Авиационная карта. Обратимся к цифрам. Общие сведения о плане и карте

Радионавигационные карты относятся к категории специальных карт и являются важнейшим документом аэронавигационной информации, используемым при подготовке и выполнении полетов.

В настоящее время радионавигационные карты, публикуемые ЦАИ ГА, охватывают территорию России, государств СНГ и стран Балтии, все страны Европы, Азии, Африки, Ближнего Востока и Америки, а также Австралию. Кроме этого, ЦАИ ГА публикует обзорную карту воздушных трасс по территории России и сопредельных государств, кроссполярную карту, а также схему Московской воздушной зоны.

Все радионавигационные карты выполнены в равноугольной конической проекции Ламберта.

Данная проекция имеет следующие свойства:

- ортодромия для расстояний 1000 - 1200 км - практически прямая линия; для больших расстояний она представляет собой кривую линию выпуклую в сторону большего масштаба;

- локсодромия изображается кривой линией выпуклой к экватору;

Меридианы изображаются прямыми линиями, сходящимися к полюсу, а параллели – дугами окружности;

Угол схождения меридианов равен:

σ=Δλ sinφср ,

где σ - угол схождения меридианов;

Δλ - разница долгот меридианов;

φср - широта средней параллели сечения.

Радионавигационные карты ЦАИ ГА выполнены в различных масштабах: 1:1500000, 1: 2000000, 1: 3000000 и 1: 4000000 и содержат полную информацию, необходимую экипажам воздушных судов для выполнения полета.

Радионавигационные карты по территории России, государств СНГ и стран Балтии в настоящее время публикуются в новой нарезке.

Нарезка выполнена с учетом сложности навигационной обстановки и имеет переменный масштаб. Это позволило уменьшить количество листов с 36 до 11. Масштабы листов новой нарезки: 1:2000000, 1:3000000 и 1:4000000, в зависимости от плотности информации, отображаемой на листе.

Обзорная Карта Воздушных трасс России и сопредельных государств предназначена для эффективного планирования полетов, выбора оптимального маршрута и запасных аэродромов. Во время планирования и подготовки к полету штурманскому составу и администрациям авиационных предприятий необходимо иметь единую карту, целиком охватывающую всю территорию от аэропорта вылета до пункта назначения.



Карта выполнена в масштабе 1:4000000 и представляет собой склейку из девяти листов. Для отдельных районов, перегруженных информацией, применяются “врезки” с более крупным масштабом изображения.

Цветовая палитра радионавигационных карт ЦАИ ГА подобрана таким образом, чтобы облегчить летному составу чтение и понимание отображенной на них информации в различных условиях естественного и искусственного освещения.

Для нанесения на карту линий магнитных изогон используются исходные данные и специальные вычислительные алгоритмы, разработанные Институтом Земного Магнетизма и Радиоволн Академии Наук Российской Федерации.

Исходные данные обновляются ежегодно. Однако, в соответствии с рекомендацией ICAO отображать на полетных картах и схемах информацию о магнитном склонении в соответствии с эпохами его изменения, на публикуемых сегодня ЦАИ ГА радионавигационных картах линии магнитных изогон отражают состояние магнитного поля Земли на 2007 год.

ЦАИ ГА обеспечивает выпуск и постоянное обновление радионавигационных карт. Независимо от количества изменений, в опубликованной ранее аэронавигационной информации, РНК на территорию России и сопредельных государств переиздаются 4 раза в год, остальные - не реже 2-х раз в год.

Рисунок 5. Нарезка РНК. Страны СНГ. Рисунок 6. Нарезка РНК. Европа.

Рисунок 7. Нарезка РНК. Азия. Рисунок 8. Нарезка РНК. Африка.

Рисунок 9. Нарезка РНК. Австралия.

Рисунок 10. Нарезка РНК. Северная Америка. Рисунок 11. Нарезка РНК. Южная Америка.

На радионавигационных картах нанесены крупные естественные и искусственные площадные и линейные ориентиры, отметки высот, линии изогон магнитного склонения, воздушные трассы, аэродромы, границы районов центров УВД, радиотехнические и радиосвязные наземные средства, вспомогательные азимутальные сетки и сетки магнитных пеленгов, пункты выхода на связь.

В данном параграфе рассмотрим основные условные обозначения карт РНК:

Крупные населенные пункты
Отметки высот
Границы государств
Границы районных центров управления воздушным движением РЦ УВД и ВРЦ УВД.
Граница района аэродрома
Граница секторов внутри РЦ УВД с указанием азимута границы
Пункт УВД с указанием сектора, позывного, частот, режима работы и диапазона высот. В нашем примере в первом случае Архангельск контроль в секторе от А=060 до А=180 градусов работает на частоте 133.8 с 05ч00м и до 18ч00м и с 18ч00м до 05ч00м на частоте 134.4. Частота 132.3 резервная. Во втором случае на частоте 133.8 связь осуществляется круглосуточно (к/с) при полете на высоте до 8700м, и на частоте 134.8 круглосуточно на высоте 8700м и выше. Примечание: наряду с аббревиатурой к/с используются также п/п (по плану полетов, т.е. только когда запланированы полеты) или п/з (по запросу, т.е. по требованию экипажей). Данные аббревиатуры используются в описании режима работы различных РТС, зон с особыми режимами полетов, средств связи.
Граница с соседним листом карты РНК
Зоны с особыми режимами полетов. UU D158 - код зоны, диапазон высот 0-10000м, круглосуточно. Полеты в данной зоне в указанном диапазоне высот, в запрещены. Чаще всего полеты в данных зонах запрещены в периоды не имеющие определенной закономерности, в таких случаях вместо к/с пишется по НОТАМ. Режим работы зоны может описываться также конкретными интервалами времени.
Аэродром. Трассовый (а), Трассовый совместного базирования (б), внетрассовый (в), внетрассовые совместного базирования (г). Рядом с аэродромом располагается пояснительная надпись. В приведенном примере: аэродром Усть - Ильимск, частота ДПРС 431, позывные НМ, для одного направления посадки, ИУ для противоположного. ДПРС работают круглосуточно, внизу указаны географические координаты КТА(центр ВПП).
Аэродром с РСБН. Условное обозначение РСБН- циферблат, с ценой деления 30 градусов, или 1час и стрелка. Стрелка сориентированная относительно истинного меридиана, говорит о том, что это РСБН (стрелка сориентированная относительно магнитного меридиана-VOR). В пояснительной надписи канал РСБН пишется после данных ДПРС, в данном случае РСБН работает на 28 канале, режим работы по плану полетов, ниже даются географические координаты РСБН. Кроме того по сравнению с предыдущим примером появилась надпись Иртыш-118,5, это позывной и частота связи с диспетчером круга. Данная надпись может присутствовать в пояснительной надписи любого аэродрома, независимо от его оборудования (не стоит думать, что она не могла присутствовать в верхнем примере).
Аэродром с VOR (пример а и б) или VORDME (пример в и г). Условное обозначение VOR отличается от условного обозначения РСБН тем, что у VOR стрелка сориентирована по магнитному меридиану. Условное обозначение DME - прямоугольник в центре условного значка VOR. DME может быть и отдельным устройством, и его условное обозначение независимо от условного обозначения VOR. В пояснительной надписи на месте канала РСБН стоит частота VOR и его трехбуквенный позывной. Рядом может стоять режим работы VOR, ниже всегда пишут географические координаты VOR. Аэродром может быть оборудован и РСБН и VOR, в этом случае в пояснительной надписи пишется информация и о РСБН и о VOR.
Внеаэродромный VOR (а) VORDME (б). В пояснительной надписи указывается название VOR, а чаще всего он совмещен с пунктом донесения, в этом случае в пояснительной надписи указывается наименование пункта донесения. Далее пишется частота, трехбуквенный позывной и географические координаты.
Вокруг аэродромных и внеаэродромных VOR и РСБН, наносят вспомогательные азимутальные или радиальные сетки. Они имеют довольно большой радиус, чтобы не загромождать карту и обеспечить наибольшую точность определения радиалов и азимутов. Радиальная сетка сориентирована по магнитному меридиану, азимутальная по истинному. Сетка имеет цену деления 5 градусов, оцифрована во внутренней части шкалы через 10 градусов, и имеет 30 градусные цены деления, нанесенные более жирно, для определения радиалов и азимутов в часах.
Пункты необязательного (а) и обязательного (б) донесения. Рядом пояснительная надпись, включающая наименование пункта и его географические координаты.
Пункт обязательного и необязательного донесения, совмещенный с ШВРС. Рядом в пояснительной надписи пишется наименование пункта, частота и позывные ШВРС, режим работы, ниже позывные ШВРС в кодах азбуки Морзе, и географические координаты.
Вокруг ШВРС иногда наносят вспомогательную сетку пеленгов, она имеет меньший радиус, цену деления 10 градусов и оцифрована через 90 градусов. В отличии от радиальной сетки, сетка пеленгов имеет стрелку сориентированную по магнитному меридиану, в середине которой указывается магнитное склонение.
Участок воздушной трассы с двухсторонним движением, в начале и конце участка трассы указываются магнитные путевые углы следования по трассе, в центре в многоугольнике, одновременно указывающем направленность движения по трассе, расстояние, чуть выше наименование трассы, согласно сборнику ВТ.
Участок воздушной трассы с односторонним движением.
Участок воздушной трассы с односторонним движением с указанием диапазона высот, на которых можно следовать по данной трассе.
Участок спрямления воздушной трассы.
Радиовещательная станция с указанием наименования, частоты вещания, режима работы и географических координат

Все географические координаты на РНК указаны в формате: бГГГ ММ.м. Здесь “б”- буквенное обозначение стороны света (для широты “с”-северная, “ю”- южная, для долготы “в”-восточная, “з”-западная); ГГГ - градусы (для широты две цифры, для долготы - три), ММ- минуты, м- десятые доли минут.

В данном параграфе описаны основные условные обозначения РНК. Элементы условных обозначений и сами условные обозначения могут использоваться в различных комбинациях. Примерно 90% содержания карт РНК составляют рассмотренные условные обозначения. Их знания достаточно для грамотного использования карт.

Маршрутные карты масштаба 1:500000 (1:200000) предназначены для подготовки и выполнения полетов по местным воздушным линиям и вне их ниже нижнего эшелона.

- Местные воздушные линии с указанием их индексов, магнитных путевых углов, расстояний между двумя точками и направлений потока движения;

- границы МДП (ВМДП) с указанием данных управления;

- аэродромная сеть , вертодромы и посадочные площадки;

- радионавигационные точки с указанием их названий, обозначений, частот и географических координат;

- запретные зоны, зоны ограничения полетов, опасные зоны и заповедники с указанием их вертикальных границ; искусственные препятствия.

На карте обозначены естественные и искусственные наземные ориентиры (мосты, крупные линии электропередач, трубопроводы, отдельно стоящие маяки и т.п.), которые служат важными ориентирами для визуальной аэронавигации.

Дорожная сеть на карте нанесена достаточно подробно с указанием номера и названия важных шоссейных дорог.

Маршрутные карты для выполнения полётов по воздушным трассам масштаба 1:2000000 (1:3000000, 1:4000000) предназначены для подготовки и выполнения полетов по воздушным трассам Российской Федерации и сопредельных государств.

Международные, внутренние и спрямленные воздушные трассы;

Границы районов ОрВД с указанием данных управления;

Аэродромная сеть;

Радионавигационные точки;

Запретные зоны;

Справочные данные.

Детализация картографической основы представлена с учетом рекомендаций и требований Приложения 4 к Конвенции о международной гражданской авиации.

Казалось бы, быстрее и удобнее всего лететь по прямой между двумя аэропортами. Однако на самом деле по кратчайшему пути летают только птицы, а самолеты - по воздушным трассам. Воздушные трассы состоят из отрезков между путевыми точками, а сами путевые точки - это условные географические координаты, имеющие, как правило, определенное легко запоминаемое название из пяти букв, похожее на слово (обычно латиницей, но в русскоязычных используется транслитерация). Обычно это «слово» ничего не обозначает, например, NOLLA или LUNOK, но иногда в нем угадывается название близлежащего населенного пункта или какого-то географического объекта, например, точка OLOBA расположена недалеко от города Олонец, а NURMA - это окрестности деревни Нурма.

Карта воздушных трасс

Маршрут строится из отрезков между точками для упорядочивания воздушного движения: если бы все летали произвольно, это сильно бы осложнило работу диспетчеров, поскольку было бы очень сложно предугадать, где и когда окажется каждый из летящих самолетов. А тут все раз - и летят друг за другом. Удобно! Диспетчеры следят, чтобы самолеты летели на расстоянии не более 5 километров друг от друга, и если кто-то кого-то нагоняет, его могут попросить лететь чуть медленнее (или второго - чуть быстрее).

В чем секрет дуги?

Почему же тогда летают по дуге? На самом деле это иллюзия. Маршрут даже по трассам довольно близок к прямому, а дугу вы видите только на плоской карте, потому что Земля-то круглая. Проще всего убедиться в этом, взяв глобус и натянув прямо по его поверхности нитку между двумя городами. Запомните, где она пролегает, а теперь попробуйте повторить ее маршрут на плоской карте.

Маршрут полета из Москвы в Лос-Анджелес только кажется дугой

Есть, правда, еще один нюанс, касающийся трансконтинентальных перелетов. Четырехдвигательные самолеты (Boieng-747, Airbus A340, A380) могут летать по прямой. А вот более экономичным двухдвигательным (Boeing-767, 777, Airbus A330 и пр.) приходится делать крюк из-за сертификаций ETOPS (Extended range twin engine operational performance standards). Они должны держаться на расстоянии не далее определенного времени полета до ближайшего запасного аэродрома (как правило, 180 минут, но бывает и больше - 240 или даже 350), и в случае отказа одного двигателя сразу же отправляться туда для аварийной посадки. Получается действительно полет по дуге.

Чтобы увеличить «пропускную способность» трассы, используют эшелонирование, то есть, разводят самолеты по высоте. Конкретная высота полета и называется эшелоном, или, по-английски, Flight Level - «уровень полета». Сами эшелоны так и называются - FL330, FL260 и т.п., число обозначает высоту в сотнях футов. То есть, FL330 - это высота в 10058 метров. В России до недавного времени использовали метрическую систему, поэтому пилоты до сих пор по привычке говорят: «Наш полет пройдет на высоте десять тысяч метров», но сейчас тоже перешли на международную футовую.

Навигационный дисплей

Как набирают высоту?

«Четные» эшелоны (300, 320, 340 и т.п.) используются при полетах с востока на запад, нечетные - с запада на восток. В некоторых странах эшелоны делятся между четырьмя сторонами света. Смысл прост: благодаря этому между самолетами, летящими навстречу друг другу, всегда будет как минимум 1000 футов по высоте, то есть, более 300 метров.

А вот разница во времени полета с востока на запад и с запада на восток не имеет к эшелонам никакого отношения. И к вращению Земли тоже, потому что атмосфера вращается вместе с планетой. Все просто: в Северном полушарии ветры дуют чаще с запада на восток, поэтому в одном случае скорость ветра прибавляется к скорости самолета относительно воздуха (она условно постоянна), а в другом - вычитается из него, поэтому скорость относительно земли разная. А на эшелоне ветер может дуть со скоростью и 100, и 150, и даже 200 км/ч.

Направление движения самолетов на эшелонах

Как работает навигация?

Еще совсем недавно летчики умели ориентироваться в том числе по Солнцу, Луне и звездам, и на старых самолетах для этого даже были окошки в верхней части кабины. Процесс был довольно сложным, поэтому в экипажах присутствовал еще и штурман.

В аэронавигации используются наземные радиомаяки - радиостанции, посылающие в эфир сигнал на известной частоте из известной точки. Частоты и точки обозначены на картах. Настроив бортовой приемник со специальной «круговой» антенной на нужную частоту, можно понимать, в каком направлении от вас находится радиомаяк.

Если маяк самый простой, ненаправленный (NDB, non-directional beacon), то больше узнать ничего нельзя, но по изменению направления на этот маяк при известной скорости можно вычислить свои координаты. Более продвинутый азимутальный маяк (VOR, VHF Omni-directional Radio Range) тоже имеет круговые антенны и поэтому с его помощью можно определить магнитный пеленг, то есть, понять, каким курсом вы относительно этого маяка двигаетесь. Дальномерный маяк (DME, Distance Measuring Equipment, не путать с аэропортом Домодедово), работающий по принципу радара, позволяет определить расстояние до него. Как правило, азимутальные и дальномерные маяки (VOR/DME) устанавливаются в паре.

Именно так выглядит Лондон и его окрестности в приложении Flight Radar 24

Авиационные карты.

Общие сведения о плане и карте

В авиации карты используются при подготовке к полету, так и в процессе полета. При подготовке к полету карта необходима для прокладки и изучения маршрута полета; измерения путевых углов и расстояний между пунктами определения географических координат пунктов; нанесения точек расположения радиотехнических средств, обеспечивающих полет; получения данных о магнитном склонении района полета; изучения рельефа местности и определения высоты гор и отдельных точек местности.

В полете карты применяются для ведения визуальной и радиолокационной ориентировки; контроля пути и прокладки линий положения самолета; определения навигационных элементов полета. Карты нужны также службе движения для руководства полетами и контроля за правильностью их выполнения.

План и карта.

Изобразить без искажений поверхность Земли можно только на глобусе, который представляет собой земной шар в уменьшенном виде. Но глобусы неудобны в обращении. Поэтому подробное изображение земной поверхности выполняется на бумаге в виде плана или карты.

Планом называется условное изображение на плоскости в крупном масштабе небольшого участка земной поверхности.

План составляется без учета кривизны Земли.с. радиусом 10-15 км практически наносить на плоскость и изображать на бумагевсе элементы местности без искажений.

Для плана характерны отсутствие градусной сетки меридианов и параллелей; сохранение масштаба во всех точках и в любом направлении; большая подробность деталей местности и передача очертаний предметов без искажений. Планы составляются в масштабе 200 м в 1 см и крупнее. На них помещаются объекты, в изображении которых нужна большая подробность.

Картой называется условное изображение всей поверхности Земли или отдельных ее частей в уменьшенном виде на плоскости с учетом шарообразности Земли.

, Масштаб карты .

Масштабом карты называется отношение длины линии, взятой на карте действительной длине этой же линии на местности. Он показывает степень уменьшения линий на карте относительно соответствующих им линий на местности.

Как видно из определения, план и карта - это прежде всего уменьшенные изображения того или иного участка земной поверхности. Уменьшение зависит от принятого для плана или карты масштаба.

Масштаб бывает численный и линейный.

Численный масштаб выражается дробью, у которой числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее, во сколько раз действительные расстояния на Земле уменьшены при нанесении их на карту (1: 1 000 000; 1: 500 000).

Чем меньше знаменатель численного масштаба, тем более крупным будет масштаб данной карты.

Линейный масштаб представляет собой прямую линию, разделенную на равные отрезки, обозначенные числами, показывающими, каким расстояниям на местности соответствуют эти отрезки.

Линейный масштаб - это графическое выражение численного масштаба.

Отрезок линии, положенный в основу линейного масштаба, называется основанием масштаба . Обычно основанием масштаба для удобства измерений на карте берется отрезок длиной в 1 см. Расстояние на местности,

соответствующее основанию масштаба, называется величиной масштаба . Например, величина масштаба карты 1: 1 000 000 равна 10 км.

Подробности Олег Нехаев

Это – уникальная страница. На карте-схеме ниже отображены рейсовые самолеты, находящиеся в данный момент в воздухе, в полете. В реальном времени! По всему миру! Вы можете сами, перемещаясь по карте и масштабируя ее фрагменты, увидеть ситуацию с воздушным движением в любом уголке нашей планеты. (Требуется время для загрузки схемы. Лучше использовать браузер Google Chrome. Случаются перебои в трансляции.)

НАЙДИТЕ БИЛЕТЫ, КОТОРЫЕ ПОКУПАЮТ

Можете перейти на крупноформатную версию карты. Она размещена .

Обновите страницу, если прервалась трансляция полетов (Сtrl+F5).

Пояснения. Не все воздушные суда видны на карте схеме. Только те, которые оборудованы специальными радиоответчиками (транспондерами), и находятся в полетных зонах, где есть соответствующие принимающие станции. Например, территория Европы (страны ЕЭС) охвачена почти полностью. Отсюда поступает всеобъемлющая информация о пассажирских полетах самолетов.

Но, даже в тех регионах, где нет большой насыщенности н аземных станций, главные авианаправления, в основном, охвачены. Это х ор ошо видно по многочисленным силуэтам самолетов на разных континентах, отслеживемых в режиме реального времени. Но, напомним, что по причинам указанным в начале, не будут отображаться полеты старых модификаций судов, например, Боингов (727, 737-200, 747-100, 74 7-200, 747SP) и советских Ту-134, Ту-154, Ил-62, Як-42… (за исключением некоторых модификаций - "М") А вот новые российские лайнеры -- Sukhoi SuperJet 100, Ил-96, Ту-204 – отображаются без проблем.

Рекомендации. Двигая карту курсором, и масштабируя её колёсиком мышки, вы можете переместиться в интересующий вас регион. Если вы наведёте курсор на силуэт самолёта, он поменяет цвет. Кликните левой кнопкой мышки и откроется панель из которой вы можете узнать название авиакомпании, выполняющей полёт , номер рейса, аэропорт вылета и прилёта, тип лайнера (Type ) , высота (Altitude ) в футах (1000 футов = 0,3 км.) и скорость полёта ( ground speed ) в узлах (один узел равен 1,852 км/час) , время вылета и прибытия по расписанию (соответственно -- departure и arrival ) , фактическое время вылета и прибытия (actual и estimated).

При переходе в панель на карте появляется линия (трек) предшествующего движения самолета, цвет которой меняется в зависимости от высоты полета. Соответствие цветов показано ниже. Для удобного продолжения обзора карты полетов закройте левую колонку (возможно для этого придется нажать на силуэт активированного самолетика).

Карта полетов дает не только познавательную информацию, но и может стать реальным инструментом гражданского контроля за авиационным движением. Вы теперь можете сами проверять достоверность информации, которой снабжают пассажиров сотрудники авиакомпаний и аэропортов. Вы можете сами оценивать точность выполнения расписания авиаперевозчиками и планировать реальную встречу прилетающих пассажиров. А когда возникают проблемы с летной погодой, вы сами оцените ситуацию с «открытостью портов»… Предоставление данной информации правомерно и не является нарушением законодательства ни одной из стран, из которой поступают сведения о полетах.

Примечание. Информация о полетах вертолетов не отображается. Нет сведений и о нахождении в воздухе военных самолетов, за редчайшим исключением, которое допускают создатели этой программы из Flightradar .

Внимание! Из-за отсутствия наземных станций в некоторых малонаселенных регионах, над океаном, и при возникающих проблемах с передачей сигнала, отображение силуэтов самолетов на карте-схеме может временно исчезать и не отражать реальную ситуацию. Силуэт также может исчезать при нахождении самолета в нескольких десятках метрах от земли (непосредственно при взлете и посадке). Но в других случаях вы прекрасно можете видеть самолеты во время рулежки, разгона по полосе и набора высоты. Могут не полностью отражаться информационные данные во время полета о характеристиках самолета. Оранжевым цветом стали помечаться воздушные суда, которые отображаются на карте с пятиминутной задержкой. К эти мерам, в целях безопасности, стали прибегать технические службы некоторых аэропортов США (в основном), чтобы лишить злоумышленников, достоверной информации.

Отобрано для ВАС:

Статьи по теме: