Развивающие кубики играть. Эмоциональное и речевое развитие. Почему игры с кубиками полезны

Наталья Черникова

Используя пластмассовые цветные кубики, можно придумать много игр и игровых упражнений и использовать в работе с детьми.

Игры можно включать в занятия, проводить на прогулке, в вечернее время, а также использовать в индивидуальной работе с детьми.

«Где, чей домик»

Задачи: развивать умение ориентироваться в пространстве, различать и правильно называть цвет кубиков, действовать в соответствии с сигналом воспитателя.

Для игры понадобятся обручи разных цветов. У каждого ребёнка в руках кубик тех же цветов, что и обручи. Под музыку дети двигаются друг за другом вокруг обручей. Когда музыка заканчивается, дети должны занять место внутри обруча в соответствии с цветом кубика.


«Змейка»

Задачи: развивать координацию движений

Заранее надо разложить кубики по кругу или в линию, на расстоянии шага друг от друга. Вместе с детьми змейкой обойти каждый из них сначала медленно - шагом, затем, используя лёгкий бег. Можно предложить проползти этот путь, опираясь на ладони и колени.

«Пройди, не урони»

Задачи: развивать ловкость, координацию движений

Каждый ребёнок держит в руке кубик, воспитатель ставит на этот кубик ещё один. И предлагает детям пройти по комнате, не уронив кубик. Придерживать второй кубик второй рукой нельзя.

Дети, у которых кубик упал, выбывают из игры. Воспитатель усложняет задание, и ставит сверху детям, которые остались в игре, ещё один кубик. Игра продолжается.

Самых ловких детей воспитатель хвалит.

Можно разнообразить задание и предложить удержать и пронести кубики, сначала два, а затем три, расположенные горизонтально.

«Угадай на ощупь»

Задачи: развивать тактильные ощущения

В мешочек положить кубики, шарики и предложить детям на ощупь найти и достать кубики.

Заглядывать в мешочек нельзя!

«Доставка товара»

Задачи: формировать умение различать, называть цвет кубиков.

Кубики жёлтого, синего, зелёного и красного цвета лежат на полу. У каждого игрока в руках грузовая машина. Воспитатель-ведущий. Он показывает детям флажок того же цвета, что и кубики и даёт сигнал для каждого водителя. Водители загружают кубики в соответствии с цветом флажка и везут в назначенное место. Воспитатель принимает груз.

Можно при отправке груза водителю дать карточку с определённым цветом. Когда груз будет доставлен, водитель отдаёт карточку воспитателю и называет цвет кубиков. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

«Найди кубики»

Задачи: развивать умение различать, правильно называть кубики по цвету, ориентироваться в пространстве.

Заранее разложить по комнате кубики так, чтобы они были чуть-чуть видны. Задание для детей - собрать сначала все синие кубики, затем все жёлтые и т. д.

Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется на поиски кубиков определённого цвета.

Все вместе проверяют, правильно ли выполнено задание.

Публикации по теме:

Доклад на районный семинар «Развивающие игры Воскобовича в системе работы детского сада» «Увлекательные лабиринты игры». Развитие интеллектуальных.

Конспект НОД во второй младшей группе «Поможем щенку найти маму. Игры с кубиками Никитина» Конспект НОД во 2 младшей группе на тему: «Поможем щенку найти маму» (Игры с кубиками Никитина) Подготовили и провела: воспитатель первой.

Презентация «Развивающие игры» Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра, и задача взрослых - сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя.

Видеоотчет о проекте «Развивающие игры» Здавствуйте меня зовут Мельник Татьяна Александровна Я работаю в детском саду города Самара вот уже 6 лет Мне хочется вас познакомить с.

Сегодня столько говорят о пользе сенсорных игр и необходимости занятий с сыпучими веществами для развития мелкой моторики и речи, что повторяться.

Развивающие игры с детьми Игры на развитие воображения дошкольников Игра «Несуществующее животное» Цель: развивать творческое воображение детей. Ход игры: Если существование.

К двум годам словарный запас ребенка уже составляет 200-400 слов, к концу третьего года - 800-1300 слов. Ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы «почему?» и «как?».

Шаг за шагом малыш усваивает новые слова и их грамматические формы, а помощь родителей может быть очень эффективной, если они используют любую возможность, чтобы в доступной форме рассказать ребенку об окружающем его мире. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Ребенок узнает знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни.

Для развития этого умения можно поиграть с ребёнком в … кубики! Но не простые, а практически волшебные. Кубики, которые сами объявляют на весь мир главную цель ребёнка «Я буду говорить!». На их гранях нарисованы не привычные и обычные буквы, а слова, рисунки продуктов с разным вкусом, предметы, прямоугольники. Некоторые грани просто раскрашены в разные цвета. Цвет, форма, размер, вкус - все эти понятия можно изучить, играя с кубиками, и не просто изучить, а научить ребёнка различать понятия, говорить о них, связывать воедино разные оценочные категории.

Почему кубики носят такое жизнеутверждающее название? Потому что они действительно могут поспособствовать важнейшему умению в жизни человека - вербальной коммуникации. Просто играя с ребёнком в кубики, вы сможете научить его говорить. Хотя эти кубики не так просты, как казалось бы. На их основе разработано целых восемь игр! Самые маленькие могут строить башни, гаражи, стены, повторяя за взрослым названия предметов, нарисованных на гранях кубиков: «Это зонт, а вот мяч».

Когда будет накоплен минимальный словарь для более сложных игр, можно предложить ребёнку знакомство с сенсорными эталонами. Для этой игры выберем кубики с разноцветными гранями и предметными цветными картинками. В этой игре сравним цвета кубика и предметов, и найдём одинаковые.

Следующий этап развития - игра номер три. Цветные картинки заменим на чёрно-белые. Пусть ребёнок вспомнит и ответит, какого цвета предметы? Взрослый показывает цветную сторону кубика, а ребёнок выбирает предметы, и формулирует фразу, например: «Красный дом, красный мяч».

Для следующей игры возьмём кубик с цифрами и кубик с предметами (ягода, груша, малина, кот, кукла, стул). Кубики поворачиваются, каждый раз перед ребёнком возникают новые грани с очередным предметом и следующей цифрой. Используя кубик с цифрами, можно добавлять любые из сторон кубиков, составляя словосочетания: один круг, семь стульев.

Игра с такими волшебными кубиками развивает мышление - логическое, абстрактное. Например, если взять кубик с геометрическими фигурами и кубик с предметами (конфета, торт, камень, дверь, подушка), то можно найти к каждой фигуре соответствующий по форме предмет: овальная конфета, круглая конфета и т. д. Можно найти все предметы одинаковой формы, и построить из этих кубиков башню.

Как же использовать в игре кубики с прямоугольниками на гранях? Эти прямоугольники - не что иное, как обозначения понятий: низкий - высокий, узкий - широкий, маленький - большой. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. Переворачиваем кубик и получаем новое понятие. Соединяя их с предметными гранями кубиков, можем изменять размеры, например, дома: низкий дом; переворачиваем кубик - и сразу получаем высокий дом. Можно поговорить о том, какими разными бывают дома, переворачивая волшебный кубик с прямоугольниками, вспоминая примеры зданий, которые вы видели недавно на прогулке. А после игры в кубики можно закрепить изученный материал, нарисовав эти дома разной этажности.

С помощью кубиков, на которых нарисованы картинки и сенсорные эталоны (цвет, форма, размер, вкус) ребёнок может составить длинное предложение, характеризующее какой-либо предмет. «Это арбуз. Расскажи, какой он?»,-показывая картинку сладкой ягоды, просит взрослый. Ребёнок, выбирая соответствующие грани кубика, характеризует предмет: «Арбуз большой, круглый».

Если ребёнок уже умеет читать, но пока ещё имеет ограниченность в понимании речи или низкую речевую активность, можно использовать для игры кубик с напечатанными словами. Используя его в каждой игре, мы формируем умение составлять более пространственные конструкции: «Это красный мяч», «Там большой дом» и т. п.

Всего двенадцать небольших ламинированных кубиков в коробке из плотного картона, а сколько радости, развлечения и, главное, обучения они могут дать, если попадут в руки к умному, понимающему и заботливому взрослому и заинтересованному ребёнку! Для того, чтобы мама, папа, воспитатель, учитель или специалист-логопед смогли методически правильно организовать игру (а ведь только в этом случае игра принесёт пользу), в коробку с кубиками вложены правила, где описано восемь (!) игр с этими воистину волшебными кубиками. А ведь вы можете придумать и свои варианты!

Удовольствие от игры - это не единственная награда тем, кто понимает, как важно развивать ребёнка, играя с ним. Главный приз - воплощение в настоящем времени названия игры «Я буду говорить» - «Я говорю», «Мы говорим!», - воскликнете вы вместе с ребёнком, и это будет настоящая победа для всех.

Кубики! Символ детства. Башню из кубиков строил Карлсон, а сверху на его башне лежала трогательная фрикаделька. Кубики - повод для знакомства - она сидит и строит, а я как подойду, к-а-а-к всё разломаю! Вот и познакомились... Детские кубики - предтеча будущих взрослых архитектурных и не очень сооружений. Сколько городов было построено из этого удобного строительного материала! Ну и пусть, что они почти сразу же перестраиваются во что-нибудь новенькое. Облик многих настоящих городов тоже далёк от первоначального, а Карфаген так и вообще разрушили навсегда.

Кубики - пропуск в мир большой литературы. Многие из нас научились читать именно благодаря кубикам, где каждой картинке соответствовала своя буква. Они ещё такие деревянные были.

А кстати, почему до сих пор нигде в мире нет памятника обычным детским кубикам? Кубику Рубика есть, и кубику сахара-рафинада, да и то не в России - в Гомеле (Беларусь) и в Дацине (Чехия). Маленькие и побольше, из дерева, картонные или пластмассовые, детские кубики положили себя на алтарь развития стольких детей, что уже пора увековечить их в каком-нибудь достойном материале, более прочном, чем они сами. Ведь не зря в них, и в другие не менее уважаемые игры, которые учат нас говорить хорошо и правильно, играем мы уже не одно десятилетие!

Надо только помнить несколько основных правил игровых занятий :

Они должны быть интересными и приносить радость.
Нельзя заставлять ребенка что-то делать, если он не может или не хочет.
Занятия по развития речи должны опираться на конкретные впечатления ребёнка.
Занятия должны быть очень короткими. Лучше повторять их в разное время, чтобы они стали для ребёнка привычной и долгожданной приятной деятельностью.

Уважаемые взрослые! Не жалейте усилий! Время, вложенное вами в детей, не пропадёт зря, ведь и эти силы, и это время - инвестиции в наше общее будущее. Ясно излагающий человек сможет донести до общества все свои мысли, и как знать, возможно сделать его, наше общество лучше. А мы будем горды тем, что говорить и мыслить правильно научили его мы.

С детскими кубиками так интересно играть и учиться, ведь все они разные! Однако важно не переусердствовать и выбрать для ребенка кубики в соответствии с его возрастом.

Детские кубики: от 0 до 3 месяцев

Ребенок еще совсем маленький и только начинает знакомиться с окружающим миром. В перерывах между сном и кормлением малыш учится наблюдать и слушать, запоминать и узнавать увиденное и услышанное. Первые детские игрушки , среди которых есть и кубики с маркировкой «0+», как раз и способствуют развитию таких навыков. Конечно же, в этой возрастной категории речь не идет о кубиках как о строительном материале. Для ребенка они сейчас – интересный объект для рассматривания и забавная погремушка «в одном лице». Производители это учитывают, поэтому самым маленьким они предлагают мягконабивные текстильные кубики, грани которых сшиты из тканей ярких цветов: красного, желтого, синего, зеленого. Для развития у младенца зрительного восприятия и сосредоточения в расцветку кубиков включаются контрастные по цвету рисунки, аппликации, нашивки. В том числе есть кубики и в черно-белом формате – на их гранях малыши найдут четкие и простые линии геометрических узоров, полосы, шахматные клетки, круги, точки, спирали и т. п.

Играем в кубики

Понятно, что для игры в кубики с большим набором ребенок еще не дорос. Пока ему будет вполне достаточно одного или пары кубиков, поэтому для самых маленьких они и продаются либо поштучно, либо в мини-комплектах по 2–3 штуки в каждом. Держа ребенка на руках, мама показывает ему кубик, поворачивая его то одной, то другой стороной к ребенку. В этом плане у кубиков есть преимущество перед другими игрушками: все шесть сторон младенческого кубика совершенно разные по цвету и оформлению, поэтому малыш каждую грань воспринимает как новую игрушку и интерес к ней долго не угасает. Нередко такие кубики имеют подвесы на липучке, карабине или просто в виде петли – игрушку можно прикрепить к стенке кроватки, перекладине турничка или к коляске. Размещенный в поле зрения малыша, яркий и цветной кубик будет всегда с ним рядом, ненавязчиво привлекая к себе взгляд ребенка.

Озвученные кубики участвуют в играх на развитие слухового восприятия. Так, внутри мягких кубиков, как правило, вшита погремушка или бубенчик: при встряхивании кубик гремит или звенит. Конечно же, на первых порах трясти кубик-погремушку будет мама, демонстрируя своему малышу звуковые возможности игрушки. Обычно к трем месяцам младенцы уже способны локализировать источник звука: услышав погремушку, кроха начнет искать ее глазами и повернет головку в сторону кубика.

Выкладывая кроху на животик, поставьте неподалеку перед ним кубик или башенку из двух кубиков. Малыш будет пытаться поднять головку, чтобы лучше рассмотреть интересную игрушку: такая игра тренирует мышцы спины и шеи, день ото дня кроха будет держать головку лучше, прямее и дольше.

Детские кубики: 4 - 6 месяцев

Наступает период первых самостоятельных манипуляций с детскими игрушками . Малыш с маминой помощью учится управлять своими ручками, и текстильные кубики станут хорошим подспорьем в этом новом для крохи начинании. Кубики мягкие и легкие, поэтому их удобно брать, сжимать и удерживать всей пятерней: для захвата ладонью оптимален кубик с ребром 5–8 см. Тряся и размахивая тряпичным кубиком, ребенок случайно не ударит и не поранит себя, ведь у кубика нет острых углов и ребер. Зато теперь он сам сможет заставить звучать свой любимый кубик. Причем кубики-погремушки при встряхивании гремят или мелодично звенят, а кубики-шуршалки можно сжимать, мять и тискать: в ответ малыш услышит совсем другой звук – хруст и шуршание наполнителя. А еще малышам нравится звук открываемых застежек-липучек – на липучке к текстильному кубику может пристегиваться игрушечная бабочка или цветочек, открываться тряпичная дверца и т. д. Кроха в восторге: оказывается, мир звуков такой разнообразный!

Мягкие кубики удивляют и забавляют кроху не только яркими визуальными образами и звуками – они способствуют развитию у ребенка тактильной чувствительности . Кубики шьются из разных по фактуре тканей – либо в одном кубике собраны сразу несколько видов материалов, либо в набор включены разные кубики, отличающиеся друг от друга на ощупь. Касаясь и ощупывая кубик, ребенок знакомится с разнообразными тактильными ощущениями : сатин гладкий и шелковистый, а вельвет, наоборот, ребристый, в рубчик; флис шершавый, а махра, велюр и плюш мягкие и бархатистые. Изучение предметов с помощью осязания обогащает первые представления ребенка об окружающем мире и способствует развитию его интеллекта.

Играем в кубики

По-прежнему не стоит предлагать малышу много кубиков сразу: они будут только рассеивать его внимание. Пока достаточно одного кубика – мама вкладывает его в детскую ладошку, показывает, как нужно его держать и трясти, чтобы получился звук. Когда у карапуза начнет хорошо получаться брать кубик в руку, можно положить перед ним еще пару штук. Пусть кроха попробует выбрать понравившийся кубик и взять его одной или двумя руками. Такие игры развивают скоординированность системы «глаз–рука», учат первым целенаправленным действиям, активно включают в работу пальчики и кисти рук, делая их все более управляемыми и ловкими.

Ближе к полугоду ребенку можно предложить резиновые кубики . Так же как и текстильные, они легкие и мягкие, не имеют острых граней и углов, их можно сжимать в руке. Резиновые кубики составят хорошую компанию малышу во время купания, ведь они хорошо плавают, не тонут, а некоторые из них даже брызгают водой. Кубики яркие, красочные, поэтому привлекают внимание ребенка. Благодаря тому, что делаются они из цветной резины, а не окрашиваются снаружи, кубики не облезут и не потеряют внешний вид от частого мытья. Ощупывая крупные выпуклые рисунки на сторонах резиновых кубиков, малыш развивает моторику рук и тактильное восприятие.

Детские кубики: от 6 месяцев

В начале второго полугодия ребенок уже умеет сидеть, поэтому играть с кубиками ему становится намного удобнее – сидя в кроватке, расположившись на полу или в высоком стульчике за столиком. Когда все кубики на виду, малыш берет то один, то другой, кидает на пол, с восторженным интересом наблюдая за их падением.

Раз за разом у ребенка закрепляются навыки хватательных движений: он уже не просто держит и трясет кубик, а перекладывает его из руки в руку, вертит в руках, стараясь рассмотреть картинки и игровые элементы на всех сторонах кубика. Малыш пробует взять и удержать одновременно два кубика в двух руках, он стучит ими друг о друга и по столу. В этот период мягкие и резиновые кубики по-прежнему актуальны: ими безопасно кидаться, они падают на пол, не создавая шума.

В обиходе ребенка постепенно появляются и пластиковые кубики. Правда, пока малышу еще рановато играть с кубиками из полистирола: они твердые, несминаемые, с четко выраженными краями и углами, и бумажными наклейками-рисунками на сторонах. Как показывает практика, бумажные картинки будут нещадно погрызены, а острым уголком карапуз может пораниться.

Поэтому лучше отдать предпочтение кубикам из мягкой пластмассы – полиэтилена. Это легкие гладкие кубики, окрашенные в разные цвета, полые внутри, с безопасно скошенными или скругленными ребрами и уголками. Если малыш случайно упадет или сядет на такой кубик, то тот сомнется под весом ребенка, не причинив ему вреда, после чего вновь примет первоначальную форму.

ВНИМАНИЕ! Прежде чем дать малышу такой кубик, нужно внимательно его осмотреть и ощупать: на некоторых кубиках встречается облой – пластмассовый твердый заусенец, оставшийся после отливки игрушки. Чтобы кроха не поцарапался и кубик был более устойчивым, облой нужно срезать и зашлифовать.

Пластмассовые развивающие кубики-погремушки также будут актуальны. На гранях таких кубиков собрано множество игровых элементов и сюрпризов: зеркальце, телефонный диск, вращающийся роллер, счеты, открывающиеся и сдвигающиеся дверцы, фигурные отверстия с вкладышами, музыкальные кнопки и т. п. В кубиках с прозрачными гранями ребенок видит разнообразную «начинку» – игрушечных зверей, разноформатные шарики. Малышам очень нравятся игрушки, в которых можно проявить свои умения, что-то пощупать, потеребить, понажимать, покрутить, вытянуть, передвинуть, отыскать секретики, под сопровождение различных звуков и мелодий. Многофункциональные развивающие кубики как раз и удовлетворят этот детский интерес.

Играем в кубики

Ближе к 9 месяцам кубики начинают использоваться не только в качестве отдельной забавной игрушки , но и как строительный материал. Правда, строить пока будет мама, показывая ребенку, как это делается и какие получаются постройки. А малыш под веселое «бах!» пусть ломает построенную мамой башню или домик. Для строительства подойдут не только пластиковые, но и текстильные, и резиновые кубики, если на их гранях нет выступающих элементов.

В постройках принимают участие как средние по размеру кубики с ребром 5–7?см, так и кубики покрупнее – с ребром до 9–10?см. Оптимальное количество кубиков – 6 штук, причем в строительных наборах помимо кубиков могут встречаться и другие элементы: треугольные призмы-крыши, арки, кирпичики, конусы. Это расширяет игровые возможности кубиков.

Детские кубики: 10–12 месяцев

Малыш подрос, стал более ловким и умелым. Теперь он пробует взять и удержать в одной руке сразу два кубика, он умеет не только ломать мамины постройки (хотя это по-прежнему одно из его любимых занятий), но и делать свои собственные. Сначала это будет дорожка или поезд из нескольких поставленных рядом друг с другом кубиков. Ближе к 1 году ребенок пробует себя в строительстве башен. Конечно, первые башни будут невысокими – из 2–3 кубиков, но и такая постройка уже большое событие для карапуза. Ведь только с точки зрения взрослого ставить кубик один на другой проще простого. А ребенку надо еще сообразить, как это сделать, как выровнять башню, чтобы верхний кубик не упал и постройка не развалилась.

Задача родителей – помочь маленькому строителю, чтобы он видел готовый результат своих действий и не потерял интерес к кубикам. А для этого в первую очередь предложите ему «правильные» кубики для строительства. Обязательное условие – отсутствие выступающих частей, кубики должны устойчиво стоять на столе и друг на друге. Если это текстильные кубики, то у них должна быть достаточно плотная набивка, хорошо сохраняющая форму. Правилам строительства вполне соответствуют пластмассовые строительные кубики, а также деревянные.

ВНИМАНИЕ! Края и уголки кубиков для строительства могут быть достаточно острыми, поэтому, пока малыш только учится строить, ему лучше играть только под присмотром взрослого.

Деревянные кубики – классика игрушечного жанра. Четкая форма, приятный аромат, различные размеры и цветовое исполнение кубиков делают их популярными и у детей, и у родителей, которые в свое время выросли на таких игрушках. Деревянные кубики предлагаются малышам как в окрашенном виде, так и неокрашенными – в натуральном цвете, с хорошо просматриваемой структурой дерева. Цветные кубики должны быть качественно прокрашены, иначе краска может облезть под натиском детских зубов или сколоться при падении кубика. Рисунки, нанесенные на грани методом выжигания, не сгрызешь и не испортишь – такие кубики долго выглядят как новые. Важно, чтобы деревянные кубики были тщательно отшлифованы – неровности, зазубрины и трещины не допускаются.

Играем в кубики

Чтобы малышу было легче освоить азы башнестроения, производители предусмотрели в кубиках ряд подсказок.

Мал мала меньше . Набор из 2–3 кубиков разного размера: малыш видит, что, ставя меньший кубик на больший, башню строить гораздо легче, а если поставить больший кубик на меньший, то башня падает.

Рисунки-подсказки . Специально подобранные картинки на кубиках включают в работу логику ребенка, подсказывая ему правильное решение. Например, на большом кубике нарисован большой зверь: лось, слон или кит, а на маленьком – маленький зайчик, обезьяна или рыбка. Пусть большой слон покатает обезьянку, для чего «посадим» ее слону «на спину» (ставим кубик один на другой).

В серии кубиков «Чей детеныш? » на больших кубиках изображены звери-родители, а на маленьких – их дети. Малыш ставит цыпленка на курочку с петухом, а теленка – на корову с быком. Так в веселой игре кроха незаметно для себя знакомится с различными животными и получает наглядный результат своих стараний – башню!

В надежной сцепке . Кубики с магнитиком внутри легко примагничиваются друг к другу, а мягконабивные кубики с липучками – прилипают. Кубики-конструктор – соединяются между собой с помощью пазов и выемок, по типу блоков конструктора. С одной стороны это удобно: башня не разваливается, постройка получается надежной. Но с другой стороны, ребенку еще трудно сообразить, что кубики соединятся, только если их состыковать грань в грань. Пока гораздо проще, когда кубик кладется один на другой произвольной стороной.

Хранение игрушек

Чтобы кубики не терялись, не портились, не мешали под ногами и не создавали дома беспорядок, найдите специальное место для их хранения – например, на полке или в отдельном контейнере для игрушек . Многие кубики продаются в упаковке – в пластиковой сумочке, картонной коробке, в деревянном сундучке и даже загруженные в игрушечный грузовик или тележку-каталку – это удобно. Главное, чтобы кубики оставались в свободном доступе для ребенка: сумочка легко расстегивается, коробка открывается и т. п.

Когда кубики в своем хранилище располагаются свободно и в произвольном порядке, на уборку будет уходить меньше времени. Однако зачастую, чтобы убрать кубики в коробку, в сумку или в кузов машинки, нужно сложить все блоки (цилиндры, арки, крыши) в строго определенном порядке, иначе они просто не поместятся. С одной стороны, это само по себе логическое задание, с другой – и маме, и ребенку придется подолгу собирать и упаковывать кубики после каждой игры.

Дело пойдет быстрее и веселее, если совмещать приятное с полезным. Собирая кубики, попросите малыша помочь, пусть он в процессе уборки сортирует кубики – приносит только большие или только зеленые и т. д.

Если интерес к кубикам начал пропадать, стоит убрать их на время из поля зрения крохи. Через некоторое время он соскучится по ним и вновь с удовольствием будет в них играть.

Несомненно, кубики – это умная игрушка, и практически в каждом доме она рано или поздно появляется, чтобы порадовать малыша и научить его чему-то новому.

Возможно, вам будут интересны статьи

Считается, что первые кубики для детей появились в продаже во второй половине 19 века. Но сколько столетий дети строят башенки и домики из кусочков спиленного дерева, сложно подсчитать. Кубики «развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление и воображение.» (psytoys.ru)

Сейчас они часто уступают место в детской различным конструкторам, типа «Лего». Однако, у кубиков есть целый ряд преимуществ:

Они не сцепляются между собой и требуют от ручек ребенка большей ловкости и аккуратности.

– по этой же причине они дают больше представлений о физических понятиях – равновесии, силе притяжения, весе, форме. Да-да, простые кубики.

– они не навязывают ребенку готовых решений, дают ему максимальную возможность создавать самому, а не «потреблять».

Существуют наборы кубиков из неокрашенного дерева и неправильной формы. А игра и экспериментирование с простыми природными материалами, которые на вес и на ощупь такие же, как и на вид (в отличие от пластмассовых, которые могут изображать что-то, на самом деле этим не являясь – например, каменные стены замка), очень важны для гармоничного развития ребенка и формирования правильного представления о мире.

С хорошими кубиками ребенок может играть c раннего возраста до школы (и дальше, знаем из своего родительского опыта). «Первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), позже они становятся материалом для конструирования, а с развитием режиссерской игры, кубики зачастую превращаются в предметы-заместители или строительный материал для сюжетных игр» (psytoys.ru).

Какие выбрать кубики

Конечно, кубиков сейчас великое множество – пластиковые и тряпичные, звенящие, обклеенные зеркальцами и аппликациями, с буквами и пазлами. Несомненно, можно извлечь определенную пользу из этого пестрого многообразия, но мы считаем, что у маленького ребенка обязательно должны быть простые деревянные неокрашенные кубики.

Почему деревянные

«Предметы, окружающие маленького ребенка, должны быть понятными и простыми». (К. Нойштюц «Кукла своими руками»)

Кубик выглядит достаточно тяжелым. И, если он не пластиковый и полый внутри, а деревянный, то, когда ребенок берет его в руку, он чувствует его вес. На ощупь он такой же, как и на вид, он не обманывает ребенка.

Ребенку интересно и важно знать, как сделаны игрушки. Вы можете просто объяснить ребенку, как изготовили такие кубики, показать дерево, деревянные заготовки, столярные инструменты.

Почему неокрашенные

«Все мы хоть раз в жизни лежали, глядя на пятно на обоях и воображая Бог весть что или обнаруживая в прожилках древесины черты лица либо формы животных.» (К. Нойштюц «Кукла своими руками»)

У дерева уникальная фактура, у каждой породы своя. Внешний вид и ощущение фактуры настоящего дерево обогащают опыт ребенка, давая пищу воображению.

Выбирая малышу кубики, обратите внимание на (так называемые вальдорфские). Вот цитата из книги К.Нойштюц, которая живо описывает игру ребенка с такими кубиками: «А теперь понаблюдаем за Малышкой, когда она “строит” из столярных обрезков. Кусочки дерева не похожи один на другой, и прежде чем использовать их для постройки стены, нужно каждый взвесить на ладони, рассмотреть, свести вместе то, что говорят глаз и рука, и на уровне подсознания вынести решение, куда положить этот кусочек, чтобы он не потерял равновесия и не упал. Затем Анна должна осторожно положить его на выбранное место и удостовериться, что он не соскользнет. Разные по величине и форме обрезки дерева обогатят опыт Анны много больше, чем детали “Лего”. Деревяшки можно и видоизменить: покрасить, соединить гвоздями, - а если они наскучат, то и просто сжечь!» (К. Нойштюц «Кукла своими руками»)

Участие взрослого крайне важно для развития детской игры, особенно сейчас, когда малыши раннего возраста часто лишены общества детей постарше. «Дети копируют нас, потому что любят, потому что хотят на нас походить» (К. Нойштюц)

Подарить малышу первые кубики имеет смысл, когда ему уже исполнилось 9 месяцев или даже 1 год . Начинать игру с кубиками хорошо с пряток… Кубики можно спрятать под платочек или в мешок из ткани и слегка их потрясти. Звук привлечет внимание малыша и вызовет его любопытство. Дайте ему возможность самому обнаружить источник и хорошенько изучить новую игрушку. Когда интерес начнет иссякать, покажите ему, как построить башенку из кубиков, и дайте возможность разрушить ее. Эта игра, наверняка, надолго станет любимой.

С 1,5 лет из кубиков (для начала будет достаточно 6 штук) можно строить не только башенку, но и домики с окошками: поставьте два кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а сверху накройте третьим. Если у малыша получается, то попробуйте строить домик из большего количества кубиков. Из плоских «кирпичиков» можно выкладывать дорожку, или строить заборчик. Покажите малышу, как можно использовать готовые постройки – по дороге может проехать паровоз, а в окошко выглядывать и махать лапой любимая плюшевая игрушка.
В это же время можно начинать экспериментировать с набором кубиков и шариком или небольшим мячом. Малышу интересно будет скатывать мячик с горки, катить по дорожке, закатывать в ворота. Чтобы вызвать еще больший интерес к игре, в нее можно вводить сюжет (например, про колобка).

В 2 года Эту стенку можно использовать для игры «в прятки» с маленькими фигурками. За этой стенкой могут прятаться поросята или козлята от волка.

Об играх с кубиками с детьми до 2 лет.

Деревянные кубики с буквами и цифрами - замечательная универсальная игрушка для детей от года и до тех пор, пока играется. Они не только помогут научить ребенка узнавать буквы и цифры, но и будут способствовать развитию мелкой моторики, ловкости, воображения, образного мышления, навыков конструирования, целенаправленности собственных действий.
"Первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), позже они становятся материалом для конструирования, а с развитием режиссерской игры кубики зачастую превращаются в предметы-заместители или строительный материал для сюжетных игр".
С совсем малышами и деревянными кубиками можно играть в прятки . Берем кубик, прячем его под платок. С большими глазами спрашиваем «А где кубик?» и наход
им его. Постепенно малыш сам научиться убирать платок. А еще кубиками можно стучать друг об друга, кидать их, и просто ощупывать .
С малышами от года из кубиков можно строить башню . Конечно, оставлять кроху наедине с деревянными кубиками не стоит. У них есть острые углы, поэтому они не безопасны для игры без присмотра. Лучше купить малышу мягкие кубики - «мякиши». А деревянные кубики пригодятся для сравнения «мягкий» и «твердый». Кроме того, они не такие тяжёлые для детской руки, как деревянные. Башню можно строить и не одну. Сделайте две - одну низкую (2-3 кубика), другую высокую (5-7 кубиков). Объясните в духе «Смотри, мы построили две башни - одну высокую, а вторую низкую». Будет замечательно, если подключить к словам жесты - на «высокая башня» руку поднимаем вверх, на «низкая башня» вниз. Можно взять руку ребенка в свою и повторить движения вместе. Если сделать три башни разного размера, то можно познакомить ваше чадо и с понятием «средняя» . А если к игре подключить любимую игрушку, то можно научить ребенка сравнивать предметы. «Вот башня ростом с твоего мишку, а эта башня выше и т.п.»
Аналогично с помощью кубиков можно осваивать понятия «длинный» и «короткий» . Строим две дорожки в один ряд каждая, берем несколько игрушек, и они начинают бегать, то по одной, то по другой. Обязательно озвучиваем названия дорожек. По тому же принципу учим «широкий» и «узкий» . Дорожки одинаковой длины, но разной ширины.
А можно построить дорожку для мяча . Два ряда одинаковой длины на некотором расстоянии друг от друга. Толкаем мяч, и вот он уже на другом конце. Получилось? Делаем дорожку чуть длиннее и т.д. А потом делаем ворота и стараемся заг
нать мяч туда. Хорошее упражнение на развитие точности движений и расчет силы удара.
Вернемся к башням и детям чуть постарше. Делаем башню ростом с какую-нибудь
. Перед ней раскладываем еще несколько. Просим малыша найти игрушку одной высоты с башней. Можно построить несколько разных башенок. Главное, чтобы каждой соответствовала своя игрушка. И ищем жителей башенок.
С деревянными кубиками можно придумать бесконечное количество игр - упражнений. Они помогают постепенно освоить различные понятия, обогащают сенсорный опыт, способствуют получению не только конкретных представлений о форме, величине предметов, но и простых конструктивно-строительных умений. Играйте с ребенком в кубики!
Статьи по теме: