Настольная игра на шахматной доске. Игры на шахматной доске

Здесь главный интерес представляет не игровой процесс, а нахождение четкого алгоритма, гарантирующего победу или ничью. Понятно, что если алгоритм найден, то игра уже теряет творческий характер.

На доске 16 х 8 передвигаются фигуры в форме круга, треугольника и прямоугольника. На них написаны числа, комбинации которых и определяют ход. Игра требовала слишком сложных расчетов.

Шахматы – бесспорный лидер среди интеллектуальных и настольных игр, они представляют собой одновременно и спорт, и науку, и искусство. Но не забывайте научиться играть в древнюю игру под названием «шах – мат». Это королевство не найти ни на одной географической карте, но оно стоит незыблемо вот уже полторы тысячи лет.

Воины, не ведая страха, беспрестанно сражаются, королевство процветает, становится все богаче. Эта игра расширяет познание и дает пищу для воображения. Научившись играть в шахматы, мы приобретаем друзей на всю жизнь.

Игра в карты , по мнению И.Житецкого, калмыками заимствована у русских, так как названия мастей изменены только фонетически. Нигде больше, как при игре в карты, не отмечается у калмыков такого возбуждения. Играют калмыки со страшным увлечением. В настоящее время калмыки сохранили названия мастей и карт: «Крести» - «Сартг», «Пики» - «Иштк», Черви» - «Кезл», «Буби» - «Буумн», «Туз» - «Тус», а цифровые обозначения - «десятка» - «арвн», «девятка»- «йисн», и т.д..

Игра в карты для большинства населения была простым времяпровождением и забавой.

Острый ум, исключительная находчивость, природная одаренность и знание жизни обнаруживается у выходцев из простого народа в сказке «Семьдесят две небылицы» («Далн хойр худл») и «Кемялген» («Яс кемәлһн»).

По существу, это диалог, который ведется вокруг 25 (последнего) позвонка барана, якобы случайно попавшего в руки беседующих. Этот позвонок имеет 12 изгибов и выступов, аллегорическое значение каждого из которых объясняется поэтически. Каждый должен был перечислить 12 признаков мудрости этого позвонка. Эта баранья кость, расположенная за 24 позвонком, перед конечной костью, именуемой копчиком, имеет 99 особенностей, 9 отростков, или вершин, и называется крепостью Эрдени.

Любой калмык хорошо знал даже мельчайшие детали этой кости, так как все они служили своеобразным мнемотехническим средством. Обычно калмыки заучивали кемялген с детства со слов своих родителей: дети задавали друг другу вопросы и отвечали на них. Это своеобразный экзамен на знание истории своего народа, его обычаев и традиций, проверка остроумия, сообразительности, находчивости человека – качеств высоко ценившихся в народе. Отличное исполнение кемялген рассматривалось не только как блестящая защита собственного достоинства, но и как поддержка чести семьи, рода и даже аймака, улуса.

Важнейшим элементом калмыцкого исторического кода являются числа.

Познакомив ребенка с числами 1,2,3, мы уже учим, его составлять задачи, прямую и обратную. Вместо одной простой задачи решать сразу «триаду взаимосвязанных задач» с одним и тем же набором чисел:

3 + 2 = 5 5 – 2 = 3 5 – 3 = 2

Подобно взаимообратной задаче «триада…» подводит к такому понятию, как логический импринтинг. Триады задач образуют циклическую полноту знаний, целостность, обеспечивающую прочность запоминания.

Также интересны числовые загадки, которые требуют сообразительности. Числовые загадки выделяются, прежде всего, своим построением, последовательно обозначая числа первого десятка.

Один . Предмет, виденный раз, известен.

Два. Предмет, который держат двумя руками, не упустят.

Три. Стреноженная ногами лошадь никуда не уйдет и т.д.

На досуге калмыки проводили словесные состязания триад. Особой интересной формой были. Загадка-триада построена на общности трех предметов, так же, как и числовые, выражается в повествовательной или вопросительной форме:

Три из того, что бело.

Белы зубы того, кто на свете живет,

Белы пряди того, кто поник от забот,

Белы кости того, кто из жизни ушел.

Какие три вещи в мире всегда красны?

Красен степной тюльпан,

У заходящего солнца основание красно,

Красна наша кровь.

Калмыцкая «библия» - героический эпос «Джангр» перегружена самыми разнообразными числовыми символами, исчислениями, цифровыми символами, склонны видеть в этом тексте «эзотерической математики» зашифрованное пособие по древней магии. Числовое измерение «калмыцкого кода» наложило существенный отпечаток на ойратское воспитание и образ мышления.

Калмыки – прирожденные животноводы. Выращивая скот четырех видов, калмыки прекрасно изучили анатомию животных, хорошо знали строение их скелетов, и назначение каждой кости.

Особенно хорошо калмыки знали как о назначении, так и об особенностях всех костей овцы : 8 опорных, 2 лопаток, 26 спинных и 6 шейных позвонков, грудной клетки и тазовой кости. Особые приметы лопатки должны были знать все.

Тому, кто не мог, блеснув интеллектом, рассказать об особых приметах лопатки, давалось задание. Сначала на гребне (вершине) лопатки сверлят одно отверстие, а на краю ладони лопатки просверливают 3 отверстия. Через все отверстия продевают суровую нитку, один конец которой намертво завязывают в петлю, а за другой конец держат. Допустившему оплошность с приметами, предлагают освободить лопатку от суровой нитки. Решение этой нелегкой задачи, требующей смекалки и расчета, считается у калмыков большим искусством.

Среди калмыков немало хороших математиков, «числовое сознание» и склонность к логическому мышлению заметны среди потомков ойратов. Видимо, здесь, в этом своеобразном «ойратском пифагорействе», следует искать причины популярности шахматной игры у калмыков.

Сангаджиев Яков Хараевич, выпускник Яшкульской средней школы. В родной школе проработал много лет учителем физики и математики. Шахматы, у Якова Хараевича, имеют свои названия: пешки - «волки», король - «лев», ферзь – «медведь», ладья – «верблюд», слон – «слон», конь – «конь».

Заключение

Игра как развлечение - одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие.

Игра как средство проведения досуга - одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие и т.п. Возрождение игровых традиций - своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием нового поколения, передача игровых традиций «по наследству». Народная игровая культура складывалась в ходе многовековой исторической практики в чрезвычайно разнообразных естественно - географических условиях, отражала все стороны народной жизни из глубокой древности до сегодняшнего дня, отвечала насущным потребностям людей в плане досуга.

В игре практиковались природная смекалка, находчивость, скорость мышления, ориентирование в ситуации, приближенной к реальной жизни, когда надо было принять быстрое и верное решение.

Главным содержанием игр многих народов России являлась хозяйственная деятельность, преображенная фантазией человека, его воображением.

Подводя итог, следует сказать, что игра - единственная деятельность, которая выводит человека за рамки его быта, расширяя горизонты его возможностей, превращающиеся в талант, и прогрессивному развитию интеллекта.

Список используемой литературы.

1. Калмыцкий эпос «Джангр». Элиста. – ККИ.1979г

2. «Занимательные игры и развлечения». Е. Гик - М.,2001г

3. «Золотой родник» К. Эрендженов. Элиста. – ККИ.1980г.

4. «Карточные игры у калмыков». Б. Шантаев Э., 2001г.

5. Калмыцкий перекидной календарь. Элиста. – ККИ.1998г.

6. «Ойраты и калмыки» В. Бембеев Элиста. 2007г.

7. «Родники народной мудрости» Б. Оконов. Элиста. – ККИ.1997г.

8. Монография «Семь звезд». Д. Басаев. Элиста. – ККИ. 2004г.

9. «Тайны калмыцкого кода». - «Независимая газета» - М. 2014г.

10. Журнал «Байр». Элиста.1998г.

11. Газета «Хальмг Үнн». Элиста. 2012г.


Похожая информация.


— Лошадью ходи.
— Отвались…
— Лошадью ходи, век воли не видать!

Настольные игры занимали существенную часть нашего, сначала детского, а затем и подросткового досуга. Весь день в футбол не побегаешь - ногам тоже отдых требуется. Поэтому играли в них много и охотно. Дома, в подъездах, в школе на уроках, в пионерских лагерях, в электричках. В дождливую и холодную погоду.
Расскажу только о играх на шахматной доске. Их не так уж много:
Шахматы
Шашки
Поддавки в шахматы и шашки
Уголки
Шашки Чапаева (щелчки)
Коняшки (с кубиком)
Шахматы с кубиком
Линии

Вот, пожалуй, и всё.

Больше всего я преуспел в шахматах. На нашей лестничной площадке жил один дядечка, пенсионер и большой любитель шахмат. Вот и повадился он ходить ко мне по вечерам играть в шахматы пару-тройку партий. Причём, чтобы у меня был хоть какой-то интерес, давал мне фору - играл без ферзя или без обеих ладей. Ну, это первые годы, потом в качестве форы стали фигурировать кони и слоны, потом и фору перестал давать…
Первые годы игра проходила по одному сценарию - я сразу уходил в «глухую защиту», а мой соперник планомерно её продавливал. Как и тов. Бендер, я не баловал дядечку разнообразием дебютов, в первой партии разыгрывал Сицилианскую защиту, во-второй - Защиту Нимцовича. Но зато крепость этих защит постоянно возрастала. Допустив прорыв в каком-либо месте, я на досуге находил контрмеры и в следующий раз такая фигня уже не прокатывала.
Апофеозом шахматной эпопеи стал день, когда я неожиданно для своего соперника перешёл в нападение. Он привык, что я только защищаюсь и в построениях своих фигур допускал вольности. Вот и получил разгром за каких-то 15-20 минут!
Имея такого спарринг-партнёра, я довольно уверенно чувствовал себя в игре с ровесниками и пацанами постарше.

А вот шашки мне как-то не давались. При всей кажущейся простоте тактики и стратегии. Некоторое время я пытался понять секреты постоянных побед некоторых моих приятелей, но видно не было на то хорошего стимула. Дальше взятой (и так до конца и не прочитанной) в библиотеке книги, дело не сдвинулось.

Хочу заметить, что появление во дворе новой (для нас) игры, вызывало бум. Иногда на день, иногда и на месяц. К таким играм на шахматной доске я отнесу «Уголки» и «Коняшки» и расскажу о них поподробнее - вдруг кто-то не знает или забыл. Плюс новинка сезона - "Линии".

Уголки.

Расставить шашки для игры в уголки можно несколькими способами. Также и количество шашек может быть разным - для квадрата 9 или 16, для треугольника 10 или 15.

Правила игры.
1. Цель игры занять своими шашками клетки, на которых изначально расположены шашки соперника. Кто это сделает быстрее, тот и выиграл.
2. Ходить можно в любую сторону на одну клетку (по горизонтали, вертикали и диагонали). Естественно, клетка, на которую перемещается шашка, должна быть свободной от своих и чужих шашек.
3. Шашки могут перепрыгивать через свои и чужие шашки. Прыжков может быть любое количество - это всё считается за один ход.
4. Перепрыгивать можно только через одну шашку (через две, стоящих рядом, нельзя).


5. Было ещё такое правило - если один игрок вывел из своего «города» (изначального места построения) все свои шашки, то соперник должен ходить только шашками, остающимися в своём «городе».

Коняшки.

Правила игры.
1. Играть можно вдвоём, втроём и вчетвером. Когда игроков больше двух, то надо как-то пометить свои шашки, если они не отличаются формой или цветом.
2. Количество шашек на каждого игрока - четыре. В начале игры они находятся рядом с доской, в углах.


3. Цель игры выстроить свои шашки по диагонали от своего угла. Кто сделает это первым, тот и победил.


4. Игроки по очереди кидают кубик. При выпадении шестёрки, игрок получает возможность поставить одну из своих шашек на свой угол доски. Далее он передвигает её по периметру доски. На какое количество клеток - определяет число на брошенном им кубике. Доведя шашку до своего угла, он загоняет её по диагонали до центра доски.
5. Настигая шашку противника можно через неё перепрыгнуть. Если же число на выброшенном кубике позволяет накрыть шашку другого игрока, то шашка противника снимается с доски и тому надо снова вводить её в игру.

Желаешь устроить замечательную зарядку для ума? Тогда начинай играть популярную интеллектуальную игру «Шахматы на досках» и найдешь прекрасное применение своей сообразительности, смекалке и логическому мышлению. Математические просчеты, геометрические комбинации и феноменальная память – все это пригодиться тебе в настоящем сражении двух войск белого и черного предводителей, разразившемуся на небольшом шахматном поле.

Правила и суть данной забавы хорошо всем известны. В твоем распоряжении различные фигуры, которые ходят по-своему. Здесь и король с дамой, кони, офицеры, ладьи и конечно же пешки. Задача твоего бравого войска - защитить своего правителя от посягательств противника и завоевать вражеские территории. Первыми в игре «Шахматы на досках» вступают в бой пешки.

Они двигаются только вперед на две клетки, если находятся на своей половине поля, и на одну – если на половине оппонента. Бить могут по диагонали. Конь ходит буквой «г» и истребляет врагов также. Ладья перемещается во всех направлениях по прямой, а офицер - по диагоналям. Нажав на фигуру, которую хочешь переместить, компьютер даст тебе подсказку, подсвечивая соответственные области поля, куда можно походить, зеленым цветом.

Чтобы успешно играть «Шахматы на досках необходимо тщательно обдумывать ходы, взвешивать каждый выбор, уметь жертвовать менее значимыми персонажами, чтобы спасти более важных. Также можно подстраивать сопернику хитрые ловушки, чтобы избавиться от его опасных для тебя воинов. Удачи тебе и ярких впечатлений!

Вот еще одна игра на шахматной доске шашками. В нее могут играть совсем маленькие дети - лет с трех уж точно. А с четырех становятся настоящими главнокомандующими своих шашечных войск.

Игра Чапаев (или Чапай, как мы ее называли в детстве) носит имя знаменитого участника Гражданской войны - Василия Ивановича Чапаева. Наверное потому, что герой тех времен рубил шашкой врагов. А тут тоже игра с шашками.

В отличие от большинства игр с шашками здесь не надо думать о ходах и просчитывать шаги соперника. Здесь важна ловкость. Эта игра больше похожа на бильярд, чем на шашки-шахматы.

Цель игры - щелчком выбить все шашки противника с доски, стараясь сохранить на ней хотя бы одну свою. Чьи шашки остались на доске - тот и победитель.

Правила игры

В начале все шашки выставляются в одну линию в крайних рядах напротив друг друга. Ах, да, обычно коробочка шахматной доски имеет посреднике стык, поэтому для игры доску разворачивают на 90 градусов, чтобы стык шел вдоль от одного игрока ко второму.

Первыми играть всегда начинали белые. А кто будет играть белыми, определялось жребием. Мы делали это так. Один игрок брал белую и черную шашки, закладывал руки за спину там несколько раз перекладывал шашки из руки в руку. Затем, зажав в каждом кулаке по шашке, протягивал руки вперед. Второй игрок выбирал один из кулаков. Какого цвета шашка была в руке, таким цветом и играть.

Суть игры .

Нужно щелкнуть по своей шашке так, чтобы она в полете выбила шашки противника с доски. Если постараться, можно сбросить несколько вражеских шашек.

Если своя шашка улетела с поля или не свалилось ни одной шашки противника, ход получает второй игрок.

Первый раунд заканчивается, когда на доске останутся шашки только одного цвета.

Победитель выстраивает свое войско уже на второй линии, а проигравший остается на старой.

В первом туре игры может быть как минимум семь раундов - по числу свободных линий между "вражескими" строями. Но чаще бывает их гораздо больше. Так как сначала побеждает один игрок, затем второй. В результате ряды сталкиваются где-то на серединке поля. В таком случае победитель двигает свой ряд вперед, а проигравший отступает на одну линию.

Последний раунд выглядит так:

Первый тур называется "Игра пехотой". После того, как пехота вся выбита, начинается второй тур - "Игра конницей". Тут заранее нужно было определится, кто будет менять род войск - проигравший или победитель. Чаще всего это был победитель. Так как играть фигурами сложнее, чем пехотой. А "усложнять жизнь" правильно более сильному игроку.

Игра конницей - шашки ставятся на черные клетки ближайших двух рядов.

Игра артиллерией - две шашки рядом, третья становиться поверх, это пушка и рядом просто шашка, это артиллерист.

Игра танками - шашки устанавливаются ромбиками по 4, острым углом к противнику.

Игра тяжелыми танками - три шашки треугольником со стороной к противнику, четвертая поверх.

Вот так выглядит последний тур игры тяжелыми танками.

У нас в детстве это были все рода войск в игре. Но тут смотрела Википедию, там их гораздо больше, можете .

В игре есть дополнительные правила и условия.

Перед игрой обязательно договаривались "вертится ли земля?". Если да, можно было либо крутить доску с шашками для удобного удара, либо самому перемещаться в более выгодную позицию. Если же нет, сидеть приходилось на месте.

Перевернувшаяся при ударе шашка считалась "предателем", и ею играл противник.

Если шашка не слетела с доски, но зависла над краем, ее надо было "проверить", поддев пальцем за свисающий край. Если после этого она падала на доску, ею можно было продолжать играть. Иногда такая шашка падала поверх шашки противника (резала врага), шашка противника убиралась с поля. Если падала на свою, ничего не происходило (своих не режут).

Если игроку удавалось выбить все шашки противника не потеряв ни одной своей, он мог передвинуться сразу на две линии.

Виды ударов

1. Обычный щелчок. Игрок щелкает по своей шашке, она скользит по полю и сбивает шашки противника.

2. Тычок. Если две шашки стали рядом так, что между ними нельзя вставить шашку ребром, игрок может не щелкать, а сделать резкий толчок (тычок).

3. Ножницы. Если шашка одного цвета стоит между двумя шашками второго цвета, можно резким ударом сдвинуть эти "ножницы", выбивая шашку противника.

Статьи по теме: