Чем отличаются длинные нарды от коротких. Прохождение - длинные и короткие нарды. Ограничения и незаконные перемещения

Чтобы понять основную цель игры в нарды, нужно познакомиться с игровым полем. Оно имеет прямоугольную форму и разделено на две части. На каждой из них – по 12 пунктов, всего их 24. Они представляют собой треугольники, вытянутые от краев к середине доски, и имеют собственные номера – для каждого игрока свои – от 1 до 24.

Поле для нард

Чтобы играть в нарды, нужно осознать, что то, что для одной стороны будет цифрой 24, для другой окажется единицей, и наоборот. Это касается всех пунктов. Каждый игрок имеет по 15 одноцветных шашек, его задача – пройти ими по доске полный круг, выйдя из «дома» и, вернувшись в него обратно, вывести шашки за пределы поля. «Дом» – это шесть подряд идущих пунктов в одном из углов поля, начальная позиция двух соперников. В игре большая роль отводится случайности, так как обе стороны пользуются парой игровых костей. Существует множество всевозможных разновидностей нардов, однако мировое признание получили только две из них, а именно длинные и короткие. Для обоих видов правила, как играть в нарды, разнятся.

Как делать ход

В любом случае, право первого хода определяется путем бросания одного игрального кубика. Тот из участников, у кого выпало большее число очков, приступает к игре первым, а далее ходят уже в порядке очереди. На сколько пунктов надобно переместить шашку, обуславливается количеством выпавших на двух костях очков. Противники двигают свои фигуры друг другунавстречу, от 1 до 24 пункта. В коротких нардах разрешается не только помещать шашки на незанятые пункты, но и выбивать одиночно стоящие фигуры оппонента, а в длинных – нет. Ставить фигуру на пункт или выбивать шашку соперника нельзя, если на позиции стоит сразу несколько его фигур. Допустимо снимать только одну шашку и только из головы за один ход. Хорошо помогает обучаться играть в нарды видео, выложенное в свободном доступе в сети: можно на наглядном примере узнать о правилах игры.

Когда игрок двигает одну фигуру, требуется, чтобы хотя бы один из промежуточных пунктов между прежним ее местоположением и новым был свободен. Сбитая шашка помещается в «бар» – на линию, проходящую через центр доски. Перед тем, как двигать фигуры, надлежит вернуть обратно на поле все выбитые шашки, и расположить их в «доме» конкурента в соответствии с выпавшими на костях очками. В это время разрешается выбивать фигуры соперника.

Победа в нардах

Любой, кто умеет правильно играть в нарды, знает, что тот, кто снимет с доски все свои шашки, предварительно приведя их в чужой «дом», и становится победителем. Выбрасывать фигуры разрешается только тогда, когда они все в «доме». Если в момент их выбрасывания оппонент выбил с поля, хотя бы одну фигуру, ее нужно возвратить в «дом». До того, пока этого не случится, снимать фигуры нельзя, однако игрок может перемещать шашки внутри «дома».

Как упоминалось, большое значение в нардах отводится игральным кубикам. Так, количество пунктов, на которые требуется подвинуть фигуру во время первого хода, определяется очками, выпавшими сразу на обеих костях во время жеребьевки. Чтобы научиться играть в нарды, нужно понять, что непосредственно во время игры соперники по очереди бросают кубики, и ходят на количество пунктов, равное выпавшим на костях очкам. Возможен «куш» или «дубль» – на обоих выброшенных кубиках выпали одинаковые числа. Тогда очки удваиваются, а игрок получает право передвинуть одновременно 4 фигуры за ход. Если выпавшее число больше, чем расстояние от дальней фигуры до края доски, а все шашки – в «доме», с поля снимается самая отдаленная шашка. В той ситуации, когда во время хода есть только один вариант перемещения, позволительно передвинуть фигуру на большее количество пунктов, чем досталось очков. Если имеется несколько альтернативных ходов, лучше выбрать тот, на который нужно затратить две кости, а не одну. Когда шашки вообще невозможно двигать, ход приходится пропускать.

В чем разница между длинными и короткими нардами?

Правила игры в нарды длинные отличаются от вышеназванных только тем, что в них воспрещено выбивать фигуры противника. Кроме того, «дом» белых – пункты под номерами 13 и 18, а «черных» – 1 и 6. Также разница состоит в том, что в длинных нардах оба игрока двигают фигуры против часовой стрелки, то есть, не навстречу один другому, а друг за другом. Одно из правил гласит, что перед шашками оппонента ни в коем случае нельзя выстраивать непроходимый заслон. Снимать шашки с доски позволительно по выпавшим очкам: фигура выводится с того поля, чьему номеру соответствует количество набранных очков. В коротких нардах стартовая позиция сложнее. «Дом» игрока и «двор» игрока – позиции 6 и 1, 12 и 7 соответственно, «дом» и «двор» неприятеля – 19 и 24, 13 и18. Перед тем, как играть в нарды короткие, надобно расположить фигуры в верном порядке: по две – на позициях 1 и 2, и по четыре – на 12 и 19, и три – на пункте 17. То же, с учетом обратной нумерации, касается и оппонента.

Помимо длинных и коротких, существуют другие разновидности нардов, среди которых выделяются короткие кавказские. Их правила ничем не отличаются от принятых, однако шашки противника нельзя сбивать в своем «доме». Когда игра проводится со ставками, ее условия оговариваются в отдельном порядке между сторонами. Иногда используют так называемый «куб удвоения», который помогает вести учет роста ставок. Кроме того, во время «дубля» ставки поднимаются в два раза. При желании, можно оговорить с оппонентом максимальное количество «дублей» за партию.

Сколько фишек в нардах. Отличия в правилах игры

Многие слышали про нарды, но считают, что эта игра сложная или долгая, даже ни разу в нее не поиграв. Эта игра полна символики - 12 ячеек - месяцев, 30 фишек - дней/ночей, и на костях сумма противостоящих сторон равна количеству дней в неделе.

Современные правила появились в 1743 году в Британии. Сколько фишек в нардах - зависит от игры, их количество может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону.

В нарды играть несложно (игроки от 6 лет), она с простыми правилами, один тур длится примерно 10-20 минут.

Еще интересно то, что игра зависит от случайного значения кубиков, поэтому не нужно просчитывать каждый ход как в шахматах.

Короткие нарды или длинные?

Есть два основных вида — короткие и длинные нарды. Короткие требуют более высокого уровня мастерства игрока, поэтому турниры проводятся в основном по этому типу игры. Короткими их называют не по тому, сколько фишек в нардах, а из-за их динамичности и увлекательности.

При своем большом сходстве, эти игры имеют ряд отличий, которые изменяют игровой процесс.

Общего в них то, что они рассчитаны на двух игроков, каждому выдается по 15 одноцветных фишек, они расставляются в доме — своем углу игрового поля.

Одним из главных отличий является расстановка фишек и возможность разыграть битые шашки. Во время игры фишки проходят все игровое поле (в коротких нардах ходы ведутся в противоположных направлениях, в длинных нардах — в одном, против часовой стрелки).

Обойдя круг, фишки возвращаются в дом и выводятся с поля. Кто это делает первым, тот и победитель.

Игровое поле, кубики и фишки - одни и те же при игре в любые нарды. Сколько фишек должно быть, зависит не только оттого, длинные это нарды или короткие, но и от вариации любой из этих игр. Обычно их от 5 до 15 у каждого игрока.

В коротких нардах можно выбить блоты — ячейки с одной фишкой противника.

В длинных нардах обычно фишки находятся вне доски и по одной вводятся на игровое поле. Запрещается выставлять 6 фишек подряд, нельзя занимать поле, в котором уже стоит фишка противника, нет возможности выбивать фишки.

В коротких нардах нумерация ячеек индивидуальна для каждого игрока. Конечная четверть игрового поля (где вначале стоит 5 фишек) называется домом. Самая дальняя - 24-я ячейка, она же - 1-й пункт для противника.

Расстановка 15 фишек происходит так: 2 шашки на 24-й ячейке, 5 - на 13-й, 3 — на 8-й и 5 — на 6-й.

В длинных нардах дом представляет собой последнюю четверть поля, за 18 ячеек от головы.

Перед тем как начать игру, сколько фишек в нардах выбрали игроки, такое количество и расставляются вдоль своей стенки по всей длине. Далее они, в зависимости от значений, выпавших на кубике, перемещаются по полю. Можно ходить одной или двумя фишками.

Если на кубиках выпал дубль, то ход повторяется теми же или другими фишками на такое же количество ходов.

Для выбора очередности кидают кубик (еще называется костью или зарой). Первым делает ход тот, у кого выпало самое большое значение. Также этим определяется первоначальное расположение фишек.

Если значения выпали одинаковые, то проводят повторные броски до появления разных результатов. Игрок, начиная игру, передвигает фишки на количество ходов, равное выпавшим значениям обоих кубиков.

Далее в коротких нардах игроки по очереди выбрасывают по два кубика и двигают свои фишки от ячеек с большими номерами к меньшим (по часовой стрелке). Фишки одного цвета могут стоять одна над другой, это называется «на голове».

Одним ходом можно брать с головы только одну фишку, если только не выпал дубль на кубиках. На фишки соперника свои ставить нельзя. Если допустимого хода нет — он пропускается.

Стратегии игры

Не важно, сколько фишек в нардах, выигрыш очень зависит от случайных значений выпавших кубиков. Но есть, кроме воли случая, некоторые стратегии игры, выстраивающие её ход так, чтобы противник был вынужден пропускать свои ходы.

Поэтому рекомендуется не собирать фишки компактно, а распределять максимально по поверхности. И хоть по правилам нельзя ставить подряд 6 фишек, можно поставить 5, тем самым затруднив задачу противнику. Если нет какого-то стратегического хода, нужно стараться брать за ход по одной фишке с головы, иначе противник быстро доберется до 1 сектора несколькими своими фишками и перекроет вам выходы.


Чем отличаются длинные нарды от коротких, в чем заключается особенность каждой игры? Тактика для каждой разновидности, актуальные правила и некоторые интересные сведения про нарды.

Нарды представляют собой одну из наиболее древних настольных игр. Кстати, нарды и наиболее загадочная настольная игра, так как менее всего известно касательно нард об истории возникновения, хотя и есть более-менее приемлемая версия последовательной эволюции данной игры.

Наряду с шахматами, нарды представляют собой древнюю игру, которая на данный период распространена практически по всему миру.

Всего известно до сотни разновидностей игры в нарды . Конечно, дело тут обстоит примерно как и с шахматами: есть классический вариант и есть множество разнообразных дополнений и вариаций .

Наиболее популярными являются две разновидности данной игры:

  • длинные;
  • короткие.

История появления игры в нарды

Учитывая наличие в данной игре костей (которые тут называют зары), вполне возможно предполагать изначальное использование нард в качестве разновидности гадательной техники .

Как известно, многие игры появились именно из магических и гадательных ритуалов древности, к примеру, карты или кости как таковые.

Шахматы, например, изначально не представляли собой гадательную технику, но пытались выразить действительность через символическое изображение противоборства двух армий, которое вполне могло рассматриваться и буквально — как тренировка в тактических схемах, и метафорически — как своеобразное изображение модели диалектического развития мира.

Самую древнюю доску для нард отыскали на территории современного Ирана . Датируется данный предмет примерно тремя тысячами лет до новой эры.

Игры-протипы современных нардов

Раз тема эволюции нард затронута, кратко рассмотрим настольные игры из древних цивилизаций, которые служили своеобразными этапами на пути человечества к современным нардам:

  • ур – шумерская игра для высших сословий , играли в основном правители. Целью было провести 7 шашек по 20 клеткам доски. Как кости использовались маленькие кубики-пирамидки с помеченными краями;
  • сенет- египетская игра , найденная во многих гробницах и датируемая примерно 2700-2500 годом до новой эры. Точные правила до сих пор не известны, но речь идет об игре в которой тоже нужно провести свои фигуры по игровому полю, в сенете. Кстати, игровое поле содержало на некоторых клетках и специальные иероглифы;
  • табула – является римским потомком сенета и представляет собой практически современные нарды . Данная игра появилась из более ранних римских настольных игр, где варьировалось количество костей и количество игровых лунок.

Упоминания о нардах датируются шестым веком новой эры . Согласно записанному преданию, индийцы отправили персам шахматы для того, чтобы испытать смекалку персов, смогут ли они определить правила такой игры. Персы разобрались с шахматами и в ответ отправили нарды, которые были в ходу там.


Для персов нарды представляли собой сугубо символическую игру, которая отображала полноту абсолюта.

В основе игры лежит календарь :

  • четыре части доски – четыре периода года;
  • 12 лунок с каждой стороны – количество месяцев;
  • 30 камней на поле – количество дней;
  • кости на гранях имеют числа, дающие в сумме семерку – известное к тому времени количество планет;
  • камни символизировали звезды, а игровая доска – небо.

Длинные нарды — правила игры

Нарды – это одна из самых популярных игр жителей Ближнего Востока. Она сочетает в себе элементы случайности и тонкого расчета. Позволяет игроку наблюдать за волнами приходящей удачи, как своей, так и оппонента. Очень интересно не только играть, но и наблюдать за игроками.

Перестук катящихся по звонкому основанию деревянного игрового поля кубиков (их еще называют «зары»), щелчки переставляемых шашек, хитрые взгляды соперников, разыгрывающих свои комбинации, азартные возгласы и острые шутки. Благодаря всему этому, а еще своей динамичности, непредсказуемости и, в то же время, возможности применять различные стратегии, нарды стали популярны во многих странах.

А какие они, нарды?

  1. Игровое поле разбито на две половины . Благодаря этому обеспечивается динамичность, удобство хранения и переноски игры.
  2. Каждая половинка имеет 12 игровых пунктов , расположенных по шесть с каждой стороны. Итого получается 24. Они имеют форму сильно заостренных треугольников. В основании каждого из них сделаны ячейки.
  3. Нумерация пунктов начинается с «головы» . Это место «старта».
  4. Игрок управляет пятнадцатью шашками . Ходы определяются двумя игровыми костями.

Длинные нарды! Что может быть популярней этой разновидности?

Цель простая: сначала надо пробежать всеми шашками «домой», а после снять их с поля . Размер ходов будет зависеть от очков на зарах.

Сколько снимать шашек, и с каких пунктов, определяется так же игровыми костями. Дом «черных» — в пунктах 1-6, «белым» же необходимо попасть на поле 13-18.

Чей первый ход?

Противники бросают по кубику. У кого больше очков — тот начинает игру .

Расстановка перед игрой : сначала каждый расставляет свои шашки в «голове», это 24 позиция.

Перемещение осуществляется против часовой стрелки. Бросил «камни» — сделал ход . На каждый кубик – одно перемещение шашки. С «головы» два раза можно взять камни, но только на первом ходу, если игровые кости «выдали» 6-6, 4-4 или 3-3.

При этом необходимо неукоснительно соблюдать следующие условия :

  • перемещать шашки строго в соответствии с выпавшими очками;
  • можно занимать только свободное место или ставить свои шашки друг на друга;
  • неприемлемо суммировать очки для хода одной шашкой;
  • необходимо осуществить перемещение шашек на все выпавшие очки, даже если это не согласуется с планами игрока и будет ухудшать его позицию;
  • на один пункт, занятый своей шашкой, можно поставить и все остальные, но такая стратегия вряд ли приведет к победе;
  • как правило, существует несколько вариантов хода. Использовать надо все очки выпавшей комбинации. Это правило «полного хода;
  • если ходить нет возможности, то ход пропускается;
  • нельзя выстраивать свои шашки подряд, до тех пор, пока хотя бы одна из их коллег, служащих стану противника, не окажется впереди устраиваемого заслона.

Вывод шашек

Этот заключительный этап игры. Приступаем к нему только когда все шашки в «доме» .

Условия такие:

  • снимается шашка с позиции, соответствующей числу очков;
  • если такие пункты не заняты, то перемещаются шашки со старших позиций;
  • если очки больше, чем имеющиеся позиции, то берутся шашки с самых больших полей.


Не секрет, что нарды – это азартная игра. Для вычисления ставки выигрыша учитывается место и количество не выведенных шашек проигравшего игрока .

Если к моменту окончания игры сложилась ситуация в которой побежденный не успел снять ни одной своей шашки, то это называется «марс», и сумма выигрыша удваивается.

Короткие нарды — правила игры

Данная игра использует идентичное поле, которое разделяется на две половины, с каждой из которых располагаются две четверти поля: «дом», «двор» . Каждые две четверти принадлежат определенному игроку. Посередине поля располагается планка, которая называется «баром» и тоже является частью игры.

Поле имеет отдельную нумерацию для каждого игрока, которая начинается с самой дальней (противоположной левой) четверти и двигается по часовой стрелке до дома игрока. Другой игрок начинает отсчет собственных лунок с 24 лунки противоположного игрока.

15 камней, которые используются каждым игроком, располагаются по-другому по сравнению с длинными нардами . Расстановка для каждого игрока выглядит следующим образом:

  • 24 пункт – два камня;
  • 13 пункт – пять камней;
  • 8 пункт – три камня;
  • 6 пункт – пять камней.


Со временем вы сможете легко запомнить данную расстановку, а для начала просто можете считать лунки.

Игровой процесс

Цель коротких нард является идентичной цели длинных нард, то есть требуется перевести камни до собственного дома и далее, во второй части игры, снять камни с поля .

Игрок, который первым снимает собственные камни полностью – выигрывает .

Как двигаются камни?

Каждый игрок в начале бросает кость для того, чтобы определить, кто первый ходит. На первый ход игрок бросает две кости , далее ходят по очереди, числа на костях определяют количество возможных ходов.

Камни передвигаются против часовой стрелки , то есть от большего пункта к меньшему.

Основные отличия коротких от длинных нардов

Следует отметить особенности игры в короткие нарды , которые отличают эту игру от длинных:

  • «закрытым» считается пункт занятый двумя и более камнями противника , то есть один камень противника может быть выбит из лунки (об этом скажем далее);
  • ходы определяются костями , к примеру, 1-2 дает ходы для одного камня 1 и для другого 2, но возможно и суммировать для одного камня в 1+2, то есть в ход на три лунки, но нужно чтобы по ходу движения либо пункт 1 лунка от камня, либо пункт 2 лунки от камня были свободными, то есть цифры на зарах суммируются, но ходить нужно как бы в два этапа и чтобы была такая возможность;
  • дубли тут тоже дают четыре хода по выпавшему числу;
  • играть нужно наибольшее число ходов из возможных Если возможно сделать ход только либо по одной либо по другой кости, то ходят по большей, если из дубля возможно сыграть не все ходы, нужно играть наибольшее количество из доступных. Если же возможные ходы отсутствуют, игрок пропускает ход;
  • «блот» – так называется лунка, занятая только одним камнем , эти камни может выбивать другой игрок, если камень останавливается именно на этом пункте. После этого выбитый камень отправляется в бар, откуда игроку нужно возвращать камни снова в дом другого игрока, где вновь начинается движение до собственного дома;
  • каждому игроку при наличии камней в баре нужно прежде всего возвращать эти камни в игру . Возвращаются камни по числу на выпавших костях. К примеру, если выпало 1-2 — из бара игрок может выставить камень на 24 или на 23 пункты, если они являются открытыми. Если там только один камень другого игрока, то этот камень выбивается в бар.


Как видите, основное различие данной игры заключается в начальной расстановке и возможности выбирать камни соперника .

Во многом тактика коротких нард базируется именно на грамотном создании закрытых лунок, по два или более камня, и умелом использовании возможности выбивать камни соперника.

Итоговая стадия

По сути не отличается от длинных нард , но тут следует учитывать такую возможность, когда другой игрок только перемещает камни до собственного дома.

Более того, может быть такая ситуация, когда вы завели свои камни в дом, но другой игрок не только не завел, но и выбил какой-то ваш камень в бар. Тогда вам снова потребуется вести из дальнего пункта камень до собственного дома и только после этого снова начинать итоговую стадию.

Подсчет итоговых баллов может быть разным . К примеру, возможно считать игры по положению камней соперника. Когда соперник выкинул, хотя бы один камень, такое положение называется «оином» и равняется одинарной ставке, а «марс», то есть когда игрок не выкинул ни одного камня, равняется двойной ставке.


Также подсчет баллов может вестись по количеству не выкинутых камней . К примеру, после каждого матча подсчитывается количество оставшихся на поле камней противника и игра ведется до определенного счета.

Надеемся, предлагаемые сведения помогут вам освоить или узнать нечто полезное про короткие и длинные нарды.

Эти игры выглядят довольно-таки просто, но таят в себе огромную глубину и потенциал, использование костей добавляет тут элемент азарта и фортуны, а четкая структура игрового пространства предоставляет возможность применять различные тактики.

Данная игра вполне считается спортивной дисциплиной наряду с покером и другими подобными играми и, равно как любой спорт, способна помочь вам развить в себе интеллект и положительные качества характера.

Видео: правила и особенности игры в длинные нарды

Видео: правила и особенности игры в короткие нарды


Май 18, 2017 Александра

Нарды – это игра, история которой насчитывает не менее 5 тысячи лет. Именно такая датировка у найденной археологами доски. Еще с давних времен нарды были популярны на Востоке, особенно у местной знати и правителей.

На востоке эта игра известна под другими названиями:

  • трик-трак;

    бэкгеммон;

Современная распространенность и популярность связана с простотой игры. В нардах разобраться совершенно несложно. Кроме того, они способствуют расслаблению и успокоению. А еще развивается логическое мышление!

Нарды для начинающих. Основные понятия

Игральная доска сделана со специальными выемками, где располагаются шашки (второе название – «камни»). Для игры требуется два игральных кубика (зары или кости), тридцать шашек, из которых белых и черных поровну – по пятнадцать штук. Шашки могут быть и другого цвета. Например: красного и черного. Для игры нужно два человека.

Шашки двигаются против часовой стрелки по «пунктам» - это 24 треугольника, нарисованные на доске. Камни выставляются в изначальное положение, что называется «головой». Все свои шашки (выбранного цвета – белого или черного) необходимо провести через всю доску – в «дом».


Начинаем играть

Перед каждым ходом на доску бросаются кубики. Выпадает два числа. К примеру, кубики показывают 3 и 4. Получается, что первая шашка переставляется на 3 шага, а вторая – на 4. Ход с «головы» (самый первый в партии) является исключением – в данном случае игрок передвигает только один камень. Однако если шашка попадает на треугольники, где стоят шашки оппонента, то можно ходить сразу двумя шашками.

Игра в нарды для начинающих сложностей вызвать не должна. Смысл заключается в том, что игрок должен захватить как можно большее число «вражеских» пунктов. Таким образом, необходимо блокировать возможности хода сопернику.

Разновидности игровых стратегий:

    удержание – суть заключается в удержании двух камней в одной лунке (треугольнике), пока не получится выбить шашку, поставленную соперником под удар (блот);

    бэкгейм – в «доме» оппонента в одной лунке нужно постараться выстроить две шашки;

    блок – из шашек сооружается длинная стена, благодаря чему блокируется шаг оппонента.

    игра на скорость – камни максимально быстро передвигаются «в дом».

Понятие победы при игре в нарды для начинающих

Независимо от вариаций игры (длинные или короткие нарды), ничейная партия исключена. Победа остается за тем, кто первый выстраивает камни за бортом.

Существует несколько видов победы:

    Марс. Суть в расположении камней к концу игры: победитель выводит шашки своего цвета за игральную доску, а побежденный, наоборот, свои камни в «дом» завести не успевает.

    Домашний марс. Проигравший заводит камни в свой «дом», однако, вывести их не получается. Что касается победителя, то он выводит свои камни за игральную доску.

    Кокс. При игре в длинные нарды - это, автоматически означает, финиш партии. Побеждает тот, кто выводит камни за игровое поле. А вот при игре в короткие нарды - победитель успевает вывести шашки на доску, а побежденному не удалось снять собственные камни из «бара».

Система подсчета баллов единая для всех типов игры:

    простая победа – победитель получает 1 очко;

    марс – 2 очка;

    домашний марс – 3 очка;

    кокс – 4 балла.

Основные отличия между короткими и длинными нардами

Разница заключается в следующем:

    в длинных нардах многое зависит от случая, а вот в коротких – итог партии упирается в мастерство;

    при игре в короткие нарды первоначальная расстановка выглядит сложнее;

    в коротком варианте имеется куб удвоения (еще называется «даве»), благодаря чему ставку представляется возможным удвоить, тем самым, увеличив интерес партии;

    в длинных нардах нельзя сбивать одиночные шашки оппонента, а в коротких это разрешено.

Подробнее про длинные нарды для начинающих

На доске имеется 24 пункта (треугольника, лунки, ячейки), которые, в свою очередь, разбиты на четыре группы. Вначале игры два соперника выстраивают камни в высоту в одной ячейке, что называется «головой».

Цель каждого из игроков: завести камни в «дом» и снять их с поля быстрее, чем это проделает оппонент.

Право первого хода

Чтобы определить, кто первый ходит, игроки поочередно бросают кубики. У кого больше выпадет очков – того и первого шаг. За один ход с «головы» допускается снимать только одну шашку. Однако, как было отмечено ранее, есть в этом правиле исключение – выпавший дубль при первом броске.

Камни передвигаются против часовой стрелки. Если в лунке (ячейке) размещена шашка соперника, то туда заводить свою шашку не разрешается. В одной ячейке может размещаться сколько угодно шашек. Если для хода нет свободного места, то шаг переходит к сопернику.

После того как все камни (шашки) заводятся в «дом», их можно начинать убирать их с доски.

Игра в короткие нарды для начинающих

На доске шашки размещаются равным числом по определенной схеме в четырех пунктах. Суть заключается в том, чтобы провести камни через все игровое поле, передвигая их в «дом» и, убирая за борт. Кто быстрее пройдет этот путь - тот и одержал победу.

Здесь и кроются главные отличия

При игре в короткие нарды шашки различных цветов двигаются навстречу друг другу. Камни ставятся в незанятые ячейки. Одинокие шашки оппонента сбивать разрешено! Сбитая шашка отправляется на «бар» (середина игровой доски). За один ход можно сбить сколько угодно камней противника. А вот при выбивании шашки оппонента из своего «дома», она с поля не удаляется.

Двигать свои камни можно после того, как все сбитые шашки будут возвращены из «бара». Сбитые шашки выстраиваются в «доме» соперника при броске костей.

Лунка считается занятой, если там размещено две и более шашек противника. Двигать допускается одну или две шашки. В некоторых случаях даже четыре шашки: если на кубиках выпал дубль – два одинаковых числа.

Последний оставшийся камень заводится в «дом» по результатам выпавшего большего количества очков одного из кубиков.

После того, как все камни заведены «в дом», игрок начинает снимать их с игровой доски.

Это интеллектуальная игра, относящаяся к случайно-стратегическим типам настольных развлечений. За случайность здесь отвечают зары, ведь невозможно предугадать, какая комбинация цифр на них выпадет. Бывают случаи, когда один бросок костей может решить исход поединка, а иногда лишь правильно сделанный ход сможет помочь игроку выйти победителем из сражения. Это развлечение - смесь везения и мастерства.

Выпавшая комбинация на зарах вводит игрока в положение, из которого нужно найти выход с помощью тактически верного хода. Поклонники игры наслаждаются процессом, красотой ходов, возможностью применить мыслительные способности, а потом уже получают удовольствие от результата сражения. Несмотря на прямую зависимость исхода поединка от выпавшей комбинации на зарах, геймер сам принимает решение, какой ход ему сделать. Развлечение требует от игрока постоянного повышения уровня мастерства, развивая при этом различные качества и полезные навыки у человека.

Что общего и чем отличаются короткие нарды от длинных?

Разновидностей игры много, и у каждой есть свои поклонники. Но стоит отметить, что самыми распространенными вариантами нардов все же остаются короткие и длинные. Давайте проанализируем, что общего и в чем существенные отличия этих двух вариантов игры?

Общие черты:

  • Игровые поля и вероятность выпадения очков на зарах для обеих разновидностей одинаковы. Поэтому, чтобы попасть в определенную ячейку, необходимо стать не ближе всего к ней, а на четко определенное расстояние (как правило, шесть ячеек от нужной лунки).
  • Стратегия выброса камней и "улучшений" в процессе выброса.
  • В обоих вариантах невозможно сыграть больше, чем выпало на кубиках, то есть так называемый "ресурс" невозможно увеличить. Но можно снизить "ресурс" противника, а это и есть основа стратегии развлечения.
  • Первое и самое ярко выраженное отличие - это расстановка камней на игровом поле.
  • Правила игры в длинные нарды запрещают ставить свою фишку в ту ячейку, которая уже занята оппонентом, то есть сбитые шашки в партии отсутствуют. В короткой разновидности ситуация противоположная.
  • В длинном варианте существует возможность "запирания", например, игрок может заблокировать фишку противника, построив перед ней блок из 6 своих камней.
  • В длинном варианте ресурс противника можно снизить, заставляя его пропускать ходы, а в коротком - с помощью боя.
  • Парность, а также четность и нечетность шашек - важная составляющая тактики в коротких нардах, в длинных же этот фактор уходит на второй план.
  • Тактические приемы двух разновидностей не имеют ничего общего.

Казалось бы, отличия несущественные, но для настоящего любителя одного из вариантов разница между этими видами колоссальная. Все же стоит отметить, что короткий подвид более популярен и распространен в мире, лучше организован и его теория проработана доскональнее.

Как расставить камни?

Рассматриваемая настольная игра богата множеством тактических приемов и всевозможных стратегий. Тот, кто хочет освоить развлечение, должен для начала познакомиться с составляющими игрового поля и стартовой расстановкой на нем. Рассмотрим стартовое расположение фишек для коротких нард.

Игровое поле состоит из 24-ех треугольников, называемых пунктами. Эти пункты делятся на 4 группы, по 6 в каждой. Первая и вторая группа - это дом и двор одного участника, а третья и четвертая - дом и двор второго участника. Дома и дворы оппонентов расположены друг напротив друга. Ячейки пронумерованы от 1 до 24-ех.

Для игры соперникам понадобятся так называемые камни, каждый из участников использует в поединке 15 штук разного цвета (обычно белые и коричневые).

А теперь перейдем к начальной расстановке фишек. После того, как противники расставят свои камни на игровом поле, у них должен выйти зеркальный вариант расстановки друг друга. Два камня отправляются в самую дальнюю от дома игрока лунку с номером 24. Пять фишек располагаются в ячейке под номером 13, которая находится на той же стороне, что и двадцать четвертая. Три фишки ставим в лунку с номером 8. Это вторая лунка слева от центра игрового поля на стороне дома участника. И последние пять шашек отправляются в шестой треугольник, который расположен в доме игрока. С помощью этих камней игрок сможет построить препятствие для противника, мешающее его выбитым фишкам вернуться на поле боя.

Что касается длинных нардов, то здесь стартовое расположение намного проще. Все пятнадцать фишек игрок выстраивает в одну линию в ячейке номер двадцать четыре.

У каждого участника поединка своя нумерация треугольников, поэтому камни пересекаться не должны.

Бывает ли в поединке ничья?

Нарды - это настольная забава, которая пришла к нам с Востока. Ученые предполагают, что люди играют в нее уже более 5000 лет. И, тем не менее, она до сих пор не утратила своей популярности. С развитием современных технологий нарды перекочевали на просторы интернета.

В нарды можно играть дома - с друзьями и знакомыми, можно сразиться с компьютерным симулятором, а благодаря всемирной сети можно участвовать в турнире или чемпионате - попробовать свои силы с профессиональными игроками или любителями со всего мира.

Но где бы вы ни играли, с кем бы вы ни играли, ничья не предусмотрена ни при каких условиях. Победа достанется тому, кто первым выведет свои фигуры за пределы поля. Правилами предусмотрено много тонкостей, позволяющих избежать завершения поединка вничью.

ПРОБНАЯ ИГРА
без регистрации

Статьи по теме: