Древние игры славян. Народные игры славян

Познание мира начинается с игры. Мы, маленькие, ещё в неосознанном возрасте играем, чтобы познать мир. Поэтому то, во что играют дети, и то, как они играют – говорит, какие из них вырастут взрослые. А если придерживаться выражения “дети – это настоящие люди, а взрослые – то, что от них осталось”– играйте и тогда, когда станете взрослыми, и не останавливайтесь. Лучше, если вы будете играть всю жизнь. Это полезно, и, к тому же, делает нас лучше.

Что же осталось в наше время от древних игр наших маленьких предков? Пусть только для самых маленьких, но всё же любопытных современников остались “Салки-ловишки” всевозможных видов (“Салки-приседалки”, “Колдунчики”, “ Пристеночки”), “Прятки”, поистине бессмертная игра всех без исключения детей, “Казаки-разбойники” в десятках вариантов, “ Двенадцать палочек”, “Лунки”, “ Ножички”, “ Классы”, в которые, кстати, раньше играли только мальчики, “ Волк во рву”, “Гуси-лебеди и волк”, “Колечко”, “На златом крыльце сидели”, “Шёл козёл по лесу”.

Все эти игры популярны ныне разве только в детских садах и младших классах школы, но, тем не менее, они живут, и, надеемся, будут жить и дальше.

“Волк и дети”

Один из играющих — Волк, сидит в стороне, подперев лицо руками. Дети бегают перед ним, распевая песенку и делая вид, что собирают ягоды:

Щипаю, щипаю по ягодку,
По чёрною смородину.
Батюшке на вставчик,
Матушке на рукавчик.
Серому волку
Травки на лопату.

С последними словами дети бросают в волка траву и разбегаются. Он ловит, пойманный делается волком.

“Колдун”

В двух разных местах чертятся два города, шагах в сорока от играющих. Между ними — Колдун. Дети перебегают из одного города в другой, а Колдун их ловит и делает своими пленниками. Первого “запятнанного” Колдун делает Сторожем. Сторож следит за тем, чтобы играющие не освободили пленников, запятнав их. Играющие же, стараются завлечь Колдуна в другую сторону, чтобы он не знал, на кого напасть. Когда все играющие запятнаны, Колдуном становится последний пойманный.

“Горелки”

Сначала выбирают водящего. Он называется Огарыш или Горелка. Позади него на расстоянии 80-160 см парами выстраиваются играющие. Они распевают:

“Гори, гори ясно!
Чтобы не погасло!
Глянь на небо!
Птички летят,
Колокольчики звенят!”

В это время последняя, задняя пара, отделяется от всех и идёт шагом вперёд, разъединившись, один — направо, другой — налево. Поравнявшись с Горелкой, они бегут со всех ног, стараясь схватиться за руки. Горелка старается поймать кого-то из них или коснуться ладонью. Пойманный становится с водящим в одну пару, а тот, кто остался, становится Горелкой.

Создавая игры, русский народ вкладывал в них глубокий смысл - это и учеба, и труд, и воспитание. Подвижные игры развивают ловкость, гибкость, силу, воспитывают богатырский дух, к тому же заставляют думать. Народные игры вызывают чувство единения, товарищества.

Взятие городка

Взятие городка - На пригорке люди строят укрепление из дрёвен и сучьев, зимой - из снега. Это будет городок. Все дамы от мала до велика становятся защитниками крепости и находятся внутри городка. Мужчины делятся на всадников и коней и начинают наступать. Задача мужчин разрушить крепость, проникнуть внуть и захватить знамя. Сложность в том, что всё это время нужно быть на коне, если же наездника сбрасывают или он падает сам, то он вылетает из игры. Задача девушек защитить знамя и не дать его захватить. Для защиты знамени женщины могут использовать палки обмотанные шкурами, получается некая дубина, набитые соломой мешки и снежки зимой. Игра продолжается пока атакующие не захватят знамя или же не откажутся от этой идеи. Вбольшинстве случаев игра затягивается, ведь всадник который захватил флаг удостаивается чести перецеловать всех дам в крепости.

Коняшки

Коняшки - игроки делятся на две команды - два войска. Внутри команды происходит деление на всадников и коней. Всадниками чаще всего бывают женщины. Задача игроков - вывести из равновесия другую пару. Выигрывает та команда в кторой всадники останутся в "седле".
Христиане, насмотревшись из-за кустов за подобными игрищами, насочиняли затем страшные сказки о «скачущих ведьмах», загоняющих людей до смерти.

Ящер

В этой игре в роли ящера выступает юноша - он владыка подземного мира. Вкоруг него участники становятся кружком. Ярещеру завязывают глаза и вокруг него начинают водить хоровод, припевая песню:

Сидит ящер,
Орехи лущит
Под ореховым кустом
Чок-чок, пятачок,
Сидит ящер - дурачок.

«Ящер» :
Жениться хочу!

Возьми себе девку
Девку молодую.

«Ящер»:

Кто она такая,
Как её зовут
И откуда привезут?

Хор:
Вот она!

«Ящер», пальцем показывает жертву, не снимая повязки. Если выбранный игрок оказывается юноша, то он занимает место «ящера». Если девушка, то «ящер» несёт «топить» её к ближайшей речке. Пока ящер несёт девушку к воде она может откупиться поцелуем или подождать пока ящер устанет. Всё зависит от желания девушки.

Моргалочки

Участники образуют двойной круг, то есть за каждым человеком стоит второй - его пара. Один участник остаётся без пары.
Цель игрока без пары переманить себе игока стоящего во внутреннем круге, незаметно подмигнув ему. Если же игрок стоящий во внешнем круше не заметит подмигивания то он выходит в центр, а его место занимает водила.

И нтересно, допускал ли кто-то мысли или же предположения о том, откуда же к нам пришли все детские игры и забавы? Ведь не случайно в нашу детскую жизнь приходили такие игры как «Казаки-разбойники» или же любимая всеми битва снежными «бомбами». На самом деле, все эти радостные забавы имеют под собой стойкую историю, которая зародилась ещё с самых давних времён, когда существовала единая Русь. Если проявить немного любопытства и настойчивости, то о любой старой доброй народной игре можем узнать интересные подробности, ведь создания таких забав было сделано не случайно. Каждой забаве предшествовала какая-нибудь предыстория. Предыстория, как правило, носит в себе характер быта или же культурно-исторический характер. Небольшой ларец с художественным декором традиционной русской живописи представлял из себя камеру хранения для предметов, участвующих в детских забавах.

Классификация игр древних славян

Так давайте же поподробнее ознакомимся с небольшим списком игр, в которые могут сыграть и ваши дети. Каждая игра по-своему уникальна и тратить на неё много сил не придётся, а вот время потратить всё же придётся, ведь если игра понравится, от неё потом не оторвёшься. Каждая игра хранит в себе азарт, большое количество забавных воспоминаний и обеспечивает качественную активную работу.

Рассматривая игры древних славян, можно подметить, что все они делятся на 5 областей разнообразной тематикой:

  • игры на находчивость, быстроту и координацию;
  • игры по религиозно-культовым мотивам;
  • военные игры;
  • игры, отражающие отношения человека и природы;
  • игры на силу и ловкость;
  • игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков.

Оглядываясь в прошлое, мы можем увидеть, что раньше тандем «человек-природа» был куда сильнее и зависел друг от друга. Жизнь человека всегда зависела от милости природы, ведь охота, работы на полях и т.д. – всё это было выполнимо только тогда, когда погода и природа были благосклонны к русскому народу.

Поэтому неудивительно, что природа играла большую роль и в обычаях, праздниках, культуре и традициях славянских людей. У каждого ребёнка папа был охотником, и каждому малышу хотелось ощутить те же эмоции и проявить те же действия, что и взрослые. Отсюда стали вытекать разнообразные игры, связанные с человеком и природой. Дети стали повторять действия взрослых, тем самым создавая какие-нибудь забавы. Чаще всего героями игр становились какие-нибудь хищные лесные животные – лиса, медведь, волк. Например, «медведь и вожак» или же «волки и овцы».

Каждая сфера охоты была взята под отдельное крыло ребятни и превращалась в какую-нибудь забавную игру. Каждая славянская игра отличается тем, что, рассматривая в отдельности каждую, можно кратко, но очень близко ознакомится культурой наших предков, с их повседневными занятиями и заботами. В частности, отражение славянского быта можно заметить в таких играх как «Удочка», «Птицелов» и т.д.

Отголоски религиозно-культовой жизни также можно наблюдать в играх славянских народов. Разнообразие всякой нечисти всегда фигурировало в забавах – домовые, черти, русалки, водяные, ведьмы и т.д. Но дети умеют проявить потрясающую фантазию и сделать игру более активной, более опасной и ужасно азартной. Примерами таких игр являются «Черти в аду» или «Водяной».

Нельзя оставить без внимания и такие замечательные игры как «Жмурки», «12 палочек» и т.д., ведь благодаря им, дети прекрасно развивают координацию, находчивость, а также быстроту. Дети – существа, не любящие сидеть на одном месте, им нужно двигаться, искать, исследовать, участвовать в приключениях, интересоваться всем происходящим вокруг. Поэтому славянские игры позволяют детям в полной мере получить дозу активности, положительных эмоций, конкуренцию, а также большое количество соревнований.

Не остались и без внимания игры на определение силы и ловкости. Люди, проявляющие такие способности, всегда ценились и ценятся по сей день среди большинства. Поэтому были придуманы игры, показывающие непобедимую мощь русских людей – «Бой петухов», к примеру.

Военная тематика не могла не войти в детские игры. За свою долгую историю военные игры не претерпели каких-либо существенных изменений и дошли до нас в почти первозданном виде.

Ну куда же и без военных забав? До наших дней традиции военных игр остались неприкосновенны, и мы имеем уникальную возможность поучаствовать в воинах тех времён. В общем представлении игра выглядит следующим образом: участники делятся на две противостоящие друг другу команды. Позже они объясняются между собой о том, каким оружием они будут противостоять в борьбе, и каким образом будет определяться победитель. Из примеров можем вспомнить такие игры, как «Казаки-разбойники», «Снежки» и т.д.

Игра – самое любимое занятие детей и взрослых. Игра – самая лучшая и самая эффективная форма получения новых знаний, навыков, умений, опыта. В играх человек учится всему, что ему нужно в жизни. Именно поэтому в славянской традиции весь процесс обучения детей строился в форме игры. Однако сейчас многие взрослые не помнят игр, в которые играли в детстве. И вспоминая их на праздниках веселятся, как дети. Вспомните и вы те игры, в которые играли вы и ваши пра-пра-пра…родители. Многие из них развивают способности: ловкость, внимательность, выносливость, смекалку и т.д.. Кто, если не вы, передаст эти игры вашим детям?

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Раз, два, три – водяной не спи!
Хоровод останавливается, "водяной” встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих.
Задача водяного – определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. "Водяной” может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Для большей сложности "водяной” при последних словах песни раскручивается навстречу движения хоровода.
P.S.
Когда долго играют, то многих уже узнают по одежде, поэтому наши ребята иногда меняются шарфами, или снимают какую-либо деталь одежды, чтобы было посложнее. Приседают пониже или встают на цыпочки. Игра очень веселая. Как правило, в нее играют дольше всех.

«Жмурки» - старинная игра, которая имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами - «жмурка» - должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.
ЖМУРКИ С ГОЛОСОМ
Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий (по жребию) становится в середину круга. Ему завязывают глаза или надевают на голову колпак, закрывающий глаза. В руки водящему можно дать палочку, можно играть и без нее.
Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не остановит командой «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает водить.
Правила Требовать подачу голоса можно до 3 раз, после чего водящий должен сказать, кто держит его за руку (или палочку). Если водящий не смог угадать 3 раза, его сменяют новым водящим по жребию или выбору. Когда водящий просит подать голос, должна быть полная тишина.

ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

В игре участвуют дети от 3 до 40 человек.
Выбирается один водящий - «медведь», который становится в углу площадки (или помещения). Остальные играющие - дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем «доме». Пространство между «берлогой» «медведя» и детьми - «бор» («лес»).
Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «медведю». Во время сбора «грибов» и «ягод» дети припевают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
Медведь простыл,
На печи застыл!
Последние две строки теперь часто заменяют на:
А медведь сидит
И на нас рычит!
После последних слов «медведь», который до этого притворялся спящим, потягивается и бежит к детям, а они быстро поворачиваются и бегут к себе «домой» или разбегаются в разные стороны, стараясь не попасться «медведю», который стремится поймать их (дотронуться рукой - осалить).
Кого «медведь» поймает, тот меняется с ним ролью. Если «медведю» не удастся поймать кого-либо (все ребята спрячутся к себе в «дом»), он идет к себе в «берлогу» и продолжает водить.

Правила «Медведь» не имеет права выбегать и ловить ребят, пока они не скажут последние слова речитатива. Ловить можно только в установленных пределах площадки.
Вариант:
Рисуют два круга, один круг - «лес» (на середину его кладут ягоды и грибы), другой - «деревня». Один из участников игры, изображающий медведя, садится в «лесу». Остальные идут из «деревни» в «лес» по ягоды и грибы, у ребят в руках корзинка. Все поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды я рву.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит,
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Ребята ходят вокруг «леса» и дразнят Медведя:
Уж мы ягоды берём,
А медведю не даём.
Идём в лес с дубинкой -
Бить медведя в спинку!
Передавая друг другу корзинку, они пытаются забежать в «лес» и бросить в корзинку ягоды и грибы. Кого Медведь в «лесу» поймает, тот выбывает из игры. Когда всё же кому-то удастся забежать в «лес» и бросить в корзинку ягоды и грибы, тут все бегут в «деревню», а Медведь догоняет. Если Медведь догонит ребят и отберёт корзинку, то забирает ягоды и грибы себе. А если ребята сумеют убежать от Медведя в «деревню», то выбирается новый Медведь, и игра продолжается.

Старинная игра «Лапта», часто называемая «Русской лаптой», причем в разных местах она имеет свое название (например, в Таджикистане эта игра называется «Тулуфбози», в Башкирии - «Уральский мяч», в Каракалпакии - «Кошамаран») и некоторые различия в правилах. Приведенные ниже правила игры применяются главным образом в средней полосе РСФСР.
В «Лапту» играют на большой площадке, лужайке в летнее время. Участвуют в ней школьники, молодежь и взрослые, от 8 до 30 человек. Игра проводится самостоятельно. Судьями в игре обычно бывают капитаны команд, или «матки», как их часто называют в этой игре.
Для игры требуются небольшой тряпичный, резиновый или теннисный мяч и лапта - круглая палка длиной 70-80 см и толщиной 3-3,5 см. С одного конца ее немного стесывают, чтобы легче было держать в руках; на другом конце она остается круглой (для начинающих можно сделать ее лопатообразной).
Описание.
На двух сторонах площадки - «поля» - на расстоянии 40-80 м чертят или отмечают ветками или другими предметами две линии - линию кона и линию «города». Выбирают двух капитанов («маток») и разделяются на две команды любым способом (обычно путем сговаривания). По жребию одна команда становится за линию «города»; другая размещается произвольно в «поле». Капитан «полевой» команды посылает одного игрока в «город» для подачи мяча.
По очереди первый метальщик - игрок «города» - берет лапту и становится у линии «города», напротив него находится подающий, который подбрасывает мяч, а метальщик отбивает его лаптой в «поле» как можно выше и дальше. Полевые игроки стараются поймать его с воздуха или схватить с земли. Пробивший удачно по мячу бежит на кон и возвращается в «город», за что зарабатывает 1 очко. Игроки «поля», схватив мяч с земли, пытаются осалить мячом перебегающих. Если кого-либо осалят, сами бегут в «город», а игроки из «города» бегут в «поле» и стремятся попасть мячом в игрока, не успевшего убежать в «город» (т. е. стремятся «от-салиться»).
Команда, успевшая в полном составе занять «город», остается там и начинает отбивать мяч в «поле». Если полевой игрок поймает его с воздуха («свечу»), вся его команда переходит в «город», а бывшие в «городе» идут в «поле». И так идет борьба за овладение «городом». Каждый сумевший пробежать на кон и обратно зарабатывает очко. Играют до определенного количества очков или на условленное время. Команда, получившая больше очков, выигрывает.
Правила Игроки «города» отбивают мяч в «поле» по очереди, установленной капитаном. Каждый игрок бьет по мячу 1 раз, а капитан имеет право на 3 удара. Подающий должен подбрасывать мяч так, чтобы было легко ударить по нему, иначе он обязан повторить подбрасывание. И так до 3 раз. Если 3 раза он подбросит плохо, его сменяют. Перебегающий должен оставить лапту в «городе», иначе обязан возвратиться за ней. Попадание мячом засчитывается лишь в том случае, если он попадет в игрока непосредственно, а не отскочив от чего-либо. Если игрок пробил мяч слабо, он может не бежать на кон, а ждать хорошего удара, выполненного затем кем-либо из других игроков. Поэтому одновременно могут бежать несколько игроков, пробивших мяч неудачно. Подающий имеет право осаливать перебегающих, как и игроки «поля». Перебегать можно только до тех пор, пока мяч находится вне «города». Вернувшийся в «город» игрок имеет право опять отбивать мяч в «поле» в порядке очереди.

Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать свой живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.

Узнав нехитрые правила русских народных игр, можно погрузиться не только в захватывающий мир детства, но и понять, как жили и отдыхали наши предки.

Русские народные игры и их правила

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков.

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников - подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Горячее место

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Краски

Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

Я монах в синих штанах, пришел за краской. - За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

Есть такая! - Сколько стоит? - Пять рублей

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

Гуси-лебеди, домой!

Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

А чего волкам надо?

Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

Существует еще одна вариация этой игры.

Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».

Салки

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.

Удар по веревке

Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.

Казаки-разбойники

Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.

Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.

По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.

«Тише едешь»

Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой - остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего - постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.

Медвежонок

Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой - дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия.

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы - современные взрослые, в своем детстве. Это "Колечко", "Море волнуется", "Вышибалы", "Классики", "Резиночка" и другие.


Статьи по теме: