Игра «Подбери рифму»

Дидактическая задача. Учить подбирать рифмы к словам.

Игровая задача. Научить Незнайку подбирать рифмы.

Игровые правила. Подбирать рифмы так, чтобы получилось складно.

Ход игры

Воспитатель приводит в гости Незнайку (игрушка). Он был у поэта Цветика и тоже захотел стать поэтом. Теперь Незнайка ищет рифмы.

Незнайка .


Я – поэт, зовусь Незнайка,
От меня упрыгал зайка.

Воспитатель . Незнайка, почему от тебя упрыгал зайка?

Незнайка . Никакой зайка от меня не упрыгал. Просто я сочиняю стихи и для рифмы так придумал.

Воспитатель . А ты можешь сочинять так, чтобы это было красиво и чтобы это была правда?

Незнайка . Попробую. Вот послушайте.


Я писать люблю стихи
Безо всякой шелухи.

Воспитатель . Незнайка, а разве у стихов бывает шелуха? Или ты опять для рифмы это придумал?

Незнайка . Для рифмы, по-другому у меня не получается.

Воспитатель . Послушай, как мы с ребятами будем угадывать рифму.


Вот на грядке, погляди-ка,
Зреет красная… (клубника).

Уродилась нынче густо,
Пригодится в щах… (капуста).

В огород пробравшись ловко,
Зайка кушает… (морковку).

За волком собаки гнались,
А погнавшись… (испугались).

Влез на самый косогор
Ядовитый… (мухомор).

Любят малые ребятки
Всем загадывать… (загадки).

Воспитатель показывает желтый кружок (штраф), если рифма подобрана неверно.

Формирование элементарных математических представлений

Игра «Мы – артисты!»

Дидактическая задача. Учить детей определять форму предметов.

Игровая задача. Определить, с каким атрибутом выступает каждый артист.

Игровое правило. Называть атрибут только после объявления номера конферансье (ведущим).

Ход игры

Воспитатель надевает плащ, объявляет, что он – конферансье, будет вести представление и приглашает детей в цирк, чтобы помочь ему объявлять артистов.

Воспитатель .


В цирке музыка играет,
Всех на праздник приглашает.
К нам приехали артисты:
Силачи, эквилибристы,
Выступаем только раз -
Все для вас!

(Надевает цилиндр.)


Мне поручен конферанс,
Удивить смогу я вас.
Надеваю я… цилиндр
И в цилиндре я – один!
Буду номер объявлять
И артистов представлять.
Внимание! Фокусник Матуба
Достает нам сюрпризы из… куба
Накрывает он куб пустой -
Появляется заяц косой!

(Воспитатель накрывает коробку и после «магических» движений рукой достает игрушечного зайца. Затем берет в руки кнут и ударяет в воздухе.)


Стало тихо в нашем зале:

(Показывает шар.)


Упражнение на… шаре
Выполняет львица Киса,
Настоящая актриса!

(Показывает выступление игрушечной львицы, зрители аплодируют.)


Вот лошадки друг за другом
По арене, как по… кругу,
Быстро, резво побежали,
Аплодируют все в зале!

(Показывает картинку с изображением бегущих по цирковой арене лошадок.)

Примечание. Воспитатель во время объявления номеров делает паузы, чтобы дети смогли рассмотреть и назвать форму предмета. Далее можно предложить ребятам выступить в роли конферансье, дрессировщика и других артистов. Дети берут в руки предметы известной им формы и показывают свое выступление. Дети-зрители определяют форму предмета.

Игра «Где солнышко?»

Дидактическая задача. Развивать умение определять положение предмета в пространстве.

Игровая задача. Проследить за положением солнышка и показать, что в это время суток делают дети.

Игровые правила. Выполнять движения только после определения местоположения солнышка на небе, под соответствующую музыку.

Ход игры

Воспитатель (показывает детям солнышко на фланелеграфе или на палочке). Солнышко любит ходить по небу. Утром солнышко встает, а вечером – ложится спать. Дети на земле наблюдают за солнышком, ведь оно показывает, что пора делать. Давайте и мы будем за ним наблюдать. (Педагог рассказывает и управляет солнышком.) Вот солнышко просыпается и начинает подниматься по небу – дети тоже просыпаются, делают зарядку. Солнышко выше – дети завтракают и играют. Солнышко еще выше – дети идут гулять. Вот солнышко на самом верху – дети гуляют, а потом обедают. Солнышко опускается – дети идут домой. Солнышко скрылось – дети ложатся спать до утра.

Примечание. Во время первого рассказа воспитатель показывает продвижение солнышка по небу, а дети только следят за ним. При повторном рассказе дети могут делать соответствующие движения.

Воспитатель . Давайте, дети, поиграем. Вот солнышко проснулось. Где оно?

Дети . Низко.

Воспитатель . Дети тоже просыпаются в своих кроватках. (Звучит спокойная музыка, дети потягиваются.) На улице еще темно. Солнышко поднимается. Где оно теперь?

Дети . Стало выше.

Воспитатель . Солнышко стало выше, наступило утро! Пора на зарядку. Раз-два-три! По порядку – на зарядку! (Звучит маршевая музыка, дети выполняют несложные упражнения.) А теперь идите на завтрак. (Дети имитируют прием пищи.) Солнышко пошло дальше гулять по небу. Где оно теперь?

Дети . Стало высоко в небе.

Воспитатель . Идем гулять! На прогулку мы выйдем в наш сад. Давайте ходить парами, любоваться цветущими деревьями. Наступил день. (Под спокойную музыку дети «гуляют по саду».) Дети погуляли и пошли обедать, а потом – дневной сон. Проснулись – а солнышко где?

Дети . Опустилось ниже.

Воспитатель . Что делают дети, когда опускается солнышко? Дети идут из детского сада домой. Вот и наступил вечер. (Дети берут свою одежду и «идут домой» – каждый садится на свой стульчик.) Пришли, поужинали и смотрят в окно: а солнышко теперь где?

Дети . Скрылось.

Воспитатель . Солнышко опустилось так низко, что наступила ночь. Пора спать. (Дети кладут сложенные руки под голову – «спят».)

Примечание. При последующих проведениях воспитатель сокращает рассказ. Педагог только показывает движение солнышка и спрашивает: «Где солнышко?» Дети отвечают и под музыку выпоняют соответствующие движения.

Игра «Чья лента длиннее?»

Дидактическая задача. Учить детей строить сериационные ряды, раскладывая предметы в порядке возрастания их длины.

Игровая задача. Рассудить кукол: выяснить, чья лента красивей и длиннее.

Игровые правила. Определить, чья лента длиннее, можно только после сигнала ведущего.

Ход игры

Воспитатель приносит куклу Лену и куклу Свету. Рассказывает детям, что куклы поспорили, у кого ленты лучше. Света думает, что ее лента ярче, красивее, а Лена – что ее лента нарядней. Как быть?

Дети начинают сравнивать ленты (осматривают ленты, ощупывают, прикладывают одну к другой). Оказывается, что у Лены лента атласная, красная. У Светы лента капроновая, ярко-желтая. Обе ленты красивые, но у Светы лента длиннее, чем у Лены.

Появляется кукла Сима. У нее ярко-синяя лента из шелка. Оказывается, что лента у Симы длиннее, чем у Лены, но короче, чем у Светы. Приходит кукла Рая. У нее ярко-голубая лента из шифона. Она тоже очень красивая, но длиннее, чем лента у Светы. Получается, что короче всех лента у Лены, длиннее всех лента у Раи.

Воспитатель предлагает детям потанцевать с куклами. Дети повязывают ленты куклам и танцуют с ними.

Воспитатель .


Вышли куклы в сад гулять,
Свои ленты показать.
Выходила кукла Лена
С ярко-красной, алой лентой,
Стала кукла танцевать,
Свои ножки выставлять.

(Девочка с куклой Леной пляшет, все хлопают.)


Выходила кукла Света
С лентой желтенького цвета,
Стала кукла приседать,
Своей ленточкой махать.

(Девочка с куклой Светой пляшет.)


Выходила кукла Сима
С лентой в косах ярко-синей,
Кукла – руки на бочок,
Выставляет каблучок.

(Девочка с куклой Симой пляшет.)


Выходила кукла Рая,
С лентой голубой играя,
Змейкой лента вьется,
В руки не дается.

(Девочка с куклой Раей пляшет, играя лентой.)


И у Раи, и у Симы,
Ленты ярки и красивы.
И у Светы, и у Лены
Замечательные ленты.
Разложите на столе,
Чья побольше по длине?

Дети раскладывают ленты и убеждаются, чья лента длиннее.

Игра «Встречаем гостей»

Дидактическая задача. Учить детей отсчитывать предметы правильным способом; отсчитывать нужное количество предметов из общего количества.

Игровая задача. Помочь мишке накрыть на стол.

Игровые правила. Расставить посуду на столе в соответствии с количеством приглашенных гостей.

Ход игры

Воспитатель приносит медведя и от его имени просит детей помочь мишке подготовиться к встрече гостей. Дети накрывают на стол. Чтобы поставить приборы, надо знать, сколько будет гостей.

Мишка .


Я позвал на день рожденья
Волка, цаплю и крота,
Приготовил угощенье -
Накормлю всех досыта.
Я тарелки расставляю,
Чай по чашкам разолью,
Всех за стол я приглашаю,
Всех обедом накормлю!

Кто тут сидит? Волк.
Ему одну чашку,
Пусть кушает торт.
Кто тут сидит? Крот.
Ему одну чашку
И бутерброд.
Кто тут сидит? Цапля.
Ей – одну чашечку
И зернышек самую капельку.
Кто тут сидит? Я?
А где же тарелка моя?
Побольше мне меду,
Побольше малины!
Скажу вам, друзья, -
Удались именины!

Дети подсчитывают, сколько будет гостей (трое), ставят три стула, проговаривая: «Это стул для цапли, это стул для волка…» Потом от общего количества стоящей на столе посуды отсчитывают нужное для именин количество (тарелки и чашки): одна, две, три. Во время игры, как правило, забывают про самого хозяина, медведя. Поэтому после вопроса медведя («А где же тарелка моя?») дети отсчитывают и ему посуду.

В конце игры дети встречают мишкиных гостей (игрушки) и усаживают их за стол, следя за тем, чтобы всем хватило посуды.

Воспитатель. Однажды злой волшебник перепутал названия улиц города – взял, да и сменил таблички. Жители города проснулись утром и увидели, что вместо названий улиц – рисунки. Жители вышли из дома и не смогли найти улицу, на которой находится их работа. Парикмахер Оля работала на улице Вишневой. Врач Зина работала на улице Сиреневой. Милиционер Коля – на улице Театральной. Медвежата искали улицу Лесную, зайчата – улицу Морковную, утята – улицу Речную. Помогите жителям найти свои улицы и добраться до места работы.

Дети отыскивают нужную улицу на игровом поле (плане города) при помощи вырезанных из картона табличек с названиями улиц (Вишневая улица – табличка «Вишня», Сиреневая улица – табличка «Сирень», Театральная улица – табличка «Театр», Лесная улица – табличка «Лес», Морковная улица – табличка «Морковь», Речная улица – табличка «Река»).

Дети расставляют на нужные улицы соответствующие таблички: Вишневую улицу определяют на плане по растущим на ней вишням; Сиреневую – по кустам цветущей сирени; Театральную – по зданию театра; Лесную – по посадкам леса; Морковную – по грядкам с морковью; Речную – по протекающей рядом реке.

Определив улицы и разложив на них таблички, дети берут фигурки зверей и кукол и расставляют их на соответствующих улицах: куклу Олю ставят на Вишневую улицу; куклу Зину – на Сиреневую; милиционера Колю – на Театральную; медвежат – на Лесную; зайчат – на Морковную; утят – на Речную.

Затем воспитатель может провести игру-инсценировку.

Игра «Давайте знакомиться».

1-й ребенок .

В новом доме мы живем,
У аптеки, за углом.

2-й ребенок .

Дом на улице Отважной,
Блочный дом, многоэтажный.

3-й ребенок .

Сто квартир в нем или двести,
Светят лампочки в подъезде.

4-й ребенок .

Новоселы приезжают,
Новоселье отмечают.

5-й ребенок .

Познакомиться хотим,
В двери целый день звоним:

6-й ребенок .

Мы – соседи, в гости ждем
Всей семьею, вчетвером!

7-й ребенок . Я – Иван.

8-й ребенок . А я – Сергей.

9-й ребенок . Я – Кузьма.

10-й ребенок . А я – Андрей.

11-й ребенок .

Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!

Воспитатель может провести дидактическую игру «Что нужно для ремонта?», в которой предлагает детям помочь Незнайке выбрать все, что нужно для ремонта квартиры – отобрать картинки с изображением необходимых предметов (обои, клей, краски, доски).

Затем можно пойти на экскурсию в район новостроек, в магазин мебели, в магазин, где продают обои (или попросить родителей сводить детей в подобные места). На экскурсии понаблюдать за работой крана, за состоянием стройки и порассуждать о том, что уже построено, что надо достраивать, что в результате может получиться, для кого строится объект. В мебельном магазине можно показать детям образцы мебели, поспрашивать, для чего нужна та или иная мебель, как ее правильно выбрать.

Для создания более полной картины вселения жильцов в новый дом воспитатель может дополнить впечатления детей придуманным им рассказом, который может рассказать после проведенной экскурсии.

Статьи по теме: