Тема торговля в средние века. План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: Тема урока: «Торговля в Средние века. Состав городского населения

1.Психологический настрой.

Начнём урок русского языка и постараемся его построить так, чтобы он был и интересным, и познавательным. А что необходимо для этого?

2. Минутка чистописания.

Запишите дату и вид работы. Начнём с минутки чистописания. (Элементы буквы я . Буквы Я я . Слог яз . Слово язык. Сколько значений у слова язык? Как называются такие слова?
3.Актуализация опорных знаний, умений навыков.

Прочитайте предложение о русском языке.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». К.Г.Паустовский.
О чём это предложение? Как писатель говорит о языке? Слова, какой части речи использует, чтобы показать своё отношение к русскому языку? Запишите имена прилагательные в тетрадь.
Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора. Наш язык таит в себе много секретов. Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка. Как вы думаете, чтобы узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок?
4. Блиц - опрос. ТЕСТ
Имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет).
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да).
Имя прилагательное обозначает признак предмета (да).
Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что? (нет).
Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Имя прилагательное изменяется по родам, числам (да).
Род, число имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да).
5.Постановка учебной задачи.

Какую же роль играют прилагательные в речи? Какие признаки могут называть имена прилагательные?

Только ли для того, чтобы точно определить предмет, назвать его признаки употребляются имена прилагательные?
Определите тему урока.

Сформулируйте задачи урока.
6. Работа по теме урока.

Понаблюдаем за ролью имён прилагательных. Поработаем в группах.
Работа в группах.
Задание подберите и вставьте в текст имена прилагательные так, чтобы у вас получился рассказ об определённом времени года. (1 группа – зима, 2 группа – весна, 3 группа – лето, 4 группа – осень)
Был … день. Дул … ветер. По … небу плыли … облака. Погода была... . И настроение было … .

Сделаем вывод. Какую роль играют прилагательные в этих текстах. Ведь вы их употребили с одинаковыми частями речи.
7. Роль прилагательных в описании природы. Особая роль принадлежит прилагательным в описании картин природы. Прочитайте текст про себя упр. 316. Какую картину представили, прочитав эти строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»? Какое настроение почувствовали? Какие слова помогли почувствовать грустное настроение?

Сделаем вывод. Какова роль прилагательных в речи?

Прочитайте задание к этому упражнению. Что повторим, выполняя данное задание?

Вывод начните со слов. «Выполняя данное задание, мы вспомнили…»

Какое сейчас время года? Если бы мы были художниками, какими цветами изобразили зиму?

А если нет карандашей и красок можно ли украсить предмет? Как?

Давайте воспользуемся богатыми возможностями русского языка. Можете ли вы назвать только прилагательные, чтобы все поняли, что сейчас зима.

8. Дифференцированная работа.

2 балла: текст дополняют своими прилагательными.

1 балл: текст дополняют прилагательными, выбрав их из предложенных.

Проверка работ (2 балла)

К какому выводу вы пришли, выполнив эту работу?

9. Физминутка

Давайте отдохнём, но прилагательные даже в этом нам помогут.

Я называю признак предмета, а вы показываете жестами, мимикой: шар круглый, тропинка извилистая, потолок высокий, Солнце огромное, палец указательный, ученик радостный, спина ровная, настроение хорошее.

Ни на минутку не отпускаем имена прилагательные, продолжаем работу с ними.

10. Роль прилагательных в описании характера героев. Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Попробуем это показать, выполнив следующее задание.
Составьте словосочетания на доске, соединив подходящие по смыслу слова. (На mimio ) – Выберите этим предметам соответствующее определение.
Определите, какие из них отражают внешний вид человека, какие – внутреннее состояние, черты характера.
Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка (заботливая, высокая), мальчик (стройный, смелый).

11. Работа в парах.

Вспомни «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и допиши слова, признаки, которых здесь названы.

Золотая… Разбитое…

Синее… Сварливая…

Грозная…. Усердные…

12. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вот и подходит к завершению наш урок. Назовите тему урока?

С задачей урока мы справились?

    Имена прилагательные делают нашу речь …

    Имена прилагательные помогают нам …

    Если из нашей речи исчезнут все прилагательные, то…

Прием «Вопрос-ответ»

Сумели ли мы решить поставленные перед нами задачи?

Что нам в этом помогло?

Что показалось вам сегодня трудным? Что оказалось самым интересным?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Чья работа на уроке понравилась больше всего?

Прием «Опорные слова» (Дать характеристику урока, используя имена прилагательные) Ребята, а теперь давайте попробуем определить, каким же был сегодняшний урок? И помогут нам в этом, конечно же, имена прилагательные. На доске есть карточки с именами прилагательными. Выберите самое подходящее слово, характеризующее урок и поместите его в овал.

ИНТЕРЕСНЫЙ

НЕИНТЕРЕСНЫЙ

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ

КРАСИВЫЙ

РАЗВИВАЮЩИЙ

БЕСПОЛЕЗНЫЙ

ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ

14. Домашнее задание … Составить текст о зиме 5 – 7 предложений, употребив в каждом предложении имена прилагательные.

Прилагательное играет большую роль в речи потому, что, во-первых, оно обозначает признаки предметов, во-вторых, украшает нашу речь. И, наконец, они могут являться средством художественной выразительности - эпитетами.

Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предмета в языке есть специальные слова - имена прилагательные.

Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже еще богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится (Бабайцева, 1993: 109).

Отличительным признаком употребления имен прилагательных в разных функциональных стилях является преобладание относительных прилагательных в научном, официально-деловом стилях и обилие качественных прилагательных в художественной речи. В этом проявляется влияние экстралингвистических факторов, определяющих семантико-тематический отбор качественных слов в текстах разного содержания и функционально-стилевой принадлежности (Голуб, 1997: 337).

Так, обращение к относительным прилагательным в законодательных документах обусловлено необходимостью частого выражения в них отношений между лицами и государством, лицами и предметами и т.д. Немало прилагательных выполняют роль терминов, а также входят в состав устойчивых словосочетаний-терминов и собственных имен (около 30%): Содружество Независимых Государств, Государственная Дума, федеральные войска. Показательно, что в официально-деловом стиле наиболее употребительны краткие прилагательные со значением модальности. Как правило, они указывают на долженствование или предписание: Каждый гражданин обязан; Письменные сделки должны быть подписаны лицами, их совершившими; Вызов экспертов обязателен (Голуб, 1997: 338).

В деловых документах прилагательные этой группы составляют 75% от всех кратких форм, в то время как в научных текстах их употребление отмечается крайне редко, а в художественной речи они практически не встречаются.

В публицистическом стиле также происходит специализация некоторых семантических групп прилагательных, которым отводится особое место в составе оценочной лексики, несущей большую экспрессивную нагрузку. Это такие прилагательные, как дремучий, разнузданный, махровый, оголтелый, обвальный и т.д. В публицистической речи они выступают указателями наивысшей степени качества, передаваемого существительными, к которым относятся.

Однако было бы неверно исключать из состава прилагательных, используемых в книжных стилях, общеупотребительные лексемы, которые, как правило, представлены в любом тексте; например в научной монографии:

Применение математических методов в психологии… сопряжено с огромными трудностями, и прежде всего потому, что построение вероятностной модели явления - достаточно тонкая задача, требующая подчас даже больших усилий, чем последующая работа математика с такой моделью (Голуб, 1997: 343).

В книжных стилях прилагательные, выступающие в чисто информативной функции, не употребляются в переносном значении и не допускают синонимических замен в случае терминологизации, например:

Готовая к выпуску книга включает помимо авторского текста ряд дополнительных текстов.… Поэтому появилась необходимость отличать объем литературного произведения, оплачиваемого автору, от полного объема книги. Для этого введена единица измерения - издательский лист. Для измерения количества бумаги, идущей на изготовление книги, служит печатный лист.

Такое употребление прилагательных, исключающее установку на эстетику речи и преследующее лишь практическую цель, соответствует функционально-стилевой специфике использования морфологических ресурсов языка.

Потенциальные же изобразительно-выразительные возможности имени прилагательного реализуются в художественной и публицистической речи, предоставляющей в распоряжение стилистики обширный материал для наблюдений. Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в названных стилях речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, - самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства (Голуб, 1997: 350).

Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах… (Пушкин). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (Пушкин).

В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Горький). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.

В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Куприн). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах (Голуб, 1997: 351).

В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов - все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны… ): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».

Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных.

При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву »… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь ». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду» (Голуб, 1997: 352).

Изученный нами материал об особенностях функционирования прилагательных в разных стилях речи стал лингвистическим обоснованием разрабатываемой нами проблемы развития речи младших школьников.

В результате анализа лингвистической литературы установлено следующее:

1. Имя прилагательное как знаменательная часть речи не имеет однозначного решения в аспекте рассмотрения его объёма и содержания. В широком понимании в прилагательное включаются порядковые числительные, отдельные местоимённые слова, которые также обозначают признаки предметов или указывают на них. В нашей работе представлено традиционное понимание имени прилагательного как части речи, обозначающей признак предметов и выражающей его в словоизменительных категориях рода, числа и падежа, в предложении обычно выступающее в функциях определения и именной части составного именного сказуемого.

2. По значению и грамматическим характеристикам имена прилагательные делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные. Данная классификация используется в школьной практике и принята в нашей работе. Нами рассмотрены и другие классификации прилагательных, в частности, предложенная в «Русской грамматике», которая предполагает деление прилагательных на два лексико-грамматических разряда: качественные и относительные, относительные, в свою очередь, - на собственно-относительные, порядковые и местоименные, собственно-относительные - на непритяжательные и притяжательные. Другой вариант классификации прилагательных предполагает деление их на знаменательные и местоименные; знаменательных прилагательных - на качественные и относительные; относительных - на собственно-относительные и порядковые, собственно-относительных - на непритяжательные и притяжательные.

3. Имя прилагательное, как и имя существительное, имеет грамматические категории рода, числа и падежа. В работе описано различие этих грамматических категорий у названных частей речи: у существительных они семантически значимы, у прилагательных зависят от существительных, не связаны с фактами реальной действительности, в результате чего являются словоизменительными.

4. В речи имена прилагательные играют важную роль. Они обозначают признак предмета, украшают нашу речь, могут выступать средствами художественной выразительности - эпитетами. Богатая и гибкая система прилагательных содержит разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются эстетической функцией этой части речи. Прилагательное также выполняет информативную функцию и используется для сужения объема понятия, выражаемого существительными, что делает прилагательное незаменимым во всех стилях, но особенно когда возникает необходимость в конкретизации значения, выраженного предметным словом.

В дипломной работе рассмотрена роль прилагательных в различных стилях речи. Прилагательные делают речь более точной, в деталях представляют объект, внешний вид человека, его характер, поступки и т.д. Эта функция прилагательных особенно важна для развития речи младших школьников. Формирование умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи, кроме расширения и обогащения словарного запаса младших школьников, способствует развитию у них умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов окружающей действительности. Решению задач развития речи младших школьников в процессе использования имён прилагательных и посвящена следующая глава.

Тема: РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ.

Цель:1. В результате выполнения работ творческого характера определить роль прилагательных в речи;

2. Развивать мышление, внимание, речь учащихся;

3. Прививать любовь к родному краю.

Форма работы: работа в группах, индивидуальная.

Оборудование: тесты, карточки с заданиями, кластер,коллаж, алгоритмы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

1.Запись даты.

2.Объявление темы урока и целевая установка.

Тема высказываний - красота родной природы.

3.Психологический настрой.

Сейчас посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и настроимся на хорошую работу на уроке.

2.Синтаксическая пятиминутка. «Лови ошибку»

Ветер срывает с деревьев последние листья, и гонит на юг последние стаи перелетных птиц. (Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелетных птиц).

Листья летят кружатся падают,и устилают землю пестрым ковром.

(Листья летят, кружатся, падают и устилают землю пестрым ковром).

3.Беседа по вопросам.

Весной на березе висит дымка, вьются кудри, колеблется туман.

О чем я вам сообщила? Можете ли вы представить себе березу? Какая она? Нет. Нет точности и выразительности.

А какие слова вы бы добавили. чтобы более образнее представить березку? Весной на березе висит нежно-зеленая дымка, вьются легким облаком темно-зеленые кудри, колеблется прозрачно-зеленый туман из

полусвернутых листьев.

- Какие слова вы добавили? (нежно-зеленая, темно-зеленые кудри и т.д.)

К какой части речи относятся эти слова? К имени прилагательному.

4. «Снежный ком» По типу снежного кома дать определение имени прилагательному.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какие?

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие? Например: вода (какая?) прохладная.

5. Блиц-опрос: (вспомним морфологические признаки имени прилагательного)

Назовите способы образования имен прилагательных.

Как пишутся сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов?

Когда не с прилагательным пишется раздельно?

Когда не пишется слитно?

Как напишем суффиксы ин, ан, ян?

Назови слова-исключения.

Назовите разряды имен прилагательных.

С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

Итак, какую проблему мы должны решить?

- для чего мы используем в речи имена прилагательные ?

Выполняя различные задания, мы сможем ответить на этот вопрос и составить алгоритм.

6.Сравнительный анализ.

Задание: Давайте, ребята, прочитаем и сравним два текста " Осенняя картина" (прочитали)

Осенняя картина.

Красив осенью лес. Стоят березы, осины, рябины, клены. Осенняя картина становится особенно красивой, когда встречаются здесь ель и пихта. Их вершины резко выделяются на фоне деревьев. Это настоящая осень.

Осенняя картина.

Красив осенью лиственный лес. Стоят золотисто-желтые березы, пурпурно-красные и бледно-желтые осины, пунцовые рябины, ярко-желтые и румяные клены. Осенняя картина становится особенно красивой, когда встречаются здесь ель и пихта. Их темно-зеленые острые вершины резко выделяются на светло- пестром фоне лиственных деревьев. Это настоящая золотая осень.

О каком времени года говорится в тексте?

Какой текст больше понравился?

Скажите, чем они различаются?

АНАЛИЗ текстов проводит сильный ученик.

ВЫВОД : прилагательные более полно, ярко описывают осень, состояние природы:

7. Составление коллажа по теме " Осень", используя новую лексику, которая нам встретилась в тексте «Осенняя картина» (в группах)

8. Кто быстрей?

Подберите к данным прилагательным антонимы:

Смелый- трусливый

грустный - веселый

жадный - щедрый

интересный - скучный

грубый - нежный

ранний - поздний

короткий - длинный

сухой - мокрый

Вывод: обогащают словарный запас, делают нашу речь богаче.

9.КТО ЭТО?

По прилагательным определить кто это? что это?

Голубое. ясное, безоблачное- НЕБО

Яркое, весеннее, жаркое - СОЛНЦЕ

Отцовский, строгий, дедовский - НАКАЗ

Горячая, нежная, материнская - ЛЮБОВЬ

Старенька, седая, добрая- БАБУШКА

Родная, ласковая, заботливая - МАМА

Вывод: используется при описании человека.

10. Дайте с помощью прилагательных определение-оценку следующим предметам: (в группах)

Дерево- высокое, крепкое, зеленое, стройное, любимое...

Река - чистая, широкая, родная, узкая,глубокая...

11. Редактирование текста. (в группах)

Березка.

Я вышел на солнечн… … поляну и чуть не ахнул. На середине поляны возвышалась могуч… …, величав… … ель. Ее широк… … , мохнаты … … лапы опускались к земле. А над этими ветками образовался

вместительн… … , зелен… … шатер.

Весна.

Весна наступила в этом году ранн… … , дружн… …, неожидан… … . Побежали по деревенск… … улицам бурлив… … , коричнев… … ручейки. В огромн… … лужах отразилось голуб… … небо с белы… …. облаками.

Снег сошел. Из-под него выглянула мокр… … , тепл… … земля, полная свеж… … соков. Над черны … … нивами вился легк… … парок. Он наполнял воздух ароматн… … запахом земли.

Вывод: используем прилагательные для описания природы.

12. Какие черты характера человека вы считаете отрицательными?

Вывод: определяют черты характера человека.

13.Творческая работа (в группах)

Используя данные прилагательные, опишите свою маму.

Глаза – голубые, большие, добрые, злые, карие.

Нос – прямой, с горбинкой, крупный, курносый.

Губы – полные, тонкие, улыбчивые, выразительные.

Рот – большой, маленький, красивый.

Лицо –круглое, вытянутое, продолговатое, длинное.

Волосы – темные, вьющиеся, светлые, заплетенные в косы.

Вывод: используем для описания внешности человека.

14..Занимательная минутка.

Отгадайте загадки-шутки.

Ответ - имя прилагательное.

В какую бочку нельзя налить воды?

Каких камней не найдешь в море?

Какой болезнью никто не болеет на земле?

На какое дерево садится ворона во время дождя?

Из какого крана нельзя напиться?

Каким гребнем не причешешься?

Какой год продолжается всего один день?

15. Синквейн (в группах)

1 группа - ИНЕЙ.

2 группа - МОРОЗ

Вывод: помогают ярче выражать мысли, более точно описать состояние природы.

Обращение к проблеме, составление алгоритма.:

Для чего используем прилагательные в речи?

Чтение алгоритма у чащимися.

Имена прилагательные делают речь: яркой, выразительной, богатой, образной, полной.

Исследования ученых (сообщение учителя)

- Ученые установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после имен существительных и глаголов.

Выполняя различные задания творческого характера, я думаю, вы убедились, что прилагательные помогают полнее точно раскрыть свойства предмета, более точно передать настроение.

придают предмету ему образность, яркость.

- Похвальное слово прилагательному. Чтение стихотворения .

16. Д.ЗАДАНИЕ ЭССЕ " Река зимой"

17. ИТОГ УРОКА. Самооценка своей работы.

Слайд 2

Роль имени прилагательного в речи

Слайд 3

Актуальность Несмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь порой выглядит очень бедной. Как можно ее сделать более интересной, образной, впечатляющей?

Слайд 4

ПРоблема

Во всех ли стилях речи необходимы прилагательные?

Слайд 5

Цель

Изучение текстов, принадлежащих к разным стилям речи по 3 параметрам: 1.Частота употребления прилагательных в процентах. 2. Значение прилагательных (прямое или переносное). 3. Роль прилагательных в речи

Слайд 6

Слайд 7

Выводы

Прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях речи, выполняя при этом разные функции: передача более точной информации; создание художественного образа; обмен информацией по бытовым вопросам. 2. Количество прилагательных во всех стилях различно. 3. Невозможно исключить прилагательные из речи, так как они делают информацию более полной, а речь образной, красивой.

Слайд 8

Анализ текста Снег начал идти с раннего обеда. Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной. Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю. (По С.Т. Аксакову)

Слайд 9

Вопросы к тексту 1.К какому стилю относится текст? 2.Какова тема? 3. Основная мысль текста? 4. Выпишите из текста словосочетания прил.+сущ. 5. Какие прилагательные помогают нарисовать образную картину природы? 6. Какие прилагательные выражают авторское отношение к увиденному? 7. Еще раз сформулируйте основную мысль текста. 8 Какие словосочетания показались вам неожиданными?

Слайд 10

Ответы

С раннего обеда тихое падение чудное зрелище безграничное пространство снежного потока снежным пухом поразительной тишиной снежные хлопья белым мраком

Слайд 11

Термин Оксюморон - (греч. oxýmōron, буквально - остроумно-глупое), стилистический приём, сочетание несочетаемого, например "грустная радость". А.Н. Толстой «Живой труп» Н.В. Гоголь «Мертвые души» А.С.Пушкин «Люблю я пышное природы увяданье…»

Слайд 12

Творческая работа №1 Восстановите прилагательные в авторском тексте. 1 текст А как (…) (…) рассвет, (…) заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают (…) лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает (…) белизна! (…) (…) зима, (…) (…) дни, (…) (…) ночи! (Соколов-Микитов «() зима»).

Слайд 13

ОТветы А как хорош зимний рассвет, утренняя заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают золотые лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает ослепительная белизна! Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи! «Русская зима» (Соколов-Микитов)

Статьи по теме: