Функции игры. Игра как способ обучения устной иноязычной речи в начальной школе


Понятие игровой деятельности и ее отличия от других видов деятельности

Определение понятия «игра» является одним из труднейших вопросов психологии, как человека, так и животных. Обратившись к словарям, можно встретить следующие ответы:

– это один из видов активности человека и животных, возникающий на определенной ступени эволюции животного мира.

– это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта (спортивные игры, военная игра).

– это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.

– это исполнение определенных ролей.

Таким образом, понятие игры является очень емким и сложным.

Игра как вид деятельности присуща далеко не всем представителям животного мира, а только тем видам, в онтогенезе которых присутствует такой период, как детство. В частности, это представители позвоночных. Позвоночные – это наиболее высокоорганизованная и разнообразная группа животных, насчитывающая около 40-45 различных видов.

Ученые наблюдали игровую деятельность у многих млекопитающих, в частности у представителей всех семейств хищных млекопитающих, у приматов, а также у птиц. Игровая деятельность присуща также и человеку.

Все формы игры у любых представителей животного мира коренным образом отличаются от «серьезной» деятельности, но в то же время в них прослеживается явное сходство с конкретными, вполне серьезными ситуациями - и не просто сходство, а имитация. Это справедливо даже в отношений абстрактных игр взрослых людей - ведь покер или шахматы позволяют им дать выход определенным интеллектуальным способностям.

Главное отличие игры от деятельности другого вида состоит в том, что данный вид деятельности ориентирован не на столько на конкретный результат, сколько на сам процесс – правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Результатом игры не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.

Особенность игры состоит также в ее добровольном характере. Так, животное нельзя заставить играть путем положительного или отрицательного подкрепления. Условием возникновения игры служит комфортное состояние организма; отсутствие голода, жажды или неблагоприятных условий среды. Игровому поведению присущ высокий положительно-эмоциональный компонент – животным явно нравится играть. Так же и у детей. Ребенок не станет играть в случае, если не испытывает к данной игре интереса.

Таким образом, игровая деятельность – это явление, свойственное только тем представителям животного мира, в онтогенезе которых есть период детства. Главным отличием игры от других видов деятельности является ее «условный» характер, а также возникновение только в условиях эмоционального комфорта.

Функции игры

Одним из самых сложных вопросов в изучении игры является определение ее функций. Первые попытки определить функции игры предприняты в работах Г. Спенсера и К. Гросса – первых исследованиях игровой деятельности животных.

Согласно теории Спенсера, игровая активность рассматривается как расход некой «избыточной энергии». Иначе говоря, она возникает в случае, когда у животного нет необходимости в других формах поведения, существенных для выживания, таких как питание или спасение от хищников. Бездействовать же животное не может.

Иного мнения придерживается К. Гросс, трактующий игровую деятельность как «практику для взрослого поведения». Игра является упражнением в особо важных сферах жизнедеятельности. Она позволяет молодому животному без риска упражняться в жизненно важных действиях, ибо в этих условиях ошибки не влекут за собой пагубных последствий: в ходе игры возможно совершенствование наследственных форм поведения еще до того как недостатки поведения роковым образом «предстанут перед судом естественного отбора».

Таким образом, основная функция игры заключается в «подготовке к взрослой жизни». Происходит формирование охотничьего поведения, отрабатываются навыки будущего социального взаимодействия.

Все появившиеся впоследствии исследования соглашались либо с первой точкой зрения, либо со второй. В итоге были определяют следующие функции игры:

Ориентировочно – исследовательская или познавательная. Заключается она в том, что с помощью игры происходит накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их многообразии и свойствах.

Развивающая функция. Игра помогает представителям животного мира развивать качества, которые являются характерными для данного вида: реакционность, быстроту, ловкость и т.д.

Функция социализации, которая выражается в приобретении посредством игры навыков общения.

Данные функции отражают большое значение игры в развитии животного или человека.

Изучение игровой деятельности является одним из самых сложных вопросов науки в течение многих десятилетий. К ней обращаются не только представители психологии и педагогики, но также и ученые – социологи, зоопсихологи, этиологии и ряда других областей знаний.

Так, в психологии первая фундаментальная концепция игры была развита в 1899 г. немецким философом и психологом К. Гроссом. До него вопросы игры частично затрагивал английский философ Г. Спенсер. Впоследствии появились теории зарубежных и отечественных исследователей - К. Бюлера, Ф. Бейтендейка, Л.С. выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.

В течение XX века появилось множество исследований, посвященных исследованию игровой деятельности у различных представителей животного мира. Основной целью изучения игры у животных является объяснение ее природы, сравнение ее с игрой человека, а также определение ее функций и роли в процессе развития животного и человека. Среди таких исследований можно назвать работы Н.Н. Ладыгиной-Кате, Л.А. Фирсова, Д. Фосси.



Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие человека трудно переоценить. Игра органически при­суща любому возрасту и при умелом руководстве со стороны специалиста - квалифицированного аниматора - способна тво­рить чудеса. Она помогает аниматору сплотить группу, вклю­чить в активную деятельность замкнутых и застенчивых тури­стов, работать как со взрослыми, так и с детьми.

Существуют разные игры: подвижные, сюжетные, музыкаль­ные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны, но особое место среди них занимают под­вижные игры, характерной чертой которых является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их примене­ния в различных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, человек испы­тывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.

Важное значение игровой деятельности в туризме состоит в активном приобщении туристов посредством игры к участию в творческом процессе, а также в снятии психологического на­пряжения, раскрепощении скрытых резервных сил и выявлении интеллектуальных возможностей личности.

Процесс развития различных форм игровой деятельности в туризме сложен, многогранен и зависит от влияния объектив­ных и субъективных факторов. Поэтому отдельные параграфы в учебно-методическом пособии посвящены характеристике основных функций игры, художественным принципам модели­рования зрелищно-игровых и конкурсных программ, сценарно-режиссерским основам технологии игровой деятельности.

1. ИГРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
1.1. Определение и структура игры

Понятия «игра», «играть» отражают тайные, скрытые цели, интриги людей (игры политические, парламентские, номенкла­турные). Лексический потенциал этих понятий и их производ­ных огромен: играючи (без усилий), игривый (веселый, шалов­ливый), игрушка (вещь для развлечения и одновременно по­слушное орудие чужой воли), игристый (напиток). Мы гово­рим - игра слов, чувств, страстей. Мы говорим - играть, подра­зумевая такие понятия, как резвиться, забавляться, проводить время в отдыхе, развлечениях, досуге. Вместе с тем играть - это исполнять роль в спектакле, какое-либо музыкальное произве­дение, состязаться в конкурсе, соревновании, делать ход в шах­матах. И уж совсем, казалось бы, парадоксальное: играть - рис­ковать жизнью; играть - использовать чувства другого, пренеб­регать самолюбием человека, заниматься чем-то несерьезным, притворяться, проявляться, занимать место и т. д.

Слова игра, играть в русском языке чрезвычайно многооб­разны, употребляются и в значении развлечения, и в переносном значении (игра с огнем), и в значении чего-то необычного (игра природы) или случайного (игра судьбы). Слово играть употреб­ляется в значении притворства (играть комедию) или раздра­жающего действия (играть на нервах); занимать какое-либо по­ложение (играть руководящую роль); обращаться с чем-либо легкомысленно (играть с огнем, играть с людьми); проявляться в особом блеске (солнце играет на воде, волна играет). Хотя в толковых словарях и различают прямое (основное) и перенос­ное значения этих слов, их различие не представляется доста­точно ясным.

Игра - понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, прогнозирующими процессы, обусловленные мно­гими факторами. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т. п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов. Дли­тельно применявшиеся организационные, популяционные, даже теологические системные объяснительные модели в данное время заменяются игровыми.

В древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра), атиро (игра-забава, пустяк, пустое развлечение), агон (поединок, состязание, соревнование). В сан­ скрите - пять значений игры: игра детей; игра-представление; игры-шутки, фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство.

«Русский энциклопедический словарь» (1877) относит к иг­рам хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, кон­ские ристалища и даже демонстрацию зверей в цирке.

Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена про­изводственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим опе­рациям. Существенным в труде является его общественная сущ­ность, специфический характер трудовой деятельности, которая вместо того чтобы просто приспособляться к природе (как жиз­недеятельность животных), изменяет ее. Игра связана с практи­кой, воздействием на мир. Игра человека - порождение деятель­ности, посредством которой он преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, ото­бражая действительность, ее преображать. Впервые появляясь в игре, эта человеческая способность в игре впервые и формиру­ется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное центральное и самое общее значение игры.

В обыденном сознании людей игра остается легковерной заба­вой, развлечением, делом не очень важным и не очень серьезным.

В общественной практике и науке последних лет понятие иг­ры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни и культуры, принимается как общенаучная, серь­езная категория.

В науке сложились разнообразные трактовки детской игры: как универсального понятия игры и игры как специфического социально-культурного явления. Но и первая, и вторая трактов­ки понимают ее как активно-преобразовательную деятельность, которая открывает большие возможности исследовать воспита­тельный потенциал игры.

Для понимания сущности игры важно различать субъектив­ное и объективное значения. Субъективное значение игры опре­деляется ее мотивом, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в самом процессе игровой деятельности. Игра содействует формированию физи­ческих и духовных способностей человека, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой.

Игра - это школа общения, действенное средство нравствен­ного воспитания, модель взрослой жизни, когда происходит не только знакомство с различными профессиями, но и учеба ценить труд, ощущать гордость быть тружеником.

Игра - это особая модель поведения, которая помогает адап­тироваться личности как в кругу семьи (отдельно взятой ячейке общества), так и в окружающем ее социуме.

Игра - это неотъемлемая часть жизни, которая компенсирует все ограничения и запреты, становясь ее крепким фундаментом. Она воспроизводит стабильное инновационное в жизненной практике и значит является деятельностью, в которой стабиль­ное отражают именно правила и условности игры - в них зало­жены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития личности. Иннова­ционное идет от иррациональной установки игры, которая спо­собствует тому, чтобы играющий верил (или не верил) во все, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за ее рамки. Эти противоречия и сохраняют целостность фено­мена игры.

Игра - непринужденная деятельность в воображаемой ситуа­ции по определенным правилам. И если субъективная цель, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духов­ных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.
Структуру игры составляют сюжет, содержание и мо­тивы.
Сюжет игры - это непосредственное действие, воспроизво­дящее в игре житейские отношения или почерпнутое из прочи­танной (прослушанной) сказки.

Мотивы игровой деятельности отражают более непосред­ственное отношение личности к окружающему. Значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к ее собствен­ному внутреннему содержанию. В игровой деятельности людей отпадает возможное в их практической деятельности расхожде­ние между мотивом и прямой целью действия субъекта. В игре совершаются действия, цели которых значимы для индивида по их внутреннему содержанию. В этом основная особенность иг­ровой деятельности и в этом ее основное очарование.

1.2. Основные функции игры

Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспи­тания. С помощью игры познается мир, воспитывается творче­ская инициатива, пробуждается любознательность, активизиру­ется мышление.

Главное назначение игры - развитие человека, ориента­ ция его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хоро­ший эмоциональный заряд бодрости и т. д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.

К основным функциям игры относятся:


  • коммуникативная - обладающая экспансивным влияни­ем. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зри­телей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные кон­такты;

  • деятельностная - выявляющая взаимодействие людей
    друг с другом и окружающим миром;

  • компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизнен­
    ное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;

  • воспитательная - организующая деятельность человека.
    Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;

  • педагогическая, дидактическая - развивающая умения
    и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);

  • прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;

  • моделирующая - связывающая действительность с нереальным;

  • развлекательная - создающая благоприятную атмосферу,
    превращающая научное мероприятие в увлекательное приклю­чение;

  • релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;

  • психотехническая - перестраивающая психику игрока для
    усвоения больших объемов информации;

  • развивающая - корректирующая проявления личности
    в игровых моделях жизненных ситуаций.
В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, играющие включаются в практиче­скую деятельность, развиваются физически; с другой - получа­ют моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятель­ности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию ак­тивности, фантазии, нестандартного мышления. Широко ис­пользуются игры ролевые, дидактические, сюжетные, подвиж­ные, географические, литературные, математические, познава­тельные, шуточные и музыкальные. Подчинение правилам иг­ры воспитывает организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.

Широта кругозора человека, его творческая активность, эмо­циональный настрой имеют большое значение в проведении деловых игр, в процессе которых проявляются индивидуальные особенности, вырабатывается интуиция, происходит раскрепо­щение, преодолевается психологический барьер, активизируется память.
1.3. Игра как фактор развития и воспитания творческой личности

История свидетельствует о древнем происхождении игр. Они являются средством развлечения, общения, отдыха. В игре че­ловек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, поэтому является также средством воспитания, обучения, фор­мирования мироощущения человека.

Игра в качестве средства общения особо ценна: человек зам­кнутый в игре чувствует себя свободно, а импульсивный, под­чиняясь логике игры, ведет себя сдержаннее; между незнако­мыми людьми налаживаются дружеские отношения.

Каждая игра обладает набором правил, которые предусмат­ривают получение игроком выигрыша или проигрыш. Каждый игрок стремится выиграть.

Характерная особенность игр - постоянство их правил. Большинство правил веками не изменяется (например, правила игры в лото, шахматы, городки и др.). Популярность некоторых игр со временем уменьшается. Однако техническое переосна­щение игр придает им новый импульс. Так, в популярных ком­пьютерных играх числятся игры-перевоплощения, классические настольные игры, интеллектуальные карточные игры.

Единая и исчерпывающая классификация игр отсутствует. Определение факторов игровой деятельности человека имеет не только познавательную, но и практическую направленность, обеспечивая в дальнейшем возможность создания новых игр с ожидаемыми последствиями.

Следует анализировать не только сам процесс игры, но и пе­риод жизни человека, предшествующий игре. Важны периоды формирования личности игрока, мотивации игры, принятия ре­шения об игре, непосредственной игры. На протяжении различ­ных периодов жизни человек взаимодействует с окружающей средой. Под влиянием среды формируются установки личности, оцениваются возможности удовлетворения потребностей и воз­действия человека на игровую среду. Окружающая среда в соче­тании с особым внутренним миром человека детерминирует его поведение как участника игры. Изучение периода жизни игро­ка, предшествующего игре, поможет раскрыть происхождение и развитие его игрового поведения.

Существуют игры-упражнения, главное назначение кото­рых - воспроизведение предметных действий, и ролевые игры, в которых на первый план выдвигается воспроизведение обще­ственных отношений и трудовых функций. Игра является хоро­шим методом обучения и воспитания. Она социальна по своему происхождению, своей природе и именно поэтому она социаль­на по своему содержанию. С помощью игры не только познается окружающий мир, но и воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, формируется чувство ритма, » вырабатывается пластичность, активизируется мышление. Бла­годаря игре люди легко вовлекаются в различные действия, учатся взаимодействовать с окружающими.

Игры оказывают большое влияние на интеллектуальное, эс­тетическое, духовное, нравственное развитие человека. Они учат соотносить свою позицию с позициями других игроков и доставляют радость творчества, победы.

Менеджеру туризма, организующему досуг, необходимо знать все разновидности игр: спортивные, интеллектуальные, народные. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живет уважение к прошлому и вера в будущее.

Игра имеет определенные задачи, решение которых требует необходимых знаний и умений. Для подвижных игр с правила­ми оформление игровой задачи имеет важное значение. Во мно­гих из них игровая задача оформляется в виде ролей.

Разнообразные дидактические и подвижные игры способст­вуют уточнению восприятия отдельных качеств вещей, разви­тию наблюдательности, формированию обобщений и других сторон интеллектуальной деятельности, совершенствованию координации движений, а также развитию быстроты, силы, мет­кости, ловкости.

Почти все эти игры, поскольку они являются коллективными и требуют выполнения определенных правил поведения, имеют существенное значение для воспитания воли, умения подчинять свои действия общей задаче.

Техника многих игр отрабатывалась столетиями, достигая своего художественного совершенства, поэтому установить ав­торство многих из них невозможно.

Моделей игры не так-то уж много, а вот разновидностей забав великое множество. Вся педагогическая мудрость игры -в ее простых или чуть усложненных (заданных) правилах, в обычном ее описании. Взяв игру как заготовку, менеджер-ани­матор продумывает сам, какому возрасту детей она подходит, усложняет или облегчает правила и технологию той или иной игровой миниатюры. Таким образом, игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости. Игры могут с успехом применяться при органи­зации детского, подросткового, молодежного и семейного досу­га на туристских объектах, маршрутах.

Игру необходимо рассматривать как явление культуры, про­цесс творческой деятельности личности с целью самореализа­ции. Являясь сокровищницей человеческой культуры, они отра­жают все области материального и духовного творчества людей. Изучением игр занимались и занимаются многие отрасли зна­ний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

В литературе рассматриваются: роль игры, ее распростране­ние, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности, функции и предназначение игр и т. д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считают игру весьма полезной для воспитания. Напри­мер, в игровой деятельности туриста объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, туристы практически включаются в трудовые действия, развиваются физически, при­выкают самостоятельно действовать, с другой - получают мо­ральное и эстетическое удовлетворение от игры, углубляют по­знания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всесто­роннюю физическую подготовленность (через непосредствен­ное овладение основами движения и сложных действий в изме­няющихся условиях коллективной деятельности), совершенство­вание функций организма, черт характера играющих туристов.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е. полу­чение результата.

Понятие «игра» включает множество различных форм игро­вого фольклора, каждая из которых в конечном счете способст­вует всестороннему развитию туристов: физическому, психоло­гическому, интеллектуальному. Подвижная народная игра явля­ется той разновидностью игрового фольклора, преимуществен­ная ориентация которой заключается в активизации двигатель­ной деятельности.

Первоначально игра отображала только трудовые или быто­вые действия. Постепенно это понятие расширялось и в него вкладывалось уже более широкое содержание. Если в историческом плане подвижная игра представляет собой подражание выполнению какого-либо трудового, бытового или военного действия, то в настоящее время такое действие не всегда осозна­ется играющими. Дети, например, выбирают игру сообразно опыту взрослых, но это не исключает, а предполагает, что в нее постоянно вносится творчество самих играющих, их небольшой, но все же определенный жизненный опыт. Вместе с тем проис­ходит постепенное абстрагирование, частично связанное с со­стязательным характером, стремлением проявить превосходство в тех или иных двигательных действиях, физических качествах и т. д. Именно поэтому состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что определенная часть их легла в основу формирования спортивных игр. Развивающийся спорт также оказывал влияние на народные игры.

Любая народная игра, попадая в иную среду, в зависимости от условия бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета. Принадлежность игры к тому или иному этнографиче­скому району или региону следует определять по наибольшей полноте сохранения первоначальной игровой канвы. В одних случаях игра сохранилась более полно, в других - частично, в третьих изменилась настолько, что лишь пристальное изуче­ние сюжета может дать ключ к отысканию некоторых сторон истоков. Встречаются нетипичные игры, часть которых со вре­менем адаптировалась к местным условиям.

Поскольку подвижные игры рассматриваются с точки зрения средств физического воспитания, то интересна и эволюция из­менения характера и содержания их в возрастном аспекте.

Анализ формы и содержания народных подвижных игр пока­зывает диалектику тесной взаимосвязи ее национальной и ин­тернациональной сторон. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что она по своему происхождению и разви­тию является характерной для конкретной нации, определена общественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, особенностью психического склада и т. д. Получив распростра­нение за пределами своей страны (несмотря на то, что для дан­ной нации эта игра продолжает оставаться национальной), она становится международной.

В культурно-историческом развитии любого народа игра яв­ляется важным фактором воспитания в процессе первоначаль­ной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежат особенности взаимоотношения с окружающей средой. Игра вводит человека в жизнь, в общение с окружающими людьми, природой, способствует приобретению знаний, трудовых навы­ков, совершенствованию двигательной деятельности, активно­сти, мышления, развития фантазии.

В условиях современной цивилизации в связи с резким сни­жением двигательной активности человека возрастает роль сис­тематических занятий физическими упражнениями, подвижны­ми играми, что способствует формированию двигательных на­выков, развитию и совершенствованию жизненно важных физи­ческих, умственных и морально-волевых качеств.

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный выбор игр и руководство ими приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активно­сти, инициативы, сознательной дисциплинированности, настой­чивости в достижении поставленной цели, смелости.

Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр предъявляет и определенные методические требования к их проведению. Наиболее общим из них является требование соот­ветствия: а) игры - образу жизни людей, их психическому скла­ду, уровню культуры, традициям; б) сложности сюжета и содер­жания - уровню развития, знаний, умений, навыков и физиче­ских качеств занимающихся, их возрасту, а также задачам вос­питания, образования, развития и, наконец, условиям, способст­вующим успешному осуществлению педагогического процесса.

Разнообразие двигательных действий в народных подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреп­лению здоровья играющих. Необходимы углубленное изучение и научное описание всего богатства народных подвижных игр и вековых традиций их использования, внедрение особенно ценных народных подвижных игр в современную физкультурно-спортивную работу.

Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует физическому и духовному воспита­нию подрастающего поколения, а в конечном итоге - сближе­нию и взаимообогащению национальных культур.

Игра занимает важнейшее место в жизни туристов. В практи­ке туристских предприятий широко используются игры роле­вые, дидактические, народные, подвижные, игры с пением, гео­графические, литературные, интеллектуальные игры, познава­тельные, шуточные, музыкальные, сюжетные и массовые.
С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных игр наиболее целесообразных в воспи­тательном отношении. В процессе длительной практики опреде­лилось их содержание, были сформулированы правила. Созда­вались и новые игры, преследующие педагогические цели.

Наряду с творческими играми, возникающими в самостоя­тельной двигательной деятельности, выделялись так называе­мые организованные, подвижные игры с готовым зафиксиро­ванным содержанием и определенными правилами. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требова­ниями, заданной ролью и правилами. В других - сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регу­лируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих - сюжет, дейст­вия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

При отборе игр, способствующих физическому воспитанию, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимаются прежде всего сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее игровые действия, образовательную и воспита­тельную значимость. От содержания зависят и своеобразие ор­ганизации, и характер выполнения двигательных заданий.

Исторически, логически первой функцией игры является компенсация не использованной в борьбе за выживание энергии . "Игра, - отмечал Й.Хейзинга, - старше культуры... Животные играют точно так же, как люди. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных" (1992: 9-10).

В теории Зигмунда Фрейда одним из ключевых является понятие смещенной энергии. Согласно его концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения может происходить в разных формах. В тех случаях, когда по каким-то причинам объект для удовлетворения инстинкта не достижим, инстинкт может сместиться и сфокусировать свою энергию на каком-нибудь ином объекте. Согласно Фрейду, вся современная цивилизация является результатом смещения сексуальной и агрессивной энергии.

Сублимация - это, согласно Фрейду, защитный механизм, дающий возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация является здоровой, конструктивной стратегией обуздания нежелательных инстинктов.

Игра является одной из форм смещения активности - сублимации. Игра выступает как форма сублимации потенциально опасных для общества личностных ресурсов. Значительная часть личностного потенциала, если позволить ей реализоваться, может иметь разрушительные последствия (например, агрессивность). Игра, ограничивая потенциально опасные виды деятельности жесткими правилами, позволяет не только дать выход энергии, но и нейтрализовать ее опасные последствия (спортивные единоборства). В то же время энергия, не получающая выхода, разрушает личность. Игра, таким образом, выступает компромиссом между природой человека и обществом.

Игра обеспечивает сохранение качеств, данных от природы, но не востребуемых в реальной жизни индивида. Человеку от природы дан целый набор физических и интеллектуальных способностей, обеспечивающих его выживание в самых разнообразных условиях. Вряд ли какое-то животное обладает такими адаптационными способностями. Человек может бегать, плавать, лазать, вступать в поединки с другими людьми и животными, строить, рисовать, решать сложнейшие интеллектуальные задачи. Однако в реальной жизни современного человека выполнение множества задач взято на себя государством, органами местной администрации, масса личных действий человека становятся ненужными, поскольку гораздо проще оплатить кому-то соответствующие услуги. Цивилизация сделала труд высокоспециализированным, в результате основная масса физического и интеллектуального потенциала людей не востребуется, а потому деградирует. У тех, кто это осознал, такой процесс вызывает неприятные, а то и мучительные чувства. Средством ослабить калечащее воздействие цивилизации и является игра, выполняющая прежде всего компенсаторную и развивающие функции. Она позволяет искусственным образом сохранять и развивать способности, не востребованные цивилизацией.

Игра компенсирует и дефекты окружающего мира, позволяя человеку хотя бы на время избежать его хаоса. "В несовершенном мире и сумбурной жизни, - как отмечал Й.Хейзинга, - она создает временное, ограниченное совершенство" (1992: 21).

Развивающая функция игры

Многие чистые виды игры представляют собой модели поведения, направленные на целевое развитие тех или иных качеств индивида . Разные игры развивают разные качества: одни силу, другие выносливость, третьи ум. Это достигается посредством создания моделей деятельности, в которых искусственным путем делается упор на развитие специальных качеств. Многие игры носят комплексный характер, развивая целый ряд взаимосвязанных качеств, при этом в каждой игре своя иерархия целей. Так, интеллект нужен в любой игре, но в одних играх это второстепенный фактор, в других - главное условие успеха

В игре действия опасные, чрезмерно трудоемкие или ненужные с точки зрения удовлетворения базовых потребностей, замещаются действиями, проводимыми по правилам, что делает их безопаснее. Поэтому определенные качества можно развивать, моделируя опасные действия в относительно безопасной форме. Игра обеспечивает с помощью моделирования реальности замещение тех видов реальной деятельности, которые являются опасными для игрока или окружающих либо недоступными в силу отсутствия финансовых и материальных ресурсов, времени. Как и многие другие модели, игра обеспечивает более экономное с точки зрения средств, времени и риска воспроизведение тех или иных процессов реальной жизни.

Игра обеспечивает целенаправленное развитие качеств, которые либо особенно важны индивидам в их практической деятельности, либо оказались слабо развитыми. Так, бойцы ОМОНа занимаются спортивными единоборствами, позволяющими развить физические и психологические качества личности, особенно важные в их профессии. Игра в этом случае является способом подготовки к труду.

В целом ряде игр происходит обучение участников азам существования в обществе, правилам кооперации и борьбы. Так, по словам Ф.Хайека, "игра - прекрасный пример процесса, в котором участники, преследуя разные и даже противоположные цели, но подчиняясь общим правилам, в результате достигают всеобъемлющего порядка" (Хайек 1992: 261). Это ли не микромодель макромира?

  • Перевод

Развлекательная функция игр – вещь абстрактная. И чтобы создавать игровые миры, в которые пользователю захочется погружаться с головой снова и снова, придется очень многое продумать. Сара Сантиллан, Lead Designer в Boomzap Entertainment, рассказывает о требованиях к созданию игрового функционала. Что понадобится, а что – нет в этом творческом процессе?


Быстрый вопрос: если вы делаете игры, принадлежите ли вы к индустрии программного обеспечения?
Краткий ответ – нет. Более развернутый – отчасти да, но в целом нет. Если быть точнее, геймдев относится к индустрии развлечений, а значит ваша задача как разработчика игр – развлекать людей. Поднимать им настроение и придавать уверенности в себе. Создавать красочные, захватывающие игровые миры, куда им захочется погрузиться с головой. За выполнение игровых задач игроки могут получить реальные награды (развитие сюжета, красивый арт, классные кат-сцены).

В то же время, любой текстовый редактор наподобие Microsoft Word предлагает множество функций, с помощью которых можно набрать что-то вроде отзыва о книге. Помимо этого, вы можете сохранить набранный текст или передать данные на устройство вывода, например, принтер.

Суть разработки программного обеспечения заключается в создании продукта, который служит определенной цели. Вам не нужно создавать данные для ПО кроме тех случаев, когда речь идет о справочных документах. Конечный пользователь сам создает эти данные – отзывы о книгах, ведомости, инвойсы, учетные записи, цифровой арт и т.д.
Это все к тому, что развлекательная функция игр – вещь очень абстрактная. И чтобы исполнить это неоднозначное человеческое желание, нам приходится разрабатывать ПО в качестве инструментария для последующего производства игрового контента.

1. Вам нужен инструментарий (ПО) для создания интерактивного геймплея.
2. Вам нужны данные – классы игроков, враги, сюжет, – с которыми игроку будет интересно взаимодействовать.
3. Вам нужно убедиться, что данные и соответствующее ПО оптимизированы для удобства игроков.

В этой статье речь пойдет о требованиях к игровому функционалу. На первый взгляд может показаться, что реализовать список функций в соответствии с определенными критериями проще простого. Но все может запутаться очень быстро.

Создание игр – это сущий бардак

Требования к функционалу постоянно меняются. Стоит вам приступить к работе над чем-то одним, скажем, функционалом боя, как вскоре вы обнаружите, что для него нужно создать систему предметов, динамическое окружение, которое вдобавок может влиять на способности определенного класса персонажа, и пошло-поехало.

Чтобы не быть голословной, в данной статье я буду приводить примеры из проекта, над которым работаю, – это мобильная игра с акцентом на PvP-сражениях Monster Roller. Ниже приведены три макета одной и той же системы боя, демонстрирующие, как сильно игра может отличаться от первоначальной задумки.


Ранняя версия игры показана на скриншоте слева, а конечная версия – на скриншоте справа. Текущую версию сделали максимально доступной для понимания: если выбрать режим действия (режимы обозначены цифрами 2-1-1 рядом с аватарками монстров), монстр совершит соответствующее действие после вращения барабана слот-машины. 1 – режим атаки, 2 – режим использования способности, зависящей от роли конкретного монстра.
Первое, что приходит в голову при виде игры с RPG-подобной системой боя, это система предметов, бонусов, магазин и т.д.


«Почему вы не додумались, что вам все это понадобится?»


«Почему вы не додумались, что вам все это НЕ понадобится?»

Создание игр – это бардак, потому что настоящее новаторство – всегда бардак. С другой стороны, инновации могут быть «итеративными», когда создание чего-то нового происходит на базе уже известных формул. В разработке игр в той или иной степени используются оба подхода. И хотя разработчики могут быть привязаны к определенным формулам (так, гоночная игра подразумевает своеобразные треки, бонусы и т.д.), в конечном счете, у вас не получится приготовить точно такой же коктейль как у других представителей индустрии, где многие трудятся по восемь часов в день совершенно бесплатно, лишь бы найти Святой Грааль развлечений.

Создание игр – это поучительный опыт. В начале вы абсолютно уверены в том, какой будет игра.

Но эта башня вечно находится на грани падения. Может оказаться, что ваша игра совсем неоригинальна, или механики настолько разные, что их не стоило использовать вместе, или она классная, но в ней тяжело разобраться. Определенный уровень опыта, конечно, помогает сгладить углы – старожилу индустрии будет легче обойти подводные камни, чем новичку. Но в любом творческом процессе случаются… неожиданности. В этом и заключается идея свежего, новаторского подхода.

Эволюция требований к функционалу

Мы начинаем с расстановки приоритетов на основе того, насколько важной для игры является отдельная фича. Затем мы создаем прототипы того, что хотим заложить в игру, используя выборочные данные. В этом разделе статьи мы рассмотрим компоненты системы боя.
В самом начале у нашей команды Monster Roller было несколько идей, которые мы хотели реализовать в игре:

Геймплей во многом должен был напоминать RPG, но также включал бы в себя элементы баланса карточных игр;
Разумеется, мы хотели добавить барабан слот-машины
…который бы выдавал бонусы на базе джек-потов (тогда еще 4 в ряд);
Мы рассматривали коэффициенты ставок;
«Удержание» – функция, которая не дает слоту вращаться (само собой, за определенную плату);
Возможность переключаться между монстрами во время хода;
Применение предметов на монстров (очевидно, не правда ли?).

И это далеко не полный список, а так, наброски. Требования к функционалу могут включать в себя, помимо прочего, подробное описание того, что в них войдет (собственно, данные), как они будут отображаться (интерфейс), а также показатели эффективности, демонстрирующие, работает ли функционал так, как задумано.

Для примера рассмотрим систему предметов:

1. Какими будут особенности предмета? Будет ли он использоваться на команду игрока, команду противника, или на обе? Будет ли у него срок действия? На какие переменные могут влиять предметы? Уровень здоровья? Сила атаки? Показатель регенерации? В процентах или целых числах?
2. Можно ли использовать предметы после боя или они расходуются в бою?
3. Есть ли стоимость использования предмета? Как реализуется эта стоимость? Будет ли это число ходов в бою (стоимость времени) или что-то другое? Нужно ли будет покупать предметы в магазине? Если да, то за твердую или мягкую валюту?
4. Как они будут выглядеть?


Макет слева был создан вашей покорной почти полгода назад. Макет справа разработал настоящий художник, и именно так выглядит бой сейчас.

Следующие скриншоты демонстрируют, как изменились требования к функционалу.

Старая верхняя панель:

Новая верхняя панель:

И там и там есть индикатор золота и кнопка настроек. Кнопка автоигры, которую можно увидеть на прототипе, в последней версии переместилась на нижнюю панель (см. ниже).

Самая большая перемена – это появление таймера и огоньков вокруг рамки, реагирующих на то, что происходит в игре. Мы добавили таймер, поскольку имеем дело с PVP-игрой – ждать, пока ваш противник на другом конце мира бесконечно долго решает, как ему атаковать, было бы совсем печально.

Старый экран боя:

Новый экран боя:

Как вы можете заметить, на старом макете не было индикаторов выбора (стрелочек вверху левого скриншота новой версии), равно как и индикаторов положительных/отрицательных эффектов (обратите внимание на крохотного монстрика). Кроме того, изменилось отображение монстров в бою. Еще одно важное решение, к которому мы пришли, – сократить количество монстров с четырех до трех. Таким образом мы повысили скорость боя и увеличили шансы получить джек-пот.

Барабаны и аватары, старые и новые:

Тут мы много чего поменяли. Сначала взглянем на символ вишенки. По задумке игрок зарабатывал вишни за каждый раунд боя, и они постепенно накапливались. Кроме того, их можно было получить в качестве приза, сыграв на слот-машине. Подобно мане или энергии в карточных играх, вишни можно было потратить на использование предметов или переключение монстров. Тем не менее, впоследствии мы отказались как от системы предметов, так и от вишен.

Мы добавили вишенки не потому, что так делают все. Мы добавили их, чтобы сократить фактор везения и поставить акцент на важности выбора того или иного действия игроком. Буду ли я использовать ЭТОТ предмет или переключу вот ЭТОГО монстра? То есть у нас были веские причины, чтобы добавить в игру предметы и стоимость их использования.

Так почему же эту систему забраковали?

Взглянув на переменные, характерные для игры с битвами монстров, вы увидите много факторов, которые можно контролировать без добавления еще одной системы.

1. Выбор цели: использовать авто-атаки или сосредоточиться на одном противнике?
2. Способности: атака, баффы/дебаффы, защита, регенерация, сильные и слабые стороны стихий.
3. Комбо: джек-поты «3 в ряд», монстры, способные повышать атрибуты напарников.
4. Состав отряда: влияет на шанс выпадения комбо.
5. Время на ход: ограниченное количество времени на принятие решения.

Бывает очень заманчиво добавить фичу на ранней стадии разработки. Так происходит потому, что на этом этапе еще сложно представить, как разные фичи взаимодействуют между собой и влияют на геймплей. А вот поддаться мысли «нужно больше функций», наоборот, легко, поскольку контента как такового еще нет. Создание прототипов здорово помогает преодолеть соблазн раздувания функционала. Систему предметов пришлось бы балансировать со всеми вышеупомянутыми переменными, причем не только разработчикам, но и самим игрокам. Суть в том, чтобы каждая переменная могла повлиять на исход битвы, а не чтобы их просто было побольше.

Как ни странно, в этой секции интерфейса есть еще две переменные, о которых можно говорить очень долго. Это принцип вращения барабанов и нанесенные на них символы (Есть ли у слот-машины функция удержания? Как она выдает выигрышную комбинацию? Как слот-машина отреагирует на оглушение монстра? По какому принципу формируются сочетания символов? Все ли слоты дают игроку шанс получить джек-пот? И так далее). Но пока что простого упоминания этих переменных будет достаточно, чтобы понять, как менялся этот функционал.

Последнее, что мы изменили в этом сегменте, это кнопка Let’s Roll. Хотя изначально нам казалось, что вращать барабан движением пальца по экрану будет весело, многие плей-тестеры (плей-тест – отличный способ определить требования к функционалу) высказались в пользу отдельной кнопки. Вот мы и добавили ее, чтобы сделать игру более интуитивно понятной. Хотите кнопку – пожалуйста!

Старое нижнее меню

Новое нижнее меню

Итак, мы добрались до последнего элемента – нижнего меню. На скриншоте из старой версии отображается стоимость предметов и переключения, но в итоге мы оставили только кнопку автоигры и переключатель. Еще одним поводом для тщательного упрощения системы, учитывая всякую всячину, которую пользователь должен держать в голове, является эффективное использование экранного пространства. В игре Monster Roller и так полным-полно иконок, джек-потов, элементов и целей. Если бы мы добавили еще один набор визуальных элементов, игроку пришлось бы запомнить еще больше.

Уф, это была длинная статья.

Итак, выделим основные моменты:

1. Разработка игр находится на пересечении индустрий разработки программного обеспечения и развлечений. Для того, чтобы ответить на вопрос «что значит весело?» нужно использовать знания из нескольких областей.
2. Не привязывайтесь к устоявшимся требованиям к функционалу. Элементы игры меняются в процессе разработки, и зачастую самым удивительным образом.
3. Любая игра сочетает в себе спонтанные и итеративные инновации.
4. Требования к функционалу нельзя вместить в один список. Подумайте, как фича будет взаимодействовать с другими элементами игры, а затем перечислите все возможные способы ее реализации.
5. Создайте прототип функционала на базе требований и изменяйте его по мере необходимости.
6. Продолжайте, пока не поймете, что это оно.

Поздравляю, вы дошли до конца. Вот вам яишенка с беконом.

Функции игровой деятельности

игра обучение урок грамматика

Основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно - познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

Развлекательную

Коммуникативную

Диагностическую

Игротерапевтическую

Самореализации

Межнациональной коммуникации

Социализации

Эстетическую

Здесь следует добавить, что если мы обратимся к исследованиям Ф.Шиллера, то именно он говорит об эстетической функции игры. Для него игра - наслаждение, связанное со свободой от внешней потребности, проявлением избытка жизненных сил. Он говорит, что «предмет побуждения к игре, представленный в общей схеме, может быть назван живым образом, понятием, служащим для обозначения всех эстетических свойств явления, одним словом, всего того, что в обширнейшем смысле слова называется красотой».

Из этого высказывания становится ясно, что для Ф.Шиллера игра-это эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое по Ф. Шиллеру, доставляется игрой. Указание на эстетическую функцию игры мы можем встретить и у таких ученых, как Г.Спенсер и В.Вундт.

Как уже говорилось выше, игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1) в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;

2) как элемента какого-то другого метода;

3) в качестве целого урока или его части введения, объяснения, закрепления контроля или упражнения;

4) возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.

При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Общение на чужом языке вне языковой среды - всегда условность, всегда как будто и чем точнее здесь будут соблюдаться условия игры и ее законы, тем эффективнее будет иноязычное общение.

Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть?). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих, положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие, взаимодействие с учителем и сверстниками, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и иностранного языка. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

Игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;

Обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящей характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 9 % информации;

Игра - свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников.

Игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели;

В игре команды или отдельные ученики изначально равны;

В игре всегда есть некое таинство, неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;

Игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

Все это позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности. И это объясняется следующими особенностями. В игре все равны, она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик может уже говорить наравне со всеми.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких, как:

Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся. Ситуация может напоминать драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игрового занятия ситуация может проигрываться несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным конфликтом игры - соревнованием. Желание принять участие в такой игре мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. Несмотря на четкие условия игровой ситуации и ограниченность использования языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жесты, мимику и т. д. имеет ярко выраженную целенаправленность.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии обще-учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть).Желание решить вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, игра таит в себе богатые обучающие возможности.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращении уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.

4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

5) Релаксационная функция - снятия эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены жизненным ситуациям.

7) развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр. Рассмотрев классификацию функций игровой деятельности, следует обсудить вопрос о классификации различного рода игр.

Рассмотрев классификацию функций игровой деятельности, следует обсудить вопрос о классификации непосредственно самих игр. Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует сразу оговориться, что в настоящее время в философской, психологической, педагогической и методической литературе нет ее однозначной классификации. Попытаемся разобраться в многообразии взглядов на данную проблему.

Говоря о классификации игр, необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Например, Ж.Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка .

Игры-упражнения - первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками.

Символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов.

Игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми.

Известный психолог Л. С. Выготский дает психологическую классификацию игр, исходя из того, что игра заключает в себе действия, связанные с деятельностью ребенка;

Подвижные, которые связаны с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней;

Строительные, связанные с работой над материалом, учат точности и верности движений, вырабатывают ценные навыки, разнообразят и умножают наши реакции;

Условные, которые возникают из чисто условных правил, связанных с ними действий, и организуют высшие формы поведения .

Другие отечественные психологи - С.Л.Рубинштейн и Д.Б Эльконин -выделяют интеллектуальные игры и ролевые игры, причем они обращают внимание на то, что если первая категория игр является субъективно-объективной, то ролевые игры относятся к субъективно-субъективным.

1) подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;

2) творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.

Игры также делятся по виду деятельности на:

Физические

Интеллектуальные

Трудовые

Социальные

Психологические

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

1)обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

2) познавательные, воспитательные, развивающие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4)коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По характеру игровой методики игр можно разделить на:

Предметные

Сюжетные

Деловые

Имитационные

Игры-драматизации

Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае можно разделить игры на:

1. Дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются обще учебные умения и навыки, а также трудовые навыки. По мнению Д.Н.Узнадзе, «игра-форма психогенного поведения, внутренне присущего, имманентной личности».

Дидактические игры открыты, исход игры нельзя предугадать;

Они повторяемы, игру можно в любое время прервать и начать заново;

Дидактические игры следуют определенным правилам, которые могут быть и изменены участниками игры;

Дидактические игры должны приносить удовлетворение и радость.

Дидактическая игра - это не просто неотъемлемый компонент активного обучения. Ее значение шире. По своей природе и обучающему потенциалу игра выходит за рамки активного обучения, выступая необходимой стороной системы педагогической деятельности в целом.

2. Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность.

3. Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, симпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения. А.Н.Леонтьев считал, что «игра-свобода личности и воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов»

4. Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению. По определению Л.С.Выготского: «Игра - пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок» .

Что касается Г. Хайда, то он считает, что на уроке иностранного языка можно применять «игры с языком», «игры на языке» и «игры по плану». в данной интерпретации, симуляция есть воспроизведение определенной жизненной ситуации, лишенной непредвиденных или опасных ситуаций. Автор приводит пример симуляции: молодой, неопытный адвокат ведет защиту в импровизированном зале суда.

Симуляции отличаются от ролевых игр еще тем, что сценарии к ним должны быть очень полными и тщательно подготовленными.Джозеф Каллахан наряду с речевой игрой и симуляцией, выделяет и третий вид игр-социодраматизацию, которая рассматриваются как учебный прием, применяемый для обучения людей особенностям профессии,и акцентирует внимание на решении социальных проблем. В социодраматизацию включены воображаемые ситуации .

Что касается Джона Оллера, то он дает следующую классификацию игровых форм:

Симуляция

Драматизация

Ролевая игра

Психодраматизация

Социодраматизация

Упражнения с использованием мимики.

К. Ливингстоун же считает драматизацию и упражнение с использованием мимики подготовительными к собственно ролевой игре и симуляции. Под упражнениями с использованием мимики он понимает выполнение определенного действия, разыгрывание короткой сценки без использования языковых и речевых средств. Задача остальных учеников состоит в угадывании изображаемых действий .Что касается психодраматизации, то это форма групповой работы, используемая в психотерапии и учебных целях, когда человек, принимая на себя определенную роль, решает определенную социальную или психологическую проблему. Причем данный прием допускает многократную репетицию своей роли .

Еще одну разновидность игр предлагает Дональд Боуэн. Это так называемые `гамбиты" - игры в забавной форме, способствующие развитию языковых и коммуникативных умений .

Итак, сделав краткий обзор взглядов отечественных и зарубежных исследователей, занимавшихся проблемой классификации игровой деятельности, попытаемся суммировать предлагаемую классификацию, которая объединила бы все перечисленные типы. Все игры можно подразделить на:

Подвижные

Строительные

Интеллектуальные

Условные.

При этом мы особое внимание уделяем дидактическим играм, в которые входят языковые, или подготовительные, и речевые, или творческие. Языковыми играми являются орфографические, лексические, фонетические и грамматические, целью которых является формирование соответствующих навыков, а речевыми играми являются:

Ситуационные, в основе которых лежит ситуация из жизни, для решения которой применяются знания реального учебного предмета;

Ролевые, предполагающие выполнение определенных ролей индивидуально каждым участником игры или в группе;

Деловые - предполагается конкретная проблема, имеется дело; роли и правила игры вырабатываются участниками в ходе самой игры.

В процессе обучения могут быть использованы и другие игры разработанные отечественными и зарубежными методистами.

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Все games они способствуют формированию речевых навыков.

Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят быстрого удовлетворения. Применение игровых методов обучения поможет сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Например, ряд грамматических игр могут быть эффективны при введении нового материала. Формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых - освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного так и вторичного закрепления.

Следует отметить, что необходимо соблюдать определенные требования к игре как к приему обучения. В нашем понимании они будут следующими:

Обязательное осознание учениками игрового результата (таким результатом может быть создание при помощи слов необычных образов: говорящие звери, танцующие куклы.

Осознание учениками правил, соблюдение которых поможет достичь запланированного результата;

Возможность выбора конкретного действия в игре каждым учащимся, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры;

Игра должна поставить ученика перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы небольшого: необязательно давать учащимся правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок.

Учителю необходимо точно знать какой именно навык или умение тренируется в данной игре, что ученик не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если ученик в игре повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых учений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание, фразу или текст, тогда ученик приобретает новые навыки. Не нужно забывать, что игра на уроках иностранного языка - это не просто коллективное развлечение-это основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе -от самых мелких речевых навыков до умения самостоятельно высказываться по заданным темам.

Суммируя сказанное выше, можно сделать следующие выводы:

1) В современной философской, психологической, педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Существует множество подходов к проблеме классификации игр. Психологи и педагоги по-разному рассматривают проблему. Психологи дают общую их классификацию, выделяя подвижные, строительные, интеллектуальные, условные, педагоги же обращаются к дидактическим играм, подразделяя их на речевые и языковые.

2) Зарубежные ученые дают классификации учебных игр, основными из которых они считают ролевую игру и симуляцию. Под симуляцией они понимают воспроизведение часто встречающих в жизни ситуаций, требующих обязательного решения проблем.

3) Различные виды драматизации, импровизации, разыгрывание диалогов по ролям, разыгрывание сценок являются своеобразными приемами обучения иноязычной речи, а не видами ролевой игры.

4) В настоящее время методистами разработано большое количество ролевых игр и вариантов их проведения, направленных на повышение мотивации к изучению иностранного языка и для усовершенствования процесса обучения иноязычному говорению.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но она зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо соблюдать чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряют мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них - игра прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - вовсе это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако, все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Большинство игр не связаны с какой-либо определенной темой, поэтому, естественно, в них содержится некоторый процент незнакомой учащимся лексики.

Вводить ее рекомендуется в процессе объяснения условий игры.Приемы введения лексики могут быть различны. Один из них - зрительная наглядность, которая включает в себя не только картинную или предметную наглядность, но и движение, жест, мимику и т.д. И, наконец, в отдельных случаях можно воспользоваться однократным переводом. В любом случае время, затраченное на объяснение незнакомого слова, обязательно окупится, ибо однажды введенная игра будет использоваться учителем много раз, а новая лексика, с которой познакомятся ребята в процессе игры, станет активной.

Знакомясь с той или иной игрой, учитель должен хорошо понять ее движущую пружину. Если предусмотрено театрализованное действие, надо позаботиться о деталях костюма и реквизита - они сделают игру более полноценной и убедительной. Если же это игровое упражнение, то все зависит от эмоциональности учителя. Большинство же игр построено на соревновании. Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течений 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала. Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлекались и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

Конечно, урок иностранного языка-это не только игра.

Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает овладение иностранным языком радостным, творческим и коллективным.

Детская игра - понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок воображает себя летчиком, а стулья - сверхзвуковым самолетом, и мы присутствуем на небольшом домашнем спектакле. Это и игра по заранее установленным правилам (в прятки, фанты и т.д.) где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование. С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение. Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагает школьников к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций, так как урок иностранного языка - это не только игра. Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе немалое нравственное начало, либо делает труд радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода - способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков- характерные качества речевого умения- могут быть проявлены во время проведения игр.

Формулируя выводы о роли и месте игры в системе обучения хочется подчеркнуть, что игра в определенном смысле универсальна: она взаимодействует практически со всеми методами и формами обучения. Это означает, что она проникает в них и, напротив, включает в себя в синтезированном виде следующее: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретной ситуации, работу в парах и малых группах и т.д, поскольку игра является не только своеобразным методом, но и формой организации обучения. Здесь же можно говорить и об элементах проблемного обучения.

Тем не менее, игра не растворяется ни в одном из методов,а сохраняет свою самостоятельность и специфику, представляя собой их своеобразный синтез.

Статьи по теме: