Значение игры в жизни ребенка. Социальный характер детской игры. Раннее развитие - стоит ли увлекаться

Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка".

Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Недаром Н. К. Крупская в свое время писала, что «игра есть потребность растущего детского организма», что игра для ребят – «учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Хотя в обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьёзное, развлекательное, о важности её для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребёнка. А учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре – неспроста.

Известный детский психолог Д. Б. Эльконин называет игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека», дающей детям возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может.

Игра пронизывает всю жизнь ребят. Она органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком скучным, обычным, надоевшим.

Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Каждый взрослый, будь-то воспитатель или родитель, должен знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствии с возрастом дошколят для достижения педагогических целей.

Если говорить об игре в детском саду, то она помогает воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В игре воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из них. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают устанавливать с ними более тесный контакт.

www.maam.ru

Материал (младшая группа) на тему: Родительское собрание на тему" Роль игры и игрушки в жизни дошкольника"

Дать разъяснительное представление родителям о роли игры и игрушек в жизни детей.

Дать знания родителям о значении игрушки, её роли в игре ребёнка.

Вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрового материала для игры дошкольника.

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.

Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…"

В совместных играх с игрушками у дошкольников формируются дружеские взаимоотношения, умения согласовывать действия. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.

Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним, воспитатель формирует взаимоотношение детей к игре. Одним из крупнейших отечественных педагогов В. А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".

Скачать:

Педагогический доклад «Игра в жизни дошкольника»

«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей.

И как часто они слышат в ответ: «Некогда, поиграем потом». Может быть, это происходит от того, что мы, взрослые, не понимаем мир ребенка? Или просто не хотим и не умеем играть?

А ведь игра для ребенка - это реальный мир, в котором он живет «сейчас», а не «потом». И в этом мире все правда, а не выдумка.

Сколько радости мы видим в глазах ребенка, когда, преодолевая усталость и отрываясь от домашних дел, соглашаемся перевоплотиться во врача или Серого Волка! Чтобы научиться играть с ребенком, нужно только представить себя малышом, которого все безмерно интересует и радует каждую минуту.

Вы поощряете самостоятельные игры детей, покупаете игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр.

Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры.

В играх детей привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере общаться с окружающими, их поступкам, трудовым действиям. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им, но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку.

Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть.

Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт.

Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности.

Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки ограничивают круг общения с девочками.

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т. п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

«Что такое хорошая игрушка? »

Прежде всего - это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка, должна быть похожа на «оригинал» и быть достаточно прочной.

Чем разнообразнее игрушки. Тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.

Детям следует приобретать игрушки разных видов:

Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта)

Двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки)

Строительные наборы (деревянные геометрические формы)

Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики и т. п.)

Игрушки-забавы.

В три года чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора», «детский сад» и. т. п. Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т. к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

Подробней на сайте PlanetaDetstva.net

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в жизни дошкольников

Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

Приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.) . Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот - слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий.

Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни) , развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления) . Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте) . Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию.

Игровое действие- это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

Дидактическая игра "Чудесный мешочек"

ЦЕЛЬ: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

ХОД: Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

Сейчас мы поиграем. Тот кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе.

Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила.

Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней.

Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Консультация для воспитателей и родителей «Роль игры в жизни ребенка»

Разделы: Работа сдошкольниками, Работа сродителями

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.

Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.

Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно - детям. Игры любые - подвижные и тихие, интеллектуальные и такие, в которых, на наш, взгляд взрослых, никакого ума не надо.

Если бы об этом выводе знали все взрослые (родители, воспитатели и учителя) , говорить об этом, конечно, не стоило бы. К сожалению не все знают.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.

В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.

Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.

Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать красоту.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает её организацию всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых.

Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т.д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации (инсценирование какого- то сюжета) .

Хороводные игры и с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи.

В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т.д.

В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек.

В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Как это происходит?

В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: “Мама варит суп”, “Шофёр едет на машине”. Действующие лица появляются через ролевое перевоплощение в какой- то образ самого ребёнка, игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых) . “Я буду мамой, а ты моя дочка”,- говорит девочка, обозначая свою роль и роль подруги.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, машин различного назначения, и т.д.

Но дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки, кубики, и т.д.) . Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами.

В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А. Н. Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным” играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения”.

Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Любая дидактическая игра развивает и речь.

В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше) ; на различение неречевых звуков (звукоподражание голосам животных, птиц и т.д.) .

В ходе этих игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не перебивать и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают) .

Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В таких играх, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим куклу спать”, “Покормим куклу”, участвуют все дети.

В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в сюжетно - ролевую игру с куклой. Игры (“Узнай, кто говорит”, “Угадай, что я делаю”, “Назови, что в мешочке”, “Назови предметы синего (красного,…) цвета”, “Кто, как кричит” и другой тематики) направлены на уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т.д.

С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету.

Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки.

Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему- либо в лёгкой непринуждённой обстановке.

Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности детей.

А как к играм относится медицина? Ответ однозначный - положительно. Особенно к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья (правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят спасение от неё именно в играх.

Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но очень немногие из наших детей занимаются ими.

В системе воспитания в детском саду подвижным играм отводится большое место. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества как смелость, организованность, находчивость, настойчивость, волевые качества (правила - “бежать только после сигнала”, “бросать мяч с определённого расстояния”, “бежать до условного места”, “прыгать только на одной или двух ногах”, и т.д.) . В играх с мячами, скакалками, обручами дети закрепляют понятия вверх, вниз, высоко, близко, далеко.

В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве (“Воробушки и автомобиль”, “Хитрая лиса”, “Кот и мыши”, и др.) . Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями способствуют развитию речи детей. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они выполняют движения в соответствии текста.

Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому игры должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо.

В коррекционных целях желательно проводить игры со звукоподражаниями, например “Воробушки и автомобиль”. Если дети (воробушки) , с хорошо развитой речью, могут бегать по площадке молча, то у детей с нарушениями в речи следует вызывать звукоподражание: “пи-пи-пи” - кричат воробушки, “би-би-би” - гудит автомобиль.

При организации подвижной игры необходимо помнить об её основном назначении - развитии движений, т.е. детям надо предоставлять возможность удовлетворить свою потребность в движении.

В игре сначала можно разрешить сделать неограниченное количество хлопков, а потом показать связь между словом и движением.

Многие взрослые тревожатся по поводу переутомления детей.

Ну, а может ли ребёнок переутомиться, “перебегать” или “перепрыгать”?

Здоровый – нет. По двум причинам: первая - у детей невелик запас выносливости, они просто физически не могут дать организму, сердцу такую нагрузку, которая бы была вредной для здоровья. И вторая - часто дети инстинктивно играют достаточно экономично в энергетическом плане.

Только маме, наблюдавшей за игрой ребёнка, кажется, что её ребёнок беспрерывно носится часами. На самом деле практически все детские игры предусматривают чередование нагрузки с отдыхом. Вспомните, как вы играли сами - пробежка - остановка, пробежка - отдых.

Есть ещё один тип игр - развивающие или “умные” игры (книжки - раскраски, шнуровки, лото, конструкторы “Лего”, игры – пазлы) , которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка.

Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о предметах и явлениях, речи и активного словаря.

Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие мам и пап.

В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.

Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.

Хочется закончить своё рассуждение о роли игры в жизни ребёнка словами известных педагогов:

“Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них- средство воспитания, игра для дошкольников- способ познания окружающего” - Н. К. Крупская,

“Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей - помочь ему сохранить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать ему пищу для ума” - В. П. Новикова.

О роли игры в жизни дошкольника написано очень много. Значительный вклад в теорию детской игры был сделан Л. С. Выготским, его заслуга состоит в том, что он связал ключевые вопросы детской игры с проблемой психического развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры забавы в жизни дошкольника.

О роли игры в жизни дошкольника написано очень много. Значительный вклад в теорию детской игры был сделан Л. С. Выготским, его заслуга состоит в том, что он связал ключевые вопросы детской игры с проблемой психического развития дошкольников. «Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития. По существу через игровую деятельность развивается ребенок».

Среди разнообразных игр, используемых в педагогическом процессе, по праву принадлежит играм, созданным на народном материале, играм - забавам. В этих играх отражались веками складывавшиеся отношения между людьми и миром людей и миром природы, что определяет их огромное воспитательное значение. Кроме того, в них есть тот богатейший материал, который с незапамятных времен использовался в народном фольклоре.

Русский народ – мастер на всякого рода присказки, прибаутки, пословицы, поговорки; созданный им язык богат образными разговорными формами, и это богатство родного языка, традиций, жизненного уклада, житейских заповедей может быть донесено до детей с помощью народных игр.

Изучение народных игр позволяет сделать вывод: они точно соответствуют законам интеллектуального развития ребенка и сопровождают маленького человека с момента рождения и до вступления в самостоятельную жизнь. Пословицы русского народа, скороговорки, загадки, считалки, приговорки широко используются в детских играх.

Итак, игры - забавы в жизни детей дошкольного возраста играют огромную роль. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью, ее выразительной лексикой. Запоминая слова потешек, приговорок, песенок, сопровождающих игры, дети развивают память, внимание, воображение. Народные игры помогают в нравственном воспитании детей, учат верности и взаимопомощи.

Власюк Л. Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

электронная презентация "Роль игр-эстафет в жизни дошкольников"

Лучший путь развития ловкости у детей старшего до­школьного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков,- это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сло...

Игры-забавы в жизни дошкольника

Игры-забавы в жизни дошкольного возраста играю весьма существенную роль. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению разной речью, её выразительной лексикой. Запоминая слова потешек...

«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и...

"Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть больным или продавцом, учеником или косолапым мишкой. Обычно, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам объясняет нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми он недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей психики. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными - по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений, и т.д.

В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни. Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.

Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца.

Игра формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. Как иногда бывает трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями. При этом достаточно просто сказать неуклюжему ребенку, что теперь он будет зайчиком и должен прыгать так, чтобы его не услышала лиса, и все его движения станут точными.

Пример из практики. Дети в садике импульсивно играли друг с другом. Каждый ребенок занимался своим делом: рисовал, готовил обед, качал кукол, играл в магазин, да и просто бегал. Они настолько были увлечены играми, что даже не обращали внимания на то, что в группе стоял невероятный крик, который заглушал их самих. На просьбы воспитателя вести себя тише, дети почти не реагировали. Но тут взрослый громко сказал: "Ребята, давайте представим, что мы рыбки в море. Мы надуем щечки и поплывём путешествовать. А как вы все знаете, рыбы не умеют разговаривать, они молчат, будто набрали в рот воды". И, конечно же, после этой предложенной игры, дети успокоились и с большим удовольствием начали изображать рыб. В группе воцарилась тишина.

Коллективная игра требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра особо требовательна к развитию речи ребенка: он должен объяснить, во что и как хотел бы играть, договориться со сверстником. Поэтому те дети, которые начинают поздно говорить, или их речь имеет нарушения, испытывают трудности в играх со сверстниками. В таких случаях следует как можно быстрее подключать специалистов и выявлять причины нарушения. Такая же ситуация складывается, когда при смене места жительства ребенок преодолевает языковой барьер, начиная говорить на чужом языке. Очень важно вовремя оказать ему психологическую помощь, иначе с ребёнком почти никто не будет играть.

Игра бурно развивает воображение ребенка: из стульев он сооружает поезд, из кубиков гараж. Ребенок постоянно импровизирует в игре. Пытается задействовать всех и вся вокруг себя. Хорошо, когда взрослый помогает придумывать сюжеты, а главное - непосредственно участвует в игре. Этим он не просто доставляет ребенку радость, а помогает ему в развитии.

Дети, наблюдая за взрослыми, стремятся подражать им во всем, жить с ними на равных, воспроизводя в игре то, что им близко и интересно (действия людей в быту, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В этих играх важна тема, содержание, последовательность отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик - самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. Они присущи ребенку после 3-4 лет.

Возрастные периоды игры у детей младшего возраста

В 2-3 года ребенок овладевает предметными действиями, легко переносит их с одного предмета на другой. Малыш кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлеты, укладывает ее спать в коробку-кровать.

В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у младших детей в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, т. к. каждый новый предмет - это новая игра.

Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. Они не связаны в единое целое. Взрослый помогает малышу приблизиться к первым сюжетно-ролевым играм. Самое главное, не осложнять игру длинными ролями, постараться "оживить" для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что можно с ними поиграть и обязательно участвовать в игре.

Взрослый должен научить ребенка использовать предметы-заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре . Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, сварить макароны из травы. Также можно развести костер, используя ветки, испечь там картошку, замещая её шишками, приготовить пирог из песка, используя ведёрко для формы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.

Немалую роль в развитии ребенка играют игры-драматизации . В качестве сюжета можно использовать русские народные сказки: "Колобок", "Теремок", "Репка" и др. Обыгрывая эти сказки, дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки, изменять интонацию, темп речи, имитировать движения зверей).

Многие родители боятся того, что их дети сильно увлекаются игрой и совершенно не обращают внимания на то, что происходит в реальной жизни. Но так ли это на самом деле? Это только кажется, что ребенок, играя, уходит от действительности. На самом деле он в состоянии следовать логике реальности. Вот практический пример, игра, которая была предложена детям.

Сказка "Три медведя"

Материал :
Вместо медведей детям предложили целые спички и половинки (с предварительно отрезанными серными головками), а вместо кроватей - спичечные коробки.

Цель :
Дети должны были сами выбрать, какой предмет будет замещать тот или иной персонаж.

Результат :

Все дети, даже самые маленькие, одинаково сделали свой выбор: полспички - это Мишутка, целые спички - мама и папа, коробки - постели и т.д. Когда же им предлагали сделать другой выбор (полспички - мама, а целая - Мишутка), ребята вполне серьезно говорили: "Так не бывает".

Но предметная игра, игра с предметами заместителями - это только предпосылка развитой сюжетно-ролевой игры, которая становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

У детей 3-4-летнего возраста основой игры становится воспроизведение отношений между собой. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, но и вступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним. Центральным моментом в играх дошкольников становятся отношения между взрослыми людьми, особенности их общения.

Но, чтобы воспроизвести эти отношения, необходимо выдержать определенную игровую роль. То есть, выполнить те обязанности, которые накладывает каждая роль, и осуществить те права, которые даются ею. Доктор обязан быть вежливым и внимательным с пациентами, соблюдать необходимую последовательность действий при лечении. При этом он имеет право пользоваться игрушками - атрибутами, которые у него есть. Пациент обязан выполнять предписания врача, но в то же время имеет право жаловаться на самые различные болезни, требовать новых лекарств.

Для того чтобы роли были более "развернутыми", дошкольники переходят от отдельных действий с игрушками (кормление, одевание, укладывание спать) к воспроизведению целой цепочки действий. Постепенно ребенок начинает выполнять принятую на себя роль.

Пример ролевой игры, организованной путем развития цепочки действий

Вместе с малышом сварить обед для куклы. Покормить ее, потом вместе помыть и убрать посуду. Затем, раздеть ее и уложить спать в постельку. Потом можно заняться делами по дому: постирать грязные вещи, вытереть пыль и т.д.

В этой игре мы видим последовательность игровых действий, и именно это поднимает ее на более высокий уровень.

Позже малыши учатся сами разыгрывать сюжеты сказок, фильмов, сами составляют сценарии для игр. Развитие сюжетов детских игр в большей степени определяется взрослым, который знакомит малыша с разными сферами жизни, обогащает и развивает его игровую деятельность, учит его практически всему.

Наша обязанность - наблюдать за ребенком, как он играет на улице, со сверстниками, умеет ли договариваться с детьми о выполнении своей роли. Помогать ему в этом. Но делать это незаметно, непринужденно. Ведь именно коллективная игра развивает у ребенка умение устанавливать отношения со сверстниками. Если у ребенка возникли трудности, взрослый должен помочь ему выбрать сюжет, объяснить, как лучше распределить роли, и, конечно же, стать партнером по игре. Помогая ребенку импровизировать по ходу игры, взрослый развивает творческое воображение малыша, способность быстро перестраивать отношения с партнерами.

Игры, развивающие навыки общения

Педагогами-психологами разработаны прекрасные программы развивающих занятий для дошкольников, которые направлены на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста.

Предлагаемые групповые игры строятся на отношениях игрового партнёрства, при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности.

Игра 1. Раздувайся, пузырь!

(Освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения.)

Задачи игры :
Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей - приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к партнеру.

Описание игры :
Взрослый подходит к одному из детей и приглашает его поиграть ("Как тебя зовут?", " Машенька, пойдем играть!"). Взяв ребенка за руку, взрослый подходит с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка, он предлагает и ему присоединиться и подать руку Машеньке. Втроем они идут приглашать следующего ребенка и т.д. Когда все дети будут приглашены, они вместе с взрослым берутся за руки, образуя круг (" Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит взрослый. - А теперь, давайте, сделаем маленький кружок"). Все вместе становятся тесным кружком и начинают "раздувать пузырь", делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: "Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!". Когда получится большой круг, взрослый входит в него и говорит: "Лопнул пузырь!" Все хлопают в ладоши, произносят "Хлоп" и сбегаются к центру. После этого игра начинается сначала.

Правила игры :

  1. Когда пузырь раздувается - двигаться назад и к концу текста взяться за руки.
  2. На слово " Хлоп " руки разнимаются, и все бегут к центру. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Игра 2. Карусели

(Развитие способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы.)

Задача игры :
Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями.

Описание игры :
Эта игра также начинается с последовательного приглашения детьми друг друга в общую игру.

Когда все участники игры собираются в общую цепочку, она замыкается и образуется круг. "Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит взрослый.- Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась". Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова: "Еле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз-два, раз-два (пауза). Вот и кончилась игра".

Движения :
Сначала карусель медленно движется в правую сторону. Темп речи и движения постепенно ускоряются. На слова "побежали" карусель меняет направление движения. Темп движения постепенно замедляется, и на словах "раз-два" все останавливаются. Потом дети собираются в круг, и игра начинается сначала.

Правила игры :

  1. Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движения круг не обрывался.
  2. Поворачиваться лицом в сторону движения карусели.
  3. Подчиняться общему темпу движения и дружно хором произносить слова.

Игра 3. Куклы пляшут

(Развитие у детей умения уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания и побуждения.)

Задача игры :
Научить детей выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу.

Описание игры :
Взрослый говорит детям: "Смотрите, какие куклы сегодня пришли поиграть с нами! Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними". Показывает. Потом он предлагает нескольким детям выбрать кукол и потанцевать с ними (произвольно). "А теперь, - говорит взрослый,- подумайте, кому передать свою куклу". Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.

Правила игры :

  1. В начале игры каждый выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя.
  2. Куклу можно передавать только тому, кто ещё не плясал.

Игра 4. По дорожке Валя шла

(Овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражение симпатии и приязни к сверстнику.)

Задача игры :
Развивать у ребенка активное воображение. Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику.

Описание игры :
Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один (Валя), кого заранее выбирает взрослый, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам: "По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла". Дети, кружась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево. "Валя тапки примеряла, чуть надела - захромала".

(Валя изображает, что надевает тапочки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает.)

"Стала Валя выбирать, кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, на, надень и попляши".

(Хоровод останавливается, все смотрят на середину круга.)

Валя и Коля пляшут в середине круга, и игра начинается сначала.

Правила игры :

  1. Выполнять движения в строгом соответствии с текстом.
  2. Выбирать тех детей, которые ещё не были в кругу и не плясали.

Все предложенные игры очень просты в применении, занимательны и интересны. Их можно проводить как в помещении, так и на улице. Не бойтесь экспериментировать и придумывать новые игры для детей. Все правильно придуманные и направленные на развитие детей игры хороши, тем более, если вы принимаете в них непосредственное участие.

Игра - это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра - это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития.

Мы должны принимать все меры для того, чтобы общее психическое развитие ребенка было в норме. Чтобы наши дети бесконтрольно не смотрели по телевизору или видеомагнитофону телесериалы и "ужастики", перенося их травмирующие психику сюжеты в свои игры, а познавали окружающий мир через призму добра и красоты. Только тогда игра для малыша станет полезной и познавательной. И именно от такой игры он получит все то, что пригодится ему в дальнейшей жизни.

Комментировать статью "Игра в жизни ребенка младшего возраста"

Как развить общительность?. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в Как развить общительность? Кому идти к психологу, маме или мальчегу? Сыну 17-й годок, и он практически ни с кем не общается.

Обсуждение

Муж практически не разговаривает. Меня терпит, но даже с внуками - строго по делу. Человек очень добрый, всегда поможет, но слово из него надо клещами тянуть. Друзей-мужчин практически нет, а вот мои подружки его любят, и он "под рюмочку" с ними общается. И так вполне счастливо живет уже почти 80 лет и почти 53 года - со мной. На работе больших высот не добился, но удовлетворен имеющимся (грамоты, медали, победитель соцсоревнования и т. д.)

14.10.2017 20:16:05, китти70

маме давно пора.

И зачем вы водите детей на развивалки, какие цели? раннее развитие навыков И потом ребенка и дома с важным видом участвует в каких -нить ритуалах (которые раньше не По моему, если ребенку приспичило играть во время лепки, значит у него какая-то идея...

Обсуждение

Начали ходит в 2 с половиной - ей очень нравится и сами занятия и общение с детками
А вот раньше этого возраста зачем водят детей....не понимаю...особенно до годика - смешно

Мы ходим (в Кубики-клуб) не столько ради какого-то развития, сколько чтобы просто разнообразить жизнь ребенку и новые впечатления были, и с другими детьми пообщаться. На площадке все-таки не такое общение, там особо вместе не играют, и игрушек меньше.
А что устает - ну так и на улице дочка устает, и капризничает когда устала. И дома тоже. А со временем привыкает и начинает уставать меньше.

Научить играть в ролевые игры. Мамочки, не подскажите ли мне где найти описания как развивать навыки ролевой игры с ребенком? Преамбула: С Гошей занимаются дефектологи, но у меня такое впечатление, что они больше уделяют внимания "академическому" развитию.

Обсуждение

Девочки спасибо большое сейчас скачала, буду читать. Вот только Венгера не нашла. Посмотрю может в магазинах есть.

Вы это читали?
"Игры и занятия с особым ребенком", Сара Ньюмен
В книге рассказано, как с первых дней жизни воспитывать ребенка с особыми нуждами и помогать ему развиваться. Автору, маме такого ребенка, удалось создать одно из лучших практических руководств в этой области. http://www.autismwebsite.ru/Books/Small_Steps_Forwards.htm
"Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия", Янушко Е.А. "Книга посвящена раннему детскому аутизму, В ней описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжетно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия." http://www.autismwebsite.ru/Books/Games_For_Autistic_Child.htm

Ребенок -одиночка. Сижу в отвратительном настроении… Сегодня в детском саду мне сказали, что моему ребенку, возможно, требуется помощь опытного психолога. В какие бы кружки или секции ее записать, где, помимо основных навыков, воспитывается еще и навык общения?

Обсуждение

Во-первых, к психолгу лучше сходите. Не повредит. Но так же не повредит отнестись к его словам критично.

Теперь что до поведения...

Про разговоры с самим собой... Человек часто ведет "внутренний диалог". Поэтому разговор с самим собой не всегда признак отклонения. Я, если увлекусь, и вслух рассуждаю и на раздражители не реагирую. Кстати, привык делать все быстро и аккуратно. Не до педантичности, но все же... Если ребенок этот самый диалог озучивает, или в игре озвучивает несколько персонажей, то это скорее нормально, я думаю...

Теперь до отношений в коллективе и изгоев...

Сразу мне вспомнился герой мульта "Магазинчик Бо", который утверждал, что другие люди ему не нужны, так как они во-первых - тупые, а во-вторых, - агрессивные. -:) Хоть и на правах шутки, но всеж задумайтесь и над такой трактовкой.

В школе друзей у меня не было. К несчастью в моем классе было не принято учиться. На тех, кто действительно учился, особенно успевающих по математике, которую за "непонятность" предали анафеме, смотрели свысока. Списывать я не давал принципиально,большую часть увлечений(спорт, мода, всякого рода тусовки ит.д.) не разделял. Не из принципа, нет. Не нравилось и все. И ради того, чтобы остаться "в струе" я себя переламывать не собирался. Не нужно мне это было.

Вот так по наростающей и получилось, что непонимание росло больше и больше(читал на перемене книги по математике; прогуливал физкультуру(любимый предмет остальных), играя с библиотекарем в шахматы(или с учителем труда в шашки(не могли с охранником найти четвертого для преферанса), но об этом они не знали); непосещал школьные дискотеки, ит.д.). Какой итог? Народ решил, что я не от мира сего. ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! Я стал старательно поддерживать этот имидж. Как итог - отличный аттестат. А больше мне в школе и не нужно было.

НО, это не значит, что я был совсем один. Сим опусом, я хотел показать, что и в изоляции от коллектива можно выжить, если суметь. Друзья у меня были(и есть, кстати). На почве общих интересов, так сказать. Именно с ними самые теплые воспоминания о школьных годах и связаны.

мне тоже показалось, что описаны аутичные черты. Чтобы этих "показалось" было меньше - сейчас по факту или со временем, нужно найти психолога. "Своего" человека и хорошего специалиста. Насчет психолога - как уже ниже писали - даже для детей без особых проблем общение с ним обычно продуктивно (и для родителей тоже, конечно). УДАЧИ!

Проблема - как играть с ребенком?. Игры. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение Проблема в том, что у меня не получается с ней играть. Она уже многое умеет - ставить друг на друга кубики, собирать конструктор (типа...

Обсуждение

Ну у нас еще хуже (тоже 1,4) :-) Может вам станет от этого легче. Наш мальчик - сам в себе, он ходит и делает что-то, что хочет только он. Никаких книжек или плакатов не смотрит, ничего показывать и рассказывать себе не разрешает! Не говорит, в игрушки ролевые не играет, правда у него без нашей помощи очень сильно развита мелкая моторика - пальцами что хочешь сделает. Играть в домики, как рассказано ниже может быть будет... чуть-чуть;-)
Я сначала была в шоке, особенно после дочки, которая с рождения была "отличница" по всем показателям, всегда соответствовала и обгоняла все возможные нормы, а тут... Но сейчас я успокоилась и научилась принимать своего младшего как личность, которая вот уродилась такой какая есть:-)

Я думаю, что в таком случае очень здорово вообще не обращать внимания на игрушки, а подключать его ко всем взрослым делам. Мне так пришлось делать со старшим, играть он начал понемногу после 2-х лет. Варили суп, стирали, мыли посуду, резали картошку маленьким ножиком, поливали цветы, развешивали на сушку вытащенные им из машинки чистые вещи, ну, почти все, что я делаю. В это время, если удается, можно обыгрывать ситуации с происходящим, как бы играя, если хочется, если ему нравится... Ну, еще иногда снова начинать играть, а вдруг уже пришло время? Я в свое время так радовалась, что мой ребенок не обращает на машинки никакого внимания, а теперь в 4 года он их строит из всей мебели дома, в саду и где только можно.

Развитие отстающих деток. Пожалуйста, подскажите книжки, ссылки, игры, игрушки для 2-летнего ребенка с задержкой умственного и физического Иногда в какую -то игру они могут начать играть только через несколько месяцев, а может даже и год-два придется обучать.

Обсуждение

Тут мне Anon дала ссылочку и прочитала я там - вне зависимости от того, больной ваш ребенок или нет, он прежде всего ребенок. И не надо забывать, что первое. что вы ему можете дать, это радость. Чтобы он имел от жизни радость, чтобы ему улыбались, и вы обнимали друг друга.(мой вольный перевод).
Вот по-моему, это и есть главное развитие отстающих деток. Показывать ему красоту и научить его улыбаться и видеть улыбки:)

Детки с проблемами реагируют на те же игры что и детки без проблем. Главное - с ними надо заниматься терпеливо, долго. Иногда в какую-то игру они могут начать играть только через несколько месяцев, а может даже и год-два придется обучать. По-моему, не стоит их торопить. Подстраивайтесь под желания ребенка. Выясняйте хоть минимальный интерес - и все игры подстраивайте под это.
Я не считаю, что для развития и обучения проблемного ребенка обязательно знать диагноз. Диагноз в принципе:) нужен, но многие развивающие игры подходят всем. Ну какой например вред может быть от пальчиковой гимнастики, от того, что вы рассказываете ребенку о мире через его ощущения - фактурные игрушки,строите из кубиков, играете в куклы.
Все развивающие игры построены на обычных вещах и приемах.
Другое дело физическая активность, тут могут быть ограничения для ребенка который физически, например, не может ходить, это ясно.
Мне нравятся многие методики раннего развития. Здесь в 7-е есть. Уважительно отношусь к тому что делала Мария Монтессори, и соответственно методике. Вообще-то она начинала работать именно с проблемными детьми, у которых были отставания, а потом уже оказалось, что это полезно всем детям:)
Очень много интересного на сайте Лены Даниловой .
Еще посмотрите по развитию речиэто логопед.ру .Правда они очень уж многословны. Вместо того, чтобы сказать просто - мол хорошо играть в коструктор ролевые игры, они разводят статью на 30GB:)
Многие материалы для игр можно сделать самостоятельно и вместе с ребенком. Мы многое делали вместе. хотя реакция не всегда была нужная. Главное отказаться от поделок которые требуют много времени, лучше, по-моему, упростить, но чтобы было быстро. Иначе проблемному ребенку трудно удерживать внимание. И заниматься маленькими промежутками. И если ребенок кидает что-то, топчет. Откажитесь на время от этого материала, например бумажных поклеек, замените, в общем смекальте:)
Еще naturalmath.com Или можно посмотреть игры .Здесь сайт центра Лада .
Если еще что вспомню, напишу. А вообще могу просто перечислить всякие полезные игры если надо.
Еще хочу сказать, мое мнение, не стоит бояться сложных заданий, если простые у ребенка не получаются. Я не могу это объяснить с точки зрения нашей логики, но почему-то некоторые элементарные игры у нас не проходили, а сложные получались. Или вот мы научились рано читать, с трех, а в четыре уже самостоятельно, но разговаривать еще не могли. Необычно как-то, но так вот. Учила его читать, потому что ему было интересно, а не говорил, в быту:) он совершенно по другой причине.
Успехов малышу.

Как научить играть вместе?. Отношения с детьми. Детская психология. Поиграть в одну и ту же игру, используя разные правила. Ну вот лото, например. Показывать, что ее варианты игры (если она будет что-то в таких играх предлагать) тоже приветствуются и принимаются.

Обсуждение

А Вы представьте себя на ее месте:)
Пришли гости, и они ДОЛЖНЫ вести себя по ЕЁ правилам:))) А как же иначе? Или трехлетний ребенок покажет нам торжество этикета над собственной природой?
Иначе говоря, это нормально в ее возрасте:)
Если приглашаете много гостей-детей (больше одного) к дочке, приглашайте заодно и профессионального устроителя детских праздников...

Кстати, для меня вообще сейчас очень интересная тема - про совместные игры, их организацию и т.д. :) Поскольку мы тут объединились с двумя мамами, с одной уже практикуем некоторое время, другая как раз подключается... Мы по очереди устраеваем у себя дома мини-дет. сад. :)) Интересно, что обе они - садовские работники - одна - воспитатель, другая - преподаёт музыку, так что крому меня у всех опыт есть, но я надеюсь, что найду свой путь тоже в этом деле, теперь даже интересно стало, хотя сначала побаивалась... :))

Ирен, это все вместе. Моя не играет ни в какие соревновательные игры. Так я над этим работала:-) Плюс рано.

А вам надо играть с детьми лет семи-восьми, по описанию...

Татьяна Кюрегян
Роль игры в жизни детей дошкольного возраста

Роль игры в жизни детей дошкольного возраста

Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Недаром Н. К. Крупская в свое время писала, что «игра есть потребность растущего детского организма» , что игра для ребят – «учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Хотя в обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьёзное, развлекательное, о важности её для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт , что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребёнка. А учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре – неспроста.

Известный детский психолог Д. Б. Эльконин называет игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека» , дающей детям возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может.

Игра пронизывает всю жизнь ребят . Она органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому , что кажется им порой слишком скучным, обычным, надоевшим.

Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Каждый взрослый, будь-то воспитатель или родитель, должен знать игры , владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствии с возрастом дошколят для достижения педагогических целей.

Если говорить об игре в детском саду, то она помогает воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В игре воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из них. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают устанавливать с ними более тесный контакт.

"Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей . И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть больным или продавцом, учеником или косолапым мишкой. Обычно, играя с ребенком, мы следуем за его желанием : он сам объясняет нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми он недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей психики. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными - по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений, и т. д.

В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни . Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.

Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей , иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль , ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца.

Игра формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. Как иногда бывает трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями. При этом достаточно просто сказать неуклюжему ребенку, что теперь он будет зайчиком и должен прыгать так, чтобы его не услышала лиса, и все его движения станут точными.

Пример из практики. Дети в садике импульсивно играли друг с другом. Каждый ребенок занимался своим делом : рисовал, готовил обед, качал кукол, играл в магазин, да и просто бегал. Они настолько были увлечены играми, что даже не обращали внимания на то, что в группе стоял невероятный крик, который заглушал их самих. На просьбы воспитателя вести себя тише, дети почти не реагировали. Но тут взрослый громко сказал : "Ребята, давайте представим, что мы рыбки в море. Мы надуем щечки и поплывём путешествовать. А как вы все знаете, рыбы не умеют разговаривать, они молчат, будто набрали в рот воды". И, конечно же, после этой предложенной игры , дети успокоились и с большим удовольствием начали изображать рыб. В группе воцарилась тишина.

Коллективная игра требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей : и физических, и умственных. Игра особо требовательна к развитию речи ребенка : он должен объяснить, во что и как хотел бы играть, договориться со сверстником. Поэтому те дети, которые начинают поздно говорить, или их речь имеет нарушения, испытывают трудности в играх со сверстниками. В таких случаях следует как можно быстрее подключать специалистов и выявлять причины нарушения. Такая же ситуация складывается, когда при смене места жительства ребенок преодолевает языковой барьер, начиная говорить на чужом языке. Очень важно вовремя оказать ему психологическую помощь, иначе с ребёнком почти никто не будет играть.

Игра бурно развивает воображение ребенка : из стульев он сооружает поезд, из кубиков гараж. Ребенок постоянно импровизирует в игре. Пытается задействовать всех и вся вокруг себя. Хорошо, когда взрослый помогает придумывать сюжеты, а главное - непосредственно участвует в игре. Этим он не просто доставляет ребенку радость, а помогает ему в развитии.

Дети, наблюдая за взрослыми, стремятся подражать им во всем, жить с ними на равных, воспроизводя в игре то, что им близко и интересно (действия людей в быту, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В этих играх важна тема, содержание, последовательность отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик - самолет, мама учит дочку, а не наоборот) . Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. Они присущи ребенку после 3-4 лет.

Публикации по теме:

Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель 1младшей группы №2 Эрендженова Мария.

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста» Фольклор - это народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо» ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о том, как помочь своим зубам быть здоровыми ЗАДАЧИ: Обучающие: - Обучение.

Консультация для родителей «Подвижные игры и их роль в жизни дошкольников» Чем больше подвижных игр для дошкольников могут предложить взрослые, тем полнее удовлетворят жизненные потребности малышей. Кроме того,.

Все педагоги дошкольного образования знают, что игра - ведущая деятельность в детском саду. Дети очень любят играть. Они играют в разные.

Роль игры

В жизни ребенка

дошкольного возраста

Консультация для Родителей

Подготовила Шептикина О.Б.

Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста

«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень» (Л. С. Выготский).
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: От предметно – манипулятивных и символических, до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.


Дети очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь очень подвижные шумные игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабканье на закорки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренированности.
Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.
Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру. Для детей в первую очередь нужны куклы, изображающие взрослых людей разных профессий, или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру мебель, посуда. Мягкие игрушки, изображающие животных. Машины и разнообразный транспорт. Механические заводные игрушки развивают интерес к технике.
Очень полезны разнообразные строительные наборы и конструкторы. Они открывают простор для ребячьей фантазии. Для детей старшего дошкольного возраста подходят наборы из большого количества деталей, которые соединяются между собой различными способами. Пользование таким набором дает ребенку навык завинчивания гаек, действий ключом.
Самые интересные игрушки у детей – самоделки. Особенно ценны они тогда, когда ребята сами вместе со взрослым, под его командой включаются в процесс изготовления самодельных игрушек. Это развивает их самостоятельность, воспитывает желание трудиться.
Для детей всех возрастов необходимы игрушки, способствующие развитию движений.


К ценным игрушкам для детей следует отнести те, которые развивают у них смекалку, изобретательность, ловкость, пробуждают творческие возможности.
Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил сам другим детям. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому.
Оказывая детям помощь в организации игры нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности.
Игра – прекрасное средство воспитания.
Народная дидактическия игрушка – игрушка, в которой отображена народная мудрость, веселая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем чему-то научить. Народные дидактические игрушки, как и все русское народное искусство, составляют национальное достояние народа – дар народа малым детям.
Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.


А. С. Макаренко о том, что "игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра".
В играх предусмотрена их повторность, обеспечивающая упражнения для закрепления представлений, умений ребенка и отвечающая стремлению ребенка трех – четырех лет к процессуальности, к манипулированию с игрушкой.
В играх использован принцип самоконтроля.
Внеся в группу дидактической игрушки, сделав их доступными для детей, нужно разрешить задачу, поддержать интерес к игрушке и вместе с тем переключить его от импульсивного влечения к захвату игрушки, перевести к игре с нею; детскую активность, как необычайно ценное и значимое качество, подчинить разумной деятельности направленной на выполнение какой-то небольшой, но требующей некоторого усилия и вместе с тем доступной задачи.
Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним, воспитатель формирует взаимоотношение детей к игре. Одним из крупнейших отечественных педагогов В. А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок"
Некоторых детей считают очень требовательными, поскольку либо внимание взрослых безраздельно, либо их поведение таково, что взрослым приходится вмешиваться. Иногда за этим кроется скука – детям надоедают знакомые игрушки и повторяющиеся занятия. В такой ситуации не нужно новых и дорогих игрушек. Заскучавшего малыша можно «встряхнуть», включившись в его дела.
К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.


В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.)
Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим. И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.


В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески.
У ребенка формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения ребенка с предметами начинает подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека.

Полуторагодовалый – двухлетний малыш с ложкой, мячом, книгой, стульчиком действует совершенно иначе, чем шести-восьми месячный ребенок, т.е. активность ребенка более старшего возраста с этими предметами носит более осмысленный характер, соответствующий их общекультурному назначению.
Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к обучению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к обучению, то оно и развитие идут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь сделав обучение интересным занятием для ребенка, т.е. проводя его в форме специальных учебно – дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Первое требование к учебно – дидактическим играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры отвечающие следующим требованиям:
способность пробуждать непосредственный интерес у детей;
обеспечение детям возможности проявить свои способности;
вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;
предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;
доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков;
получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков.

Немаловажную роль в обеспечении интеллектуально – познавательной готовности ребенка к обучению в школе играет характер тех игрушек, с которыми он имеет дело. Необходимо обеспечить дошкольников как можно большим количеством разнообразных игрушек, которыми бы они смогли свободно распоряжаться. Детям важно предоставлять возможность и стимулировать их самостоятельному исследованию окружающих предметов.
Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие учебно – дидактические игры и игрушки, которые он может сделать собственными руками, собрать или разобрать. Нет надобности обременять детей, особенно трех – четырехлетнего возраста, технически сложными и дорогостоящими игрушками. Такие игрушки вызывают у детей обычно лишь временный интерес, и малополезны в их интеллектуальном развитии, связанном с подготовкой к школьному обучению. Более всего детям нужны такие игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие – многие другие.
В игре, как и в остальных видах деятельности, идет такой же процесс воспитания.


Изменение роли игры в дошкольном возрасте по сравнению с ранним детством связано в частности с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других более "взрослых" видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.
Еще одна воспитательная функция игр дошкольников заключается в том, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развитию его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.
Переходы между игровой и трудовой деятельностью в дошкольном и младшем школьном возрасте весьма условны, т.к. один вид деятельности у ребенка может незаметно перейти в другой и наоборот. Если воспитатель замечает, что в учении, общении, или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. Если, например, некоторые качества личности ребенок хорошо обнаруживает в учении, общении и труде, то на базе этих качеств можно строить, создавать новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед.
Игра является активной деятельностью ребёнка.
Все качества, свойства личности формируются в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.


Статьи по теме: