Информационная среда преподавателя шахмат. Творческий подход к преподаванию шахмат. Паспорт проекта «Шахматы дошколятам»

Принято считать, что для изучения шахматной игры и достижения высоких результатов в ней, необходим особый талант и предрасположенность к логическому мышлению у ребёнка…не могу с этим не согласится, но всё же, если рассматривать шахматы не только как спорт, но и как способ воспитания полноценного, всесторонне развитого человека, то такой подход ограничивает нас в том, чтобы искать пути подачи базовых шахматных знаний, которые подходили бы всем детям, желающим их изучать.

Если учесть всеобщую мировую тенденцию о включении шахмат в школьную программу, как обязательного предмета, то вопрос о методах преподавания становится более актуальным для современных тренеров и учителей.

Мне часто приходилось слышать, что тем детям, которые одарены определёнными умственными способностями в комплексе с трудолюбием и целеустремлённостью, суждено иметь успех в шахматном спорте. Если часть детей отсеивается из группы, объясняется это банальным выражением – “шахматы не для них…Васе надо в футбол играть, а Кате надо вязанием заниматься! Остались те, кто поумнее, сообразительнее и усидчивее”. А ведь процесс обучения, является равным сотрудничеством преподавателя и подопечных! Так почему же существует устойчивая тенденция списывать всю ответственность на наличие (или отсутствие) определённых способностей детей (а вовсе не преподавателя!).

Возможно, когда мы ставим подобный диагноз, в этом есть определённый смысл, но это решать не нам и если у тех детей есть особые способности в других сферах, то они обязательно будут реализованы при должной поддержке. А наша с вами задача – тренеров и учителей – подобрать ключ к каждому ребёнку, привить любовь к этой удивительной игре всех тех, кто проявляет к этому стремление!!!

Самым сложным в этой ситуации является признание того, что возможно, нам самим не хватает определённых знаний в области детской психологии, не хватает энтузиазма или желания искать альтернативные методы преподавания шахмат. Особенно это касается тренеров групп для начинающих.

Для того, чтобы грамотно подбирать материал, планировать ход занятия и увлекательно подавать знания, необходимо разобраться с кем именно мы имеем дело! Знание о том кого мы учим, будет основной подсказкой к тому, как это следует делать, чтобы было всем максимально интересно, а материал усваивался на 100 %.

Именно поэтому каждому тренеру-преподавателю шахмат необходимо уверенно ориентироваться в видах интеллекта детей, типах темперамента и характера, а также в разновидностях усвоения знаний и возрастных особенностях своих подопечных! Эти знания станут основой, благодаря которой будет обеспечен максимальный успех обучения, конечно же, в комплексе с профессиональной компетентностью тренера, как шахматиста.

Так, если проводить занятия, основываясь только на теоретической подаче материала, то дети активного, чувствительного и коммуникативного типа быстро потеряют интерес, и как следствие, внимание будет рассеяно, дисциплина будет нарушена. Если же перенасытить занятия эмоционально и перестараться с второстепенными методами подачи материала, то дети могут не усвоить суть темы, так как будет не достаточно времени, чтобы углубиться в неё, к тому же, будет не просто утихомирить разыгравшихся детей. Чрезмерное стремление тренера научить детей всему и сразу, может привести к тому, что дети рецептивного склада потеряют логическую связь и в результате могут возникнуть серьёзные проблемы, так как подобным детям просто необходимо регулярно повторять пройденный материал, когда как детям коммуникативного склада следует задавать больше вопросов, из чего следует, что тренеру просто необходимо регулярное проведение викторин, небольших конкурсов и.т.п. Подобных примеров и нюансов очень много и это если учитывать только типы темперамента, а ведь ещё есть такие факторы, как типы интеллекта и типы усвоения знаний в сочетание с возрастными особенностями учащихся…

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что каждое занятие должно быть продуманно и составлено из аспектов, которые будут удовлетворять потребности каждого подопечного. В этом заключается главный секрет преподавания шахмат, особенно для начинающих. Со временем, естественно может отпасть такая острая потребность в подобных вспомогательных методах преподавания, но я рекомендую всё же использовать элементы этих идей в любом возрасте и для любого уровня, что сделает занятия насыщенными и эффективными.

Что же может помочь разнообразить занятия шахматами и помочь усвоению материала начинающим чемпионам? Это очень интересная и обширная тема, которая требует отдельной статьи и мы обязательно поговорим об этом на страницах нашего сайта в ближайшее время. На данный момент перечислим несколько способов, которые лично я применяю в своей тренерской практике.

Ниже приведены условные названия подобных методов:

Арт-брейки(короткие перерывы с элементами творчества).

Плей-брейки (перерыв в середине занятия с заданием в игровой увлекательной форме).

Спорт-брейки (небольшой перерыв в игровой форме с элементами спорта).

Видео -брейки (просмотр небольшого видео на шахматную тематику, например о творчестве известных шахматистов или даже мультфильмы на шахматную тематику) и др.

Шахматные викторины с подсчётом заработанных очков.

Сеансы одновременный игры, где сеанс может проводить один из учащихся, не зависимо от его силы. Тренер курирует и помогает (не подсказывает).

На самом деле таких методов очень много и в арсенале каждого тренера имеются свои “фирменные” рецепты, которые, порой, держатся в строжайшем секрете.

Суть подобных перерывов заключается в том, чтобы отвлечь учащихся от напряжённой мыслительной деятельности, подготовив тем самым базу для восприятия знаний, уже свежим взглядом. Но одной из важных причин данного метода заключается в том, чтобы удовлетворить эмоциональные потребности детей с разными типами восприятия информации.

Уверенна, что многие могут поспорить с подобными способами преподавания, назвав это самодеятельностью и лишними, не имеющими к шахматам отношения действиями…к тому же, к подобным занятиям необходимо готовится дольше и применять творческий подход, а где-то и вкладывать материальные средства…

СУЩЕСТВУЮТ следующие этапы творческого развития шахматиста:

A. Безыдейная игра, в которой отдельные ходы делаются по случайным мотивам.
Б . При выборе хода шахматист учитывает только очевидный ответ противника и руководствуется слишком общими, элементарными соображениями с минимальной их конкретизацией.
B . Увлечение первой замеченной комбинацией или ловушкой.
Г . Учет общей перспективы, однако без достаточной конкретизации.
Д . Детальный расчет важнейших вариантов, возможный, конечно, только при высоком уровне общего понимания.
Е . Экономное мышление, умение сочетать общие формулировки, достаточно убедительные в конкретной позиции, с расчетом вариантов до конца там, где это нужно.

Иллюстрируем различные этапы шахматного творчества на примере, где имеется выбор только между двумя продолжениями.

ТАРТАКОВЕР - РЕШЕВСКИЙ
Ноттингем, 1936 г.

Как белым ответить на 1... С: d2+? Брать им слона ладьей или королем? Постараемся проследить ход мыслей шахматистов разной квалификации.

А . Ответ не мотивирован и обусловлен случайными соображениями, не характерными для позиции.

Б . При любом ответе противник возьмет моего коня g5. Пусть уж лучше мой король будет в безопасности. Побью ладьей.

В . Коня g5 я проигрываю. Неприятно, конечно, выводить короля, но после 2. Кр: d2 черные попадутся в ловушку: 2. . . hg 3. hg К: е4+ 4. Ф: е4. Сыграю поэтому 2. Кр: d2, авось выскочу!

Г . Если партнер побьет коня g5, я возьму hg и получу атаку. При 2. Кр: d2 я ставлю ловушку, но неприятен вариант 2... К: d5 3. ed Kd4 4. Фd3 Лe2 + . Следовательно, целесообразнее ответить 2. Л: d2, оставляя своего короля вне опасности.

Д . Ответ 2. Кр: d2 заслуживает предпочтения ибо: 1) он связан с ловушкой; 2) не страшно 2. Кр: d2 К: d5 3. ed Kd4 4. Фd3 Ле2+ 5. Kpcl Л:с2+ 6. Kpbl; 3) преимущество хода 2. Кр: d2 скажется в вариантах 2. . . hg 3. hg К: d5 4. Лh8 Кре7 5. Л: е8+ Кр: е8 6. Лh1 с атакой за фигуру и практическими шансами, или, что может быть еще сильнее, 3. К: f6 (вместо 3. hg) 3. . . gf 4.hg fg 5. fg Феб 6. Фf6 Ф: f6 7. gf Kpg8 8. ЛhЗ с последующим сдвоением ладей и вероятной ничьей (например: 8. . . Ке5 9. Лdh1 Kg6 10. Лh7 Ле6, 11. Лg7+ Kpf8 12. Л: g6).

Е . Надо брать королем, чтобы иметь возможность после взятия коня g5 скорее сдвоить ладьи по линии h. В ловушку партнер, конечно, не попадется, но и в варианте 3. ed Kd4 4. ФdЗ Ле2+ 5. Kpcl Л: с2+ 6. Крb1 получаю шансы, так как повисают его фигуры. Во всяком случае 2. Л: d2 совершенно безнадежно: я не получу реальной атаки за потерянную фигуру. Значит, надо, не вдаваясь в дальнейшие детали, решиться на 2. Кр: d2.

Разумеется, переходных ступеней - бесконечное множество, и точной грани между ними провести нельзя, но в общих чертах наше деление соответствует основным этапам шахматного совершенствования.
Усилия преподавателя должны быть направлены к тому, чтобы его ученики постепенно, по мере накопления опыта, переходили от низших этапов к высшему, доступному им по их природным данным. Было бы грубой методической ошибкой стремиться искусственно перескочить через низшие ступени творчества.
Особо следует остановиться на значении общих формулировок. Они освобождают шахматиста от излишних расчетов за доской и облегчают нахождение конкретных возможностей. Но если общие соображения превращаются в догмы, то они вредны, ибо приучают к верхоглядству. Полезны только те общие формулировки, которые опираются на практический опыт шахматиста на определенной ступени его квалификации.

Переходим к конкретизации методов преподавания. Мне кажется, с самого начала надо исходить из установки на практические занятия. Ознакомлению с ходами фигур и основными правилами достаточно посвятить минут 15-20. После этого, не загромождая память начинающих различными упражнениями и шахматной нотацией, надо позволить им под наблюдением преподавателя немедленно приступить к игре. Никаких указаний, как целесообразно играть, на этой стадии давать не нужно.
После того как начинающий освоился с доской, следует планомерно приучать его к мотивировке ходов, постепенно знакомя с азами во всех стадиях партии. Например, преподаватель предлагает ученику сыграть с ним. Новичок, естественно, развивает игру совершенно нелогичным образом: двигает крайние пешки и затем выводит ладьи, прыгает конями по доске в поисках добычи и т. п. Преподаватель тем временем систематически развивается и, скажем, объявляет мат на f7. Полученный мат запечатлевается,- и несравненно сильнее, чем продемонстрированный на занятиях. Или преподаватель, наблюдая за партией двух начинающих, указывает на простейшие упущенные возможности. Или в позиции, получившейся у двух учеников, преподаватель заменяет одного из них и легко выигрывает, а затем предлагает поменяться цветами и добивается ничьей.
Последний метод особенно рекомендуется в эндшпильных позициях, где изучающий обнаруживает беспомощность заматовать противника. Применимо это и в миттельшпиле. Скажем, у одного из играющих значительный материальный перевес. Преподаватель заменяет слабую сторону и планомерной атакой против неприятельского короля выигрывает.

Уже на самых первых порах можно давать общие (доступные) формулировки. Например, после изучения на практике, как заматовать короля ладьей и королем, дается формула: мат достигается путем оттеснения неприятельского короля на край доски при противостоянии королей. Эта формула, данная как вывод из практики, наталкивает мысль на самостоятельное нахождение ходов, посредством которых достигается оттеснение короля и противостояние королей. Использовав случаи, когда у одного из противников остается одна пешка, можно пройти простейшие пешечные концы и объяснить значение темпа.
В области дебюта надо постепенно знакомить с основными принципами развития, воздерживаясь в течение определенного периода от объяснений значения центра. Разумеется, много внимания должно быть уделено элементарным комбинациям в дебюте, особенно в связи со слабостью пункта f7, диагоналей h5 - е8 и h4-el. В миттельшпиле следует сперва изучить несложные матовые атаки и типовые комбинации.
Показ коротких партий или отдельных позиций надо применять с соблюдением следующих непременных условий: должна существовать аналогия по идее с только что встретившимся за доской вариантом; пример должен быть взят из какой-либо партии или из этюда, близкого по характеру к практической игре, должен быть ярок и доступен для данного уровня развития по идее и по вариантному оформлению.
На той же стадии усвоения минимума нужно изучить элементарные приемы, облегчающие технику расчета (правило квадрата и т. п.). Когда минимум усвоен - ознакомить занимающихся с нотацией.

Очень полезен разбор партий после игры. Проигравший обычно стремится доказать, что он потерпел поражение вследствие случайной оплошности, а выигравший - что он победил благодаря хорошей игре. Этот естественный интерес к собственной партии, когда еще не успел остыть пыл борьбы, преподавателю следует максимально использовать. Разумеется, желательно присутствие и других членов кружка при таком коллективном анализе.
Очень полезны консультационные партии, во время которых происходит живой обмен опытом: здесь особенно важно, что каждый консультант должен обосновывать перед другим предложенный ход. Таким образом вырабатывается привычка к разумной мотивировке ходов. Надо широко использовать сеансы. Если преподаватель, давая сеанс, встретится с поучительной позицией или ошибкой, он должен предложить участнику записать положение, а затем по окончании сеанса в присутствии других участников разобрать пример.
Показ партий и отдельных позиций на этом этапе может применяться чаще. Для шахматистов низших квалификаций весьма полезны партии Морфи, где его противники допускали типичные ошибки, которые эффектно и убедительно использовались. Когда происходит какое-либо выдающееся состязание, надо практиковать демонстрацию отдельных Партий, игранных в нем. Но при этом не нужно показывать сверхтонкостей, а обращать внимание на вполне понятные и поучительные моменты.
Лекционный метод, мне кажется, должен преследовать цель подведения итогов практических занятий и разработки таких тем, как «Основные понятия о дебюте», «Типы комбинаций», «Атака позиции рокировки» и других.

На занятиях с кружком высшей квалификации, примерно с третьей категорией, возможно еще большее разнообразие в методах преподавания. Чаще надо применять демонстрацию партий. Можно ввести совместную читку шахматной газеты с критическим подходом к помещенным в ней комментариям. Чрезвычайно полезны письменные анализы отложенной партии с последующим сопоставлением и критической оценкой анализов обоих противников. Возможны тематические турниры по определенному дебюту, тематические сеансы с часами, доклады слушателей на заданную тему. Шахматистам не ниже второй категории полезно поручать составление комментариев к партии с последующей критической их оценкой со стороны преподавателя.

В рамках настоящей статьи я лишен возможности подробно останавливаться на методических вопросах, касающихся изучения отдельных стадий игры. Ограничусь поэтому лишь краткими замечаниями.
В области дебюта отнюдь не следует стремиться к ознакомлению со всеми началами. Бесполезно и даже вредно изучение дебютных вариантов оторванно от партии в целом и от практической игры. Значение центра нужно выявлять постепенно, по мере роста шахматиста. Доступнее и нагляднее всего роль подвижного центра; значение господства над центральными полями может быть изучено на обильном практическом материале. Представляется методической нелепостью распространенное во многих кружках преподавание современных дебютных вариантов шахматистам низшей и даже средней квалификации.
В области миттельшпиля. Главнейшая ошибка здесь заключается в раздельном преподавании тактики и стратегии, то есть комбинационных и позиционных принципов. Углубление позиционного понимания должно идти параллельно с развитием искусства комбинирования. В частности, такие важнейшие позиционные понятия, как открытые линии, слабые пункты, лучше всего первоначально изучать на примерах комбинаций. Также на примере комбинаций может быть дана общая формулировка существеннейшего стратегического момента - значения превосходства сил на отдельном участке.
Надо приучать к оценке позиции в целом с учетом всех ее особенностей при выработке конкретного плана. Оценивать позицию необходимо по опре деленному методу, учитывая материал, положение королей, преимущество в центре, слабости, открытые линии, подвижность фигур, проходные пешки, конкретные возможности. Оценка позиции должна быть продумана до конца, с таким расчетом, чтобы все отмеченные в ней моменты выявились в дальнейшем течении партии.

Как пример, приведем положение из партии ВИНТЕР - АЛЕХИН Ноттингем,1936 г.

Материально силы равны. У белых ослаблена позиция рокировки вследствие того, что продвинута пешка с. У них «плохой» слон еЗ, стесненный собственными пешками, белые кони мешают друг другу, а у коня g3 вообще нет хороших полей. Попытку белых перевести коня е2 через gl и f3 на поле е5 противник может предупредить ходом f7- f6. Единственная открытая линия е скорее может быть занята черными ввиду загромождения ее белыми фигурами. В центре - равновесие, но черные более надежно владеют пунктом е4, чем белые пунктом е5. Помимо слабости на е4, у белых слаб также пункт еЗ. Если черным удастся парализовать попытку белых активизировать свою игру движением f4-f5, то их позиционное преимущество станет решающим.

Для того чтобы научить правильно оценивать позицию, очень полезен рекомендуемый Нимцовичем метод «сенсаций». Поясним его на примере другой партии того же турнира.

ВИДМАР - ЭИВЕ

Шахматист средней квалификации в первую очередь обратит внимание на обнаженное положение черного короля и на этом основании отдаст предпочтение позиции белых или, в лучшем случае, расценит ее как равную. Между тем партия безнадежна для белых. Обнаженное положение черного короля реально не может быть использовано противником. У черных преимущество двух слонов и значительное пешечное превосходство на ферзевом фланге, у белых ослаблены белые поля при отсутствии белопольного слона.
В партии последовало: 1. СсЗ b5 2. Ла1 с5 3. Фс1 (уклоняясь от размена ферзей после с5-с4) 3... с4 4. Ke1 Сb7, и белые беспомощны против угрозы Фе4. Через два хода - 5. Kf3 g4 6. Kg5 Фf5 - они сдались. То, что позиция, с точки зрения неопытного шахматиста, безопасная для белых, развалилась в четыре хода, произведет сенсацию, и значение пешечного превосходства на ферзевом фланге и слабости полей рокировки ярко запечатлится.

В области эндшпиля объем минимума знаний, обязательных для достижения средней силы в игре, сравнительно невелик. Тонкости эндшпиля доступны только сильным шахматистам и могут быть усвоены с пользой для практики лишь при повышенном интересе к ним, например при анализе собственной отложенной партии. Для правильного учета шансов в сложном эндшпиле, где у каждого из партнеров имеется более одной фигуры, важны общие формулировки с выводами по каждому типу простого эндшпиля.

Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность

Правительство РФ уделяет колоссальное внимание вопросу популяризации шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат в Российской Федерации на 2011-2018 годы. Ханты-Мансийский округ за сравнительно короткий срок вышел на первые позиции по развитию шахматного образования. Во время открытия 17 международного шахматного турнира имени Анатолия Карпова, проходившего в поселке городского типа Пойковском, Наталья Комарова сделала заявление о том, что наш округ переходит на всеобщее шахматное образование.

В связи с этим одной из ключевых задач модернизации в системе образования является поиск, апробация и интеграция в образовательный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения. Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы одним из таких учебных предметов.

Вице Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, выдвигая инициативу "Наша новая школа", подчеркнул, что к концепции четырех "И" (в которую входят институты, инвестиции, инфраструктура и инновации) следует добавить пятую составляющую - Интеллект.

Исследования наших ученых свидетельствуют, что шахматы являются мощным катализатором развития детского интеллекта.

Выдающийся российский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти».

Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления дошкольников.

Актуальность проблемы обучения дошкольников игре в шахматы обусловлена созданием педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей.

Анализ результатов опроса родителей показал: 100% родителей считают, что игра в шахматы положительно влияет на развитие детского интеллекта, 100 % родителей хотели бы, чтобы их ребенок научился играть в шахматы и 70% считают, что начинать обучение игре в шахматы можно уже в детском саду.

Аннотация проекта

Материал проекта по организации шахматной деятельности, является одним из основных аспектов интеллектуального развития. Показаны пути решения задач создания педагогических условий для интеллектуального развития воспитанников средствами шахматной деятельности, при реализации которых очевидны проявления интеллектуальных способностей у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Особенностью представленного материала является его системность при организации работы по шахматной деятельности в детском саду (ближайшее социальное окружение), ресурсное обеспечение педагогического процесса, материально-техническое оснащение, связь с социумом.

Материал ориентирован на развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе шахматной деятельности.

Основными направлениями проекта являются: создание психолого-педагогических условий для успешной популяризации шахмат среди детей дошкольного возраста и родителей, обеспечение единства образовательного пространства на территории округа, овладение дошкольника азами шахматной игры; формирование предпосылок для осознанного отношения дошкольника к такому виду спорта как шахматы.

Паспорт проекта «Шахматы дошколятам»

Наименование проекта

«Шахматы дошколятам»

Разработчики проекта

Рабочая группа

Назначение проекта

Проект предназначен руководителям, методистам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, рекомендован педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов, так как направлен на оказание практической помощи педагогическому коллективу дошкольных учреждений в разработке модели методической работы и планирования по шахматному образованию, включающей создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, координирование педагогического взаимодействия, организацию различных видов детской деятельности интеллектуальной направленности, популяризацию шахматной игры у родителей.

Цель проекта

разработать и реализовать педагогические условия для формирования интеллектуальных способностей дошкольников средствами шахматной деятельности.

Задачи проекта

  • Обеспечить подготовку педагогов к внедрению интеллектуальных игр шахматной направленности в образовательную деятельность, организовать активные формы обмена педагогическим опытом;
  • обеспечить методическое сопровождение использования интеллектуальных игр по шахматной деятельности в ДОУ, трансляцию и тиражирование инновационного опыта, обеспечить проведение мониторинга эффективности проекта;
  • разработать методические рекомендации для педагогов по использованию интеллектуальных игр шахматной направленности в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
  • разнообразить формы и средства популяризации интеллектуальных игр, сопряженных с шахматным образованием, в сотрудничестве с семьями воспитанников.

Сроки реализации проекта

1 этап - проектировочный (2014 -2015 учебный год)

  1. Анализ эффективности сложившейся в МАДОУ «Детский сад № 26 «Радость» системы работы по интеллектуальному развитию дошкольников.
  2. Формирование рабочей группы по реализации проекта;
  3. Составление нормативно-правовой и организационно-методической базы для реализации проекта;
  4. Составление перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение шахматного образования;
  5. Разработка проекта «Шахматы дошкольникам» в системе шахматного образования;
  6. Заключение договоров о сотрудничестве, составление планов совместной деятельности с социальными партнерами детского сада;
  7. Разработка системы оценки качества образовательной деятельности по интеллектуальному развитию дошкольников средствами шахматной деятельности.
  1. этап - практический (2015-2016)
  1. Совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта.
  2. Экспертиза дополнительной образовательной программы по обучению дошкольников игре в шахматы «Белая ладья» интеллектуально-познавательной и физкультурно-спортивной направленности.
  3. Информационно-консультативное и научно-методическое сопровождение педагогов по освоению современных технологий по шахматному образованию (в том числе он-лайн консультации, вебинары для педагогов округа).
  4. Расширение и укрепление связей с общественными организациями, реализация планов совместной деятельности. Апробация новых направлений и форм сотрудничества (в том числе дистанционных) с социальными партнерами;
  5. Реализация дополнительной образовательной программы по обучению дошкольников игре в шахматы «Белая ладья», дополнительного образования.
  6. Реализация мероприятий событийного характера, способствующих интеллектуальному развитию, популяризации шахматной деятельности;
  7. организация досуговой деятельности «В шахматном королевстве», «Умники и умницы», проведение шахматных турниров.
  8. Сетевое взаимодействие с образовательными организациями города Нефтеюганска: МАДОУ «Детский сад № 9 «Радуга», МАДОУ «Детский сад № 20 «Золушка», МБДУ ДО «Дом детского творчества».
  9. Реализация перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение современных технологий воспитания и образования (в том числе через дистанционные формы обучения).
  10. Разработка критериев и эффективности проекта.
  1. этап - обобщающий (2016-201 7 учебный год)
  1. Мониторинг эффективности реализации основных направлений инновационного проекта; соотношение результатов с поставленными задачами.
  2. Обобщение опыта по созданию педагогических условий для интеллектуального развития дошкольников средствами шахматной деятельности.
  3. Предъявление результатов инновационной деятельности через проведение мастер-классов, педагогических мастерских, практико-ориентированных семинаров, интерактивных площадок, публикации методических материалов в журналах.

Ожидаемый результат

Воспитанник:

С помощью внедрения шахматного образования у старших дошкольников будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:

  • развитие логического мышления на 29%;
  • развитие пространственной ориентации на плоскости на 40%;
  • развитие коммуникативных навыков на 30%;
  • повышение интереса детей к игре в шахматы на 50%.

Родители:

  • создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников;
  • увеличено количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников;
  • сформирован положительный позитивный имидж МАДОУ «Детский сад № 26 «Радость».

Педагоги:

  • приобретен педагогами новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произошел рост профессионального мастерства;
  • повысилась квалификация педагогов по шахматному образованию, имеется понимание необходимости в развития шахматного образования в ДОУ, городе, регионе;
  • пополнилась обновленная развивающая предметно-пространственная среда в группах и территории дошкольного учреждения;
  • повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Проект «Шахматы дошколятам»

Статьи по теме: