Конспект открытого занятия по шахматам на тему: “Сказочная страна шахмат”. Конспект "вводное занятие по шахматам"

ВВОДНЫЙ УРОК ШАХМАТ

ЦЕЛЬ УРОКА: побуждение детей к дальнейшему обучению игре в шахматы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Здравствуйте! В какие игры вы любите играть? (Ответы детей) Конечно, в самые разные! На улице вы с удовольствием играете в догоняшки, пятнашки, футбол, прыгаете в резинку или классики… Дома почти у всех есть компьютеры. Иногда с родителями можно поиграть в лото или домино… Среди замечательных и полезных игр, существующих в мире, особое место принадлежит именно шахматам. Конечно, многие из вас умеют играть в шахматы. Кто-то играет хорошо, даже друзей обыгрывает, а кто-то может быть и не знаком даже с этой замечательной игрой. Но все вместе мы с вами будем учиться играть и скоро, может быть, обыграем даже папу или дедушку! Так с чего же нам начать? Конечно же, с легенды о появлении шахмат.

Легенда ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей.

Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч зако­ванных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное - непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь.

Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!» Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет мой меч - голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать.

Время назначенное проходит, зовет их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» закричал. Хорошо ещё, что казнить не велел.

Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве.

Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь. Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там - деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не всё то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на дру­гом краю доски, чёрное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» Мудрец молвил: «Давай, повели­ тель, попробуем!» - объяснил царю правила игры и они начали сражение.

И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по-царски наградить. Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб или смерть королю. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Чтобы попасть в волшебный мир шахмат, нужно ответить на несколько вопросов.

    Где родились шахматы?

    Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур?

    Переведите на русский язык слово «ШАХМАТЫ».

А где же происходят шахматные сражения? Конечно, на шахматной доске. О ней мы сейчас и поговрим.

Основная часть.

    Знакомство с шахматной доской.

Доски бывают разные – гладильные, стиральные, разделочные, строительные. На них в шахматы не поиграешь! Это можно сделать только на шахматной доске. Вот она перед вами. Чтобы играть в шахматы, её необходимо хорошо знать.

Шахматная доска – это квадрат, на нём 32 белые и 32 чёрные клетки. Сколько же всего? (64)

По краям доски отмечены буквы и цифры. Сверху и снизу – буквы (проговорить названия), справа и слева – цифры (от 1 до 8). Они нужны нам для того, чтобы определить адрес шахматной клетки, а он у каждой клетки свой собственный. Как же его узнать? Посмотрите =, эта клетка имеет адрес а1, потому что стоит на пересечении буквы а и цифры 1. Попробуйте определить (h1 , a3 , е6).

Что же, первое знакомстов с шахматной доской состоялось. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним?

Проверим, а для этого я попрошу ответить вас на несколько вопросов.

Какую форму имеет шахматная доска?

Сколько клеток на шахматном поле?

Какие цветы любят шахматы?

Для чего на доске нужны буквы и цифры?

Зачем нужно знать точный адрес клетки?

2. Знакомство с шахматными фигурами.

Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках. А нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы. Давайте их рассмотрим.

Вот его величество – Король! На кого или на что похож король? (ответы детей). Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – черный и белый.

А вот Ферзь! На кого или на что похож ферзь? (ответы детей). Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей.

Посмотрите, вот Ладья! На кого или на что похожа ладья? (ответы детей ). Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура и превратилась в ладью. Ладей в каждом войске по две.

Особая фигура – Слон. На кого или на что похож слон? (ответы детей ). На слона совсем не похож. Скорее всего, это высокий человечек в остром шлеме. Почему именно слон? Древнеиндийские воины передвигались как пешком, так и нас лонах. Отсюда и возникла необходимость в этой фигуре, которая сохранила вид воина, а название – слона. Слонов в каждой армии по два. Кто знает, как по-другому называется эта фигура? (Офицер )

Ещё одно животное на поле - Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост. Коней у противников по два.

А теперь - Пешка! На кого или на что похожа пешка? (ответы детей). Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Идут только вперед. Их смело бросают в бой. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь.

Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.

Итак, всё шахматное войско перед вами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?

Показать детям фигуры и послушать их ответы.

А в заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:

Какие шахматные фигуры вы знаете? (ответы детей)

А сколько фигур в шахматной армии? (ответы детей)

Спасибо за внимание, за ваши работы и до встречи на следующем занятии в нашем объединении «Белый Ферзь»!

ПРИЛОЖЕНИЕ ШАХМАТНЫЕ ЗАГАДКИ

Видимо, она упряма, Он в шахматах, можно сказать, чемпион,

Если ходит только прямо, И шаг у него широк.

Не петляет: прыг да скок, Умеет ходить как ладья, и как слон -

Не шагнет наискосок И прямо, и наискосок.

(Пешка) (Ферзь)

Стою на самом краю, Прыгнет он. Подковы звяк!

Путь откроют – пойду. Необычен каждый шаг:

Только прямо хожу, Буква «Г» и так, и сяк.

Как зовут - не скажу. Получается зигзаг!

(Ладья) (Конь)

Я силой и мощью своей Передвигается не косо и не прямо,

Лишь по прямым полям А буквой «Г» - так шахматисты говорят

И линиям прокладываю путь (Конь)

И горе тем, кто на пути моем

Пытается «вздремнуть». Кто ходит прыг-скок и в бок?

(Ладья) (Конь)

Не живет в зверинце, Гладкий люблю я, расчищенный путь:

Не берет гостинцы, На шаг в любую сторону могу я шагнуть.

По косой он ходит, (Король)

Хоботом не водит.

(Слон) Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут

Когда мы встанем в строй, (Король)

Нас спутает любой.

Но лишь начнется бой, Фигура – маленький солдат,

У каждого путь свой. Лишь команды ждет,

(Слон) Чтоб с квадрата на квадрат

Двигаться вперед

(Пешка)

Я смел, и строен, и высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок.

(Слон)

Два братца в одной армии служат,

А встретиться друг с другом не могут.

(Слон)

ЗАГАДКИ-РИФМЫ

Раскрыла Оленька ладонь – скачи в атаку белый ……(конь)

Безопасные поля поищи для…(короля)

Черным клеточкам верны чернопольные…..(слоны)

И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь)

Скоро бой и ждет войска деревянная…..(доска)

Ни к чему такая спешка – потеряться может….(пешка)

В углу стоит бадья, а в ней плывет…(ладья)

На доске есть у меня две лошадки, два….(коня)

Использованная литература

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998 .

Игра «Почтальон»

Цель: Умение ориентироваться на доске, безошибочно находить нужную клетку; закрепление шахматной нотации.

Обучающимся даются конверты с квадратами по величине шахматной клетки. На карточках изображены адреса каждой клетки. Предлагается быть почтальонами и разнести квадраты точно по адресам, например: а1, в2, с3,h 4, g 5? d 6, е8 и т.д.

Игра на внимание «Найди ошибку»

Цель: Развитие внимания, сообразительности и смекалки, умение видеть фигуры на доске.

а) На шахматной доске расставлены два чёрного Слона, оба на белых полях. По правилам один должен стоять на белом поле, а другой на чёрном.

б) Два Короля стоят рядом. Короли по шахматным правилам вместе не стоят.

в) Первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь. В начале игры Ферзь любит свой цвет. Поэтому чёрный ферзь стоит на чёрном поле, а белый на белом.

Обучающиеся должны внимательно посмотреть на шахматную доску и быстро найти ошибки.

Цель: Развитие логического мышления, сообразительности, внимания. Умение ориентироваться на доске.

Задачи:

    Совершенствовать знания;

    Развивать cмекалку и воображение обучающихся;

    Уметь самостоятельно выполнять задание.

Пособия: демонстрационная магнитная шахматная доска, шахматы для учащихся, бумага, карандаши, карточки с шахматной нотацией, игра “Почтальон”, разрезные шахматные фигуры из картона, бросовый материал – косточки.

Ход урока

1. Организационный момент :

Рассаживание учащихся. Подготовка рабочего места.

2. Знакомство с ходом и содержанием занятия:

Сегодня мы с вами закрепим, что такое шах, способы защиты Короля от шаха. Вы будете создавать ситуации для защиты Короля, поработаем над шахматными терминами, закрепим шахматную нотацию

3. Работа над ключевыми терминами:

Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.)
– Кому объявляют шах? (Королю.)
– В шахматной игре мат – это? (Конец игры, когда нет ни одной защиты Королю от шаха.)
– Что такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи).
– Какая фигура может сделать “вилку”? (Любая.)

Выходит учащийся в костюме шахматной доски и читает стих:

Вся в квадратах белых, чёрных
Деревянная доска,
А ряды фигур точёных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют –
Гениальная игра!

Разминка:

    Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)

    Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)

    Какие бывают слоны и почему они так называются? (Чернопольные и белопольные, одни ходят по белым полям, а другие по чёрным.)

    Патовое положение на доске. (Ничья.)

    Кто попадает на поле превращения? (Пешка.)

Игра на внимание “Найди ошибку”,

(на демонстрационной доске расставлены фигуры – два слона чёрного цвета на двух белых полях, два Короля стоят рядом, первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь). Учащимся даётся задание посмотреть внимательно на фигуры и исправить ошибки.

Игра “Сложи фигуру”,

Даётся задание выложить из косточек шахматную фигуру, а также собрать из 3–4 разрезанных частей и назвать её.

Игра на смекалку,

У какого слона нет хобота? (У шахматного.)

Какой Король не умеет говорить? (Шахматный.)

Что за чудо– поле, где тесно мышке, а свободно Слону? (Шахматное поле.)

На каком Слоне нельзя прокатиться? (На шахматном.)

Какая клетка всегда только квадратная? (Шахматная.)

Если их соединить, угол можно получить (горизонталь и диагональ, горизонталь и вертикаль, вертикаль и диагональ).

Какая фигура грамоту знает,
Что ни ход, то буква? (Конь.)

Физкультминутка “Буратино”, .

Буратино потянулся (Все поднимают руки вверх.)
Раз нагнулся, два нагнулся (Наклоняются вперёд.)
Руки в стороны развёл, (Руки в стороны развести.)
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
На носочки надо встать. (Поднимаются на носочки и руки тянут вверх.)

Практическая работа.

Расставить шахматы на доске так, чтобы была видна ситуация шаха Королю (учащиеся расставляют).
А теперь вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:

первая защита – отойти на свободное соседнее поле;
вторая защита – закрыться своей фигурой;
– третья защита – “срубить обидчика”.

Эти три защиты применяем у себя на шахматной доске.

Игра “Почтальон”,

Педагог просит на демонстрационной доске назвать на нескольких клетках адрес, например, а1, в2, с3, е8, h7, f4 и.д., затем предлагает записать адреса клеток на листе бумаги, а потом “разнести” карточки по адресам у себя на шахматной доске.
У каждого учащегося на столе в конвертах мелкие карточки с адресом шахматного поля (учащиеся раскладывают свои карточки).
Чтение шахматной нотации. Педагог предлагает прочитать по шахматному любой ход шахматной фигуры, например,

Kh3 – g5 + Kр

(Это означает, что Конь аш 3 идёт на поле жэ 5 и ставит шах Королю).

Фе8 – е4

Л а3: Сf3 +х Кр,

Сg8 – а7 +Кр,

Крh6: Лh7

Kd1 – е3 х Кр

Подведение итога занятия.

Давайте вспомним, с чего мы начали своё занятие? Как правильно назвать нашу работу?

Рефлексия по занятию.

    какие трудности возникли в ходе работы?

    что было проще выполнять?

    какой этап наиболее интересен вам?

Всем спасибо. Увидимся на следующем занятии.

    Авербах Ю. А. Шахматный самоучитель [Текст]: учеб. Пособие /Ю.А. Авербах.– М.: Просвещение, 2004.– 64 с.

    Винокурова, Я.Г. Знакомьтесь – шахматы [Текст]: учеб. Пособие /Я.Г. М. Владимиров. – Просвещение, 2003.– 82 с.

    Владимиров, Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников/ [Текст] сост.Н.К. Винокуров.- Просвещение, 2008.– 102 с.

    Максаков А.И. Учите играя/ [Текст ]: учеб. пособие/А.И. Максаковой М.– : Просвещение, 2003.– 84 с.

    Пожарский, В.В. 1000 шахматных задач. [Текст]: учеб. пособие /В.В. Пожарского. – М.: Просвещение, 2005.– 128 с.

    Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 2. [Текст]:/ Л.В.Кузнецова // Учимся, играя М.: Школьная пресса, 2002.– 76 с.

    Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 3. .[Текст] сост./ Л.В.Кузнецова. – М.: Школьная пресса 2002. – 80 с.

    Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика. [Текст]: учеб. пособие/ Л.П. Савина. – М.: ООО Издательство, 2005. – 44 с.

4. "Блиц - вопрос":

Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

Без какой фигуры не бывает игры? (король)

Где возникли шахматы? (Индия)

Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)

Что такое шах?

Что такое мат?

Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

5. Эстафета "Расставь фигуры": на скорость - бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

ПЛАН

Открытого занятия педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории

Мололкина Виктора Александровича

Тема занятия : Введение в образовательную программу «Добро пожаловать в шахматное королевство».

Цель : Формирование интереса к шахматной игре.

Задачи:

    Познакомить детей с историей шахмат.

    Знакомство с шахматной доской, фигурами, первыми правилами шахматной игры, записи шахматной партии.

    Воспитать чувства партнерства, творческой взаимопомощи.

    Раскрыть перспективы познания шахмат.

Время занятия : 20 минут

Тип занятия : вводное

Возраст обучающихся – 9-11 лет

Количество – 10-12 человек

Оборудование: 7 комплектов шахмат, демонстрационная шахматная доска, тетради и ручки на каждого обучающегося, шахматные часы – 1 шт., школьная доска, мел.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Вводная часть – 3 минуты.

    Приветствие, назвать свое имя.

    Ребята, вы,конечно, знаете много спортивных игр, занимаетесь спортом. А знаете ли вы такую игру, которая совмещает в себе свойства науки, искусства и спорта?

    Как вы думаете, чем интересна и полезна игра в шахматы?

    Ответы детей.

    А кто-нибудь из вас умеет играть в шахматы? Знаете правила игры?

    Ответы детей.

    Шахматный клуб . Рассказ педагога о том, чему учат в клубе, как проходят занятия, соревнования, проведение классификационных турниров с присвоением спортивных разрядов: от IV разряда – до международного мастера.

    Основная часть занятия – 12 минут.

    Теоретическая часть – 5 минут

Лекция с элементами беседы.

    Вся в квадратах – белых, черных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных –

Деревянные войска.

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Люди в шахматы играют –

Интересная игра!

Ты, дружок мой, без опаски,

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

Что? Трехглавые драконы

нас не ждут здесь? Не беда!

Тут зато лихие кони

И пехота хоть куда!

Тут ферзи, слоны отважны,

Мчатся поперек и вдоль,

И, совсем как в сказке, важный

Возвышается король.

Тут герои в каждом войске,

И выходит рать на рать

Хитроумно и геройски

Воевать и побеждать!

Е. Ильин.

Шахматы – очень древняя игра. Ее рождение связано с желанием людей жить мирно, без войн. Появилась она в Индии более двух тысяч лет тому назад. В VI веке проникла через Персию в Европу.

    «Легенда о возникновении шахмат».

Ребята, как вы думаете, какова цель шахматной игры?

Правильно! Поставить мат королю.

Откуда же пришло это слово – шахматы? И что оно означает?

Своего царя персы называли – «шах», а слово «мат» - по арабски означает «умер». Значит, слово «шахматы» можно перевести так: «Смерть королю противника!».

    Работа с демонстрационной доской и с шахматами на столах.

    Изучение шахматной доски и фигур.

    Расстановка фигур на доске.

    Правила игры.

    Запись партии.

    По ходу объяснения – вопросы педагога:

Зачем нужно записывать партии?

Правильно, для изучения и анализа игры. Для прочтения шахматных книг и журналов.

    Запись «Детского мата».

    Игра «Узнай фигуру на ощупь».

    Практическая часть –7 минут.

    Игра обучающихся в шахматы. Обучающиеся, имеющие минимальный опыт игры в шахматы, играют в паре с теми, кто не имеет такого опыта.

    Подведение итогов – 5 минуты.

Ребята, что вы почувствовали, играя в шахматы?

    Предполагаемые ответы (интерес, азарт)

    Ответы детей (память, внимание, логическое мышление, терпение, усидчивость)

Как вы думаете, где эти качества характера вам могут пригодиться?

    (В жизни, на уроках, в спорте и т.д.)

И в заключении предлагаю проверить, успели ли вы запомнить шахматные термины. Сейчас мы разгадаем шахматный кроссворд!

    Слабый по силе, но сильный по духу шахматный солдатик.

    Активные действия военных на поле боя или шахматных фигур на доске.

    Нападение на короля.

    Окончание игры.

    Прямолинейная и сильная фигура.

    Необходимое качество начинающего шахматиста, помогающее овладеть секретами шахматной игры.

    Педагог - нам не скучно ходить по белым и черным полям. Шахматная жизнь становится интереснее, ярче, полнее. Вас ждут удивительные шахматные открытия, яркие победы и полезные поражения.

    Все в ваших руках! Удачи!

    Занятие окончено .

Конспект вводного занятия по шахматам для групп начальной подготовки

(для группы начальной подготовки)

Задачи.

  1. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
  2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.
  3. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: “Сказочная страна шахмат”

Для группы НП-1

Задачи.

Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.

Ход занятия.

Организационный момент. (5 мин.)

Здравствуйте, дети! Меня зовут Роман Анатольевич, я – тренер - преподаватель (учитель) шахматной школы.

А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей - на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне,

Выдумано чудо.

Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

2. Основная часть. (20 мин.)

Тогда, слушайте внимательно.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле. (Ответы детей)

(Подвести детей к понятию, что главный – Человек)

Да, действительно, самый главный на Земле – Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость (предательство), а третья голова – хитрость.

Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

Если человек жадный, то он может и предать.

А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.

А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.

Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

(Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу)

(Подвести к понятию: и ум, и сила)

Кто главнее папа или мама (Папа и мама)

Что лучше: хорошо учиться или много знать (Хорошо учиться и много знать)

Или, что лучше: лето или зима. (Каждое время года хорошо по-своему)

А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек».

(Ребенок достает шахматную фигуру)

Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)

Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это... (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это... (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

Физминутка. (3 мин.)

Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

(На доске графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”).

Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А.С. Пушкина «А во лбу звезда горит» - таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.

Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Учитель объясняет, что Одноглазик – ум, Двуглазик - мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик – это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.

Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах. (Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста)

Давайте рассмотрим каждого из них.

Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

Какой же вывод можно сделать?

Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.

Из этого следует: «Хочешь победу завоевать – должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором )

А вы хотите, стать победителем? (Да)

А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Белая ладья».

3. Итог занятия. (7 мин.)

Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)

2. Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное - прийти учиться в шахматную школу)

Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Приходите к нам учиться. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

В конце занятия тренер вручает детям на память красочные буклеты.


Чумарова Карина Игоревна
Учебное заведение: МБОУ ДО ДЮСШ №7
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-04-14 Конспект занятия по шахматам «Ладья» Чумарова Карина Игоревна На занятии дети познакомятся с шахматной фигурой – ладьей, с правилами хода ладьи, с правилами взятия.

Просмотреть свитедельство о публикации

Конспект занятия по шахматам «Ладья»

План конспект по шахматам.

Тренер — преподаватель Чумарова К.И.

Тема занятия: Ладья.

Цель занятия:

— Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с

правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске.

Задачи.

1. Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;

2. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

3. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.

4. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование:

  • шахматные доски с фигурами;
  • демонстрационная шахматная доска;
  • дидактический материал.

1. Организационный момент (5 мин)

1.Повторение прошлого материала

2.Проверка домашнего задания

3.Проверка присутствующих

2. Знакомство с новым материалом. (15 мин)

— С этой шахматной фигурой будем знакомиться на занятии.

— Покажите эту фигуру.

— Где стоит ладья на шахматной доске?

Сегодня мы познакомимся с ходами шахматной ладьи. Ты сделаешь свои первые шаги по будущему полю сражения. Погуляешь по прямым линиям.

Возьмём ладью и поставим её на любую клетку на шахматной доске. Несмотря на то что ладья очень похожа на башню, она может быстро передвигаться, как маленький танк. Ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на сколько захочет. И когда хочет, может остановиться.

Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям и вертикалям. (показать макет горизонтали и вертикали)

— Ладья считается тяжелой фигурой (ценность ладьи – 5 пешек)

Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место.
Такой шахматный ход будем называть «взятием».

Расставь на доске побольше пешек и фигур чёрного цвета и белой ладьёй уничтожь их все по очереди.

2. Физкультминутка

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

3. Решение дидактических задач и заданий. (10 мин)

1) Игра «Один в поле воин»

(Дети работают с раздаточным материалом в парах.)

— Белая ладья должна побить все черные фигуры, уничтожая каждым ходом по фигуре.

2) Игра «Кратчайший путь»

— Как белой ладье быстрее всего добраться до ракеты? Посчитайте, сколько ходов вы сделали

4. Закрепление знаний. (10 мин)

Игра «ДА – НЕТ»

  • Ходит ли ладья по белым и черным полям?;
  • Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного поля на черное? С черного поля на белое?
  • Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через 4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей?
  • Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?
  • Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?
  • Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля? А из центрального? Сколько ходов по вертикали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?
  • Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?
  • На сколько сторон может пойти ладья из углового поля? А из центрального?
  • Может ли в начальном положении ладья сделать хотя бы один ход?

Тема: “Сказочная страна шахмат”

Задачи.

    Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

    Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

    Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.

Ход занятия.

    Организационный момент. (5 мин.)

Здравствуйте, дети! Меня зовут Роман Анатольевич, я – тренер - преподаватель (учитель) шахматной школы.

А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей - на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне,

Выдумано чудо.

Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

2. Основная часть. (20 мин.)

Тогда, слушайте внимательно.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле. (Ответы детей)

(Подвести детей к понятию, что главный – Человек)

Да, действительно, самый главный на Земле – Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость (предательство), а третья голова – хитрость.

Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

Если человек жадный, то он может и предать.

А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.

А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.

Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

(Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу)

(Подвести к понятию: и ум, и сила)

Кто главнее папа или мама (Папа и мама)

Что лучше: хорошо учиться или много знать (Хорошо учиться и много знать)

Или, что лучше: лето или зима. (Каждое время года хорошо по-своему)

А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек».

(Ребенок достает шахматную фигуру)

Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)

Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это... (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это... (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

Физминутка. (3 мин.)

Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

(На доске графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”).

Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А.С. Пушкина «А во лбу звезда горит» - таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.

Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Учитель объясняет, что Одноглазик – ум, Двуглазик - мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик – это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.

Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах. (Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста)

Давайте рассмотрим каждого из них.

Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

Какой же вывод можно сделать?

Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.

Из этого следует: «Хочешь победу завоевать – должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором )

А вы хотите, стать победителем? (Да)

А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Белая ладья».

3. Итог занятия. (7 мин.)

Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)

2. Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное - прийти учиться в шахматную школу)

Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Приходите к нам учиться. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

В конце занятия тренер вручает детям на память красочные буклеты.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Сопроводительная информация:

    Фамилия, имя, отчество учителя Плотникова Ольга Викторовна

    Школа, город Ростовская область, г.Донецк, МБОУ СОШ №3

    Внеурочное занятие «Шахматная школа»

    Класс 1 класс

    Форма проведения: кружковое занятие

    Тема урока Шахматная нотация

Конспект занятия

Цель занятия:

Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций

Задачи :

Личностные:

Оборудование:

Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока.

Литература:

    Книга "Шахматы для детей, родителей и учителей", авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, г.Санкт-Петербург

Разработала:

Плотникова О.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г.Донецка Ростовской области

Ход урока.

Этап урока

1.Отгадайте ребус


Какой шахматный термин зашифрован в ребусе?

Правильно, это термин НОТАЦИЯ.

Кто знает, что обозначает этот термин?

Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация»)

2.Актуализация знаний.

Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику.

В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти - доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя.

Можно ли помочь Пете? Как?

Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации.

Шахматная нотация - система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске .

3.Формулирование темы урока и постановка целей

Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»?

Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске.

Какие цели стоят перед нами?

1.Эвристическая беседа «Шахматный город»

Представьте себе шахматный город . Улицами будут вертикали, а домами - горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура.

Король живёт на улице «b» в доме № 7.
Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4.
Ладья живёт на улице «е» в доме № 5.
Слон живёт на улице «f» в доме № 8.
Конь живёт на улице «g» в доме № 2.

Теперь запишем покороче - на шахматном языке. Приняты такие сокращения:
Кр - Король
С - Слон
Ф - Ферзь
К - Конь
Л - Ладья
п. - пешка

Король и конь начинаются с одной буквы «К» , но в коРРР оле хорошо звучит буква «Р» !

Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 - позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур.

    Игра «Шахматный почтальон»

Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома . Там ставьте фигуру.

(Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске)

Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали.

Правила шахматной нотации

Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать?

Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться.

Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:

    Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур - вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.

    Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король - ферзь - ладья - слон - конь - пешки.

    Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».

Давайте попробуем записать эту позицию - она из недоигранной юными шахматистами партии.

Начинаем с белых :
Крс1, Фf2, Лe1 (первой мы записали именно эту ладью – она по алфавиту ближе к вертикали «а»), Лh1, Ke4 (этот конь ближе к первой горизонтали), Ke6 .
С фигурами, кажется, всё. Что дальше?
Не забудь про пешки, они хоть и маленькие, но тебе пригодятся:
пп. (буквы «пп.» пишем лишь раз): a3, b2, c2, c5, g3 .

Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью.
Чёрные : Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Cg4, Cg7 ;
пп. b7, c6, f7, g6, h7 .

Несколько полезных советов:
Снимай только записанные фигуры! Записал короля, снял его с доски, затем ферзя, дальше... пока на доске не останется фигур.
Если занятие близится к концу, то оставь пять минут на запись отложенной партии.

Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки:

    путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля. Пишем «К» вместо «Кр» );

    забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой;

    ленимся записать позицию соперника.

Обязательно укажи имена и фамилии противников - кто с кем играл.

Не расстраивайся, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по ходам!

Статьи по теме: