Темы деловых игр по экономике. Экономическая игра «предпринимайка. Психологический настрой на деловую игру

Цель: научиться применять приобретенные знания, умения и навыки для проведения урока по экономике в обстановке максимально приближенной к профессиональной школе.

Методические рекомендации: предварительно (за 1-2 недели) распределяются роли, дается задание каждому студенту, предлагаются исходные данные (профессиональное учебное заведение, группа, курс, тема занятия, домашнее задание к этому занятию).

Распределение ролей:

«Педагог» - 3 человека: 1- ведет занятие, 2и 3 – оппоненты.

«Заведующий кафедрой» - 2 человека: анализ педагогических аспектов занятия.

«Учащиеся» - все остальные студенты в процессе проведения занятия.

«Методист» - все студенты при обсуждении урока.

Домашнее задание участникам:

Общее: проработать учебное пособие с тем, чтоб представлять себе знания учащихся на данный момент, продумать ведение предстоящего занятия.

Специальные задания:

«Педагогу» - написать подробный конспект, подготовиться к проведению занятия.

«Заведующему кафедрой» - продумать вопросы организации занятия, контроля знаний учащихся, оборудование занятия, характер записей на доске и в тетради, взаимосвязь «педагог – учебник – учащийся».

«Учащимся» - изучив материал по данной теме, продумать возможные ответы учащихся, содержащие ошибки, возможные вопросы «плохих» и «хороших» учащихся.

«Занятие» - происходит в более насыщенном темпе, благодаря соответствующей подготовке к нему «учащихся». «Педагогу» приходится показывать свою эрудицию в объяснении нового материала и в ответах на вопросы «учеников», свою методическую подготовку в составлении системы вопросов, в подборе задач, в построении занятия. На данном занятии проигрывается большое количество ситуаций, которые могли бы произойти на подобном занятии у разных педагогов.

При обсуждении занятия первое слово предоставляется «педагогу», затем «педагогам-дублерам». Если в процессе «занятия студент был свидетелем одной точки зрения на изложение материала, то в процессе обсуждения он может услышать и оценить различные точки зрения, а также высказаться сам.

Преподаватель руководит дискуссией (по необходимости), последовательно выдвигая вопросы, которые бы концентрировали внимание студентов в нужном направлении.

Приложение 4

Деловая игра аудиторного типа «Фондовая биржа»

Предусматривает деление студентов на три части. Во-первых, выбирается банкир и его помощник, осуществляющие основные расчетные операции. Во-вторых, выбираются четыре дилера, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг, вкладыванием денег в различные отрасли экономики. В-третьих, основная группа представляет собой держателей акций, получающих дивиденты и занимающихся куплей и перепродажей ценных бумаг в зависимости от их котировки.

Ход игры:

1. Объясняются условия игры и функциональные обязанности банкира, дилеров и держателей акций.

2. На классной доске вычерчивается таблица курса акций.

3. Очерчивается колонка норм ссудного процента.

4. Записывается формула расчета дивидента:

Д=КА*5%

5. Оформляется система отчетности держателей акций.

Приложение 5

Деловая игра аудиторного типа «Валютный рынок»

Для проведения игры необходимо, в первую очередь, выбрать банкиров, осуществляющих основные расчетные операции по валюте. Для этого достаточно два человека, обслуживающих всю группу. Остальные участники игры активно работают в экономическом процессе кругооборота денег.

Ход игры:

6. Объясняются условия игры и функциональные обязанности банкиров.

7. Вывешивается градационная модель с обозначением валют участвующих в деловой игре.

8. Расчерчивается таблица курса валют и налоговая ставка за обмен.

9. Определяется обменный курс единицы валюты по отношению к курсу других валют. Определяется котировка валют.

10. Показывается схема кругооборота валют.

11. Оформляется система отчетности:

a) для банкиров:

b) для участников игры:

Приложение 6

Экономическая деловая игра

Группового типа «Земельный капитал или Фермер»

Цель игры: формирование творческого экономического мышления, когда участник игры предоставлен самому себе и должен самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации, складывающейся на рынке сельхозпродукции.

Задачи:

- постановка экономической проблемы эффективности собственного сельскохозяйственного производства;

Определение имеющихся в наличии природных и трудовых ресурсов производства;

Рациональное использование имеющихся ресурсов;

Определение выгодности расположения собственного производства от рынков сбыта продукции и покупки средств производства;

Зависимость качества обработки земли от количества трудовых ресурсов;

Моделирование экономических ситуаций;

Рентабельность производства.

Материальное обеспечение:

- игровые поля, раскрашенные в три цвета (означающие плодородие почв) для групп студентов от 6 до 10 человек;

Игровые карточки: дома, лошади, трактора, грузовики, комбайны и т.д.;

Игровые деньги;

Средства, определяющие количество-качество;

Схемы отчетности, представляющие анализ всей хозяйственной деятельности.

Ход игры:

Весь имеющийся в наличии коллектив студентов подразделяется на мелкие группы по 6-10 человек. Этим группам раздается все необходимое для проведения игры. В каждой группе выбирается общественный банкир, являющийся участником игры и по завершении одного игрового цикла осуществляющий расчетные операции с деньгами. Объясняются условия игры и игроки устанавливают свои дома на игровое поле и определяют количество принадлежащих им земель. Покупка трудовых ресурсов неизбежно влечет за собой расширение площади посевных культур. Средствами количества-качества определяется урожайность тех или иных сельхозкультур. По завершении одного кругооборота, означающего истечение года, производится продажа полученной продукции, покупка дополнительных трудовых ресурсов, выплата налогов. Таким образом, рассчитывается рентабельность производства. Студенты хорошо усваивают понятия дифференциальных рент 1 и 2, абсолютной ренты, налогов на собственность и рентабельность производства.

Приложение 7

Деловая игра

«Отборочное интервью при устройстве на работу»

Цель игры: научить студентов правильно определять и практически демонстрировать те навыки и характеристики, которые требуются для успешного устройства на работу.

Условия и правила игры: в учебной группе формируется отборочная комиссия из трех человек: преподавателя и двух студентов, остальные студенты выступают в роли претендентов на вакантные должности. Ведущий объявляет о конкурсном наборе в службу персонала во вновь создаваемый филиал престижной фирмы по производству и сбыту компьютерного оборудования в следующие группы: планирования и найма сотрудников; мотивации, стимулирования и оплаты труда; трудовых и дисциплинарных отношений; профориентации и социальной адаптации; подготовки и продвижения кадров, изучения и оценки кадров; повышения качества трудовой жизни; охраны труда и техники безопасности (количество групп можно сократить до двух-трех).

Для отбора претендентов используется панельное интервью, которое проводит специальная отборочная комиссия. Каждому кандидату дается 5 минут на подготовку и 10 минут на выступление.

В своем выступлении он должен:

· охарактеризовать мотивы, побудившие его принять участие в конкурсе, объяснить свой выбор конкретной группы;

· продемонстрировать профессиональную компетентность;

· рассказать о том, что нового и полезного он может принести фирме.

Отборочная комиссия оценивает кандидатов в специальных карточках по пятибалльной системе.

Набравший наибольшее количество баллов объявляется победителем, т.е. будет принят на работу.

Приложение 8

Модульный состав курса

«Педагогические технологии»

Названия модулей

М-0–Введение в курс. Общая дидактическая цель

М-1– Введение в педагогические технологии

М-2– Игровые технологии

М-3– Модульная технология профессионального обучения

М-4– Разработка обучающего модуля

М-5– Технология концентрированного обучения

М-6– Технология дистанционного обучения

М-8– Основы проектирования педагогических технологий

М-R– Резюме (обобщение)

М-K–Контроль (зачет)

Названия учебных элементов

УЭ-0– Введение в модуль. Цель изучения модуля.

УЭ-1– Понятие «игровые педагогические технологии»

УЭ-2– Классификация игровых технологий

УЭ-3– Психолого-педагогическое и научно-методическое обеспечение игровых технологий

УЭ-4– Психолого-педагогические принципы проектирования игровой технологии

УЭ-5– Основные этапы разработки и реализации игровой технологии

УЭ- R– Резюме, обобщение по модулю

УЭ- K– Контроль (итоговый) по модулю

Игра - конкурс «Поиграем в экономику»

Цель: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.

Задачи: 1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала;

2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям;

3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.

Ход игры-конкурса

I Вступительное слово учителя:

Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики. За каждое задание игроки получают монетки. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего монет - выиграет.

Давайте вспомним, что же такое экономика?

Первоначально слово «экономика» означало искусство ведения домашнего хозяйства. Сегодня слово «экономика» имеет гораздо более широкое значение. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Наконец, экономика - это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы. Кто же впервые придумал слово «экономика»? (Аристотель).

Задание: Этот термин ввел в научный оборот философ древней Греции Аристотель, в переводе с древнегреческого термин означает «законы хозяйства». (Ответ: Экономика).

Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.

Вопросы:

1) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)

2) Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)

3) Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)

4) Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)

5) Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)

6) «Кока-кола» по отношению к «пепси - кола» это кто? (конкурент)

7) Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)

8) Как называется лицевая сторона монеты?(аверс)

9) Как называется оборотная сторона монеты?(реверс)

10) Лицо торговой точки это что?(витрина)

11) Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт?(антилопа)

12) Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда?(репка)

Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике:

ПАРТАЛАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

ЙЦТОВФАРЫВ (товар)

Экономические загадки-добавлялки:

На товаре быть должна

Обязательна …(цена)

Коль трудиться круглый год

Будет кругленьким…. (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги

Весной пора платить … (налоги)

Как ребенка нет без мамы,

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно. .(весы)

Будут целыми как в танке,

Сбереженья ваши в …(банке)

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой.. (вклад)

И врачу, и акробату

Выдают за труд …(зарплату)

Мебель купили, одежду, посуду

Брали для этого в банке мы …(ссуду)

На рубль - копейки, на доллары - центы

Бегут-набегают в банке.. (проценты)

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

ГАПОУ ТО «Ишимский политехнический техникум»

Методическая разработка

по теме

по дисциплине: «Финансы, денежное обращение и кредит»

по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

(по отраслям)

Преподаватель: Богданова Н.А

г. Ишим 2015

Деловая игра

Тема : «Расчет прибыли коммерческого предприятия»

Цель урока:

Образовательная :

-Обеспечить закрепление знаний по расчету прибыли коммерческого предприятия.

-Способствовать формированию умений и навыков по расчету, использованию и распределению прибыли коммерческого предприятия.

Развивающая:

-Способствовать развитию у студентов логического мышления путем выявления экономического распределения, использования прибыли предприятия.

-Формировать умение экономически грамотно излагать мысли; правильно делать выводы по результатам решения задач, конкретных практических ситуации, умение отстаивать свои позиции и взгляды на определенные экономические процессы и явления.

Воспитательная: формирование общих компетенций

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Форма проведения урока: Деловая игра

Вид урока : практическая работа

Метод проведения урока : репродуктивный с использованием элементов деловой игры.

Оборудование: сертификаты аттестуемого бухгалтера, тестовые задания копировальные листы, калькуляторы, практические задания, калькуляторы, бухгалтерские документы, оценочные листы.

Правила игры

Деловая игра проводиться на практичном занятии по расчету прибыли коммерческого предприятия.

Мы находимся на коммерческом предприятии ОАО «Баланс» где бухгалтеры осуществляют распределение, использование прибыли другим предприятием.

Перед работой происходит совещание, которое проводит директор ОАО «Баланса». Он формирует цели и задачи, которые следует решить в ходе работы.

Директор сообщает, что необходимо аттестовать сотрудников, т.е проверить знания и умения работы в бухгалтерии на коммерческом предприятии ОАО «Баланс».

В конце работы выдаются сертификаты аттестуемого бухгалтера.

Эпиграф: Социалисты считают, что получать прибыль грех.

Я считаю, что настоящий грех терпеть убытки.

Уинстон Черчилль.

Объект: Коммерческое предприятие ОАО «Баланс» занимается оказанием и проверкой бухгалтерских, экономических услуг.

Материальное обеспечение урока:

Я - директор ОАО «Баланс»

    Раздаточный материал: тест, оценочный лист; инструкции участникам деловой игры.

2. Технические средства: компьютер и плоскостное средство (мультимедиа)

Методика проведения урока по теме:

«Расчет прибыли коммерческого предприятия»

    Организация занятия (1-2 мин)

Преподаватель проверяет подготовленность аудитории к уроку, наличие тетради для практических занятий, калькуляторов, порядок на столах, отмечает, согласно в учебном журнале, отсутствующих, выявляет причины их отсутствия.

2. Сообщение темы и цели занятия (2-3 мин)

Преподаватель отмечает, что на пройденных уроках студенты изучали формы коммерческих организаций и принципы их финансовой деятельности.

Затем объявляет тему и цель урока, его ход, порядок оценки знаний студентов.

На уроке используются межпредметные и внутрипредметные связи.

3 .Вводный инструктаж (3 мин)

Мы находимся на коммерческом предприятии ОАО «Баланс», которое занимается оказанием, проверкой бухгалтерских и экономических услуг другим предприятиям.

4. Актуализация опорных знаний студентов. (8 мин)

Директору предприятия ОАО «Баланс» пришло постановление проверить знания и умения своих сотрудников, которые проработали 1,5 года на предприятии и аттестовать сотрудников.

Раздается материал тестов с инструкцией выполнения, 1 и 2 вариант, время выполнения 8 минут.

1 зад-1минута 4 зад-2минуты

2 зад-1минута 5 зад-2минуты

3 зад-2минуты

Тест

Вариант 1

Инструкция для студента:

1.Коммерческие организации преследуют в качестве основной цели своей деятельности:

А) Решение задач благотворительности;

Б) Увеличение прибыли;

В) Осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. (1балл)

2. Целевые поступления некоммерческой благотворительной организации составляют

А) Доходы от предпринимательской деятельности;

Б) Доходы от реализации основных фондов организации;

В) Вступительные и членские взносы; (1балл)

3. Установите соответствие между 1 и 2 столбиков (2 балла)

1. Рентабельность

А. Источник финансирования разных по экономическому содержанию потребностей.

2. Прибыль

Б. Источник возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирование денежных средств.

3. Выручка

В. Относительный показатель, характеризующий степень доходности предприятия.

4. Вставьте пропущенное слово: Сумма прибыли от реализации основных средств и от внереализационных операций называется. . . (2 балла)

5. Дополните формулу

Уровень рентабельности =прибыль *100% (2балла)

Эталон ответов

    1-В, 2-А, 3-Б

    Валовая прибыль

Тест

Вариант 2

Инструктаж для студента

Выберите один верный вариант ответа:

1) Главным источником денежных доходов коммерческой организации является:

А) Выручка от реализации продукции (работ, услуг);

Б) Членские взносы;

В) Средства государственного и местного бюджетов (1балл)

2.Что означает прямое финансирование деятельности не коммерческой организации:

А)Оплата социального заказа, выполняемого не коммерческой организацией;

Б) Предоставление налоговых льгот;

В) Средства бюджета предоставляется на возвратной основе; (1балл)

3. Установите соответствие между первым и вторым столбиков.(2 балла)

1. Эффективность

А. Принцип финансово-хозяйственной деятельности, при котором расходы предприятия полностью покрываются собственными доходами.

2. Самоокупаемость

Б. Рентабельность работы предприятия.

3. Самофинансирование

В. Принцип осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при котором предприятие из выручки возмещает не только издержки, но и способно нести расширенное воспроизводство.

4. Вставьте пропущенное слово: Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов называется… (2 балла)

5) Допишите формулу:

Норма прибыли = Стоимость осн. средств+оборот. средств*100%

(2 балла)

Эталон ответов

    1-Б, 2-А, 3-В

    Чистая прибыль

Студенты, выполнив задание по времени обмениваться оценочными листами и проверяют правильные ответы на интерактивной доске, выставляют баллы.

Оценка устанавливается по следующей схеме:

0-3 баллов – «неудовлетворительно» 4-5 баллов – «удовлетворительно»

6-7 баллов – «хорошо» 8 баллов - «отлично»

5. Подведение итогов тестирования (1-2 мин)

6. Самостоятельное выполнение практических заданий (25 минут)

Задание 2. Рассчитайте чистую прибыль по коммерческому предприятию ОАО «Стиль». Сделайте вывод. (8 минут)

За каждое правильное задание – 1 балл (мах. 25 баллов)

Показатели

(тыс.руб)

5. Амортизация отчисления.

7. Финансовый результат.

10. Чистая прибыль.

Задание 3. Распределите прибыль коммерческого предприятия ЗАО «Мечта». Сделайте вывод. (8 минут)

Проверка задания на доске мультимедиа. Выставление балов в оценочный лист. (мах. 28 баллов)

Показатели

(тыс.руб)

Динамика изменений

в сумме млн.руб.

1. Балансовая прибыль, всего:

5. Налог на прибыль (24 %)

Задание 4. Использование чистой прибыли предприятия ОАО «Круиз»

Сделайте вывод.(8 минут)

Проверка задания на доске мультимедиа. Выставление балов в оценочный лист. (мах. 32 балла)

Показатели

2013 г.

2014 г.

Отклонения

Чистая прибыль всего:

в т.ч. направленно:

В резервный фонд:

В фонд накопления:

В фонд социальной сферы:

В фонд потребления:

На благотворительные цели:

На выплату дивидендов:

На другие цели:

7. Подведение итогов урока. (3 мин)

Выдача сертификатов аттестуемого бухгалтера

1 Уровень знаний, студент получивший «5» Красный

2 Уровень знаний, студент получивший «4» Сиреневый

3 Уровень знаний, студент получивший «3» Зелёный

На доске представлена картина бухгалтера, сейчас каждый студент подойдет и повешает тот значок, который считает нужным. Если игра понравилась и не вызвала вопросов «!», если есть вопросы или затруднения «?»

Думаю, что из вас получатся хорошие бухгалтера. Ну, поскольку бухгалтерская деятельность ненормированнна по времени, то и вам придется поработать дополнительно дома. (Выдать домашнее задание).

Домашнее задание. Мой брат решил заняться индивидуальной трудовой деятельностью в сфере частного извоза (частное такси). Стоимость бензина в месяц 4500 рублей, цена автомобиля, который будет использоваться в течение 5 лет, составляла 100000 рублей. Автомобиль не нуждается в ремонте, и его ликвидационная стоимость равна нулю. Предположим, что доход от извоза составит 20 000 рублей в месяц. Налог на прибыль составляет 24 %. Работая на заводе, он получал бы 10 000 рублей в месяц при налоге на доходы физических лиц 13 % (без стандартных вычетов). Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль в год. Есть ли смысл начинать своё дело?

Всем большое спасибо за работу! Оценочный лист

Название команд Задание 1 (мах. 8 баллов) Задание 2 (мах. 25 баллов) Задание 3 (мах. 28 баллов) Задание 4 (мах. 32 балла) Итого баллов

Приложения

Задание 2. Рассчитайте чистую прибыль по коммерческому предприятию ОАО «Стиль». Объясните действия. (7 мин)

Показатели

(тыс.руб)

    Общая выручка от реализации продукции.

2. НДС, акцизы и аналогичные платежи от реализации продукции. (18 %)

3. Выручка от реализации без НДС.

4. Общие затраты на производство и сбыт продукции.

5. Амортизация отчисления.

6. Налоги, включенные в себестоимость.

7. Финансовый результат.

8. Налоги, относимые на финансовый результат.

9. Погашение основного долга и выплата процентов за кредит на прибыль.

10. Чистая прибыль.

Задание 3. Распределите прибыль коммерческого предприятия ЗАО «Мечта». Сделайте вывод.

Показатели

(тыс.руб)

Динамика изменений

в сумме млн.руб.

1. Балансовая прибыль, всего:

2.Направленно на финансирование непроизводственной базы при полном использовании суммы начисленного износа (амортизации)

3.Направленно на финансирование капитальных вложений на развитие собственной производственной базы при полном использовании сумм начисленного износа (амортизации)

4. В том числе балансовая прибыль, облагаемая налогом

5. Налог на прибыль: 24 %

6. Целевые отчисления и расходы за счет прибыли:

6.1 Погашение долгосрочных ссуд банка

6.2 Расходы на покупку лицензий.

6.3 Другие непланируемые расходы за счет прибыли.

7. Балансовая прибыль к распределению.

Задание 4. Использование чистой прибыли коммерческого предприятия ОАО «Круиз». Сделайте вывод. (8 минут).

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонения

Чистая прибыль всего:

в т.ч. направленно:

В резервный фонд:

В фонд накопления:

В фонд социальной сферы:

В фонд потребления:

На благотворительные цели:

На выплату дивидендов:

На другие цели:

Подробности

Ав торы: Ширяева В.В., зам. директора по УР, Смирнова В.Н., преподаватель спецдисциплин, ГБОУ СПО МКМП

Методическая разработка

по профессиональной ориентации школьников

Экономическая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка»

Пояснительная записка

«Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь,

чтоб в делах успешный был конец»

И.А. Крылов

Каждый старшеклассник сталкивается с проблемой выбора будущей профессиональной деятельности. В современном мире насчитывается более 10 тысяч профессий.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (знаний, практических навыков, компетенций). Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Однако на этом пути школьники сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями, сложностями. Это связано с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях и требованиях, которые предъявляются к работающим.

На сегодняшний день в профориентационной работе актуально взаимодействие старшей ступени школы с образовательными учреждениями системы СПО. Целью этого взаимодействия является оказание профориентационной поддержки учащимся школ в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, профессиональное самоопределение студентов в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом потенциальных работодателей.

Новизна представленной разработки заключается в том, что она отличается от традиционных, наиболее часто используемых форм проведения профориентационной работы (профтестирование, экскурсии на производство, ярмарки профессий и т.п.). Проведение профориентационной работы в форме деловой игры:

1. усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком понимании мира профессий;

2. является весьма продуктивной и эффективной;

3. активизирует творческую, познавательную деятельность школьников в области выбора профессии;

4. способствует закреплению уже приобретенных знаний о профессиях в рамках школьных уроков по профессиональному самоопределению.

Представленная деловая экономическая игра имеет практическую значимость не только для совершенствования профориентационной работы. Также она может завершать учебный школьный курс «Основы предпринимательской деятельности». Игра может проводиться автономно или включаться в серию тематических игр.

Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление и развитие предпринимательской деятельности.

Одним из направлений деятельности ГБОУ СПО МКМП является подготовка выпускников по специальностям экономического цикла. Для освоения этих специальностей необходимы знания основ предпринимательской деятельности.

Экономическая деловая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка» проводится с целью знакомства учащихся 9-11 классов с такими популярными и востребованными профессиями как менеджер, коммерсант, экономист и др. Знакомство участников с игрой происходит непосредственно перед ее началом. Форма игры – командная. Место проведения – большая аудитория или актовый зал. Подготовительная работа к проведению игры заключается в подготовке раздаточного материала к конкурсным заданиям. Рабочая группа и ведущие – студенты Колледжа. Привлечение студентов к проведению игры обусловлено лучшим восприятием школьниками материала, в следствие небольшой возрастной разницы между участниками игры и ведущими.

Деловая игра способствует проявлению таких качеств личности участников, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение работать в коллективе и создает условия для большой эмоциональной включенности игроков в процесс.

Подведение итогов игры сопровождается вручением призов, специально учрежденных наград за отдельные этапы игры и служит фактором мотивации для дальнейшего знакомства с профессиями экономической направленности и выбора учебного заведения СПО.

Рефлексия:

· выделяется общий положительный результат работы;

· освещаются позиции, занятые командами;

· анализируются правильные и ошибочные решения;

· обосновываются оптимальные подходы к решению заданий;

· очерчивается круг знаний и навыков, необходимых для изучения профессий экономической направленности.

Сценарий проведения деловой игры

«ПРЕДПРИНИМАЙка»

Цель игры – познакомить участников игры с основными понятиями предпринимательской деятельности.

1. формирование навыков работы в группе;

2. оценить свою готовность к профессиональной деятельности области предпринимательства;

3. профессиональное ориентирование по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет», «Коммерция»

Материально-техническое обеспечение:

1. мультимедийный комплекс;

2. раздаточный материал: карточки-задания, ребусы, кроссворды;

3. канцтовары

Ход мероприятия

1.Организационный момент (5-8 мин.)

Участники знакомятся с конкурсной программой, составом жюри.

Формирование двух команд по 7-10 человек, выбор капитанов.

Каждая команда придумывает название и девиз.

Представление команд.

Команды получают конкурсное задание.

2. Выполнение конкурсных заданий.

1. Конкурс «Найди пару» Время выполнения задания 10 мин.

Задание: каждой команде выдаются карточки-задания. Необходимо разделить слова на части, которые могли бы служить частями новых слов (название некоторых профессий и экономических понятий).

Пример: ПРОГ-рамма и гип-НОЗ = ПРОГНОЗ

Побеждает та команда, участники которой за определенное время найдут пару из двух частей разных слов, составят новое слово.

Задание для 1 команд Задание для 2 команды:

ЦЕ – МЕНТ ИМ – ПУЛЬС

НА – РЕЗ БЕ – ДА

КОН – ТАКТ РЕБЕ – НОК

АН – ТРАКТ САМО – ВАР

БАР – ЖА ОБ – МЕР

БИР – КА ФЕР – МЕНТ

ЛЕС – КА РЫ – БА

ПРЯ – НИК ПОРТ – РЕТ

БРО – НЯ ТО – ПАЗ

АН – КЕР АРЕН – А

ХА – ЛИФ ПО – ТОК

ТЕР – КА ВАР - ВАР

ЛИФТЕР, ЛЕСНИК, ПОВАР, ФЕРМЕР

БРОКЕР, БИРЖА АРЕНДА. РЫНОК,

КОНТРАКТ, ЦЕНА ТОВАР, ИМПОРТ

2.Ребусы. Примерное время выполнения задания 6-8мин.

Задание: каждой команде выдается равное количество карточек-ребусов, в которых зашифрованы некоторые понятия профориентации. Расшифруйте их. Побеждает команда, которая быстрее расшифрует все ребусы.

3.Конкурс капитанов. Метаграммы.

Примерное время выполнения задания 3-5 мин.

Метаграмма – это загадка, в которой из слова путем замены одной буквы на другую слово получает новое значение.

Пример: БаРЖА – БиРЖА, чЕСТЬ – лЕСТЬ.

Задание: капитаны получают по две карточки-задания с метаграммами. Побеждает команда, чей капитан быстрее выполнит задание.

Задание для 1 команды:

С буквой «Т» со сцены звучат стихи,

песни и музыкальной исполнение.

С «Н» - предприятий формы объединения.

(концерТ - концерН)

С «А» - я полосатый и мягкий,

Удобный для отдыха взрослых и детей.

С «О» - у меня на лентах золотые якоря.

На реях и по мачте карабкаюсь кошкой я.

(матрАс – матрОс)

Задание для 2 команды:

В магазине и рынке

Ты легко найдешь меня.

Если сменишь «Т» на «П»,

То профессией стану я,

И на кухне увидишь ты меня.

(Товар – Повар)

С буквой «О» товары вывозят из страны.

А с «Е» - специалист по разрешению

Спорных и трудных вопросов между людьми.

(экспОрт – экспЕрт)

4. Пять «Я»

В мире слов есть много слово,

Которые в конце содержат «Я».

Ты эти слова не раз встречал,

Пусть они заговорят.

Задание для 1 команды:

1. приспосабливает нас к окружающей жизни и труду (адаптация)

2. приносит владельцу постоянный дивиденд (акция)

3. объединяет людей (ассоциация)

4. вложение деньг в дело (инвестиция)

5. снижает количество бумажных денег у людей (дефляция)

Задание для 2 команды:

1.соперничество между деловыми людьми (конкуренция)

2. помогает выбрать профессию (профориентация)

1. создает малое предприятие (кооперация)

4.приносит владельцу ежегодный процентный доход (облигация)

5.Передает человеку часть государственного имущества (приватизация)

5. А ну-ка, собери!

Задание: каждая команда получает комплект с равным количеством карточек. В каждом комплекте есть карточки с буквами, пустые карточки обозначают пробелы между словами. У 1-ой команды первая часть пословицы о труде, у второй – вторая часть той же пословицы.

Подсказка: в первой части пословицы есть частица отрицания и глагол, вторая часть пословицы начинается с тире и тоже содержит глагол.

Ответ: Не спеши языком – торопись делом.

Список литературы

1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». Кн. для учителя / И.П. Арефьев, Т.В. Васильева, А.Я. Журкина и др. Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998

2. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – М.: Просвещение, 1998

3. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

4. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998

Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Статьи по теме: