Цветные камни. кон игры «5 камней». Правила игры в классики

Детская игра "Пять камней " - доброе воспоминание из детства. Мы часто собирались с друзьями и устраивали соревнования до выявления одного победителя. А сама игра простая и манящая одновременно. Научившись в нее играть, уже едва ли разлюбишь или разучишься. Как на велосипеде кататься - один раз выучил и уже не забудешь.

Хотя, к слову сказать, игру любят не только дети, но и взрослые. Она развивает здоровый азарт и сплочает игроков. Можно без цирковых пристрастий посоревноваться в ловкости рук.

А для детей игра полезна вдвойне - ведь камушки - благодатный природный материал, который передает свою неповторимую энергетику, да к тому же экологически безопасный. Камушки такого размера, что идеально способствуют развитию мелкой моторики. Помимо всего прочего игра "Пять камней " развивает внимание, память, логику, усидчивость.

Для детской игры "Пять камней " нужно всего ничего - пять камней, удобную напольную поверхность и веселую компанию.

Камни лучше всего иметь свои. Ведь со временем руки привыкают к ним, и становятся ловчее. Хотя и общий набор камушек неплох.

Играть лучше всего дома, удобно расположившись на полу.

Детская игра "Пять камней", как и многие детские игры, подразумевает соревнование, а потому намного интереснее играть коллективно. Но, и одному можно неплохо развеяться и потренироваться в навыках.

Цель игры - подбрасывание и поднятие камней определенным образом.

Для начала игроки жребием определяют очередность и располагаются по кругу. У нас игра состояла из 10 этапов. Каждый участник должен быстрее всех пройти все 10 этапов. Однако, совершив ошибку, участник передает ход следующему игроку, и свой следующий ход начинает с незавершенного этапа.

I этап - По одному

Самый легкий, так сказать, подготовительный этап. Именно на этом уровне приходится напрячься начинающим игрокам, понять и приловчиться к принципу и технике игры.

Итак, все пять камней берем в правую руку и рассыпаем их перед собой на полу. Выбираем один камушек, берем его в правую руку, подбрасываем вверх. Наша задача - поднять любой из лежащих на полу камней и успеть поймать подброшенный одной правой рукой. Подняли один камушек - отложили его в сторону и снова подбрасываем один камушек и поднимаем с пола следующий. И так, пока не поднимем все четыре.

Если игрок ошибается, не успеет поднять летящий камень, то ход переходит к другому игроку. На начальном этапе разрешается делать несколько попыток поднятия камушка, главное, поймать летящий камень.

II этап - По два

Как и в первом этапе, рассыпаем все пять камней перед собой. Выбираем один для подбрасывания. Здесь важно учесть расположение лежащих на полу камней. Выбирайте камень для подбрасывания так, чтобы вам было удобно при броске схватить сразу два камня с пола. И, подбрасываем камень - поднимаем сразу два камушка с пола и ловим летящий. Откладываем два камня, таким же образом поднимаем оставшиеся два.

III этап - По три

Также как и в предыдущие два этапа, подбрасываем один камень и поднимаем сразу три камушка с пола. При удачной попытке, три камня откладываем в сторону, подкидываем один и поднимаем последний камушек.

IV этап - По четыре

Принцип тот же - рассыпаем все камни на полу, выбираем один, отлетевший дальше других, подбрасываем его и поднимаем сразу четыре камушка и ловим летящий.

V этап - Дружная компашка

На этом этапе наша задача - подкинуть камень, поднять один с пола, поймать летящий. Теперь, не откладывая в сторону уже поднятый, подбрасываем один камень в воздух, поднимаем второй, ловим подброшенный. Теперь держим в ладони два камушка, один подбрасываем, поднимаем третий с пола. То же самое с четвертым. В итоге у вас в ладони должны лежать все четыре камня и ловится пятый.

VI этап - Переменка

Держим в руке все пять камней. Один подбрасываем, пока он летит, кладем оставшиеся четыре камня на пол, ловим летящий. Снова подбрасываем, поднимаем вновь все четыре камня и успеваем поймать подброшенный.

VII этап - Арка

Теперь в игру "включается" левая рука. Указательный и средний пальцы левой руки упираем в пол, создав своеобразную треугольную арку. Четыре камушка выставляем в линию перед аркой. Наша задача - подбросить камень, пока он летит, загнать один камень в арку и успеть поймать летящий камень. Точно также подбрасываем камень и поочередно загоняем в арку все четыре камня.

VIII этап - Стойла

Левую руку располагаем на полу, растопырив пальцы. Это наша "конюшня", а промежутки между пальцами - "стойла". Все пять камней берем в правую руку и выбрасываем их на пол через левую. Теперь, нам нужно загнать "лошадок" - камни по одному в каждое стойло, подкидывая при этом один из них. Обязательное правило: все четыре камня должны быть "загнаны" в стойла по-порядку, не пропуская ни одного стойла.

IX этап - Футбольные ворота

Средним пальцем левой руки "захватываем" сверху указательный и размещаем руку на полу так, чтобы образовались «ворота». Все пять камней высыпаем через левую руку. Выбираем один, подбрасываем его и в любом порядке по одному загоняем камни в ворота.

X этап - Финал

Самый сложный этап. Все камни высыпаем на пол. Подбрасываем один камень, поднимаем один с пола и ловим летящий. Теперь подбрасываем два камня, поднимаем с пола третий и ловим два подброшенных. Теперь три камня подбрасываются вверх, поднимается четвертый, и ловятся все три. И наконец, подбрасываем сразу четыре камушка, поднимаем последний и ловим все камни. В руке все пять камней - игра закончена. Вы - победитель!

Можно начинать сначала.

Особо продвинутые участники в качестве супер-игры, устраивали поединок, проходя все этапы от первого до последнего без ошибок. В случае ошибки всю игру начинали с самого начала.

Удачи вам и веселого времяпрепровождения!

Активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Когда-то в далеком детстве мы все с удовольствием играли в игру "Камушки" или "Пять камешков", кто как называл.

Сейчас много пишут и говорят о пользе развития мелкой моторики. Она не только напрямую связана с развитием речи, но и активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

Когда-то в далеком детстве мы все с удовольствием играли в игру "Камушки" или "Пять камешков", кто как называл.

Для игры нужны были камешки - обычная речная галька. Каждый подбирал комплект из пяти камней для себя - под свою руку, кому-то нравились круглые камешки, кто-то выбирал плоские. Были у нас любители игры, которые всегда носили свой комплект с собой в кармане, а остальные просто подбирали с земли более-менее подходящие.

Играли мы и загорая у речки летом, и в дождливые дни, когда домой идти не хочется, а из-за дождя никуда особо не высунешься. Для игры нужна была небольшая ровная площадка утоптанной земли или ровный пол крыльца или беседки.

Для начала определяли порядок игры - кто за кем.

Суть игры - в подбрасывании и ловле камешков.

Шаг 1. Единички

На землю перед собой бросаются все пять камешков. Выбирается один из них. Это биток. Этот камешек подбрасывается в воздух и, пока он летит, необходимо поднять один из оставшихся на земле камешков и успеть подхватить этой же рукой летящий. Подобранный камешек откладывается в сторону и действие повторяется для всех оставшихся камешков.

Шаг 2. Двоечки

На землю перед собой опять бросаются все пять камешков. Выбирается один из них, причем нужно следить, чтобы оставшиеся четыре камня лежали попарно, как можно ближе друг к другу. Камешек подбрасывается в воздух и, пока он летит, необходимо поднять сразу два камешка из лежащих на земле и, конечно же, успеть подхватить летящий. Действие повторяется и для второй пары камешков.

Шаг 3. Троечка

Камешки бросаются на землю и подбирать надо сначала три камня одновременно, а затем один оставшийся.

Шаг 4. Четверочка

Вы уже, конечно, сообразили - сначала все камешки бросаем на землю, а затем за один раз все подбираем.

Шаг 5. Экзамен

Все пять камешков одновременно подбрасываются в воздух и ловятся тыльной стороной ладони. Затем, все камни с тыльной стороны опять подбрасываются в воздух и словить их нужно открытой ладонью. Сколько камешков словил - столько баллов заработал.

Игра повторяется сначала. Выигрывает тот, кто наберет больше всего баллов.

Переход хода к новому игроку происходит, если играющий уронил или не словил камень-биток, не поднял с земли нужное количество камешков или на экзамене не поймал в ладонь ни одного камня.

Иногда мы усложняли игру дополнительными правилами. Например, ловить биток нужно было не в открытую ладонь, а захватом сверху вниз. Или подобранные камушки не откладывались в сторону, а удерживались в кулаке.

Когда я был совсем малышом, у меня было два любимых развлечения: плескаться в воде и собирать камешки. С водой дела обстояли неплохо – можно было наполнить водой старый таз и забавляться сколько угодно; после игры вода использовалась по назначению, а таз возвращался на гвоздик в ванной.

С камнями дело обстояло хуже: они занимали место. Зачем они мне нужны, я внятно объяснить не мог. Круглые, плоские, гладкие, разных цветов, они меня гипнотизировали. Мне казалось, что перекладывая камни, я вношу в свой детский мир порядок, некую систему. Фактически я играл, только правила не мог изобрести. Я всё время перепрятывал их из банки в банку, из коробки в коробку, пока родители не находили и не выбрасывали мою заначку, поелику «и так дома хлама полно».

Думаю, в любой семье подобное случается, и каждый родитель с содроганием может вспомнить, как их отпрыски на отдыхе тащили с пляжа эти камушки горстями и ведёрками. И что же с ними делать, с этими сокровищами – то бишь с камнями и с детьми? Я вам подскажу.

Каждый из нас хоть раз задавался вопросом, какую же настольную игру человек придумал первой: карты? кости? шахматы? Играть в уме непросто, для тактического моделирования человеку требуется инвентарь, картинка, ну а что предоставляет нам природа? Воду, веточки и камни. И поскольку вода для игры как-то малопригодна, остаются камни. В середине прошлого века наука, похоже, окончательно выяснила, что древнейшей настольной игрой в мире является манкала.

Калах на песке

Строго говоря, игры с таким названием не существует: манкала (искажённое арабское naqala – «Перемещение») – это большая семья игр с перекладыванием камешков, её история по самым строгим предположениям насчитывает пять тысяч лет, а многие учёные дают ей и все семь. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это в колыбели цивилизации, на востоке Африки. Выбитые в камнях ряды лунок найдены в древнем городе Алеппо в Сирии, в храмах Мемфиса, Фив и Луксора в Египте и вдоль караванных путей в южной Африке, в пустыне Калахари. Даже в пирамиде Хеопса археологи нашли такую доску.

Манкала издревле была популярна у кочевых народов – не надо возить собой доску и фишки: достаточно выкопать в земле дюжину лунок, взять горсть кофейных зёрен – и можно играть. Сегодня почти у всех народов Африки и Азии существуют подобные игры. Число лунок, их рядов и камней варьируется, но основные принципы схожи: надо перекладывать камни так, чтоб занять лунку, дающую право отобрать камни у соперника, и в итоге скопить у себя больше камешков.

Помимо чисто развлекательного момента, подобные игры содержат «генетическую память» человечества о переходе от охоты и собирательства к земледелию. Движение по кругу символизирует цикличность года и смену сезонов, раскладывание камешков – одновременно посев зерна и сбор урожая, а пустые лунки – голод и недород. Здесь же прячутся древние гадательные ритуалы и самые первые счётные доски.

Поскольку подобных игр немало, не буду загружать вас лишней информацией и расскажу о самой популярной в Европе разновидности манкалы. Американец Уильям Чемпион, который в 1893 году организовал промышленный выпуск игры, назвал её «Калах» по названию пустыне Калахари, где, по его утверждению игра сохранилась в первоначальном виде.

На самом деле он взял за основу малазийскую манкалу «чонгкак», у которой много вариантов досок (от 5 до 9 лунок на одной стороне). Уильям Чемпион выбрал ту, которая с шестью, и немного упростил правила. В Германии детский вариант этой игры известен под названием «Apfelklau» («Укради яблоко»).

Правила игры

Набор для игры в калах представляет собой доску с двумя рядами лунок по 6 в каждом и 72 камешка. Справа и слева находятся большие лунки, «амбары» – их тоже называют «калах». В каждую лунку (кроме амбаров) кладётся по 6 камешков (если ребенок у вас еще маленький и не вытерпит долгой игры, можно начать с четырех камней в каждой лунке). Играют двое (правда, существуют наборы для игры вчетвером, но сейчас речь не о них).

Один из играющих берёт все камни из любой лунки в своём ряду и раскладывает их слева направо против часовой стрелки, по одному в каждую из следующих лунок – сначала в свои, а потом и в лунки соперника. Чужой калах пропускается, а в свой наоборот – кладётся один камешек. Если последний камень попадает в калах, игрок делает ещё один ход. В середине или в конце игры такая возможность обычно выпадает несколько раз подряд.

Если последний камень попадает в пустую лунку в своём ряду, а противоположная лунка противника не пуста, то все камни из этой полной лунки становятся добычей – их переносят в свой калах (и срубивший их свой камень тоже). Если в конце игры все лунки одного игрока окажутся пустыми, соперник переносит все оставшиеся в лунках камни в свой калах (так поступить он должен даже не в свой ход).

После этого проводится подсчёт. Всего камней 72. Выигрывает тот, в чьём калахе их больше 36. При счёте 36:36 засчитывается ничья.

Если как следует вникнуть в правила калаха, обнаружится дисбаланс. Когда первый игрок делает ход камнями из самой первой (левой) лунки, то последний камень попадает в калах; игрок сразу получает дополнительный ход и этим лишает второго игрока такой возможности. Для уравнивания шансов существует так называемое «правило пирога»: после первого хода второй игрок имеет право развернуть доску, то есть «забрать» этот первый ход себе. В таких условиях первому игроку невыгодно делать выигрышный ход: второй игрок его обязательно себе присвоит. В результате первому игроку приходится делать не сильный, не слабый, а самый сбалансированный ход. Думаю, вам это правило не понадобится – пусть ваш ребёнок просто ходит первым. Но вот если играют двое детей, оно, пожалуй, пригодится.

Особенно приятно то, что в манкале нет шахматных строгостей типа «тронул – ходи». Камни бывают неправильной формы, выпадают из пальцев, образуют в лунках неудобные горки. Потому считается хорошим тоном что-то поправить, разровнять камни в лунках, чтобы игроки могли без труда их подсчитать. Допустимо даже вынуть все камни из лунки, пересчитать их – и сложить обратно, ведь порой возникают ситуации, когда в лунках скапливается по 15-20 камней: воспринять такое количество «на глаз» просто невозможно.

Складной Калах

«Да ну, ерунда какая! – презрительно фыркнут некоторые сейчас. – Что может быть интересного в перекладывании камешков!». А между тем учёные не зря называют манкалу «африканскими шахматами» и относятся к ней серьёзно и уважительно, ведь в этой древнейшей игре нет никакого элемента везения, всё зависит только от внимания и интеллекта. В истории игр человечество нескоро вернётся к подобному подходу.

Когда я иду в гости к друзьям и приношу с собой доску и камни, то вижу, как их презрение и скепсис быстро сменяются радостным недоумением. Манкала завораживает и на неискушённого наблюдателя производит впечатление чистого шаманства. Она интересна и начинающим, и мастерам. Правила можно усвоить за пять минут, но сама игра далеко не так проста, как может показаться: у неё особая, трудноуловимая тактика, основанная на точном подсчёте. Всё решают нюансы, каждый ход полностью меняет ситуацию на доске. В частности, по этой причине манкалу в наши дни рекомендуют педагоги и воспитатели для развития у детей внимательности, счётных навыков и мелкой моторики.

Играя в манкалу, ребёнок очень быстро учится вычитать и складывать. Сперва, конечно, он будет мешкать и копаться, считать вслух, отсчитывать лунки пальцем, но не удивляйтесь и не хмурьтесь: вы и сами поначалу будете вести себя так же. Однако вскоре вы с удивлением обнаружите, что сильно улучшили свои счётные навыки и можете мгновенно сосчитать рассыпанные вещи (например, монетки, если их не очень много), без труда проделываете в уме сразу несколько довольно сложных операций на сложение и вычитание – и неплохо помните результаты. Уж в магазине-то вас точно теперь не обсчитают.

Сделаем свой калах?

Что ж, подведём итог. Камней, как я догадываюсь, у нас переизбыток? Отлично. Выбирайте для калаха камни не большие и не маленькие, и лучше круглые, нежели плоские (маленькие и плоские трудно подцепить и вытащить, а большие выпадают из горсти и быстро заполняют лунку). Лучший способ проверить камень на пригодность – покатать его в ладони: хороший камень что называется «сам просится в руку».

Если нет камней, сгодится что-нибудь другое: бусины, кусочки ластика, декоративные стеклянные «капли», шарики из глины, «пластики» и скомканной фольги. Если камешков достаточно, дело за малым: нужна доска. Очень не советую сразу бежать на улицу копать ямки: в Азии и Африке почва сухая и глинистая, и лунки получаются вполне приемлемые, а вот с нашим чернозёмом только перемажешься так, что камни от пальцев не отличишь. Песок не держит форму, на снегу зимой недолго и замёрзнуть… Про асфальт, пожалуй, умолчим.

Можно вылепить доску из гончарной глины или отвердевающего пластика, можно склеить её из картона (например, из упаковок от яиц), главное, чтобы лунки были не слишком глубокие. Лучше всего, конечно, приобрести готовый фабричный калах, однако такая покупка пробьёт ощутимую брешь в семейном бюджете, так что повремените с этим до того момента, когда болезнь перейдёт в хроническую стадию и игра проникнет в плоть и кровь.

А пока – крадёмся на кухню, отвлекаем маму… и утаскиваем полиэтиленовые крышечки для майонезных банок в количестве 12 штук, и ещё две побольше, от компота (маме мы заблаговременно покупаем новые в количестве, достаточном для подавления возникшей турбулентности). Далее берём дощечку и привинчиваем к ней наши трофеи по шесть в два ряда, плюс два компота (тьфу! – калаха) по бокам. Привинчиваем саморезами, поскольку полиэтилен ничем не клеится. А потом садимся и начинаем постигать тысячелетнее искусство игры в калах.

И не спешите забрасывать доску на пыльную полку, если игра вам наскучит! В мире существует много других разновидностей манкалы, калах просто самая известная, но отнюдь не самая красивая из них. Множество игр этого семейства дожили до наших дней, один только перечень займёт целую страницу. В Европе манкала почему-то не прижилась, а вот на чёрном континенте и на Ближнем Востоке, в Китае, в Индии, на Филиппинах, на Цейлоне в неё издревле играют все, от мала до велика, и о некоторых играх я вам непременно расскажу, так что доска вам ещё пригодится. А на юге у вас будет хороший стимул не ругать ребёнка, а помочь ему собрать самые красивые и удобные камни, пока море играет с берегом в свою бесконечную манкалу.

Да, кстати, забыл сказать: с водой у меня тоже всё сложилось хорошо – по профессии я гидробиолог.

1. Дети стоят друг от друга на расстоянии одного шага лицом в круг. Камешек передают одной рукой по кругу сначала в правую, потом в левую сторону. В зависимости от числа играющих камешков может быть три и более штук. Тот, кто уронил камешек, выходит из игры. Игра повторяется несколько раз.

2. Та же игра, но дети камешки друг другу перебрасывают.

3. Пять камешков лежат на столе. Один из них играющий подбрасывает вверх; быстро ладонью этой же руки стучит по столу, ловит брошенный камешек и перекладывает его в левую руку. Так он подбрасывает камешки один за другим, стучит ладонью по столу, старается каждый брошенный камешек поймать и переложить в левую руку.

4. Пять камешков лежат на столе. Каждый играющий по очереди подбрасывает один из них вверх, быстро хлопает в ладоши, ловит брошенный камешек и кладет его на стол. Так он подбрасывает камешки один за другим, хлопает в ладоши, ловит их и кладет на стол. Выигрывает тот, кто, поочередно подбрасывая, поймает все камешки раньше других.

5. Пять камешков лежат на столе. Один из них играющий подбрасывает вверх, ловит его и перекладывает в левую руку. Так поочередно он подбрасывает все камешки, в левую руку перекладывает только те, которые поймал.

6. Четыре камешка ребенок рассыпает на столе, один держит в руке. Подбрасывает его вверх, быстро берет камешек из лежащих на столе и ловит брошенный вверх. Из двух камешков в руке играющий должен один переложить в левую руку. Так, подбрасывая камешек вверх, ребенок берет один за другим камешки со стола, старается поймать брошенный. Если камешек поймал, перекладывает его в левую руку. Выигрывает тот, кто первый заканчивает игру.

7. Пять камешков лежат в левой руке. Один камешек играющий подбрасывает, ловит правой рукой. Пойманный камешек кладет на стол. Подбрасывая левой рукой второй камешек, ловит его правой и кладет на стол. Игра заканчивается, когда один из играющих все камешки, подбрасывая и ловя таким образом, переложит на стол.

8. Камешки лежат на столе на небольшом расстоянии друг от друга. Играющий берет один камешек левой рукой, бросает его вверх, а ловит правой. Берет левой рукой второй камешек, подбрасывает его вверх, ловит правой. Так играющий, подбрасывая один за другим камешки левой рукой, ловит их правой, перекладывая на стол.

Вариант

Та же игра, но камешки играющий подбрасывает вверх правой рукой, а ловит их левой.

9. Камешки на столе лежат парами на некотором расстоянии друг от друга так, чтобы их удобно было брать. Играющий подбрасывает один камешек вверх, быстро берет со стола пару камешков и ловит брошенный. Из трех камешков в руке два он кладет на стол, но в стороне от кона. Еще раз подбрасывает один камешек вверх, берет со стола другую пару камешков и ловит брошенный. И так первый играющий выполняет фигуры, пока не уронит камешек. Тогда игру начинает следующий ребенок.
По договоренности на кон играющие кладут от 3 до 6 пар камешков.

Вариант

Та же игра, но камешки на столе кладут тройками.

10. На столе рассыпаны камешки. Один камешек играющий берет в левую руку, подбрасывает его вверх, а правой рукой со стола берет один камешек и этой же рукой ловит брошенный. Два камешка из правой руки он кладет на стол, но в стороне от кона. Первый играющий выполняет фигуры, пока не уронит камешек. Игру но очереди начинает второй игрок, а первый дожидается своей очереди.
На кон можно положить от 5 до 10 камешков по договоренности.

Варианты

1. То же, но играющие камешек подбрасывают правой рукой, а берут со стола и ловят брошенный вверх левой рукой.
2. То же, но со стола играющие берут по два камешка поочередно то правой, то левой рукой.

Указания к проведению игр с камешками

Играть в камешки дети могут в помещении, а в теплое время года на прогулке, но только за столом. Чтобы подолгу не ждать своей очереди, участников игры должно быть не более 5 человек, у каждого свои камешки

Начинать играть в камешки нужно с простых упражнений и, пока дети не научатся выполнять простые фигуры, переходить к сложным играм не следует. Один игрок уступает очередь второму, если ему не удалось выполнить очередную фигуру. Игру закончить можно по-разному: или когда один из играющих выполнит безошибочно все фигуры, или когда все игроки выполнят фигуры. Тот, кто выполнил все фигуры и не уронил камешки, самый ловкий из играющих.

По материалам сборника Марии Литвиновой "Русские народные подвижные игры"

Так вот, камни бросить перед «аркой». Один подбросить, другой загнать в арку и словить летящий. Снова подбросить, третий в «арку», словить летящий и так далее. Все камешки должны оказаться под «аркой». Удалось? Идём к следующему трюку. Нет? Переход хода 🙂

Седьмой трюк «Гаражи» . Все пальцы левой руки ставятся на пол «когтями»; образуются ворота гаражей. Камни бросаются на пол из-за левой руки. Далее один камень в полёте, второй загнать в гараж. Каждый камень — в свой гараж.

Трюк восьмой «Дыра» . Средний и указательный пальцы левой руки делают дыру; опираем конструкцию на пол. Бросить камни рядом. Один камень летит, другой забрасывается в дыру; словить летящий камень. И так далее забросить в дыру все остальные камни.

Девятый трюк . Подбросить камень, другой схватить, поймать летящий. Подбросить два камня сразу, один словить, поймать два летящих. Подбросить три и схватить четвёртый, не потеряв те, что в воздухе. То же — с последним камнем.

Вы прошли все трюки? Самое время радоваться и свысока смотреть на других игроков. Но недолго, потому что есть ещё больше трюков в версиях игры 5 камней у «них». Первый видео-урок:

Второй видео-урок:

Третий видео-урок про игру 5 камней от «них»:

Четвёртый видео-урок про 5 камней:

Итак, удачных тренировок мелкой моторики и скорости реакции в игре 5 камней!

Кстати, говорят, чем лучше мелкая моторика, тем лучше мышление у человека…

Статьи по теме: