Глобус и географическая карта. Географическая карта. Глобус. Предметные задачи урока

Глобус и карта – это главные символы географической науки, напоминающие нам о заманчивых путешествиях в дальние страны. Несмотря на то, что оба указанных объекта изображают земную поверхность, между ними существует целый ряд принципиальных отличий.

Карта – это обобщенное изображение земной поверхности, выполненное на плоскости, в масштабе, при помощи условных знаков.

Сравнение

Глобус – это самая точная модель Земли. Он появился в 1942 году благодаря немцу Мартину Бехайму, работавшему в Географическом институте. На первой модели отсутствовала половина материков и островов, существующих на Земле, но именно она стала предтечей эпохи Великих географических открытий. На современном глобусе изображены все находящиеся на планете материки и океаны. Традиционно глобусы выпускают двух видов – общегеографические и политические.

Глобус

Карта появилась в III столетии до нашей эры. Некто Эратосфен, позже названный «отцом географии», изобразил известные на то время части Европы, Азии и Африки, а также начертал на своей карте зачатки градусной сетки.

Именно гладкая поверхность глобуса подчеркивает: относительные высоты на Земле намного уступают ее горизонтальным расстояниям. Особенностью данного предмета является то, что градусная сетка, форма меридианов-параллелей, конфигурация географических объектов, их линейные и территориальные размеры соответствуют действительным, то есть изображены без искажений. Естественно, учитывается и масштаб.

Из-за того что глобус соответствует принципам равновеликости, равнопромежуточности и равноугольности, он является незаменимым прибором в космонавтике, морской и воздушной навигации.

Поскольку карта презентует земную поверхность, изображенную на плоскости, все предметы, их конфигурация, площади и расстояния на ней поддаются искажению. Поэтому, в зависимости от предназначения карты, выбирается проекция – цилиндрическая, коническая или азимутальная, которая максимально уменьшает искажения.


Карта Росии

Все объекты на карте изображаются с помощью условных знаков: значковых, линейных, линий движения, изолиний, способом ареалов и послойного раскрашивания, что облегчает картографирование и улучшает степень восприятия информации ее потребителем.

Карты делятся по уровню уменьшения земной поверхности – крупно-, средне- и мелкомасштабные, по предназначению, по содержанию и по площади освещаемой территории.

Карты более удобны в использовании, чем глобусы.

Выводы сайт

  1. Карта появилась раньше, глобус — на восемнадцать столетий позже.
  2. На глобусе изображена вся Земля, а карта может демонстрировать зрителям как всю планету, так и отдельные материки, страны, части света, области, города, улицы.
  3. Географические объекты, их площади и расстояния между ними передаются на глобусе без искажений, в отличие от изображения на карте.
  4. Глобус менее удобен в использовании, чем карта.

Глобус и географическая карта


Глобус и географическая карта

Одни из самых важных изобретений человека, которые позволяют изобразить земную поверхность.

С помощью них мы можем «путешествовать» по планете.


Что такое ГЛОБУС?

Глобус – уменьшенная модель Земли, на которой изображена её поверхность.

Слово «Глобус» в переводе с латинского языка означает ШАР.

Самый первый земной глобус - это глобус Кратеса из Пергамы. Он был сделан во II в. до н.э. Однако, ни сам глобус, ни его изображение не найдены.


Первый глобус

Первый реальный глобус создал в 1492 г. немецкий географ Мартин Бехайм и назвал его «Земное яблоко». На нем не было Америки, и расстояние между Европой и Азией было в два раза меньше, чем оно есть на самом деле.


Что мы видим на глобусе?

Глобус имеет форму немного приплюснутого шара. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый и белый цвета. Синий - вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый -лед.

Глобус называют «мяч в сетке». При вращении глобуса на месте остаются только полюса: северный и южный. Главный пояс земли – «экватор», его еще называют «самая длинная параллель».


Океаны мира:

На глобусе указаны материки и океаны.

Океанов - пять: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.


Материки:

Всего материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.


Географическая карта

Географическая карта - это условное изображение поверхности Земли на плоскости.



Глобус и Карта

Общее

Глобус

Различное

встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте, и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс.

Карта

целый шар

две половинки – Западное и Восточное полушария

Глобус - это точная, но уменьшенная в миллионы раз копия нашей планеты. Без этой модели весьма сложно представить себе такую науку, как география. Глобус "изобрели" еще в XV веке, но и сегодня он активно используется в различных сферах человеческой жизни.

Что такое глобус?

Следует признать, что первым картографическим изображением поверхности Земли была карта. Вернее, это был рисунок местности, начерченный на стене пещеры. Глобусы появились намного позже, когда человек осознал масштабы нашей планеты и выяснил, что она имеет шарообразную форму.

Что такое глобус? Каковы основные свойства этого способа изображения земной поверхности?

Ответ на вопрос "что такое глобус" должен знать каждый школьник. В переводе с латыни слово globus означает "шар". Таким образом, глобус - это изображения земной поверхности, при котором сохраняется геометрическая форма нашей планеты, а также все линии, площади и контуры изображаемых объектов. Единственное уточнение: все это уменьшается в миллионы раз.

По сравнению с географической картой на глобусе все искажения земной поверхности минимальны. Материки, океаны, моря и острова на нем полностью соответствуют их расположению на Точно наносить все географические объекты на глобус помогает градусная сетка, состоящая из линий

Свойства и использование глобуса

К основным свойствам глобуса следует отнести следующие:

  • сохраняется шарообразность Земли;
  • сохраняется взаимное расположение полюсов, параллелей и меридианов;
  • масштаб одинаков на всех участках модели;
  • формы всех фигур на земной поверхности не искажаются.

На протяжении XVII-XVIII веков глобусами активно пользовались мореплаватели, путешественники и первооткрыватели. Сейчас же они применяются исключительно в научной и образовательной (намного чаще) деятельности. Глобус школьный является неотъемлемым атрибутом любого кабинета географии.

История глобуса

Древнейший глобус, который сохранился до наших дней, датируется 1492 годом. Его создал - немецкий ученый и путешественник. За основу он взял данные Птолемея и Тосканелли. Глобус Бехайма хранится в музее в Нюрнберге. Так как Америка на то время еще не была открыта, на ее месте Бехайм изобразил восточную оконечность Азии, а также множество не существующих островов.

Однако самый первый глобус, согласно письменным античным упоминаниям, был изготовлен 1700 лет назад. Его автором стал ученик Аристотеля - древнегреческий мыслитель Кратес. Он создал шарообразную которая, однако, не дошла до наших дней. Но другие античные философы описывают, что на ней была изображена сплошная суша, разделенная на четыре части двумя перпендикулярно пересекающимися реками.

Разновидности глобусов

  • малые (до 60 см в диаметре);
  • средние (от 60 до 120 см);
  • большие (свыше 120 см в диаметре).

Кроме земных, также существуют глобусы других небесных тел Солнечной системы (Луны, Марса, Меркурия и т. д.), а также звездного неба. Шарообразные модели нашей планеты также могут изготавливаться из разных материалов. Это может быть пластик, бумага, стекло или камень.

Заключение

Итак, что такое глобус? Теперь вы с легкостью сможете ответить на этот вопрос. Это модель Земли, которая в точности повторяет её форму, не искажая при этом площади и контуры объектов на всех участках поверхности. Считается, что самый первый глобус создал немецкий ученый Мартин Бехайм в 1492 году. Однако самые ранние упоминания о подобных приборах датируются еще третьим столетием до нашей эры.






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие учебно-познавательного интереса к материалу о форме Земли и о ее моделях (шарообразной и плоской).

Предметные задачи урока:

  • развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;
  • формировать понимание того, что глобус – это модель Земли; карта - плоскостное изображение земной поверхности;
  • ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.

Личностные задачи урока: создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

Метапредметные задачи урока:

  • принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);
  • строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
  • использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию, слушать собеседника излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей; (коммуникативные);
  • учиться правильно давать определения изучаемых понятии?;
  • получать различную информацию из различных источников (учебник, интернет, глобус, карты).

Оборудование: глобус, карта полушарий, проектор, приложение .

Ход урока

Этап Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1. Организационный: позитивный настрой, проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний Географический диктант:

1. Земля имеет форму...

2. На каком месте среди всех планет относительно солнца находится Земля?

3. Радиусы Земли неодинаковые, тот, что больше - ..., тот, что меньше....

4. Движение Земли вокруг своей оси называется...

5. Орбитальное движение длится...

6. Линия, по которой Земля движется вокруг солнца, называется...

7. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за....

9. Две точки Земной поверхности, не участвующие в осевом вращении, называются....

10..Линия, одинаково удалённая от северного и южного полюса, которая делит земной шар на два полушария, называется...

С помощью проектора демонстрирует вопросы для проверки имеющихся знаний

Итог: во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания, как вы думаете, о чем? (о нашей планете)

1. Отвечают на вопросы в тетради:

1. Геоид (приплюснутый у полюсов шар)

3. экваториальный, полярный

4. осевое (суточное)

5. 365 - (366 суток)

10. экватор

2. Обмениваются тетрадями с соседом по парте (взаимопроверка, оценивание)

НОРМА ОЦЕНОК НА ДОСКЕ

(исходим из количества ошибок)

6 и больше = “2”

3. Проблемная ситуация. Формулировка цели, постановка задач Слайды 5 Внимательно посмотрите на слайд и попробуйте определить:

Почему именно эти предметы размещены на слайде? О чём пойдёт речь на уроке? Какова будет наша цель?

Демонстрирует слайд.

Организует обсуждение, резюмирует высказывания детей

Предлагают варианты формулировки цели.

Отвечают на вопросы

Слайды 6-16 история создания разных глобусов. Рассказ учителя об истории создания различных глобусов.

Объяснение учителя может быть заменено предварительно подготовленными сообщениями учащихся об истории создания различных глобусов (учитель демонстрирует, сопровождает рассказ изображением)

Корректирует ответы

Сообщения учащихся об истории создания глобусов. Учащиеся сравнивают изображения, пытаются сформулировать заключение: что изображается на глобусе, почему создание глобуса-это шаг вперёд в истории науки, в чём преимущества и недостатки глобуса.
Просмотр мультипликационного ролика Проблемное задание Поиск ответа на вопрос: Что в мультфильме выдумка, что научно доказанная истина?

Обсуждение, дополнение ответов одноклассников

Посмотрите на изображение на слайдах 19-21 Постановка вопроса:

Что представляла собой старинная карта?

Организация дискуссии:

Почему плоскостное изображение земной поверхности было необходимо? В чём преимущества карты? В чём недостатки? Почему карты древности отличаются от тех, что висят у нас в классе и собраны в ваших атласах?

Высказывают предположения вступают в дискуссию. Учатся отстаивать свою точку зрения при этом выслушивают точку зрения одноклассников
Гимнастика для глаз:

Дети закрывают глаза под тихую музыку выполняют команды учителя:

“Представили наш ученический глобус, сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе. Поехали в восточном направлении, сделали полный оборот, глаз не открываем, прыгнули взглядом на северный полюс, на южный, вновь на северный и снова на южный, вновь сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе, поехали по линии экватора в западном направлении. Увеличили мысленно глобус в два раза и проделали ту же процедуру ещё раз”

Продолжение Слайд 22. Условные знаки на карте и в атласе Предлагает проанализировать изображения карты и глобуса Изучают условные знаки карты, цветовую шкалу, масштаб
Различие географических карт

Многообразие карт

Вводит новые понятия (план, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки, атлас); демонстрирует на слайдах 23-37 Просматривая различные слайды, пытаются определить, в чём различие, сходство, преимущества и недостатки каждого вида изображений.
4 Закрепление новых знаний Продолжите фразу: Я считаю, что глобус (карта) для работы важнее и удобнее, потому что..... Помогает сформулировать ответы Отвечают на вопросы, сравнивают
5 Рефлексия Что удивило на уроке?

О чём хотели бы узнать ещё?

Организует обсуждение Высказываются
6 Домашнее задание Параграф 5.

ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Ответы на вопросы развёрнутые, доказательные (оформляем в тетради), используя различные источники информации

Пояснение требований к выполнению домашнего задания Записывают в тетради вопросы:

1. Может ли быть космический глобус?

2. Могут ли быть аэрофотосъёмки всей земной поверхности? Если “да”, то можно ли из них составить карту или глобус, если “нет”, то почему?

3. Зачем человеку нужны разные карты, ведь на них изображается одна и та же поверхность, не лучше ли сделать одну, но качественно?

Впервые я увидела настоящий глобус в школе на уроке географии. Тогда он мне не показался чем-то удивительным, на первый взгляд карта как карта, просто нанесенная на вращающийся шар. Осознание важности глобуса пришло несколько позднее. Для того, чтобы выяснить в чем же отличия глобуса от карты, нужно рассмотреть и то, и другое в отдельности.

Что такое карта

Географическая карта – это значительно уменьшенное изображение в плоскости. Это одно из наиболее важных изобретений.

Карты нашли широкое применение у людей. Благодаря им можно познакомиться с рельефом местности без непосредственного контакта с нею. Карты активно используют в качестве помощников при ориентировании в путеводителях для туристов, в кораблевождении и даже космонавтике! Нужны они и при разработке полезных ископаемых, в военном деле и строительстве . Иными словами, географические карты используются практически во всех областях.


Что такое глобус

Итак, как мы уже выяснили, первым изображением Земли была карта. Глобус появился значительно позднее, после того, как люди пришли к умозаключению о шарообразности нашей планеты.

Глобус – это мини-копия Земли. История его создания уходит глубоко в древние времена. Примерно во втором веке до нашей эры ученым Кратесом Малосским был разработан самый первый примитивный глобус. Этот ученый очень любил поэму «Одиссеи». Он взялся раскрасить шар по всем маршрутам, по которым проходил его любимый герой. Получилось примитивно, но тем не менее это был самый настоящий глобус, соответствующий уровню знаний тех времен, и по достоинству оцененный нашими современниками.


Самый большой в мире глобус создали в Америке. Его диаметр равен 12,6 м , что соответствует высоте четырехэтажного дома!

Преимущества глобуса

К неоспоримым достоинствам глобуса можно отнести следующие:

  • Глобус по сравнению с картой более нагляден. Он показывает шарообразную форму Земли.
  • Сохранено взаимное расположение относительно друг друга полюсов , а так же меридиан и параллелей .
  • На всех участках глобуса масштаб одинаков .
  • Не искажаются формы объектов и их пропорции .
Статьи по теме: