Анна шепард масс эффект. Сквозь огонь войны

Размышления о том, как серия Mass Effect погружает игрока в свою вселенную и создает самую крепкую связь с персонажем видеоигры.

Когда в 2007 году вышла первая часть Mass Effect, игру воспринимали чуть ли не новым словом в жанре RPG. Критики восхваляли её и ставили высшие оценки. Со временем народный градус обожания падал. К финальной части серии, кажется, и вовсе стало модным ругать эту космооперу. Безусловно, любую из трёх частей Mass Effect можно пожурить: кто-то тычет пальцем в неудобный геймплей первого Mass Effect, другие жалуются на дыры в сюжете, третьи недовольны из-за финала. Не идеал, смирились.

Однако я (и хочется верить, что многие другие тоже) получил от трилогии уникальные ощущения. В первую очередь, чувство сопричастности игрока к происходящему и глубокую связь с главным героем - Шепардом. Bioware сумели создать уникальные условия, в которых стирается ментальная граница между игроком и управляемым персонажем. И для этого вовсе не нужно никакого VR.

Образы вселенной

Создание собственной команды героев - одна из характерных черт игр от BioWare. Со времён Baldur’s Gate студия сумела набить в этом руку, и в Mass Effect ваши союзники далеко не простые солдаты на скамейке запасных. Сейчас я говорю вовсе не о том, какие они глубокие и загадочные личности со своими скелетами в шкафах. В Mass Effect каждый персонаж - это частичка галактики.

Проще говоря, через своих сопартийцев игрок познает вселенную. Лиара Т’Сони, Урднот Рекс, Тали’Зора нар Райя - все они обобщённые характерные образы своих рас. В первой части Mass Effect мы ещё не видели ни планету азари, ни родной дом кроганов, ни космического флота кварианцев, но, общаясь с каждым из них, составили для себя образ мира, из которого они пришли. И чем больше общаешься с персонажем, тем более чёткой становится общая картина вселенной Mass Effect.

Экипаж «Нормандии»

Слушая истории Рекса после очередной миссии, наблюдая за его поведением и словами, невольно представляешь тот мир, в котором сейчас живут кроганы. Сама их раса - агрессивный народ, поддерживающий племенной строй, в котором каждый второй - солдат, а для учёных нет места. Поэтому, когда в Mass Effect 2 прилетаешь на Тучанку, уже не удивляешься такой серости и разрухе, ведь именно так себе её и представлял.

Другой пример: мы так и не увидели родной планеты турианцев - Палавен, однако, зная их внешний вид, нрав и обычаи, можем нарисовать в воображении, как выглядят их города. Небоскрёбы с торчащими заостренными плитами по бокам, узкие ромбовидные окна, всюду строгий дизайн, никаких ярких цветов и лишних деталей, всё на своём месте, всё максимально рационально.

Тучанка - родная планета кроганов, которую они сами разрушили

Такая система образов у BioWare работает исключительно в Mass Effect. В том же Dragon Age добиться этого не получится, потому что мир слишком мал для разнообразия, а образы городов гномов и лесных эльфов слишком заезжены, чтобы воображать нечто оригинальное. Поэтому персонажей здесь воспринимаешь больше как отдельно взятую личность, но никак не отражение целой нации.

Концепция огромной галактики позволила разработчикам BioWare придумать уникальные народы и вложить сконцентрированную идею каждого в членов экипажа «Нормандии». Фактически разработчики говорят: «Хочешь познать вселенную - иди общайся со своими товарищами». И вот ты снова стоишь перед Гаррусом или Лиарой и наслаждаешься этим общением, потому что в погоне за информацией о мире постепенно проникаешься симпатией к самим персонажам.

В Mass Effect 3 одна из миссий будет проходить на Менае - спутнике планеты Палавен. Однако на саму родину турианцев мы так и не попадём

Экипаж корабля

В RPG, в которых игроку позволяют самому выбрать союзников в команду, будь то проекты BioWare или Obsidian, это не просто выбор пешек - это своего рода создание зоны комфорта. Иногда подбор идёт в соответствии с выбранной тактикой и необходимыми умениями, но признаемся, Mass Effect никогда не был игрой про тактику.

В какой-то момент осознаёшь, что взамен рациональному выбору боевых навыков, берёшь с собой того, кто тебе просто больше нравится. У меня, к примеру, таким героем в Mass Effect 2 был Мордин Солус. Его умения были практически бесполезны для команды, но мне с ним было интересно. Всегда хотелось узнать, что он скажет и как отреагирует на ту или иную ситуацию.

В Mass Effect команду чаще создают, руководствуясь личной симпатией, нежели тактическими показателями

Когда человеку дают выбор, он ценит его намного больше, чем что-то навязанное. Да и сам факт выбора между героями заставляет игрока подсознательно признаться в симпатии к этим персонажам. Поэтому к своей команде в Mass Effect привязываешься очень быстро. И на протяжении всей серии игроку предоставляют подобные маленькие выборы, которые так или иначе повышают ценность персонажа в наших глазах. Яркий пример - решение судьбы Урднота Рекса в первой части Mass Effect. Игрок сохраняет жизнь крогану, значит, придает ей смысл и ценность, хотя сам этого может не осознавать.

Момент выбора судьбы Рекса в Mass Effect

На самом деле члены экипажа «Нормандии» раскрываются наиболее ярко и осмысленно только в финальной части серии. В Mass Effect 3 разработчики будто бы уравнивают персонажей вторых ролей с Шепардом. Раньше они следовали за главным героем, теперь они принимают собственные решения, которые тоже сказываются на будущем галактики. Мордин Солус жертвует собой не потому, что так сказал Шепард, а потому что это было его собственное решение. То же самое с историей гета Легиона.

Самопожертвование Мордина - один из самых драматичных моментов трилогии

Однако наиболее показательной (по крайней мере для меня) стала сцена флирта Гарруса и Тали. До этого момента Mass Effect как будто бы убеждал, что только я, игрок, имею право на романтические отношения, все любовные истории крутятся исключительно вокруг Шепарда. И вдруг, сначала Джокер начинает заигрывать с СУЗИ, а потом я наталкиваюсь на целующихся Гарруса и Тали, с которой не так давно у меня самого был роман. Неужели у всех остальных персонажей тоже есть любовные чувства? Хотите сказать, этот мир может жить и без меня? Ясное дело, что это лишь иллюзия жизни, но эта иллюзия отлично работает на эмоциональном уровне.

Шепард вас Нормандия

Но даже самая продуманная система персонажей не сработает, если игрок не ассоциирует себя главным героем.

У игровых разработчиков есть два основных способа, как связать игрока с персонажем. Первый - создать героя-пустышку, сосуд в который можно поместить игрока. Такие герои не говорят, не проявляют эмоций, без игрока они не существуют. По сути, реальный игрок просто замещает собой главного героя игры. Такой приём очень часто используется в RPG: серия The Elder Scrolls, Fallout, Pillars of Eternity, Divinity и другие. Считается, что такой пустой персонаж позволяет игроку быстрее поставить себя на его место и глубже погрузиться в мир игры.

В The Elder Scrolls игроки чаще всего создают по своему образу, тем самым заменяя героя собой

Другой путь - заставить игрока ассоциировать себя с уже готовым персонажем с определённым характером. Такой подход намного ближе к литературной или кинематографической подаче героя. Вместо того, чтобы закладывать в персонажа образ игрока, разработчик заставляет его проникнуться героем, сочувствовать ему, понимать его мысли и мотивы и сравнивать себя с ним. Из недавно вышедших RPG таким путём идет серия «Ведьмак».

В «Ведьмаке» игрок не создает героя, но из-за харизмы Геральта с ним всё равно хочется себя ассоциировать

Mass Effect сочетает в себе черты этих двух подходов. Давая игроку возможность создать персонажа, похожего на него, разработчики не лишают Шепарда своего собственного характера. Поэтому, в отличие от героев-сосудов, Шепард не теряет харизмы. Так возникает идея «Я - Шепард, но Шепард - не Я». Шепард дополняет образ игрока своими достоинствами, вследствие чего становится этаким идеалом, доблестным героем и спасителем вселенной, с которым хочется себя ассоциировать.

Тем не менее разработчик не забирает у геймера свободу выбора. Своими решениями игрок выстраивает образ Шепарда в ту или иную сторону в соответствии с личными интересами. Поэтому Шепард не отдаляется от игрока. И финальное самопожертвование персонажа в итоге воспринимается игроком как гибель собственного идеального образа, частички себя.

«Разноцветный» финал Mass Effect 3, даже после того, как разработчики его дополнили, остаётся объектом возмущения и насмешек игроков. Однако эмоции, которые испытываешь во время последнего своего выбора, сложно передать словами

Роман-эпопея

Одну из ключевых ролей в укреплении связи между игроком и героями играет «продолжительность отношений». Мы спасали галактику вместе с Шепардом на протяжении трёх частей Mass Effect. А если учитывать, что между частями проходило по два года, и многие игроки за это время по несколько раз возвращались к саге, то время, проведенное на «Нормандии» может насчитываться сотнями часов. Попробуйте навскидку назвать RPG, в которых приходилось играть за одного и того же персонажа на протяжении нескольких частей. Из последнего вспоминается только «Ведьмак» и Deus Ex, из прошлого десятилетия можно вспомнить серию Shenmue.

Ровно 10 лет назад началась героическая история капитана Шепарда

Хотя, честно признаться, очень трудно воспринимать части Mass Effect как отдельные произведения. Скорее это книга, разбитая на три тома. Скажу кощунственную вещь, но Mass Effect близка к «Войне и миру». Это роман-эпопея, где игрок (читатель?) ведет Шепарда от его рождения до самой смерти. Вспомните, как в самом начале первой части вы выбирали прошлое героя, сами писали его детство, юность и отрочество. И так вели его историю до самой последней точки.

В финале серии заканчивается история не только Шепарда. Другие персонажи также решают свой основной конфликт и приходят к своей кульминации: Мордин Солус очищает свою совесть за генофаг, Тали возвращается домой, СУЗИ приходит к осознанию своего существования. Всё это, конечно, при условии определенного выбора со стороны Шепарда. Таким образом, игрок сам волен решать, закончится ли их история.

DLC «Цитадель» завершается милой домашней посиделкой со всеми товарищами, которых встретил Шепард за всю историю Mass Effect

Однако эмоциональной кульминацией в отношениях между всеми персонажами стало дополнение «Цитадель». В кино это довольно популярный прием, когда под конец истории все герои оказываются в одном месте. В этом случае персонажи, как правило, ставят все точки над i. Так и в Mass Effect разработчики дают игроку шанс объясниться и в некотором роде попрощаться со своими друзьями. Не зря многие фанаты Mass Effect считают «Цитадель» истинным финалом трилогии.

В прошедшую субботу, во время ежегодно отмечаемого дня серии Mass Effect — N7 Day, компания BioWare представила новый тизер-трейлер Mass Effect: Andromeda, а также опубликовала несколько концепт-артов.

Лишь половина трейлера состоит из кадров на движке игры — вторая представляет собой компиляцию фрагментов реальных съёмок NASA. В конце видеоролика показывается огромный космический корабль — вероятно, на нём будет путешествовать со своей командой протагонист Mass Effect: Andromeda.

Закадровый текст читает канадско-американская актриса Дженнифер Хейл (Jennifer Hale), озвучившая капитана Шепарда в оригинальной трилогии. В связи с этим поклонники предположили, что протагонист Mass Effect, Mass Effect 2 и Mass Effect 3 вернётся в четвёртую игру вопреки утверждениям разработчиков. Сотрудник Eurogamer поинтересовался у главы BioWare Montreal Яника Роя (Yanick Roy) в Twitter о возможности появления Шепарда в Mass Effect: Andromeda, на что получил отрицательный ответ. «Наши планы не изменились, написал руководитель. — [В этом трейлере] Шепард прощается с вами и желает удачи в вашем новом путешествии».

Текст Шепарда представляет собой своеобразное напутствие новому герою игры. Последнего, вероятно, зовут Райдер (Ryder) — это имя значится на жетоне, который можно заметить на 44-й секунде видео. В пользу предположения свидетельствует также ролик, показанный на выставке Е3 2015 . Он был сопровождён песней Джонни Кэша (Johnny Cash) Ghost Riders in the Sky. Выбор музыкального сопровождения тогда удивил многих игроков, но Рой заявил , что у разработчиков «были веские причины» сопроводить видео именно этой композицией.

«Мы путешественники, которые постоянно идут вперёд и оборачиваются назад, — обращается Шепард к новому персонажу. — Одинокие, но будто составляющие единое целое. Мы можем лишь пытаться удовлетворить наше ненасытное любопытство и избавиться от страха того, что случится, если мы откажемся от этих попыток. Теперь ты исследователь. Мы попрощаемся с тобой, и ты обернёшься в последний раз. Знай: куда бы ты ни направился, мы всегда будем с тобой».

Хотя события Mass Effect: Andromeda разворачиваются в Туманности Андромеды, а не в Млечном Пути, как в случае с трилогией, игра, по заверению создателей, сохранит связь с предыдущими частями. Знакомые персонажи в ней, по словам директора по развитию BioWare Montreal Криса Уинна (Chris Wynn), скорее всего, не появятся. Тем не менее в игре будет множество элементов, роднящих её с прошлыми частями, таких как вездеход «Мако», боевая система и инопланетные расы (играть при этом позволят только за человека). По неподтверждённой информации из опроса BioWare , разработчики также добавят систему крафтинга и многопользовательскую составляющую (в числе режимов упоминался Horde).

Mass Effect: Andromeda разрабатывается в версиях для PC, PlayStation 4 и Xbox One. Игру планируется выпустить не раньше последнего квартала 2016 года.

В жизни каждого космического капитана рано или поздно наступает момент, когда хочется простой и по возможности человеческой ласки. Любовь среди звезд — что может быть романтичнее в непростое время, когда всюду шныряют, размахивая железными тентаклями, жнецы! Но как разобраться в хитросплетениях галактических романов? Как безошибочно найти путь к сердцу или сердцам соратников? Тут не обойтись без всеобъемлющего справочника. И он - перед вами.

По сравнению с предыдущими играми серии, в Mass Effect 3 любовные приключения капитана Шепарда одновременно и упростились, и усложнились. С одной стороны, ушли в прошлое сцены ревности, а объектов для приложения капитанской харизмы стало больше - теперь крутить амуры можно не только со спутниками, но и с бывшими спутниками, и с «небоевым» составом экипажа «Нормандии». С другой стороны, роман с некоторыми персонажами можно завалить из-за невнимательности, и далеко не все интрижки заканчиваются хоть сколь-нибудь постельной сценой.

«У меня от тебя щупальца дыбом!»

Кроме того, в ассортименте «половинок» наблюдается загадочный дисбаланс, обидный для играющих женщин. Смотрите сами: для Шепарда-мужчины открыты все пути - он может выбирать из пяти женщин, одной азари и одной кварианки (с некоторой натяжкой - те же земные женщины). Шепарду-гею, правда, сложнее - для него припасен лишь один надежный приятель, водитель десантного бота Стив Кортеc. Есть, правда, еще и бисексуальный Кайден - но лишь в том случае, если он не погиб в первой части.

К СВЕДЕНИЮ: этот самый Стив Кортеc - единственный сюжетный NPC из команды «Нормандии», которому художники поленились нарисовать собственное лицо. Зато не поленились нарисовать слезы.

Джеймс Вега, как тот хомячок, «никого не любит».

Но проблемы мужественных Шепардов любой ориентации бледнеют по сравнению с раскладом для женщины-Шепарда. Для нее припасен всего один (один!) мужчина-человек, да и то если он выжил по сюжету первого Mass Effect. Я говорю про Кайдена Аленко, которому разработчики зачем-то сменили лицо. Дальше начинается паноптикум. Можно возобновить отношения с пришельцами - относительно человекообразным, но очень больным Тейном Криосом, либо обаятельным, но насекомовидным Гаррусом. Правда, пришельцы эти тоже просто так не дадутся - они начнут отвечать на ухаживания, только если Шепард уже клеила их во второй части Mass Effect. К тому же по причине нездоровья Тейна встречи с ним даже не считаются за роман.

Самое обидное для женщин то, что на корабле есть новый симпатичный парень, душа компании, спортсмен - Джеймс Вега. Он гетеросексуален, остроумен и даже способен на флирт. Но - никаких романов! Игроки даже устроили набег на форум BioWare с петицией приделать Веге хоть какой-то интерес хоть к какому-то полу. Быть может, разработчики решили таким необычным способом предупредить играющую публику о вреде анаболических стероидов?

Некуда Шепарду-женщине податься, кроме как кинуться в объятья подруг.

Вот и получается, что мужик на борту в лучшем случае один. Зато женщин, готовых пренебречь условностями и предаться буйству однополых отношений, - целых две, не считая азари. Такая вот дискриминация.

К СВЕДЕНИЮ: во второй части игры неплохим вариантом для гетеросексуальной женщины-командора был негр Джейкоб Тейлор. Но разработчики и тут подложили женщинам пыжака: Джейкоб, единственный из всех бывших спутников, завел семью ! Ну что ты будешь делать!

Ну а теперь пришла пора перечислить всех тех, с кем Шепард может построить свою любовь. Итак, открываем досье - по алфавиту.

Гаррус Вакариан

Пол капитана: женский

Новый роман: нет

Хватит уже Гаррусу заниматься бесконечными калибровками.

Гаррус, старина Гаррус, «жвало со шрамом». Этот храбрый турианец был в команде «Нормандии» во всех трех играх и не раз попадал в рейтинги лучших персонажей видеоигр. Но поцеловать его в шрам будет непросто - для этого необходимо сразу два условия: женский пол капитана и роман с Гаррусом же во второй части. Начать с ним новый роман не получится, если в Mass Effect 2 капитан с ним всего лишь дружила.

Если же во второй части у него все-таки был роман с Шепард, проблем с его возобновлением не возникнет. Надо лишь после «палавенской» миссии найти турианца в торпедном отсеке, отвлечь от калибровки и подтвердить отношения, скрепив их поцелуем прямо в шрамированные жвалы.

После того как будет выполнено задание на Тучанке, связанное с генофагом, Гаррус в разговоре предложит встретиться на Цитадели. Он будет ждать Шепард перед лифтом в доках - и предложит отправиться в безумное путешествие в запретные области Цитадели. Там у командора появится возможность признаться Гаррусу в любви, а у игрока - увидеть редкое зрелище в этой части галактики: смущенного турианца.

Главное - закрыть глаза.

К СВЕДЕНИЮ: если романтических отношений с Гаррусом у командора нет, если все ограничивается дружбой, безумное путешествие все равно состоится - но всёограничится «братской» частью развлечений.

Главная романтическая сцена произойдет автоматически - как только «Нормандия» направится к базе «Цербера». Но спокойствие, только спокойствие - все будет в рамках приличия. Снимать свою броню турианец не станет.

Разработчики, сами понимая, что связь между человеком и турианцем - штука странная даже по меркам вселенной Mass Effect, положили в игру пару связанных с этими вопросами шуточек. Даже в печальной и красивой сцене прощания перед финальным сражением на Земле Гаррус не удержится от вопроса: «Интересно, как будут выглядеть человеческо-турианские детеныши?» - на что Шепард ответит резонно: «Вряд ли законы биологии пойдут нам навстречу».

Однако одна из самых веселых сцен в Mass Effect 3 встретится лишь игроку, который не заводил романы ни с Гаррусом, ни с Тали. Забегайте почаще в торпедный отсек, и вы можете стать свидетелем комичной любовной сцены с этими двоими. Смущенные оправдания застуканных «на горячем» турианца и кварианки однозначно стоит послушать.

Джек

Пол капитана: мужской

Новый роман: нет

Сразу видно - Джек соскучилась.

Субъект «Зеро», или попросту Джек, была очень необычным и ярким персонажем в Mass Effect 2. К сожалению, ее роль в третьей части лишь эпизодическая, и роман (точнее, намеки на него) случится у Джек лишь с капитаном мужского пола, да и то лишь с тем, кто завоевал ее в предыдущей игре.

Встреча с субъектом «Зеро» произойдет в Гриссомской академии. Джек все сделает сама - игроку останется лишь выбирать нужные ответы и вовремя реагировать на «моменты перехвата», нажимая правую клавишу мыши. Не забудьте поцеловать Джек в десантном боте, когда речь зайдет о ее татуировках.

Увы, Джек не покинет должность преподавателя, так что на корабль к нам она не попадет. Кульминацией романа станет лишь встреча в клубе «Чистилище» и совместный танец. Перед сражением с Призраком девушка, естественно, не придет (ее нет на корабле), поэтому встреча в баре станет последней. Уже на Земле, в пылающем Лондоне, с Джек можно будет попрощаться по голографической связи.

Немного спойлеров, нажмите, чтобы прочесть

Джек в своем репертуаре: при встрече она смачно заедет Шепарду по челюсти «за то, что ушел», а в прощальной беседе по голографической связи потребует от капитана остаться в живых, «потому что мне же нужно будет с кем-то переспать».

Диана Аллерс

Пол капитана: мужской и женский

Новый роман: да

Так, как насчет «эксклюзива»?

Вы наверняка помните надоедливую журналистку Калиссу и ее специфические интервью из первых двух частей. В Mass Effect 3 разработчики решили влить в космическую журналистику новую кровь, и теперь нас достает вопросами еще и Диана Аллерс, ведущая репортажа «Космическая война». При первом же визите на Цитадель она попробует напроситься на «Нормандию» и, если Шепард пустит журналистку на борт, обоснуется на инженерной палубе.

К СВЕДЕНИЮ: при желании ее можно выгнать при повторном посещении Цитадели.

Диана Аллерс - персонаж небоевой, но разговаривать с ней интересно, и осмысленно наведываться к ней после каждой важной миссии. В один прекрасный момент журналистка потребует интервью в капитанской каюте - тут уж не зевайте: ответьте на заигрывания. Но не ждите результата сразу - на «эксклюзив» Диана согласится только на втором интервью, если Шепард (любого пола) пообещает молчать.

К прискорбию, на подобающую любовную сцену можно не рассчитывать - тут господа создатели пожадничали.

К СВЕДЕНИЮ: тайную встречу с Дианой Аллерс едва ли можно считать полноценным романом, так что она не помешает Шепарду параллельно строить серьезные отношения с кем-то еще.

Кайден Аленко

Пол капитана: мужской и женский

Новый роман: да

Все-таки что-то в нем осталось от старого доброго Кайдена.

Из всех «любвеобильных» персонажей Mass Effect 3 именно Кайден Аленко вызвал больше всего споров. Игрокам в нем не понравилось много чего. Например, его пластическая операция - у нас тут, чай, не сериалы, чтобы была необходимость менять актеров.

Многих покоробила внезапная бисексуальность Аленко - в первой части Mass Effect такого за ним не водилось. Разработчики даже не потрудились объяснить, с чего бы это закаленного бойца вдруг потянуло на фиванские развлечения. Но больше всего эмоций вызвала сцена на Цитадели, в которой Кайден пытается кадрить командора. Если учесть, что раньше Аленко демонстрировал только гетеросексуальное поведение, подобные внезапные, ничем не мотивированные подкаты вызвали, мягко говоря, неловкость. Игроки даже слегка взбунтовались на форумах BioWare.

Выяснилось, что проблема была в не до конца продуманной системе ухаживаний: игровая механика (а с ней и Кайден) воспринимали бутылку виски - невинный подарок лежащему в больнице Кайдену - как сигнал к ухаживанию. И на этом месте в Аленко просыпались внезапные чувства к дарителю - не важно, какого пола.

«Уже утро?»

Собственно, на этом можно закончить разговор о том, как пробудить в Кайдене любовь - не важно, новую или старую, к женщине или мужчине. Купите больному виски в местном магазинчике, и свидание в Общине Президиума гарантировано. А уж что говорить там - разберетесь.

Любовная сцена с Аленко перед походом на «Цербер» в игре присутствует - притом весьма откровенная. Лондонскому прощанию разработчики тоже уделили немало внимания.

Лиара Т’Сони

Пол капитана: мужской и женский

Новый роман: да

Шепард снова задумался об особенностях физиологии азари.

Красавица Лиара, бисексуальная азари, была первым кандидатом на роман в Mass Effect. Отношения можно возобновить - в самом начале, когда вы найдете ее на Марсе. При этом выбор делается сразу, как только Лиара спрашивает: «У вас с Тали все было серьезно или так?» Не забудьте вызвать Лиару в капитанскую каюту, когда она предложит рассказать о своем новом проекте. Что делать дальше - природа подскажет. После этого останется лишь встречаться с Лиарой в Общинах и страстными поцелуями скреплять любовь.

Сцена перед штурмом базы Призрака - одна из самых чувственных в игре. Имидж «распущенных азари» разработчики стараются поддерживать всеми силами

Немного спойлеров, нажмите, чтобы прочесть

В игровых сценах есть забавный диалог, в котором Джокер пытается выяснить у Лиары, двигаются ли у азари головные щупальца. Оказывается, это не полноценные «тентакли», а лишь жесткие роговые наросты, которые можно чуть-чуть покачивать, но не более.

А жаль. Применение им нашлось бы.

Миранда Лоусон

Пол капитана: мужской

Новый роман: нет

На Шепарда у Миранды будет очень немного времени - всё дела, дела.

Миранда Лоусон в Mass Effect 2 была «представителем Призрака» на корабле «Нормандия». В последней части трилогии роль у нее эпизодическая - к тому же некое подобие романа доступно лишь тем, кто встречался с ней в предыдущей игре.

Начнется все с электронной почты, в которой Миранда пригласит Шепарда встретиться в доках и поговорить. Подтвердите, что она все еще входит в планы командора, и наградой станет скромный поцелуй.

В разговоре с Лиарой через терминал «Спектров» предупредите ее о Кае Ленге, и тогда она назначит вторую встречу на квартире в Общинах - опять по электронной почте. Сначала вы поговорите о делах - потом у Шепарда будет возможность скомандовать: «В койку!»

Если романа с Мирандой у Шепарда не было, встречаться с ней все равно нужно. И вот почему...

Немного спойлеров, нажмите, чтобы прочесть

Спасти Миранду от гибели в финальной сцене на планете Горизонт нелегко. Нужно иметь с ней хорошие отношения в Mass Effect 2 и, если у вас были взаимные чувства, ни в коем случае с ней не разрывать. С Мирандой обязательно нужно пересечься на Цитадели до атаки «Цербера», и, узнав о Кае Ленге со своего терминала, предупредить Миранду через комнату «Спектров». Когда она попросит ресурсы Альянса - дайте их. Наконец, в сцене с отцом Миранды не забудьте использовать прерывание - не важно, «хорошее» или «плохое».

Любовной сцены как таковой в отношениях с Мирандой нет - художники поленились тратить краски на бывшую девушку Шепарда.

Саманта Трейнор

Пол капитана: женский

Новый роман: да

Для Шепарда-мужчины у Саманты - только шахматы.

Саманта Трейнор - наша секретарша. В игре она заменяет Келли Чемберс, которая по состоянию психического здоровья ушла с «Нормандии» и поселилась на Цитадели. Саманта симпатична, послушна, толкова - но при всем этом своеобразный роман с ней могут начать только Шепарды женского пола.

Сделать это легко. Надо лишь время от времени беседовать с Самантой, и тогда после «церберовской» миссии в Цитадели она расскажет о своем пристрастии к стратегическим играм и в письме предложит партию в шахматы. Пригласите ее в капитанскую каюту, и она тут же с намеком начнет расхваливать душевую. Предложите ей сходить под душ, а потом присоединяйтесь. Заодно и помоетесь.

К СВЕДЕНИЮ: как и в случае с Дианой, невинная интрижка с Самантой Трейнор не помешает капитану построить серьезные отношения с кем-то еще.

Немного спойлеров, нажмите, чтобы прочесть

В сцене с душем будет пара странностей. Саманта, например, останется в нижнем белье, а капитан шагнет под струю воды, не снимая мундира (или того, что она использует вместо оного).

Стив Кортез

Пол капитана: мужской

Новый роман: да

Стив Кортез рыдает о безвременно погибшем муже. А Шепард, кажется, начал что-то подозревать.

Эстебан «Стив» Кортез - еще один новый персонаж, и удачным я бы его не назвал. У него ничем не примечательное шаблонно-латиноамериканское лицо, он излишне слезлив, а роль его заключается лишь в эпизодических диалогах перед заданиями и после них (он - водитель десантного бота).

В общем, с геем на борту Шепарду однозначно не повезло. Зато Стив хотя бы тактичен, не пристает так агрессивно, как Кайден Аленко, и дает возможность командору осторожно съехать с темы.

Тем не менее, если у капитана «Нормандии» именно такие предпочтения, он должен навещать Кортеза в грузовом отсеке, вести с ним долгие беседы - а потом пересечься в лагере беженцев на Цитадели и окончательно разобраться в чувствах в баре «Чистилище».

Немного спойлеров, нажмите, чтобы прочесть

В начале миссии на Земле Стив может погибнуть вместе с десантным ботом. Чтобы этого не случилось, нужно с ним подружиться... или «подружиться».

Тали’Зора вас Норманди

Пол капитана: мужской

Новый роман: нет

Тали - самая загадочная и таинственная спутница Шепарда.

Кварианка Тали поддастся на ухаживания лишь тех капитанов, с кем она уже «объединяла среды скафандров» в Mass Effect 2. Вы встретите ее после миссии с дредноутом гетов и в разговоре сможете намекнуть на возобновление связи. Тали на этом месте засмущается и сошлется на занятость.

ЭТО ВАЖНО: учтите, что, если вы до встречи с Тали пообещаете руку и сердце кому-нибудь другому - например, той же Лиаре, - роман с кварианкой не состоится. При встрече она с ходу скажет: «Я счастлива за тебя» - и откажется быть больше, чем другом.

Следует помнить: разговор при встрече не означает, что вы вместе. Шепард должен отловить в почте письмо от Тали, позвать ее в каюту и там признаться в чувствах - только после этого будет считаться, что у вас новый роман.

Слева - оригинал с GettyImages, справа - портрет Тали.

До отправления на Раннок постарайтесь встретить Тали на Цитадели. После задания на родной кварианской планете, если исход будет благоприятным для кварианцев, Тали подарит нам свой портрет, любезно взятый художниками BioWare из фотобиблиотек. Чтобы получить портрет, навестите Тали в машинном отделении.

Увы, но и в кульминационной сцене перед «церберовским» заданием мы не увидим лица кварианки. Она даже не снимет противогаз.

ЭТО БАГ: если Тали, будучи возлюбленной Шепарда, погибает в ходе событий на Ранноке, она все равно может прийти в каюту капитана, чтобы поддержать его перед штурмом штаб-квартиры «Цербера». Так что в некотором смысле правило «пока смерть не разлучит нас» в Mass Effect 3 не действует.

Немного спойлеров, нажмите, чтобы прочесть

Не пропустите сцену в комнате отдыха (жилая палуба, налево от лифта) после атаки на штаб-квартиру «Цербера». Тали сидит в баре и старательно напивается через специальный механизм для ввода алкогольных жидкостей (люди называют его «соломинкой»). Беседа с вдрызг пьяной Тали очень забавна.

Эшли Уильямс

Пол капитана: мужской

Новый роман: да

Лицо Эшли разработчики тоже решили поменять, как и лицо Кайдена. А синяки появились уже потом.

Эшли Уильямс и Кайден Аленко - взаимоисключающие персонажи. В игре может быть только кто-то один - для тех, кто переносил файлы сохранения через всю трилогию, это зависит от решения, принятого в первой части.

Как и в случае с Аленко, роман с Эшли Уильямс начнется в госпитале, если подарить ей книгу стихов Теннисона, купленную в местном магазине. Второй важный разговор с Эшли можно завести после миссии на спутнике Палавена, а окончательно расставить точки над i поможет встреча в Общинах Президиума.

Немного спойлеров, нажмите, чтобы прочесть

Эшли Уильямс, как вы, возможно, помните, во второй части порвала с Шепардом и при встрече была очень агрессивна - обвинила его в работе на бесчеловечный «Цербер» и не стала выслушивать оправдания. В Mass Effect 3 она внезапно подобрела, и у разработчиков нашлось этому объяснение: агрессия Эшли в Mass Effect 2 была вызвана тем, что она боялась поверить в «чудесное» воскрешение капитана.

* * *

Теперь вы знаете все, чтобы успешно покорить любую женщину, любого мужчину и любого пришельца в этой части галактики. Ни одна журналистка и ни одна секретарша отныне не устоит перед обаянием Шепарда. Пришло время опробовать знания на практике! Новые победы и свершения ждут нас!

Размышления о том, как серия Mass Effect погружает игрока в свою вселенную и создает самую крепкую связь с персонажем видеоигры.

В закладки

Когда в 2007 году вышла первая часть Mass Effect, игру воспринимали чуть ли не новым словом в жанре RPG. Критики восхваляли её и ставили высшие оценки. Со временем народный градус обожания падал. К финальной части серии, кажется, и вовсе стало модным ругать эту космооперу. Безусловно, любую из трёх частей Mass Effect можно пожурить: кто-то тычет пальцем в неудобный геймплей первого Mass Effect, другие жалуются на дыры в сюжете, третьи недовольны из-за финала. Не идеал, смирились.

Однако я (и хочется верить, что многие другие тоже) получил от трилогии уникальные ощущения. В первую очередь, чувство сопричастности игрока к происходящему и глубокую связь с главным героем - Шепардом. Bioware сумели создать уникальные условия, в которых стирается ментальная граница между игроком и управляемым персонажем. И для этого вовсе не нужно никакого VR.

Образы вселенной

Создание собственной команды героев - одна из характерных черт игр от BioWare. Со времён Baldur’s Gate студия сумела набить в этом руку, и в Mass Effect ваши союзники далеко не простые солдаты на скамейке запасных. Сейчас я говорю вовсе не о том, какие они глубокие и загадочные личности со своими скелетами в шкафах. В Mass Effect каждый персонаж - это частичка галактики.

Проще говоря, через своих сопартийцев игрок познает вселенную. Лиара Т’Сони, Урднот Рекс, Тали’Зора нар Райя - все они обобщённые характерные образы своих рас. В первой части Mass Effect мы ещё не видели ни планету азари, ни родной дом кроганов, ни космического флота кварианцев, но, общаясь с каждым из них, составили для себя образ мира, из которого они пришли. И чем больше общаешься с персонажем, тем более чёткой становится общая картина вселенной Mass Effect.

Экипаж «Нормандии»

Слушая истории Рекса после очередной миссии, наблюдая за его поведением и словами, невольно представляешь тот мир, в котором сейчас живут кроганы. Сама их раса - агрессивный народ, поддерживающий племенной строй, в котором каждый второй - солдат, а для учёных нет места. Поэтому, когда в Mass Effect 2 прилетаешь на Тучанку, уже не удивляешься такой серости и разрухе, ведь именно так себе её и представлял.

Другой пример: мы так и не увидели родной планеты турианцев - Палавен, однако, зная их внешний вид, нрав и обычаи, можем нарисовать в воображении, как выглядят их города. Небоскрёбы с торчащими заостренными плитами по бокам, узкие ромбовидные окна, всюду строгий дизайн, никаких ярких цветов и лишних деталей, всё на своём месте, всё максимально рационально.

Тучанка - родная планета кроганов, которую они сами разрушили

Такая система образов у BioWare работает исключительно в Mass Effect. В том же Dragon Age добиться этого не получится, потому что мир слишком мал для разнообразия, а образы городов гномов и лесных эльфов слишком заезжены, чтобы воображать нечто оригинальное. Поэтому персонажей здесь воспринимаешь больше как отдельно взятую личность, но никак не отражение целой нации.

Концепция огромной галактики позволила разработчикам BioWare придумать уникальные народы и вложить сконцентрированную идею каждого в членов экипажа «Нормандии». Фактически разработчики говорят: «Хочешь познать вселенную - иди общайся со своими товарищами». И вот ты снова стоишь перед Гаррусом или Лиарой и наслаждаешься этим общением, потому что в погоне за информацией о мире постепенно проникаешься симпатией к самим персонажам.

В Mass Effect 3 одна из миссий будет проходить на Менае - спутнике планеты Палавен. Однако на саму родину турианцев мы так и не попадём

Экипаж корабля

Ровно 10 лет назад началась героическая история капитана Шепарда

Хотя, честно признаться, очень трудно воспринимать части Mass Effect как отдельные произведения. Скорее это книга, разбитая на три тома. Скажу кощунственную вещь, но Mass Effect близка к «Войне и миру». Это роман-эпопея, где игрок (читатель?) ведет Шепарда от его рождения до самой смерти. Вспомните, как в самом начале первой части вы выбирали прошлое героя, сами писали его детство, юность и отрочество. И так вели его историю до самой последней точки.

В финале серии заканчивается история не только Шепарда. Другие персонажи также решают свой основной конфликт и приходят к своей кульминации: Мордин Солус очищает свою совесть за генофаг, Тали возвращается домой, СУЗИ приходит к осознанию своего существования. Всё это, конечно, при условии определенного выбора со стороны Шепарда. Таким образом, игрок сам волен решать, закончится ли их история.

DLC «Цитадель» завершается милой домашней посиделкой со всеми товарищами, которых встретил Шепард за всю историю Mass Effect

Однако эмоциональной кульминацией в отношениях между всеми персонажами стало дополнение «Цитадель». В кино это довольно популярный прием, когда под конец истории все герои оказываются в одном месте. В этом случае персонажи, как правило, ставят все точки над i. Так и в Mass Effect разработчики дают игроку шанс объясниться и в некотором роде попрощаться со своими друзьями. Не зря многие фанаты Mass Effect считают «Цитадель» истинным финалом трилогии.

Написать

Как только не ругают новую часть Mass Effect: и завязка банальная, и Первопроходец - клон Инквизитора из Dragon Age, а уж видео с корявой лицевой анимацией заполонили весь интернет. Но одно признают все: BioWare по-прежнему хороши в пасхалках, а их разработчики в этот раз приготовили немало. Делимся теми, которые мы нашли.

Пасхалки из реального мира

Покорением космоса в мире Mass Effect земляне обязаны SpaceX: в XXI веке компания Илона Маска стала пионером в межпланетных путешествиях. Инженеры SpaceX разработали технологию многоразового запуска первой ступени ракеты-носителя, сделав полёты в космос дешевле и доступнее. В память об открытии главный герой «Андромеды» Райдер бережно хранит модель ракеты Falcon Heavy - именно ей человечество обязано появлением Лоуэлл-Сити, первого поселения на Марсе.

На счету у SpaceX действительно есть несколько смелых проектов, а в планах - колонизация Марса. Первый запуск реальной Falcon Heavy ещё не состоялся - полёт запланирован на 2017-й, но зато первая ступень другой ракеты, Falcon 9, ранее побывавшей на орбите, успешно завершила своё второе путешествие как раз на днях. Реальность вполне может обогнать игру: NASA планирует высадиться на Марсе уже в 2030-х против 2103-го в Andromeda.

Falcon Heavy у BioWare получился как настоящий. Жаль, что по нему нельзя прогуляться

Кроме Falcon Heavy, в игре упоминаются и другие проекты. Интересно, что в цифровых летописях фигурируют не только свершившиеся экспедиции вроде программы «Экзомарс» , но и предстоящие - миссия BepiColombo (запуск в конце 2018-го) и межпланетная станция JUICE (2022), проектируемая для изучения Юпитера.

По кодексу Andromeda можно учить историю. До 2017 года

Есть ещё пара историй, связывающих игру с реальностью, но более приземлённых. На планете Воелд в квесте «Белая смерть» Райдер с помощью сканера пытается выследить некое животное. Но, как только он его находит, в создание тут же попадает шальная пуля. Это неспроста, потому что «Белая смерть» - кодовое имя легендарного финского снайпера Симо Хяюхя, действовавшего в советско-финской войне.

Пасхалки из оригинальной трилогии

Andromeda не могла обойтись без ностальгических отсылок к оригинальной трилогии. О приключениях капитана Шепарда можно послушать во время последнего воспоминания Алека Райдера: Кастис Вакариан, отец Гарруса , рассказывает ему о встрече экипажа «Нормандии» со Жнецами. Воспоминание завершается обращением Лиары Т’Сони , в котором она говорит о грядущей войне с враждебной расой.

Лиара (а точнее, её голос, ещё без «спецэффектов» Серого Посредника) появляется и в нескольких аудиожурналах семьи Райдеров - в них она рассказывает о своих научных изысканиях в области протеанской культуры. Журналы находятся на станции Нексус в каюте Алека Райдера. Кстати, фото Гарруса, Лиары и ещё пары компаньонов Шепарда можно найти в кодексе, где приводятся описания их рас - азари, турианцев и других.

Мы кое-что узнаём о Заиде Массани, ещё одном сопартийце Шепарда со взрывным (в прямом смысле) характером. Оказывается, у него есть сын, Бейн Массани , который как и отец, выбрал жизнь наёмника. Встретить Бейна можно во время миссии на Эосе.

А самого важного члена команды Шепарда можно даже завербовать! Речь идёт о легендарном космическом хомяке, который перекочевал в серию Mass Effect из Baldur’s Gate . На кухне «Бури» можно найти несколько крошек, обронённых пушистым другом. Просканировав их, Райдер обнаружит ещё несколько следов хомячьего пиршества и соорудит ловушку - и обжора обзаведётся персональными хоромами в каюте героя.



Кора Харпер, десантница, талантливый биотик, а то и дама сердца протагониста, - самая крупная пасхалка в игре. Она ни много ни мало дочь загадочного Призрака, главы «Цербера», чьё настоящее имя, Джек Харпер, открывается в комиксе «Mass Effect: Эволюция». Кора неохотно рассказывает о своём отце, но признаёт, что, хоть он и был «колючим старым уродом», она его любила. Ещё один намёк на Призрака можно найти в воспоминаниях Алека Райдера, где он общается с неким «Благодетелем», который преследует те же цели и методы, что и Призрак.


Другую пасхалку, связанную с «Цербером», найти сложнее. В квесте «Игры разума» на Кадаре Райдер натыкается на пару учёных, чей сигнал нужно отследить. Оказывается, когда-то они работали на «Цербер», и в их планшетах сохранилось много компромата на Призрака и Миранду Лоусон.

Сарен Артериус - ещё один неординарный персонаж из первой Mass Effect. Если последовать за Авитусом Риксом на планете Хаварл, можно узнать, что тот, как и Сарен, был СПЕКТРом (это звание «межгалактической полиции» получил и Шепард). Именно Артериус рекомендовал Авитуса на должность. Вспоминая Сарена, Рикс говорит, что турианец был жестоким, но не безрассудным.

Райдер пересекается и с более доброжелательными персонажами из Млечного Пути. У всех великих людей есть фанаты и подражатели, у Шепарда тоже был такой поклонник, Конрад Вернер . Оказывается, у него есть сестра Кассандра - к слову, не менее странная, - которая и расскажет о фанатизме своего братца.

Игравшие в DLC «Mass Effect 3: Омега» наверняка помнят отважную и таинственную турианку Найрин Кандрос, предводительницу отряда «Когти». Тиран Кандрос , её двоюродный брат, служит начальником ударных сил на Нексусе. Досталось упоминание и доктору Окиру , создателю Грюнта, - Райдер помогает учёным на Элаадене отыскать данные его исследований. А те, кто бывал на «Цитадели», помнит, что по любому вопросу туристу всегда была готова помочь приятная цифровая дама Авина , виртуальный интеллект. Эта же программа предлагает услуги гида и на Нексусе.

Отсылки к фантастическим произведениям

Не считая полунамёков и интересных фактов - например, Лекси, доктор «Бури» говорит голосом Натали Дормер , а планета Хаварл очень сильно напоминает Пандору из «Аватара» Кэмерона, - в Andromeda много полноценных отсылок к фильмам и сериалам. Например, для знатока мультсериала «Рик и Морти» комбинация символов «С-137» неслучайна: в мультике С-137 - «главная» вселенная.

Ни одна игра о космосе не может обойтись без отсылок к «Звёздным войнам» . На этот раз в миссии на лояльность Лиама Райдер, беседуя с предводителем вражеской группировки, может воспроизвести сцену из фильма «Звёздные войны. Эпизод IV - Новая надежда».

Попадаются отсылки и к некосмическим франшизам. В руинах Элаадена углядели постер из «Тёмного рыцаря: Возрождение легенды» , а поклонники Plants vs. Zombies найдут в каютах «Бури» пару плюшевых игрушек Горохострела и Учёного. В апартаментах Райдера есть небольшая статуэтка Z7 Imp, который, в свою очередь служит отсылкой на Mass Effect и N7 в Plants vs Zombies.




Коллекция гика

Оказывается, Райдер - преданный фанат Шепарда: Первопроходец коллекционирует модельки космических кораблей (среди них затесалась и дорогая сердцу «Нормандия» ), а в исследовательском арсенале на Нексусе можно собрать полную экипировку Шепарда, заглянув в раздел крафта снаряжения из Млечного Пути.

Есть и двойная пасхалка: на любой новой планете можно купить скин N7 для «Кочевника», местного аналога «Мако» из первой части. Название скина - «Архангел» : не что иное, как небольшой привет Гаррусу.

Это лишь некоторые пасхалки, которые удалось обнаружить в Mass Effect: Andromeda. Несмотря на проблемы с лицевой анимацией, о которой не говорит только ленивый, мир у BioWare получился огромный. Кто знает, что ещё там скрывается?

Статьи по теме: