Славянские игры для детей - род- семья-ремесло - каталог файлов - велемудр. Славянские состязательные игры

Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать свой живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.

Узнав нехитрые правила русских народных игр, можно погрузиться не только в захватывающий мир детства, но и понять, как жили и отдыхали наши предки.

Русские народные игры и их правила

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков.

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников - подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Горячее место

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Краски

Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

Я монах в синих штанах, пришел за краской. - За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

Есть такая! - Сколько стоит? - Пять рублей

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

Гуси-лебеди, домой!

Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

А чего волкам надо?

Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

Существует еще одна вариация этой игры.

Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».

Салки

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.

Удар по веревке

Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.

Казаки-разбойники

Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.

Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.

По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.

«Тише едешь»

Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой - остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего - постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.

Медвежонок

Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой - дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия.

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы - современные взрослые, в своем детстве. Это "Колечко", "Море волнуется", "Вышибалы", "Классики", "Резиночка" и другие.


КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ

СЛАВЯНСКИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Определение


Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры.

На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых,

вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.
Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность,

направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры,

Которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные,

социальные и духовные ценности народа.
В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура

выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов,

заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.

Цитата:
“Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту,

благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей,

обучая их, как надо развлекаться и отдыхать”.
А.А. Таран, "Русские народные игры и их классификация"

Что это такое?


В этой статье мы рассмотрим основные виды подобных игр – от нехитрых развлечений простолюдинов,

до царских забав, от забытых потех – до дисциплин, ставших спортивными в настоящее время

И перешагнувшими границы России, Украины и Белоруссии.
Древность была не особо богата развлечениями, но зато они носили поистине массовый характер –

все, от мала до велика, принимали участие в празднествах и торжествах.

В празднество, редкий свободный от работы день, люди стремились отдохнуть от тяжелого каждодневного труда, играя,

Состязаясь или просто участвуя в забавах в качестве зрителей. Но не только забавами и развлечениями служили нашим предкам игры,

А еще и воинской тренировкой перед боями с противниками, коих у славян всегда было великое множество.
Само слово “забава” у славян носило не совсем “развлекательный” смысл, а более широкий: “массовое событие”.

Чаще всего массовым событием и была какая-нибудь из перечисленных здесь игр.


Поединок монаха Пересвета с татарином Кочубеем символичен – Русь постоянно привлекала иноземных завоевателей со всех сторон света

Единоборства

Кулачный бой. На протяжении всей Истории славяне вели постоянные войны, и воинские упражнения и игры

сделались неотъемлемой частью древнеславянской культуры, прочно войдя в быт и отразившись в традиционных “потехах”.

Русский кулачный бой (“кулачная потеха”), – яркий тому пример.

Историческая справка


Первые летописные упоминания о кулачном бое встречаются в начале XIII в. Великий Князь киевский, Мстислав III,

и князь псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих воинов представили им на волю: сразиться на конях или пешими.

И получил ответ: “мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках”.

На первый взгляд, кулачный бой может показаться достаточно варварским развлечением.

Но, памятуя, что на Руси редкий год обходился без войны, вполне закономерно, что для простого люда

(который в любой момент мог быть востребован, как ополчение) он стал исторической традицией.

А для государства в целом – полезной школой, в которой население обучалось воинскому искусству “без отрыва от производства”.

Обычно плохо вооруженные ополченцы стремились компенсировать данный недостаток быстрой реакцией и умелым,

неожиданным использованием ситуации, и этому их учил кулачный бой.
Кулачные бои проводились один на один или “стенка на стенку” (групповой бой).

Кулачные поединки всегда собирали множество зрителей, жадных до зрелища бескомпромиссной борьбы

Бои один на один (“сам на сам”) в основном проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров,

А так же в судебной практике. В последнем случае подобный поединок назывался “поле”

и применялся как судебное доказательство: он служил для окончательного подтверждения правоты ответчика в судебном деле.
Самые выдающиеся одиночные бойцы охотно брались боярами “под свое крыло” –

они кормились с барского стола и осыпались всяческими милостями, а бояре бились об заклад, сводя их в поединках для своей потехи.

Местами проведения боев в летнее время выбирались “обширные” места – городские площади, поляны.

Зимой “потеха” происходила чаще всего на льду рек или озер. Бои проводились во время русских народных праздников,

Большинство из которых на Руси проходятся на зиму. На поединки выходили в валенках и полушубках,

что накладывало определенный отпечаток на технику боя.

Удары наносились так, чтобы пробить теплую одежду – с использованием веса всего тела.



На льду замерзшей реки собирались “кулачники” всех возрастов и сословий

Большинство кулачных боев были “правильными”, т.е. проводившимися по правилам.

Вот основные их положения:

· биться “по любви” – то есть не иметь на противника злобы,

· не бить лежачего противника,

· не бить сзади,

· не таить в кулаке тяжелых предметов,

· не ставить подножек и не захватывать одежды противника,

· не бить ногами (удар обутой ногой мог покалечить противника).

В боях “стенка на стенку” принимало участие почти все мужское население от мальчишек (!) до взрослых.

Подростки “зачинали” бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-“надёжи”.

Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу.
Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия.

Развивались чувство локтя и взаимовыручка – умения незаменимые в битве.

Продолжался кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство.
По окончанию “потехи” чествовали наиболее отличившихся бойцов –

их поили вином и водили по улицам с песнями, прославляющими их подвиги.
Однако единых правил все же не использовалось и нередко бои ограничивались

Только неизменными – “лежачего не бить” и “досмерти не убивать”.
Существовал и очень жесткий тип боя, “свалка-сцеплялка” больше напоминающий побоище –

в нем использовалось все: от ударов ногами до кистеней, палок и ножей. После таких свалок нередко оставались покалеченные и даже убитые.



Перед судным боем проводились обязательные очистительные обряды

Из того, что до кулачных боев допускались даже дети, ясно отношение,

Которое имелось у славян к воспитанию силы тела и духа сызмальства. Современному человеку дико представить,

как мать отпустит ребенка в драку 50 на 50 человек, бессмысленную и все же довольно жестокую.
Однако для наших предков это было совершенно осмысленным и приемлемым уроком,

Некоей школой для мужчины, максимально конкретно, “на живом материале” обучающей не просто боевым ухваткам и уловкам –

а гораздо более важному духу совместного соперничества, взаимной поддержки и единства. Закалкой с детства на всю жизнь.
Оглядываясь на традиции русского кулачного боя, становится легче понять ту невиданную стойкость

и самопожертвование, которое славяне испокон веку проявляли в войнах за свою родину.

С развитием огнестрельного оружия кулачные бои потеряли для государства свое прикладное значение

(не малую роль тут сыграло христианство, стремившееся искоренить языческие обычаи) и оно объявило их “вредной забавой”.

В 1274 году митрополит Кирилл собрал во Владимире собор, на котором между иными правилами постановлено было:

“отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать”.
Запрещали кулачные бои с завидным постоянством, но даже после указа Николая I (в 1832 г)

“О повсеместном и полном запрещении кулачных боев” (“Кулачные бои, как забава вредная, вовсе запрещаются”) –

они не прекратили своего существования и продолжали сохраняться в народном быту:

“В Москве фабричный был Семен, силач-боец
Зараз из печи изразец
Своею вышибал железной пятернею,
Когда же на бою являлся пред стеною
Все опрокидывал и гнал перед собою.
Страх, ужас перед ним,
А клики радости и похвала за ним…”.
А.Е. Измайлов


Исход этого поединка знаком нам со школьной скамьи. “Песня про купца Калашникова” М .Ю.Лермонтова в иллюстрации Васнецова

Историческая справка


После 1917 года, кулачный бой был зачислен в “прогнившее наследие проклятого царизма”

и не нашел своего места среди спортивных видов борьбы. Идеология кулачного боя, основанная на религиозности и сплоченности общины,

Шла в разрез с партийной идеологией, превозносящей совсем иные ценности, и кулачный бой за годы Советской Власти не получает никакого развития.

Все попытки внедрить приемы народного боя в программу подготовки пограничников и милиции успехом не увенчались.
Возрождение кулачного боя происходит уже в наше время – появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств,

Основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы.

Профессиональные сообщества славянских боевых искусств:

Пляски и танцы


Нам сейчас трудно разглядеть и осознать корни современной славянской пляски, наблюдая ее по телевизору

Или на гуляниях и праздниках в исполнении фольклорных коллективов. А создавалась она совсем не как развлечение,

а как специфическая система игровой тренировки славянских воинов, помогающая вырабатывать

боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу.
Гопак, трепак, “казачок”, “барыня”, матросское “яблочко” и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства.



Казаки – большие любители сплясать гопака. А о том, как они воевали в других странах до сих пор ходят легенды

Например, суть известнейшего русского танца “Барыня” заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной.

А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством!
Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника.

Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс.

Поэтому настоящая “Барыня” очень трудна – требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами.

Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением.

Получается, не танец, а поединок – но не бой, а искусство!

На Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником.

Состязание чаще всего происходило на ярмарках. На плясунов “спорили” и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино.
Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания “коленцев”, неизвестные соперникам и зрителям.

До состязаний наработки держали в большом секрете. Это постоянно пополняло и обогащало технику русского пляса.



“Барыня” только на первый взгляд мирный танец. Борьба за девушку актуальна между молодыми людьми во все времена. Именно это противостояние легло в основу танца

Различали парный и одиночный перепляс. В первом случае один из плясунов показывал какое-либо движение или связку,

соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Во втором – соревнующиеся попеременно показывали свои движения,

при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов".

Историческая справка


Один из вариантов боевого пляса “скобарь” (или как его еще называли – “ломание веселого”)

предусматривал непосредственный контакт с противником во время исполнения.

“Исполняли” его под ритмичный и простой наигрыш на гармошке.
Бой-пляска проходила по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения.

Бой мог остановить гармонист (в более давние времена – гусляр), прекратив наигрыш.
Перед началом “ломания” плясун встряхивал головой, взъерошивая волосы.

Эти действия, в купе с определенными возгласами и притопыванием относились к элементам древней народной магии.

Совершая их, человек выходил из привычного бытового пространства, перебираясь в иной пласт бытия,

где время текло иначе, а органы чувств работали по-другому.
Расслабленное тело скобаря реагировало не то что на действия соперника – а даже на дуновение ветерка.

Подобное состояние аналогично трансу, в который вводили себя воины Востока.

Кроме воинских плясок существовали и многочисленные мирные танцы-игры,

обрядового и просто развлекательного назначения. Самым “славянским” из которых является хоровод (коло, корогод , танок).

Игры-обряды

Обрядовые игры на Руси чем-то сродни современным ролевым играм.

Играющие переодевались (“рядились”) в различные одежды – принимая образы зверей или высших сил.
Строились такие игры на природной магии подобия: блин, хоровод, горящее колесо –

подобны солнцу и, вспоминая о нем, люди изготавливая его изображения, прося поскорее вернуться после зимних стуж.

Они верили, что действительно помогают весне придти поскорее.
Христианство так и не смогло до конца искоренить веру в языческих богов,

и части древних обрядов нет-нет, да проскакивают в нашей повседневной жизни.



Не сразу Русь приняла новую веру. Столкновения язычников и христиан долго сотрясали страну

Хороводы по всей Руси использовались в качестве праздничного ритуального танца в основном весной.

Круг у славян являлся символом солнца, и танец символизировал приближение расцвета природы

и стремился помочь ей пробудиться после зимы. Хоровод сопровождался песней-просьбой о будущем урожае.

Люди приносили на поле испеченный накануне большой каравай и “подкармливали” им землю.
Использовали танец и для того, что бы отвести предполагаемую беду от селения –

один крестьянин на коне опахивал землю по краю всего села, а остальные, держась за руки, цепочкой шли за ним и пели.



Хороводы – любимое развлечение сельской молодежи. И невесту можно выбрать, и жениха присмотреть

Хоровод служил также молодежным развлечением и включал в себя не только непосредственно сам круговой танец,

Но и многое другое: гуляющие играли на музыкальных инструментах, внутри самого хоровода разыгрывались бытовые сценки и пантомимы.

Комоедицы (23 марта) – “праздник поедания комов”, особых блинов, посвященных медведю. Более известен как Масленица.
Люди прыгали через костры, умывались талой водой или снегом,

после чего торжественно сжигали на костре чучело Зимы-Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи.

Историческая справка


Обычно Масленицу (Марену) представляли в образе огромной женоподобной фигуры, которую делали из соломы,

наряжали нелепым образом, сажали в сани и возили по селам.

Карнавальный поезд мог состоять из десятка саней, в которых разъезжали ряженые.

После завершения праздничного ритуала куклу сжигали, прощаясь с ней:

“Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая...”

Образ Масленицы соединял в себе смертоносное (зима) и животворящее (весна) начала:

люди словно бы вступали в новую жизнь, прощались со старой.
С принятием христианства образ Масленицы претерпел значительные изменения,

хотя и не утратил до конца языческих черт.



Живой дух праздника не заменит ни что. Не многим в наше время удавалось вот так лихо прокатиться на тройке под гармошку

После этого шли “будить медведя” (“пробуди”). В яме-берлоге, укрывшись валежником, лежал ряженый,

Изображавший спящего медведя. Вокруг берлоги водили хоровод, криками стараясь разбудить косолапого.

Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. “Медведь” не просыпался до тех пор,

пока одна из девушек не садилась ему на спину и не подпрыгивала на ней.

Затем девушка убегала, унося с собой кусок медвежьего наряда.

Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, и шел искать свою потерю, опираясь на костыль:

“Скрипи нога, скрипи липовая!
И вода-то спит, и земля-то спит.
И по сёлам спят, по деревням спят.
Одна баба не спит, на моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит.
Мою кожу сушит”.

Поймав свою обидчицу, “медведь” пытался “задушить” её в своих объятиях.
После “пробудей” наставал черед остальных масленичных игрищ:

Городка, кулачек, коняшек, катания на качелях и лошадях и лазания на столб за подарком.
Масленичный столб. На площади устанавливали высокий, абсолютно гладкий столб вдобавок еще и натертый маслом или салом.

На верхушке столба подвешивали какой-либо приз (например – пару сапог) и любой желающий мог попытать счастья снять приз.

Задача была не из легких – зачастую смельчаки соскальзывали по столбу обратно вниз под хохот собравшегося народа, едва одолев половину пути.
Часто на верхушке столба устанавливали колесо, с прикрепленными к нему веревками или цепями – прообраз современных “гигантских шагов”.


Не перевелись еще богатыри…? Или масла на столб пожалели…? Хотя и без масла не каждому осилить такой столб

Коляда (Святки) начинается 29 декабря – в пору, когда день понемногу начинает прибывать, “поворачивая на весну”.
Перед празднеством кудесник выл волком, прогоняя злых духов – еще один элемент языческой природной магии.
На Коляду существовал обычай рядиться в звериное платье и с песнями ходить по дворам,

выпрашивая у хозяев продукты – колядовать.


Вот такая проказливая коза и ходила колядовать на Святки

Главой ряженых была коза, за которой шла ее свита - кот, лисица, журавль, свинья:

“Ой, пляшу, пляшу для дорогого
Может даст ползолотого.
Ой, мало, мало, на том не стало!
Ой, скачу, скачу, серебра хочу!
Раз имеешь сына, дай головку сыра
Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку

Если не богатый, выгони из хаты
Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою”

“Звери” подпевали:

”Наша коза - стара дереза
С Киева шла, всю Русь обошла”….

Люди бросали колядующим в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье – кто, чем богат.

Собрав полный мешок гостинцев отправлялись пировать.
Праздник заканчивался игрищами - нужно вкатить горящее колесо в гору со словами:
“В гору катись, с весной воротись”.


Солнце – главный символ языческой веры. Природной мощью, полученной от Солнца, веет от этого славянского волхва. Картина В. Королькова , “Волхв”

Тризна. С появлением в обряде захоронения нового мемориально-культового элемента –

насыпного кургана возник и новый поминальный обряд – тризна. Тризна – традиция воинская,

состоявшая из жертвоприношения, поминального обряда, пира и воинских игрищ в честь усопших (павших) воинов.

В такие игрища у славян входили состязания в стрельбе из лука, метания ножей, топоров и сулиц в цель, скачек и единоборств.



“Бойцы вспоминали минувшие дни…”. Много таких курганов на Руси и поныне

Массовые игры

На ярмарках и гуляниях популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей,

толкании бревна; бои на бревне: когда два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне

И старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем.

Дети соревновались друг с другом в беге “взапуски”, то есть наперегонки.

К массовым играм относились и перетягивание каната (невода), снежки, катание на санках,

Бег на ходулях – игры хорошо известные и сейчас. С некоторыми играми мы познакомимся поближе.



Перетягивание канта по вкусу и взрослым и детям и в наши дни

Взятие городка. На пригорке возводилось потешное укрепление из брёвен и веток, а зимой из снега (городок).

Женщины и девушки, защитницы городка, находились внутри «крепости».

Парни, разделившись на “всадников” и “коней”, начинали приступ. Их задачей было разрушить укрепления и,

пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо было усидеть на “коне”.

сли “всадник” падал с “коня” или же его стаскивали, то он больше участия в игре не принимал.

Задача женщин – не дать захватить знамя. Для этого ими использовались средства весьма внушительные:

обмотанные шкурами палки, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки.

Игра продолжалась до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от этой затеи.

Игрок, сумевший захватить знамя, имел право перецеловать всех защитниц.



Не возбранялось участникам игры садиться и на настоящего коня

Коняшки. Игроки разделялись на два “войска”. Каждое “войско”, в свою очередь, состояло из “всадников” и “коней”.

Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней.

Задача игроков была проста – вывести из равновесия другую пару.

Выигрывала пара дольше всех устоявшая на ногах.

Спортивные игры

К таким играм можно отнести лапту и городки. Дожив до наших дней они, обрели единые правила,

не утратив своих характерных черт – азарта, задора, самобытности.

Лапта в древности была распространенной молодецкой забавой у славян.

В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре.

При раскопках древнего Новгорода, среди прочих предметов,

Обнаружено было немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре.

Лапта пользовалась успехом и у викингов, которые, судя по всему, переняли ее у славян –

норвежские археологи не раз находили биты для игры в лапту.
Не обошли игру вниманием и русские писатели. У А . Куприна находим:
“Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр.

В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег,

меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру...”

Историческая справка


Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г.

Однако, лапту на государственном уровне тогда так и не признали.

И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование.

Игры, подобные лапте, есть и у других народов мира:

у англичан – крикет, у американцев – бейсбол, у кубинцев – пелота, у финнов – песа палло, у немцев – шлагбал.

Историческая справка


Первый чемпионат РФ, прошел в 1958 г., а 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.
В 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, и самобытная игра вымирает.

Спасло лапту от забвения постановление Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, принятое в 1987 г.
К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии.
В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России.
В 1994 г. игра была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию.
В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований.

В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек.

Одна команда считается “бьющей’, другая – “водящей”. После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды

старается добежать до конца поля, где находится “дом”, и затем вернуться обратно.

Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко.

Если его “осалят” мячом, то команда бьющих идет водить в поле.


Городки (рюхи, чушки).История этой игры насчитывает несколько веков –

она почти столь же стара, как и лапта.

Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах,

И в документах, относящихся к истории Древней Руси.



Совсем не требуется знать Историю, чтобы понять, что происходит на картине. Городки мало изменились за века

Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени

(складывающиеся из деревянных столбиков – “городков”) за черту игрового поля – “города”.
Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались,

И к “общему знаменателю” городки привели уже после Революции, в 1923 г.


Историческая справка


Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году,

Когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования.
В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году.
В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур,

И игра была во многом регламентирована. По существу эти правила действуют и сегодня.
В советское время игра была чрезвычайно популярна и редкий стадион или завод не имел своей городошной площадки.

Сейчас популярность городков несколько снизилась, хотя в 2001 году в Санкт-Петербурге прошел первый чемпионат мира по этому виду спорта.

Сама игра очень проста и даже самостоятельное изготовление инвентаря для нее не требует особой сноровки –

выстругать палку-биту и пяток деревянных цилиндриков – дело не хитрое, тем более для русского крестьянина.

Вот игра и получила повсеместную любовь и признание среди народа. Хотя и служила развлечением не только простому люду:

Заядлыми городошниками были Петр Первый, Суворов, Ленин, Сталин и другие заметные фигуры.
Но у славян были так же развлечения, хоть и недоступные народу, но без которых немыслима История нашего государства.

Царские забавы

Так издревле на Руси называли псовую и соколиную охоты. Эти увлечения пришли к нам Востока.

Но получили на Руси столько типично славянских черт, что теперь можно говорить о них, как о национальных.
“Псовая охота – лихая забава наших предков, еще и в настоящее время

тешит сердца русских охотников дорожащих заветами старины”,

Писал в своей книге ”Першинская охота” Д. П. Вальцов.



Даже с картины веет азартом и передается радостное волнение охотников

Псовой охоте на Руси не одно столетие – в летописях ХII века есть упоминания о том,

что еще при великом князе Владимире Мономахе «зверей травили псами»,

А на одной из фресок Софийского собора в Киеве (построен в ХI в.) изображена остроухая собака, гонящая оленя.

Изначально в охоте использовались травильные собаки, отличавшиеся не столько быстротой,

сколько силой и злобностью, но позже, на Руси была выведена уникальная порода быстрых охотничьих собак – русских борзых.

Историческая справка


Слово” борзый” до ХV в. характеризовало исключительно резвость коней.
В XVII в. порода русских борзых формируется как национальная.

В 1600 г. Борис Годунов отправил в подарок иранскому шаху Аббасу пару борзых собак.

И это был воистину царский дар, так как цена этих собак была баснословно высока, однако собаки шаха не заинтересовали.

Недаром псовую охоту причисляли к “царским забавам” – содержание псарни, тренировка собак и сами собаки

стоили огромных денег и были по карману только состоятельной части населения, князьям, боярам и т.д.

Заведующие охотой – ловчие, были наделены большими полномочиями и обладали немалой властью в обществе.

Историческая справка


Поскольку псовая охота являлась уделом аристократов, за годы Советской Власти

В стране практически перевилась русские борзые – собаки, с которыми традиционно охота и проводилась.

Даже сейчас в России всего около 1,5 тысяч собак этой породы, и то в основном в “декоративном” виде.

То есть собаки живут вне своры и не приспособлены к охоте, а служат только украшением дома для их хозяев.
Для сравнения: в Германии популяция русских борзых насчитывает 15 тысяч особей, в США – 45 тысяч.

Для псовой охоты более всего подходили поля с островками леса или кустарника и глубокими оврагами – местами дневок зверей.

Конные охотники с борзыми располагались в местах вероятного выхода зверей.

В острова или овраги запускали стаю гончих. Поднятого зверя гончие выгоняли в открытые поля,

где спущенные со свор борзые резким броском настигали и брали его.

Историческая справка


В XVIII - XIX вв. в псовых охотах Ромадановских, Шереметевых, Разумовского, Орлова, Панина, Барятинского

и других насчитывалось по 150 - 200 и даже по 300 собак, а в охоте Петра II в 1729 г.

числилось 420 собак и десятки человек охотничьей прислуги – ловчих, доезжачих, борзятников, выжлятников, корытничих , конюхов, поваров.

Охотились чаще всего на зайцев и лисиц, но особенно высоко ценились охоты на волков.

Однако охота служила не только развлечением для богатых – ее значимость была велика и с политической точки зрения.

На охотах решались важные государственные вопросы и проблемы.
Нередко, охота устраивались и специально для иностранных послов и дипломатов –

и от ее удачного проведения могла зависеть судьба государства.

Соколиная охота. “Россия – страна большая, до самого океана, и на этом океане у них несколько островов,

где водятся сокола и кречеты”, когда-то описывал нашу страну Марко Поло.

И в русских песнях, сказках и былинах ясный сокол – частый гость, “птица благородная”.
Соколиная охота предшествовала на Руси псовой и была ей в последствии постепенно вытеснена.

Возникла она примерно в VIII веке и достигла своего расцвета в XVII при царе Алексее Михайловиче.

Однако к концу ХIХ века только немногие мелкопоместные дворяне продолжали охотиться с ловчими птицами,

и после Революции многовековые охотничьи традиции были утрачены, а сама охота – забыта.



Соколиная охота тиха – ни лая собак, ни криков загонщиков, ни выстрелов. Но от этого не менее увлекательна – стремительный полет сокола, и – добыча у него в когтях

С соколом (кречетом, ястребом, беркутом) охотились на птиц (перепелов, тетеревов, цапель) и зверей (зайцев, лисиц).
Как и псовая, соколиная охота была привилегией знати, так как содержание птицы и уход за ней было делом весьма дорогостоящим.

Соколиную охоту ценили, прежде всего, за красоту и аристократизм – знатоки наслаждались зрелищем птицы, атакующей свою добычу.

Однако мода на это занятие превратила охоту из спорта в нечто среднее между обязательным ритуалом

Для вельмож и балами, где можно “на других посмотреть и себя показать”.

Историческая справка


По легенде одна из московских церквей посвящена покровителю всех сокольников св. Трифону и воздвиг ее сокольничий Ивана Грозного,

В благодарность святому за то, что тот явился к нему во сне и подсказал, где находится пропавший белый кречет – любимец царя.

В настоящее время энтузиасты объединяются в клубы любителей соколиной охоты с целью возродить эту древнюю забаву.

Заключение


Кино, телевидение, компьютеры и прочие технические блага цивилизации при всех своих достоинствах

обладают одним значительным минусом – они отдаляют людей друг от друга, принося развлечения,

За которыми не надо выходить из дома, встречаться и общаться с другими людьми.
Но народные игрища и гуляния продолжают объединять людей: Новый Год, Масленица,

Пасха и прочие праздники по-прежнему выводят народ на улицы, позволяют вспомнить полузабытые традиции.

Остается пожелать, чтобы исконно русские обычаи не угасали, не вырождались,

а сохранялись для наших детей и внуков, чтобы связь времен не прерывалась.



Богатырь это не профессия, а призвание. И славянская культура, основанная на массовых играх и обрядах, воспитывала богатырей-защитников

Народные игры и забавы - Сайт о русских народных играх - http://www.glee.ru/
Славянская слобода - Игры, обычаи и праздники славян - http://slavyans.narod.ru/index.html
Борьба - Сайт о национальных видов борьбы народов бывшего СССР - http://ussrwrestling.narod.ru/
Православие - Библиотека, славянский словарь, история, праздники http://www.pravoslavie.by/
Славянское язычество - Фотогалерея языческих праздников - http://www.paganism.ru/photos.htm
Книга Велеса - Фотоиллюстрации и текст знаменитой Велесовой Книги - http://svterem.narod.ru/files/dop.htm
Да, скифы мы! - Галерея славянских картин А. Клименко - http://www.kurgan.kiev.ua/klim.html
Символы - Сайт по орнаментам, символам, рунам славян - http://ornament.narod.ru/
Словарь - Словарь устаревших и диалектных слов - http://www.telegraph.ru/misc/day/dis.htm
Азбука - Славянская азбука - http://heathen.narod.ru/az/azbuka.htm
История Руси – Краткое пособие по истории - http://www.lants.tellur.ru/history/istrus.htm
Воин – Русские стили боя - http://warriors.newmail.ru/russtyle.htm
Русские доспехи - Сайт о русских доспехах X – XIVв. - http://rusarmor.chat.ru/
Русские Веды – Библиография работ по язычеству - http://apknvart.chat.ru/d_l.htm
IFGS - Сайт международной федерации городошного спорта - http://www.gorodki.com.ru/IFGS/index.htm

Взято с сайта http://ludology.ru/45321?SELQUANT=1

Все люди, начиная с древности, создавали различные игры для развлечения и для проведения досуга. Древний русский народ, славяне, вкладывали в игры более глубокий смысл. Они создавали их не только для развлечений, но и для обучения и воспитания. Ведь все игры что-то развивают. Подвижные – ловкость и гибкость, воспитывают богатырский и командный дух, а некоторые даже развивают мыслительные процессы.

Обратимся к некоторым таким играм древних славян.

Очень популярной игрой была игра, которая имела название «Взятие городка ». На возвышенности народ строил укрепления из бревен и сучков, зимой, естественно, это были снежные постройки. Эти построения и считались городками. Все женщины были защитниками этой крепости и находились внутри ее. Мужчины же делились на всадников и коней. После того, как все роли были распределены, начиналось наступление. Задача этой игры была такая – нужно было проникнуть в городок противника и заполучить его знамя. На первый взгляд, игра очень простая и увлекательная, но в ней было много сложностей. Во-первых, всадники должны были всегда находиться на своем коне. Если же конь теряет всадника, или всадник теряет коня, то оба они выходят из игры. Задача дам – не дать украсть знамя. Они всячески отбивают его и защищают, используя при этом все подручные средства. Игра считается законченной, если знамя противника захвачена. Но такое состязание может затянуться, потому что приз за выигрыш очень привлекателен. Всадник, который захватил знамя, вправе расцеловать всех девушек-защитниц в крепости противника.

Еще одна не менее веселая игра – «Моргалочки» . Игра заключается в том, чтобы переманить на свою сторону другого игрока, подмигнув ему. Люди становятся в два круга, внутренний и внешний, а один человек остается без пары. Он должен встать в середину и подмигивать остальным во внутреннем кругу. Если же человек из внешнего круга не заметил, что его паре подмигнут водила, то тот игрок встает на место водилы.

Возникновение народной игры на Руси

Вряд ли когда-нибудь мы всерьёз задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто придумал кататься на санках с горки и сколько лет «казакам-разбойникам». Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если внимательно понаблюдать за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, их прообразом служили реальные события - бытовые и культурно-исторические. «Сундучок с играми» - расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарём для игр. Спортивные отлично сочетаются с интеллектуальными!

Классификация игр древних славян

Рассмотрим типичные народные игры. В каждую из этих игр дети могут поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Детские игры полны смеха, радости и движения.

Народные игры можно разделить на несколько типов - с оговоркой, что деление это весьма условно:

  • игры, отражающие отношения человека и природы;
  • игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков;
  • игры по религиозно-культовым мотивам;
  • игры на находчивость, быстроту и координацию;
  • игры на силу и ловкость;
  • военные игры.
Жизнь человека в старину была намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта или людям придётся голодать.

Закономерно, что эта связь нашла своё отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети в своём стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возникли игры, в которых отражается отношение человека к природе. Во многих из них лесные хищники - медведь, волк, лисица - главные действующие лица. К примеру, «Волки во рву», «Волки и овцы», «Хромая лиса», «Медведь и вожак».

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, что составляло повседневные занятия людей в старину, дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на них, совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Игровой инвентарь для русских игр можно в избытке найти в любом доме. Примеры таких игр: «Бояре», «Невод», «Удочка», «Птицелов».

Религиозно-культовые мотивы чётко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и в сюжетах игр. Детству свойственно особое мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими. Это «Водяной», «Черти в аду», «Дедушка-рожок» («Колдунчики»).

Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям, но особенно привлекательными они становятся, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования - вот главные составляющие славянских народных игр на находчивость, быстроту и координацию. Например, «Горелки», «Свайка», «12 палочек», «Жмурки».

Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра - такое занятие, в котором дети могли продемонстрировать сверстникам свои лучшие качества. Примеры таких игр: «Чехарда», «Дуга», «Бой петухов».

Военная тематика не могла не войти в детские игры. За свою долгую историю военные игры не претерпели каких-либо существенных изменений и дошли до нас в почти первозданном виде.

В самом общем варианте игра в войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приёмы противоборства и условия признания победителей.

На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек. Это «Кулачный бой», «Снежки», «Палочный бой», «Казаки-разбойники», «Взятие крепости».

Далеко не все нынешние дети играют в народные игры, хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений - одна из главных целей нашей культуры, ведь именно играми наши предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.

Наталья Сафарова,

Анастасия Савельева,

Алина Костылева,

педагоги школы № 141, г. Москва


Игра – самое любимое занятие детей и взрослых. Игра – самая лучшая и самая эффективная форма получения новых знаний, навыков, умений, опыта. В играх человек учится всему, что ему нужно в жизни. Именно поэтому в славянской традиции весь процесс обучения детей строился в форме игры. Однако сейчас многие взрослые не помнят игр, в которые играли в детстве. И вспоминая их на праздниках, веселятся, как дети. Вспомните и вы те игры, в которые играли вы и ваши пра-пра-пра…родители. Многие из них развивают способности: ловкость, внимательность, выносливость, смекалку и т.д.. Кто, если не вы, передаст эти игры вашим детям.

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Раз, два, три – водяной не спи!

Хоровод останавливается, "водяной” встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих.
Задача водяного – определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. "Водяной” может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Для большей сложности "водяной” при последних словах песни раскручивается навстречу движения хоровода.
P.S.
Когда долго играют, то многих уже узнают по одежде, поэтому наши ребята иногда меняются шарфами, или снимают какую-либо деталь одежды, чтобы было посложнее. Приседают пониже или встают на цыпочки. Игра очень весёлая. Как правило, в нее играют дольше всех.

«Жмурки» - старинная игра, которая имеет много разновидностей. В неё играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами - «жмурка» - должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.

Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий (по жребию) становится в середину круга. Ему завязывают глаза или надевают на голову колпак, закрывающий глаза. В руки водящему можно дать палочку, можно играть и без неё.
Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не остановит командой «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперёд руку. За неё должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает водить.
Правила:
Требовать подачу голоса можно до 3 раз, после чего водящий должен сказать, кто держит его за руку (или палочку).
Если водящий не смог угадать 3 раза, его сменяют новым водящим по жребию или выбору.
Когда водящий просит подать голос, должна быть полная тишина.

ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, её правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

Статьи по теме: