Как расставлять нарды длинные. Нарды. Правила игры в короткие нарды (BACKGAMMON). Появление нард в Европе

5. Пока игрок не снимет все шашки с бара в игру, он не может играть в нарды – ходы. Выход с бара производится заходом шашки на не занятый пункт дома оппонента или на пункт, на котором стоит одна шашка партнера.

6. Когда игрок заводит все пятнадцать своих шашек в дом, он может снимать свои шашки с доски, в соответствии с установленными правилами.

Так же перемещением дом а всего позаботиться об его укреплении, в целях еще больше обезопасить его при перемещении одним из способов указанных выше. Проводить перемещение дом а лучше всего при таких погодных условиях, когда будет наиболее плотен. Это обеспечит лучший упор для используемой . К примеру, дом а перевозить легче и проще за счет промерзания земли и, следовательно, ее уплотнения.

Источники:

  • как передвигают дома

Настольные игры уже много лет помогают людям интересно провести свое свободное время. Одна из наиболее популярных - . Это развлечение изначально считалось привилегией королей, а сегодня поиграть в них может любой желающий. Правила нард довольно простые и зависят от типа игры.

Инструкция

Различают длинные и короткие нарды . Перед началом игры каждый из участников выстраивает вдоль левого борта доски столбик из 15 шашек, вставленных в одну лунку. Такое положение «голова», а делать ход шашкой из лунки, значит «брать с головы». За один ход с головы можно брать не больше одной шашки. Но если при первом ходе у игрока выпадает дубль, он имеет возможность сходить двумя шашками с головы.

Для того чтобы определить, кому из игроков принадлежит право первого хода, участники кидают по одному кубику (зару). Тот, у кого выпало большее число, ходит первым, а если совпали, то делается еще по одному броску.

В процессе игры каждый игрок кидает по два зара, и имеет право передвинуть одну шашку на число лунок, равное сумме выпавших чисел, или две шашки: одну на столько клеток, сколько выпало на первом кубике, а другую – на втором. То есть, к примеру, если выпало шесть – четыре, то игрок либо передвигает одну фишку на 10 клеток, либо две: первую на 6, а вторую на 4.

Правилами запрещается передвигать две фишки на число клеток, равное количеству очков, выпавших только на одном кубике. К примеру, если вы выбросили два – три, нельзя передвигать обе фишки на три клетки.

Если на зарах выпал дубль, игрок должен сделать четыре хода и передвинуть фишки на количество очков, выпавших на одном из кубиков.

В случае, когда перед шашкой противника выстраивается непрерывный горизонтальный ряд из шести ваших шашек, она называется запертой, и не может участвовать в игре, пока ваш ряд не нарушится. Построение таких рядов является одним из тактических приемов, направленных на то, чтобы помешать сопернику. При этом запрещается запирать все шашки противника – хотя бы одна из них должна быть в игре. Также запрещено ставить свою фишку на лунку, занятую соперником.

Если на зарах выпадают числа, на которое в данной игровой ситуации невозможно передвинуть ни одну из фишек игрока, все очки сгорают, и право хода переходит к противнику.

Если же игрок может сделать ход на число клеток, выпавшее только на одном из заров, и не может использовать очки второго, то он обязан сделать возможный ход, даже если он не выгодный. Отказаться от полного хода запрещается.

Победителем в партии считается тот, кто сумеет быстрее пройти полный круг, довести все свои шашки до дома и, после того как они все соберутся в этой позиции, выбросит их из игры.

Основные правила коротких нард такие же, что и для длинных. Некоторые различия делают эту игру несколько динамичнее и более захватывающей.

В коротких нардах есть возможность бить шашку соперника, если рассчитать ход так, чтобы ваша фишка прошла через его. В таком случае шашка соперника выставляется за пределы поля, а ваша занимает ее место. Возможность ставить свои фишки в одной лунке друг на друга позволяет защитить их от боя. Запрещается бить шашку соперника, а затем ставить свою фишку поверх другой, и тем самым прятаться от удара. Можно бить и идти дальше либо бить, а затем ставить вторую фишку поверх бившей.

Запертой в коротких нардах считается фишка, перед которой стоят шесть пар сдвоенных шашек противника.

Противник не имеет право ходить ни одной из фишек, пока не зарядится битой. Этот термин , что для начала игры он должен ввести в поле свою битую фишку с начальной позицией в доме соперника так, чтобы для входа в свой дом ей нужно было пройти 19 клеток. Зарядиться двумя фишками можно при помощи камня (комбинация очков на двух зарах), а если выпал дубль, то можно ввести в игру и четыре фишки, если ему не помешают сдвоенные шашки противника.

В коротких и длинных нардах существует также несколько подвидов игр, правила которых могут несколько меняться.

Нарды – игра, безусловно, интеллектуальная, но выигрыш в ней зависит и от некой доли удачи. Впрочем, как уверяют профессионалы, победить можно лишь при наличии верной стратегии.

Инструкция

Уже в самом начале игры необходимо выбрать стратегию. Как только вы сделали первые три броска, решите, что вы будете делать: отдавать или принимать.

Существует несколько базовых стратегий этой игры, но у каждой есть свои недостатки и преимущества. Первая тактика - скоростная игра. Она удачна, если в самом начале вам выпали 6х6 или 4х4. Суть метода - быстро завести в свой первый дом шашки, не обращая внимание на расположение блоков на второй доске. Начните с самых дальних фигур. Постепенно их переносите, при этом не укрепляйте первый блок, а только передвигайте дальние шашки.

Эта стратегия применима и с другими выпавшими числами. И все же, прежде чем ее использовать, убедитесь, сможете ли вы продвинуть все фигуры и выдержать удар. Рекомендуется оставлять не больше двух уязвимых шашек.

Этот способ выгоден тем, что вы перепрыгиваете через шашки соперника, пока он строит второй блок, не оставляя ему шансов на перехват. Но если вашу шашку смогут побить, то в блоке противника она застрянет. К тому же у вас могут обнаружиться уязвимые места, не исключен захват фигурами противника.

Вторая стратегия - блокировка. Суть этой тактики состоит в том, чтобы усилить первый блок или создать их последовательность с целью выполнения перехвата и возведения препятствий соперника. Этот маневр даст свободу для действий на другой части доски. Если вы сможете выстроить последовательность из шести блоков подряд, ваш противник будет побежден.

Комбинации 1х3, 1х6 и 1х1 считаются классическими для данной тактики игры. Идеальный путь - это закрыть шесть первых мест в первом блоке. Если у вашего соперника есть за ним шашки, тогда ваши шансы обездвижить фигуры противника возрастают.

Недостаток методики в следующем: если вы не сможете побить шашку соперника, потеряете время, процесс создания блоков затянется, и от соперника вы можете сильно отстать. Ситуация может поменяться и на противоположную: вы сами окажетесь зажатыми в первом блоке. Чтобы избежать такой западни, тщательно проанализируйте возможность подставиться в завершающей стадии данной игры. Подумайте, сможете ли вы передвигать шашки сразу же после расформирования.

Данные стратегии можно сочетать. В начале игры проанализируйте ситуацию, постарайтесь понять, какую стратегию выбрал соперник. Отвечайте ему соответствующим способом. Если противник пытается «пробежаться», постарайтесь при первой же возможности перехватить его шашки, закройте пути отхода. Если он попытается вас остановить блоками, убедитесь, что у ваших фигур нет риска оказаться побитыми, когда будете продвигаться к дому. Одновременно попытайтесь поймать шашки соперника собственными блоками.

Чтобы научиться игре в нарды, не обязательно нанимать профессионала или же записываться на курсы. Достаточно просто вникнуть в правила игры, а опыт придет со временем. На сегодняшний день есть множество разновидностей нард, но все они подчиняются основным правилам.

Игре с многовековой историей, родившейся в Персии и ставшей популярной во всем мире - нардам, дети в исламском мире учатся с детства. А все дело в том, что в трактатах, дошедших едва ли не со времен пророка Мухаммеда, игра названа лучшей зарядкой для ума. Нарды действительно развивают логику и память, способствуют концентрации внимания.

Тонкости правильной игры в нарды

Для того чтобы приступить к игре, потребуется по 15 шашек для каждого из игроков. Специальная доска, которая используется в этой игре, имеет две одинаковые части по 6 лунок на короткой стороне. Эта сторона состоит из «пунктов», представленных в виде вытянутых узких треугольников. Этих треугольников у каждого игрока по 24 штуки с определенной нумерацией. Основная и главная задача в этой игре - переставить шашки в свой дом, после чего они убираются или «снимаются» с игральной доски.

Для определения первоочередности хода игрокам нужно будет бросить кости, и у которого из них выпадет большее число, начинает игру первым.

Движение шашек в нардах

Игроки имеют фиксированное направление передвижения шашек, но при этом они всегда должны двигаться только по кругу. Перед тем как любой из игроков сделает ход, нужно бросить кости (кубики с пронумерованными от 1 до 6 сторонами) на доску таким образом, чтобы они не из нее и не зацепили шашки. Иначе бросок нужно будет повторить. Стоит также отметить, что за один ход шашки могут передвигаться не один раз, а целых четыре раза, но необходимо двигать шашки строго по количеству выпавших очков на кубиках.

При игре в разные виды нард шашки могут двигаться по-разному, но всегда их нужно передвигать согласно количеству, выпавшему на двух кубиках. При этом количество очков на костях не суммируется: сначала по очкам одной кости передвигается шашка, а затем по другой. Если же выпадает дубль, тогда количество шагов удваивается.

Дублем называют одинаковую комбинацию цифр на обеих костях (кубиках).

Играть до победы

Все ходы обязательны, и игрок не может отказать даже от невыгодного ему передвижения. Но бывают такие случаи, когда шашки передвинуть невозможно, в этом случае ход пропускается. В этой игре не может быть ничьих, обязательно один из игроков выигрывает, тот, кто сумел быстрее противника переместить все шашки на поле из одной части в другую, а затем снять с доски. В случае победы игрок получает 1 очко или же 2 очка, когда второй игрок еще не успел вынести за игровую доску ни одной из своих шашек.

Если же количество очков сравнивается, то нужно произвести еще одну попытку. В случае продолжения игры (второй партии) начинает ходить тот игрок, который в прошлый раз выиграл.

Старинная восточная игра нарды и в наши дни по-прежнему остается очень популярной. На первый взгляд нарды кажутся совсем простой игрой, не требующей никакой особой стратегии. Достаточно просто бросать кости и передвигать фишки в соответствии с полученными очками, а выигрыш полностью зависит от случайного везения. На самом деле это совершенно не так и даже при меньшем количестве выпавших очков можно одержать блестящую победу, если действовать продуманно.

Инструкция

С самого начала партии помните, что суть игры состоит в том, чтобы раньше соперника снять все свои фишки с доски. Для этого вы выбрасываете случайное количество очков на кубиках и в соответствии с ними передвигаете свои фишки. Однако прежде чем сделать каждый новый ход, нужно определить, будет ли он полезен для вашей позиции.

Имейте в виду, что завоевывать стратегическое превосходство необходимо уже с самых первых ходов игры. Чтобы добиться здесь наибольшего успеха, придерживайтесь старого правила: одной фишкой идут вперед, а вторую берут с «головы», то есть с изначальной позиции, когда все фишки расположены на одной первой линии. Такой прием позволит быстро ввести в игру все фишки и занять наиболее выгодные позиции.

В начале партии не позволяйте противнику занимать более трех смежных позиций у вашей «головы». Иначе это создаст ему большое преимущество и значительно осложнит вам вывод собственных фишек со стартовой позиции. Соответственно, если позволяют количество выпавших очков и игровая ситуация, постарайтесь занять аналогичные позиции на стороне противника.

Не стремитесь занимать свою 6 позицию с «головы», поскольку она не дает никаких тактических преимуществ. С нее невозможно перейти на столь важную 3 четверть доски (на сторону противника) и крайне неудобно продвигать свои шашки. Лучше постарайтесь встать либо немного раньше (на 4-5 позиции первой четверти доски), либо уже посередине 2 четверти с тем, чтобы с этой позиции можно было сразу шагнуть на половину соперника.

С самого начала игры особое внимание уделяйте выпавшему кушу (дублированным очкам на игровых кубиках – 2х2, 4х4, 6х6 и т.п.). Куш позволяет при необходимости сделать четыре хода, вместо двух, и это очень важный момент. Поэтому изначально старайтесь расставлять свои фишки с учетом возможности выпадения дубля. Удачная расстановка и своевременно выпавший куш могут в корне изменить весь результат игры.

Если вы видите, что соперник подходит к вашим 1 и 2 четвертям, постарайтесь создать препятствия для его фишек, последовательно заняв от 3 до 5 позиций подряд. Шесть очков выпадает не так часто и сплошная линия из 5 шашек может значительно замедлить продвижение соперника.

Когда вы уже близко подошли к «дому» (последней четверти доски, откуда можно начинать сброс шашек), старайтесь занимать его кучно с середины, занимая наиболее выгодные позиции, на которые легко провести свои шашки. Во время движения старайтесь защищать все свои шашки, чтобы ни одна из них не оказалась заблокированной фишками соперника. Иначе из-за неудачной позиции одной шашки вы можете надолго застрять на месте и про

06/10/2011
Вот и кончилось лето... За это любимое нами время в нашем ассортименте произошло огромное множество изменений, вывесить которые на сайт просто не дошли руки. Сейчас в офисе намного комфортнее, чем на улице, - это поможет нам все необходимые новинки доразместить. А сегодня хотим...
25/02/2011
В преддверие весны с её непременным ощущением близости тепла и отдыха, выездов на дачу и поездок в отпуск мы в спешном порядке ввели в свой ассортимент несколько различных коплектов шахмат на дубовых досках, размерами 33*33 см. Именно этот размер в березовом исполнении по отзывам...
13/12/2010
Вот и Новый год не за горами. А за ним череда выходных, продолжающаяся аж до 10 января. Где встретить Новый год? С кем? А главное, - чем заняться в длинные новогодние каникулы? Мы верим, что Новый год, - праздник объединяющий людей. А значит встречать его будут в компаниях. А значит и...

Правила игры в классические нарды (длинные)

1. Общие положения
1.1. Играют двое. Игра идет на специальной доске, разделенной на две половины (левую и правую).

Количество шашек на доске по 15 у каждого игрока, которые расставляются на своей части доски вдоль правой стороны.
Наборы шашек у игроков разного, обычно черного и белого цвета.
Количество зар - 2.
Игроки по очереди выбрасывают зары (игральные кости).
Первоначальная расстановка шашек показана на Рис.1



Каждый игрок имеет право передвигать только шашки своего цвета.
1.2. Начальное расположение шашек на доске (позиция 1 и 13) называется "голова", ход с этого положения называется "ход с головы" ("взять с головы").
За один ход с головы можно взять только одну шашку.
1.3. Право первого хода и соответственно белого цвета шашек разыгрывается так: каждый игрок кидает один игральный кубик (зар).
Это жребий: право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве выпавших очков, бросок повторяется.
1.4. Если игра состоит из нескольких геймов, то цвет шашек меняется и следующий гейм начинает игрок, игравший предыдущий гейм чёрным цветом.
1.5. Ход игрока это бросок зар, а также движение шашек после броска.
1.6. Бросать зары лучше из небольшого стаканчика, но можно и из ладоней (по договоренности с оппонентом).
Бросать необходимо так, чтобы зары упали на одну половину доски и устойчиво легли на грань. Если зары разлетелись по обеим половинам доски или упали на пол, на стол (тем более под стол), или кубик одного из игроков встал косо, прислонившись к бортику или шашке, то бросок повторяют.
1.7. Ход считается сделанным, когда игрок сыгравших свой ход передаёт зары сопернику.

2. Смысл игры
2.1. Игрок должен пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в "дом" и "выбросить" их раньше, чем это сделает противник. "Домом" для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с клетки, отстоящей от "головы" на 18 клеток.

2.2. Термин "выбрасывать" означает делать шашкой такой ход, чтобы она оказывалась за пределами доски. "Выбрасывать" шашки можно только после того, как все шашки "пришли в дом". Следовательно, белые идут из зоны 13-18 в зону 7-12, а черные из зоны 1-6 в зону 19-24 (Рис.2).



3. Розыгрыш

3.1. Игрок кидает одновременно два кубика (зары).
После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу другого кубик.
То есть, если на одном кубике выпало "три", а на другом "пять", то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три клетки, а другую на пять клеток. В этом случае можно передвигать одну шашку на восемь клеток.
Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения.
При этом с головы можно брать только одну шашку (Рис. 3).



Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила.
Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую.
Таких бросков для игрока всего три:
шесть-шесть (6**6);
четыре-четыре (4**4)
три-три (3**3)
В данной ситуации сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки.
Примечание: При первом броске белых 5-5, и последующем броске чёрными 4-4, последние снимают одну шашку с головы играя одну четвёрку, так как пройти дальше мешает созданная помеха.
3.2. Нельзя передвигать две шашки на число клеток, указанное одним кубиком, а потом на число клеток, указанное другим кубиком. То есть, если выпало пять-четыре, нельзя пойти сначала одной шашкой на два, потом другой на три (то есть отыграть двумя шашками пятерку) и потом так же отыграть четверку.
3.3. Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, гош, куш), тогда количество очков удваивается, т.е. игрок играет так, как будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода на число ячеек, выпавшее на одном кубике.
3.4. До окончания своего хода игрок может передвигать свои шашки по своему усмотрению, если это не противоречит настоящим Правилам. Ход считается сделанным, когда игрок с доски забрал свои зары.
Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход.
3.5. Запрещено выставлять блок (заграждение; мост) из шести шашек - и даже “пробегом”, если впереди этого блока нет шашки соперника (Рис. 4).



Не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя.
Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится перед этим заграждением.
3.6. Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой.
3.7. Если шашки заперты так, что игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (шашки "не идут"), то очки игрока пропадают, а шашки не двигаются вообще.
3.8. На одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек.
На клетку, занятую шашкой противника, шашку ставить нельзя.
Если шашка попадает на занятую клетку, о ней говорят, что она "не идет".
3.9. Если игрок имеет возможность сделать ход на количество очков на одном заре, а на количество очков, выпавшее на другом заре, сделать ход не представляется возможным, то игрок делает только один ход. Очки другого хода пропадают, так как шашка не идет.
3.10. Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах.
То есть, если игроку выгоднее сделать "три", а выпало "шесть" и есть возможность пойти "шесть", то следует ходить "шесть".
Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух, то игрок должен выбрать больший. Меньшие очки пропадают.
Примечание: термином "камень" в нардах может называться игральный кубик, а также комбинация очков, выпавшая на двух зарах.
Например, камень "четыре-три".
3.11. Выбрасывать шашки это значит делать такие ходы, чтобы шашка оказывалась за пределами доски.
Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.
3.12. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или ее выбросить. Выбрасывать шашки можно только с полей, соответствующих выпавших очей на зарах.
Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля (три можно сыграть с 6, 5 или 4 поля).
В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет.
Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля, если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет со второго и т.д.
Партия заканчивается.

4. Расчет в игре

4.1. Положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется, проиграл "оин" (0-1).

4.2.Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется поставил "марс" (2-0).

4.3.* Ничья в нардах. Если один игрок игравший белым цветом выбросил все свои шашки, то второй игрок игравший чёрным цветом имеет право последнего броска, так как он изначально начинал партию – гейм позже. В этом случае, если игрок игравший чёрным цветом, использовав своё право последнего броска и вывел с доски свои шашки, то партия заканчивается в ничью и игроки получают по пол очка (1/2-1/2), либо по одному очку (1-1)в зависимости от регламента турнира.


*Ничья в длинных классических нардах - нововведение.

Оценка пользователей 5 из 5 (всего 4 голоса)

Историки склоняются к тому, что нарды зародились на Востоке. Но однозначного мнения по этому поводу не существует, до сих пор возникает много споров. Одна из легенд рассказывает о том, что придумали забаву персы. Сделали они это в отместку индусам, которые решили проверить их смекалку с помощью шахмат. Мало того, что персы легко справились с проверкой, да еще и отправили конкурентам игру в длинные нарды без правил игры, которую индусы не могли разгадать около двенадцати лет. Забава дошла до нашего времени, практически не изменившись. Сейчас она известна во многих странах мира и в каждой имеет свое название. В крупных городах организованы клубы ценителей рассматриваемого развлечения, проводятся дружеские встречи, турниры, чемпионаты.

Разновидностей забавы много, но самые известные: короткие и длинные. В данной статье рассмотрим нарды длинные и правила игры для начинающих.

Правила игры в длинные нарды

Поединок осуществляется между двумя участниками на игровом поле в виде прямоугольника. Оно делится на две равные части, на которых расположено по двенадцать треугольников вытянутой формы, называемых пунктами. Всего на поле их двадцать четыре, именно по ним противники перемещают свои камни. Камней в бою участвуют тридцать, пятнадцать белых принадлежат первому участнику и пятнадцать черных - его оппоненту. Цвет камней в игре ни на что не влияет. Количество шагов, которое участник будет делать по доске зависит от числа, выпавшего на кубиках.

В длинные нарды можно играть, изучив их основные правила и инструкции. Эта разновидность забавы популярна преимущественно в бывших республиках Советского Союза.

В начале боя каждый его участник получает по пятнадцать камней контрастного цвета и располагает их вдоль левого края поля. Кто ходит первым - определяет жеребьевка. Партнеры выбрасывают зары, у кого выпало число большее, тот и начинает поединок.

Для того, чтобы одержать победу, игроку нужно, перемещая камни, пройти круг по доске в противоположную сторону движения часовой стрелки, завести их домой, после чего выбросить за границы доски. Лунки с номерами 19-24 - дом черных, лунки с номерами 7-12 - дом белых.

Правила в нарды длинные доступны всем

После того, как партнеры определились, кто будет первым начинать бой, они поочередно выбрасывают зары. Цифры, выпавшие на них, показывают, на какое количество пунктов игрок может переместить свои камни. В начале поединка партнеры производят захват самых выгодных позиций. С головы за один ход разрешается снять лишь одну фишку, исключение составляют дубли 6, 4, 3. Во время их выпадения можно ходить двумя фигурами, взятыми с головы, т. к. сделать ход одной не получится.

Бросив две зары одновременно, участник ходит. Если, например, на кубиках выпали числа 1 и 6, то он перемещает одну фишку на 1, вторую - на 6 пунктов или единственную - на сумму выпавших чисел (2+4). С головы разрешено брать только одну фигуру, кроме случаев - исключений. Если участнику повезло, и на его костях выпал дубль, то количество его ходов удваивается.

Количество фишек на одной лунке не ограничено. На лунку, где уже есть фишка соперника, свою ставить запрещено. Если фигура стоит в пункте, после которого подряд шесть пунктов заняты камнями оппонента, то она оказывается в запертом положении. Во время поединка в нарды длинные правилами игры заниматься строительством блоков разрешается. Бывают случаи, когда геймер не может походить, тогда он пропускает соперника вперед. Если можно сделать полный ход, то даже когда геймеру это не выгодно, он не может отказаться. Так, если на выпавшей заре 4 точки, а игроку выгоднее шагнуть на 3, то он, тем не менее, обязан шагнуть на 4. Случаются ситуации, когда геймер может сделать только один шаг, тогда для него он должен использовать большее число, выпавшее на костях.

В финальной части поединка участнику необходимо выбросить фигуры за поле. Выпавшие цифры на костях геймер использует по своему усмотрению: или с помощью них выбрасывает фигуры, или передвигает их внутри дома. Когда на кубиках выпали, например, 3 и 5, то геймер может снять фигуры с третьего и пятого пунктов соответственно. Если же на этих полях шашек не оказалось, то разрешается их снять с треугольника с номером ниже выпавших чисел.

Забава не предусматривает ничьей. Как только костяшки первого игрока покинули поле, второй - автоматически проиграл.

Длинные нарды расстановка имеет важное значение

В рассматриваемом развлечении все свои шаги и шаги противника необходимо просчитывать с начала поединка. В противном случае шансов одержать победу катастрофически мало. Опытным геймерам известны некоторые секреты забавы, которые благоприятно влияют на исход поединка. Наблюдательность и внимательность лишними не будут. Прежде всего обратите внимание на первый шаг соперника, после его анализа можно просчитать дальнейшее развитие событий в игре на несколько ходов вперед.

Советы новичкам:

  • 1. Постарайтесь занять три и более пункта у головы соперника и не дайте это сделать оппоненту.
  • 2. Располагайте камни дальше шестого треугольника, таким образом вы легко попадете в нужную третью четверть.
  • 3. Старайтесь, чтобы при выпадении дубля, вам всегда было чем ходить, в противном случае вы потеряете преимущество. Часто именно дубль переворачивает ход поединка.
  • 4. Наступайте стремительно. Для этого фигуры второй четверти перемещайте в третью за один ход.
  • 5. Как только фишки соперника приблизились к первой четверти, пытайтесь закрыть им ход.

Но недооценивать противника нельзя. Опытному геймеру также известны вышеперечисленные секреты, поэтому тщательным образом продумывайте свою защиту. Помните, что знать секреты мало для победы, ими нужно воспользоваться в нужное время. Всегда смотрите вперед, продумывайте свои ходы и анализируйте шаги противника - без этого одержать победу в забаве практически невозможно. Если вам представится возможность сыграть с опытным геймером, не упускайте ее, ведь это шанс перенять его навыки и умения.

Осталось символов:

Доска для нард похожа на шахматную, только действие происходит с внутренней стороны, а не с внешней, как в шахматах. Поле разделено на 24 лунки, по 12 с каждой из сторон поля. Используется 30 шашек, по 15 штук разного цвета у каждого из двоих играющих, два зара. Зары - обычные игральные кости (кубики).

Расстановка фишек, начало и цель

Нарды длинные. Каждый игрок устанавливает все свои шашки в первую лунку правого верхнего от себя угла доски. Правая её часть называется двор белых, левая – двор черных. Первым ходит тот, чей зар покажет больше очков при броске. Вторую игру начинает победитель. Цель игры – перевести все свои шашки против часовой стрелки на последнюю четверть доски, «дом» (если для своих фишек считать первой ту, где они стоят) и затем выбросить их. Для совершения хода бросают оба кубика. Если хоть один из них упал на ребро доски или вылетел за её пределы, бросок повторяют. Количество выпавших очков определяет число лунок, на которое можно двигать одну или две фишки (какие именно, решает сам игрок).

Движение шашек в длинных нардах

В первый ход одну шашку двигают на то количество лунок, которое покажут зары. За один раз с «головы» (лунка, в которую их ставят в начале) можно брать только одну фишку. Исключение делается в том случае, если на кубиках выпало одинаковое число («куш», допускается четыре хода), тогда можно снять две фишки. Например, если выпали «двойки», есть такие варианты:

Снять с «головы» одну фишку и сходить ею четыре раза по две лунки;

Снять две, и сходить обеими два раза по две;

Снять две, одной - один ход на два деления, второй три хода по два деления.

Когда на поле все шашки, при «кушах» ходят четыре раза, какими фишками и как, решаете сами. Запрещено ставить шашку в ту лунку, где уже стоит чужая, на «голову» своей ставить можно. Если, например, в первый ход выпали «куши» шестерки, единственный вариант – снять две шашки и переставить их в седьмую лунку, следующий ход попадает на «голову» чужих фишек.

Игроку нужно не только как можно быстрее передвинуть свои фишки на последнее поле, но при этом еще и мешать двигаться сопернику, занимая как можно большее количество лунок. Тогда противник будет терять ходы и у него будет меньше вариантов передвижения. Если после броска некуда ходить из-за того, что все возможные для хода деления заняты чужими шашками, пропускают кон. Отказываться от хода, даже если он не выгоден, нельзя.

Выбрасывание фишек, конец игры

Начинать выбрасывать шашки можно только тогда, когда все они будут в «доме». Скидывают их по количеству выпавших очков: выпало 6 и 4, удаляются шашки с шестой и четвертой от конца поля, лунки. Если в гнездах, номер которых выпал, нет фишек, делается ход на это число (выпал 1 и 2, когда все стоят на шестой лунке – делается ход на 1 и 2 деления; 6 и 5 когда все уже на первом поле - просто выбрасываются две).

Ничьих не бывает, победит тот, кто первым сбросит все шашки. Ваш бросок!

Нарды (тавла, трик-трак) - это, возможно, древнейшая настольная игра в человеческой истории. Игры с досками и игральными костями, судя по археологическим раскопкам, были известны шумерам и древним египтянам. Настольная игра с очень похожими правилами была известна уже в древнем Риме. В нынешнем виде игра появилась в средневековой Персии. С XII века в нарды играют и в Западной Европе.

В этой статье мы расскажем о правилах игры в нарды для начинающих (пошагово).

Общие сведения

Игра проводится на специальной доске при помощи шашек. Двое соперников играют двумя комплектами шашек (белыми и черными). Цель игры - как можно скорее провести вокруг доски все свои шашки, а также затруднить продвижение шашек противника. Выиграл тот, кто первым сумел вывести шашки с поля. Количество ходов зависит от броска костей: таким образом, при игре в нарды большую роль играет везение. Вместе с тем, для успешного завершения партии игрок должен работать головой и грамотно применять стратегию.

Есть две разновидности игры с разными правилами: длинные и короткие нарды. Длинные нарды - это классический вариант игры, известный на Востоке и в России. Короткие нарды - это европейская, реформированная версия игры, созданная англичанином Эдмондом Хойлом в XVIII веке. В последнее время короткие нарды получили распространение и в нашей стране, но не вытеснили длинные нарды.

Мы опишем правила игры в обеих ее версиях.

Кубики, доска и шашки

Инвентарь прост: доска с двадцатью четырьмя лунками, два кубика и тридцать шашек (пятнадцать белых и столько же черных).

Игровым полем является внутренняя сторона доски (в отличие от шахмат и шашек). Доска разделена на две половины (это разделение называется «бар»).

В коротких нардах расстановка перед партией происходит следующим образом. Противники садятся друг напротив друга с разных сторон доски. Каждый игрок выстраивает шашки своего цвета в правой верхней лунке игровой доски. Фактически ваши шашки будут выстроены в ряд с правой стороны доски, шашки противника - напротив. Первоначальное местоположение шашек называется «головой».

Цвет шашек не определяет очередность хода (этот вопрос решается броском костей)

В процессе игры нужно будет провести свои шашки через лунки (поля) на верхнем и нижнем краях доски. Правая верхняя лунка на старте уже занята вашими шашками, левая нижняя - занята шашками противника. Соперники ведут свои шашки вокруг доски против часовой стрелки. Ваша задача - провести их сначала через лунки дальнего края доски, а потом через лунки ее ближнего края в правую ближнюю четверть, которая называется вашим «домом». После этого вы сможете начать вывод с доски своих шашек. Такую же задачу выполняет и ваш противник - его «дом» находится (с вашей точки зрения) на дальнем левом краю поля.

Нарды: правила игры для начинающих с картинками:

Победителем считается тот, кто успел первым вывести все свои шашки из игры.

Третий обязательный элемент инвентаря - это два кубика (игральные кости). В нардах они имеют специальное название - зары. Перед каждым ходом игрок кидает обе кости. От суммы возможных очков зависит то, какие действия сможет совершить игрок.

Правила игры в длинные (простые, классические) нарды

В начале игры все шашки противников расставляются описанным в прежнем разделе образом, в «голове». Затем броском кубиков игроки определяют, кому принадлежит первый ход.

Перед тем как сделать ход игрок снова бросает две кости, чтобы определить, на сколько шагов он может передвинуть шашку вперед. Например, выпавшие числа 3 и 2 позволяют ему снять шашку «с головы» и продвинуть ее на три лунки и еще на две вперед. Следующий ход делает противник, далее игроки продолжают ходить по очереди.

Снимая «с головы» шашки, игроки могут двигать только одну шашку за свой ход. Но есть исключение: в правилах игры в нарды предусмотрен дубль. Если при первом броске костей выпадает дубль: 3 и 3, 4 и 4, 6 и 6, можно ходить двумя шашками (например, при броске 3 и 3 продвинуть и ту и другую вперед на три клетки).

  • сходить одной шашкой дважды за один ход (например, если 2 выпало на одном кубике и 3 на другом - сходить одной шашкой на три шага и тут же - на два)
  • сходить двумя шашками (при броске костей 2 и 3 передвинуть одну шашку на 2 шага, другую - на 3 шага).

Это очень важный момент: игрок может выбрать, какой вариант более целесообразен, и поступить по обстоятельствам.

Если в лунке уже стоит собственная шашка, ставить туда свои шашки (в любом количестве) - можно.

Если в лунке уже стоит шашка противника, ставить туда свою шашку нельзя.

Ходить на произвольное количество шагов нельзя.

Ходить назад нельзя.

Пропускать ход, если есть какая-либо возможность сходить, нельзя. По правилам необходимо делать ход в свой черед, даже если это действие ухудшит ваше положение. Пропустить ход можно лишь в том случае, когда правила вообще не оставляют возможности ходить.

Игра в нарды, фото:

Если выпал дубль (одинаковый бросок двух костей), то общее число шагов удваивается. Например, при броске 4:4 игрок ходит не на 8 лунок вперед, а сразу на 16 (одной шашкой на 16 лунок-полей или двумя шашками на 8).

В течение партии желательно не только как можно скорее довести все шашки до своего «дома», но и поставить палки в колеса противнику. Поставив шесть ячеек своего цвета подряд, вы создаете «непроходимый заслон», через который противнику не пробиться. Мы помним, что ходить на лунку, занятую шашкой противника, нельзя, и, скажем, при броске костей на 5 и 4 невозможно сразу сходить на девять пунктов вперед, а можно только 4, а потом сразу же на 5 шагов (либо сначала на 5, а потом на 4). Таким образом, перепрыгнуть «мост» из шести шашек противника не получится.

В отношении строительства «мостов» имеется ограничение. Строить мост можно только в том случае, если впереди этого заслона находится хотя бы одна шашка противника.

Когда все шашки - уже в «доме», игрок начнет снимать их с доски, чтобы скорее завершить партию. Пока хотя бы одна шашка остается на доске, ваша партия не завершена. Делается это тоже по броску кубиков. Так, при броске 1 и 3 убирается по одной шашке из тех, что стоят в первой и третьей лунке справа. Если с данного поля уже убраны все шашки, снимается шашка со старшей позиции. При этом шашки можно не только снимать, но и передвигать в «доме».

Считается, что в нардах ничьи не бывает. Однако в последние годы появилось одно исключение. Если один из соперников уже убрал все шашки с поля, надо дать другому один ход. Если за этот ход он тоже успеет убрать все шашки, считается, что наступила ничья.

Конец одной партии - это еще не конец матча. Противники могут провести несколько игр на очки. При этом важно, что в длинных нардах есть два вида побед. Более полная победа называется «марс» (один противник уже завершил игру, а другой еще не успел ввести в «дом» все свои шашки). Проигравший «марс» проигрывает двойное количество очков.

Правила игры в длинные нарды: видео

Правила игры в короткие нарды

Между двумя разновидностями игры много общего. Та же доска, то же количество шашек. Поэтому мы расскажем лишь о специфических особенностях коротких нардов.

Правила игры в короткие (быстрые) нарды таковы, что шашки противника движутся друг навстречу другу (дом белых и дом черных находятся друг напротив друга). Поэтому игра - скорее сражение, чем бег наперегонки.

Правила разрешают и предписывают сбивать с доски шашку противника. Как мы помним, в длинных (классических) нардах нельзя поставить свою шашку в лунку, если там уже стоит чужая шашка. В коротких нардах правила иные - если в лунке стоит лишь одна шашка (это называется «блот»), противник может выбросить ее, поставив на это место свою. Но если в одной лунке более двух шашек, ни взять их, ни остановиться на этом поле - нельзя. Сбитые шашки складываются на «баре» (черта, которая делит поле пополам). Противник стазу попадает в невыгодное положение: следующим ходом ему предписано вернуть свою шашку в игру. Вводить ее в дело приходится в «доме» противника, то есть на максимальном расстоянии от цели - своего собственного «дома». В какую лунку ее ставить, определяет бросок костей. Так, если кости показывают 3 и 5, то можно на выбор поставить шашку в третью или в пятую лунку. Если же сделать такие ходы невозможно технически (лунки заняты двумя и более шашками противника), придется пропустить ход и попытать счастья следующий раз.

«Побить» шашки противника - это значит замедлить его продвижение к финишу и, следовательно, увеличить собственные шансы на победу. По этой причине занимать сводное поле (лунку) только одной фишкой - довольно опасно.

Победить в коротких нардах можно по-разному. Более полная победа называется «марс» (если проигравший еще не успел снять с поля ни одной шашки). Еще более полная победа называется «кокс» (если проигравшему не удалось снять ни одной шашки и кроме того хотя бы одна его шашка осталась на баре или в «доме» противника). «Марс» дает двойное количество очков, «кокс» дает тройное количество очков.

Правила игры в короткие нарды: видеоурок

Статьи по теме: