Обзор DiRT Rally: Танки грязи не боятся. DiRT Rally: Возвращение классического ралли

Правый четыре через трамплин. Длинный левый два. Очень длинный правый два, держись левее. Сужение. Левый два с прыжком. Правый три. Длинный правый закрытый четыре. Левый шесть через ворота. Узкая шпилька. Сто пятьдесят. Финиш!

После очередного заезда в встаешь, чтобы передохнуть: перед глазами все плывет, на сетчатке отпечаток убегающей вдаль дороги через лес, суставы ломит, со лба капает пот, а в голове все еще звенят команды штурмана. И мысль: «Такого реалистичного ралли, таких сложных, не прощающих ошибок спецучастков не было давно».

Стенограмма гонки

После гламурного фестиваля гонок по бездорожью из прошлых , где постоянно играет задорная музыка, где меню — трехмерный трейлер, по которому мы ходим, выбирая режим игры, где в приоритете гонки на багги и других внедорожных автомобилях, проходящие в живописных местах или организованные как шоу для зрителей, - после всего этого DiRT Rally на контрасте выглядит серьезно и строго. При запуске нас встречает минималистский плиточный интерфейс и мелодичная электронная музыка.

Грязь, снег и пыль под колесами не превращаются в месиво и колеи, а вот с корпусов машин их, наверное, потом приходится долго отмывать.

DiRT Rally не пытается красоваться, да ей это и не нужно, потому что она прекрасна внутри, в соревнованиях. Раз выехав на трассу, как будто переносишься на десять-пятнадцать лет назад - к настоящему жестокому ралли, без лишнего лоска и показухи.

Разработчики из Codemasters, кажется, внезапно развернулись и поехали обратно, вспомнив о чем-то важном. Они вспомнили о Colin McRae Rally и, по их собственному признанию, с самого начала разработки в 2012 году опирались именно на ее концепцию.

В DiRT Rally во главу угла вновь поставлены спецучастки, маршруты по пересеченной местности, поделенные на сектора, которые нужно проходить предельно быстро. Трассы здесь узкие и опасные - не широченные полосы, как в предыдущих DiRT .

И все они основаны на настоящих раллийных треках: финский этап с его знаменитыми слепыми поворотами и затяжными прыжками, скоростной немецкий по асфальту, этап в горах Греции, со множеством шпилек и устрашающих обрывов, скользкая гололедица в Монте-Карло, снежная Швеция и лесная дорога Уэльса, где под колесами гравий мешается с грязью, а деревья буквально щекочут корпус машины.

Повторыне хуже телевизионной трансляции отражают напряженную погоню за лучшим временем. Особенно эффектно она выглядит, когда включается подвижная камера с вертолета.

Каждый участок неизменно становится испытанием на скорость и реакцию, их необходимо изучать, проходить, поглощать колесами раз за разом, пока они намертво не запечатлеются в памяти. Потому что ошибки тут не прощают. На первых порах сходы с трассы и разбитая машина неизбежны, и - никакой перемотки времени! - рестарт, рестарт, рестарт. Если в прошлых частях можно было выехать на трассу и освоить ее на лету, то в DiRT Rally никак не обойтись без предварительной подготовки в тренировочном заезде Shakedown.

На трассе, оставшись наедине с машиной и серией прямых и виражей, приходится полагаться только на свои навыки. А еще слушать штурмана - в ралли его еще называют вторым водителем, - единственного человека, который поможет разобраться в стенограмме гонки. Ведь даже назубок зная маршрут, сложно постоянно держать в голове цепочку из поворотов, особенно на участке длиной в пятнадцать километров. Вот почему подсказки штурмана на тему сложности следующего виража особенно ценны.

Где-то там внизу начинается «гонка в облаках».

Далеко не все в DiRT Rally крутится вокруг спецучастков. «Восхождение на гору» по шоссе Пайкс-Пик кажется легкой прогулкой по широкой дороге, неизменно идущей под уклоном до самой финишной черты на высоте в 4301 метр над уровнем моря. Так называемая «гонка в облаках» просто захватывает дух! Однако штурман в ней не участвует, и приходится опираться на свое знание трассы: никто не предупредит, что через двести метров асфальт сменяется грунтом и нужно выбрать другую тактику.

Пайкс-Пик в DiRT Rally и на Google Maps.

Ралли-кросс все же не смогли обойти стороной, но он представлен в несколько ином виде, нежели в последних частях серии. И хотя разница только в построении трасс, в таком исполнении кольцевые гонки с соперниками не кажутся лишними в игре про спецучастки.

Более того, Codemasters решила главную проблему прошлых DiRT - толкотню в поворотах, - для чего пришлось немного изменить правила. Точнее, взять их из чемпионата FIA World RX, где трассы и условия гонки таковы, что по ходу состязания каждый участник должен хоть раз проехать джокер, своего рода дополнительную петлю на треке.

Как и в настоящем ралли-кроссе, джокер успешно растягивает ряды гонщиков и в большинстве случаев спасает от толкотни. И хотя компьютерные соперники, как правило, ездят по идеальной траектории, редко подрезают и почти не проявляют характер, как в , заезды получаются не менее напряженными, чем прохождение спецучастков, а на высокой сложности и вовсе приходится бороться за каждую позицию. Всё под стать самой дисциплине, в которой мощные хетчбэки носятся как угорелые, разметывая грязь и пыль, - то есть обеспечивая настоящее зрелище.

Ралли-кросс - это всегда зрелищные и напряженные заезды.

В сетевых соревнованиях Codemasters не показала ничего особенного. Главное, что онлайн стабильно работает и быстро находит соперников, позволяя выехать против людей, «пободаться» с ними и прочувствовать борьбу корпус в корпус. Как и ралли-кросс, это скорее приятное дополнение к основному раллийному пиршеству.

Зато асинхронный мультиплеер бросает вызов постоянно. Каждый день, неделю и месяц там появляются новые испытания класса «пройти спецучасток или серию на определенной машине». Они мало отличаются от обычных заездов на время, разве только ваш результат сравнивается не с тем, что наездили боты, а с выступлениями других игроков.

А еще можно пойти наперекор всему и создать собственную лигу в любой из дисциплин, сделать ее публичной или ограничить состав участников друзьями и самому управлять гоночным сезоном, выбирая новые испытания.

Технические детали

В отношении DiRT Rally нужно четко понимать следующее: игра заточена в первую очередь под руль. В последние годы игроки много жаловались на плохую поддержку гоночных контроллеров в играх Codemasters.

Так же было и на стадии раннего доступа к этой игре, но разработчики оперативно пошли игрокам навстречу, и сейчас DiRT Rally поддерживает рули всех основных производителей. А обратную отдачу сбалансировали так, что она больше не страдает от «эффекта гидроусилителя» и излишней чувствительности.

С другими устройствами водить намного сложнее. Конечно, можно подключить геймпад или по старинке мучить клавиатуру, но наклона стиков и тем более нажатия «вкл./выкл.» на стрелочках не хватает, чтобы как следует почувствовать автомобиль в повороте.

Проходить подобные повороты эффективнее всего в управляемом заносе.

Модель поведения машины в игре, физика покрытия и прочие технические детали для DiRT Rally переписывались с нуля. Разработчики начали с простого переноса механик из , но быстро поняли: что-то здесь неладно. Они следовали принципу «на средних скоростях раллийный автомобиль может водить кто угодно - вот на высоких это уже испытание».

Именно так машины и управляются. У каждой из них свой характер, а повышение мощностей не обязательно означает занос на дороге. Лишь культовая Lancia Stratos и другие заднеприводные машины ходят из стороны в сторону, приучая плавнее работать с педалью газа. Да и в целом скольжение здесь - не беда, а инструмент. Иногда в крутые повороты так заходить быстрее, а некоторые шпильки без ручника и вовсе не осилить.

Звучат машины очень натурально, но про рокот их движков часто забываешь, вслушиваясь в команды штурмана.

DiRT Rally отражает суть ралли как самой зрелищной и динамичной дисциплины автоспорта лучше, чем официальная WRC от итальянских разработчиков Milestone. Кого-то может огорчить невозможность примерить шлем любимого Себастьена Ожье и других раллийцев. Но от отсутствия отягощающих разработку лицензий DiRT Rally только выиграла. В первую очередь - с точки зрения геймплея.

Как и положено в этом виде автоспорта, нужно приспосабливаться под каждое покрытие трассы. И тут уж никакой фотореалистичный дождь с грозой из или аквапланирование из даже в сравнение не идут со всеми ситуациями, возможными в DiRT Rally .

Сухой грубый гравий, вязкий гравий с грязью, пыльный грунт, цепкий асфальт, гололедица - с каждой поверхностью автомобили контактируют по-своему. Выезжая в ливень, осторожничаешь, в мокрый снег ко всему прочему добавляется туман, и начинает не хватать видимости. Что уж говорить о ночи, когда в непроглядной темноте, пропустив крутой поворот, улетаешь с обрыва...

Поломанную машину нужно чинить. Если она перестает заводиться в гонке, это можно сделать моментально, получив солидный штраф ко времени. В серии соревнований на ремонт мелких поломок между заездами накладывается лимит в условные тридцать минут или час, за которые не особенно-то много отладишь.

Процесс можно ускорить, наняв квалифицированных механиков. Это ускоряет и получение модификаций для автомобиля, открывающихся автоматически - достаточно проехать определенное количество километров, - а вот повышение той же мощности дает не такое значительное, чтобы этим озабочиваться.

Хотя остаться без покрышки или колеса тоже неприятно.

В условиях непрекращающихся испытаний, которые устраивает вам игра, большое значение приобретает настройка машины перед гонкой. Со временем понимаешь, как важно правильно менять баланс веса на грунте или гравии, насколько эффективна жесткая подвеска на асфальте. Главный вывод, к которому подводит игра, - настройками пренебрегать не следует, ведь правильно откалиброванная машина может отвоевать несколько лишних секунд.

Когда же видишь все именитые автомобили, начиная с эпохи шестидесятых и кончая современностью, то просто глаз радуется. Они поделены на классы, среди которых R4, F2, Group B, автомобили для «восхождения на гору» и ралли-кросса. Представлены чемпионские Subaru Impreza Колина Макрэя и Ричарда Бернса, Citroen C4 Себастьена Леба, все знаковые Lancia, старенький Ford Escort Mk.II, полноприводная Audi Quattro S1 и другие. Кажется, все любимые автомобили собрались, нам на радость, в одном месте. Не хватает разве что засветившейся в DiRT 3 Alpine-Renault A110, но это уже мелочи.

Лицо перемен

Пол Коулмен - геймдизайнер, штурман в настоящих гонках и в DiRT Rally.

Эксперимента ради DiRT Rally выпустили в раннем доступе полгода назад. Тогда Codemasters переживала не лучшие времена. Увольнения, смена руководителя, финансовые проблемы - новости об этом появлялись чаще, чем сведения о новых играх англичан. Всего один неверный шаг мог обернуться крахом, поэтому они решили сперва прощупать почву - и не прогадали. Уже тогда после завершения очередного заезда закрадывалась мысль, что к проекту приложил руку профессиональный гонщик уровня Колина Макрэя.

И она оказалась недалека от истины. Не кто иной, как главный дизайнер проекта, регулярно участвует в ралли в качестве штурмана. Его же голос ведет нас по маршрутам в DiRT Rally . Зовут его Пол Коулмен. В Codemasters он с начала двухтысячных и в разработке тоже участвовал.

Чуть позже, став штурманом, Коулмен, по его словам, по-новому взглянул на многие элементы гонок, которые не получалось должным образом реализовать в играх. С тех пор он загорелся идеей сделать самый реалистичный раллийный симулятор. Коулмен уверен, что сейчас время симуляторов, время перемен.

Эксперимент определенно удался, и мы полагаем, что о Поле Коулмене услышим еще не раз.

Та самая Subaru Impreza Колина Макрэя. На похожей выступает Пол Коулмен.

Хардкор

Проблема DiRT Rally кроется в ее неимоверной сложности. Еще на стадии раннего доступа игроки прозвали ее « от мира гонок».

Надо сказать, есть за что. Карьера здесь строится так: мы участвуем в нескольких соревнованиях и, набрав достаточное количество очков по итогам, переходим на следующую стадию. Но если поначалу мы сами не можем удержаться на узких маршрутах и финишируем с минутным отставанием, то по мере роста сложности приходит осознание того, что здесь мало чисто проходить участки - нужно проходить их быстро, очень быстро. А на то, чтобы этому научиться, может уйти добрый десяток часов.

Правда же говорят – все новое, это хорошо забытое старое. Недавно вышедшая игра DiRT Rally напомнила поклонникам жанра, что на заре 2000-х компания Codemasters являлась лидером в сегменте автосимуляторов, посвященных раллийным гонкам. Публика превозносила игру Colin McRae Rally 2.0, а самих разработчиков со всеми почестями поместила на Олимпе, откуда они раз в год являли миру по новой части франшизы.

Впрочем, продолжалось это не долго, в 2005 году Warthog Games с выпуском Richard Burns Rally представила свое виденье того, каким должен быть раллийный симулятор, объяснив, насколько сложными и опасными могут быть гонки, попутно закрепив за собой звание «самого реалистичного» на долгие годы.

В прошлом году Codemasters попыталась взять реванш. После своих многолетних метаний из стороны в сторону выпустила новую игру линейки DiRT и, по мнению многих фанатов у них получилась одна из самых убедительных раллийных гонок, имеющихся на сегодняшний день.


Ford Sierra Cosworth RS500 - раллийный автомобиль 80х с приводом на задние колеса


Выпуск первой игры из серии DiRT состоялся в 2007 году, тогда игра носила гордое имя Colin McRae: DiRT, но, вскоре после трагической гибели легендарного шотландца в том же 2007 году, было принято решение не упоминать его имя в названиях следующих частей, которых было еще три – DiRT 2, DiRT 3 и Dirt: Showdown, что представляло собой совсем нечто непонятное и абсурдное.

Это время для Codemasters стало периодом экспериментов. Не сильно волнуясь о физике, разработчики старались по максимуму извлечь выгоду из растущей популярности экстремального вида спорта. В угоду широкой публики все больше наполняя свои игры аркадностью и яркой мишурой, включая в них американские X-Games с нелепыми прыжками через трамплины, дрифт с набором очков и джимхану Кена Блока, и это действительно привлекало людей со стороны. Как итог – франшиза вконец утратила дух классического европейского ралли. Возможно, кого-то такая тенденция вполне устраивала, но только не настоящих фанатов, еще сохранявших надежду, что Codemasters смогут вернуться к истокам серии и создать раллийный симулятор не хуже своего главного конкурента, которым по сей день остается Richard Burns Rally, а может быть даже попытаться превзойти его.

Вдоволь поэкспериментировав с необычными для жанра заездами, Codemasters одумалась и решила возродить идеи, заложенные в Colin McRae Rally, создав игру об одном из самых зрелищных видов автомобильного спорта в его первоначальном виде. Ведь, несмотря на все метания последних лет у Codemasters есть одно неоспоримое преимущество – это опыт. Кто, если не студия, которая занимается одним жанром вот уже второй десяток лет, знает, как устроен этот вид спорта и чего желают настоящие фанаты, а Dirt Rally создана именно для них.

Официальный релиз состоялся не так давно, в декабре 2015 года, но еще с весны игра вышла и все это время разработчики заботливо отлаживали все нюансы, постепенно добавляя новые режимы, трассы, автомобили, ну и, конечно же, следили за реакцией игроков. Возможно, именно поэтому у них получилось создать такую игру, которая многим пришлась по вкусу.



Audi Sport quattro Rally


Скажу честно, одной из первых гоночных игр на моем компьютере была именно Colin McRae Rally 2.0, которую я успел пройти несколько раз, прежде чем с головой погрузился в мир симрейсинга и виртуального автоспорта. Несколько позже, открыв для себя такие симуляторы как Grand Prix Legends и Live For Speed, к своему сожалению, очень быстро осознал, что физика и достоверное поведение автомобиля на трассе не является сильной стороной и приоритетной задачей для Codemastes, поэтому все последующие части CMR мной были успешно проигнорированы. Тем не менее, Codemastes через CMR 2.0 успели привить мне любовь к ралли как к самому безумному и захватывающему виду автомобильного спорта.

Возможно, именно поэтому для меня близким по духу оказался Grand Prix Legends – симулятор исторической Формулы 1 сезона 1967 года. В те времена большинство трасс проходило по проселочным дорогам и дорогам общего пользования, сами автомобили не имели никакой аэродинамики, а шины были практически как на обычных дорожных автомобилях, их поведение очень сильно напоминало поведение раллийных автомобилей, и пилотировать их нужно было примерно в таком же стиле. В Live For Speed так же имелась кроссовая дисциплина – гонки по закольцованным трассам со смешенным грунтовым и асфальтовым покрытием. Но все это было не совсем ралли…

В 2005 году мне на глаза попалась игра Richard Burns Rally, с определенной долей скепсиса я конечно же приобрел её и уже вечером установил на жесткий диск своего компьютера. Выйдя на старт первого своего СУ (спецучасток, доп) я сразу же осознал, как был наивен полагая, что новичковый уровень в симуляторах мною давно уже пройден. При первом знакомстве игра слегка обескураживала своей сложностью, не успевая проехать и пары поворотов, я раз за разом оказывался в кювете. Сами же трассы казались настолько узкими и извилистыми, что больше напоминали лосиную тропу, по обочинам которой таились мгновенно осточертевшие булыжники, пни и рекламные щиты, после встречи с которыми приходилось начинать все сызнова. Автомобиль, словно норовистый конь стремился взбрыкнуть и всегда находил обо что споткнуться. После многочисленных неудач и безуспешных попыток добраться до финиша стало ясно, что необходимо что-то менять, причем кардинально. Все, что я знал о ралли и гонках по бездорожью из Colin McRae Rally, пришлось начисто вычеркнуть из памяти. Этот симулятор требовал идеального контроля над автомобилем, самообладания и долгих тренировок. Именно поэтому при знакомстве с DiRT Rally я невольно смотрел на него под призмой сравнения с лучшим, на мой взгляд, раллийным симуляторм – Richard Burns Rally (далее RBR).



Заднеприводные автомобили 70-х годов просто великолепны, в частности эта Lancia Stratos


Основной соперник в ралли это сами спецучастки – маршруты по пересеченной местности, поделенные на сектора, которые нужно проходить максимально быстро. И в этом смысле новинка от «кодиков», несмотря на все упрощения, гораздо ближе к RBR, чем к любой из предыдущих частей линейки DiRT. Залогом успешного прохождения допа является полное сосредоточение на всем происходящем вокруг – необходимо следить за дорогой, за поведением автомобиля и внимательно слушать своего штурмана, тем более что трассы в DiRT Rally стали более узкими, длинными и коварными. Если вы попробуете ехать так же, как это было принято, например, в DiRT 3, то, скорее всего, окажетесь в канаве еще до первого поворота. Если в DiRT 3 не вписавшись в поворот можно потереться боком об ограждение и поехать дальше без каких-либо последствий, то здесь малейший съезд с трассы меняет поведение автомобиля, не говоря уже о том, чтобы резать все углы. Порой это и вовсе чревато, потому как при очередной срезке вполне можно улететь со склона или врезаться в какое-нибудь препятствие.

Все трассы – Уэльс, Греция, Германия, Монако, Швеция – практически все они основаны на прототипах из реального чемпионата и это несомненный плюс в копилку новичка. Чтобы изучить их все, придется наездить сотни километров дорог. А вот то, что касается геометрии покрытия, то тут для DiRT мало что изменилось. Да, трассы достаточно неровные, имеются кочки, спуски, подъемы, трамплины, все это есть, но автомобиль двигается по ним слишком предсказуемо, мало чем выдавая характер поверхности.



Subaru Impreza, на которой Ричард Бернс завоевал свой чемпионский титул в 2001 году


Например, в RBR, где геометрия покрытия изменяет поведение болида самым кардинальным образом, проезжая один и тот же поворот в сотый раз не предугадаешь как он поведет себя в этом конкретном случае. Где учтено буквально все – и покрытие трассы, и многообразное влияние погоды на ее состояние, и даже степень «исхоженности». Автомобили соперников не просто колесят по дорогам, они буквально изрывают их. Поэтому, выезжая на трассу последним, вполне можно увидеть перед собой вместо аккуратной трассы израненные колеями и выбоинами грунтовые дороги, наподобие тех, что не устают прославлять русские извечные беды. В дождь эти колеи и ямы заполняются водой, превращаясь в настоящие водяные ловушки, попав в которую можно с легкостью потерять контроль над автомобилем.

Что-то подобное я надеялся увидеть в DiRT Rally. Долгое время на залитой дождем лесной дороге в Финляндии пытался найти хотя бы какое-то подобие лужи, уверяя себя в том, что быть такого не может, что ливень идет, а луж нет… Но, как оказалось – может! Видимо гидро-дренажная система в лесах Финляндии работает настолько идеально, что трасса, залитая дождем, мало чем отличается от сухой, практически не влияя на поведение автомобиля, разве что чуть меньше держака и хуже обзор из-за капель, стекающих по лобовому стеклу.



Раритетный Mini Cooper S, бороздивший раллийные трассы в 60-х годах


Автомобилей в автопарке DiRT Rally на момент релиза насчитывалось 39 единиц. Все они поделены на категории – помимо современных Ford Fiesta, Peugeot или Subaru WRX STI авторы включили в список такие знаковые раритеты из разных раллийных эпох как Mini Cooper S 60-х, Lansia Stratos – 70-х, легендарную Audi Sport Quattro из Группы B. Вся эта россыпь именитых автомобилей может вызвать неподдельный трепет у любого фаната автоспорта, но, как это часто бывает, расширенный контент несет с собой не только разнообразие, но и определенные проблемы.

Несмотря на то, что все из представленных автомобилей выглядят по-разному, звучат по-разному, имеют индивидуальные свойства и характеристики – массу, мощность, максимальную скорость, на деле же все они удивительно похожи друг на друга – им явно не хватает уникальности характера. Вес автомобилей кажется одинаковым, то же касается сцепления и работы трансмиссии. Разумеется, если сравнивать управление переднеприводной Lancia Filvia, заднеприводного Ford Escort и полноприводного Lancer Evolution, то разница ощущается – Evolution благодаря формуле колес 4х4 более цепкий и манёвренный, Ford Escort более мощный. Но этого недостаточно – автомобили одной категории друг от друга практически ничем не отличаются.

Отсутствие уникальности автомобилей, распространилось и на их гаражные настройки, где предоставлен стандартный набор ползунков, которыми можно подкрутить подвеску, дифференциал, тормоза и другие параметры. Однако независимо от класса автомобиля они практически не отличаются друг от друга. Например при настройке подвески автомобиля 60-х годов можно обнаружить набор параметров регулировок под копирку повторяющийся для автомобилей WRC последнего десятилетия или автомобилей Группы Б, возможно с этим связано их схожее поведение на трассе. Поэтому, как минимум на первых этапах знакомства с игрой, можно смело игнорировать процесс настройки, и сразу жать на кнопку «старт», ведь сначала куда важнее привыкнуть к местной физике и изучить приемы вождения.



Mitsubishi Lancer Evolution X.
Ночью все даже красивей, чем днем, главное не разбить фары


Но в дальнейшем, если ставить перед собой максимальные цели и задачи, то становится очевидным, что вовсе пренебрегать настройкой автомобиля нельзя, особенно это важно учитывая определенные погодные условия и дорожное покрытие. Хотя, как это ни странно, но в игре совершенно отсутствует возможность выбора типа шин и даже возможность установки в них давления. Тем не менее, главный вывод, к которому подводит игра – не настроив автомобиль перед спецучастком правильным образом, можно забыть о призовых местах, не говоря уже о победе, ведь правильно откалиброванный автомобиль позволит отыграть несколько столь нужных секунд на финише заезда.

Всего в DiRT Rally представлено три стандартных режима. В классическом «Ралли» предстоит вовремя добраться до финиша, чем быстрее вы доберетесь до очередной контрольной точки, тем ближе будете к желанной победе. О прогрессе сигнализирует длинная линия в левой части экрана с отображением секунд отставания или опережения соперников.



Штурмана в ралли называют вторым водителем. В гонке его подсказки крайне ценны, малейший просчет влечет за собой вылет с трассы и в лучшем случае потерю времени, а в худшем сход с дистанции


В этом режиме компанию вам составит штурман, слушать которого нужно очень внимательно, только он поможет разобраться в стенограмме гонки, а его подсказки могут быть крайне полезны – резкие повороты, неровности грунта, препятствия на дороге и обрывы могут встречаться там, где их совсем не ждешь. И даже изучив трассу, сложно постоянно держать в голове всю цепочку поворотов, особенно на участке длиной в десяток километров. Именно поэтому подсказки штурмана на тему сложности следующего виража особенно ценны. Если он говорит “Don’t cut” (не срезать), то тут уж следует быть вдвойне внимательней. Но, а если уж критической ошибки избежать не удалось, то он же исключительно ровным, но, тем не менее, полным осуждения голосом просто и ясно сообщит о полученных повреждениях, например что у вас пробило шину или отвалился радиатор.

К сожалению, штурман не говорит по-русски и если в напряженных ситуациях возникают проблемы с восприятием его подсказок – сложно понять и запомнить что он сказал, да еще и не на родном для слуха языке, то вполне удобно пользоваться зрительной памятью. Стенограмма дублируется на экране, благодаря цвету значков, указывающих направление поворота, становится интуитивно понятно, насколько опасен и крут следующий поворот или трамплин.



Пришлось изрядно потрудиться, чтобы превратить автомобиль в консервную банку, но даже без одного колеса и радиатора можно было двигаться дальше


Несмотря на то, что система повреждений в игре достаточно дружелюбная, часто прощает даже очень жесткие столкновения, тем не менее, вся техника подвержена повреждениям, вплоть до фатальных, после которых следует снятие с соревнования. Поэтому автомобили могут и будут ломаться и придётся решать – давить на всю железку или ехать аккуратней, чтобы довести автомобиль на финиш в целости. При необходимости между заездами в сервисных центрах автомобиль можно подлатать, на это дается определенный запас времени, в который необходимо уложиться, чтобы не получить штраф. Если колеблетесь и не знаете с чего начать ремонт – с двигателя или прежде стоит заменить треснувшее лобовое стекло, то совета можно спросить у своей команды, они помогут выбрать приоритетные детали для починки на свое усмотрение, что весьма удобно.

Режим карьеры расширяет эту концепцию. По мере прохождения игры появится возможность нанимать новых инженеров и прокачивать их рейтинг. А кровные деньги, заработанные после заездов, можно потратить на покупку новых автомобилей и их модернизацию. Эти же деньги уходят на ремонт, поэтому бесшабашная езда больно бьет по карману. В остальном режим карьеры довольно привычен – постепенное открытие новых автомобилей и состязаний. К счастью авторы решили отделить режим карьеры от остальной части игры, поэтому в остальных режимах все автомобили открыты и можно спокойно выбрать понравившееся и сразу отправиться покорять спецучастки.



Ралли-кросс интересная дисциплина, можно расслабиться и вдоволь побиться бамперами. Столкновения правда выглядят не очень...


Про дисциплину ралли-кросс – заезды по коротким закольцованным трассам, Codemasters тоже не забыла. Когда наскучит ездить в одиночку, всегда можно переключиться на этот режим и весело потолкаться с соперниками. Здесь нужно прийти первым, причем не только за счет максимально идеального прохождения поворотов, но и суметь бороться за позицию. В кроссе конечно штурман уже ни к чему, трассы короткие, легко запоминаются, к тому же на выбор их не так и много.



Заезд HillClimb на Audi Sport quarreo S1 PP в дождь. Признаюсь, в этот раз доехать до финиша не удалось.


Если и это надоест, и захочется покататься в гордом одиночестве, имеется следующий режим под лаконичным названием HillClimb – безумное соревнование по подъему в гору Pikes Peek, где между точкой старта и финиша нужно проехать почти 20 километров и подняться на высоту около 1500 метров. Это увлекательное веселье ежегодно проводится в США и неофициально называется «гонка в облаках». В этом режиме представлены более скоростные автомобили, крутые виражи трассы и отличные виды, полюбоваться которыми вряд ли получится, а также полное одиночество – ни соперников, ни штурмана, поэтому придется рассчитывать только на себя, полностью сконцентрировав свое внимание на пилотаже.

Помимо перечисленных игровых режимов есть еще мультиплеер, который крайне стандартен и привычен любому, кто до этого играл в игры Codemasters с их системой RaceNet, а также различные одиночные события – дневные, недельные и месячные соревнования и специальные заезды, которые позволяют заработать еще больше игровых денег.

На первый взгляд может показаться, что разнообразия не так и много. Но как уже было сказано, DiRT Rally это игра про ралли и в ней нет ничего кроме ралли. Тем не менее, чтобы совершенствовать свой пилотаж на том количестве трасс, что здесь представлены, а затем применить свое мастерство в чемпионате, определенно потребуется немалое время.



Volkswagen Polo Rallycross
Картинкой в повторах можно только любоваться, особенно если автомобиль просто стоит на месте.


DiRT Rally – та игра, пропустить которую я никак не мог. Положительная пресса, раздающая игре высшие баллы еще на стадии разработки, и разношерстные мнения игроков вселяли надежду, что вдруг это та самая игра, которая наконец-то отправит старичка RBR на заслуженный отдых. Признаюсь честно, при первом знакомстве, когда игра только появилась в раннем доступе, мне именно так и показалось. Однако после официального релиза и более подробного тестирования, мое мнение несколько изменилось.

Страдающая упрощениями физическая модель и отсутствующая индивидуальность автомобилей не позволили Dirt Rally дотянуться до звания «Раллийный Симулятор». Отключение в опциях всех помощников не избавляет от невидимой силы, принудительно удерживающей автомобиль под контролем. Отсутствие захватывающих дух ощущений при прыжках и приземлениях обескураживает, а технический уровень моделирования трансмиссии и коробки передач разочаровывает. Сцепление с дорогой слишком завышено, а тормозить можно как угодно, без особых последствий, автомобили практически одинаково реагируют на грунте, льду и гравии, нереалистично быстро сбрасывают скорость и с легкостью входят в крутые повороты. Как итог – управлять автомобилем слишком легко, а его поведение слишком предсказуемо.

Тем не менее, DiRT Rally это лучшее, что случалось с раллийными играми за последние годы. Избавившись от лишней мишуры, игра наполнила серию духом давно забытой Colin McRae Rally. Обширный набор представленных трасс и автомобилей весьма впечатляет, а имеющиеся режимы интересны и не дадут заскучать, а такие понятия, как силовое скольжение и базовые навыки дрифта по гравию, управление газом и избыточной поворачиваемостью все еще не лишены смысла, хотя игра весьма простительна к ошибкам. В целом же вождение захватывает, оно лишь немного проще, чем хотелось бы.

Безусловно, DiRT Rally будет интересен не слишком искушенным игрокам, выросшим на той же серии DiRT и Colin McRae Rally. Фанатам более серьезных симуляторов, например Richard Burns Rally, скорее всего, будет скучновато.

Последняя на сегодняшний момент гоночная игра издательства Codemasters , известного любителям жанра по Colin McRae Rally , GRID , Toca Race Driver и F1 . В последние годы продажи у этих серий были достаточно слабыми, поэтому изначально новую игру представили год назад в программе Early Access в Steam как перезапуск раллийной линейки. На фирменном движке EGO она внешне мало отличалась от предшественниц, но главным козырем разработчики заявили не картинку, а новую физическую модель - сложную и абсолютно не похожую на собратьев по жанру. Поведение машин и правда приятно удивляло отдачей и ощущениями от езды. пусть и не стала самой популярной гонкой, но приобрела немало фанатов и положительных отзывов. Разработчики начали регулярно обновлять свое детище. За прошедший год игра разрослась в несколько раз и теперь получает полноценный релиз на PC , Xbox One и PS4 , а также русскую локализацию от компании Бука .

С первых минут дает понять, что не принимает игрока за новичка, но и к себе требует уважения. Если в специальном меню обстоятельно не изучить базовые видеоматериалы, то первый же спецучасток в Греции станет настоящим шоком. Впрочем, даже если их и посмотреть, мало что изменится - начальные гонки в любом случае придется проходить как туториал, пытаясь "вкататься" и найти свой темп. Никакой тренировочной площадки или школы пилота, как в Richard Burns Rally , здесь нет - все секреты познаются в бою. И бой этот будет очень интересным.

Управление - лучшее, что есть в . Езда в игре даже на геймпаде приносит большое удовольствие. не просто показывает на экране разгоны, повороты и прыжки, а через сложную физическую модель постоянно и на любом автомобиле передает игроку информацию о том, куда и с какой силой стремится машина, что позволяет ему лучше адаптироваться к дороге и заранее планировать свои действия до входа в поворот или занос. Помогает в этом и проработанная вибрация на геймпаде с множеством режимов, ставшая на современных консолях признаком любой приличной игры в жанре гонок. Благодаря подобному подходу к управлению навык езды не остается на одном месте, а постепенно улучшается и, возвращаясь на уже известные трассы, вы будете замечать, насколько увереннее с каждым разом становятся проезды по ним.

Техники вождения из ралли, показанные в меню обучения (контролируемые заносы, маятники, перенос веса, нестандартное торможение), полноценно работают в самой игре. Вместе с адекватной физической моделью от разработчиков они дают игре большой плюс в плане поддержки интереса и реиграбельности. Во всем, что касается физики, прошлые части серии, официальная игра по лицензии WRC и недавняя Sebastien Loeb Rally EVO , в сравнении с выглядят довольно блекло.

А вот графически игра несколько разочаровывает. Сама по себе она стильная и красивая, но картинка отстает от современного уровня. Отчасти спасает ситуацию то, что работает в 60fps и 1080p на обеих консолях и PC среднего уровня.

Раллийные спецучастки в расположены в шести локациях - Греция, Монако, Уэльс, Финляндия, Швеция и Германия. Каждая отличается от остальных и требует свой собственный темп езды. Греция - это длинные змеи с кучей шпилек и постоянными заносами, Монте-Карло - опасные горные серпантины со снегом и льдом. В Уэльсе придется постоянно прыгать по кочкам и следить за скользкой грязью, а в Финляндии постоянно улетать на десятки метров с больших трамплинов через лес. Германия дает немного расслабиться своим ровным ландшафтом, а вот Швеция с ее вьющимся между сугробов желобом, наверное, самая сложная для скоростной езды территория. Специальные участки сделаны очень талантливо - они сложны, но при этом спустя десяток гонок хорошо запоминаются целыми кусками.

Особняком от обычных трасс стоит знаменитый 20-километровый Пайкс Пик в комплекте с легендарными Audi Quattro , Peugeot 206/406 и текущим рекордсменом трассы, Peugeot 208 T16 Себастьяна Леба (всего же в около 50 автомобилей в разных классах от 60-х до 2010-х годов). Во время игры вы успеете проехать по различным участкам всех трасс в разное время суток, в том числе ночью, иногда в разных погодных условиях - в игре реализованы туман, дождь и снег.

На случай аварий у есть подробная система повреждений, учитываются все узлы и элементы машины. Можно разбить привод, ударить колесо до такой степени, что оно лопнет, перегреть двигатель и коробку передач и много чего еще. Игра не запрещает продолжать езду после поломок и даже наградит самых упорных специальным ачивментом. Но лучше воспользоваться командой механиков, а вовсе не попасть в аварию поможет штурман. В русской версии от Буки все реплики полностью переведены, за счет чего ехать гораздо легче. К сожалению, на нескольких спецучастках время указаний штурмана на каком-то этапе "ломается", и они даются раньше либо позже положенного, становясь бесполезными. Видимо, это исправят патчем, но пока что ошибки остались.

Кроме раллийных маршрутов в игре есть ралли-кросс, но в него гораздо интереснее играть в онлайне с настройкой чемпионатов и реальными противниками. В мультиплеере также можно принять участие в одиночных заездах по спецучасткам. Короткие гонки разработчики устраивают на ежедневной основе, для хардкорных игроков каждую неделю доступна гонка на 6 участках и раз в месяц - на 24. Все заезды рассчитаны на прохождение без рестартов, с первой попытки; по результатам составляется рейтинг участников. Судя по флагам игроков, больше всего в любят играть немцы, французы, англичане и американцы, а вот российский триколор в онлайновом режиме встречается реже единорога. За прохождение спецучастков щедро награждают кредитами, необходимыми для покупки новых машин и оплаты механиков.

В нет большой карьеры, многочисленных локаций или режимов-развлечений, вроде джимканы и дрифта, зато есть великолепная физическая модель, отличное управление, немало известных в мире ралли машин, адекватный мультиплеер с регулярными топами и хороший стиль - аккуратный, спокойный и понятный. А короткие сложные спецучастки со слепым прохождением - это и вовсе уникальные ощущения от вождения даже внутри жанра гонок.

Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo E6600 2,4 ГГц/AMD Phenom II Athlon 64 X2 Dual Core 5400+ 2,8 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 430/AMD Radeon HD 5450, 35 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i5-4670K 3,4 ГГц/AMD FX-8150 3,6 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 3 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 780/AMD Radeon R9 290 Дата выхода 7 декабря 2015 года Возрастной ценз от 3 лет Платформы PC, PlayStation 4, Xbox One Официальный сайт

Игра протестирована на PC

Codemasters — компания, съевшая не одну собаку на разработке раллийных симуляторов. Кто, если не студия, которая занимается одним жанром вот уже второй десяток лет, знает, когда нужно остановиться и сменить концепцию? После неоднозначной DiRT: Showdown разработчики взяли тайм-аут и ушли в тень, а спустя 3 года предоставили новый проект. И вот, после восьми месяцев обкатки в Steam Early Access, британцы выкатили DiRT Rally — давайте заглянем под капот.

Мужской спорт

Новая часть — возвращение к истокам. И пусть в заголовке уже давно не красуется имя Колина Макрея, с первых секунд становится понятно, что это она, та самая игра из начала нулевых. Вдоволь помучив нас аркадными и необычными для жанра заездами в прошлых частях, авторы прошлись по ним ножом и вырезали все лишнее. Больше нет нелепых прыжков с трамплинами, гонки на выбывание ушли в небытие, дрифт и набор очков стиля, прежде необходимых для победы над соперниками, также отправились на свалку истории. Кому они нужны в суровом мужском ралли? Даже отсутствие джимханы не вызывает больших сожалений — все-таки на Кена Блока приятнее смотреть на YouTube, чем соревноваться на его поле, сидя в компьютерном кресле.

Всего в DiRT Rally представлено три стандартных режима. В классическом «Ралли» предстоит вовремя добраться до финиша в компании штурмана. Помощник всячески старается упростить жизнь пилота и четко предупреждает о неровностях грунта, кочках, внезапных поворотах и прочих сюрпризах на дороге. Как и в реальных соревнованиях, победа достается аккуратным гонщикам — чем быстрее вы доедете до контрольной точки, тем ближе будет заветное первое место. Об отставании сигнализируют ярко-красные секунды и длинная линия в левой части экрана. Жаль, что авторы на этот раз решили отказаться от машины-призрака, подающей пример идеальной езды.

Поклонникам необычных гонок дали возможность поучаствовать в Pikes Peak International Hill Climb. Не стоит обманываться романтичным неофициальным названием — добраться до финиша в «Гонке в облаках» не так-то просто! Из-за крутого подъема, извилистой дороги и штопорообразных поворотов автомобиль всегда находится на грани — в занос можно уйти от одного неловкого движения рулем. Кроме того, подпирать небеса предстоит в гордом одиночестве — штурман в этом режиме не предусмотрен. Про ралли-кросс Codemasters тоже не забыла. Хочется смачно врезаться в бампер соперника — на здоровье. Круговые заезды традиционно жесткие и напряженные. А если что-то из этого наскучит, всегда можно свободно переключиться на другой режим.

С ветерком по бездорожью

Хотя основной соперник в DiRT Rally — это все-таки сами трассы. Уэльс, Греция, Германия, Монако, Швеция — практически все маршруты в игре имеют реальные прототипы из чемпионатов. Чтобы изучить их все, придется объездить 90 миллионов километров дорог, и каждая из них — испытание. Несмотря на то, что штурман уныл и однообразен в интонациях, а на каждое предупреждение у него записана всего одна фраза, слушать его крайне полезно: резкие повороты и обрывы могут встречаться там, где их совсем не ждешь. Во время дождя или снега видимость невероятно снижается, а почва под колесами превращается в стресс-тест для резины. На грунтовой дороге справиться с управлением тоже нелегко — колеса постоянно проскальзывают, а баранку начинает нервно трясти.

Впрочем, не стоит обольщаться — Codemasters в первую очередь делала развлечение, а уже потом симулятор. Руль с педалями желательны, но не обязательны, да и копаться в местном гараже подолгу не придется. Разумеется, традиционный набор ползунков с настройкой дифференциала, тормозов и других параметров тут есть, но проще всего, проигнорировав их, нажать на кнопку «старт». Победа зарабатывается не филигранно выставленной высотой подвески — куда важнее привыкнуть к местной физике и машине, а затем постараться действовать максимально спокойно и размеренно. При неаккуратной езде чиниться придется часто — серьезные повреждения заметно влияют на характеристики автомобиля. Руль лихорадочно «ведет», треснувшее стекло сокращает видимость почище бури, резина рвется о камни, а днище то и дело скребет об асфальт. Не самая приятная поездка!

Да и жалко ломать такую красоту. Транспорт поделен на категории — авторы включили в список не только новенькие Ford Fiesta или Subaru WRX STI, но и раритеты из разных временных эпох, от «шестидесятника» Mini Cooper S до более современных Ford Escort Mk II, Fiat 131 Abarth и Opel Kadett GT. Жаль, что общее впечатление от DiRT Rally портит устаревшая графика.

DiRT Rally порой выглядит хуже DiRT 3 . Внутри современных болидов неожиданно серо, а сами машины не отличаются большой детализацией. На трассы без грустного вздоха не взглянуть: сжатые текстуры, минималистичные эффекты, зрители, почему-то напоминающие дикобразов. Кажется, что все это пришло прямиком из Colin McRae Rally 3. Ностальгия — это хорошо, но везде нужна мера.

В итоге мы получили бодрую раллийную гонку, очищенную от ненужных режимов. То же самое и в мультиплеере: таблица рейтингов, свои чемпионаты и ежедневные события. Большего и не надо. Разработчикам есть куда расти: например, сделать настройку автомобиля более подробной, а также записать для штурмана побольше реплик. Но на сегодняшний день у DiRT Rally нет конкурентов — это лучшая игра про ралли и отличный преемник старых добрых Сolin McRae Rally.

Достоинства:

  • возвращение к классике;
  • все режимы интересны, ненужных «наполнителей» нет;
  • разнообразные гоночные трассы и богатый автопарк.

Недостатки:

  • очень слабая графика;
  • неглубокая система настройки автомобиля.
Графика Автомобили получились неплохими, но в раллийной игре так должно быть по определению. Больше хвалить DiRT Rally не за что — кроме угловатых моделей, блеклых эффектов и не слишком выразительных пейзажей, здесь не на что смотреть. 6
Звук В главном меню играет скучная электронная музыка, которую хочется тут же выключить. Эх, а ведь раньше авторы использовали Nero, The Qemists и The Answer! В остальном звук нареканий не вызывает — приятно озвученное окружение, да и автомобили ревут как надо. 7
Одиночная игра Небольшое количество режимов компенсируется интересностью и проработанностью каждого. Трассы не надоедают, а между чемпионатами можно переключаться в любой момент. 8
Коллективная игра В многопользовательской части ничего лишнего: те же режимы и пользовательские рекорды. 8
Общее впечатление DiRT Rally — отличная игра в своем жанре, которую портят графика и кое-какие мелочи. В остальном возвращение к истокам серии можно считать удавшимся. 8

Игры студии Codemasters имеют золотую середину. Их игры обычно представляют собой помесь симуляторов и аркадных гонок. Их игры могут испытывать игроков, но в тоже время и развлекать их. В этот раз игроков ждёт серьёзный симулятор ралли, который не щадит игроков и не прощает им ошибок.

В ранних двухтысячных было модно делать симуляторы гонщиков, при этом приглашая знаменитых представителей профессии. DIRT тоже имела подзаголовок знаменитого гонщика. Серия этих игр была безумно сложной. У игроков запотевали руки от сложности, даже у тех кто играл на клавишах клавиатуры.

Колин МакРей разбился на вертолёте в 2007 году, как раз во время выхода Colin McRae: DiRT. Благодаря ему гоночные игры получили огромное развитие. За оказанный им вклад, студия Codemasters добавили посвящение великому гонщику во вторую часть DIRT.

И вот новая часть возвращается к своим родным корням и сможет не посрамить имя гонщика. Первый DIRT, управление которого настроено на руль. Конечно, ни кто не мешает взять геймпад, но в новой части очень удобно использовать руль.

Всё дело в том, что для игры был написан новый движок. Тормоза, как будет вести себя двигатель, сцепление, подвески – всё это создавалось по новой. Отдельное внимание компания уделила покрытию трассы. Вроде гравия, песка и снега. Для того чтобы привыкнуть к покрытию, в игре есть обучающий режим, в котором можно подобрать себе настройки по своему усмотрению.

Когда начнётся игра, лучше всего прислушиваться к советам штурмана. Если что-то пропустили, считай, вылетели с трасы. За это игрокам начисляют штрафы. Так же их можно получить за перезапуск гонки. Нужно быть предельно осторожными, ведь если игрок разобьёт машину, то на её починку придётся потратить много. Учитывать нужно то, что денег очень мало.

На удивление всё это не раздражает, наоборот, благодаря этому игроки начинают работу над собой: слушать штурмана, просчитывать время вхождения в поворот.

DiRT Rally 2015 видео


Про игру до её релиза, никто не знал. Не было никаких трейлеров или скриншотов. Игра просто взяла и появилась в раннем доступе Steam. Самое удивительное, это то, что даже на таком раннем этапе игры, она способна подарить опыт езды по покрытым снегом трассам, жарким пустыням и лесным дорогам.

Игра разрабатывается с 2012 года и продолжает разрабатываться прямо сейчас. Разработчики давно мечтали выпустить нечто подобное и дать игрокам шанс окунуться в реалистичный мир автогонок.

Единственный недостаток игры кроется в резком смене жанра. Ведь такая перестановка может легко распугать игроков, привыкших к аркадной части.

Статьи по теме: