Как водят каравай на день рождения. Найди нужный колокольчик. Чудесный мешочек с колокольчиком

Белоус О.И., воспитатель МБДОУ д/с №30 ст.Ленинградская Ленинградский р-н

«Картотека хороводных игр»

«Каравай»

Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

Как на Машины именины

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)

Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)

Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)

Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Я люблю, признаться, всех,

А Машу больше всех.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой! (Показываем руками.)

Вдруг шар лопнул - тсссс (Сужаем круг к центру.)

Воздух вышел, (ручки вверх.)

Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)

Мы не станем горевать, (Качаем головой.)

Будем надувать опять.

Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой!

«Заинька»

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

Движения по тексту

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

«Ровным кругом Друг за другом

Мы идем за шагом шаг, Стой на месте!

Дружно вместе, Сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и т. д.

«Большая карусель»

Цель игры: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

«Пузырь»

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов - раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

Раздувайся пузырь

Раздувайся большой

Оставайся такой

Да не лопайся

Он летел, летел, летел

Да за веточку задел

Ш-Ш-Ш. Лопнул пузырь

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь». Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук «ш-ш-ш»

«Подарки»

Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

«Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет -

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет»

С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу - пляшут, если волчок - кружатся. Стоящий в кругу, выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

«Солнышко и дождик»

Дети идут по кругу и проговаривают:

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте.

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши.

На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети бегут к воспитателю под зонтик. Воспитатель говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется.

«Флажок»

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.

Дети встали в кружок

Увидали флажок,

Кому дать, кому дать

Кому флаг передать

Выйди, Саша в кружок,

Возьми Саша флажок

Движения: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.

«Ходит Ваня»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Ходит Ваня, ходит Ваня

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка

Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

«Зайка»

Цель: Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши.

Зайка, зайка, что с тобой

ты совсем сидишь больной

встань, попрыгай, попляши.

твои ножки хороши.

Движения: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.

«Колпачок»

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге танцует.

«Мы матрешки»

Цель игры: Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

А у нас, как у нас чистые ладошки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые сапожки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые платочки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

Побежали, побежали все мы по дорожке.

«Зайка шел»

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Зайка шел, шел, шел,

Зайка шел, шел, шел,

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

«Кружок»

Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо

А затем пойдем налево

А потом в кружок сойдемся

И присядем на немножко

А теперь назад вернемся

И на месте покружимся

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе.

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

«Снежок»

На мотив («Как на тоненький ледок»)

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок (идут по кругу)

Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать (потирают ладошки)

Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)

Будем прыгать веселей (пружинки)

Чтобы стало потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)

«Огородная хороводная»

Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу.

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород. Там своя морковь растет

! (2 раза)

Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.

Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте:

Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши

(2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:

Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород и капуста там растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши

А потом не зевай увози наш урожай.

«Шла коза по мостику»

Цель: развитие доверительных, партнерских отношений.

Шла коза по мостику (Взрослый покачивает коленями вверх - вниз)

И виляла хвостиком (Взрослый поворачивает ребенка из стороны в сторону)

Зацепилась за перила. (Вновь покачивает)

Прямо в речку угодила, плюх! (Имитирует падение в ямку)

Карусели

Цель: обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей.

Еле-еле, еле-еле (Дети, держась за руки, идут по кругу, постепенно ускоряясь)

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, (Темп движения снижается)

Карусель остановите. (Постепенно переходя на ходьбу)

Раз, два, раз, два (пауза) (Дети останавливаются)

Вот и кончилась игра! (Кланяются друг другу!)

Маленькая птичка

Цель: развитие активной речи и внимания ребенка.

Маленькая птичка

Прилетела к нам, к нам!

Маленькой птичке

Зернышки я дам, дам, дам!

Села птичка на окошко,

Посиди еще немножко,

Подожди, не улетай,

Гуси летят

Цель: слухового восприятия, внимания, быстроты реакции, навыков взаимодействия со взрослыми, с детьми, создание хорошего настроения.

Гуси летят! - и поднимает руки вверх, показывая, как летят гуси.

Летят! - отвечают дети, и тоже поднимают руки.

Утки летят!

Мухи летят!

Воробьи летят!

Щуки летят!

Увлекшись, дети часто отвечают:

И поднимают вверх руки.

Ведущий шлепает легонько по рукам и говорит:

Не летят! Не летят!

У оленя дом большой

Цель: развитие моторики, внимания, снятие физического и эмоционального напряжения

У оленя (Скрестить руки над головой и шевелить расправленными пальцами)

Дом (Соединить кончики пальцев рук над головой, изображая крышу)

Большой (Развести руки в стороны)

Он сидит, глядит в окно. (Поворачивать головой в разные стороны)

(Одна рука от локтя горизонтально под подбородком, другая параллельно ей над головой)

Зайка по полю бежит, (Имитировать движения рук и ног при беге)

В дом к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой! (Кулаком одной руки стучать по ладони др.)

Там в лесу охотник злой (Большим пальцем показывать за спину)

Зайка - зайка, забегай, («Манить» к себе двумя руками)

Лапку мне скорей давай! (Хлопок одной ладонью по другой)

Попрыгунчик

Цель: развитие позитивного взаимодействия между взрослым и ребенком, умение подрожать действиям взрослого.

Стоит в поле теремок. (Сидя на корточках, накройте голову руками)

Дверка открывается. (Медленно приподнимаются руки над головой)

Кто там появляется?

Ш-ш-ш-ш-ш, ба-бам! (Подпрыгивает, вытягивая руки вверх)


КАРАВАЙ

С незапамятных времен на Руси очень любили водить хороводы. Хороводы были всякие, и в каждой местности свои. Они сопровождались песнями, причем песни тоже были везде свои и на самые разнообразные темы. Что такое хоровод в XVI или XVII веках? Все становились в круг, а дальше, по словам старинной книжки, «...притопывали, вертелись, расходились и сходились, хлопали в ладоши, выворачивали спину, подпирались руками в бока, махали вокруг головы вышитым золотом платком, двигали в разные стороны головою, подмигивали бровями - под звуки инструмента какого-нибудь скомороха».
Мне подобных хороводов, даже в детстве, видеть не приходилось. Но какой-то отзвук старинных хороводов, посвященных, по-видимому, первому хлебу из нового урожая, а может быть, и игравшимся в это время свадьбам, сохранился в игре-песенке под названием «Каравай».
Я играл в каравай класса до второго, а потом уже считал этот каравай несолидным для себя. Но вообще-то играть в каравай можно ребятам разного возраста и даже взрослым вместе с малышами. Игра эта, пожалуй, самая незамысловатая из всех, которые я здесь описываю. Даже считаться не нужно.
Просто сначала кого-нибудь ставят посередине, причем обычно начинают с самого маленького, а еще лучше - у кого сегодня день рождения. Все остальные становятся вокруг и берутся за руки. Потом идут хороводом по кругу и запевают: «Как на Сашины именины испекли мы каравай...» (называть надо имя того, кто стоит посередке). После этого останавливаются и поют: «Вот такой вышины!» На слове «такой» все, продолжая держаться за руки, поднимают их как можно выше и даже привстают на цыпочки. Потом поют: «Вот такой нижины!» - опускают руки и приседают на корточки. Затем все встают и опять поют: «Вот такой ширины!», расширяя круг как можно больше, но не расцепляя рук. Потом со словами: «Вот такой ужины!» - все опускают руки и идут к Саше до тех пор, пока совсем не стиснется круг.
Ну а напоследок, опять расширяя до первоначальной ширины круг, надо спеть: «Каравай, каравай, кого любишь - выбирай!»
Саша подходит к тому, кого он любит, поклонившись, берет за руку и выводит на середину. А сам занимает его место в круге. Хоровод вместе с Сашей начинает снова петь песенку и ходить вокруг Кати. Так может повторяться много раз.
Правило здесь только одно. Катя не может опять выбирать Сашу, а должна выбрать кого-нибудь другого. И вообще выбирать одного больше двух раз за всю игру не следует. Иначе многие мальчики могут выбирать одну девочку, и наоборот. А заканчивается игра после того, как все ребята побывают «именинниками».
Водить каравай лучше всего на улице, причем даже в холодную погоду, так как бегать и скакать не надо и пальтишки нам не помешают. Но можно и в любом помещении, где достаточно места.
Под конец скажу о главном, что всегда придавало особую красоту и величавость русским хороводным играм, а поэтому в полной мере относится и к нашему маленькому забавному хороводу. Идти по кругу, сходиться, расходиться и делать все движения надо плавно, неторопливо, в такт песенке. Вот и все.


Материал скопирован с сайта.

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений Борисова Марина Михайловна

«Каравай» (игра для детей 3–6 лет)

Дети образуют круг. Один ребенок стоит в центре круга. Остальные играющие берутся за руки и идут по кругу, произнося:

На Сережин день рожденья

Испекли мы каравай (Идут по кругу.)

Вот такой вышины, (Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки.)

Вот такой низины, (Присаживаются на корточки.)

Вот такой ужины, (Сходятся к центру круга.)

Вот такой ширины. (Отходят назад, расширяя круг.)

«Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай! (Хлопают в ладоши.)

Водящий выбирает любого ребенка на роль водящего. Тот встает в центр круга. Игра повторяется.

Из книги Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений автора Борисова Марина Михайловна

«Две подружки» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.) «Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.) Две зеленые лягушки: (Хлопают по

Из книги автора

«Дом» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.) На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».) За дверями стоит

Из книги автора

«Елочка» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Наша елочка – краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.) Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.) Стройная

Из книги автора

«По дорожке» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Раз, два, три, четыре, пять, Будем ноги разминать. Мы шагаем по дороге, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.) И по этой же

Из книги автора

«Светофор» (игра для детей 4–6 лет) Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) – красный, зеленый и желтый, – прикрепленные к палочкам.Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый – встают, на зеленый –

Из книги автора

«Тук-тук» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем:– Тук-тук-тук! (Три удара кулаками друг о друга.) – Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.) – Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.) – Рад всегда! (Три

Из книги автора

«Как живешь?» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.– Как живешь?– Вот так! (Показывают большие пальцы.) – А плывешь?– Вот так! (Имитируют плавание.) – Как бежишь?– Вот так!

Из книги автора

«Мартышки» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения в соответствии с текстом. Мы – веселые мартышки. Мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, (Хлопают.) Мы ногами топаем,

Из книги автора

«Передай мяч» (игра для детей 4–7 лет) Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч. По команде воспитателя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося: Ты беги, веселый мячик, Быстро, быстро по рукам. У

Из книги автора

«Это я» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Это глазки. Вот. Вот. (Показывают сначала левый, потом правый глаз.) Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за

Из книги автора

«Кто приехал?» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.) Мы, мы, мы! (Кончики

Из книги автора

«Лавата» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг.Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося: Дружно мы танцуем - Тра-та-та, тра-та-та, Танец наш любимый - Это лавата. Ведущий говорит: «Мои

Из книги автора

«Ладошки» (игра для детей 5–7 лет) Двое играющих становятся друг против друга.Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и

Из книги автора

«Лягушка» (игра для детей 5–7 лет) Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в

Из книги автора

«Мяч» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Десять, девять, (Хлопают в ладоши.) Восемь, семь, (Шлепают по коленям.) Шесть, пять, (Хлопают.) Четыре, три, (Шлепают.) Два, один.

Из книги автора

«Тик – так – тук» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят врассыпную.Воспитатель подает сигнал: «Тик!» – дети делают наклоны влевовправо; по сигналу: «Так!» – останавливаются, а по сигналу: «Тук!» – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8

Цель: учить выполнять действия, слушая слова песни и музыку.

Взрослый приглашает желающих

Ставит всех в кружок (произ­вольно), спрашивает: «Кто хочет, чтобы про него спели песню?» Выходит Миша (Маша, Таня).

Ход игры

Воспитатель поет:

Как для Миши (Дети хлопают в ладоши.)
В день рожденья
Испекли мы каравай

Вот такой вышины, (Дети встают на цыпочки.)

Вот такой нижины, (Все присаживаются.)

Вот такой ширины, (Показывают руками.)

Вот такой ужины, (Все сбегаются в круг.)

Каравай, каравай, (Хлопают в ладоши.)
Кого хочешь выбирай!

Ребенок выбирает 1-2 детей и пляшет с ними:

Попляши, попляши, (Все хлопают в ладоши.)

Наши детки хороши!

Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом

Повторять названия частей тела.

В-ль напевает песню (под любую народную мелодию) и показывает, какие движения нужно делать. Дети повторяют.

Где же, где же наши ручки,

Где же наши ручки? Ручки за спиной.

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки.

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки. Показывают ручки, крутят ими.

Где же, где же наши ножки,

Где же наши ножки? Закрывают ножки руками.

Boт, вот наши ножки,

Вoт наши ножки.

Пляшут, пляшут наши ножки,

Пляшут наши ножки. Показывают ножки, топают ими.

Где же, где же наши детки,

Где же наши детки? Закрывают личико руками.

Вот, вот наши детки. Вот наши детки!

Пляшут. Пляшут наши детки,

Пляшут наши детки.

По окончании дети встают и выполняют любые танцевальные движения.

Жмурки с колокольчиком

Способствует развитию слухового внимания и координации движений.

Первый вариант

Все играющие образуют небольшой круг. Двое детей выходят в центр круга. Одному из них завязывают глаза, другому дают в руки колокольчик. Жмурка ловит ребенка с коло­кольчиком. Тот увертывается, время от времени позванивая в колокольчик.

Второй вариант

Обоим детям завязывают глаза и дают в руки колокольчики. Один из них ловец, дру­гой - убегает.

Девочки и мальчики

Способствует развитию внимания, умения дифференцировать звуки по высоте и координации движений.

У девочек в руках маленькие колокольчики. Они должны двигаться, позванивая коло­кольчиками, только под тихую музыку.

У мальчиков в руках большие колокольчики. Они звенят колокольчиками и танцуют только под громкую музыку.

Дили-дон

(Игра для детей от четырех лет)

Способствует развитию внимания, умения дифференцировать звуки по высоте и коор­динации движений,

Дети напевают песенку: Колокольчик звонкий,

Зазвени скорее,

Да повеселее!

Первый вариант

У ведущего два колокольчика - большой и маленький. Под звучание большого колоколь­чика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика - легко бегают.

Второй вариант

У ведущего два колокольчика - большой и маленький. Дети делятся на две подгруппы. У одной подгруппы - маленькие колокольчики, у другой - большие. Каждая подгруппа двигается только тогда, когда ведущий звонит в «ее» колокольчик. Во время движения дети тоже звенят колокольчиками.

Тихие и громкие звоночки

Способствует развитию внимания, умения дифференцировать звуки по высоте.

Дети сидят на стульях с колокольчиками в руках. На музыку первого куплета тихо звенят колокольчиками, на музыку второго куплета - звенят громко. При повторении можно менять последовательность куплетов.

Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит.

Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!

Игра с колокольчиками

(Игра для детей от пяти лет)

Способствует развитию музыкального чувства и внимания.

Игра основана на смене трех тем - темы маленького колокольчика, темы большого колокольчика и темы общего движения.

Дети стоят в кругу. Внутри круга - двое детей. У одного ребенка - маленький коло­кольчик, у другого - большой.

Сначала темы ритмично чередуются.

1) Дети идут по кругу, держась за руки.

2)Ребенок с маленьким колокольчиком бежит по кругу, с окончанием музыки переда­ет колокольчик кому-либо из детей.

3)Дети идут по кругу.

4)Ребенок с большим колокольчиком бежит внутри круга, затем передает колокольчик другому ребенку.

Игру повторяют несколько раз. Когда дети усвоят связь темы с характером движения, ведущий начинает чередовать темы произвольно. Дети должны двигаться или стоять, а водящие - двигаться с колокольчиком соответственно музыке.

Веселый колокольчик

(Игра для детей от четырех лет)

Способствует развитию музыкального чувства, умения различать законченное предло жение и музыкальную фразу. Каждый ребенок имеет два колокольчика.

Педагог поет нечетные фразы песенки, а дети - четные, подыгрывая себе на колоколь­чиках.

Веселый колокольчик -

Динь-динь-динь.

Смеется и хохочет -

Динь-динь-динь.

Он пел зимой чуть слышно

Динь-динь-динь,

Но снова солнце вышло -

Динь-динь-динь.

И звонкие капели -

Динь-динь-динь,

В ответ ему запели -

Динь-динь-динь.

Когда ритм и последовательность музыкально-речевых фраз будут освоены, детям предлагается выполнять движения с воображаемым колокольчиком для развития подвиж­ности кисти.

Игра со звоночками

(Игра для детей от пяти лет)

Способствует развитию музыкального чувства, координации движений, развивает быст­ роту реакции.

Дети стоят в кругу. У каждого в правой руке колокольчик. В середине круга - водя­щий.

Дети бегут по кругу вправо, водящий влево. С окончанием музыкальной фразы пово­рачиваются лицом в круг.

Во время исполнения новой фразы дети звенят колокольчиком и кружатся. Эти танце­вально-музыкальные движения повторяются несколько раз. С окончанием музыки дети кладут колокольчики на пол, поворачиваются спиной в круг и говорят:

Раз, два, три,

Колокольчик, позвони!

Затем поворачиваются и быстро берут свои колокольчики. Водящий в это время пыта­ется взять чей-либо колокольчик. Тот, кто остался без колокольчика, идет в середину круга. Игра продолжается.

Колокольчик и платочек

Развивает чувство ритма, внимание, координацию движений.

Дети стоят в кругу. Водящий с платочком в центре круга, у ведущего игру - колоколь­чик. Дети идут по кругу вправо, а водящий двигается по внутреннему кругу влево. Все напевают или нараспев произносят считалку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо: птички летят,

Колокольчики звенят!

С окончанием фразы водящий останавливается, поворачивается лицом к двум стоящим рядом игрокам и произносит их имена: «Лена-Петя!» Ведущий звонит в колокольчик. Дети, чьи имена назвали, бегут по внешней стороне круга в разные стороны. Каждый стре­мится прибежать первым, чтобы взять платочек у водящего и поднять его вверх. Тот, кто добыл платочек, становится водящим.

Бубенчики

Способствует развитию музыкального чувства, умению различать высоту звука, дает первоначальные представления о нотоносце и изображении звуков с помощью знаков.

С помощью сказки дети знакомятся с бубенчиками, их звуковысотным звучанием, месторасположением на линейках нотоносца и цветовым обозначением.

«Жили-были три веселых бубенчика: ДИНЬ - ДАН - ДОН. У каждого было не толь­ко свое необычное звонкое имя, но и своя песенка. Бубенчик ДИНЬ пел тоненьким голо­сом. «Динь-динь-динь», - звенела его песенка (проиграть верхний звук мажорного тре­звучия). Бубенчик ДАН пел свою песенку средним голосом (проиграть или спеть средний звук мажорного трезвучия). А у бубенчика ДОН голос был самым толстым, низким (сыг­ рать тонику).

Посмотрите на эти линейки. Догадайтесь, какой бубенчик звучит выше всех, а какой - ниже. Спойте песенку каждого бубенчика и покажите его место на линейках. Помните: бубенчик ДИНЬ с тоненьким высоким голосом живет на самой высокой линейке, а бубен­чик с низким голосом живёт на нижней линейке.

Кроме имени и песенки, каждый бубенчик любил носить одежду только определенно­го цвета - желтого, красного и синего. Бубенчик с самым тоненьким голосом носил одежду самого светлого цвета - желтого, а бубенчик с самым низким голосом - темного цвета - синего. Догадайтесь, где какой бубенчик?»

Какой бубенчик звучит?

Упражняет в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия).

Игровой материал: 12 парных карточек с нотными линейками. На карточках одной серии на нотных линейках изображены ноты (до, ля, фа), на карточках другой серии на линейках изображены бубенчики, соответствующие этим нотам,

Первый вариант

Ведущий раздает четверым детям по три карточки с бубенчиками разного цвета. Кар­точки с нотами перемешиваются. После повторения попевки «Бубенчики» Е. Тиличеевой и «песенок» каждого бубенчика ведущий берет верхнюю карточку, проигрывает на метал­лофоне (или другом мелодическом инструменте) нужный звук и спрашивает: «Какой бубенчик звучит?» Отвечает тот, у кого такая же цветная карточка.

При правильном ответе ребенок получает карточку с нотой, показывает всем обе парные карточки и откладывает их в сторону.

Игра заканчивается, когда у детей не остается ни одной карточки. Выигрывает тот ре­бенок, который первым подберет парные картинки.

Второй вариант

У каждого ребенка по три карточки с изображением цветных бубенчиков-колокольчи­ков. Ведущий играет на металлофоне один из звуков трезвучия, дети поднимают соответ­ствующую карточку.

Живое пианино

голосом.

Роль одного из трех бубенчиков закрепляется за определенным ребенком. В руках у ребенка карточка с изображением этого бубенчика. По указанию музыкального руководи­теля (движение руки) ребенок должен спеть «свою» песенку - звук мажорного трезву­чия.

Повтори песенку бубенчика

Способствует развитию музыкального чувства, развивает умение управлять своим голосом.

Игра проводится по принципу лото. Ведущий по очереди дает задание каждому играю­щему ребенку.

Материал для каждого играющего: длинная карточка, разделенная на три части, с изоб­ражениями силуэтов бубенчиков; маленькие карточки с цветным изображением бубенчи­ков желтого, красного и синего цветов.

Маленькие карточки перемешиваются и складываются в стопку. Ведущий берет карточ­ку из стопки и исполняет на металлофоне соответствующий звук. Ребенок пробует пропеть этот звук и отгадать, бубенчик какого цвета звучал. За правильный ответ он получает предъявленную маленькую карточку и закрывает ею соответствующее изображение на длинной карте.

Угадай колокольчик

(Игра для детей от пяти лет)

Способствует развитию музыкального чувства, внимания, умения замещать реальные предметы значками.

Материал для каждого играющего: карточка с тремя цветными линейками, три цветные фишки в форме колокольчиков. Три колокольчика, разных по высоте и величине, - у ведущего.

Ведущий звенит колокольчиками в разном порядке. Дети должны расположить фишки на соответствующих линейках.

Найди нужный колокольчик

(Игра для детей от пяти лет)

Способствует развитию музыкального чувства, внимания. Материал: два одинаковых набора колокольчиков разного звучания, ширма. Играющие разделены ширмой. (Можно обойтись и без ширмы. В этом случае играющих с их наборами колокольчиков сажают спиной друг к другу.) Один из играющих звенит каким-то колокольчиком, другой играющий в своем наборе должен найти соответствующий колокольчик и позвенеть им.

Чудесный мешочек с колокольчиком

(Игра для детей от трех лет)

Развивает тактильное восприятие, учит соотносить тактильно-мускульный образ предмета с его изображением и звучанием.

В мешочке лежат небольшие музыкальные инструменты - погремушки, бубенчики, свистульки. Среди них - колокольчик.

Педагог приглашает одного из детей отыскать в мешочке музыкальный инструмент, который он загадает. Загадывать инструмент можно разными способами: показать картин­ку (это способ «загадывания» для самых маленьких), дать его словесное описание (этот инструмент, как чашечка, у него есть ушко, за которое можно подержаться, у него есть язычок, благодаря которому он может петь свои песенки, обычно он сделан из металла, бывает разных размеров, звучит один, а может и вместе с другими инструментами в оркест­ре или ансамбле), попросить ребенка закрыть глаза и воспроизвести звук инструмента.

Найди отличия

(Игра для детей от четырех лет)

Для игры понадобится длинная карточка с пятью окошками. В окошках нарисованы колокольчики.

Варианты изображений:

Четыре одинаковых колокольчика, а у пятого язычок в другую сторону;

Четыре одинаковых колокольчика, пятый - маленький;

Четыре одинаковых инструмента, пятый - колокольчик.

Найди два одинаковых инструмента

(Игра для детей от четырех лет)

Развивает зрительное восприятие и внимание.

Для игры понадобится длинная карточка с пятью окошками. В двух окошках колоколь­чики, в остальных окошках другие музыкальные инструменты. Колокольчики могут быть совершенно одинаковыми, а могут отличаться друг от друга. В этом случае ребенок должен обосновать свой выбор: хотя колокольчики отличаются по цвету или размеру, они явля­ются одинаковыми инструментами.

Найди лишний инструмент

Развивает зрительное восприятие, внимание и способность к обобщениям.

Для игры понадобится длинная карточка с пятью окошками. В четырех окошках изоб­ражены инструменты - струнные или духовые, в пятом - колокольчик.

Вместо цветного изображения могут быть даны силуэты или схематичное изображение музыкальных инструментов.

Разрезные картинки с колокольчиком

(Игра для детей от трех лет)

Способствует представлению о целостном образе предмета, учит соотносить часть и целое.

Сложность игры зависит от величины картинки и количества частей, на которые она разрезана. Усложнить игру можно и за счет формулирования задания.

1. Можно предложить ребенку сложить картинку из кусочков, ориентируясь на такую же целостную картинку.

2. Можно задать уменьшенный образец.

3. Можно задать не цветной, графический образец.

4. Можно описать возможный результат словами.

5. Можно сориентировать ребенка на результат, заставив звучать настоящий колоколь­чик.

Цель: учить детей простым движениям, развивать чувство ритма и умение соотносить свои движения со словами песни,

В-ль предлагает ребенку потанцевать. Стоя в паре, они выполняют движения под слова:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками.

Качаем головой,

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем.

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаем

И бегаем кругом.

Цель: развитие двигательной активности, учить координировать скоп действия со словами текста.

Раз - два, раз - два (2 раза), дети выполняют движения

Быстро ножки застучали, в соответствии с текстом

Детки весело плясали.

Быстро ножки застучали,

Детки громко закричали: - Аи!

Ой, ребята, та - pa - pa

Я по комнате хожу,

Деток и не нахожу,

Ну куда же мне идти,

Где ребяток мне найти?

Надо дудочку достать

И на дудочке сыграть.

Вес услышат, прибегут

И со мной плясать пойдут!

Погремушки, позвените,

Всех ребяток позовите.

Как услышат - прибегут,

С погремушкой в пляс пойдут.

Цель. Развивать двигательную активность; учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Ай, дили, дили, дили Идут дробным шагом, держа руки на поясе.

А мы кого - то видели:

Глазастого, подносят руки к лицу, пальцами изображая гла

Ушастого, поднимают руки вверх, изображая уши.

Вихрастого Трясут головой.

Зубастого Щелкают зубами.

Он сидел под кустом, приседают, обхватив колени.

Громко щелкал языком. Цокают языком.

Цель. Развивать умения действовать согласованно.

Дети стоят кружком, держась за ручки:

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы топаем, мы топаем. Топают ножками.

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

Мы хлопаем, мы хлопаем. Хлопают в ладошки.

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем. Прыгают на месте.

Цель. Усвоение простых танцевальных движений, резвости, чувства ритма.

Взрослый поет, а дети, стоя в круге, повторяют движения, о которых говорится в песенке:

Мы в кружочек встали,

С тетей поплясали.

Мы плясали, мы плясали,

Ножки выставляли! Дети выставляют вперед то одну, то другую

Ножки выставляли! ногу.

Хлопали в ладошки, Хлопают в ладони.

Хлопали немножко.

Мы плясали, мы плясали,

Ножки выставляли! Выставляют ножки.

Ножки выставляли!

Екатерина Ермошина
«Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай!» Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста

Цель : закрепить знания детей о хлебе , как и откуда, благодаря кому он к нам приходит на стол.

Задачи :

Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;

Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям с/х. труда.

Под русскую народную музыку дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики.

Ведущ. Добрый день, дети и взрослые! Сегодня мы собрались с вами вместе на необычное развлечение, которое посвящено Хлебу! Хлеб – это главный продукт. Человек может обойтись без многого, а вот без хлеба нет. Хлеб никогда не надоедает. День и ночь и в стужу, и в зной трудятся люди, чтобы вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб! Ребята, какие пословицы о хлебе вы знаете?

1. «Пословицы» :

«Хлеб – это жизнь» ;

«Земля – матушка, а хлеб – батюшка» ;

«Плох обед, коли хлеба нет» ;

«Хлеб – всему голова» ;

«Покуда есть хлеб да вода, всё не беда» ;

«Каков у хлеба, таков и у дела» ;

«Будет хлеб – будет и песня» .

Ведущ. Наша страна большая, и живёт в ней много людей, хлеба нужно много. Как его выращивают, как его пекут? Вот об этом мы сегодня с вами вспомним и поговорим. А пока отгадайте мою загадку.

Меня бьют, колотят,

Режут, ворочают,

А я всё терплю

И всем добром плачу. (Земля.)

Правильно, ребята, это – земля. Ещё зимой начинается подготовка пахотной земли к будущему урожаю. Хлеборобы проводят снегозадержание на хлебных полях. Ребята, а вы знаете, для чего это делается? (Ответы детей .) Да, весной снег растает и напоит землю водой. Во влажной земле зерно будет хорошо расти. С какими словами люди обращаются к снегу, чтобы он падал гуще? (Ответы детей .) Да, есть такие маленькие песенки, их называют закличками. Этими закличками люди звали снег, дождь, солнце. Давайте послушаем закличку для снега.

2. «Снежная закличка» .

Ведущ. Вот и весна наступает. Снег сошёл, и на поле выходит «силач добывать калач» . Кто же этот силач, ребята? (Дети – трактор.) У тракториста много работы : нужно поле вспахать, разрыхлить землю –

подготовить тёплую и мягкую постель для зёрен. Готовить землю нужно быстрее. Пословица говорит : «Весенний день – год кормит» . Иногда трактористы работают, сменяя друг друга, и день, и ночь. И вот поле подготовлено к севу, но прежде чем его будут засевать, землю проверяет агроном. Ребята, а что это за человек, чем он занимается? (Ответы детей .) Да, он проверят землю : достаточно ли в ней влаги для семян, прогрело ли её солнышко. Агроном, ребята, отвечает за хороший урожай. Ребята, а как вы думаете, о чём мечтают зёрнышки, когда прорастают в земле? (Ответы детей .) Давайте послушаем …, она сейчас нам об этом расскажет.

3. «О чём мечтают зёрна» - стихотворение.

О чём мечтают зёрна

Пшеничные в земле?

О дождиках проворных,

О солнце и тепле.

Мечтают, чтоб не трогал

Ни град, ни суховей,

Чтоб летом было много

Хороших, ясных дней. (В. Нестеренко.)

Ведущ. Быстро прорастают семена, тянутся зелёными стебельками к солнышку. Если лето засушливое, то урожай вырастет плохой. И тогда хлеборобы обращаются к дождику.

4. «Дождевая закличка» .

Ведущ. И вот зёрнышки вырастают, появляются колоски.

Будто солнцу улыбаясь,

На соломке золотой

Дремлют медленно качаясь,

Ржи колосья молодой.

5. «Танец колосков» - индивидуальный танец.

Ведущ. Снова на поля выезжают машины – комбайны. Они убирают колоски и обмолачивают их, появляются зёрнышки. А что же дальше происходит с зёрнышками, ребята? (Ответы детей .) Правильно, ребята, дальше зёрнышки попадают на мельницу или мукомольный комбинат, где

из зёрнышек делают муку. Но сначала зёрнышки просеивают, отделяют их от других семян, которые нечаянно к ним попали. Вот мы сейчас с вами и поиграем в такую игру, будем отделять зёрнышки друг от друга, то есть сортировать их.

6. «Зёрнышко к зёрнышку» - игра. (В тарелочке перемешаны зёрна трёх видов. Задача игроков : отделить их друг т друга по блюдцам.)

Ведущ. Молодцы, ребята, быстро справились с работой. А сейчас пришло время поиграть с нашими гостями . И так, у нас две команды : команда детей и команда гостей . По очереди вы должны называть какие злаки вы знаете, а ваши ответы будем фиксировать на доске. Начинаем!

7. «Эрудиты» - конкурс.

Ведущ. Молодцы, победила команда …. А нам нужно двигаться дальше. Вот зёрнышки чистые, их смололи в муку, что е теперь делать? (Ответы детей .) Правильно, теперь из муки нужно сделать тесто и выпечь хлеб. Ребята, а вы знаете, что нужно добавить к муке, чтобы получилось тесто? Давайте спросим наших гостей . (Можно сказать о разных видах теста : дрожжевом, слоёном, пресном, солёном и т. д.) Давайте мы с вами поиграем, принесём воду для теста.

8. «Кто быстрей и ловчей» - игра. (Участвуют две команды по 5 – 6 игроков. Их задача : по очереди принести воды в кастрюлю из колодца.)

Ведущ. Что ж теперь самое время печь хлеб.

Ребёнок. Огонёк, гори, не тухни :

Все секреты о стряпне

Тайны каждой старой кухни

Хорошо известны мне!

Кто что варит,

Кто что жарит,

Маринует и печёт –

Знаю я наперечёт!

9. «Танец пекарей» - индивидуальный танец.

Ведущ. Ребята, мы с вами тоже недавно были пекарями. Мы пекли сдобу

из солёного теста. А какие виды хлебобулочных изделий вы знаете и любите? (Ответы детей .) Молодцы! Но свою работу ещё не закончили. Очень важно, чтобы хлеб был не только вкусным, но и привлекательным с виду. И сейчас мы с вами наши булочки, пирожки, пирожные, бублики будем украшать и разукрашивать.

10. «Самый красивый кренделёк» - разукрашивание сдобы.

Ведущ. Пока наши работу высыхают послушаем стихотворения.

1-й ребёнок. Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

2-й ребёнок. В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём – здоровье наше, сила

В нём чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

3-й ребёнок. Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом – тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4-й ребёнок. В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём,

Уплетай за обе щёки –

Вырастай богатырём!

5-й ребёнок. Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Слава им, привет от нас

В добрый день, счастливый час!

11. «Каравай » - песня – хоровод.

После песни Ведущая на подносе с рушником выносит каравай .

Ведущ. Издавна на Руси повелось гостей встречать самым дорогим – хлебом и солью. Вот какой каравай испекли для нас на хлебозаводе города Советский. Я расскажу вам о традиции, как нужно угощаться караваем . Хлеб – соль торжественно несут на покрытом белом полотенцем подносе. Получивший этот дар – целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. Когда вручают хлеб – соль, все очень серьёзны. Такова старинная традиция русского народа.

Ведущий подносит каравай всем детям .

Ведущ. Ребята, я хочу обратить ваше внимание на выставку хлебобулочных изделий, которую для нас подготовили ваши родители. Посмотрите, какое разнообразие : пирожки и кексы, пряники и печенье, блины и сухари, торты и пирожное!

Тары – бары – растабары,

Выпьем чай из самовара!

С сухарями,

С кренделями,

С бубликами вкусными,

С сушками, ватрушками!

Приглашаю вас всех на чаепитие !

Под русскую народную музыку дети вместе с гостями проходят вы группу на чаепитие.

Литература : 1. Загоруля Г. А., Мазурик А. М. «Путешествие в мир фольклора» . Полиграфист. Х. -М. 1999г., стр. 291.

2. Курочкин Н. А. «Знакомство с натюрмортом» (слова песни «Каравай » ).

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба…» С. –П. Детство – пресс.

Статьи по теме: