Варианты подвижных игр и их усложнение. Значение подвижных игр. Варианты прове-дения подвижных игр

Подвижные игры - школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

  • - увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
  • - усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);
  • - изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);
  • - сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);
  • - провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
  • - усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.).

Ребенок старшей дошкольной группы уже должен уметь владеть основными движениями, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. При проведении подвижных игр с детьми старшего возраста надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. Скелет 5-6-летнего ребенка еще продолжает формироваться. Значительная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опорного аппарата также еще невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.

Сердечно-сосудистая система ребенка 5-6 лет отличается большой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создает благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Но функции нервной системы, регулирующей работу сердца, еще недостаточно развиты (легкая возбудимость сердца).

Дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.

Функция внимания у дошкольников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы. Простота и немногочисленность правил игры обусловливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей 5-6 лет.

Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; им еще не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах.

Дети 5-6 лет ярче воспринимают и лучше усваивают все то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребенка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они более критически относится к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет детям успешно усваивать усложненные правила игр, выполнять действия, объясняемые и показываемые руководителем.

Старшие дети любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов. Непосредственно на игровой площадке старших детей можно собрать при помощи зазывалочек (Раз, два, три! Играть скорей беги!; Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть! и др.). Можно в интересной форме поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (пока вращается юла, звучит мелодия, размещаются атрибуты). Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок-колокольчик, гроздь надувных шаров, фланелеграф и т. д. Эффективны и сюрпризные моменты: играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользить по ледяной дорожке и др.

Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к подвижным играм. Поэтому руководитель привлекая внимание малышей, демонстративно играет мячом, сопровождая движение стихами: "Мой веселый звонкий мяч...", или кружится, держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку "Каравай"; или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспитательница, похож на настоящий - с крышей и трубой...

Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.

Дети 5-6 лет очень активны, но, конечно же, не могут рассчитать своих возможностей. Все они в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.

Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.

Сигналы в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива.

Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил руководитель должен относиться терпимо, помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.

Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, чем в играх детей 3-4-летнего возраста. Для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.

В старшем дошкольном возрасте нежелательно проводить командные игры. Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно.

Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа "догоняй - убегай" и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный "ров") и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются обособленно или попеременно и лишь изредка - в сочетаниях.

Для проведения большинства игр руководителю необходим яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей. Так, набивные мячи весом до 1 кг можно использовать лишь для перекатывания и передач, но не для бросков; а для игр лучше использовать волейбольные мячи.

Рекомендуемый инвентарь для проведения игр следующий: 20 небольших флажков разного цвета, 40 малых мячей, 4 больших мяча (типа волейбольных), 4-8 обручей, 40 коротких скакалок, 2 длинные скакалки, 6-10 мешочков с песком, 6 - 8 бумажных колпаков (цилиндрической формы) и 6 -8 повязок на глаза.

Распределять во время занятия подвижные игры рекомендуется следующим образом.

В подготовительной (или заключительной) части занятия можно включить игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствующие общему физическому развитию (например, игра "Кто подходил").

В основной занятия урока, после выполнения основного движения, например бега, для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки ("Два Мороза", "Волки во рву", "Гуси-лебеди"), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть.

Занятие, состоящее из игр, требует от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. В такое занятие включают 2-3 игры, знакомые детям, и 1-2 новые.

Ирина Русакова
Консультация для воспитателей «Виды подвижных игр»

Виды подвижных игр

Подвижные игры по своему содержанию и организации чрезвычайно многообразны. В практике детского сада широко используются игры сюжетные, бессюжетные, народные детские игры, игры-забавы, игры в разных природных условиях.

Среди всего многообразия подвижных игр для детей следует особо выделить сюжетные подвижные игры , в процессе которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Сюжетные игры широко используются в разных условиях и с разными целями. Основной из их особенностей является возможность воздействия на детей через образы и правила, которые они выполняют. Перевоплощаясь в персонажей игры и увлекаясь ролями в сюжетных играх, дети ведут себя очень непосредственно.

Основой для развертывания сюжета и установления правил игры служат имеющиеся у детей представления и знания об окружающей жизни : о профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, об образе жизни и повадках животных и птиц.

Сюжет игры и правила обуславливают характер движений и взаимоотношения играющих. в одном случае дети подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным. В некоторых сюжетных играх ("У медведя во бору", "Гуси лебеди", " Зайцы и волк" и др.) действия определяются с текстом. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть разными (от 5 до 25) . Действия детей в них тесно взаимо связаны. Обычно основная группа изображает, например птичек, зайчиков, а один ребенок становиться исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает всех участников игры двигаться быстрее, энергичнее.

При проведении сюжетных подвижных игр с детьми можно использовать шапочки, элементы костюмов, сами костюмы, подчеркивающие особенности персонажей : кота, медведя, волка, петуха и др. Для остальных детей, принимающих участие в игре в качестве мышек, птичек, цыплят, шапочки не обязательны. Но если игра проводиться на праздничном утреннике или вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у них определенное праздничное настроение.

Бессюжетные игры

Бессюжетные игры типа «ловишек» , перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают; все остальные компоненты теже : наличие правил, ответственны ролей, взаимосвязанных игровых действий всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего на беге в сочетании с ловлей и прятаньем.

Следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей, чем сюжетные, самостоятельности, быстроты и ловкости движений, лучшей ориентировки в пространстве.

В бессюжетных играх " Кегли", " Кольцеброс ", "Школа мяча" дети выполняют сложные движения : метание, бросание-ловлю. Дети дошкольного возраста такими движениями хорошо владеют. Такие движения используют в игровых упражнениях " Попади в ворота", "Подбрось повыше" и др. Упражняясь в этих действиях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячи, шары, кольца) и др. У них развивается глазомер, координация движений,ловкость.

Не смотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с детьми не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствие. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнять те или иные задания, сам играет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.

Игровые упражнения и подвижные игры взаимосвязаны , однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения они не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный) . Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания ; их суть заключается в выполнении конкретных действий («Попади в корзину» , «Быстрей по местам» и др.).

Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре и прежде всего в индивидуальной работе по развитию движений. Чаще всего они проводятся с небольшими группами или определенными детьми.

В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Они часто проводятся во время досугов, на физкультурных праздниках.

Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают сюрпризный элемент : пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнять движение с завязанными глазами. Такие задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели , основная масса детей является зрителями. Игры-забавы-веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющая им радость, но в то же время они требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Народные детские игры уходят своими корнями в многовековую историю общества, национальные традиции этноса, древние обычаи и обряды народов. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активность мышления, способствуют расширению представлений об окружающем мире, развивают память и воображения. Правила народных игр требуют от играющих ловкости, силы, сноровки, умения сдерживать себя, быть находчивыми, смелыми, честными.

В народных играх детям особенно интересны зачины, смешные считалки, жеребьевки, речевые «дразнилки» (диалоги) . В них много шуток, юмора, соревновательного задора. Поэтому они дают заряд бодрости, повышают настроение, приносят радость. Во время игр используются забавы, которые часто превращаются в театрализованное действие, привлекающее к себе всех детей.

В играх с использованием спортивного инвентаря двигательные задания основаны на имеющихся у детей навыках. По мере овладения навыками, например, катание на санках уже с младшего дошкольного возраста можно организовать такие игры, как «Оленьи упряжки» , «Гонки санок» . Детям постарше интересны игры на лыжах («Кто самый быстрый» , «Чем дальше, тем лучше» ).

Игры со спортивным инвентарем, как правило, организуются в естественных природных условиях в разные сезоны года.

Виды подвижных игр

В отличие от спортивных игр (футбола, волейбола, городков и др.), более сложных в организации и требующих от участников владения специальными навыками и особой тренированности, игры подвижные проще, более разнообразны и не требуют четких правил и специального оборудования.

Известны следующие виды подвижных игр :

Подражательные.

Это подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возраста. Малыши очень любят двигаться под потешки и песенки взрослых, а так же играть с игрушками.

Сюжетные.

Некоторые игры имеют сюжет и правила. Например, игра «гуси-лебеди».

С правилами.

Это игры, у которых нет сюжета, но есть правила. Например, «салочки» или «прятки».
Таких игр достаточно много.

Носящие соревновательный характер.

С 4-5 лет дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др.

У детей 5-6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер.

С определенными заданиями.

В школьном возрасте форма и содержание подвижных игр усложняются.
Особенно полезны игры с определенными заданиями, в которых действия детей приобретают целенаправленный характер, закрепляются их двигательные навыки, развиваются подвижность и ловкость.

Классификация подвижных игр

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и дребуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Подвижная игра является незаме-нимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способ-ностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства ею, умелого проведения.

Ныне все педагоги отмечают сниже-ние интереса у детей к подвижным иг-рам. Происходит это, на наш взгляд, по следующим причинам.

Во-первых, желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информа-ции о мире. Современному ребенку до-ступны различные источники инфор-мации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных иг-рах.

Во-вторых, воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап — совершенствова-ние движений в подвижной игре.

В-третьих, педагоги часто рассмат-ривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, то есть ограничивают принци-пом «Движение ради движения».

Количество подвижных игр практи-чески во всех программах для ДОУ невелико, за исключением, пожалуй, Про-граммы воспитания и обучения детей (М.: Издательский дом «Воспитание до-школьника», 2004). Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разу-чить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения.

Какими могут быть эти варианты? Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные иг-ры, но, как правило, варианты их проведе-ния отсутствуют. В пособии В.А. Шишки-ной, М.В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М., 1998) на приме-ре малоподвижных игр («Найди и про-молчи», «Не упади» и т.д.) даны рекоменда-ции, как избежать однообразия в игре. Ав-торы предлагают каждый раз искать раз-ные предметы, взявшись за руки, шагая спиной вперед, по заданной схеме и т.д.

Игра «Поезд»

Различные варианты проведения по-движной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивиду-альных особенностей. Например, при организации игры «Поезд» (во второй младшей и средней группах) можно изменить ее традиционное начало («дети строятся в колонне по одному - не дер-жась друг за друга»), введя роль кондук-тора, который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребенку с зани-женной самооценкой. Возможны и дру-гие варианты игры «Поезд».

1. Паровоз объезжает препятствия - дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.

2. Паровоз едет через туннель - дети пролезают под дугами.

3. Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок - дети должны ос-тановиться; желтый — идти; зеленый — бе-жать.

Целесообразно ввести в игру разно-образные движения детей на «станции».

1. Дети изображают, как они собира-ют грибы, ягоды, срывают дикие яблоки, переступают через колючие кусты (ходьба широким шагом), идут по коч-кам (приставной шаг) и т.д.

2. Дети имитируют повадки обитате-лей леса: медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть согнутые в локтях, перед собой), лисы (ходьба на носках), оленя (ходьба с высоким под-ниманием колен, руки скрещены над головой), зайца (прыжки с продвиже-нием вперед), бабочки (бег с плавными движениями рук), гусеницы (ползание).

3. На поезде дети могут приехать в зоо-парк - изображают тигра (ходьба с движением рук перед собой), крокодила (ходьба с соединением прямых рук перед собой), жирафа (ходьба на коленях, руки в замок за спиной), слона (ходьба с опо-рой на кисти и стопы), удава (продвиже-ние вперед, сгибая и разгибая ноги в ко-ленях, опора сзади на руки) и т.д.; в страну загадок - отгадывают загадку и «изобра-жают ответ»; в страну любимых сказок — изображают героев той или иной сказки.

4. Дети двигаются под текст стихотво-рения Т. Волгиной «Паровозик».

Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
Чух-чух! Чух-чух!
У-у-у-у-у!
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Сто вагонов я тащу!
У-у-у-у-у!
(Увеличивается скорость движения.)

Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?

— Зверюшек. Зайчиков (дети оста-навливаются и выполняют имитаци-онные движения).

Загудел паровоз
И вагончики повез:
Чух-чу! Чух-чу!
Далеко укачу (дети садятся в паро-воз).

Паровоз привозит зайчат, лягушат, медвежат, цыплят, воробьев и т.д. Дети имитируют их движения и «голоса».

Далее предлагаются варианты прове-дения подвижных игр (см.: Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упраж-нения для детей 5-7 лет. - М: ВЛАДОС, 2001. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. — М: Просвещение, 1984. Чистякова М.И. Пси-хогимнастика. - М.: Просвещение, 1995).

Варианты прове-дения подвижных игр

«Найди свое место»

Каждый играющий выбирает себе домик: стул, круг, гимнастическую скамей-ку и др. По сигналу воспитателя дети вы-бегают на площадку, легко и стараясь не шуметь, бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди свое место» возвращаются на свои места.

1. Дети имитируют движения: зимой мы катаемся на лыжах (ходьба широ-ким шагом с отмашкой), на коньках (ходьба с выносом ноги в сторону, туло-вище наклонено, руки за спиной), ле-пим снежки и бросаем их («взяли снег» - наклон, двумя руками коснулись пола, «слепили снежок», «бросили» - мета-ние), согреваемся (бег); летом мы плава-ем (бег с движением рук - «брасс»), ны-ряем (бег с остановкой и приседанием), бегаем за стрекозами и бабочками, ката-емся на велосипеде.

2. Детей можно разделить на две ко-манды.

«Найди свой цвет»

Воспитатель раздает красные, синие, желтые, зеленые флажки. Дети собираются в разных углах комнаты, заранее обозначенных воспитателем флажком определенного цвета. По сигналу «Идите гулять» расходятся по комнате в раз-ные стороны; по сигналу «Найди свой цвет» собираются возле флажка соот-ветствующего цвета. Побеждает группа, которая быстрее всех собралась.

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

1. Дети могут собраться возле обруча, цвет которого соответствует цвету их флажка.

2. Дети могут собраться возле обруча, в котором стоит кегля такого же цвета, что и их флажок.

3. Воспитатель поднимает флажок и называет его цвет. Дети с такими же флажками подбегают к воспитателю, остальные - отбегают от него.

4. Дети становятся в круг, у всех в ру-ках кружки разного цвета. Воспитатель: «Большой круг — это клумба. На ней цве-тут различные цветы» (выкладывает се-рединки цветов). На сигнал «Найди свой цвет» дети подбегают к кружку соответ-ствующего цвета и выкладывают цветок.

5. У детей ленточки красного, желто-го цвета. Дети становятся около колец желтого и красного цвета - это сол-нышко. По сигналу «Найди свой цвет» подбегают к кольцу соответствующего цвета и выкладывают ленточки - «лучики солнца».

6. Воспитатель повязывает ленточку каждому ребенку. Ленточек одного цве-та должно быть две. На сигнал «Найди свой цвет» дети должны найти себе пару с такой же по цвету лентой.

«Самолеты»

Дети распределяются на три коман-ды и размещаются в разных сторонах зала, перед каждой командой ставят по одному предмету разного цвета (ку-бик, кегля и т.д.). По команде педагога «К полету приготовиться» дети выпол-няют круговые движения согнутыми руками - заводят моторы. На сигнал «Летите» поднимают прямые руки в стороны и бегут в разных направлени-ях по всей площадке. По команде «На посадку» дети строятся в звенья и опу-скаются на одно колено, прямые руки в стороны (самолеты возвращаются и приземляются). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и наи-более красиво.

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

1. Дети заправляют самолеты бензи-ном (движение рук).

2. «Парад» — дети бегают в разных на-правлениях парами.

«Цветные автомобили»

Дети стоят вдоль стен комнаты - это ав-томобили в гараже. Каждый держит в руках флажок, или кольцо, или картонный диск синего, желтого или зеленого цвета. Вос-питатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три флажка соот-ветствующих цветов. Он поднимает один из них, дети, имеющие предмет этого цве-та, разбегаются по площадке и, подражая езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавлива-ются и направляются в гаражи.

Варианты игры (средняя, старшая группа)

1. Воспитатель не показывает детям флажки, а использует только словесные указания.

2. Воспитатель, опуская один из флажков, говорит: «Поставьте машину в гараж» - дети бегут в заранее отведен-ное место.

3. Воспитатель, опуская один из флажков (синий), говорит: «Поставьте машину в гараж». Дети с синим цветом руля возвращаются в гараж с соответствующим указателем (синяя кегля).

4. У воспитателя два флажка - зелено-го и красного цвета. У детей рули разно-го цвета, но не зеленого и не красного. Им предлагают бежать до противоположной стороны площади и обратно и при этом следить за сигналами свето-фора: па зеленый цвет — бежать, на красный - остановиться.

5. «Автомобили» преодолевают пре-пятствия: объезжают кочки (кегли, ку-бики, мягкие модули и т.д.).

6. Воспитатель дает указания: ехать быстро, медленно, повернуть, затормо-зить, посигналить.

«У медведя во бору»

На одной стороне площадки (зала) — берлога медведя (круг), на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, приговаривая:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит!

С последним словом медведь выбега-ет из берлоги и ловит (салит) играю-щих. Дети убегают в свой дом.

1. Изменение места водящего (в цент-ре зала, сбоку).

2. Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т.д.).

3- Дети имитируют движения: собира-ют грибы и ягоды (наклоняются, выпряхчляются), переступают через колю-чие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев (подлеза-ние боком), срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх).

4. Перед берлогой препятствие: руче-ек (две скакалки), через который нужно перепрыгнуть. Мишка вылезает из бер-логи (подлезание под духу).

(Этот вариант приемлем для разновоз-растной группы, когда роль мишки выполняет старший по возрасту ребенок)

«Совушка»

На площадке обозначено гнездо совушки (круг). Остальные играющие: мышки, жучки, бабочки - располагают-ся по всему залу. По сигналу воспитате-ля «День» все ходят, бегают по площад-ке, передавая характер образа, стараясь не задеть друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит «Ночь», и все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо. По сигналу «День» совушка уле-тает, а мышки, жучки, бабочки снова на-чинают резвиться.

Варианты игры (средняя, старшая группы)

1. Воспитатель загадывает загадки, а дети, отгадав их, передают в движении характер образа.

На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
(Улитка)

Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет,
Тогда перестанет.
(Муха)

Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышка)

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом, хоть и кроха,
Укусит — будет плохо!
(Пчела, оса)

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)

2. Воспитатель предлагает детям вы-полнить логоритмические упражнения. Насекомые

Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за ней шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.

Лягушка

Скачут по опушке
Две веселые лягушки
Прыг-скок, прыг-скок -
Прыгать весело, дружок.

Жук

Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.

«Ловля обезьян»

Детей делят на две группы: обезьяны и их ловцы. «Обезьян» размещают на одной стороне площадки, ловцов - на противоположной. Они договаривают-ся между собой о том, какие движения будут выполнять. Показав их, ловцы отходят в сторону. Обезьяны слезают с возвышений (деревья, пеньки) и повторяют движения ловцов. По сигналу «Ловцы» обезьяны бегут к своим местам, стараясь встать на возвышение, а ловцы пытаются поймать тех, кто не успел влезть на дерево или какой-либо другой предмет, и уводят к себе. При повторе-нии дети меняются ролями.

Варианты игры (средняя, старшая группы)

1. Охотник (воспитатель или ребе-нок) показывает движения, передаю-щие характер обезьяны.

. «Шалунья обезьянка». И.п. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы-рены. Наклоны в стороны, вперед, прыжки (на месте и с продвижением вперед).

. «Обезьянка дразнится». Ип. - стоя, руки, согнутые в локтях, перед собой. Имитация «носа».

. «Обезьянка спряталась». Ип. - о.с. Присесть, закрыть лицо руками.

. «Обезьянка умывается». Ип. - сед, руками захватить стопу. Имитация «умывания».

. «Обезьянка бегает». Бег по кругу.

2. Охотник (воспитатель или ребе-нок) под музыку показывает ритмич-ные движения, передающие характер обезьяны.

. «Обезьянка крутит хвостиком». И.п. - левая нога отставлена в сторону, пра-вая рука на поясе, левая с зажатым ку-лачком отведена в сторону. Круговые движения кистью левой руки — имита-ция кручения хвоста, ритмичные движения стопой, не отрывая пятку от пола.

. «Обезьянка шалит». Им. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы-рены. Поднять и отвести ногу в сторону попытаться соединить колено с локтем.

. «Обезьянка танцует». Им. — ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы-рены. Выставить ногу вперед в сторону на пятку, ритмичные движения в полу-приседе вокруг себя.

«Мяч водящему»

Играющие строятся в две-три колон-ны. На расстоянии 1 м от них стоят водящие с большим мячом в руках. Между ними черта, за которую нельзя заходить. Водящий бросает мяч игроку, стоящему первым в колонне; тот броском возвращает его обратно и бежит в ко-нец колонны, затем водящий бросает мяч второму и т.д. Когда первый игрок в колонне вновь окажется на своем месте, он поднимает руки вверх.

1. Использовать мячи разных разме-ров (малые - диаметр 100-120 мм, большие - диаметр 200-250 мм).

2. Водящий, бросая мяч игроку, назы-вает какое-нибудь обобщающее слово, например луг (река, лес, транспорт, иг-рушки, одежда, посуда и т.д.). Остальные дети, принимая мяч, должны произнес-ти слова, которые этим обобщающим словом объединяются, например расте-ние - это цветок, трава, ромашка и т.д.

«Построй шеренгу, круг, колонну»

Дети, разделившись на две группы, строятся у противоположных сторон площадки или комнаты в две шеренги, лицом друг к другу. По сигналу воспитателя ходят или бегают (в зависимости от темпа и ритма, которые задаются удара-ми в бубен) по всей площадке. Прекратив ударять в бубен, воспитатель командует: «Построй шеренгу (круг, колонну)!» - и дети строятся на своих местах в шеренгу (круг, колонну). Выигрывает группа, быс-трее и правильнее построившаяся.

Варианты игры (старшая, подгото-вительная к школе группы)

1. Воспитатель до начала игры сооб-щает: под бубен надо ходить, под колокольчик - бегать медленно, под звуки погремушки - быстро бегать.

2. После сигнала нужно встать точно на свое место.

3. Каждая группа строится у кегли оп-ределенного цвета.

4. Воспитатель подает сигнал, пока-зывая карточку с изображением колон-ны (шеренги, круга).

5. Воспитатель подает сигнал, показы-вая карточку с изображением шеренги, колонны (по росту, в обратном порядке).

«Тропинка»

Дети делятся на две команды с равным количеством участвующих. Участники каждой команды берутся за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка. Затем ве-дущий дает задание обеим командам. По команде «Тропинка» участники каждой ко-манды становятся друг за другом, кладут ру-ки на плечи впереди стоящего, приседают, чуть наклоняя голову. По команде «Копна» все участники игры направляются к центру своего круга и соединяют руки. По команде «Кочки» приседают, положив руки на голо-ву. Эти задания чередуются. Кто быстрее их выполнит, тот получает очко.

Варианты игры (старшая, подгото-вительная к школе группы)

1. Дети образуют один или три круга.

2. Дети могут идти в колонне по одно-му, парами.

3. «Яблоневый сад» - участники игры встают в круг.

И.п. - ноги вместе, руки полусогнуты в локтях, разведены в сто-роны, пальцы соединены. «Дубрава» - участники встают врассыпную.

И.п. - ноги на ширине плеч, прямые руки подняты вверх и разведены в стороны. «Ель-ник» - участники встают в колонну.

И.п. - пятки вместе, носки врозь, руки опу-щены, но не прижаты к туловищу, ладо-ни отведены в стороны, пальцы вместе.

4. Дети идут в колонне парами. «Сосна»

Встать спиной друг к другу. И.п. — пятки вместе, носки врозь, руки опущены, но не прижаты к туловищу. Ладони отведе-ны в стороны, пальцы вместе. «Ива» - встать боком друг к другу. И.п. — ноги вме-сте, одна рука (у одного ребенка левая, у другого правая) отведена в сторону и со-гнута в локте, пальцы опущены. «Береза»

Встать лицом друг к другу. Им. - ноги вместе, руки полусогнуты в локтях, раз-ведены в стороны, пальцы соединены. «Дом» - встать в круг и взяться за руки. «Забор!» - встать в шеренгу. «Ворота!» -встать парами напротив друг друга.

«Три стихии: земля, воздух, вода»

Площадка разделена на три зоны - зем-ля, воздух, вода. Ведущий называет предмет: самолет - играющие бегут в зону, обо-значающую «воздух»; «пароход» — в зону «вода»; «дерево» — в зону «земля». Игрок, на-рушивший правила, выбывает из игры.

Варианты игры

1. Стихии могут быть разные: «Река,

болото, море», «Рыбы, птицы, звери» и т.д.

2. Ведущий не дает команду, а показы-вает карточку с изображением представителя той или иной стихии.

3. Ведущий загадывает загадки о пред-ставителях каждой стихии.

Колюч, да не еж. Кто это?

(Ерш.)

Весной за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит.

(Грач.)

4. Заняв место в той или иной стихии, детям следует изобразить то, что было названо.

Игры-эстафеты

Разнообразить можно и игры-эста-феты. Главное в них не только совершенствование двигательных умений де-тей, но и развитие познавательных, сен-сорных, творческих способностей. По-этому в содержание игр-соревнований желательно включать проблемные зада-ния, которые активизируют психичес-кие процессы (внимание, мышление, память, воображение).

Варианты игр-эстафет

1. Выложить фигуру из физкультурно-го инвентаря (флажков, кубиков, кеглей, обручей, гимнастических палок и др.).

2. Выложить физкультурный инвен-тарь в соответствии с образцом.

3. Выбрать один кубик (с буквой) в со-ответствии со словом на карточке.

4. Выбрать из множества геометриче-ских фигур (квадрат, треугольник, круг) одну фигуру - не квадратную и не тре-угольную.

5. Выбрать из множества кубиков (желтого, красного, синего цвета) кубик не желтого и не синего цвета.

6. Выбрать из нескольких карточек с изображением диких и домашних животных карточку с изображением жи-вотного Африки.

Перед тем как предложить игру, детей нужно настроить на нее, снять психоэмоциональное напряжение. Если воспита-тель использует разнообразные варианты подвижных игр, то это способствует раз-витию у детей инициативы и творчества.

С. ПРИЩЕПА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ИПК и ПРНО МО.

Прищепа С. Прыг-скок, прыг-скок! Прыгать весело, дружок. (Как разнообразить подвижные игры) // Дошкольное воспитание, 2005 . № 6. С. 23-28.

К ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ИГРАМ относятся

    Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные. К сюжетным относятся в т.ч. народные хороводные игры (с пением и речитативом): «Бояре», «Камушек», "Терера", "Золотые ворота", «Коза», «А мы просо сеяли», «Ручеек» и народные игры без пения: «Кот и мыши», «Колечко» и т.д.

    Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению игровой цели. К ним относятся:

- игры типа перебежек и ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия): "Краски","Пятнашки"

- игры с элементами соревнования (индивидуального и группового): «Жмурки», "Третий лишний", "Пустое место"

- игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, каждый играющий стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды)

- игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, мячи) требуют определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий и элемент соревнования)

- игры-аттракционы - в них двигательные задания выполняются в необычных условиях, часто включают элемент соревнования, эстафеты: «Бег со связанными ногами вдвоем», «Болото», «Рыбки», «Сматываем веревочку»

К СЛОЖНЫМ относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т.д.), которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты реакции. В зависимости от возраста детей они могут играть и по упрощенным правилам (в т.ч. в разновозрастных группах).

По степени нагрузки подвижные игры разделяются на

Этапы проведения подвижной игры :

Подготовка игры самим педагогом (продумывание правил и их объяснения, разучивание текстов, подготовка оборудования и материалов)

Эмоциональный настрой детей на игру

Точное, краткое, заинтересовывающее детей объяснение правил

Проигрывание игры с обязательным участием педагога (в роли ведущего, водящего или "капитана" группы - в зависимости от того, чья задача в данной игре сложнее)

2-3 повторения игры на одном занятии

Предложение детям выбирать понравившиеся игры из известного репертуара и закрепление игры на последующих занятиях напоминанием основных правил

Введение новых вариантов игры на основе уже хорошо знакомой (в т.ч. придумывание вариантов игры вместе с детьми - например, пусть будет не "Кот и мыши", а "Том и Джерри" или «Волк и зайцы» - тогда и текст речевого сопровождения, и характер движений обязательно поменяются!)

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ. Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда игра предлагается впервые и педагог не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в ее ходе. Подготовка состоит из выбора игры, подготовка площадки для проведения игры, подготовка инвентаря для игры, предварительный анализ игры. Выбор игры в первую очередь зависит от общих задач урока, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество занимающихся. При выборе игры необходимо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике используются в основном массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и разной физической подготовленности. Выбор игры напрямую зависит от места ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега. При организации игр на улице надо учитывать состояние погоды (особенно зимой). Если температура воздуха низкая, выбирается игра с активными действиями участников. Нельзя использовать игры, в которых приходится долго стоять, ожидая своей очереди. Малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочередно, хороши в жаркую погоду. Наличие пособий и инвентаря также влияет на выбор игры. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря или при неудачной его замене игра может не состояться. Подготовка площадки для игры. Если подвижная игра проводится на воздухе, то надо снять дерн или подобрать ровную зеленую площадку (особенно для детей младшего школьного возраста), не требующую этого. Форма площадки предпочтительно прямоугольная, не менее 8 м в ширину и 12 м в длину. На расстоянии 2 м от поля можно поставить несколько скамеек. Площадка ограничивается лицевыми (короткими) и боковыми линиями, проводится поперечная черта, делящая ее пополам. По углам площадки можно поставить флажки, сделав в грунте выемки. Флажки допустимо ставить вдоль боковой границы в месте пересечения средней линии. Линии принято размечать меловой краской, на травяной площадке вдоль линий можно слегка срезать дерн, чтобы получился 2-3-сантиметровый желобок. Линии границ намечаются не ближе 3 м от забора, стены или других предметов во избежание травм. Площадку для зимних игр надо очистить от снега, утрамбовать, а по краям соорудить снежный вал. Для проведения некоторых игр ее посыпают песком. Можно сделать отдельную площадку для игр, наиболее предпочитаемых детьми, в которые они любят играть самостоятельно. Перед началом игры в помещении руководитель должен проследить, чтобы в зале не было посторонних предметов, мешающих движениям играющих. Спортивные снаряды (брусья, перекладину, коня, козла) надо убрать в подсобное помещение. Если нет такой возможности, то их следует поставить у короткой стены и оградить скамейками, сеткой или другими предметами. Оконные стекла и лампы нужно закрыть сетками. Помещение всегда должно быть проветрено, а пол протерт влажной тряпкой. Если руководитель планирует провести игру на местности, он заранее хорошо знакомится с ней и размечает условные границы для игры. Места для игр подготавливают учащиеся совместно с руководителем. Подготовка инвентаря для подвижных игр. Подвижная игра должна обеспечиваться соответствующим инвентарем. Это флажки, цветные повязки или жилетки, мячи различных размеров, палки, булавы или кегли, обручи, скакалки и т.п. Инвентарь должен быть ярким, заметным в игре, что особенно важно для младших школьников, а его размер и масса - посильными для играющих. Количество инвентаря предусматривается заранее. Руководитель поддерживает инвентарь в должном состоянии и систематически приводит в порядок. Можно привлекать детей к хранению и починке инвентаря. Для игр на лужайках, на зимних площадках можно использовать шишки, снег и т.п. Участники получают инвентарь или расставляют его на площадке только после того, как руководитель объяснит им правила игры. Предварительный анализ игры. Перед тем как проводить игру, руководитель должен продумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, возникающие по ходу игры. Особенно необходимо предусмотреть и предотвратить возможные нежелательные явления. Руководитель, хорошо знающий данный коллектив играющих, предварительно намечает роли игроков, продумывает, как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков. Для проведения некоторых игр он заранее выбирает себе помощников, определяет их функции и, если это необходимо, дает им возможность подготовиться (например, в играх на местности). Помощники первыми знакомятся с правилами игры и местом ее проведения. При проведении игры руководителю рекомендуется продумать и учесть следующие аспекты: 1. Познакомиться с требованиями и правилами игры, в которую дети будут играть. Приготовить все необходимое оборудование и материалы перед ее началом. 2. Учесть уровень развития детей, их таланты, умения и неумения. 3. Предлагать только те игры, которые доступны данной возрастной группе, соответствующие росту детей, их силе, жизненному опыту. Умело выводить участников из игры, которая для них сложна. 4. Избегать сверх энтузиазма (перевозбуждения) у играющих. 5. Быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняться всем правилам, включая и те, которые вроде бы умаляют достоинство взрослого. 6. Помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированны, как их сверстники, поручая им задания или предоставляя возможность выполнять упражнения с учетом сноровки, которой они обладают. Ребенок с каким-либо недостатком может получать удовольствие, если будет судьей-хронометристом, счетчиком очков или главным судьей в игре, в которой он не сможет принять участие. Не обращать внимания на ошибки некоторых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись в игре. 7. Объяснять правила каждой игры вовремя и разрешить детям один или большее количество раз потренироваться, перед тем как начнется активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если дети не одобрят первую предложенную руководителем игру. 8. Давать детям отдых между играми в соответствии с их возрастом и возможностями. 9. Выбирать игры с учетом возможности их усложнения: начинать с простейших, тренируя, постепенно усложнять их по мере улучшения ловкости детей.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ:

    Название игры.

    Программные задачи (закреплять, совершенствовать, управлять).

    Цель игры (воспитание общей выносливости, силы воли; ловкости, дружелюбия, ориентировка в пространстве и т. д.).

    Оборудование (например, скамьи, канаты, обручи и т.д.)

    Сюжет игры (младший и средний возраст), содержание игры (старший дошкольный возраст).

    Правила игры (знание правил игры, начинаем игру после сигнала).

    Ход игры (выбор водящего, считалка, речевка, сигнал)

    Руководство игрой (отслеживаем развитие сюжета, успокаиваем гиперактивных детей, стимулируем к действиям медлительных детей).

    Варианты игры (усложнения).

    Анализ проведенной игры (подводить итоги игры нужно только на положительных эмоциях, похвалить лучших, успокоить проигравших, обнадежить, что в следующий раз все получится)

Статьи по теме: