Летние развлечения с песком и водой для дошкольников. Игры с природным материалом. Формы работы по проекту с детьми

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 106 «Забава»

«Игры с песком и водой »

Подготовила:

Воспитатель

Хакимова Т.Ф.

г.Набережные Челны

июнь 2015 г.

Консультация для воспитателей

«Игры с песком и водой».

Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много - мало”, “быстро - медленно”, “короткий- длинный”, “высокий- низкий”. При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы. Таким образом, игры с песком позволяют:

    стабилизировать психоэмоциональное состояние;

    совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

    стимулировать развитие сенсорики, тактильно- кинестетической чувствительности;

    развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

    стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

    разнообразить способы сотрудничества.

Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕСКОМ?

Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предложить пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства.

Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы, с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).

Детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, увеличьте количество разнообразного дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера (для формовки) и др. Для строительства используются емкости, которые наполняются водой, полиэтиленовая пленка, которой выстилается дно сооружений. Ребята строят бассейны, пруды, озера, реки.

Организуя работу, чаше сами включайтесь в строительство, объясняйте, показывайте приемы работы с материалом, помогайте детям развивать сюжет игры. Проведение экскурсий, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, беседы об увиденном, просмотр картинок, фотографий дают возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогащают их знания. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок, которые они используют для обыгрывания построек.

ИГРА С ПЕСКОМ И ОБУЧЕНИЕ

В процессе работы задавайте ребятам такие вопросы, которые способствуют развитию у них изобретательности, стремления к творческому поиску: «Как из горки сделать мост?». «Как с помощью шланга провести водопровод и налить воду в этот бассейн?», «Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни).

Играя, формируйте у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста продолжайте учить выражать свои мысли и желания: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помощь! Угости кукол «пряниками», «пирожными» из песка.

Формированию у малышей устойчивых мотивов к активной совместной деятельности способствует сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин».

Основной задачей в работе с детьми среднего дошкольного возраста является формирование самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 человек). Учите детей ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели.

Постоянно поощряйте совместное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город вы построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сделать пруд, пляж, посадить парк». Такие предложения служат программой созидания, учат бережно относиться к результатам труда.

Дети старшего дошкольного возраста объединяются в большие подгруппы, их постройки многообразны и интересны по содержанию. Действенным приемом в организации совместного строительства является предложение детям поочередно выбирать бригадиров, которые учатся направлять общую деятельность к единой цели. Важная воспитательная задача в процессе строительства в старшем дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность утвердиться каждому ребенку в том, что он может стать лидером.

Недопустимо, чтобы ребята бесцельно копались в песке. Скучая, они начинают кидаться друг в друга песком, валяться и пр. Старайтесь организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.

Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов. Это дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов.

Малышей учат сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол. Можно научить их строить будку для собаки. Взрослый сгребает песок в кучу, уплотняет ее и делает в ней углубление совком у ее основания, предлагает малышу поместить в нее собачку.

Можно научить детей проводить в песке дорожку, продвигая дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая ее к песку. После этого вместе с малышами воспитатель делает на дорожке кочки и ямки, и постройка обыгрывается. Можно использовать народную потешку. Взрослый продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку - бух!».

Малышей учат приему формовки, показывают, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Так дети формуют торты, башни, домики.

Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки прокладываются спуски у горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина).

Чтобы построить заборчики, надо сгребать песок с двух сторон руками, уплотняя его, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе.

В средней группе закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема: в основании - самая крупная деталь, на нее ставится деталь поменьше, и завершает постройку самая маленькая, которая украшается флажком.

Ребята продолжают самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть куличика, другой - в соседний.

Используя кубические формы, дети формуют дома, украшают их разноцветными окнами, вдавливая в песок кусочки оргстекла. Чтобы окно лучше держалось, верхнюю часть его вдавливают глубже.

Ребята очень любят рыть в песке тоннели. Чаще делают это вдвоем с двух сторон, пока не соединяются внутри кучи руки.

Дети старшей группы сооружают из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатель показывает, как вырезать с помощью лопатки или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и др.

Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх).

Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, стадионы, детские сады, деревни. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями: цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии кусочки оргстекла или фанеры, устанавливают на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывают провода между мачтами уличных фонарей.

Строить можно и по темам знакомых сказок и разыгрывать сказочные сюжеты («Царевна-лягушка», «Заячья избушка», Снежная королева», «Аленький цветочек» и др.).

Научите ребят новому приему работы с песком. Песок насыпается в ведро, смешивается с водой, затем детям предлагается набирать получившуюся «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами. Благодаря этому приему можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

Для игр с песком дети сами изготавливают игрушки из материалов, которые не портятся от влаги (катушки, поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Для устройства комнаты для кукол можно сделать мебель из молочных пакетов. Дошкольники мастерят флажки и флагштоки, деревья, дорожные знаки из клеенки, палочек, катушек и др.

Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

Играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Также, с помощью воды, дети могут рисовать (техника эбру), что положительно влияет на выражение внутреннего мира ребенка. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.

Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:

    Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).

    Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.

    Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).

    Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.

    Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой, далеко - близко. Помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.

    Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.

    Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.

    В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.

    В процессе сравнения формируем представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.

    Снимаем психическое напряжение и агрессию.

    Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

ПЕРЕЧЕНЬ ИГР:

Игра №1 «Дождик»

Необходимое оборудование: лейка, пластмассовые игрушки, центр «Песок-вода»

Ход: Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте ребенку сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Игра способствует развитию речи и установлению эмоционального контакта, между педагогом и ребенком.

Игра № 2 «Кораблики»

Необходимое оборудование: таз, бумага, центр «Песок-вода»

Ход: Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Игра № 3 «Поплывет или утонет»

Необходимое оборудование: таз, различные мелкие предметы, центр «Песок-вода»

Ход: Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему мелкие предметы (пуговицы,камушки,лоскуты ткани,мелкие игрушки, теннисный мяч)и.т.д. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними. Проговаривайте действия выполняемые ребенком. Объясняйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

Игра №4 «Необыкновенные следы»

Детям предлагается сделать отпечатки собственных рук (ладонью, кулачками, кончиками пальцев). Проговариваем действия ребёнка. Показываем ребёнку, что при прикосновении к влажному песку остаются следы.

Игра № 5 «Прыгающий шарик»

Необходимое оборудование: пластмассовый шарик для тенниса

Ход: Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё

Игра способствует развитию зрительного внимания и установлению эмоционального контакта, между взрослым и ребёнком.

Игра № 6 «Взбивание пены»

Необходимое оборудование: таз с водой, венчик, жидкое мыло, центр «Песок-вода», зайчик.

Приходит в гости зайчик, он хочет показать ребятам, как взбивается пена. Ребёнок наливает немного жидкого мыла и с помощью венчика взбивает пену. Наблюдает за взбитой пеной

Игра №7 «Необыкновенные следы»

Необходимое оборудование: Центр «Песок-вода», лейка, песок.

Детям предлагается сделать отпечатки собственных рук (ладонью, кулачками, кончиками пальцев). Проговариваем действия ребёнка. Показываем ребёнку,что при прикосновении к влажному песку остаются следы.

Данная игра способствует развитию тактильной чувствительности, воспитывает положительное отношение к играм с песком.

Игра №8 «Дорожки»

Необходимое оборудование: разноцветные камушки, центр «песок-вода», влажный песок, лошадка

Детям предлагают нарисовать пальчиками дорожки, а затем они выкладывают разноцветные камушки (украшают дорожки). Далее предлагаем взять в руки лошадку и «погулять» по дорожкам (проговариваем цок-цок-цок).

Данная игра способствует развитию артикуляционного аппарата, активного и пассивного словаря.

Игра № 9 «Поливаем цветы»

Необходимое оборудование: детская лейка, игрушка-кошка

Ход: В гости приходит кошка и предлагает ребятам полить цветы. Подойдите к растущему цветку и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть ребёнок сам польёт цветок. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмем

И воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Игра №10 «Давайте познакомимся»

Необходимое оборудование: Центр «Песок-вода», лейка, песок, вода.

Ход: Ребенку предлагается потрогать сухой песок (сделать в песке пальчиковую гимнастику),затем взять лейку и вместе с ребенком полить сухой песок(проговаривать свои действия),песок стал влажным. Показываем ребенку, что из влажного песка можно лепить куличи и.т.д. С помощью игры формируем навык практического экспериментирования, учим способам обследования материала.

Аннотация: В данной статье рассматривается целенаправленная систематическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, с использованием на коррекционных занятиях элементов арт-терапии.

«Использование игр с песком и водой на коррекционных занятиях у детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.»

У большинства детей, находящихся в условиях дома ребёнка, имеются такие диагнозы как: детский церебральный паралич различных форм и степени тяжести, органическое поражение ЦНС, обусловленное различными синдромами, Б. Дауна, расстройство аутистического спектра.

Внутренний мир ребенка с особыми потребностями, сложен и отличается своеобразием. Дети лишены доступных здоровым сверстникам сенсорных каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании человеческого опыта, испытывают затруднения в предметно-практической деятельности, построении конструктивного взаимодействия с социальным окружением. Как следствие, это приводит к патологическим изменениям характера, искажениям в формировании проявлениях игровой деятельности, негативно сказывается на формировании высших психических функций, в том числе экспрессивной речи. В связи со спецификой заболеваний у детей наблюдаются нарушения движения супинации и пронации кистей рук, отставание в формировании ципковых и пинцетных захватов мелких предметов, гипотомия, спастика мышц кистей рук.

Все эти специфические особенности детей с ОВЗ требуют особого подхода в обучении и воспитании и коррекции.

Чтобы помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающего мира, помочь им познать свое Я, раскрыть его, войти в мир взрослых и полноценно существовать и взаимодействовать в нем, я применяю элементы арт-терапии (вода, песок) на своих коррекционных занятиях.

Игра является ведущей деятельностью ребёнка на протяжении всего дошкольного детства (Л.С.Выготский). Вода и песок – любимые всеми детьми объекты для игр и для исследовательской деятельности. Игры с водой и песком способствуют формированию познавательной активности, повышению жизненного тонуса, создают у детей радостное настроение, обогащают сенсорные представления детей. Особенно актуальным это является для детей с ОВЗ.

При проведении коррекционных занятий я поставила следующие задачи :

  • стимулировать познавательную активность;
  • активизировать, расширять экспрессивную речь, обогащать лексический словарь;
  • развивать мелкую моторику рук, зрительно – моторную координацию;
  • знакомить с окружающим миром (основными свойствами воды (прозрачная, без цвета, запаха, вкуса, холодная, теплая), песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) ;
  • снимать психоэмоциональное напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта, депривацию.

Условия проведения:

Проводя занятия с использованием воды и песка, необходимо:

  • стимулировать и активировать экспрессивную речь детей; развивать монологическую и диалогическую форму общения;
  • использовать художественное слово — потешки, стишки, описательные загадки, сказки;
  • учитывать интеллектуальный возраст, психологические и физические особенности малыша.

Необходимое оборудование для игр с водой:

  • устойчивая ёмкость (пластмассовый ящик с подставкой). К ёмкости должен быть свободный доступ.
  • верхний край ёмкости для воды должен находиться на уровне пояса ребёнка
  • уровень воды должен быть не более 7 см
  • перед занятиями закатать ребёнку рукава и одеть фартучек
  • подготовить игровое оборудование: заводные игрушки – забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, жёлуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы – заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.

Знакомство со свойствами воды:

  • вода разливается, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой или губкой.
  • Вода бывает холодная, тёплая и горячая. Попробовать на ощупь.
  • Вода чистая, прозрачная, через неё всё видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.
  • Вода не пахнет. У неё нет запаха. Дать ребёнку понюхать.
  • Воду можно наливать и переливать. Дать детям самим проводить эксперимент.
  • Воду можно окрасить, добавив в неё краситель (кофе, чай, гуашь, зелёнку…)

Перечень игр с водой:

  • Переливание воды разными ёмкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой…)
  • Наливание воды в различные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку…)
  • «Весёлая рыбалка» (вылавливание рукой, сеточкой или ложкой разных по объёму ёмкостей).
  • «Тонет – не тонет» (игры на экспериментирование).
  • игры с мыльными пузырями (самостоятельное пускание пузырей. «Поймай пузырь на ладошку», «Чей пузырь больше?», «Чей пузырь улетит выше, дальше?» …).
  • Игры с заводными плавающими игрушками. («кто быстрее?», «куда доплывёт?»…)

Тематические игры с водой:

  • Игры с куклой: «Умоем куклу Лялю», «искупаем Лялю», «Посудка для Ляли», «постираем Ляле бельё)
  • Игры с мелкими разноцветными и с цветами основного спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный) резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками. («один – много», «найди такой же», «поймаем все шарики», «весёлый светофорчик», «красный, синий, зелёный»…)
  • Игры — мама и детёныш: «вышла мама уточка поискать утят», «семья лягушат», «большая черепаха»…

Необходимое оборудование для игр с песком:

  • Устойчивый ящик с песком, имеющий крышку, окрашенный в голубой или синий цвет (классическая «Юнгианская песочница»);
  • Песок должен быть чистым, просеянным, без посторонних примесей и влажным, что бы дети могли с ним работать.
  • Песочный набор: ведро с совочками и формочками, наборы мелких игрушек, персонажи сказок и различные человечки, животные и растения, дома и машинки, деревянные дощечки и палочки и т.д.

Перечень игровых упражнений с песком:

  • «Вот какие наши ручки» (ребёнок слегка вдавливает руку в песок, проговаривая о своих ощущениях – песок сырой, сухой, тёплый, холодный и т.д.)
  • «Вот такие наши кулачки» (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев – сравнивать – на что похож отпечаток).
  • «Пальчики гуляют» (пройтись поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно)
  • «Пальчики играют» («поиграть» одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино).
  • «Ползают ладошки» (зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку – едет машина, ползёт жук, крутится карусель…). то же самое ребром ладошки).
  • «Кто здесь пробегал?» (оставлять следы одновременно разным количеством пальцев, придумать кто их оставил, посчитать количество).

Тематические игры с песком:

  • «Где спрятались игрушки?»
  • «Мы построим дом, кто будет жить в нём?», «гараж для машинок»
  • «Играем в магазин», «кто что ест?»
  • «Сад / огород»
  • «Домашние / дикие животные»…

Использование игр с водой и песком в коррекционно-развивающей работе приносит высокий положительный эффект.

По результатам я отмечаю динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, снижаются негативные эмоционально-поведенческие проявления – стереотипы, аффективные вспышки. Дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, улучшается понимание простых инструкций, повышается самоконтроль.

У детей формируются сенсорные эталоны: цвета, формы, величины. Наблюдаются успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно обогащается активный словарь, улучшается зрительно – моторная координация рук и действия руки с предметами.

Аверина Ольга Владимировна,
учитель–дефектолог
ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим
поражением центральной нервной системы
с нарушением психики»,
г. Апатиты, Мурманская область

Уже в «Государстве» он настаивает на осуществлении воспитания детей «посредством игры». Эта мысль полнее развивается в «Закона», отмечая, что по своему душевному складу трехлетние, четырехлетние и пятилетние дети нуждаются в играх и забавах. У детей этого возраста забавы возникают сами собой, когда они собираются вместе. Поэтому он рекомендовал кормилицам приводить детей на игровые площадки и внимательно наблюдать за играми детей.

Платон считал, что в игре ребенок интуитивно раскрывает свое отношение к тем или иным занятиям и демонстрирует намерения стать выдающимся в какой-либо области деятельности. «Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, тот уже в играх должен: первый — обрабатывать землю, второй — возводить какие-нибудь детские постройки». Заметив предпочтения детей к тем или иным играм, воспитатель должен сообщить ребенку конкретные знания о данном виде деятельности, дать необходимые орудия.

Но самым важным в процессе руководства играми детей с природными материалами Платон считал внесение «в душу играющего ребенка любовь к тому, в чем он, выросши, должен стать знатоком и достичь совершенства».

Но эти идеи, на первый взгляд такие привлекательные, страдают противоречивостью. В них так мало учтены личные склонности ребенка, в них с такой прямолинейностью навязывается то, что угодно окружающим его взрослым, да еще и под предлогом личного намерения ребенка «стать чем- либо выдающимся»

Я.А.Коменский тоже обратил внимание на то, что все дети «охотно строят домики и возводят стены из глины, опилок, дерева, камней», любят переливать воду, пересыпать песок, лепить из глины. Обосновывая причину этого чешский педагог в своей работе «Материнская школа» отметил, что дети охотно эти занимаются, так как не могут оставаться без дела. И эти игры с природными материалами весьма полезны, потому что развивают «живость ума», «подвижность во всех членах», самостоятельность, инициативность и активность детей.

Взрослые не должны мешать этим играм детей, а наоборот создавать соответствующие условия. Пусть они будут теми муравьями которые всегда заняты: что — нибудь катают, несут, тащат, складывают, сгибают, ломают, перекладывают. Роль взрослого, по мнению Я.А.Коменского, заключается только в том, чтобы наблюдать за играми детей, чтобы все, что происходит на игровой площадке происходило разумно и включаться в детскую игру, подсказывая новые варианты игры, новые действия, новые материалы.

Большую роль детским играм в деле воспитания отводил и Джон Локк. Его высказывания о детских играх и игрушках представляют практический интерес и в наши дни. В работе «Мысли о воспитании» он призывал воспитателей поддерживать радостное настроение, активность, самостоятельность, выявление и развитие заложенных природой способностей, которые в детском возрасте больше всего проявляются в игре. Родителям и воспитателям не следует запрещать, а организовывать игры детей и тем самым способствовать формированию ценных нравственных качеств.

Все игры и развлечения детей, писал Дж.Локк, должны быть направлены на развитие хороших и полезных привычек. Этому наилучшим образом содействуют игры с природными материалами. Они доставляют детям не только наслаждение, но и способствуют формированию положительного характера энергичного и трудолюбивого человека.

Роберт Оуэн лишь провозглашал игру детей с природными материалами воспитательно-образовательным средством, но не раскрывает реальных путей использования этого средства ни в теории, ни в практике.

Он лишь подчеркивает необходимость наличия площадки для игр, которая также может стать местом встречи для детей от пяти до десяти лет после школьных занятий. Тут же может быть сделан навес, под которым в плохую погоду дети смогут найти себе занятие. Эту идею поддержал и американский педагог Джон Дьюи. Он считал, что развитию маленьких детей наилучшим образом способствует игра. В своих работах «Школа и общество», «Школа и ребенок», «Школа будущего» он пытается раскрыть сущность детской игры и приходит к выводу, что в основе игр с природными материалами лежит «построительный инстинкт», который реализуется в процессе «придания материалам осязаемых форм».

Дж. Дьюи категорически возражал против того, что детей нужно тщательно охранять от реальных предметов и реальных поступков. Он считал, что игры с разнообразными материалами: дерево, песок, глина, камни, пряжа, железо и т.д., дают повод ребенку для применения материалов реальным образом вместо того, чтобы заниматься упражнениями с дарами Фридриха Фребеля, имеющими лишь отдаленное от реальности символическое значение. Такие игры вызывают живость чувств и точность наблюдений; они требуют ясного представления результатов, которых надо достигнуть, а также непосредственности и изобретательности в создании построек.

Несколько с иных позиций оценивала игры с природными материалами французский педагог Полина Кергомар.

Она посчитала правомерным ввести игры в план работы материнских школ, и разработала содержание и методику руководства ими. Среди игр она особую роль отводила играм с природными материалами: водой, камешками, мхами, палочками. « . Мне кажется, что, если бы его отняли у наших парижских мальчуганов, они подняли бы революцию. Ребенок, у которого есть песок, играет самостоятельно, он роет колодцы, строит сады, горы, нагружает тележки». П.Кергомар подчеркивала обучающее и воспитывающее значение игр с природными материалами. Они, с одной стороны, дают ребенку знания о свойствах воды, песка, камней и т.д., а с другой стороны — стимулируют развитие активности, инициативности, изобретательности, эмоций.

Бросая в ручеек пробку, листик или клочок бумаги, ребенок с криками радости или страха следит за своей лодочкой. Педагог подчеркивала необходимость руководящей роли воспитателя. Он должен предоставить ребенку разнообразный природный материал для игр, предложить темы, снабдить лопатками, ведерками, тачками, коробками, баночками и т.п.

Итальянский педагог Мария Монтессори так же не отрицала роли природного материала в развитии детей.

Но занятия ребенка с глиной, песком, водой, камнями она считала не игрой, а . Дети лепят вазы, посуду, кирпичики, домики, украшают их камешками и стеклами. «Как они радуются, когда целый домик, результат их собственных трудов, вырастает рядом с участком, на котором они, также собственными заботами, разводят свой сад». Эти занятия упражняют руку ребенка, развивают внимание, приучают детей создавать полезные вещи и ценить предметы, окружающие их. Но поразительным является тот факт, что, решая проблемы сенсорного развития детей. М. Монтессори разрабатывала всевозможные дидактические пособия для развития внешних органов чувств, и полностью игнорировала ценность природного материала в этом процессе. За это методика М. Монтессори критиковалась Е.И.Тихеевой, Л.К.Шлегер, Н.К.Крупской и другими педагогами.

Этого попытался избежать в своей теории и практике бельгийский педагог Овид Декроли. Он обратил внимание на то, что формирование представлений у детей, развитие внешних органов чувств у них должны быть связаны с реальными предметами и явлениями окружающего мира. Для реализации этого положения О. Декроли создал систему игр, обеспечивающих разностороннее развитие детей. Он отмечал, что ребенок в игре почти бессознательно делает сравнения, сопоставления.

Игра заставляет припоминать, делать выводы и составлять суждения, совершать открытия, а не усваивать знания, преподносимые педагогом или книгой. Предоставляя ребенку большую свободу в играх, в действия, О. Декроли все же предупреждал, что педагог должен быть всегда рядом с играющим ребенком, чтобы активно помогать во всех затруднениях, отвечать на вопросы, удовлетворять интересы и потребности и улавливать запросы.

Таким образом мы видим, что целая плеяда зарубежных педагогов, даже не занимаясь специально проблемой игры, отмечала, что природный материал служит средством для более быстрого и эффективного развития детей.

Русские педагоги К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, А. С. Симанович, Л. К. Шлегер и др. также однозначно отмечали положительную роль игр с природными материалами в воспитании и обучении дошкольников.

В своих работах они подробно останавливались на важности создания условий для игр детей с природными материалами, как на участке детского сада, так и в его помещении, а также разработке разнообразного содержания этих игр.

Непосредственное изучение планов работы педагогов и наблюдение за играми детей на участке в одном из ДОУ г. Минска позволили определить тематику используемых игр:

  • с песком: «Оладушки для куклы». «Норки для мышек», «Горная дорога для машин», «Перевезем песок на самосвале», «Приготовим угощение» (мл. гр.), «Строим город для маленьких человечков», «Наш город», «Гараж» (ср. гр.), «Построим замок», «Сказочный город», «Космодром», «Муравейник». «Построим, что хочешь», «Подземные тоннели», «Дороги» (ст. гр.);
  • с водой: «Купаем куклу», «Словим рыбку», «Стирка» (мл. гр.), «Веселый ручеек», «Догони», «Кораблики», «Тонет — не тонет» (ср. гр.), «Какая бывает водичка», «Что тонет, что плавает» (ст. гр.);
  • : «Снежки», «Снежная баба», «Попади в цель», «Снежные пирожки» (мл. гр.), «Снежная крепость», «Снежный бой», «Башня», «Кто дальше бросит» (ср. гр.), «Слепим и разукрасим снежную бабу», «Ледяная мозаика», «Рисунки на снегу», фигурки собачек, кошек, медвежат и т.д. (ст. гр.).

Анализ тематики и содержания игр с природным материалом показал, что игры однотипны, в них отсутствует динамика усложнения содержания, полностью отсутствует экологическая направленность игр с природными материалами. Среди методов, используемых в процессе руководства играми с природными материалами, педагоги назвали: показ, повторение, упражнение, рассказ, беседа, наблюдение за старшими детьми.

Несмотря на низкий уровень интереса воспитателей к вопросу организации игр с природными материалами в дошкольных учреждениях, все педагоги отметили большую педагогическую значимость данного вида игр. Ими чаще всего отмечалось, что эти игры способствуют: сенсорному развитию детей; развитию интереса детей к природе, развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, формированию навыков конструктивной, трудовой деятельности, расширению кругозора детей, эмоциональному развитию детей; физическому развитию, развитию воображения, фантазии, творчества. Однако ни один педагог не отметил возможность использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников. Хотя, организуя игры с водой, песком, глиной и т.д., мы можем познакомить детей со свойствами природных материалов как среды обитания растений и животных.

Играя, например, с водой, ребята замечают, что вода плотнее воздуха, потому движения в ней требует больших усилий, чем по воздуху. После этого им легко осознать необходимость покрытия всей поверхности тела слизью у рыб и жиром у пингвинов, тюленей, моржей и т.д. Также наглядно дети усваивают важность обтекаемости формы тела у обитателей воды. Гладкие предметы, имеющие вытянутую форму, рассекающие узкой частью плотную воду, легко продвигаются в толще воды и но ее поверхности. Эти знания являются основой для понимания детьми приспособленности животных к среде обитания.

Например, почему все быстро плавающие животные имеют тело обтекаемой формы, покрытое чешуей, гладкой кожей, а их конечности превратились в плавники, ласты или имеют плавательные перепонки? Игры с водой можно использовать и для ознакомления дошкольников с проблемами загрязнения воды. Для этого можно организовать игру «Мыльные пузыри» и продемонстрировать, что образовавшаяся мыльная пленка на поверхности воды препятствует газообмену. В природе такие загрязнения воды пагубно воздействуют на обитателей рек, озер, морей.

Эти игры рано входят в жизнь ребенка. Едва научив­шись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит игры с водой. Но без специального обучения дети не приобретают необходимые умения, и игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Между тем они содержат большие возможности для развития у ребенка мышления, воли и настойчивости. Эти возможности во многом определяют­ся характером природного материала. Он очень разнооб­разен и обладает различными свойствами, диктующими разные приемы его использования в качестве строитель­ного материала.

Многие из свойств природных материалов ребенок по­знает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятель­ности, прежде всего в игре. Однако это происходит при ус­ловии, что педагог последовательно обучает детей, разви­вая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных сло­весных обозначений признаков.

Игрыс водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувши­ны, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купа­ют кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свой­ствами предметов (плавают-тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пуска­ют лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают раз­ные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут.

В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают пред­ставление о том, что вода растекается, не имеет своей фор­мы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.В старшем дошкольном возрасте дети могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая воды прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состо­яние в зависимости от температуры воздуха.

Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобра­зования. Самый простой прием -лепка. Педагог предла­гает малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с уш­ками, морковку, чтобы его накормить, и т. п.В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуют­ся, что снег липкий, славный получился снеговик! Так ма­лыши усваивают представления о свойстве снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега - лепку из накатанных комьев. Так делаются фи­гуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая ко­мья, дети подходят к пониманию еще одного свойства влаж­ного снега - тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделать отверстия между ко­мьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).


Сооружение снежной крепости целесообразно приуро­чить к масленице. Это даст возможность познакомить дошкольников с древней русской традицией: день проводов масленицы отмечается игрой «Взятие снежного городка».

Дошкольников знакомят с приемами строитель­ства из утрамбованного снега. Для этого в оп­ределенном месте на участке детского сада в течение како­го-то периода времени собирают снег. Слежавшийся, плот­ный, он представляет собой великолепный материал для ваяния. Малышам педагог показывает, как с помощью ост­рой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека. Дошкольники постарше делают это сами при участии взрос­лых (можно привлекать родителей). Чтобы заинтересовать детей снежной скульптурой и архитектурой, полезно позна­комить их с праздником Вьюговея, который в последние годы проводится как международный, в том числе и в Москве.

Из утрамбованного снега можно вырезать кирпичи (старшие дети делают это сами) и использовать их для по­стройки зданий, заборов и пр.

Старшие дошкольники участвуют в строительстве гор­ки. В основание ее можно уложить ящики, а для утрамбов­ки поверхности использовать доски. Комбинирование раз­нообразных материалов стимулирует развитие инициати­вы, смекалки, творчества.

В городских дошкольных учреждениях не всегда бывают созданы условия дляигр с песком: песка мало, его состояние плохое (грязный, сухой), песочницы тесные, отсутствуют соответствующие игрушки и т.п. В основном игры с песком разворачиваются на песчаных пляжах, по берегам рек.

Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады со скульптура­ми из песка. Песок - недолговечный строительный материал: чуть пригрело солнце, подул ветер: обветшали замки, двор­цы, рассыпались скульптуры, ограды, рвы! А маленькие сози­датели? Они вновь за работой! Вот где развиваются настой­чивость, воля, творчество, изобретательность.

На протяжении дошкольного возраста ребенок усва­ивает несколько приемов строительства из песка. Неко­торые из них близки к приемам работы со снегом. Педа­гог учит малышей лепить из влажного песка. Кроме угощения для гостей, можно предложить таким же способом соорудить забор вокруг дома, выстроенного вос­питателем, сделать бортики для песочной клумбы. Малы­ши с удовольствием осваивают прием формовки из песка. Важно только подобрать формочки, которые бы легко ох­ватывала ладонь ребенка, добавить маленькие ведерки, обеспечить место, где будут размещаться «куличики». Вов­лекая детей в сравнение «куличиков» по форме, величине, высоте, педагог обогащает их сенсорный опыт, учит пра­вильно называть признаки.

В старшей группе дети учатся строить способом вы­капывания (колодец, река, канал, туннель, ров). Пре­образовывают горку утрамбованного песка в предмет оп­ределенного назначения (дом, крепость, дворец). Дети объе­диняются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань).

Фантазия проявляется в комбинировании строительных материалов. Например, при постройке дамбы в ручье ис­пользуются камни, глина, дощечки; при сооружении парка наряду с песком применяются камни, сухие ветки (в каче­стве деревьев) и т.п.

В играх с песком, снегом ребенок получает представле­ния о свойствах, сравнивает, обобщает: строить можно только из влажного песка и снега, песок и снег - непроч­ный строительный материал.

Летние игры с водой и песком для дошкольников

Развлечения летом с песком и с водой для детей дошкольного возраста

Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог - психолог, ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.
Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию статью о летних играх с песком и водой. Материал предназначен для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
В разгаре летняя пора, самое любимое время года наших дорогих детишек. Как много радости оно приносит! У детей масса свободного времени, повышенная любознательность, активность и огромное желание заняться чем – нибудь интересным. А нам, родителям, педагогам очень хочется, чтобы летний оздоровительный период приносил детям здоровье, полноценный отдых и огромный заряд положительных эмоций. В этом случае на помощь приходят игры с песком и водой. Они не требуют особых вложений, но польза от них колоссальная: в эти игры можно играть в солнечную погоду на улице, а в дождливую - в помещении.


М. Ершова
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренируют терпение. Для принятия участия в играх с песком и водой требуется широкий спектр приспособлений.
Оборудование для игр с песком:
Чистый песок для песочницы. Это важный момент, желательно, чтобы песочница закрывалась крышкой и в нее не ходили животные. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется большая часть песочницы. Лучше, если он будет увлажненным.
Игрушки небольшого размера, можно из под киндеров, хорошо, если в состав войдут человеческие персонажи, домики, животные, машинки, растения, мосты, ворота, естественные предметы: ведерки, стаканчики, совочки, лейки, грабельки, палочки, листочки, формочки, ситечки, камешки, картонки, предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага) и многое другое.
Оборудование для игр с водой:
Емкости для воды: стаканчики, бутылочки, тазики, бассейны, предметы из разных материалов, губки, ложки, резиновые игрушки, шарики, мячики и многое другое. Будет весело, если изготовить вместе с детьми кораблики из скорлупок от орехов или кокосов.
Однако, для полноценной игры одного оборудования недостаточно. Для того, чтобы игры были интересными, развивающими нужна идея, эксперимент или сюжет. Вот некоторые игры, которыми Вы можете воспользоваться в работе с детьми.
Игры с песком:
По-скольку сегодня мы говорим о младшем и среднем дошкольном возрасте, то со сложными сюжетами лучше немного повременить, а начать со знакомства с песком и водой .
1.Для начала детям предлагается потрогать песок, пропустить его сквозь пальцы, сдуть с ладошки, рассмотреть песчинки, захватить песок в кулачки и выпустить из руки, как водичку.
2.Потрогать сухой песочек, а затем влажный, предварительно полив его из маленькой леечки. Обратить внимание на то, что сухой песочек сыплется из руки, а влажный нет; сухой песочек светлый, а влажный темный.
Игра «Отпечатки»
Цель: получение первого чувственного опыта.
1.На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют следы рук, пальчиков, ног, коленок. В процессе игры можно сравнить отпечатки взрослого и ребенка, вложить руку ребенка в отпечаток взрослого.


2.На ровной поверхности взрослый и ребенок оставляют отпечатки разных предметов: ведерка, лопатки, палочки, листочка и т.д. Когда отпечатков становится много, ребенок должен угадать, какому предмету принадлежит тот или иной отпечаток.
3.Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, стопами ног всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (цветочком, солнышком, травинкой, деревом и пр.);
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие тактильных ощущений
1.Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и отыскивает все игрушки.
2.Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно использовать игрушки – геометрические фигуры.
3.Взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра «Я рисую на песке»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.
1.Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.
2.Конкурс «Песочных картин», при этом разрешается украшать свои произведения камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом.
Игра «Напои песочек»
Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам.
Сухой песок хорошо впитывает воду, моим ребяткам очень нравится эта игра. Мы проводим ее и на улице и в кабинете. Предложите детям отсыпать из сухого песка большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и аккуратненько вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в берега.


Игра «Маленький повар»
Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.
Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.


Игра «Ситечко»
Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности.
Для проведения этой игры Вам потребуется сухой песок.
1.Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это могут делать бесконечно.
2.Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались)
3.Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный. Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет.
4.Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее.
Игра «Туннель»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики.
Дети строят из влажного песка горку, уплотняют ее, а затем делают подкоп с 2-х сторон так, чтобы образовался вход и выход. Через тоннель дети могут провозить маленькие машинки или поезда. Кстати, для поезда можно сделать «железную дорогу» из палочек.
Игра «А у нас сегодня праздник»
Цель: создание эмоционально положительной атмосферы, обучение построению небольшого сюжета.
Дети используют в игре кукол, фигурки животных, разную мелочь для праздника. Попробуйте поиграть с ними в такую игру: дети и животные собрались на праздник. Часть детей собирает игрушечных друзей на праздник, усаживают их в машинки и везут на праздник. Часть детей занимается подготовкой места для праздника: украшают его, пекут пироги, раскладывают по тарелочкам, потом встречают гостей и угощают «выпечкой». В это время можно петь песенки, смеяться, а если есть музыка – даже потанцевать.
Игра «Гусеница»
Цель: развитие мелкой и крупной моторики.
Из влажного песка лепим комочки, как шарики и укладываем один за другим, так получится гусеница. На первом комочке можно сделать глазки и ротик.


Игры с водой
Игра «Кораблики»
Цель: развитие дыхания
1.Нужен таз с водой. В качестве корабликов могут выступать скорлупки от орехов, можно даже сделать парус этому кораблю. Деткам предлагается запустить свой кораблик и дуть на него, чтобы он плыл как по морю, заодно поработаете над дыханием.
2.Пускать кораблики из разного материала: кусочки пенопласта, щепки, травинки, перышки. Можно в процессе игры дуть и делать водоворот руками.
Игра «Рыболов»
Цель: развитие цветовосприятия, умения действовать по просьбе взрослого.
1.Предложите детям тазик с водой, набор для ловли рыбок (удочку и рыбок) и дайте им попробовать поймать свою золотую рыбку. Можно даже на улов загадать желание.
2.Положите в таз разные легкие игрушки, чтобы они плавали на поверхности, и дайте их выловить сачком или ситечком.
3.Бросьте в воду шарики разного цвета и попросите вылавливать шарики по Вашей команде, например: «Поймай красный шарик; красный и желтый шарик; поймай 2 шарика» и т.д.
Игра «Брызгалки»
Цель: развитие меткости, крупной моторики.
1.В этой игре Вам понадобится мишень и бутылка с отверстием в крышке. Детям нужно попасть в мишень струей воды, нажимая на бутылку.
2.Возьмите целлофановый пакет и сделайте в нем маленькие дырочки. Наберите в него воду и начинайте сжимать. Детям понравится смотреть, как из него бегут маленькие струйки воды. То же самое можно сделать и пластиковой бутылкой.
Игры – эксперименты
В ходе экспериментальной деятельности ребенка мы искусственно создаем ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, во время которого он учится анализировать, совершать какие-то небольшие умозаключения, чем, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
1. Дайте детям по маленькой бутылочке с узким и широким горлышком и попросите опустить в воду, пусть они наблюдают, как туда затекает вода, где это происходит быстрее, а где медленнее.
2. Игра «Тонет – не тонет». Вам потребуется таз с водой. Подайте ребенку коробку с разными предметами и предложите бросать в воду по одной. Побеседуйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.
3.Предложите детям бросать камушки в миску, почти заполненную водой. Задайте им вопрос: «Вытечет ли вода из миски, если туда набросать камней».
4.Еще один интересный эксперимент: дайте ребенку 2 миски, в одну из них налейте воды, а вторую оставьте пустой. Предложите ребенку губкой «перенести» воду из одной миски в другую. Другой вариант: используйте вместо губки деревянную ложку.
Подводя итог статьи, можно с полной уверенностью говорить о том, что игры с водой и песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Уважаемые коллеги, родители, надеюсь, что Вам пригодятся предложенные игры в работе с детьми.
Статьи по теме: