Как называют людей которые создают игры. Теория происхождения игры - реферат. Описание профессии "Тестер"

Гейм-дизайнер (game designer, геймдиз) - это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать продюсером игр, ответственным за игровой дизайн проекта.

Гейм-дизайнер (game designer, геймдиз) — это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать продюсером игр, ответственным за игровой дизайн проекта. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Чтобы быть создателем игр, необходимо любить игры и понимать их; необходимо находить удовольствие в анализе игры, разбиении игры на мельчайшие части и понимании того, как эти части образуют целое.

Любой проект начинается с ИДЕИ. А в игровом бизнесе гениальная идея и фантазия гейм-дизайнера являются определяющим фактором. Гейм-дизайнер не просто генерирует какие-то идеи и разные фичи, но и досконально продумывает способы их реализации, учитывая интересы целевой аудитории. Идею игры гейм-дизайнер формирует в концепцию, составляя первичный концепт-документ, в котором четко излагает краткое описание игрового процесса и особенности игры. На основании концепт-документа создается дизайн-документ («диздок» на жаргоне разработчиков игр). На этом же этапе решается вопрос финансирования проекта. Затем гейм-дизайнер собирает команду специалистов, которые на основе «диздока» создадут игру. В процессе разработки игры гейм-дизайнер контролирует работу команды, чтобы технические спецификации соответствовали основной идее игры. Дизайн-документ в процессе работы корректируется в зависимости от предложений разработчиков. В тестировании игры гейм-дизайнер также принимает активное участие.

Таким образом, гейм-дизайнер решает следующие задачи :

  • разработка идейной основы игры;
  • составление концепции проекта;
  • составление и редактирование дизайн-документа («диздока»);
  • при необходимости корректировка идейной основы игры;
  • контроль над процессом разработки в части игрового дизайна;
  • участие в составлении технической спецификации игры.

Индустрия компьютерных игр развивается стремительными темпами. Профессия гейм-дизайнера становится все более востребованной и высокооплачиваемой, а в России это связано с острой нехваткой квалифицированных разработчиков игр.

Особенности профессии

В современном мире разработка компьютерных игр - это четко отлаженный поэтапный процесс. В игровом бизнесе существует два типа компаний: разработчик (developer) и издатель (publisher). Часто бывает так, что разработчик и издатель совпадают. Это идет на пользу процессу разработки игры: разработчику не надо будет убеждать издателя в целесообразности капиталовложений.

Этапы создания типичной компьютерной игры:

  • Первый этап разработки игр называется Pre-production или подготовка к производству . Он включает в себя составление концепт-документа, подбор средств для реализации проекта, составление плана работ, работу с художниками для определения графического стиля игры, решение финансовых вопросов.
  • На втором этапе - Pre - alpha - составляется и утверждается подробный дизайн-документ, в котором детально расписана вся игра. Это основной документ, которым руководствуются в работе все специалисты. План работ согласовывается с компанией-издателем. Как правило, все современные игры разрабатываются для конкретного издателя, который вкладывает в разработку свои средства. На этом этапе в работу включается сценарист.
  • Третий этап - альфа-версия - ключевой этап в создании игры, в процессе которого разработчики занимаются реализацией плана, заполняют игру содержанием. Гейм-дизайнер ведет постоянную работу с дизайнерами уровней и художниками/моделлерами, контролируя соответствие концепции и обеспечивая целостность и единый художественный стиль игры. При этом необходимо уделять внимание и деталям, которые делают игровой мир живым. На этом этапе периодически анализируются текущие результаты разработки: работающая демо-версия игры, первый уровень. Эти промежуточные результаты используются в рекламе новых игровых проектов: демо-версии публикуют на игровых сайтах.
  • На четвертом этапе , который называют бета-версия , игра должна быть практически готова и полностью функционировать. Гейм-дизайнер принимает активное участие в тестировании, работает с дизайнером миссий. По результатам тестов на этом этапе в игру вносятся необходимые изменения.
  • И, наконец, финальный аккорд - релиз (англ. release ), то есть выпуск . После создания, тестирования и отладки игры наступает долгожданное время ее выпуска. Интерес к этому событию усиленно подогревается издателем игры посредством рекламы. На этом этапе гейм-дизайнер активной работы не ведет.
  • Последний и неизбежный этап - поддержка. Компьютерные игры, даже после тестирования и многократной отладки, часто выходят с ошибками. Разработчики оставляют возможность исправлять ошибки на выпущенных играх, устанавливая патчи (от английского слова «patch» - заплатка).

Специфика работы специалистов по созданию игр:

Чтобы создать качественную современную компьютерную игру требуется не один год упорной работы. Поэтому над созданием игр работает одновременно несколько производственных команд, каждая из которых выполняет работу в своей собственной сфере. В создании компьютерной игры, кроме программиста участвуют и представители других профессий. Программист является центральным звеном всей разработки.

Занимается написанием программного кода игры, с помощью которого реализуется игровая физика и искусственный интеллект игры. Программист должен иметь богатый опыт работы в области информатики и разработки.

Это самая творческая профессия. В некоторых играх, таких как Myst, аниматор играет даже более важную роль, чем программист. Аниматор - это человек с хорошим воображением, современным мышлением и множеством идей. Во все времена одним из критериев оценки игры была ее графическая составляющая. Аниматоры сегодня имеют в своем арсенале самое современное аппаратное и программное обеспечение (в частности, технологию Motion Capture), которое дает возможность записывать реальные движения человека и переносить их потом на игровых персонажей.

, музыканты, работают над звуковым оформлением игры, пишут и исполняют музыку, читают тексты персонажей. Без достойной музыки и качественного озвучивания, как и без хорошей графики, современная игра не будет успешной. Музыкальное и звуковое сопровождение, конечно, не являются главным, но попробуйте поиграть в Need For Speed: Underground 2 без звуков и музыки - большая часть очарования этой игры исчезнет.

Сценарий игры обязательно присутствует в ролевых и приключенческих играх, а также в играх смешанных жанров. Но даже в FPS-играх требуются качественные и интересные тексты. Этим занимаются сценаристы и режиссеры.

Дизайнер игры занимается программированием игрового дизайна, уделяя особое внимание сюжетным линиям, структуре игры и правилам.

Дизайнеры уровней. После того, как программисты, аниматоры, художники, музыканты выполнят основную работу по созданию персонажей игры, игровых интерьеров, звуков, в работу включаются дизайнеры уровней. Если даже игра представляет собой один большой уровень без явного разбиения на части, дизайнерам приходится немало поработать над созданием игровой вселенной.

Тестер - испытатель игры занимается поиском различных ошибок и несоответствий в игре, анализируя детали игры. Любая игра перед выходом в свет должна быть протестирована.

Плюсы и минусы профессии

Профессия гейм-дизайнера чрезвычайно интересная и сложная, требующая полной самоотдачи. Авралы и ненормированный рабочий день - обычные будни. К плюсам можно отнести востребованность и высокую оплату труда.

Место работы

Компании, занимающиеся производством компьютерных игр.

Важные качества

  • любовь к играм;
  • широкий кругозор;
  • богатая фантазия;
  • хорошее воображение;
  • художественный вкус;
  • объективность и гибкость мышления;
  • навыки организатора, аналитика, психолога, игрока, технического писателя;
  • усидчивость;
  • умение работать в команде;
  • умение понятно излагать свои мысли людям разного мышления (художникам и программистам).

Обучение на гейм-дизайнера (образование)

До недавнего времени в России не существовало образовательных программ для подготовки специалистов в сфере разработки игр. Пройти обучение можно на курсах

Зарплата на 21.03.2019

Россия 30000—150000 ₽

Москва 50000—180000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Гейм-дизайнеры могут начать свою карьеру в любительских проектах или с позиции тестера. При приеме на работу кандидату на должность гейм-дизайнера дают тестовое задание, уникальное для каждой студии. Как правило, это часть работы, которую предстоит выполнять в дальнейшем. Для выполнения задания дается несколько дней. После успешного выполнения задания кандидат либо проходит собеседование, либо выполняет дополнительное тестовое задание.

Гейм-дизайнеру желательно иметь высшее образование — техническое в области программирования. Высоким спросом на рынке труда пользуются гейм-дизайнеры с дополнительными полезными навыками — рисование, знание языков программирования и скриптовых языков, 3д-моделлирование.

Знаменитые и великие разработчики компьютерных игр:

Том Холл, Джон Ромеро, Пауль Джаквейс, Тим Виллитс и Ричард Бейли Грей aka Levelord, Джуд Адамсон, работавшая над эффектами в фильмах Pig in the City, Stuart Little, The Sixth Day, Cats & Dogs, Harry Potter и Scooby-Doo.

Видео о том, как стать гейм-дизайнером

| 12.09.2013
Многих геймеров удивляет, что шутеры с мировым именем «Метро: 2033» и «Метро: Луч надежды» созданы в СНГ. Их можно понять: зарубежные проекты “Crysis”, “Call of Duty”, “Halo”, “Battlefield” и им подобные имеют многомиллионные бюджеты, привлекают самые современные технические средства, а доморощенным идеям постсоветских разработчиков, обретшим жизнь едва ли не в гараже, до таких высот, уверены они, как до Луны. Так ли это? За ответом я отправился в Киев, в студию 4A Games. Моими собеседниками стали гейм-дизайнеры Евгений “LIN” Федорец, Александр “ALGAR” Костюк и Руслан “RUSIK” Владимиренко.

Часто можно слышать, что разработка игр, а именно больших проектов, в СНГ умерла и многие местные студии подались в браузерные «социалки». Вы с этим согласны?
Е. Ф. : Не соглашусь – мы-то живы! Да и коллеги из Беларуси и России опровергают это мнение. А если серьезно, то разработка у нас скорее не умерла, а отступила. Многие студии, на мой взгляд, стали разрабатывать маленькие игры потому, что это проще на старте. Меньше все: срок разработки, затраты, риск. Легче и быстрее собрать команду. Да и рецепт прост: взять за основу уже популярную игру, слегка видоизменить и продавать по полдоллара. Причем брать количеством – больше попыток сделать что-то продаваемое. Ведь в игровой индустрии, как и в любой другой, хотят получать доходы как можно быстрее и с минимумом капиталовложений. Правда, и результат большинства таких стартапов предсказуем – каждый месяц их гибнут десятки, если не сотни. Хлеб разработчика игр горек и тяжел, работать надо без выходных и отпусков, конкурировать-то приходится с очень серьезными и состоявшимися игроками.


Мысли о разработке в гараже испаряются уже при входе в офис 4A Games: кустарщиной здесь и не пахнет. У каждого подразделения – программистов, дизайнеров, художников, звукооператоров – свое помещение, с серьезным оборудованием, отличными условиями. Есть у компании и собственная студия звукозаписи, пусть небольшая, зато прилично оснащенная.


Стало быть, здесь и записываются саундтреки и прочая озвучка?
Е. Ф. : Большинство из того, что вы слышите в игре, записывалось именно здесь. Впрочем, многое создавалось и на стороне: наши композиторы нередко предпочитают творить в собственных студиях, предоставляя уже готовый результат. И мы этому не противимся. В конце концов, нам важно качество, а любые рамки и ограничения могут губительно сказаться на продукте.


Помимо программистов, художников и сценаристов, кто еще трудится над созданием игры?


Е. Ф .: Много аутсорсинговых исполнителей, в основном работающих над звуком и анимацией. Ну и, разумеется, большая группа тестировщиков – как наша, внутренняя, так и иностранная. По сути, это огромный отдел качества, который занимается проверкой игры на предмет багов.


Конечно же, я не успокоился – интересно, что же еще используют разработчики? Оказалось, технический парк огромен: студия сотрудничает и с производителями видеокарт, и с изготовителями приставок – и все они попадают в офис 4A Games задолго до официального релиза.


Р. В. : Каждый сотрудник обеспечен всем необходимым оборудованием, которое своевременно апгрейдится. Технологии ведь постоянно совершенствуются, и мы обязаны идти в ногу с прогрессом. Выпущенные нами игры соответствуют современным требованиям качества – а добиться этого невозможно на устаревшем оборудовании. Не чуждаемся мы и новых технологий, например активно используем так называемый motion capture – он просто необходим для проектов масштаба «Метро: Луч надежды». Наша компания арендовала это оборудование, и с его помощью делалось большинство сцен в игре. Остальная же часть анимаций создавалась с привлечением аутсорсеров и силами собственных аниматоров.


Практически все нюансы проекта отрабатываются параллельно на нескольких платформах, и любой участник может в два счета запустить игру одновременно и на PC, и на консоли. Высока ли портируемость кода?

Е. Ф .: Игру можно элементарно портировать под любую платформу, включая Linux и Android. Последнее звучит невероятно, но подобный эксперимент провел один из наших программистов – ради чистого любопытства продемонстрировал возможность переноса игры на планшет.


Е. Ф .: Попасть к нам удается единицам, и то по личному приглашению. Просто так, людей с улицы, мы не набираем – важен не только профессионализм, но и личные качества. Мы дорожим каждым членом команды и очень неохотно расстаемся. Каждый из участников проекта вправе высказать свое мнение, внести предложение, и его обязательно обсудят.


Именно благодаря такому подходу в игре появилось огромное количество привлекательных элементов. Основная работа по реализации проекта ложится на плечи именно гейм-дизайнеров: с них все начинается, ими же и заканчивается. Каждый отрабатывает свой блок (как правило, это целый уровень), моделируя деталь или событие в главном инструменте – игровом редакторе, где любой, даже мельчайший элемент обстановки может быть наделен собственным характером, описан скриптами и представлен уникальным поведением. К слову, многочисленные споры о физике игрового мира лишены смысла: ее в игре нет, а правдоподобного поведения объектов добиваются кропотливой работой аниматоры и художники.


Наряду с увлекательным сюжетом игры от 4A Games известны прекрасной графикой. Как вы опишете возможности вашего графического движка?


Е. Ф.
: Ресурсы нашего 4A Engine, так и хочется сказать, безграничны. Во многом это правда, поверьте! Наша технология позволяет создавать мир, проработанный до самых мелких деталей, что в комплексе позволяет геймеру поверить: этот мир настоящий, он пропитан жизнью. Кстати, мы совсем не против, чтобы на нашем движке выпускались другие игры. Все возможно. Но для начала необходимо сделать так, чтобы технология была максимально простой для разработчика.


А. К .: Главная особенность создания игр на собственном движке – очень тесное сотрудничество дизайнеров и программистов. Программисты подключаются уже на этапе первых проб применения механик и геймплейных элементов, нуждающихся в усовершенствовании технологий. Хотя вообще-то программисты никогда и не «отключаются», сопровождая весь процесс создания игры. Технология и время идут плечом к плечу, так что всегда есть куда развиваться. Программисты максимально открыты для улучшения игрового движка.


На вопрос, какая составляющая игры важнее – техническая или художественная, мне ответили: «Обе. И никак иначе!»

Приставки все сильнее захватывают рынок. Многие пророчат конец PC как игровой платформе, особенно после выхода PlayStation 4 и Xbox One. Что вы думаете по этому поводу?


Р. В. : Выход новых платформ развязывает нам руки. При разработке игр мы постоянно упирались в разного рода ограничения консолей нынешнего поколения – ничего не поделаешь, они на последнем цикле своей жизни. Новые же, судя по их характеристикам, позволят создавать еще более красивые, атмосферные и более реалистичные игры. И вы в этом обязательно убедитесь.


Е. Ф. : Лично я больше люблю PC и не слишком верю, что приставки смогут обогнать их по характеристикам. Но нельзя не признать, они действительно становятся лучше и мощнее. Сами понимаете: разработчикам выгодно заложить в приставку хороший резерв хотя бы на три-пять лет, чтобы не вынуждать покупателя обновлять «железо» через полгода. Так что потенциал их огромен, а наш движок без проблем позволит портировать игру на любую из них – мы не разочаруем своих поклонников.


Техника техникой, а мне все же интересно, с чего начинается разработка игры: с идеи, сценария или чего-то еще?


Е. Ф. : В нашем случае – с истории. С невероятно яркой и незабываемой истории «Метро: 2033», скрупулезно изложенной Дмитрием Глуховским. С мира, где человечество повисло на волоске над пропастью и живет в постоянном страхе окончательного вымирания. А по большому счету, конечно же, все начинается с идеи. Она возникает глубоко внутри каждого из нас, а затем, обсуждая ее с другими членами команды, мы вместе рождаем то самое коллективное дитя, которое и становится игрой.


Р. В. : Книги Дмитрия Глуховского – огромный плацдарм для создания истории и атмосферы в игре. Возьмите «Вселенную Метро 2033» – она повествует о судьбе других людей в условиях постапокалипсиса, и не только в Москве. Или рассказы о жизни персонажей, окружающих Артема как во «Вселенной Метро 2033», так и в фанфиках. Мы имеем дело с огромной библиотекой, созданной как профессионалами, так и любителями. Между прочим, это избавляет нас от необходимости иметь в штате специального сотрудника (как, например, в Bioware), весь круг обязанностей которого – отслеживание «забытых» сюжетных линий и судеб персонажей.


Авторы игры не считают, что шутер – это просто «беги и стреляй», по их мнению, такой подход на корню убивает идею. Хороший экшен, основанный на глубокой истории, должен быть уникальным, ведь именно история придает игровому миру то неповторимое обаяние, которое и позволяет ему завоевать аудиторию.


Е. Ф
.: Игры серии «Метро» выделяются в первую очередь неповторимой атмосферой, интересным и разнообразным геймплеем, а также вниманием к деталям и оригинальной сюжетной линией с возможностью выбора действий. Все это для того, чтобы прийти к соответствующей концовке. Для таких проектов, как «Метро», сюжет выступает одним из главных факторов, так как это самый настоящий story based shooter – игра, основанная на большой истории. И сюжет – та самая нить, которая прошивает всю ткань игры, делая из нее роскошный наряд. Конечно, любой шутер можно наделить сюжетом и объявить его story based, но это совершенно неинтересно ни нам, ни, как я полагаю, нашим поклонникам.


После знакомства с процессом работы над обновлениями – а он идет непрерывно – у меня создалось впечатление, что, несмотря на выпуск дополнения и летний, неигровой сезон, сотрудники не отдыхают. Евгений подтвердил мою догадку: для студии нет понятия «коллективный отдых» или «мертвый сезон» – работа не прекращается ни на минуту. И даже смена издателя не повлияла – напротив, банкротство THQ привело к тому, что игра вышла более качественно протестированной.


А. К. : «Метро» была уже завершена и находилась в стадии тестирования, так что сомнений в том, что будет новый издатель и проект выйдет своевременно, ни у кого не было. С одной стороны, банкротство THQ задержало релиз – игра стартовала на несколько месяцев позже запланированного срока, а с другой – мы получили дополнительное время на тестирование и устранение мелких недочетов.


Конечно же, я не устоял против искушения поинтересоваться планами – не готовится ли следующая часть «Метро»? Тем более что в недавнем интервью новый издатель 4A Games Клеменс Кандратитс недвусмысленно говорил о своих ожиданиях в этом плане. Увы, разработчики не спешат делиться прогнозами.

А. К. : Варианты рассматриваются. Но никаких официальных заявлений мы пока предпочитаем не делать.


Впрочем, я их понимаю: должна же быть какая-то интрига! А поклонников вселенной «Метро», пребывающих в томительном ожидании, думаю, согреет осознание того, что у команды 4A Games есть для этого все возможности: и техника, и связи, и замечательная команда.

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Теория происхождения игры.

Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учёными на протяжении многих сотен лет.

Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно–социально–экономического и культурного развития общества.

Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.

В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.

А.Н. Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: “в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре...

Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется.”Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:

Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в XIX веке, в то время, когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер (1820 – 1903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов, направленных на успех в “борьбе за существование”, порождают “идеальное удовлетворение” этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.

Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов . В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского учёного К. Гросса, который считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.

Спенсер внёс в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игр у животных, инстинктивные формы которых недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление – предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления.

Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения в играх, критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счёт разряда внутреннеё энергии в организме, то есть в игре упражняются только инстинкты.

Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С. Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапитуляции (сокращённого повторения этапов развития человечества) в детских играх.

Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далёких предков.

Существует также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждёт. Временными аспектами игровой деятельности занимался О.С. Газман. Он писал: “Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях – в настоящем и будущем.” Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.

Теория функционального удовольствия, реализации врождённых влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. А. Адлер (1870 – 1937) – австрийский психиатр и психолог, ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребёнка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и её своеобразие как реализацию желаний, которые ребёнок не может осуществить в действительности.

З. Фрейд – основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал её с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.

Как считает Фрейд, в противоположность гипотезе антиципации игры, игры выступают не как выражение функции, а как её изображение. Полезность игры, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путём, подлинный катарсис. Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя.

Теория отдыха в игре . Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.

Теория духовного развития ребёнка в игре. К.Д. Ушинский (1824 – 1871) противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Многие учёные, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребёнка.

Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают, что игра порождается “коллективным инстинктом” детей. Тот же Хейзинга или Гессе, Лем, Мазаев источником игры считают культуру, равно как и игру, источником культуры. Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум.

Теорию игры в аспекте её исторического проявления, выяснения её социальной природы, внутренней структуры и её значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.

Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры.

Виды игровой деятельности

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (игра с правилами).

Творческие или сюжетно – ролевые игры создаются самими детьми. Они различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов).

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил.

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнеоб-щинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. По этому поводу Е. А. Покровский писал, что о детских играх первобытных народов, к сожалению, мало сведений. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в 30-е годы XX столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх1.
Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е.А.Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни народа. Множество игр разных народов имели между собою большое сходство, например, игры с мячом, в кости и т.д.
Справедливо также мнение Н.С.Воловик о том, что назначение древних игр — не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.
Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эль-конин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры».
В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция тогда еще не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно-производительного труда, передать им опыт этого труда, осуществляя постепенное включение детей в доступные им формы деятельности.
Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа (относящемся к 1715 г.) писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу.
Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными. Это подчеркивают почти все исследователи. При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Дети перестали принимать непосредственное участие в сложных и недоступных для них формах трудовой деятельности. За младшими детьми оставались только некоторые области хозяйственно-бытового труда и наиболее простые формы производственной деятельности.
В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставится задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда. Возникают уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражняются в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ними. Орудия зависели от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе.

Например, А.Н.Рейнсон-Правин писал, что совсем крошечные «кукольные» лыжи в игрушках детей народов Севера очень редко можно встретить. В них нет надобности, поскольку ребенок получает лыжи сразу, как только научится ходить. Детские лыжи считаются лучшей игрушкой ребят. Дети устраивают лыжные состязания, на лыжах проводятся многие охотничьи игры. Матери украшают лыжи мелким узором, даже окрашивают их.
Здесь следует согласиться с предположениями Д.Б.Эльконина о появлении элементов игровой ситуации: нож и топор, лук и стрелы, удочки, иголки и тому подобные орудия являются орудиями, овладение которыми необходимо для того, чтобы ребенок мог принять участие в труде взрослых. Дети, конечно, не могут самостоятельно открыть способы употребления этих орудий труда, и взрослые научают их этому.
Так, например, маленький эвенк, будущий охотник, учится владеть луком и стрелами не в лесу, а участвуя в настоящей охоте вместе со взрослыми. Дети учатся накидывать аркан или стрелять из лука сначала на неподвижном предмете, затем постепенно переходят на стрельбу по движущимся целям и лишь после этого переходят к охоте на птиц и зверьков и т.д. Овладевая способами использования орудий труда и приобретая при этом необходимые для участия в труде взрослых способности, дети постепенно включаются в производительный труд взрослых. Можно предположить, что в этих упражнениях с уменьшенными орудиями есть некоторые элементы игровой ситуации. Во-первых, это некоторая условность ситуации, в которой происходит упражнение. Пенек, торчащий на поляне, не настоящий зверь, а цель, в которую стреляет мальчик, не настоящая птица. Во-вторых, осуществляя действие с уменьшенными орудиями труда, ребенок производит действие, сходное с тем, которое производит взрослый, и, следовательно, есть основание предполагать, что он сравнивает, а может быть, и отождествляет себя со взрослым охотником, со своим отцом или старшим братом. Таким образом, в этих упражнениях имплицитно могут содержаться элементы игры.
Требования, которые ставит перед детьми общество в отношении овладения и употребления необходимыми, например будущему охотнику, скотоводу, рыболову или земледельцу, навыками приводят к целостной системе упражнений. Именно на этой основе создается почва для различного рода соревнований. В содержании этих соревнований между взрослыми и детьми нет никакой принципиальной разницы. На тождественность действий взрослых и детей в играх с соревнованиями или спортивных подвижных играх с правилами указывает целый ряд авторов.

Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н.Филитисом. Он считал, что еще не так давно большой популярностью пользовалась теория отдыха, принятая Гутс-Мут-сом, Лацарусом и Шаллером. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы другого порядка, необходимые для поддержания жизни. Игра — это отдых от серьезной работы для восстановления сил. Н.Филитис отмечает, что Гутс-Мутс допустил ошибку, которая часто делается взрослыми, когда они судят о детской игре: психика взрослого сложившегося организма переносится на психику развивающегося организма ребенка. Если мы часто наблюдаем, что взрослый играет после работы, то, с другой стороны, мы ежедневно видим здоровых, только что отдохнувших после продолжительного сна детей, которые играют, полные сил, не нуждаясь ни в каком отдыхе.
Нельзя не согласиться с Н.Филитисом, что как ни остроумна эта теория сама по себе, но и она не объясняет нам игр во всем их объеме. Опять присмотримся к играм детей, которые могут без перерыва предаваться им до полного изнеможения. Кажется, что у ребенка уже нет сил; он еле-еле двигается, но все-таки напрягает последние усилия, чтобы продолжать игру; он только что хворал, был прикован болезнью к постели, но как только получил возможность свободно передвигаться, тотчас же принимается за игру. В этих случаях следует отметить, что ребенок упражняет игрою накопленные силы. Можно согласиться с Н.Филитисом, что эта теория недостаточно полно объясняет происхождение игры.
Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных и за играми детей, то этот факт выступает с полной ясностью: игры всюду служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств — особенно зрения, — а в то же время и для развития внимания, наблюдательности, частой мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это подготовка, это развитие всех физических и психических сил осуществляется с помощью игр, то играм принадлежит не только очень важное, но и Центральное место... Гросс справедливо характеризует свою теорию игры как темологическую.
Следует рассмотреть также размышления о появлении подвижной игры П. Ф. Каптерева: прежде всего нужно помнить, что игра — явление весьма широкое; играют не только дети, но и взрослые; Играют не только люди, но и животные. Молодые животные — щенки, котята, медвежата — так же страстно любят игру, как и наши дети: она доставляет им не менее удовольствия, чем детям.
П. Ф. Каптерев полагает, что вся деятельность людей вытекает из источников двух родов: естественно-органических и социально-культурных. Человек — сложный организм, состоящий из многих органов со своеобразными отправлениями. Каждый орган требует соответственной деятельности. Неудовлетворение этого требования влечет за собой расстройство и разрушение всего организма. Естественные запросы деятельности человека просты и удовлетворяются сравнительно легко, но социально-культурные потребности сложны и удовлетворяются с трудом. Так, например, органический запрос на пищу и питье, а вместе с тем и на деятельность сравнительно невелик и оставляет неизрасходованными много сил. Однако социально-культурные потребности по отношению к тем же предметам весьма значительны и требуют от человека изнуряющего труда, не оставляя ему ни времени, ни энергии для приятной деятельности.
Дети гораздо больше живут естественно-органическими потребностями, чем социально-культурными. К последним их приучают путем воспитания. Предоставленные же самим себе, дети охотно сбрасывают с себя культурную оболочку и становятся ближе^ природе. Самое удовлетворение органических потребностей и запросов бывает у детей очень легким, поскольку они, как правило, обеспечиваются своими родителями всем необходимым. До совершеннолетия дети должны быть обеспечены во всех своих потребностях, иначе они не могут нормально развиваться. В результате у детей остается масса свободных сил и энергии, которая не расходуется на труд по удовлетворению потребностей. Эти силы и энергия требуют выхода, побуждают к деятельности, вызывают разнообразные упражнения. Эта детская деятельность носит характер игры, т.е. непосредственно приятной деятельности.
Воспитательная и художественная ценности подвижной игры сохранились до настоящего времени.
В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших педагогов Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П.Ф.Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются Нравственные качества ребенка.
П.Ф.Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.
П.Ф.Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия с более повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре.
Игра осуществляется путем самоуправления. Распределение ролей и действий Лесгафт предоставляет играющим. При этом он уделяет значительное внимание соблюдению правил игры. Они — закон, которому играющие подчиняются сознательно и охотно.
П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию» .
По утверждению П.Ф.Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.
Идеи П.Ф.Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В.Гориневским, Е.А.Аркиным).
В.В.Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личностгрребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. : Серьезные требования В.В.Гориневский предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. В.В.Гориневский важное значение придавал воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Он считал Целесообразным введение в игры элементов соревнования, доступного детям. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу. При наличии необходимого руководства со стороны воспитателя соревнование, по мнению В.В.Гориневского, может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств, чтобы пробудить в них интерес к игре и эмоциональный настрой.
Е. А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение.
Игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообразие движений в ней препятствует утомлению; она развивает личную инициативу, психофизические качества; смелость, находчивость, дисциплину; тренирует анализаторные системы.
Значительную роль в результативности игры Е. А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре.
Итак, на основе анализа научно-методической литературы, посвященной игре, можно сделать следующие выводы:

  1. Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого.
  2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду.
  3. Игры возникали с целью проверки готовности к жизни (обряд инициации).
  4. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.

В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Н.Н.Поддъяковым и др.
В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А И. Быковой, М.М.Конторо-вич, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артамоновой и др.
Исследования, проведенные Л.М.Коровиной, установили эффективность использования подвижной игры для ребенка пяти лет, методов соревнований и творческих заданий. О целесообразности обучения детей старшего дошкольного возраста основным движениям на этапе их совершенствования свидетельствуют исследования М.В.Потехина. Эффективность формирования ориентировки в пространстве у детей старшего возраста в подвижных играх; обучение в игре безопасному передвижению по улицам; творчество, выразительность и красота движений нашли свое выражение в педагогическом опыте Э.Я.Степаненковой. О формировании самоорганизации у дошкольников в подвижной игре и целесообразности развития основных движений в подвижных играх у детей младшего возраста сообщают Н.В.Полтавцева и Е.А.Тимофеева. Подвижной игре посвящены статьи, книги, отражающие современные подходы к ней (Е. А. Сагайдачная, Т. С.Яковлева, М. А. Рунова и др.).





Кто Работает в Индустрии Разработки Игр

Разработкой игры в крупной компании занимаются самые разные специалисты, и сейчас мы попробуем познакомить вас с большинством специальностей, задействованных в этом процессе. Всех разработчиков можно разделить на группы, каждая из которых имеет свою зону ответственности. В общем случае это:
  • дизайн (геймдизайн)
  • программирование
  • графический контент
  • тестирование

Дизайн

Геймдизайн  - процесс проработки основных концепций будущей игры, её правил, контента, игрового мира, механики и геймплея. Геймдизайнер должен обладать одновременно художественными, техническими и писательскими навыками (для составления документации, диздока).

Ведущий дизайнер, ведущий геймдизайнер  - руководитель и координатор остальной дизайнерской команды, в его обязанности входит определение и проработка ключевых элементов будущей игры, взаимодействие с прочими руководителями других отделов (арт-директором, ведущим программистом и т.д.), решение иных дизайнерских задач, которые нельзя по каким-либо причинам поручить подчинённым дизайнерам. В общем виде именно ведущий дизайнер является лицом, которое определяет конечный облик игры, её "суть" на уровне геймплея.

Дизайнер игровой механики  - человек, в чьи обязанности входит определение потребностей со стороны программного кода для реализации идей и геймплея, разработанного дизайнерской командой. Дизайнер игровой механики должен обладать некоторыми техническими навыками в области программирования, чтобы грамотно ставить задачи по реализации геймплея через программный код перед программистами.

Дизайнер уровней, левел-дизайнер  - человек, в задачи которого входит создание и сборка игровых уровней, карт, локаций и т.д. Левел-дизайнером может быть как узкоспециализированный человек, который занимается только сборкой локаций из готовых элементов (моделей), так и совмещать эту должность с другой - например, левел-дизайнер может быть ещё и 3D-художником.

Дизайнер интерфейса, дизайнер UI  - разрабатывает пользовательский интерфейс, всевозможные меню, HUD"ы, окна и т.д. Рисовать их самостоятельно ему вовсе не обязательно, но в общем это было бы плюсом.

Сценарист  - человек, который отвечает за текстовую составляющую игры. В его обязанности входит составление диалогов, проработка сюжета, описание всевозможных сцен, событий, возможных вариантов их развития, наполнение внутриигровой литературы, если таковая имеется и т.д. - в общем, всё, что сделает геймплей органично вписанным в игровой мир. Среди новичков существует мода называть себя "сценаристами", однако реальное наполнение этого слова гораздо объёмнее, чем простое написание сюжета для игры. Гораздо более сложной задачей может стать составление непротиворечивых, логичных миссий и заданий, написание реалистичных реплик для разных персонажей - всё это требует высокого художественного мастерства, владения языком и определённой долей таланта.

Программирование

Программирование игр  - процесс создания программного кода в целях визуализации игрового мира, взаимодействия игрока с этим миром и передвижения по нему. Программирование видеоигр подразделяется на большое количество специализированных областей, каждая из которых отвечает за некоторую функциональную часть будущей игры (искусственный интеллект, физика, визуализация и т.д.).

Ведущий программист  - наиболее опытный и технически подкованный специалист, в задачи которого входит сведение всех подразделов игрового движка в широком смысле этого слова в единую работающую систему. Ведущий программист именно программированием может заниматься меньшую часть своего времени, т.к. его основная обязанность это всё же именно координация и соединение всех систем в единое целое. Также ведущий программист может заниматься написанием "скелета" игрового движка для всех подсистем, которыми уже будут заниматься другие люди.

Программист игровой механики  - человек, отвечающий за программную реализацию всех элементов геймплея. Например, если геймдизайнер предусмотрел возможность использования ящиков в качестве метательных снарядов - задачей программиста игровой механики будет сделать так, чтобы игрок мог брать эти ящики и бросаться ими.

Программист 3D-движка, программист графического движка  - специалист, отвечающий за отображение игрового мира на экране игрока, шейдеры, графические эффекты и т.д.

Программист AI (искусственного интеллекта) - в его задачи входит программная реализация различных моделей поведения врагов, системы триггеров, условий и прочих элементов, управляющих поведением внутриигровых объектов со стороны компьютера.

Программист UI  - отвечает за взаимодействие пользователя с игровым миром через интерфейс пользователя (UI), различные HUD, меню и т.д.

Программист инструментария  - в его задачи входит создание всевозможных утилит, редакторов и прочих инструментов, которые призваны помогать художникам и дизайнерам выполнять их задачи быстрее, удобнее и качественнее. Удобный инструментарий способен в разы сократить время создания отдельных элементов игры.

Программист сетевого кода  - отвечает за взаимодействия игры через сеть интернет (либо локальную сеть) с серверами обновлений, другими игроками (мультиплеер) и т.д.

Графический контент

Графический контент, ассеты  - совокупность объектов игрового мира, которые игрок видит на экране. Сюда входят модели персонажей, предметы окружения, ландшафт и проч.

Арт-директор  - руководитель художественного отдела, обычно самый опытный сотрудник арт-отдела, отвечает за координацию работы подчинённых 2D и 3D художников, контролирует качество, следит за выдерживанием общего стиля во всех работах.

2D-художник  - обобщённое название ряда более узких специальностей. Задачей 2D-художнка обычно является создание графического контента в 2D-редакторах (обычно - Photoshop) в виде эскизных рисунков, текстур для 3D-моделей, различного рода заставок, фоновых изображений и т.д. Более узкими специальностями 2D-художников являются: концепт художник, художник по текстурам, художник бэкграундов.

Концепт художник  - отвечает за создание различного рода набросков, эскизов персонажей, зданий, декораций, локаций и т.д. - иными словами, в визуальной форме представляет образы и идеи будущей игры. Работа концепт художника служит источником координации действий остальных участников арт-отдела, служит для демонстрации идей руководству, инвесторам и т.д.

Художник по текстурам  - в его обязанности входит создание различных текстур для 3D-моделей, созданных 3D-художниками, в соответствии с концепт-рисунками.

3D-художник  - обобщённое название ряда более узких специальностей. Задачей 3D-художника в общем виде является создание 3D-контента в виде моделей персонажей, техники, архитектуры и прочих игровых объектов. Более узкими специализациями 3D-художников являются: моделер персонажей, моделер окружения (environment artist), аниматор.

Моделер персонажей  - занимается созданием в 3D-пакете модели игровых персонажей, их одежды, вооружения, доспехов и т.д. Впрочем, персонажи могут быть как органическими (гуманоиды), так и неорганическими (различного рода техника), поэтому многие моделеры относят себя к моделерам органики либо моделерам неорганических поверхностей в зависимости от умений и предпочтений.

Моделер окружения  - в его задачи входит моделирование предметов окружающего мира, ландшафта, зданий и т.д.

Аниматор  - аниматоров возможно выделить в отдельную категорию специальностей; занимаются анимацией (оживлением) 3D-моделей, чаще всего персонажей. В задачи аниматора входит создание движений ходьбы, бега, прыжков, атаки и подобных движений в зависимости от требований геймплея.

Тестирование

Тестирование, контроль качества (QA, Quality Assurance) - процесс выявления различного рода ошибок и дефектов контента игры. Тестирование обязательно должно проводиться во избежание частичной либо полной неработоспособности игры у конечного потребителя.

Тестирование может проводиться отделом тестирования издателя игры, тестерами разработчика, независимыми тестерами, а также в процессе публичного бета-тестирования обычными пользователями. Процесс тестирования сводится к проведению и проверке ряда стандартных сценариев (например, не зависает ли игра при выходе на рабочий стол), тестированию геймплея, различных ситуаций и т.д.

Звук

Звук  - отдел звука обеспечивает игру звуковыми эффектами, музыкой и озвучивает игровых персонажей.

Композитор  - в его задачи входит написание музыки (саундтрека) к игре.

Звукоинженер  - занимается поиском готовых звуковых эффектов для игры либо созданием новых путём синтеза нескольких звуков или записью оригинальных.

Актёры озвучивания  - озвучивают игровых персонажей.

Таковы основные специальности в индустрии разработки игр. Разумеется, существуют ещё многие специальности, которые не были упомянуты (например, продюсеры или художники по спецэффектам), однако основные люди, задействованные в разработке игр, были перечислены.

Статьи по теме: