Как легче всего научиться играть в шахматы. Шахматы для начинающих: простые тактические приемы. Обучение шахматам – от простого к сложному

Для кого-то шахматы покажутся сложной игрой, в которой разобраться почти невозможно. Конечно, легкой её не назовешь, но выучить простые правила и приложить усилия – и всё станет проще. Зато сколько положительных эмоций вы получите.

Как научиться в шахматы играть – шахматные фигуры

Обучение игре в шахматы начинается с изучения фигур. Следует запомнить их названия, как они выглядят и ходят.

  • Король. Это самая значимая фигура в игре, но при этом довольно слабая. В случае, если королю поставили мат, игра автоматически завершается. Ходит король лишь на одну соседнюю клетку. Ваша цель – король противника, если вы его загоните в безысходную ситуацию и объявите мат, то партия выиграна.
  • Ферзь. Иначе еще называют королевой, это одна из сильнейших фигур на доске. Королева ходит так, как ей захочется: назад, вперед, в сторону, по диагонали и т.д.
  • Ладья. Её сила почти равна королеве. Ходит она так же, но кроме как по диагонали.
  • Конь. У него очень своеобразная ходьба по полю. Для запоминания сравнивают с буквой «Г», как пример 2 клетки вперед и 1 в бок или 2 клетки назад и 1 в бок.
  • Слон. Этой фигуре разрешено ходить только по диагонали. Следует запомнить, что слон не может ходить по клеткам отличающимся от его цвета. Если вы играете фигурами белого цвета, то по белым клеткам, и наоборот.,
  • Пешка. На шахматной доске она считается самой слабой. Она ходит на одну клетку вперед. Возможность сходить через две клетки есть только в изначальной позиции. У пешки есть одно преимущество, если она дойдет до конца доски, то становится любой фигурой, кроме естественно короля.

У каждой игры есть свои нюансы, и опытные игроки о них знают. Что же делать тем, кто только начинает. Вот несколько советов, которые пригодятся новичку:


Как научиться в шахматы играть – правила

Как у любой другой игры, в шахматах есть свои правила, которые перед началом стоит узнать.
Но для начала надо понять, в чем её суть. У каждого игрока по 16 фигур, они разделены на цвета: белые и черные. Основная задача, это поставить мат королю противника, второстепенная – защитить своего. Для этого вы уничтожаете фигуры оппонента. Если вы напали на короля противника, а он не может уйти от атаки – это шах. Если же король соперника не может уйти и защититься, это шах и мат. Партия сыграна в вашу пользу.

Основные правила шахмат:

  • Игру начинают белые.
  • Если вы тронули фигуру, то обязаны ею сходить.
  • Ходят по очереди.

Самое главное – получайте удовольствие от процесса!


В этой статье мы постараемся разобрать и дать план как научиться играть в шахматы с нуля? Если вы только начинаете свой путь шахматиста, то очень важно последовательно начать погружение с основ. Сейчас мы приведем небольшой план по изучению начальных навыков. Если Вы освоите эти навыки, то уже через несколько дней сможете сыграть свою первую партию.

И так, начнем, что нужно новичку:

1. Расставляем шахматы в начальной позиции. Подробнее смотрите в статье как правильно расставить фигуры на доске . Мы приведем ниже начальную позицию в шахматной партии. Запомните два основных правила:

  • Белые фигуры ставятся по первой вертикали (сбоку на доске все вертикали подписаны с 1й до 8й)
  • Когда расставляете - помните, что Ферзь любит свой цвет. Белый ферзь ставится на белую клетку. Черный ферзь ставится на черную.


2. Необходимо запомнить, как ходят шахматы. На это нужно потратить совсем немного времени. Мы подробно разобрали это в статье как ходят шахматные фигуры . Очень важно запомнить, что пешка, которая дошла до конца доски превращается в любую фигуру, кроме короля. Чаще всего вместо пешки на доску ставят Ферзя (королеву). Потому что это дает большое преимущество в партии и, как правило, ведет к победе.

3. Нужно запомнить, как рубят фигуры. Главное правило такое: если Ваша фигура рубит вражескую фигуру, то вражеская фигура убирается с доски, а вместо нее (на эту же клетку) ставится Ваша фигура.

4. Необходимо разобраться что такое Шах. Шах - это нападение фигуры на вражеского короля . Важно запомнить одно из основных правил шахмат: если королю объявлен шах, то Вы обязаны убрать короля из-под нападения следующим Вашим ходом. Если королю объявлен шах, то ходить другими фигурами нельзя (пока король не уйдет из-под шаха).

5. Важно разобраться, что такое Мат. Мат - это разновидность шаха, от которого невозможно скрыться, то есть куда бы не отошел король ему также будет объявлен шах, или отходить будет некуда. Мат – это цель партии . Тот, кто объявил Мат в шахматной партии является победителем. Мат – это обязательное условие для победы. Также, Вы можете победить, если Ваш соперник признает поражение, то есть скажет Вам, что он сдается.

Изучите эти пять пунктов, и Вы сможете сыграть Вашу первую партию.

В нашем видео вы узнаете все основные правила шахмат всего за 5 минут.

Как научить ребенка играть в шахматы?

Есть только один способ, как научить ребенка играть в шахматы - нужно вызвать у него интерес.

Сделать это достаточно просто, вам нужно регулярно играть при ребенке в шахматы, то есть - своим примером. Играть нужно так, чтобы он видел, как Вам нравится игра. Он обязательно подойдет и спросит, что это за игра и попросит Вас научить его. Дальше Вам нужно поддаться Вашему любимому чаду, чтобы вызвать у него азарт. Главное играть с ребенком так, чтобы победы доставались не слишком легко, а иногда лучше даже выиграть. Важно поддерживать у ребенка интерес к игре.

Если Вы поняли, что у вашего чада есть талант и сильное желание расти, то обязательно начните обучать его либо у хорошего тренера, либо в онлайн-школе. Талантливому ребенку необходима точная методология в обучении. Шахматы раскрывают интеллектуальный потенциал ребенка очень быстро.

Как научиться играть в шахматы взрослому человеку?

Чтобы научиться играть в шахматы взрослому человеку легче всего найти наставника или пройти курсы с четко выстроенной методологией. Это позволит Вам быстро понять основы шахмат. Если Вы будете учиться по конкретной методологии, то тут без вариантов - побеждать Вы начнете очень быстро. План по изучению мы написали выше. Начинайте играть.

Вы получите огромное удовольствие от шахмат, когда выиграете свою первую партию.

Как научиться хорошо играть в шахматы?

Важно понимать, что шахматы - это спорт, а чтобы преуспеть в любом виде спорта очень важны систематические тренировки. Поэтому играть надо регулярно. Хотя бы несколько раз в неделю. Если Вы просто будете много играть, то очень быстро станете играть сильно.

Чтобы хорошо играть в шахматы, так же очень важно решать шахматные задачи . Они развивают скорость расчета вариантов. Вы начнете видеть на много ходов вперед и сможете очень легко ориентироваться в любой шахматной позиции.

Одна из самых древних настольных игр - это шахматы. Она развивает интеллект, учит думать, анализировать, просчитывать свои действия на несколько ходов вперед.

Как научить ребенка играть в шахматы

У этой игры масса поклонников. Поэтому неудивительно, что часто родители интересуются, как научить ребёнка играть в шахматы.

Считается, что с этой настольной забавой лучше начать знакомство ребёнка ещё в дошкольном возрасте. В особенности, если у вас есть мечта, вырастить мирового гроссмейстера.

А. Карпов стал играть в шахматы в 4 года, Г. Каспаров - в 5 лет, Б. Спасский - в 6 лет, М. Таль - в 7.

Впрочем, не обязательно вашему ребёнку становится мировым шахматным лидером. Решив вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы с нуля, вы сможете вырастить разносторонне развитую личность.

В шахматы любили играть М. Лермонтов, А. Пушкин, И. Тургенев, Л. Толстой.

Ещё одна причина, по которой заниматься вопросом, как научить ребенка шахматам, стоит перед школой, заключается в том, что игра положительно влияет на подготовку к ней.

Обучению можно посвящать несколько дней в неделю, всё зависит от того, насколько малыш заинтересован в процессе. Как правило, такие проблемы, как научить ребёнка шахматам и с чего начать, волнуют тех, кто умеет играть, настолько давно, что уже сам не помнит, каким образом учился. Начините со знакомства с доской и фигурами, правилами, целью игры, понятиями «мат» и шах».

Если вам трудно объяснить ребёнку некоторые нюансы игры доступно, воспользуйтесь учебником. Такой литературы сегодня в избытке на полках книжных магазинов.

Когда будете играть с малышом, не поддавайтесь ему. Иначе он просто не научится. Малыш должен чувствовать, что вы всерьёз сражаетесь на поле, хотя и фору иногда давать можно.

Весь процесс обучения должен проходить в игровой форме. Только в этом случае ребёнок втянется в игру и ему действительно будет интересно. Не принуждайте его, если нет желания или настроения подходить к шахматам, не стоит настаивать.

На странице представлена подборка шахматных уроков, которые позволят изучить основы игры, научится правильно начинать и заканчивать шахматную партию. Начинающий игрок изучит эффективные приемы атаки для получения преимущества над соперником и завершения партии в свою пользу.


Первое обучающее видео рассказывает об основах игры, об основных моментах, которые позволяют начать играть в шахматы. Объясняются правила расстановки фигур на доске, правила, по которым ходят фигуры. У ученика, который смотрит видео, формируются понятия о шахе и мате. Особое внимание уделяется рокировке короля, ее правилам, видам и особенностям.


Рассказ о стратегии и тактике игры в шахматы, объясняются эти понятия, различие между ними. Поднимается вопрос о комбинировании и просчете возможных ходов и путей развития событий на шахматной доске. Сравнивается ценность игровых фигур. Во второй части видео рассказывается о важнейшей части тактической игры: связках фигур.


Данный урок рассказывает о другом тактическом приеме в игре: завлечении. Целью завлечения является принуждение соперника своей фигурой занять выгодное для вас, и не выгодное для себя поле. Рассматривается вопрос жертвы фигуры с последующим получением качественного преимущества и неминуемого мата. Объясняется понятие «двойной шах».


Еще один прием правильной тактики: отвлечение фигуры противника. Игрок вынуждает соперника переместить одну из своих фигур на нужную ему клетку (как правило, жертвуя при этом свою фигуру), при этом получая либо значительное качественное преимущество, либо завершая игру атакой на короля и матом. Уделяется внимание приему «форточка» при совершенной рокировке.


Изучение мощнейшего инструмента атаки – двойного удара, который завершает задуманную комбинацию и приводит к получению количественного преимущества над соперником. Двойной удар – удачное сочетание двух вышеизученных тактик: отвлечения и завлечения, заканчивающийся созданием «вилки».


Углубленно рассматривается понятие «шах». Изучается реализация «двойного шаха» и «открытого шаха», при которых соперник теряет фигуру либо проигрывает партию, вынужденно уводя короля из-под удара. Рассказывается о приеме «мельница», включающая в себя последовательность «двойных шахов» при выигрыше материального преимущества.


Рассматривается тактика «открытого нападения», где при атаке на фигуру соперника появляется возможность улучшения материального (количественного) положения за счет взятия более значимой фигуры соперника, либо выигрышного окончания партии.


Урок посвящён правилам развертывания фигур в выгодную позицию в начале игры. Рассматриваются основные правила разыгрывания дебютов для получения преимущества и захвата центральной части доски. Приводятся основные принципы для успешного начала партии: сохранение темпа, ранняя рокировка, развитие легких фигур и другие.


Рассматриваются основы эндшпиля – завершения шахматной партии при материальном преимуществе игрока над соперником. Рассказывается, какими фигурами можно поставить мат одинокому королю. Изучается техника мата при наличии короля и ферзя.


Продолжение изучения эндшпиля – удачное завершение шахматной партии при наличии короля и ладьи при одиноком короле соперника. Рассматриваются основные принципы техники такого мата, правильная постановка фигур, указываются на возможные ошибки.

Шахматы - прекрасная игра, с помощью которой можно научить ребенка мыслить стратегически и анализировать различные ситуации. Начните с основных понятий, таких как различия между фигурами и тем, как они ходят. Когда ребенок усвоит эту информацию, приступите к игре в различные разновидности шахмат. Не торопите ребенка, постоянно поощряйте его и будьте терпеливы. Таким образом вы сможете привить ребенку любовь к шахматам, и он будет воспринимать их как увлекательное и интересное занятие.

Шаги

Знакомство с доской и фигурами

    Познакомьте ребенка с шахматной доской. Доска имеет 8 горизонтальных и 8 вертикальных линий. Всего она состоит из 64 клеток. Половина клеток окрашены в светлый, а половина - в темный цвет. Если у вас нет под рукой шахматной доски, ее можно нарисовать на листе картона или школьной доске.

    Приступите к изучению фигур. Ознакомьте ребенка с пешками, конями, слонами, ладьями, ферзем и королем. Отметьте различия в их внешнем виде. Расставьте фигуры на доске, чтобы ребенок увидел, как они располагаются в начальной позиции.

    • Конь, как и следует из названия, обычно напоминает голову и шею этого животного.
    • Слон имеет вид высокой остроконечной шляпы.
    • Король является самой важной фигурой, так как цель игры заключается в пленении короля противника.
    • Укажите на различия во внешнем виде между королем и ферзем.
    • Ладьи обычно напоминают крепостные башни.
  1. Продолжите описание фигур. Расскажите о каждой фигуре и объясните, как она ходит. Убедитесь, что ребенок запомнил данную фигуру, прежде чем переходить к описанию следующей.

    • Пешка может ходить на одну или две клетки из начальной позиции, и лишь на одну клетку в том случае, если она уже ходила. Пешка может побить лишь те фигуры противника, которые стоят на соседней с ней клетке по диагонали, и она не может ходить назад.
    • Конь является единственной фигурой, которая способна перепрыгивать через другие пешки и фигуры. Он ходит буквой "Г". Конь может ходить на две клетки по горизонтали, а затем на одну по вертикали, либо на две клетки по вертикали и одну по горизонтали.
    • Слон ходит по диагонали на любое количество клеток.
    • Ладья ходит на любое количество клеток вперед, назад или по горизонтали. Она не может ходить по диагонали.
    • Ферзь может ходить в любом направлении (по горизонтали, вертикали или диагонали) на любое количество клеток. Это самая сильная фигура.
    • Король ходит на одну клетку в любом направлении, причем два короля не могут становиться на соседние клетки.
  2. Расставьте на доске все фигуры. Разместите фигуры на доске и попросите ребенка назвать их. После этого рассмотрите, как ходит каждая фигура. Если вы используете координатный метод, следует разместить фигуры на следующих клетках:

    • У каждого игрока есть 8 пешек, которые занимают 2-ю и 7-ю горизонтали.
    • Ладьи располагаются на 1-й и 8-й клетках вертикалей A и H.
    • Ферзи стоят на 1-й и 8-й клетках вертикали D.
    • Слоны занимают 1-ю и 8-ю клетки вертикалей C и F.
    • Кони расположены на 1-й и 8-й клетках вертикалей B и G.
    • Короли занимают 1-ю и 8-ю клетки вертикали E.

Игры для изучения ходов

  1. Поиграйте одними пешками. Расставьте на шахматной доске лишь пешки. Цель данной игры состоит в том, чтобы перевести на противоположный край доски как можно больше своих пешек. Если две пешки упираются друг в друга и не могут ходить дальше, они останавливаются. Напомните ребенку, что пешка ходит на одну клетку вперед, пока не сталкивается с пешкой противника. Пешка может побить пешку соперника, если та расположена впереди от нее на соседней клетке по диагонали.

    • Другая цель данной игры может состоять в том, чтобы первым довести свою пешку до противоположной стороны доски.
    • Напомните ребенку, что белые ходят первыми, и при первом ходе пешка может походить на две клетки вперед.
    • Это поможет ребенку усвоить, как двигаются пешки.
  2. Добавьте слонов. Когда ребенок усвоит, как ходят пешки, дополните игру слонами. При этом цель игры останется той же. Напомните ребенку о том, что слоны ходят по диагонали. Данная игра научит ребенка:

    • использовать пешки для защиты слонов;
    • определять оптимальный момент для вывода слонов за пешечную цепь;
    • держать слонов позади пешек противника;
    • понимать ограничения, которые накладывает на слонов их способность ходить лишь по диагонали.
  3. Введите ладьи. Расставьте на доске ладьи, слонов и пешки. Цель по-прежнему состоит в том, чтобы довести пешку до противоположного края доски. Напомните ребенку о том, что ладья может ходить на любое количество клеток по горизонтали или вертикали, но при этом ей нельзя перепрыгивать через другие фигуры.

    • Ребенок должен усвоить, как важно сохранить ладьи до конца игры.
    • Кроме того, на этом этапе ребенок должен начать понимать разницу между взятием отдельной фигуры противника и выигрышем всей партии.
  4. Поставьте на доску коней. Пусть ребенок походит конями по пустой доске. Ход буквой "Г" довольно необычен, и для его усвоения может понадобиться некоторое время. Выберите на доске клетку, до которой ребенку необходимо добраться конем. Тем самым вы научите ребенка думать на несколько ходов вперед.

    • Когда ребенок освоится с конями, добавьте пешки и поиграйте в ту же игру, что и раньше с другими фигурами.
  5. Поиграйте конями, ладьями, слонами и пешками. Поставьте на доску все эти фигуры. Цель по-прежнему состоит в том, чтобы первым провести свою пешку до последней горизонтали. Это довольно сложная игра, но после предыдущего обучения ребенок должен освоить ее.

    • Ребенок начнет изучать различные позиции и то, как фигуры взаимодействуют между собой.
    • Если у ребенка возникнут трудности, вернитесь к одной из более простых игр. Не торопите ребенка и позвольте ему постепенно учиться в удобном для него темпе.
  6. Поиграйте ферзем, королем, пешками и ладьями. С помощью данной игры вы сможете познакомить ребенка с понятиями шаха и мата. Шах означает нападение на короля, а при мате королю некуда скрыться от шаха. Используйте лишь по 4 пешки на игрока.

    • Напомните ребенку, что белые всегда ходят первыми, и о том, что ход считается совершенным, как только игрок оторвал руку от фигуры.
    • Сосредоточьте внимание на ходах короля и ферзя.
  7. Поиграйте в шахматы всеми фигурами. Когда ребенок усвоит, как ходит каждая фигура, поиграйте с ним в обычную шахматную игру. Цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Напомните ребенку о том, что при достижении последней горизонтали пешка превращается в ферзя.

    • Как и ранее, если ребенок хочет вернуться к более простым играм, позвольте ему сделать это.

Изучение более сложных ходов

  1. Объясните, как превращаются пешки. При достижении последней горизонтали пешка превращается в другую фигуру. Она может стать ферзем, ладьей, слоном или конем. Как только пешка доходит до последней горизонтали, ее можно заменить на выбранную вами фигуру. Чаще всего пешек превращают в ферзей.

    Объясните взятие пешки на проходе (энпассан, анпассан, от фр. en passant - "на проходе"). Такое взятие возможно в том случае, если пешка совершает первый ход и ходит на две клетки, а рядом расположена пешка противника. Если пешка противника бьет клетку, через которую прошла ваша пешка, она может взять походившую пешку следующим ходом. Если взятие на проходе не произошло сразу после первого хода пешки, оно становится невозможным в дальнейшем.

Статьи по теме: