Настольная игра Блокус (Blokus). Рецензии и отзывы на игрушку "Игра настольная "Блокус" Games (BJV44)"

Особое место в мире настольных игр занимают те, в которые играют уже много поколений (шахматы, шашки, нарды). В эту компанию очень трудно вклиниться, и появление новой «классики» происходит нечасто. Мне кажется, что по своим качествам «Блокус» вполне мог бы претендовать на такой статус.
Не буду излагать правила, так как «Блокус» – это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем читать описания, поэтому просто приложу ссылку на короткий ролик, из которого все станет ясно. Скажу лишь, что правила эти очень просты, и начать играть можно сразу, без долгих разбирательств.
«Blokus» весьма интересен и сбалансирован, правда, играть в него лучше всего вчетвером. Для того, чтобы играть вдвоем производитель предлагает взять по два цвета (либо купив специальную игру «Blokus Duo», с полем меньшего размера). Мне как-то эстетически претит такая каша, когда два игрока играют четырьмя цветами, поэтому я вырезал из пластика накладки, которые отсекают часть клеток игрового поля, за счет чего стало возможным играть и вдвоем, и втроем (фото прилагаю). Идею эту я ее почерпнул в игре под названием «Callisto», создатели которой явно вдохновлялись «Блокусом».
Не то чтобы недостаток игры, но ее особенность заключается в том, что тот, кто начинает первым, имеет ощутимое преимущество перед остальными, а последний при равной силе игроков почти обязательно проиграет. Поэтому правильнее будет играть в несколько раундов, когда право первого хода передается по кругу, и победителя выявить по сумме всех 4 (или, соответственно, 3-х, если игроков трое и 2-х, если двое) игр.
Производитель также предлагает использовать игру как головоломку, выкладывая по правилу «Блокуса» на ограниченном пространстве фишки. Я не большой поклонник головоломок, и поэтому не занимался этим. Зато дочь довольно часто использует игру как мозаику, выкладывая разные узоры или заполняя ровные поля фишками одного цвета. Такой процесс увлекает детей по двум причинам: во-первых, фишки игры сделаны из красивого, полупрозрачного пластика, который очень насыщен цветом и образует приятные для глаза контрастные сочетания на поле, а во-вторых, фишки встают в предназначенные для них пазы с щелчком, уверенно занимая свое место, не елозя туда-сюда, что делает процесс выставления фишек довольно тактильно-приятным, и в целом игра сделана очень качественно. Правда, у меня ее прежняя версия предыдущего поколения, но, судя по фотографиям и обзорам, изменилось только оформление коробки, к которой, собственно, у меня и есть единственное замечание. Она, в общем-то, нормальная, но немецкие производители игр приучили меня к качественным органайзерам, когда для всех компонентов игры есть свое место, а сами коробки сделаны из картона такого качества, что из них, при желании, можно выстроить полноценный одноэтажный дом, используя коробки вместо кирпича.
В этом огромный контраст с отечественными играми, в которых картон коробок предельно одноразовый, отчего они сразу ломаются и игры в них хранить просто невозможно, никаких органайзеров нет и в помине, и все содержимое катается по коробке (и вылетает из не нее, так как углы некачественного картона мгновенно сминаются, как коробку ни береги, и вместо коробки получаем просто два листа картона со смятыми краями), правила печатаются на самой дешевой, газетной бумаге, а фишки и кубик делают из ужасающей своим качеством пластмассы с такими заусенцами, что, не обработав напильником, иногда даже нельзя играть. Словом, каждая деталь отечественной игры кричит о том, что производитель поражается твоей глупости и всячески тебя презирает за то, что ты покупаешь такое ужасное барахло, которое он выпускает. В данной игре органайзер, конечно, не такой: он на «четыре с минусом» по немецким стандартам, а сами компоненты – на пять.
Подведу итог: игра весьма интересна и по механике, и по нестандартности компонентов; хорошо сделана, в нее легко начать играть (не надо держать под рукой книжку с правилами на 20 страниц, как, например, в «Шакале»), партия занимает минут 15-20 (в зависимости от того, с какой скоростью соображают играющие). По моему мнению, «Blokus» вполне заслуживает того, чтобы быть в каждой приличной домашней коллекции игр. Есть только одна мысль, которая мешает давать однозначную рекомендацию к покупке этой игры: как и другие настолки, «Blokus» давно имеет виртуальный аналог, и если для того, чтобы подвигать реальные шахматные фигуры по реальной же шахматной доске, люди еще собираются вместе, потому что эта традиция освящена многими поколениями, то вот ради этой игры, наверное, уже никто собираться не будет, а желающий поиграть в нее просто скачает себе такую на телефон. Наверное, уже можно однозначно утверждать, что в ХХI веке классическими станут лишь те игры, что устанавливаются на жесткий диск компьютера, и именно их названия знают без преувеличения сотни миллионов людей по всему миру («Dota», «Warcraft» «Counter Strike» «World of Tanks» «GTA» «Angry Birds», «SIMS» и другие).
Я не жалею о том, что эта игра есть в моей домашней игротеке, вот только не уверен, что ее покупка в наше время оправдана чем-то, кроме как интересом именно к настольным играм, как особому способу времяпрепровождения.

Существует множество абстрактных игр, которые объединяют доступные правила, оригинальное исполнение и захватывающий игровой процесс. Но большинство из них рассчитано строго на двух игроков. Что же делать, когда за игровой стол хочется сесть, например, вчетвером и сыграть в несложную и интересную игру? Сегодня на Розовом диване - "дорожкистроительная" настольная игра Blokus (Блокус).

В очередной раз хочу вспомнить школьные годы, когда на задней парте мы внимательно слушали мудрые речи учителя и для закрепления полученных знаний отображали в тетрадях "точки" и "квадратики" (аналогичные по смыслу игры на захват территории). Жаль, что в то время не было "Блокуса" - сберегли бы чернила и бумагу...

Внутри нестандартной плоской коробки находится игровое поле и комплекты фигурок. Хочу отдельно остановиться на оформлении, которое поначалу вызвало у меня лёгкое удивление.

Дело в том, что фигуры, закрытые прозрачной вставкой и видимые в картонную прорезь, не являются игровыми компонентами. Это нанесённое краской изображение с обратной стороны пластикового листа, поэтому не старайтесь его "выдавить"....

Квадратное игровое поле изготовлено из прочной белоснежной пластмассы и разделено на 400 клеток.

Каждый игрок получит комплект из 21 фигуры одного из четырёх цветов. Элементы отлиты из полупрозрачного пластика и своими выпуклостями надёжно фиксируются в ячейках поля. Все фигуры разные, повторяющихся форм нет.

Наборы оппонентов абсолютно одинаковые и отличаются лишь цветом. Фигурки двусторонние, что позволяет располагать их на поле желаемой стороной вверх.

В комплект входит по одной одинарной и двойной фигуре, две - из трёх квадратов, пять - из четырёх квадратов, двенадцать - из пяти квадратов.

Выложим лужайку "пентаминосами".

Игроки берут комплекты фигур и рассаживаются по углам игрового поля. При игре вдвоём соперники получают по два комплекта фигур, а при игре втроём четвёртым набором пользуются поочерёдно.

Каждый игрок начинает победное шествие из своего угла квадрата. Соперники, по очереди, размещают на поле одну фигурку. Если это невозможно сделать, то ход пропускается. Первая фигура обязательно должна заполнить угловой квадрат! Именно так поступает красный игрок.

На фотографии - неверное расположение синей начальной фигуры. Как раз заполнение пустого места в углу и является обязательным условием при старте.

Последующие фигуры размещаются на свободных ячейках поля с соблюдением определённых условий: новая фигура должна касаться хотя бы одним углом любого ранее выложенного элемента аналогичного цвета.

При этом категорически запрещено касаться сторон одноцветных фигур. Данное требование не распространяется на разноцветные элементы, которые могут контактировать между собой любыми площадями.

Постепенно соперники размещают на игровой доске все возможные фигуры из запаса. Обратите внимание: снимать или передвигать выложенные на поле фигуры запрещено.

Партия продолжается, пока хотя бы один игрок может расположить на поле свою фигуру. Может сложиться ситуация, при которой заключительные ходы будет делать только один из оппонентов.

В конце партии подсчитывается количество квадратов, входящих в состав всех фигур оставшихся в запасе игрока. Это - отрицательные (штрафные) очки. Каждый игрок, разместивший на поле все фигуры, получает 15 победных очков и ещё 5, если последним был выложен одиночный квадрат. Итоговая сумма определит победителя.

Тетрис в плоскости.

Игра, правила которой можно изложить за полминуты, а учиться в неё играть можно неделями. На первый взгляд, ничего сложного нет: поле большое, места должно хватить всем. Но это не так, буквально к середине партии соперники начинают испытывать дефицит места. Загадка кроется в запрете размещения одноцветных фигур рядом друг с другом, что сокращает доступную площадь практически вдвое.

Оппоненты плетут замысловатые узоры, вторгаются на территорию соперника, ищут места для фигур в отдалённых уголках игрового поля. Не забывайте о возможности блокирования соперников, старайтесь размещать большие фигуры в самом начале партии и "разрастайтесь" во все стороны - чем "ветвистей" ваша дорожка, тем проще пристроить к ней очередную фигуру.

О популярности игры говорит тот факт, что "Блокус" завоевал более 25 наград, чемпионаты по данной игре проводятся во многих странах мира. Несложные правила, динамичный игровой процесс, интересные тактические решения - это семейная (и не только) игра для всех возрастов. Безусловно, если вы поклонник абстрактных игр.

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед ", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.

  • Игровая доска, состоящая из 400 квадратных клеток
  • 84 элемента: (по 21-му на каждого игрока) четырёх цветов: синий, желтый,красный, зеленый. Каждый элемент имеет неповторимую форму:
  • 1 элемент, состоящий из одной клетки (т.н. мономино)
  • 1 элемент из двух клеток (домино)
  • 2 элементы из трех клеток (триоминос)
  • 5 элементов из четырех клеток (тетраминос)
  • 12 элементов из пяти клеток (пентаминос)
  • Порядок хода определяется цветом: синий, желтый, красный, зеленый.

    Цель игры

    Разместить все элементы на игровой доске, или постараться оставить на руках какможно меньше неразмещенных элементов.

    Правила игры

  • Во время своего первого ходя каждый игрок обязан поместить элемент водном из углов игровой доски.
  • Игроки должны расставлять свои элементы таким образом, чтобы онисоприкасались с элементами того же цвета, размещенными на игровойдоске хотя бы одним углом, но при этом не соприкасались с ними ни однойсвоей стороной.
  • Элементы разных цветов могут соприкасаться любыми сторонами.
  • Если игрок заблокирован и не может поместить элемент на доску, то онпропускает ход. Его оппоненты делают ходы в обычном порядке.
  • Игра заканчивается, когда для всех игроков не остается возможностисделать ход.
  • Подсчет очков

    Для подсчета очков вам нужно просуммировать количество клеток всехэлементов, которые вам не удалось разместить на поле. Это штрафные очки и онизаписываются в турнирную таблицу со знаком минус «-».Вы получаете +15 очков, если в течение игры Вам удалось разместить все своиэлементы, или +20 очков, если при этом последним на игровую доску выположили элемент, состоящий из одной клетки.

    Основные тактические приемы игры:

  • В начале игры постарайтесь быстрее продвинуть свои элементы в центрдоски – это позволит вам иметь больше свободного пространства дляпоследующих ходов.
  • Самые крупные элементы лучше размещать на поле первыми. В серединеигры останется довольно мало места для их размещения. Не забывайте, чтоштрафные очки начисляются исходя из количества клеток на оставшихсяэлементах, а не количества самих элементов.
  • Важно расставлять элементы таким образом, чтобы они образовали подобиедерева с разветвленной кроной. Чем больше углов, тем больше возможностей дляследующего хода.
  • Не следует забывать, что лучшая защита – это нападение. Найдите лазейкув ряде элементов вашего оппонента, и, используя особенности формы имеющихсяу вас элементов, прорывайтесь в зону противника. Это откроет для вас новыетерритории и возможность для последующих ходов.
  • При игре вдвоем всеми элементами (по 2 цвета у каждого игрока),постарайтесь заблокировать один из цветов вашего оппонента, используя двасвоих.
  • Будьте терпеливым, иногда нужно дождаться, пока оппонента сделаетнужный вам ход и откроет хорошую возможность для вашего собственного ходаили даже для блокировки соперника. Помните, что оппонент можетконтратаковать вашу позицию, и превратить ваши построения в бесполезныйнабор элементов.
  • В ходе игры вы, возможно, заметите, что на игровом поле есть места, гдетолько вы можете разместить свой элемент. Держите эту информацию в памяти,но сконцентрируйтесь на других частях доски, вы всегда сможете разместитьэлемент в таких «защищённых» областях в конце игры.
  • Для успешной игры вам следует помнить не только свои элементы, но иостающиеся элементы ваших оппонентов. Некоторые пустые участки игровогополя сопреники просто не смогут использовать, если они не имеют подходящихэлементов.
  • Самые маленькие элементы – ваше главное оружие. В ходе игры именноони могут оказаться полезными для захвата стратегических точек. Вместе с тем,не нужно забывать, что таких элементов меньше, и к их использованию нужноподходить с особым вниманием. Кроме того, нельзя забывать, что элемент изодной клетки, размещенный на доске в последнюю очередь, принесет вамбонусные очки.
  • Настольная игра «Блокус» - абстрактная стратегическая игра для всей семьи. С момента своего создания «Блокус» получила почти все возможные игровые премии в мире, на сегодняшний день уже - 26! Её продажи превысили 3,4 миллиона экземпляров. «Блокус» весёлая и увлекательная игра с простой игровой механикой. Участники выкладывают элементы своего цвета на доске так, чтобы они соприкасались только углами, а не сторонами. Соприкасаться сторонами могут только элементы разных цветов. Неиспользованные элементы приносят игроку штрафные очки. Цель - избавиться от всех элементов.

    Это настольный «Тетрис?»

    Да-да, «Блокус», на первый взгляд, напоминает именно «Тетрис»: та же сетка, почти те же фигуры... Однако это совершенно другая игра, которая только использует похожие механики, но никак не связана с оригинальным «Тетрисом».

    Скорее, имеет смысл сравнивать вдумчивый «Блокус» с английским вариантом Го (облавных шашек).

    Как в это играть?

    Вам дают набор цветных фигурок (каждому игроку - свой цвет). Задача - разложить их на поле так, чтобы элементы одного цвета соприкасались сторонами только с элементами другого цвета. Со «своими» можно соприкасаться только углами. Кто быстрее избавляется от своих фигур, то и выигрывает. Очки также начисляются за выполнение специальных условий, например, за укладку самой маленькой фигуры последней.

    В чём прелесть «Блокуса»?

    Вся острота игры состоит в том, что свободное место на доске крайне ограничено. Ваша задача - выстраивать фигуры таким образом, чтобы занимать максимально возможное пространство, и при этом блокировать оппонента. Дополнительную глубину игре придают условия размещения, за которые вы получаете дополнительные очки.

    История игры

    «Блокус» стал детищем известной математической задачи «четырёх красок». Ф. Гутри, английский картограф, собирался подсчитать, сколько разных красок понадобится, чтобы нарисовать карту графств Англии. По его подсчётам получалось, что необходимо всего четыре. Этим утверждением Гутри сразу же сразил целое поколение математиков, пытавшихся научно доказать данные выкладки. Результатом - более через 120 лет - стала игра Б. Тавитиана, ставшая следствием доказательства.

    В «Тетрис» и «Цветные линии» нельзя выиграть. В «Блокус» - можно.

    Как известно, именно в нашей стране родились две замечательные логические игры, ставшие одними из самых популярных и всемирно известных: «Цветные линии» (или, как их назвали буквально пару лет назад - «убийцы офисов») и многократно переиздаваемый «Тетрис». Первая игра схожа с «Блокусом» тем, что здесь важны краски, а вторая - типом размещения фигур.

    К счастью, «Блокус» изобрели в Англии, поэтому можно не опасаться: выиграть в него всё же можно. У него есть конечная цель, которая никуда не денется.

    Варианты игры

    «Блокус» уже многократно переиздавался в различных вариациях. Наиболее известные - это классическая на четырёх игроков (соответствующая задаче «четырёх красок») и портативная «дуо», очень удобная в дороге. Есть также «Блокус» на шестиугольном поле, а фанаты игры (вместе со скучающими математиками) ждут выхода трёхмерной версии.

    Почему «Блокус» так хорош?

    Потому что «Блокус» обладает очень простой игровой механикой, не требует никаких специальных навыков для игры или долгого предварительного обучения - и при этом относится к наиболее серьёзным интеллектуальным играм, развивающим мышление и память. Для детей эта игра становится великолепным средством для совершенствования интеллекта, а для взрослых - весьма интересным аналогом шахмат. Важно отметить, что «Блокус» развивает пространственное мышление, что очень важно для любого ребёнка.

    Как выглядит набор?

    В наборе для игры «Блокус» классической версии есть всё необходимое для игры. Поле и фигуры удобно складываются и выполнены из очень прочных материалов. Покупая «Блокус», вы покупаете игру, которая, возможно, будет радовать вас несколько десятков лет.

    Статьи по теме: