Правило и цель игры. Кому что нужно для работы? Сюжетно-ролевая игра как разновидность творческих игр. Современные подходы к организации и руководству сюжетно-ролевыми играми

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Рубрика (тематическая категория) Образование

Игры с правилами - особая группа игр, специально со­зданных народной или научной педагогикой для решения определœенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, яв­ляющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).

Учитывая зависимость отхарактера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидакти­ческие и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжет­ные игры, в которых играющие выполняют роли (ʼʼКошки- мышкиʼʼ, ʼʼМагазин сувенировʼʼ), и бессюжетные (ʼʼПалоч­ка-выручалочкаʼʼ, ʼʼЧто изменилось?ʼʼ и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа­та͵ выигрывать. Но данный игровой процесс опосредован какой- то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определœенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчинœенным игровым условиям в виде пра­вил. Как справедливо указывал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять сво­им поведением, определяет их воспитательное значение.

В планеморального развития Д. Б. Эльконин особо вы­делил в играх с правилами те, в которых имеетсядвойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вер­нуть в круг игрока, ʼʼзасаленногоʼʼ ранее. Значит, поведе­ние в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь това­рищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед со­бой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в иг­рах с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: ʼʼПомоги Артему завязать шарфʼʼ; ʼʼПомоги Лизе убрать кубикиʼʼ. Товарищескую солидар­ность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомо­щи, особенно если действуют и соревнуются команды (ʼʼЧье звено скорее построит дом?ʼʼ, игры-эстафеты).

Игры с правилами дают возможность каждому участни­ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спо­рит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре ʼʼНазови растениеʼʼ). Ценно и то, что ребенок пытаетсяса­мостоятельно оценить свои действия и действия других иг­рающих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами бла­гоприятны для развития у дошкольниковспособности к вза­имооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си­туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани­ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождаетстремление к самосовершенство­ванию. Также и успех в игре (был ловким, сообразитель­ным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собствен­ных глазах и глазах других детей, побуждает к новым уси­лиям и достижениям. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

наталья бортулева
Консультация «Классификация игр с правилами»

Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду сложно было бы проводить воспитательно-образовательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга, много из них передаётся из поколения в поколение.

Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила , без который деятельность приобретает стихийный характер.

Правила дидактической игры составляют ее ведущий элемент, они четко объясняются ребенку перед началом игры, а также напоминаются в процессе ее выполнения. Отход от правил игры делает ее или неинтересной или в превращает в другие разновидности игр. Например, игра в \"Растительное лото\", предусматривает использование такого игрового материала, как специальные карточки, разделенные пополам, каждая половина содержит изображения разных растений. Дети должны составить лото, присоединяя карты половинками с изображением одинаковых растений. Оговариваются требования к победителю, дети заранее знают - победит тот, кто при составлении допустит наименьшего количества ошибок. Для выполнения правил

явление

видах :

Игры – занятия;

Дидактические игры.

Дидактическая игра используется при совместной деятельности педагога и детей, в свободной деятельности детей и в непосредственно образовательной деятельности.

Виды дидактических игр :

Игры с предметами;

Настольно-печатные игры;

Словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Для выполнения правил игры дети должны сравнивать изображения растений между собой, искать в них общие и отличительные качества.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка.

Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах :

Игры – занятия;

Дидактические игры.

Дидактическая игра используется при совместной деятельности педагога и детей, в свободной деятельности детей и в непосредственно образовательной деятельности. Виды дидактических игр :

Игры с предметами;

Настольно-печатные игры;

Словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством. Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам : парные картинки, лото и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Сегодня появились дидактические игры на основе компьютерных программ. Компьютерные игры наряду с традиционными играми включаются в педагогический процесс детского сада; они открывают новые возможности в развитии дошкольника. В компьютерных играх предлагаются те элементы знаний, которые в обычных условиях обычными средствами трудно или невозможно понять и усвоить.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыта.

Подвижные игры относятся к группе игр по правилам , их компонентами выступают игровые действия, определенное оборудование (мяч, обруч, флажок и т. д., роли и сюжет. С такими играми детей знакомят взрослые. Впоследствии дети хорошо усвоив правила , по собственной инициативе разыгрывают их. Правила составляют важное условие проведения подвижных игр, благодаря которой от ребенка требуется соответствующая регуляция своего поведения приобретении я навыков саморегуляции становится основой для развития у ребенка произвольности как черты его личности. Например, в игре \"Волк и козлята\" нужно внимательно следить за поведением и намерениями \"волка\", а кто этого не умеет - попадет в его лапы.

Подвижные игры оказывают развивающий влияние и на другие стороны психики и личности ребенка. В их процессе формируются важные интеллектуальные качества : наблюдательность, внимательность, воображение, память. Ребенок должен заранее представлять действия партнеров по игре, чтобы вовремя \"спрятаться\", \"замереть\" и т. д. В течение игры нужно помнить ее правила . В подвижных играх происходит совместная деятельность детей, благодаря чему возникают мотивы соревнования, соперничества, стремление к лучшим результатам. Дети учатся играть в команде, то есть учитывать действия своих товарищей, их успехи и ошибки, помогать им, радоваться их успеху, переживать гордость за достигнутые результаты.

С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижные игр – сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные)

В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представление о движениях, характерных для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребёнок учится согласовывать свои действий с действиями других об окружающем мире (действий людей, животных, птиц, который он отображает игроков, не капризничать, действовать организованно, как этого требуют правила . Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов , достижение определенной цели, точное выполнение правил , что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает не только помощь в адаптации, но и усвоение знаний, умений, нравственных правил . Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Дидактические игры – это обучающие игры, целью которых является умственное развитие ребенка, развитие его познавательной деятельности, интеллектуальных операций, воспитание произвольности поведения и нравственно-волевых качеств личности. Они проводятся как в специально отведенное время на занятиях, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду.

По характеру используемого материала дидактические игры делят на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. В дидактических играх с предметами и игрушками дети осваивают действия с предметами и тем самым познают разнообразные их свойства: цвет, величину, форму, качество. Настольно-печатные игры (парные картинки, лото, домино) отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей раннего возраста.

В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображениями на картинках. Разнообразны и умственные задачи, решаемые в настольно-печатных дидактических играх: закрепление знаний о предметах, их назначении, составление пар; дети учатся сравнивать два предмета, находить одинаковые предметы, составляют целое из частей.

На третьем году жизни словесные игры в «чистом» виде не проводятся, а организуются словесно-двигательные игры. Словесно-двигательные дидактические игры построены на словах и действиях играющих и имеют большое значение в речевом развитии детей. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится в самостоятельную сюжетную игру.

Дидактическая игра имеет определенную структуру и при составлении конспектов дидактических игр необходимо отразить в них основные структурные компоненты игры: дидактическую задачу(обучающую), игровую задачу, игровое действие и правила игры..



Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей с учетом уровня их психического развития. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть: развитие представлений об окружающем (животном и растительном мире, о предметах и игрушках, событиях общественной жизни); развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи). Дидактическая задача может быть связана с сенсорным развитием ребенка (научить детей различать и правильно называть цвета, различать геометрические формы, формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, по расположению в пространстве) и т.д.

Определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь ввиду, какие знания детей (о природе, окружающих предметах, социальных явлениях) должны закрепиться, усвоиться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны формироваться (сравнение, обобщение), какие качества личности ребенка можно развивать посредством данной игры (наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность, честность). Например, в дидактической игре «Магазин» дидактическую задачу можно сформулировать так: «Учить детей называть предметы, выделять их по цвету, форме, величине, отбирать указанный предмет среди других, задавать вопросы; познакомить с формами вежливого обращения: пожалуйста, спасибо»; в дидактической игре «Что это?» обучающая задача может звучать так: «Обогатить знания детей о предметах домашнего обихода (чайной посуде), объяснить назначения чашки и стакана, указать их отличительные признаки, формировать бережное отношение к ним» и т.д.

В дидактической игре обучающая задача осуществляется через игровую задачу , которая определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее. Игровые задачи могут быть самыми разнообразными. Так, в игре с пирамидкой игровая задача заключается в том, чтобы собрать ее так, чтобы ребро представляло собой ровную линию; при игре в лото – первому закрыть все клеточки большой карточки. Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнай, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет?», «Угадай по описанию», «Сложи картинку» и т.п. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача – развивать слуховое восприятие, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагается игровая задача: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы и отгадывать эти предметы по звуку. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий и стимулируется желание их выполнять

Основу дидактической игры составляют игровые действия . Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; положить красный шарик в красную коробочку; большому мишке дать большую чашку, маленькому – маленькую; подобрать кукле наряды; разобрать и собрать матрешку; отгадать по звукоподражанию, кто кричит; самому изобразить как кричит то или иное животное; узнать и назвать предмет и т. д. В играх детей раннего и младшего дошкольного возраста игровые действия простые. Ребенка младшего дошкольного возраста увлекает само игровое действие с предметами. Игровое действие стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

Игровые правила определяют, что и как надо делать в игре каждому ребенку, указывают пути достижения цели. Правила в игре разнообразны: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Например, в игре «Что изменилось?» игровое правило заключается в том, что отвечает только тот ребенок, кого назовет матрешка-мама, и отвечать надо громко; в игре «Чудесный мешочек» игровое правило – предмет из мешочка можно достать только после того, как правильно его назовешь и т. д. Правила носят обучающий, организующий и дисциплинирующий характер и чаще всего соединены между собой. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они направляют поведение и познавательную деятельность детей, устанавливают их последовательность, регулируют отношения между играющими.

Таким образом, в дидактической игре обязательно наличие и единство всех ее компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил, между которыми существует тесная взаимосвязь: игровой замысел определяет характер игровых действий, а игровые правила помогают решить игровую задачу. Ребенок в игре учится непреднамеренно.

Подвижные игры направлены на разностороннее развитие моторной сферы детей, способствуют овладению основами двигательной культуры, учат ориентироваться в пространстве, выполнять действие в соответствии с правилами и текстом игры, приучают детей реагировать на сигналы в движении. Использование подвижных игр обеспечивает необходимую организму физическую нагрузку и удовлетворяет потребность детей в движениях.

Организация и методика проведения игр с правилами осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ (см. источник № 1). При проведении игр важно, чтобы игра была занимательной для ребенка, цели осознаны воспитателем, а ребенок принимал игру. Никогда не следует принуждать детей к игре и наказывать в игре.

В группе «Малыши», согласно программе воспитания и обучения «Пралеска», могут быть проведены подвижные игры с ходьбой и бегом: «К куклам в гости», «Кто тише», «Догоню», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Лохматый пес» и др., игры с подпрыгиванием и прыжками: «Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч», «По ровненькой дорожке» и др., игры с подползанием и ползанием: «Воротца», «Обезьянки», «Доползти до погремушки», «Кролики», «Наседка и цыплята» и др., игры с бросанием и ловлей: «Мяч в кругу», «Лови мяч», «Сбей кеглю» и др., а также дидактические игры, уточняющие представления детей о предметах и их качествах: «Собирание цветных шариков», «Катание шариков», «Найди такой же и принеси», «Один и много» и др.; игры, уточняющие представления детей о природе и труде людей: «Кто или что это?, «Кто что делает?», «Кто найдет такую же» и др., а также дидактические игры с движением: «Я могу идти (бегать, прыгать) так, а ты?»

Дидактическая игра

“ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК”

Дидактическая задача. Учить детей узнавать предметы по характернымпризнакам; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровая задача. Узнать, что в мешочке, отгадать знакомый предмет на ощупь.

Игровые правила. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.

Игровые действия. Ощупать предмет в мешочке, назвать его и достать из мешочка.

Материал. Предметы и игрушки окружающей обстановки (кукла, машинка, посуда, муляжи овощей и фруктов и т.д.).

Ход игры. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям (чашка, ложка, огурец, помидор, пирамидка, матрешка). Посадив ребят полукругом, чтобы все предметы были видны детям, он проводит краткую беседу, в ходе которой уточняется название предмета (игрушки), их функциональное назначение, характерные признаки. Затем просит нескольких детей повторить название предмета, ответить, для чего он нужен.

Воспитатель говорит:

– Сейчас мы поиграем. Кого я вызову, тот должен отгадать, что я положу в мешочек. Никто никому не подсказывает

Вася, посмотри внимательно на все предметы, что лежат на столе.

Запомнил? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом

отгадаешь, что я положила. (Кладет предмет в мешочек). Вася, опусти руку в мешочек, ощупай предмет. Что там лежит? (машинка) Ты правильно назвал предмет. Это машинка. Доставай ее из мешочка. А теперь Вася выбери того, кто подойдет ко мне и тоже узнает, какую игрушку я положила в мешочек. (Ребенок может выбирать не только следующего игрока, но и игрушку, которую положит в мешочек).

Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут названы.

В порядке усложнения этой игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек, которые с детьми заранее не рассматривались. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребенок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку (предмет).

Дидактическая игра

«ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ»

Дидактическая задача: Закрепить умение детей одевать куклу по погоде, правильно называть предметы одежды, одевать их в определенной последовательности. Воспитывать заботу о кукле.

Игровая задача. Одеть куклу на прогулку.

Игровые действия. Одевание куклы.

Игровые правила. Выбрать необходимую одежду, правильно называть ее, одевать куклу в определенной последовательности. Брать только по одному предмету одежды.

Материал. Кукла, одежда для куклы, зонтик.

Ход игры. Говорю детям, что кукла Катя уже выздоровела и ей нужно погулять. Но одеть на прогулку куклу нужно так, чтобы она вновь не простудилась /т.е. соответственно погоде/.

Предлагаю детям поочередно выбрать из одежды необходимую, уточняю название предметов одежды и последовательность одевания.

Если на улице пасмурно, то спрашиваю: – Что еще нужно взять кукле на прогулку? /зонт/.

После того, как кукла готова идти на улицу, дети тоже одеваются. Кукла Катя «напоминает» последовательность одевания, «уточняет» у некоторых детей название предметов одежды.

Литература

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.

2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детских садов / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1984.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1978.

4. Фролова А.Н. Умственное воспитание детей раннего возраста. – Киев, 1989.

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных ли-тературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом .

Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания.

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы:

1. Дидакти-ческие подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолъно-печатные, словесные)

2. Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж-ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа-та, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей. А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде пра-вил. В играх с правилами ребенок учится управлять сво-им поведением, это и определяет их воспитательное значение.

Игры с правилами дают возможность каждому участни-ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается са-мостоятельно оценить свои действия и действия других иг-рающих. Таким образом, игры с правилами бла-гоприятны для развития у дошкольников способности к вза-имооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си-туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани-ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождает стремление к самосовершенство-ванию.


Сюжетно-ролевая игра как разновидность творческих игр. Современные подходы к организации и руководству сюжетно-ролевыми играми .

Основой сюжетно-ролевой игры явля-ется мнимая или воображаемая ситуация, которая заклю-чается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскры-вать роли, где развернут игру, и т. п.

Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяет-ся наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка спо-собности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка прини-мает характер перевоплощения.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

1. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бы-товые (игры в семью, детский сад), производствен-ные , отражающие профессиональный труд людей, обще-ственные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу).

3. Роль - средство реализа-ции сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном игре персонаже.

Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляет-ся в двух направлениях:

Формирование игры как деятельности: предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Приемы руководства условно можно разделить на традиционные и новые, исследованные в последние годы;

Использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

Сущность режиссерских игр .

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников.

Особенностью режиссерской игры является то, что парт-неры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предме-ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Есте-ственно, что такое игровое общение для маленького ребен-ка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, ис-кать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замыс-ла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Ребенок учится распоряжаться своими силами.

Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное зна-чение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев ре-жиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная дея-тельность и остаются такими в раннем и младшем дошколь-ном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдают-ся и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте воз-никают совместные режиссерские игры. Объединяются дети обычно по 2-3 человека. Дети вместе при-думывают сюжет, подбирают необходимые иг-рушки, предметы, исполняют роли. В совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, ре-жиссерские игры создают предпосылки для возник-новения сюжетно-ролевой игры.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному ру-ководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игро-вого материала, внесением новой игрушки, которая отве-чает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесо-образно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Подбор игрового материла для режиссерских игр - необхо-димое условие для их развития.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, заме-чаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к поста-новке проблемного задания, наводящего вопроса. Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

Характеристика театрализованных игр .

Театрализованные игры представляют собой разыгры-вание в лицах литературных произведений (сказки, расска-зы, специально написанные инсценировки). Герои литера-турных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фан-тазией, - сюжетом игры . Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности , которая проявляется в способности к эс-тетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, осо-бенности речевых оборотов.

От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.

Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики), инициативы, са-мостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа:

1. Освоение литературного текста, который будет драматизировать-ся;

2. Этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о пер-сонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

3. Сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

В конце концов, претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам.

Эта игра даёт ребёнку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами -- это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа -- между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества -- между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребёнку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Это очень важно. Например, ребенок играет в «колдунчики». Он убегает от «колдуна» и, кроме этого, может «рассалить», «оживить» уже заколдованного. Сделать это малышу бывает страшно: его ведь могут заколдовать. Но если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он расколдует своего товарища, то тот потом сможет расколдовать его самого. Умение посмотреть на ситуацию со стороны непосредственно связано с самым важным компонентом воображения -- особой внутренней позицией. Ведь именно эта позиция и даёт ребёнку возможность вносить смысл в ситуацию, делать плохое хорошим, страшное смешным.

Таким образом, игра с правилами, наряду с рассмотренными нами режиссерской, образно-ролевой и сюжетно-ролевой играми, -- необходимое условие развития воображения в дошкольном возрасте.

Игры с правилами принято делить на дидактические и подвижные.

Подвижные игры особенно важны в настоящее время, когда все дети «заболевают» видеоиграми, компьютерными играми, настольными играми. О вреде сидячего образа жизни написано немало, но ведь важно еще и то, что именно подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, опять же развивать воображение, способность стремиться, сотрудничать.

В основе таких игр лежат различные движения: ходьба, бег, прыганье, скачки, лазание, метание и т.д.

Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть четными, дисциплинированными. Развивается внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности.

Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты. Здесь проявляются лидерские качества отдельных детей, отстающим вся команда стремится помочь, чтобы добиться победы. Для взрослого же это отличная возможность наблюдать за уровнем взаимодействия и выделять некоторые тревожные знаки.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста интереснее всего играть в сюжетные подвижные игры, старшим же нравятся такие игры, где они могут проявить смелость, находчивость и т.п.

В последнее время появилась тенденция к замене подвижных игр спортивными занятиями. В какой-то мере это нормально, если учитывать рост уровня физической культуры населения. Однако игра должна оставаться игрой - увлекательным разнообразным занятием. А спорт подразумевает однообразные оттачивания определённых навыков и движений. Спорт стал престижнее игры. А между тем подвижная игра отражает педагогический талант целого народа, и в ней заложено много смысла. Предположим, у нас есть мальчик, талантливо играющий в футбол в роли нападающего. Он уже вряд ли станет вратарем или защитником. Таким образом, появляется однобокость, негибкость развития. Лапта или вышибалы - это одни из любимых игр, но футбол в данном случае становится единственной.

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Первые строятся на основе автодидактизма и самоорганизации детей. Вторые организуются и проводятся взрослыми и без их участия не существуют.

Для дидактической игры, как и для другой любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла. Игровые задачи могут быть самые разные. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершенно других действий. Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры - обучать и развивать ребёнка через игровой замысел, действия и правила - автодидактизм.

Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество игр, направленных на систематизацию знаний.

В процессе дидактической игры совершенствуются познавательные процессы ребёнка. В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей: развивается восприятие цвета, величины, формы предмета. В некоторых словесных играх совершенствуются операции мышления: сравнение, обобщение, классификация. В целом ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует длительной концентрации внимания, имеются специальные игры, развивающие внимание.

В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания.

Дидактическая игра - это средство всестороннего развития ребёнка. Причем, учитывая, что игра - это всегда увлекательное занятие, она вызывает непроизвольное внимание, что существенно облегчает восприятие новых навыков и не перегружает ребёнка. Выходит, вместо того, чтобы заставлять ребёнка заниматься неинтересной ему деятельностью, можно попытаться представить эту деятельность в виде увлекательной игры.

Следует отметить, что сложность игры должна возрастать по мере взросления детей. Как только ребенок осваивает данный вариант игры, нужно показать ему новый вариант, усложнить задачу. Сами дошкольники не способны использовать все возможности игрушек.

Наконец, обозначим основные типы дидактических игр.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относят: конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки и т.п. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций. Простейший пример - складные картинки из кубиков или разрезанных кусочков картона, парные картинки - найти одинаковые картинки, различия на почти одинаковых картинках.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Отметим также, что в игры по правилам иногда включают музыкальные игры. Такие игры развивают музыкальный слух, чувство ритма и т.д.

Игра по правилам зачастую носит соревновательный характер, что отличает ее от сюжетно-ролевой. Здесь появляются проигравшие и победители. Но грамотно поставленная игра способна помочь даже самым робким принять участие во всеобщем занятии.

Статьи по теме: