Дидактические игры для занятий изобразительной деятельностью и художественным трудом. Дидактические игры по продуктивным видам деятельности

Юлия Белоносова
Картотека игр по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста

Картотека по изобразиельной деятельности для детей дошкольного возраста .

1. Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель : закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения .

Материал и оборудование : карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

Правила игры : нарисовать овалами не менее 5 изображений растений , раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Игровые действия : дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

2. Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки» .

Цель : учить детей сравнивать цвет , фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал и оборудование : карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый, фигурки животных (лягушка, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т. д.) .

Правила игры : взять по две карточки разного цвета , назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне.

Игровые действия : угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

3. Дидактическая игра «Портреты» .

Цель : научить детей рисовать голову , используя шаблоны.

Материалы и оборудование : лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей , глаз, носа, губ, ушей, причесок.

Игровые действия : на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.

4. Дидактическая игра «Нарисуй теплую картинку » .

Цель : уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета» ; продолжать учить составлять картинку по памяти , используя при раскрашивании теплую гамму.

Материал и оборудование : 4 картинки с изображением несложных сюжетов , геометрические формы, встречающиеся на этих картинках , цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Правила игры : внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец , по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Игровые действия : изображение сюжета , дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.

Творческие задания :

Расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым) ;

Раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

5. Дидактическая игра .

Цель : закрепить знания детей детей с геометрическими фигурами : круг, квадрат, треугольник.

Материал и оборудование : шаблоны из картона

Правила игры : воспитатель предлагает детям шапку, шарф и рукавички. Дети украшают одежду предложенными геометрическими фигурами по заданию воспитателя : «Укрась шарфик синими геометрическими фигурами» и т. д.

6. Дидактическая игра «Укрась шапку, шарф, рукавички» .

Цель : закрепить знания детей об основных цветах спектра. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами : круг, квадрат, треугольник.

Материал и оборудование : шаблоны из картона (шапка, шарф, рукавички, геометрические фигуры.

Правила игры : воспитатель предлагает украсить одежду определенными геометрическими фигурами : «Укрась варежки кружками» и т. д.

7. Дидактическая игра «Цветное лото» .

Цель : развивать у детей умения различать цвета, называть предметы одного цвета.

Материал и оборудование : 4 карты , разделённые на 4 клетки, в которых изображены предметы одного цвета : красного – звезда, флажок, цветок, вишни; жёлтого – лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого – виноград, ель, лист растения, огурец; синего – василек, колокольчик, сливы, воздушный шар; бумажные квадратики таких же цветов.

Правила игры : воспитатель раздаёт детям карты , а посредине стола кладёт 16 квадратиков четырех разных оттенков. Предлагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов, как предметы на их картах , и разложить их по соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие цвета использованы художником. Например : «У меня все предметы жёлтого цвета» или : «У меня синие предметы» .

Публикации по теме:

Обучение детей художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Изобразительная деятельность.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4–5 лет) Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4 – 5 лет) 1. Дидактическая игра «Найди ошибку».

Картотека игр по экологическому развитию для детей дошкольного возраста Съедобное – не съедобное Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Развивать память, координацию. Материалы.

На современном этапе развития дошкольного образования (ФГОС, по-прежнему, актуальной задачей для образовательного учреждения, является.

Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет) «В гости к пальчику» В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому (выставить вверх большой палец) Указательный и средний, Безымянный.

Картотека стихов для детей старшего дошкольного возраста о профессиях Стихотворения для детей 4-6 лет о профессиях. Нахожусь всегда в полёте В белоснежном самолёте. Пассажирам помогаю, Прессу, кофе предлагаю.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

подобрала педагог ИЗО

МБДОУ «ЦРР – детский сад №166»

г. Воронеж

ЦИЦИЛИНА М.Г.

Д/И «Угадай, что получится?»

Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество.

Материал: Лист бумаги, карандаши.

Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать

предмет (линию), но не полностью. Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

Д/И «Волшебная палитра»

Цель: Развивать чувство цвета.

Материал: Гуашь. Палитра.

Задание: Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).

Д/И «Чего на свете не бывает?»

Цель:

Материал: Цветные карандаши. Бумага.

Задание: Педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.

Д/И «Что это может быть?»

Цель: Развиватьвоображение.

Материал: Гуашь. Палитры.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.

Д/И «Расскажи об их настроении»

Цель: Развивать восприятие, внимание, воображение.

Материал: Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Бумага. Цветные карандаши.

Задание: Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.

Д/И «Поможем художнику»

Цель: Развивать творческое воображение.

Материал: Цветные карандаши. Бумага.

Цель: Педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.

Д/И «Придумай сам»

Цель: Развивать воображение, фантазию.

Материал: Бумага. Краски. Палитры. Фломастеры.

Задание: Педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.

Д/И «Волшебные картинки»

Цель: Учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.

Материал: Лист бумаги с незаконченным изображением. Цветные карандаши.

Задание: Дорисуй картинку. Отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что- то своё, непохожее на другие картинки.

Д/И «Веселая палитра»

Цель: Развивать чувство цвета.

Материал: Карточки с предметами. Палитры с оттенками цветов.

Задание: Назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон...(и т.д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)

Д/И «Клубочки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Материал: Картинка «Котенок с клубком». Листы бумаги. Карандаши.

Задание: Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой котенок играет с клубком ниток. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

Д/И «Симметричные предметы»

Цель: Закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.

Материалы: Шаблоны кувшинов, ваз и горшков, разрезанные по оси симметрии.

Задание: У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.

Д/И «Веселый гном»

Цель: Научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: Картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Задание: Педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать.

Д/И «Чудесный лес»

Цель: Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: Листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения.

Цветные карандаши.

Задание: Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес,

полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.

Д/И «Перевертыши»

Цель: Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал: Карандаши. Листы бумаги с изображением половинки предмета.

Задание: Педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.

Д/И «Составь портрет»

Цель: Закреплять знания о жанре портрета. Развивать чувство пропорции.
Материал: Разнообразные модификации частей лица. Бумага. Цветные карандаши.

Задание: Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет.

Определить настроение и нарисовать портрет.

Д/И «Подводный мир»

Цель игры: Закреплять знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Материал: Иллюстрации с изображением обитателей подводного мира. Бумага. Акварель.

Задание: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

Д/И «Нарисуй теплую картинку»

Цель: Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Задание: Внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Д/И «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель: Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовывать изображения.
Материал: Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Д/И «Витражи»

Цель: Развивать воображение, чувство цвета и формы.

Материал: Бумага. Фломастеры. Цветные карандаши. Гуашь.

Задание: Педагог предлагает детям с закрытыми глазами нарисовать линиями изображение на листе бумаги. Затем рассмотреть получившееся изображение, придумать, на что оно похоже и раскрасить его красками.

Елена Гирдзияускас

Думаю, никто не будет спорить со мной с тем, что изобразительное искусство оказывает благотворное влияние на всех людей, особенно на детей. Чтобы познакомить детей с искусством, мы, конечно, подбираем репродукции, фотографии, но этого оказывается мало для того, чтобы ребенок понял тему и ему было интересно. Поэтому в своей работе, как в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми, для ознакомления детей с искусством я использую ИГРЫ. Хочу предложить их Вашему вниманию.

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ.

«Жанры живописи»

Цель: Закрепить знания детей об изображении пейзажа (портрета, натюрморта, сказочного жанра) и его признаках. Найти этот жанр среди других и обосновать свой выбор.

«Собери пейзаж»

Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о

признаках времени года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, весенний,

«Времена года и краски»

Цель: Закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, которые подходят осени, зиме, весне, лету.

«Части суток и краски»

Цель: Определить к какой части суток относятся предложенные пейзажи. Выбрать цветные карточки, с которыми ассоциируется та или иная часть суток.


«Составь натюрморт»

Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта. Составить композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т. д.)


«Семейный портрет»

Цель: Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать части лица и составить портреты мамы, папы, дедушки, бабушки, брата и сестры.

«Придумай и собери портрет»

Цель: Составить портрет из отдельных частей лица по собственному выбору и воображению.



«Портрет сказочного героя»

Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица, их пространственном местонахождении. Составить портреты сказочных героев из разрезанных частей.



А.В.Боргуль Игры 02 Сен 2016

Игра - это работа ребенка, а игрушки - его инструменты. Игра детям нужна не меньше пищи и вашей любви. В игре ребенок изучает мир, поэтому для него необходимо создавать обучающую среду, с разными игрушками и занятиями. Важно также чтобы у ребенка было свое пространство, где он смог бы играть самостоятельно, складывать пирамидку, укладывать

«Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

«Городецкие узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

«Распиши платок для мамы»

Цель:

«Художественные промыслы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель:

«Дорисуй узор»

Цель:

Ход игры:

«Найди друзей среди красок »

Цель:

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов « друзей » желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель:

Ход игры:

«Закончи картинку»

Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

«Подготовим стол к празднику»

Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.

Ход игры: перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 - 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

«Распиши платок для мамы»

Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

«Художественные промыслы»

Цель : Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель : Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

«Дорисуй узор»

Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

«Найди среди красок друзей»

Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

Сборник дидактических игр

В сборнике представлены дидактические игры для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом.

Адресовано педагогам дополнительного образования художественно-прикладной направленности, воспитателям детских садов.

Введение ……………………………………………………………….. 4

Дидактические игры

для занятий рисованием …………………………….………………… 5

Дидактические игры

для занятий лепкой …………………………………………………....... 6

Дидактические игры

для занятий аппликацией ……………………………………………. 7

Введение

Как известно, игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности, развивают творческие способности детей.

В сборнике представлены дидактические игры, которые можно использовать на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом с детьми 5-7 лет.

Для удобства использования все игры распределены по видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры, используемые на занятиях по рисованию, направлены на закрепление знаний о цвете и его оттенках, развитие фантазии детей. Игры, используемые на занятиях по лепке, помогают закрепить представление детей о плоских и объемных геометрических формах, развивают творческую фантазию детей, мелкую моторику рук, активизируют поисковую деятельность ребенка. Выполняя игровые задания с бумагой, дети закрепляют умения вырезывать различные геометрические фигуры из бумаги, составлять композицию по замыслу, развивают воображение, творческие способности.

Данный сборник будет интересен педагогам дополнительного образования художественно-прикладной направленности, воспитателям детских садов.

Дидактические игры для занятий рисованием

«Все цвета вокруг нас»

Задачи: закрепить знания о цвете и его оттенках; упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.

Ведущим такой игры может быть педагог или дети.

Такую игру можно использовать как динамическую паузу на занятии.

Ход игры: водящий называет какой-либо цвет, а участники игры находят предмет такого цвета.

«Подбери цвет и оттенок»

Задачи: закрепить представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов; упражнять в употреблении названий оттенков цвета: темно-красный, светло-зеленый и др.

Ход игры: педагог показывает овощ или фрукт и просит назвать его цвет или оттенок.

«Теплые и холодные краски»

Цель: закрепить знания о теплых и холодных цветах

Ход игры:

1–й вариант: раздать детям карточки с теплыми и холодными цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и тех, у кого с холодными.

2-й вариант: выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду, один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками холодных цветов.

«Дорисуй предмет, пользуясь заданной формой»

Цель: развивать фантазию детей

Ход игры:

Раздать листы бумаги, на каждом из которых нарисован круг радиусом 4 см. Дети на занятии работают простыми и цветными карандашами.

Педагог говорит: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. Вы готовы поиграть?» Чипполино: «Ребята, сейчас я покажу вам свой рисунок – вот этот круг. Попробуйте угадать, что я хотел нарисовать при помощи этого круга, и изобразите это на своих листах. Только нельзя увеличивать и уменьшать круг, изменять его форму». Дети дорисовывают круг. Чипполино на руках у педагога (педагог ходит между рядами) просматривает работы. Не все сразу догадываются, как можно изобразить предмет, пользуясь уже готовой формой круга, бывают и ошибки. И тогда Чипполино в непринужденной форме указывает на них, помогает переделать работу. Когда рисунки почти готовы, он подводит итог: «Совершенно верно, все это я и хотел нарисовать!» Рисунки получились такие разные. Чипполино добавляет: «Просто я такой хитрый, мне одного круга мало».

В конце занятия он помогает устроить выставку детских работ.

Дидактические игры для занятий лепкой

«Лепим фигуры»

Цель: передать форму выбранного животного, соблюдая пропорции; вылепить фигурку животно­го (зайчика, собаки, котенка).

Ход игры:

Загадываются загадки:

На дворе сидит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идет,

Она знать дает

Дети отгадывают, педагог выставляет игрушку-собачку и спрашивает: «А как вы догадались?» Дети объясняют (словами загадки).

Мохнатенький, усатенький,

Есть начнет - песни поет.

(Котенок)

Проводится аналогичная работа.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку - тык, тык!

Выясняется, как ребята узнали, что это зай­чик.

«Кто есть кто или что есть что»

Задачи: активизировать поисковую деятельность ребенка, совершенствовать умения лепить из пластилина предметы разной формы.

Ход игры: ребятам предлагается задумать и вылепить два разных изображения, чтобы можно было угадать, кто есть кто (например, жук и гусеница) или что есть что (например, яблоко и банан). Автор работ демонстрирует их ребятам, а те угадывают, кто или что перед ними.

Дидактическая игра «Формы»

Задачи: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах. Создать поисковую ситуацию: вылепить из пластилина объемные формы, глядя на схематичное или неполное изображение на плоскости.

Варианты игры: педагог предлагает детям вылепить:

Три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.

Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)

Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?).

Вылепить три разных квадрата.

Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?).

Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)

Вылепить несколько геометрических тел.

Вылепить несколько геометрических фигур.

Вылепить домик из нескольких форм.

Вылепить лесенку.

«Пластилиновая живопись»

Задачи: развивать творческую фантазию детей, чувство цвета, мелкую моторику руки.

Ход игры: ребятам предлагается смешать 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета, до получения причудливых разводов и пятен и вылепить из полученной массы вазу, кашпо или скульптуру.

«Детская площадка»

Задачи: развивать творческую фантазию детей, мелкую моторику руки.

Ход игры: педагог показывает детям изображение игровой площадки на которой стоят качели и горка, просит детям подумать, что еще можно разместить на игровой площадке, затем предлагает вылепить свою детскую площадку на которой хотелось бы поиграть.

Дидактические игры для занятий аппликацией

«Собери урожай»

Задачи: формировать уме­ния подбирать цвет и форму заготовки в соответствии с выбранным фруктом.

Ход игры: дети вырезывают из цветной бумаги овощи и фрукты, а затем в прикрепленные к доске корзины собира­ют урожай: в первую корзину кладут овощи, во вторую – фрукты.

«Украсим рукавички»

Задачи: развивать воображение, умение составлять композицию по замыслу.

Ход игры: педагог предлагает детям украсить рукавички, вырезанные из цветного картона. Дети придумывают узор, вырезывают элементы узора из цветных полосок (круги, полоски, различные фигуры), располагают узор в середине силуэта, по краю, наклеивают все детали.

«Продолжи узор»

Задачи: формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность.

Ход игры: каждый играющий получает цветную карту с половинкой узора и выкладывает недостающую часть узора из цветных элементов, точно повторяя их расположение, цвет и форму.

«Необычный зоопарк»

Задачи: закрепить умение вырезывать круги из квадратов, развивать творческую фантазию детей.

Ход игры: педагог предлагает совершить путешествие в сказочную страну, где живут необычные животные, состоящие из кругов и полукругов: у них туловище, голова, уши и даже хвост круглые или полукруглые. Дети вырезывают разного размера круги из заранее приготовленных квадратов и составляют из них изображение животного. Из полученных изображений животных составить выставку «Необычный зоопарк».

«Человек в движении»

Цель: развивать творческую фантазию детей

Ход игры: педагог дает сведения об основных пропорциях фигуры человека, затем на доске размещает волшебный квадрат, состоящий из нескольких прямоугольников. Затем, размещая прямоугольные части квадрата на доске, педагог дает представление об основных пропорциях фигуры человека: размер туловища с головой равен длине ног, колено делит ногу пополам, длина рук равна длине ног и т.п. детям предлагается изобразить фигуру человека в движении с помощью «волшебного квадрата».


Лутай Марина Игоревна
Статьи по теме: