Игровая программа путешествие в растительный мир. Конкурсная программа "Мы – друзья природы". Награждение победителей конкурса эмблем

Сценарий познавательно-игровой программы «Защитники природы!»

Подготовила: Яковлева Н.М., педагог дополнительного образования
Описание материала: Предлагаю вам сценарий познавательно-игровой программмы"Защитники природы"для детей 10-17 лет. Данный материал будет полезен классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Это сценарий программы, направленной на расширение и углубление знаний детей о природе, её законах, он учит бережному отношению к природе, ответственности за свои поступки в мире природы.
Сценарий познавательно-игровой программы «Защитники природы!»
Цель: развивать представления учащихся о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природе, природоохранной деятельности.
Задачи:
- расширить и углубить знания детей о живой природе.
- учить детей заботиться о животных и окружающем нас мире в целом;
-развивать интерес к живой природе и любознательность;
- формировать умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред, или безобидно, или полезно);
-воспитывать уважительное, внимательное отношение к природе.
Реквизиты: набор цветных кружков (красный, жёлтый, зелёный) для каждого ученика, презентации, контуры детских рук, ящик, в нём рогатка, ручки, бумага, магнитная доска, Красная книга России, медали.
Возрастная аудитория: дети среднего и старшего школьного возраста.
Предварительная подготовка: беседы о редких исчезающих животных.
Ход мероприятия.
Зал украшен картинками с изображением животных. Входит ведущий.
Звучит песня «Собака бывает кусачей».

Ведущий: Здравствуйте ребята! Наше мероприятие называется «Мы природой дорожим!» Посмотрите вокруг, посмотрите на картинки вокруг нас, посмотрите на эти слова: «Чтобы дорожить природой, любить её и сохранить – её нужно знать!
Знать самые элементарные правила «общения» с природой!» Как вы думаете о чём сейчас пойдёт речь?

Ведущий: Ребята, а как вы думаете для чего мы сегодня здесь собрались?
Выслушиваются ответы учащихся, ведущий, если нужно, дополняет их.
Ведущий: Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в ваших руках.
Если вам не безразлично будущее нашей планеты, если вы хотите жить долго, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, спать спокойно, не боясь ядерной катастрофы и многого того, что сегодня реально угрожает нашему существованию, вы должны стать на позицию созидания и нести добро миру.
Ты береги нас!

И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!
Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению, не все помнят об этом.
Наша программа «Защитники природы!» посвящена экологическим проблемам.
Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть эти проблемы, постараемся научиться правильно вести себя в природе.
Итак, ребята, первый наш конкурс называется «Эрудит». Посмотрите на экран. (Всё мероприятие иллюстрируется презентаццией).
Слайд №»2 слайд из презентации «Мы природой дорожим».

Ребята, задание такое: объясните с позиции экологии следующие пословицы:


«Без хозяина – дом сирота»
Проводится конкурс «Эрудит»
Ведущий: Следующий наш конкурс называется конкурс «Вода – не вода». Это игра на внимательность.
Называется слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – вы должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – вы поднимаете руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – вы хлопаете в ладоши: цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай, таз.
Ведущий: Хорошо, ребята, молодцы, и теперь следующий конкурс «Знатоки природы»!
Задание: чтобы любить природу, нужно знать её. Отгадайте загадки.
Загадки:
Стоит Алена – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
Слайд №3
Кругом вода, а с питьём беда (Море)
Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)
Слайд №4
Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град)
Слайд №5
Лежала между ёлками подушечка с иголками. (Ёж)
Зверь такой на свете есть: он не мытого не ест, всё в реке ополоснёт, а зовётся он … (енот)
Слайд №6
Кто над нами вверх ногами? (Муха)
Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Слайд №7
К каждой отгадке демонстрируется слайд из презентации «Мы природой дорожим».
Ведущий: А теперь конкурс «Прочитай пословицу по первым буквам картинок». Ребята, вот вам лист бумаги и карандаш. По первым буквам картинок вы должны прочитать пословицу. Внимание на экран. Начинаем.
Проводится конкурс «Прочитай пословицу по первым буквам»
Слайды 8,9,10,11 слайд из презентации «Мы природой дорожим».

Ведущий: Прекрасно, ребята! А теперь викторина! Я буду читать вам текст, а вы должны догадаться о каком животном (птице) идёт речь. Кто знает ответ, поднимает руку. Готовы?
После каждого ответа, ведущий даёт краткую справку о животном и демонстрирует картинку с изображением этого животного из презентации «Животные».
Ведущий: 1-й вопрос. Эта птица бывает 18 видов, в том числе: домовый, черногрудый, полевой, пустынный и даже рыжий. О нем писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки, Барто и Саша Черный. Кто этот пернатый житель городов и сел? (Воробей.)
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №1, 2 из презентации «Животные».
Ведущий: Воробьи широко распространены во всем мире. Длина их тела 12-15 см. У самцов многих видов на горле черное пятно. Почти все стайные, а в период гнездования - колониальные птицы. Некоторые представители рода повреждают посевы. Пустынный воробей охраняется.
Слайд №3,4 из презентации «Животные".

2-й вопрос. Она тезка некоторых девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что внешность ее прекрасна. По этому поводу у нее комплексов нет. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. (Галка.)
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №5, 6 из презентации «Животные».

Ведущий: Конечно же, это галка. По величине она заметно меньше грача и вороны; длина ее тела около - 30 см, а масса - 130-225 г. Оперение черное, на голове, хвосте и крыльях - с пурпурно-синим металлическим блеском. Шея сверху и с боков серая.
Птенцов выкармливает дождевыми червями, пауками, жуками, прямокрылыми, мухами, гусеницами бабочек. Уничтожением насекомых-вредителей галка приносит несомненную пользу сельскому хозяйству.
3-й вопрос. Предмет из черного ящика. Здесь лежит то, чего всегда боятся птицы, но любят мастерить некоторые мальчики. Этот предмет служит им развлечением, а птицам доставляет немало огорчений.
Выслушиваются ответы детей.
Ведущий: Ребята, а почему рогатка доставляет немало огорчений птицам? Можно ли использовать её против птиц?
Слайд 7, из презентации «Животные».
Выслушиваются ответы детей.

Ведущий: 4-й вопрос. Это животное было одомашнено в Азии примерно 5-6 тыс. лет назад. В эпоху Великих географических открытий они были завезены в Северную Америку и Новую Зеландию, где одичавшие животные получили название мустангов. (Лошади.
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №8,9, 10 из презентации «Животные».

Ведущий: Лошади - род непарнокопытных млекопитающих семейства лошадиных, он включает несколько диких видов, в том числе: кулан, лошадь Пржевальского, дикий осел, степной тарпан, несколько видов зебр. Кроме того, к лошадиным относятся свыше 200 пород домашних лошадей. Хотя некоторые исследователи считают зебр и ослов самостоятельными родами. Длина тела лошадей - до 2,8 м, высота - до 1,6 м. Волосы плотно прилегают к телу. На шее развита грива, хвост, с длинными волосами. Лошади распространены в Азии и Африке. Внимание, ребята! В Европе дикие лошади истреблены.
5-й вопрос. Что общего между улыбкой человека и хвостом собаки? (Выражают эмоции)_.
Выслушиваются ответы детей.

Слайд №11, 12 из презентации «Животные».

Ведущий : Собаки не умеют смеяться и говорить. Зато у них есть хвост! Им-то они и выражают свои эмоции. Твой четвероногий друг увидел знакомого спаниеля и завилял хвостом. Так он говорит: «Привет, я рад тебя видеть». У собак так принято здороваться со своими знакомыми и членами своей стаи. Вы для вашего питомца - тоже член его стаи, поэтому он так виляет хвостом, когда вы приходите домой. Так он выражает свое удовольствие и радость, которые человек может выразить с помощью слов и улыбки.
6-й вопрос. Только что мы говорили об улыбке человека и хвосте собаки, которая не улыбается, но свои положительные эмоции выражает вилянием хвоста. А вот крокодилы и аллигаторы вряд ли испытывают радостные эмоции от встречи с человеком, но одни из них способны улыбаться. Наш вопрос звучит так: можно ли по улыбке различить, кто перед нами - крокодил или аллигатор? И, вообще, как их различить, хотя при встрече вряд ли это будет главным. (У крокодила видны все зубы, даже если пасть закрыта.)
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №13,14 из презентации «Животные».

Ведущий: В Австралии есть река, которая называется Аллигатор. В ней полным-полно зубастых, зеленых и хвостатых. По названию реки они и получили свое имя - аллигаторы. Поэтому родиной аллигаторов является Австралия, а настоящие аллигаторы - коренные австралийцы. Главное отличие между крокодилом и аллигатором - в улыбке. Если у зеленого друга пасть закрыта, но вы прекрасно видите все его зубы, знайте - это крокодил. А вот аллигатор показывает зубы только тогда, когда широко раскрывает пасть. Если вы повстречаетесь с зубастиком в соленой воде - не сомневайтесь и зовите его «крокодил». Аллигаторы живут только в пресной воде.
7-й вопрос. Если понаблюдать за муравьями, то можно увидеть: один муравей бежит спокойно, а другой двигается странно, как будто каждую минуту приседает. Объясните, почему второй муравей так движется? (Он помечает свой след.)
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №15, 16 из презентации «Животные».

Ведущий: У муравьев на брюшке имеются специальные железки, выделяющие пахучее вещество. Прижимая брюшко к земле, муравей метит дорожку этой пахучей жидкостью. Значит, что-то нашел и скоро прибежит обратно с подкреплением - видимо, одному добычу не унести. А чтобы найти дорогу к находке, муравей и оставляет пахучий след.
8-й вопрос. Вы никогда не задумывались над тем, почему пчелы набрасываются чуть ли не всей семьей, если человек приближается к улью? Ведь многие из них даже не видели его приближения и, тем не менее, моментально появляются в нужном месте. Как они узнают об опасности? (По запаху, который выделяет жалящая врага пчела.)
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №17, 18 из презентации «Животные».

Ведущий: Оказывается, когда пчела жалит, вместе с ядом она выделяет вещество, которое своим запахом сигналит: «Опасность, враг!» Получив такое сообщение на языке запахов, остальные пчелы немедленно бросаются в атаку. Жало пчелы зазубрено, поэтому остается в коже врага. Вместе с жалом отрываются и весь жалящий аппарат, и железа, выделяющая пахучее вещество. Пчела погибает, но враг уже помечен ее запахом, ему никуда не деться. И если он побежит, пчелы устремятся за ним.
9-й вопрос. Редко чье пение можно услышать зимой. А эта птица любит зиму. И даже любит зимнее плавание. Кто она? (Оляпка, или водяной воробей.)
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №19, 20 из презентации «Животные».

Ведущий: Оляпка - род птиц отряда воробьиных; включает 4-5 видов, в том числе обыкновенную и бурую.
Длина 14-20 см. Характерные особенности: короткие закругленные крылья, довольно длинный хвост, сильные ноги. Клюв прямой, средней величины, ноздри прикрыты кожистой перепонкой. Ушные отверстия имеют кожистый клапан. Оперение густое, плотно прилегающее к телу. Пение мелодичное, громкое, его можно слышать в солнечные дни и зимой.
Обитает по берегам горных, реже родниковых равнинных ручьев и рек в Евразии, Африке и на западе Америки; может плавать, нырять и бегать по дну водоема в поисках пищи: мелких водных насекомых и беспозвоночных.
10-й вопрос. Она носит очень высокое звание - адмирал. Дали это звание не зря, а за красные полосы на крыльях. Они похожи на адмиральские лампасы и на ленты, которые когда-то в старину носили через плечо адмиралы. Кто она? (Бабочка-адмирал.)
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №21, 22 из презентации «Животные».

Ведущий: Крылья бабочек покрыты мельчайшими разноцветными чешуйками. Они образуют яркий и сложный рисунок.
Ребята, много интересного вы сейчас узнали о мире животных? Оказывается, не так-то он прост! Все в нём устроено очень-очень мудро! И мы с вами должны уважать, беречь и охранять этот мир, чтобы сохранить его красоту и необыкновенность!
Ребята, а что это сейчас у меня в руках? Для чего она нужна?
Ведущий держит в руках Красную книгу России. Выслушиваются ответы детей.
Ведущий: Ребята, я думаю, что все знают, нужно беречь животных. Как вы думаете, почему животные, которых мы назвали, стали исчезающими видами?
Выслушиваются ответы детей, если нужно дополняются.
Ведущий:
Наш последний конкурс называется «Оцени поступок человека».
Я буду зачитывать описание поступка человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Перед вами кружки трёх цветов: красные, желтые, зелёные. Вы должны оценить этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок:


зелёный – действие разрешено. Готовы? Начинаем.
1. В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты.
2. Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать.
3. Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок.
4. Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки.
5. Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его.
6. В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения.
7. Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая».
8. Каждую весну на пришкольном участке высаживается большое количество цветов.
Ведущий: Сегодня природа нуждается в защите и заботе, я раздам вам контуры детских рук и предлагаю написать на них, что бы вы сделали по защите окружающей среды. А потом, ребята, вы прочтёте то, что они написали на контуре и расположим их на доске по кругу, в виде цветочка.
Дети выполняют задание.
Ведущий: Ребята, посмотрите, своими руками вы вырастили такой прекрасный цветок. Пусть цветы вечно цветут на нашей земле и радуют нас.
Ведущий: Вот и подошла к концу наша программа. Понравилась ли она вам? А что больше всего запомнилось?
Выслушиваются ответы детей.
Ведущий: А сейчас мне хочется вручить всем вам «Медали защитников природы», так как я очень надеюсь, что, после сегодняшнего мероприятия, вы будете прилагать все силы, чтобы помогать животным, природе.
Звучит песня «Не поётся птицам без небес».
Детям вручаются медали.

Ведущий: Нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
Птицы учат пению.
Паучок - терпению,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
У Природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Учат крепкой дружбе.

Давайте будем беречь ПЛАНЕТУ.
Другой такой на свете нету!
Подводя итог нашей программе, хочется сказать, что вы все молодцы и знаете много о животных, о природе. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Относитесь к природе бережно и с любовью! До свидания, ребята!

Приложение.
Условия конкурса «Эрудит»

Нужно объяснить с позиции экологии следующие пословицы:
«Бережливость – лучшее богатство»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Без хозяина – дом сирота»
Условия конкурса «Вода – не вода»
Игра на внимательность.
Называется слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – дети должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – дети поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – дети хлопают в ладоши: цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай, таз.
Условия конкурса «Прочитай пословицу по первым буквам картинок».
Дети должны по первым буквам картинок составить пословицы.
За комаром не ходи с топором.
Пуганый заяц и пенька боится.
Условия конкурса «Оцени поступок человека».
Зачитываются описания поступков человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Дети должны оценить этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок:
красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде;
жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе;
зелёный – действие разрешено.
Условия игры «Назови животное».
Дети по очереди называют исчезающих, по их мнению, животных. Если ответ верен, животное демонстрируется на страницах Красной книги.

Экологическая конкурсно-игровая программа

«Эта загадочная природа»

Кудровец Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

ГУО «Эсьмонский учебно-педагогический комплекс

детский сад-средняя школа Белыничского района»

Цель:

Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.

Ход конкурса

Ведущий:

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!

Ведущий: Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он, да и все живое, часть ее. Природа кормит и поит, радует и волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа, неповторима и многолика. И сегодня я предлагаю вам провести конкурсную игру «Эта загадочная природа». В нашем турнире будут участвовать две команды. Судить правильность ответов и выполнение заданий будет жюри. (Представление жюри.)

Тур 1. «Представление команд»
Ведущий: Начнем мы с вами нашу игру с представления команд. В этом конкурсе будут оцениваться название, которое обязательно должно быть экологическим, эмблема, представление команды. Итак, согласно жребию, мы приглашаем на сцену 1 команду.

На сцену приглашается вторая команда.

Пока жюри оценивает конкурс, участники команды осваиваются со сценой, я предлагаю вам послушать стихотворение «В природе столько красоты!» (В. Чижов), которое прочитает Колочева Тамара.

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Тур 2 «Разминка»

Ведущий: Каждой команде по очереди дается по четыре подсказки. Если команда ответила с 1 подсказки получает 4 бала, если со 2 – 3, если с 3 - 2, если с 4 – 1 бал. Если команда не ответила на вопрос, а ответила другая команда она получает 1 бал.

1. Оно может жить до 2000 тыс. лет.
2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
3. Из него делают бочки и паркет.
4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)

1. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
2. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
3. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников.
4. Оно всегда зеленое или голубое. (Ель)

1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из его коры делают много полезных вещей.
3. Из него самые лучшие дрова.

4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)

1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3. Бобры его любят и заготавливают на зиму.
4.Его листья дрожат даже в безветренную погоду. (Осина)

1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
2. Про нее сложено много песен.
3. Кора целебней ягоды.
4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами – городовика. (Калина)

1. Цветет летом и очень душистое.
2. Отвар цветков не заменим при простуде.
3. С его цветков лучший мед.
4. Из него делают ложки и лапти. (Липа)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги я предлагаю всем зрителям вспомнить народные приметы и ответить, к чему эти приметы?

1. Ворона прячет нос под крыло - (к морозу).

2. Когда возникает две или три радуги, (бывает продолжительный теплый дождь).

3. Если цветок белок кувшинки совсем не поднимается из воды, (будет затяжной ливень или наступит похолодание).

4. Если клевер складывает листочки, (то это признак надвигающейся бури).

5. Если поздно вечером долго слышна звонкая песня зеленого кузнечика, (утро будет тихим, солнечным).

6.Вороны, ходящие по земле –(к теплу).

7.Вечером расквакались лягушки –(на весь день «запланирована» ясная погода).

8.Если идет дождь, а домашняя птица не прячется – (скоро распогодится).

9.Воробьи сбились в стайки и летают меж деревьев – (к засушливым дням).

10. Кукушка с самого утра кукует без умолку – (к потеплению).

11.Утром вороны каркают (к дождю).

12.У зайцев шерсть побелела – (зима близко).

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Тур 3. «Рассказ Бабы – Яги»

Ведущий: Переходим с вами к третьему туру.

Появление Бабы – Яги. (Б.Я. появляется на метле)

Б.Я . Здравствуйте, вот и я.

Ведущий: Это что еще за чудо, и взялось оно от куда?
Б.Я . Сама ты чудо! Я ж красавица! Или что-то вам не нравится! А откуда взялась сами догадайтесь. Сейчас вам загадаю загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Лес)
Б.Я. Конечно я пришла к вам из лесу. А пришла, потому что недавно у нас в гостях побывали ваши ребята и нарушили много правил поведения в природе. Вот теперь командам предстоит найти эти ошибки и подчеркнуть. Кто больше найдет ошибок, тот и выигрывает. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал. А я пока поиграю со зрителями. Значит так!

Сейчас я буду называть месяц так, как его называли наши предки, а вы должны назвать, как называется этот месяц по григорианскому календарю, т. е. так, как мы привыкли называют этот месяц.

1. Зимец -Январь.

2. Бокогрей-Февраль.

3 Протальник- Март.

4. Цветень- Апрель.

5. Травень- Май.

6. Липень- Июнь

7. Сеностав -Июль.

8. Серпень -Август.

9. Хмурень -Сентябрь.

10. Грязник-Октябрь.

11. Полузимник -Ноябрь.

12. Волчий-Декабрь.

(Команды сдают свои работы жюри)

Б.Я. : Пока жюри будет подводить итоги мы с вами попоем.

Игра со зрителями. «Спеть песни о птицах».

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Тур 4. «Собери пословицу»

Ведущий: Задание командам. Нужно собрать разрезанную пословицу и приклеить на лист, потом они будут зачитываться по очереди.(Командам раздаются конверты с разрезанными пословицами). А мы с вами послушаем песню Владимира Шаинского «Облака» в исполнении учащихся начальных классов.

Пословицы.

    Много снега - много хлеба..

    Сорока на хвосте принесла.

Ведущий: Пока жюри работает, мы с вами поиграем в игру «Правда ли что..» . вы должны отвечать «Да» или «Нет».

1. Крокодилы могу взбираться на деревья? (да)
2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (да)
3. Стрижи даже спят на лету? (да)
4. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует).
5. Зеленный картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да)

6. Народная молва нарекла аиста сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Нет. Сова)

7. Кукушка считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Да)
8. Бабочки живут всего один день? (нет)
9.Правда ли, что из ландыша делают лекарство, что бы лечить сердце? (Да)

10. Правда ли, что шиповник богат витамином С? (Да)

11. Правда ли, что подорожник лечит" ссадины и раны? (Да)

12. Змея может проглотить добычу крупнее своей головы? (Да)

13. Шипение у змей возникает благодаря трению чешуй друг о друга? (Да)

14. У птиц роль руля выполняет хвост? (Да)

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

ТУР 6. «А мы поем»
Ведущий: Каждая команда готовила домашнее задание-песню. Давайте проверим, как они с ним справились.(Команды исполняют песни)

Ведущий: Пока жюри совещается, послушайте стихотворение «Сберегите Землю».

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля,

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,

Терзал за веком век

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

Можешь только ты,

Разумный человек!

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Тур 7. «Живая буква»

Ведущий: Команды выстраиваются в две колонны. (На расстоянии от команд приготовлены листы с таблицами на разные буквы). Конкурс проводится по принципу эстафеты. По сигналу два первых участника с маркерами вместо эстафетных палочек добегают до таблиц и записывают название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя (напр., М: Маргаритка, муравей, медведь и т.д) и передают маркер следующим участникам. Побеждает команда, первой заполнившая таблицу.

Цветок

Дерево

Насекомое

Рыба

Птица

Зверь

Ведущий: Пока жюри трудится, мы поиграет в «Путаницу». В стихотворениях перепутаны понятия. Надо распутать стихотворение, правильно вставить слова.
1. Я гулял по зоопарку.
Мимо клеток проходил.
Вдруг, смотрю, сидит на ветке
Весь зеленый... крокодил.
Попугай.
2. Поздно ночью не усну, –
Кто-то воет на луну!
У него ужасный нрав,
А зовут его... жираф.
Волк.
3. Сладко пахнет спелой земляникой,
Па траве играют солнечные блики.
Верхушки деревьев задевают облака –
Это место называется... река.
Лес.
4. То на дереве сидит,
То, как самолет, летит.
Черный, каркает – сюрприз,
Дружно скажем: это... лис.
Ворон.
5. У него большая грива,
Он, ребята, зверь красивый.
У него большая миска,
Осторожно: это... киска.
Лев.

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Заключительная часть. Подведение итогов. Награждение победителей.

Приложение

Лебеди

Зорька алая вставала под осенним небосклоном.

А по небу пролетала стая диких лебедей.

А куда они так рано с первым колокольным звоном.

Улетают в небе тают серой стаей от людей.

Кто им вслед махал платочком, кто слезу ронял на ветер.

Провожали и встречали их пруды и дерева.

Им шептали вслед цветочки так заведено на свете.

Возвращайтесь поскорее на родные острова.

Припев:

Да, да с берега моря корабли уплывали.

Да, не в радость, не в горе лебеди улетали.

На шальные просторы ветры южные звали.

Через пропасть и горы лебеди улетали.

Солнце выше поднималось, ветерок срывал листочки.

Осень шла и продолжаясь на земле меняя цвет.

Улетала в дали стая, превращались птицы в точки.

А вернутся ли обратно, мне ни кто не даст ответ.

Припев:

Журавлик

То ли в радость, то ли в горе

Земли в головном уборе

Седина у моря на виду.

Только одиноко бродит

Маленький журавлик вроде

белого кораблика на льду.

Где же ты остановился,

Как ты от своих отбился.

Стая на югах давно твоя.

Знаю, мама бы просила

Собери сыночек силы,

Долети скорее до меня

Знаю, мама бы просила

Собери сыночек силы,

Долети скорее до меня

Припев:

Ты плыви, плыви кораблик,

Ты лети, лети журавлик

На краю земли остановись

Вскоре облака растают

В море до небес достанут

Вскоре облака растают

В море до небес достанут

Ты поймешь, что значит эта жизнь

Знаю, тяжела разлука

День за днем сплошная мука

Только ты в дорогу соберись

То, что белый снег растает,

Ты свою увидишь стаю,

То, что белый снег растает,

Ты свою увидишь стаю,

Ты мне в этом сердцем поклянись.

«Кто построил радугу»

1. Кто построил радугу

В небе над землёю

Семь цветов, семь мостиков

И загнул дугою

2. Как бы мне хотелось знать

Кто рукой могучей

В небе замок сказочный

Вылепил из тучи

Это, это, это видно дождик.

Он немного архитектор

И чуть-чуть художник (2 раза)

3. Кто луга весенние

Засадил цветами

Вот теперь я думаю

Догадались сами

Это, это, это видно дождик.

Он немного архитектор

И чуть-чуть художник (2 раза)

«Облака»

Мимо белого яблока луны

Мимо красного яблока заката

Облака из неведомой страны

К нам спешат и опять бегут куда-то

Припев:

Облака белогривые лошадки

Облака что вы мчитесь без оглядки

Мы помчимся в заоблачную даль

Мимо гаснущих звезд на небосклоне

К нам неслышно опустится звезда

И ромашка останется в ладони

Припев

Не смотрите вы пожалуйста свысока

А по небу прокатите нас облака

Рассказ Бабы Яги.

Весело музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Мы с лешим на перегонки вырывали грибы из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше.

Перед уходом мы с Лешим устроили соревнование, кто дальше выбросит пустые банки и полиэтиленовые мешки. А что, все равно микробы их разрушат. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой, авось пригодится.

Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Леший решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. С охапками луговых и лесных цветов мы возвращались в свой лес. Весело прошел день.

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

Пословицы.

    Весна красна цветами, а осень - снопами.

    Какова береза, такова и отростка.

    Ласточка день начинает, а соловей кончает.

    Много снега - много хлеба..

    Мороз не велик, да стоять не велит.

    На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

    Рощи да леса - всему миру краса.

    Сегодня не тает, а завтра кто знает.

    Сорока на хвосте принесла.

    Что летом родится - зимой сгодится.

    Январь год начинает, а декабрь кончает

Пословицы.

    Весна красна цветами, а осень - снопами.

    Какова береза, такова и отростка.

    Ласточка день начинает, а соловей кончает.

    Много снега - много хлеба..

    Мороз не велик, да стоять не велит.

    На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

    Рощи да леса - всему миру краса.

    Сегодня не тает, а завтра кто знает.

    Сорока на хвосте принесла.

    Что летом родится - зимой сгодится.

    Январь год начинает, а декабрь кончает

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля,

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,

Терзал за веком век

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

Елена Романько

Цели и задачи :

Пополнить знания о природе родного края ;

Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;

Развивать память , любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Оборудование :

Листья деревьев двух видов (березы и рябины) ; лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.

Ход мероприятия.

Ведущий :

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие , в гости к Природе . Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!

Ведущий :

А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.

В руки палочку возьму,

Круг волшебный проведу

Стукну тихо раз, два, три,

Волшебство ты оживи!

Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…

В Королевство Природы попасть легко ,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так :

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель : Вот мы и попали в царство Природы .

Здравствуй лес, красивый лес!

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь мы свои!

Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.

Появляется Старичок-Лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте, друзья!

Дети и ведущий : Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок :

Это я седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Лесовик : - Зачем пожаловали?

Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой .

Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.

Дети. Мы знаем как нужно вести себя в лесу : нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.

Лесовичок : был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.

Ведущий : Ребята! Поможем Лесовичку?

Дети : Да!

Ведущий : давайте поищем волшебный лепесток.

Находят - Ой, смотрите - волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.

Лесовичок : Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» .

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер ,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Я люблю свою природу ,

Я ей помогаю! (да)

Ведущий : Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери) . В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют : береза, тополь, рябина)

Ведущий : Как узнали берёзу?

Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

Послушайте стихотворение «Берёза»

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Ведущий : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)

Дети : нет.

Ведущий : Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь : даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.

А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

Дети : Тополя.

Ведущий : Какой ствол?

Дети : Толстый.

Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

Дети находят волшебный лепесток (оранжевый, Лесовик читает задание :

Игра «Кто скорее соберёт свои листья»

(Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)

Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.

Загадки о животных.

1. Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка) .

2. Летом ходит без берлоги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь) .

3. Кто зимой холодной,

Бродит в лесу злой, голодный? (волк) .

4. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (ежик) .

Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»

Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Ведущий : Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в

игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка» .

Игра «Что лишнее на цветочной клумбе?» (Комнатный цветок)

Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание :

эстафетная игра «Собери цветок»

Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.

Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку :

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим :

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем (ёлочка)

Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.

«Найди пару»

Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три - пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким) .

Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»

Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.

Лесовик приводит детей к грибной полянке, дети находят синий лепесток и читают задание :

Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? - рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.

Несъедобные - бледная поганка, мухомор.

Лесовичок ведет детей к яблоньке, там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание :

Игра «Назови одним словом»

1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)

2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)

3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)

4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)

5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) .

Лесовичок : - Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы . Я с радостью принимаю вас в «Царство природы » и угощаю вас лесными яблочками.

Ведущий : А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

Список литературы.

1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.

2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.

3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.

4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.

5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.

6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.

Станция первая «Угадай дерево».

Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Следить за правильностью ответов будет наше уважаемое жюри (представляем членов жюри).

Загадки для 1 команды

1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза.)

2. Прямо в небо рвутся ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ель.)

3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел - и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь.)

4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива.)

5. Дерево чудесное,
Листья интересные -
Веерочки, веерки,
Белой свечкою цветки. (Каштан.)

Загадки для 2 команды

1. Летом знойным зацветет -
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто-то дерево узнал? (Липа.)

2. Не береза, не сосна -
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)

3. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)

4. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь.)

5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья - звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен.)

Станция вторая «В мире животных и растений». Предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

  1. Какое дерево щедро поит людей и насекомых соком? (Береза.)
  2. Какие лесные жители едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка.)
  3. Какой гриб любит жить под березой? (Подберезовик.) А под осиной? (Подосиновик.)
  4. Кто из обитателей леса любит полакомиться семенами шишек? (Медведь, белка, дятел, клест.)
  5. Кто любит лакомиться корой осины, яблони и некоторых других деревьев? (Заяц.)
  6. Кому по нраву в лесу ягоды рябины? (Снегирь, свиристель, медведь, лось, белка.)
  7. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосна.) Почему?
  8. Какие блюда можно приготовить из лесных груш и яблок? (Варенье, компот, сок, повидло.)

Станция третья «Прочти пословицу»

У вас на столах лежат карточки №1. Буквы соединены между собой по горизонтали (слева направо и справа налево) и по вертикали (сверху - вниз и снизу-вверх). Прочтите пословицу.

С

Р

Е

И

Н

Т

И

Т

Р

Е

В

М

У

С

Т

Е

У

Д

О

Ь

Т

А

Ь

Л

Б

Ь

-

Т

,

Р

-

О

И

Т

П

Я

В

Ы

С

Т

Ответ. Срубить дерево - пять минут, вырастить - сто лет.

Станция четвертая «Народные приметы».

Расшифруйте значение пословиц.

  1. Когда лист с березы и с дуба опал чисто, жди год урожайный.
  2. Не сей пшеницы прежде дубового листа.
  3. Когда черемуха цветет, всегда холод живет.
  4. Зацвела рябина - жди тепло.
  5. Если ягод рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима морозная.

Станция пятая «Угадай дерево»

участники команд дают описание дерева указывая на его особенности, а другая команда должна угадать о каком растении идет речь. Например: она бывает плакучая (ива).

Станция шестая «Сделай сам»

Из имеющихся у вас на столах принадлежностей (ножницы, цветная бумага, клей) изготовьте модель деревца.

Станция седьмая «Правила поведения в лесу»

В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова «Не». Как вы думаете, что это за советы?

Примерные ответы учащихся.

  1. Не разводи костров в сухую погоду.
  2. Не руби в лесу деревьев.
  3. Не разоряй муравейники.
  4. Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
  5. Не бери в лесу животных.
  6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
  7. Не рви лесные и полевые цветы.
  8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
  9. Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.

Станция восьмая «Дерево».

На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?

Ответ. Не мудрено дерево срубить - мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.)

Ведущий : а сейчас члены жюри огласят результаты нашей игры.

Сценарий игровой программы

«Зелёная планета собирает друзей»

Цель: создание условий для формирования экологической культуры у участников программы; воспитание коммуникативности, чувства ответственности, умения работать в команде, коллективизма.

Оборудование: - презентация;

- разрезанные картинки;

- бумага, цветные карандаши, фломастеры;

Карточки с заданиями;

Платочки по числу команд (для завязывания глаз);

Верёвочки по числу команд (для завязывания ног);

Чёрный ящик;

Пакеты для сбора мусора, мусор;

Воздушные шарики;

Яблоки по количеству команд;

Фонограмма песни Н.Королёвой «Маленькая страна», слова песни;

Картинку зелёной планеты, цветные кружочки – «смайлики», клей;

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте! Я рада приветствовать всех участников нашей программы «Зелёная планета собирает друзей». Сегодня к нам в гости пришли не только экологи, но и ребята из других творческих объединений.

(Деление на команды по разрезанным картинкам).

1 задание «ВИЗИТКА»

В: ваша задачапридумать название команды и оформить её визитку, которая будет отражать интересы и характер членов команды (5 баллов).

Ведущий: команды представлены и нам пора начинать игровую программу. Хотя люди и считают, что они достаточно хорошо изучили природу, но тем неменее она преподносит и преподносит нам свои неожиданные подарки, раскрывает секреты и тайны. И вы должны сегодня преодолеть, выполнить и раскрыть все приготовленные

для вас природные секреты, тайны и неожиданности.

2

В: прежде чемзаниматься изучениемтаинств природы мы проверим, знаете ли вы экологический словарь. Найдите пары соответствия слова и его значения. (Правильный ответ – 1 бал)





6. Гречиха е) вулкан.


11. Чистотел л) диета.
12. Антилопа м) баня.

(Ответы: 1 – и; 2 – з; 3 – к; 4 – а; 5 - г; 6 – б; 7 – д; 8 – е; 9 – ж; 10 – в; 11- м; 12 – л)

Шуточная игра «УКРАДЕННОЕ СОЛНЦЕ»

В: для участия в игре потребуется по четыре человека из команды. Правила игры: на стуле со связанными ногами сидит игрок - «солнце», которого охраняет другой игрок- «туча». У «тучи» завязаны глаза. Задача «спасателя» - освободить «солнце» из плена «тучи», развязав у «солнца» ноги. «Туча» препятствует этому. Если она прикоснулась к спасателю «солнца», то он проиграл, и его должен заменить другой представитель команды. Выигрывает та команда, игрок которой освободит «украденное солнце». (Победитель приносит команде - 2 балла).

3 задание «ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР»

В: вам нужно из предложенных вариантов ответов выбрать правильный. (Правильный ответ – 1 бал)

Внимание на экран.

Вопрос 1 (1 слайд):

- в Чёрное море,
- в Средиземное море,
- в Каспийское море.

Вопрос 2 (2 слай):
Цунами является последствием:
- шторма,
- подводного землетрясения,
- столкновения кораблей.

Вопрос 3 (3 слайд):

- Красного моря,
- Белого моря,
- Синего моря,
- Жёлтого моря.

Вопрос 4 (4 слайд):
Что растёт на дне морском?
- морской лопух
- морской лук
- морская капуста

Вопрос 5 (5 слайд):
Кто в море не живёт?
- морская черепаха
- морской чёрт
- морская свинка
- морской окунь
- морской ёж

Вопрос 6 (6 слайд):

- луна
- солнце
- ветер

4 задание «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

В: ваша задача, задавая однозначные вопросы для ответов «Да» или «Нет» угадать, что находится в чёрном ящике.

Экологическая ЗАДАЧА

Шла из леса тетя Зина,
Сто грибов несла в корзине.
Подошел Лисичкин Колька
– Тетя Зина, белых сколько?
- Сыроежек много было
Я считала, но забыла,
Белых меньше в десять раз,
Это помню как сейчас.
Есть тут парочка маслят
И десяточек опят…
- Ну а белых, белых сколько?
- Вот не помню да и только!
Кто подскажет тете Зине,
Сколько беленьких в корзине?

(Ответ: 80 сыроежек, 8 белых грибов).

5 задание «КРИПТОГРАММА»

В: расшифровать шифровку, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали (7 слайд)

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Шифровка:

Ответ: Береги лес – наше богатство.

6 задание «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АБОРДАЖ»

В: Но что это? Нам пришли телеграммы!

Срочные! Вот, пожалуйста:

1 телеграмма

«Срочно. От Бабы-яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили». Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?

(Ребята отвечают на вопрос. Все ответившие получают жетоны)

По одному человеку от команды участвуют в конкурсе «Кто быстрее уберет поляну». Участникам завязывают глаза, и они ищут разбросанные предметы. После окончания конкурса подводится итог. (Баллы команды получают по количеству собранного мусора по мере убывания).

2 телеграмма

Еще одна телеграмма, от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочно меры, а то я до самой ООН дойду. Хулиганы вы этакие».

Так ворона и погибнуть может! Поэтому следующая экологическая проблема - резкое сокращение биологического разнообразия на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене.

А насколько вы быстро можете грызть мы сейчас посмотрим.

Испытание для одного участника команды. Вам нужно съесть яблоко.

3 телеграмма

Телеграмма от Красной Шапочки: «У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем». Почему же сгорела капуста у бабушки? Над огородом нарушился озоновый слой. А что же такое озоновый слой и где он находится?

(Дети отвечают, что озон скапливается на высоте 15-60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультрафиолетовых лучей, и получают жетоны).

Если озона становится мало, то появляется «озоновая дыра», причиной которой являются аэрозоли. А что такое аэрозоли?

Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т. д. В этих баллончиках содержатся вещества, разрушающие озоновый слой. Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы в сосновом лесу? А теперь посмотрим, кто из вас чаще гуляет в лесу после грозы.

Каждой команде надо надуть по два воздушных шарика до того чтобы они лопнули. (Баллы начисляются по мере убывания).

Ведущий :
- Такое хорошее настроение – прямо петь хочется! А вам? Есть какая-нибудь хорошая песня про экологов (к залу)? А у меня есть.

Исполнение песни «Маленькая страна экологов» (на мотив Н.Королёвой «Маленькая страна»)
1.Есть в одном городе чудесном
Чернушкой зовется он
Маленький уголочек детства
Счастье найдешь ты в нем
Там детский смех всегда искрится,
Там зла и горя нет,
Там суждено мечтам всем сбыться,
И удивить весь свет.
Припев :


Где она, где она.

Там, где душе светло и ясно,
Там, где всегда весна.

2. В эту страну приходят дети,
Мир вокруг нас познать.
И совершив свое открытие,
Юным ученым стать.
Здесь вам всегда про все расскажут,
Знаний откроют дверь,
Много чудес земных покажут,
Много чудес, поверь!
Припев :
Маленькая страна экологов, маленькая страна
Кто мне расскажет, кто подскажет,
Где она, где она.
Маленькая страна экологов, маленькая страна,
Там, где душе светло и ясно,
Там, где всегда весна.
***
Маленькая страна экологов
Маленькая страна,
Здесь хорошо учиться детям,
Им второй дом она.
Маленькая страна экологов,
Маленькая страна,
Здесь вам всегда открыты двери –
Здесь жизнь любви полна!

Рефлексия мероприятия : а сейчас вот на этих цветных кружочках нарисуйте своё настроение, т.е. смайлик и приклейте его на «Зелёную планету» экологов.

В: сейчас каждая команда должна выбрать участника, который принёс команде большое количество баллов.

Подведение итогов. Награждение.

Приложение

Задание «Бестолковый словарь»

Команда

1. Косинус а) это такой лес, в котором хорошо дремать.
2. Заморить червячка б) греческий грипп.
3. Покладистое животное в) любитель плавать кролем.
4. Дремучий лес г) это сложный многоклеточный организм.
5. Тетрадь д) сброс промышленных отходов.
6. Гречиха е) вулкан.
7. Чернослив ж) популярный эстрадный певец.
8. Изверг з) опрыскать сад химикатами.
9. Известняк и) уборочная страда.
10. Кролик к) верблюд с поклажей.
11. Чистотел л) диета.
12. Антилопа м) баня.

Задание «Правильный выбор»

Команда ________________________________

Задание «Криптограмма»

Команда ________________________________

Шифровка:

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

___________________________________________________________________ .

Ответы для жюри.

Задание «Бестолковый словарь»

Ответы: 1 – и; 2 – з; 3 – к; 4 – а; 5 - г; 6 – б; 7 – д; 8 – е; 9 – ж; 10 – в; 11- м; 12 – л

Задание «Правильный выбор»

    В какое море впадает великая русская река Волга?
    - в Чёрное море,
    - в Средиземное море,
    - в Каспийское море.

    Цунами является последствием:
    - шторма,
    - подводного землетрясения,
    - столкновения кораблей.

    Какого моря в природе не существует?
    - Красного моря,
    - Белого моря,
    - Синего моря,
    - Жёлтого моря.

    Что растёт на дне морском?
    - морской лопух
    - морской лук
    - морская капуста

    Кто в море не живёт?
    - морская черепаха
    - морской чёрт
    - морская свинка
    - морской окунь
    - морской ёж

    Что влияет на морские приливы и отливы?
    - луна
    - солнце
    - ветера

Задание «Криптограмма»

Ответ: Береги лес – наше богатство.

Статьи по теме: