Картотека "настольно-печатные игры" старший дошкольный возраст. Спортивная игра «футбол». Значение настольных игр в развитии дошкольника

Татьяна Макрушина
Настольно печатные игры часть 1

Настольно- печатные игры

1) Чьи детки 2) Овощи 3) Что нужно кукле 4) Кто что ест 5) Где это можно купить 6) Разные по цвету и по названию 7) Сложи кубики 8) Фрукты и овощи 9) Садовник 10)Что за форма 11) Найди предмет по описанию 12) Найди предмет такой же формы 13) Угадай, что в руке? 14) Кому что нравится? 15) Что чем делается? 16) Поможем кукле 17) Кто это? 18) Когда? 19) Когда это бывает? 20) Ищи и найдёшь. 21) Кому что нужно для работы? 22) Лото 23) Парные картинки 24) Что растёт в лесу? 25) перемешанные картинки 26) Что сажают в огороде? 27) Домино 28) Что где растёт? 29) Посадим цветочек 30) Где это можно купить 31) Разные по цвету и по названию 32) Что за форма? 33) Когда это бывает? 34) Лото 35) Парные картинки 36)Фрукты и овощи

Чьи детки

Цель : Закрепить знания о домашних животных, их детенышей; кто как кричит. Упражнять в правильном звукопроизношении : вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

Ход игры : Воспитатель берет набор картинок с изображением животных и их детенышей : корова и теленок, лошадь и жеребёнок, курица и цыплёнок. До начало игры воспитатель с детьми рассматривает картинки и уточняет знания детьми названия животных и их детенышей. Дети упражняются в звукопроизношении.

Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котёнок? А теперь давайте поиграем - найдем детенышей наших животных. Картинку будете ставить, только после того, как его позовет мама к себе. Воспитатель обращает внимание на правильное произношение конца слов : щенком, поросенком, котенком.

Цель : Закрепить знания о различных овощах.

Ход игры : дети складывают картинки из частей и говорят как эти овощи называются, какого они цвета или вкуса, для чего используются.

Что нужно кукле

Цель : Упражнять культурно – гигиеническим навыкам.

Ход игры : Воспитатель знакомит детей с картинками и спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям : - наша кукла рано встала и хотела бы умыться, но чем? Дети приносят картинку, на которой нарисованные предметы для умывания кукле.

Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности : Например говорит –«Наша кукла умылась, а теперь хочет расчесаться,Но чем?

Кто что ест

Цель : Уточнить представления детей о пище; активизировать в их речи употребление глаголов лакать, есть, грызть.

Материал : персонажи из сказки «Репка» .

Ход игры : Воспитатель читает детям русскую народную сказку «Репка» . Спрашивает : «Что дед и баба сделали с репкой? (Вымыли, очистили и стали есть её) Бабка, дед, внучка они едят сладкую, сладкую репку. Какую репку едят дед с бабкой (сладкую) .Жучка, кошка, мышка на людей глядят, а репу не едят. Сейчас внучка им другую еду принесет. Кошке молочко и кусочек колбаски.: -Лакай кошка молочко. ; Жучке даст косточку, а мышке корочку хлеба или сыр.: Грызи мышка корочку. -Что делает кошка? (лакает, кушает)

Что делает мышка и жучка? (грызут) . В конце игры все вместе вспоминают кто что ест в этой сказке.

Где это можно купить?

Цель : Закрепить знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах : продуктовых, промтоварных, книжных; учить различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.

Ход игры : Воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, какие они знают магазины около их дома, помогают ли они своим родителям при покупке. После беседы воспитатель показывает большие картины, на которых нарисованы разные магазины. –А сейчас дети я раздам маленькие карточки и вы должны рассказать, где в каком магазине это можно купить, принесите карточки и положите на большую картинку в тот магазин, где это можно купить?

Разные по цвету и по названию

Цель : Сформировать у ребенка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и по цвету; учить называть отображенные предметы и их цвет.

Ход игры : Воспитатель садиться перед детьми раздает им карточки с изображением различных предметов разного цвета. Затем показывает детям картинку и предлагает назвать предмет, изображенный на ней. Ребята выполняют задания и спрашивают и спрашивают свои карточки с картинкой показанной воспитателем. Тому кто нашел на своей карточке такое же, воспитатель отдает свою картинку. Прежде чем закрыть свою картинку той, что получена от воспитателя, ребенок должен назвать цвет предмета. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки у детей не будут закрыты.

Сложи кубики

Цель : Упражнять детей в составление целого предмета из кубиков, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Ход игры : На коробке нарисованы целые картинки с изображением разных предметов. В другой коробке лежат кубики. Воспитатель знакомит детей с картинками. Они называют, что на них изображено. Затем показывает кубик с фрагментом этой картинки.

Как вы думаете от какой картинки этот кусочек? (от яблока) . Правильно, а теперь давайте найдем остальные части яблока . Дети вместе с воспитателем ищут кубики с изображением частей яблока . Когда все кубики найдены, воспитатель дает картинки каждому ребенку. Он просит детей собрать из кубиков изображения на картинке. Кубиков должно быть немного, чтобы детям легче было собрать картинку. Воспитатель исправляет ошибку. Потом меняет картинку и дети собирают из кубиков новую картинку.

Фрукты и овощи

Цель : Закрепить представления о фруктах и овощах.

Ход игры : 1)Воспитатель раскладывает на столе карточки, а дети должны их разделить на 2 группы : фрукты и овощи.

2)Карточки кладутся картинкой вниз. Один ребенок выбирает и рассказывает что на ней нарисовано. Остальные угадывают по описанию, что на ней нарисовано.

3)Сравнить изображение на карточке с настоящими фруктами и овощами .

4)Воспитатель называет фрукт или овощ, а дети должны его найти и указать к какой группе относиться.

5)Воспитатель раздает детям карточки и говорит : «Все дети, у которых на карточках изображены фрукты (овощи) поднимают картинку.

Садовник

Цель : Определить характерные признаки фруктов, овощей, цветов.

Ход игры : Дети сидят вокруг стола, на котором положены картинки рисунком вниз. Один ребенок – садовник, с лейкой обходит детей и говорит : «У меня большой сад, иди ко мне, Саша, что-нибудь сорвёшь. Ребенок, которого вызывают подходит к столу, выбирает себе картинку, смотрит и потом описывает так, чтобы дети угадали, какое растение сорвано. Затем вытянувший ребенок картинку становится садовником.

Что за форма

Цель формы : шарик, кубик, кирпичик, призму- учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно, тот, который просит воспитатель.

Ход игры : Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает по очереди назвать геометрическую форму предмета. Объясняет, чем отличается шарик от кубика. Предлагает построить домик из кубика и призмы, проложить к нему дорожку из кирпичиков. Обращаю внимание детей на размеры «строительных материалов» . Затем воспитатель просит каждого ребенка взять по одной геометрической форме и назвать её. В заключении дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки.

Найди предмет по описанию

Цель : Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; учить описывать предмет не называя его.

Ход игры : Воспитатель вместе с Буратино рассматривает предметы которые они подобрали для игры : мяч, грузовик, собачку, ведерко, куклу и т. д. При этом педагог обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывают все предметы по разным местам и говорит : «Разбежались все наши игрушки, сейчас будете вы их искать. Сначала я расскажу о той игрушке, которую вы должны найти самой первой. Послушайте! Надо найти круглый, резиновый предмет, который прыгает и катиться по полу. Вы с ним любите играть. (это мяч, мяч.) правильно, ребята. Вова найди мяч. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возвращены на место.

Найди предмет такой же формы

Цель : Учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы : шарик, кирпичик, призму, кубик. Учить находить среди нескольких предметов именно, тот который просит воспитатель.

Ход игры : Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает всем поочередно называть геометрическую фигуру. Объясняет, чем отличается шарик от кубика. Предлагаю построить домик из кубика и призмы, положить к нему дорожку из кирпичиков. Обращаю внимание детей на размеры «строительных материалов» . Затем воспитатель просит каждого ребенка взять по одной геометрической формы и называть её.

Угадай, что в руке

Цель : Познакомить детей с разными формами.

Ход игры : На столе лежат куб, шар, круг. Воспитатель называет форму предметов лежащих на столе, потом закрыть глаза и в это время прячет один из предметов за спину. Разрешает открыть глаза и спрашивает : «Какой предмет у меня в руке? Если ребенок отгадает, он кладет этот предмет в ящик, если не угадает, то воспитатель сам называет предмет и кладет его на стол. Игра заканчивается тогда, когда дети правильно угадают все три формы.

Кому что нравится?

Цель : Уточнить знания детей о том, чем питаются отдельные животные.

Ход игры : Воспитатель сажает небольшую группу детей вокруг стола. Прежде всего она знакомит их с картинками изображающих животных, затем раздает меньше картинки. После этого она показывает им например : корову и предлагает найти на маленькой картинке корм для неё и после этого ребенок у которого картинка с изображением травы кладет её возле себя.

Что чем делается?

Цель : Познакомить детей с некоторыми рабочими инструментами.

Ход игры : Воспитатель показывает одну за другой, несколько картинок. Дети должны назвать предмет, нарисованный на картинке, сказать, что им делают и кто его использует при работе.

Поможем кукле

Цель : Закрепить знания о предметах и их использовании.

Ход игры : Воспитатель раздаёт детям картинки и говорит : «Кукла села за стол, чтобы позавтракать, но стол не накрыт. Кто поможет кукле и даст ей, что ей нужно.» Дети, у которых на картинках изображена чайная посуда, дают эти картинки. «Кукла хотела бы поиграть, но у неё нет игрушек. Кукла вышла на улицу, на прогулку,но у неё нет одежды; «Кукла вышла на улицу и увидела …. и т. д.» дети каждый раз дают ей то, что нужно кукле.

Цель : Узнавать животных по описанию.

Ход игры : Воспитатель держит в руке несколько картинок с изображением животных. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные не увидели. Он подражает крику животных и их движениями, а остальные должны угадать какое это животное.

Цель : Упражнять в употреблении понятий «УТРО» , «ПОЛДЕНЬ «, ВЕЧЕР» .

Ход игры : Воспитатель при помощи куклы – марионетки производит разные действия, о какой части суток идёт речь . Например : кукла встаёт с постели, одевается и причёсывается (утро, обедает (полдень, раздевается и ложится спать (вечер) ,

Консультация для педагогов и родителей

Настольно-печатные игры

в развитии детей дошкольного возраста

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

«Игра – путь детей к познания мира, в котором они живут и который призваны изменить»

А.М. Горький

  1. Какие бывают настольные игры?

Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты) , знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года) , о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»). Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т.п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.

Главное и очень важно, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии, и выделить необходимое на данный момент вашему ребёнку, соответственно его возрасту.

  1. Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка?

Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

По выражению В.А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей». Поэтому, настольные игры, естественно, развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка.

У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе.

Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности.

Настольные игры в старшем возрасте так же вырабатывают

привычки правильного поведения,

помогают детям осваивать правила игры,

не нарушать их,

«ходить» по очереди,

не сердиться на ошибающихся в игре сверстников.

(«Программа воспитания и обучения в д/с», стр. 123)

Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения.

  1. Какие самые популярные настольные игры?

Одной из популярных и приоритетных настольных игр, в современное время, стала игра в «Пазлы» .

Характерно, что в младшем возрасте у ребёнка небольшие картинки, с крупными пазлами. А по мере взросления детей картинки увеличиваются до картин, а сами элементы пазлов (с их ключами) уменьшаются. Так к 6-7 годам дети способны собирать большие картины, работая в подгруппах. При этом у детей формируется коммуникативное общение, умение договориться, выбрать определённое место в картине. В таком взаимодействии у ребят есть общая цель – собрать гармоничное целое из частей.

«Пазлы» развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость и терпение и многие другие психические процессы.

Востребованными для детей являются игры с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. И это естественно, так как в старшем дошкольном возрасте активно формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействовать друг с другом.

Главное в играх с правилами – решение поставленной задачи, соблюдение правил.

Например, развивающая игра «Хрюшина азбука», где вместе с героями любимой телепередачи – Хрюшей, Степашкой, Филей, Мишуткой и Каркушей – дети не только запомнят все буквы алфавита и их последовательность, но и разовьют фонематический слух – научатся различать отдельные звуки в составе слова. Такая игра рассчитана на количество игроков от 2 до 5 человек и предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Здесь детям нравится играть с кубиком, с его помощью определять свои «ходы» соотносить количество точек на кубике с количеством предстоящих «ходов».

В среднем возрасте 4-5 лет для детей интересна «мозаика». Мозаика хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, воображение, творчество, мышление.

В младшем возрасте от 2 до 3 лет дети любят собирать

«Картинки-половинки» Игра на развитие внимания, логического мышления, речи. Дети под руководством заботливых взрослых с удовольствие находят похожие картинки и сравнивают их между собой, находя сходства и различия между парными картинками.

«Большие и маленькие» Маленькие дети инстинктивно тянутся к нашим меньшим «братьям» - домашним животным. Поэтому им интересно знакомиться с внешним видом домашних животных, с их названиями, с их пищей, а также узнавать, как они «разговаривают», как организованы. Игра развивает у детей зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук, связную речь, поддерживает интерес к живой природе.

  1. В каком возрасте можно играть с ребёнком в лото, домино и т.д.? Когда можно учить собирать мозаику?

Настольная игра наиболее свойственна детям более, старшему возрасту, т.к. в младшем возрасте ребёнку, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность.

Мозаику можно начинать собирать ближе к 3-4 годам. Маленьким детям мозаика рекомендуется только крупная, т.к. дети могут затолкать мелкие предметы в носик, подавиться. В 1,5-2 года детям предлагать пирамидки, вкладыши, крупные пазлы – безопасные игры для здоровья детей.

Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображённые на кубике».

Разнообразны и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации; обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

  1. Давайте разберём на примере, какие настольные игры соответствуют определённому возрасту ребёнку? (например, парные картинки – 1,2-2 года, лото-2 года и т.д.)

«Большие и маленькие» . - игра на закрепление умений детей группировать предметы по величине; учить соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету.

«Разные по названию и разные по цвету » - помогает сформировать у ребёнка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и цвету; учить называть отработанные предметы и их цвет.

«Что за форма? » - учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит взрослый.

«Тук-тук» - позволяет побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, пополняя таким образом свой словарный запас; путём игры активизировать речь малышей; закреплять правильное произношение звука Т.

«Собери целое» - учить малышей складывать из отдельных фрагментов изображение предмета по образцу; продолжать учить называть основные цвета; активизировать речь детей.

В 2-3 года мозаики, вкладыши, шнуровочки – развивают у малышей мелкую моторику, словарь, мышление, зрительную память, сенсорику (цвет, форму).

Дети 2 –3 лет любят играть в игры:

  • «Картинки-половинки» (дети собирают картинки из половинок, находят похожие картинки и сравнивают их между собой);
  • игра «Чей малыш?» или «Чья мама?» (так же, как в предыдущей игре);
  • «Во саду ли в огороде?» (различают фрукты и овощи);

Настольно-печатные игры 2 – 3-х летнего возраста отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей данного возраста. В этих играх малыши усваивают и закрепляют знания в процессе практических действий не с предметами, а с их изображениями на картинках.

В 2-3 года воображение ребёнка ещё не развито, преобладает предметная деятельность (манипуляция предметами), стремление знакомиться с окружающими предметами, активно действовать с ними. Попытка конструирования: игры с игрушками – вкладами, с башенкой – придавать ей форму;

На 3-ем году жизни у ребёнка начинает формироваться воображение, в играх появляется несложный сюжет.

Проявляется активная самостоятельная деятельность ребёнка.

Год от года детям становятся доступны игры, которые уже богаче по содержанию, сложнее по организации и правилам.

  1. Дети 2-3 лет, как правило, неусидчивы, как можно заинтересовать ребёнка, чтобы игра действительно была увлекательной?

Внимание в этом возрасте ещё не устойчиво, детишки быстро отвлекаются, поэтому важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка (например: заяц – попрыгать, кошка – мяукнуть).

Чтобы поддержать интерес детей к играм-занятиям и сформировать обобщённые представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету, шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.

Тематические лото с изображением игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначении, а также для развития речи малышей.

Произвольное внимание в данном возрасте ребёнка удерживается в течении 2-3 минут, а дальше необходима поддержка и активизации внимания малыша со стороны заботливых взрослых и родителей в виде потешек, стихов.

Важно обращаться с детьми ласково, с улыбкой, погладить по головке, приобнять, голос взрослого не должен доминировать над голосом ребёнка.

К.Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека…можно обратить внимание на народные игры» народный фольклор, прибаутки, сопровождающие игру и поддерживающие интерес к ней.

Воображение ребёнка в 2-3 года развито недостаточно, только начинает формироваться и лучше игры сопровождать речью. Это поможет созданию образа (озвучивать действия, проговаривать последовательность их выполнения).

Л.С.Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется, чтобы дополнить свои действия, выразить свои мысли и чувства.

На 4-ом году жизни у детей уже проявляется способность идти от мысли к действию.

Нужно стараться поддерживать интерес ребёнка к игре, поощрять его усилия, направленные на воплощение замысла, помогать ему. Иногда это достигается участием взрослого в игре, иногда подбором игрушек или предложением интересной роли.

  1. Сколько времени в день нужно уделять настольным играм?

В возрасте 2 – 2,5 лет возрастной нормой является выраженная потребность ребёнка в игре, возрастной нормой является высокий уровень самостоятельной игры, при котором ребёнок проявляет ярко выраженную потребность в игре с сюжетными игрушкам. Репертуар таких игровых действий богат и разнообразен, и в процессе игры малыш охотно и регулярно использует предметы – заместители.

Время игры 5-10 минут в зависимости от темперамента ребёнка, его характера, от интереса к содержанию игры.

В любом случае двигательный режим и смену видов деятельности ребёнка необходимо соблюдать.

Ребёнок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения в игре быть не может, но и в то же время игра рождает у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли.

Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности: красивая коробка настольной игры, кто-то постучал и принёс эту игру.

Дети, более старшего возраста, играют в настольные игры по желанию ребёнка.

Желаем любознательным детям и заботливым родителям тщательный и внимательный подход к выбору игр!

Материал подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ ЦРР ДС «Снежинка»

Атаманова Маргарита Степановна

город Муравленко ЯНАО


Опыт педагогов-практиков показывает (Адашкявичене Э. Й., Гришин В. В., Фролов В. Г., Юрко Г. П., Змановский Ю. В. и др, что дети дошкольного возраста могут освоить элементы разных спортивных игр: баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей и др. В тоже время для современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости, а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости.

Все комплексные программы по физическому воспитанию дошкольников включают обучение элементам спортивных игр и упражнений (в том числе настольного тенниса) со старшего дошкольного возраста.

Нас заинтересовали сообщения родителей о занятиях элементами игры в настольный теннис детей четырёх лет. Например, на сайте «Ранний старт», в разделе «настольный теннис» Татьяна Мочалова пишет о своей дочери – «Моя дочь научилась набивать целлулоидный шарик на ракетке для настольного тенниса и правой и левой рукой. На глазах она стала и более ловкой, и стала лучше рисовать и писать. Я боюсь больших спортивных нагрузок для девочек, но от пинг-понга никакого вреда быть не может. Девочка сколько угодно раз подбивает мяч на ракетке и правой и левой рукой, а ей всего четыре года.

В дошкольных учреждениях г. Самары, Самарской области единичны случаи системной работы по обучению детей игре в настольный теннис. Наиболее частый ответ педагогов ДОУ – дороги теннисные столы.

Мы попытались провести обучение элементам игры в настольный теннис детей среднего дошкольного возраста.

Мы предположили, что включение подготовительных упражнений и элементов игры в настольный теннис в образовательную деятельность детей среднего дошкольного возраста повысит развитие их физических качеств.

Эту работу провели в детском саду "Берёзка", пос. Кинельский, Кинельского района, Самарской области.

Была поставлена цель – организовать обучение элементам игры в настольный теннис детей средней группы дошкольного возраста.

В план педагогической деятельности вошли:

Обследование группы детей 5 года жизни по уровню проявления развития ловкости и мускулатуры кистей рук.

Разработка перспективного плана обучения элементам игры в настольный теннис на год

Проведение занятий секции «Весёлый шарик» – 2 раза в неделю.

1. Навык удерживания предмета в равновесии развит слабо.

2. Показатели кистевой динамики детей соответствуют нормативам физиометрических показателей (по программе «Успех») .

3. Навык удержание шарика на ракетке с продвижением вперёд на 2 м. – тоже невысок.

В ходе обучения детей выполнялись упражнения:

Беговые и прыжковые упражнения с теннисной ракеткой в руке, со сменой игровых ситуаций по звуковому сигналу.

Броски теннисного мяча об пол с ловлей после отскока (левой и правой рукой.

Ловля теннисного мяча двумя ракетками одновременно после отскока его от пола.

Отбивание теннисного мяча после отскока от пола, тыльной и ладонной стороной ракетки, поочередно (ведущей рукой) .

Отбивание теннисного мяча с места, после подбрасывания, с попаданием в обруч на расстоянии 3-5 шагов (имитация подачи) .

Игра “Фонтанчик”- как можно дольше набивать теннисный шарик на ракетке, действуя одной рукой.

Упражнение в парах у теннисного стола: дети располагаются по боковым сторонам стола. Задание: толчком ракетки откатить теннисный мяч партнеру.

Упражнение в парах: отбивание теннисного мяча после его отскока от стола, с помощью педагога.

Упражнение в парах:самостоятельное отбивание теннисного мяча после его отскока от стола.

Во время проведения уже первых игровых встреч секции «Весёлый шарик», большинство детей средней группы проявило интерес как к процессу владения ракеткой, так и к соревнованиям. Пока проведено 10 занятий по 30 минут во второй половине дня (Фотографии представлены в презентации) .

Интерес детей к игре в настольный теннис даже возрос, отклонений в состоянии здоровья не наблюдалось.

www.maam.ru

Консультация для родителей «Развивающие настольные игры для развития воображения старших дошкольников»

Уже третий год работаю по теме самообразования "Игровые упражнения и развивающие игры как эффективное средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие воображения посредством организации игровых упражнений и развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

Способствовать развитию воображения через привлечение старших дошкольников к участию в игровых упражнениях и настольных развивающих играх;

Мотивировать к включению старших дошкольников в игровую деятельность для развития воображения;

Обогатить развивающую среду игровыми упражнениями и настольными развивающими играми для развития воображения;

В процессе взаимодействия между детьми в игровой деятельности способствовать развитию творческого самовыражения;

Расширить кругозор родителей о воображении старших дошкольников.

Совсем недавно вниманию родителей были предложены консультации:

- «Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста»;

- «Развивающие настольные игры для развития воображения».

Именно последнюю консультацию хочу представить и Вашему вниманию, уважаемые коллеги, насыщенную фотографиями развивающих игр, которые, уверенна заинтересуют и Вас.

Развитию воображения способствует привлечение внимания старших дошкольников к настольным развивающим играм.

Естественно, игры такого плана подбираются в соответствии с возрастом и имеют очень широкий спектр развития способностей детей, таких как:

Развитие восприятия формы,

Способности выделять фигуру из фона, выделять основные признаки объектов,

Распознавать и составлять изображения предметов, животных, птиц, строений, средств передвижения,

Развитие глазомера, репродуктивного и творческого воображения, зрительно-моторную координации,

Зрительного анализа/синтеза,

Умения работать по правилам,

Произвольного внимания,

Памяти, усидчивости,

Творческого мышления.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3-, и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Сначала дошкольники по узорам-заданиям складывают точно такой же узор из кубиков: путём наложения кубиков на изображение, а после - составляют изображения при расположении узора-задания рядом. И, наконец, дети придумывают новые узоры – выполняют творческую работу.

Не менее занимательна настольная игра «Геометрическая мозаика», где из геометрических фигур разных размеров и цветов дошкольники могут составить предлагаемые иллюстративные изображения. В ходе дальнейшей работы дети самостоятельно придумывают свои изображения.

Очень интересна для дошкольников развивающая игра «Танграм». Это геометрический конструктор, представляющий квадрат (размером 8х8 см) из картона, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезанный на 7 частей на: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцу и по собственному замыслу.

Не менее полезна для детей головоломка-мозаика «Волшебный круг», идентичная ранее описанной игре. Она представляет собой круг, разрезанный на 10 частей: 4 равных треугольника, остальные части попарно равные между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэтного изображения все 10 частей, не накладывая одну на другую.

Очень интересна для дошкольников игра «Треугольный мир», которая позволяет собрать изображения из 10 треугольников: шесть из них больших размеров и четыре – меньших размеров.

Широкий спектр способностей позволяет раскрыть увлечение настольной игрой «Деревянная мозаика», карточки к которой дети нашей группы создают самостоятельно.

Красочные разноцветные детали игры, представленные в разных размерах и формах, привлекательны и занимательны для дошкольников.

Все вышеописанные игры – только малая часть игр, используемых для развития разносторонних способностей дошкольников, в том числе и развития воображения.

Воображение – очень важная сторона в жизни ребёнка. С помощью его рождаются новые образы и идеи для игр. Через воображение дошкольники решают для себя многие вопросы, проживают ситуации, преодолеть которые им сложно.

Значение развитости воображения имеет огромное значение для развития ребёнка. Дети постарше не просто фантазируют – они создают свою мечту, а именно через мечту человек получает смысл жизни, стремление к достижению высот и становится счастливым, приходя к желаемым (а на первом этапе просто воображаемым) результатам. Не стоит забывать, что все великие достижения в самом начале были ни чем иным, как фантазией, образом в мыслях человека.

www.maam.ru

Настольная дидактическая игра для детей 4-8 лет «Звуковое домино»

Развивающая игра для детей 4-5-6-7-8 лет

Пособие предназначено для непосредственной образовательной области Коммуникация. Направлено на обучение грамоте и развитию фонематического слуха детей 4 - 8 лет. Способствует отработке навыка выделения в слове первого гласного звука.

Может использоваться для индивидуальной деятельности и занятий с подгруппой детей. Игра будет полезна логопедам, воспитателям и родителям.

Цель: учить детей выделять первый гласный звук в слове; расширять и активизировать словарь.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о гласных звуках.

Формировать умение выделять в слове первый гласный звук и находить слова, начинающиеся на такой же звук.

Развивающая:

Развивать у детей память, мышление, внимание.

Воспитательная:

Воспитывать умение выполнять правила игры.

Описание игры

Игра предназначена для детей 4 - 6 лет, представляет собой 25 прямоугольных карточек с двумя картинками на каждой. В названии картинок первые звуки «А», «О», «У», «И», «Э». Дети должны называть картинки и определять первый звук в слове.

Карточки необходимо распечатать на цветном принтере, наклеить на плотный картон и вырезать.

Вариант первый : играют от двух до пяти игроков. Карточки выкладываются обратной стороной вверх и перемешиваются. Каждый игрок берёт себе по пять карточек.

Если игроков меньше пяти, то оставшиеся карточки - это «банк». Первой выкладывается карточка с картинками, в названии которых первый звук одинаковый. Игрок, который нашёл у себя такую карточку, выкладывает её.

Следующий игрок может положить карточку слева или справа, так, чтобы на этой карточке была картинка с тем же гласным звуком. Если у игрока нет подходящей карточки, он может взять карточку из «банка».

Если игрок взял подряд две карточки, и среди них нет подходящей, ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первый выложит все свой карточки.

Вариант второй: играют от одного до трёх игроков. Игрокам выдаётся по одной карточке, помеченной звёздочкой. Остальные карточки на столе картинками вверх.

Игроки выкладывают дорожки из карточек, выбирая карточки так, чтобы на картинках рядом лежащих карточек первый звук был одинаковым. Побеждает тот, кто первый соберёт дорожку.

Словарь : ухо, экскаватор, игрушки, индюк, утка, индеец, утёнок, осень, аист, овощи, улей, утюг, автобус, ананас, апельсины, избушка, акула, улитка, аквариум, эскимо, остров, обувь, обруч, учительница, овцы, иголка, осы, эскимос, ива, эму, экран, электричество, экран, арбуз, облако, абрикосы, удочка, автоматчик, электрик, автоматы, этажерка, ириска, этажи, озеро, эвакуатор, укроп, Иванушка, окна, игры, узор.

Карточки домино

Материал ped-kopilka.ru

7.Игры настольно-печатные / Игры для дошкольников 2

Настольно-печатные игры – это особая категория игр, которые в отличие от остальных требуют от участников не только внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности, но и определенных умений пользования карандашом или ручкой. Игра заставляет ребенка сначала подумать и только потом рисовать определенные предметы на листе бумаги, так как стереть рисунок потом будет затруднительно.

Настольно-печатные игры довольно сложны, поэтому дети способны научиться играть в них только с 5-6-летнего возраста. Но, несмотря на это, они очень интересны и воспринимаются малышами всегда с удовольствием.

Цель игры: развивать внимание, наблюдательность, память, умение быстро находить изменения и недостающие элементы в предмете.

Оборудование: листки чистой бумаги, желательно в клеточку, карандаши красного и синего цвета для каждого участника игры.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: дети рассаживаются за столики парами, получают листки чистой бумаги и внимательно слушают правила игры, которые заключаются в том, что необходимо давать напарнику указания по поводу рисования той или иной линии (например, вести вправо, а сейчас – вверх) .

После этого на листе у каждого остается определенная ломаная линия, выполненная красным карандашом. Теперь участник, который давал команды своему напарнику, сам берет карандаш синего цвета и на своем листе бумаги начинает повторять уже имеющийся рисунок. Особым правилом является то, что длина линий, из которых строится ломаная, должна быть примерно одинаковой.

Следующим этапом участники, игравшие парами, меняются ролями, и теперь другой ребенок дает указания, которые надо выполнять. При этом дети не только повторяют такие понятия, как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», но и учатся повторять рисунок на другом листе самостоятельно, что требует определенного внимания и умения ориентироваться на плоскости.

Цель игры: научить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям к той или иной категории, совершенствовать способность к обобщению, развивать память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: 10–15 счетных палочек, карандаш, ластик и лист белой бумаги.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям следующее задание: необходимо сложить из подготовленных палочек определенную фигуру, например треугольник или прямоугольник. Затем он спрашивает, сколько палочек потребовалось для этого.

Когда ребята ответят на поставленный вопрос, следует предложить им нарисовать на листе бумаги такую же фигуру, причем она должна быть примерно такого же размера. Если для ребят еще сложно выполнить подобное задание, то на помощь может прийти линейка, пользоваться которой они обычно уже умеют.

Также можно предложить собрать из счетных палочек квадрат, попросить детей назвать его отличительные признаки и показать, как можно при помощи только одной палочки превратить его в 2 треугольника.

Когда ребята выполнят и это задание, необходимо проследить, чтобы они правильно перенесли данные фигуры на листки бумаги при помощи карандаша. Во время проведения занятия следует особое внимание уделить правилам пользования карандашом и ластиком, показать, как правильно пользоваться линейкой, чтобы линии получались ровными.

Цель игры: разввать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время, обучить ребят различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально», систематизировать знания, полученные ранее.

Оборудование: листы бумаги для каждого участника, карандаши или ручки.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам научиться играть в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо выстроить ряд крестиков или ноликов по диагонали, по вертикали или по горизонтали.

Но сначала следует объяснить значение данных слов, так как не все дети могут быть с ними знакомы.

Следующим этапом воспитатель показывает, как следует чертить игровое поле, чтобы оно состояло из 9 квадратов. Только потом можно начинать объяснение самой игры. Для этого желательно разделить группу детей на 2 команды, одна из которой будет «ноликом», а другая – «крестиком».

Затем руководитель показывает, как могут располагаться крестики или нолики в игровом поле, и какая комбинация оказывается выигрышной.

Это лучше делать на доске, чтобы ребята могли все хорошо видеть.

Когда ребята хорошо усвоят правила игры, можно сыграть всей группой несколько раз и только после этого предложить детям самостоятельно поиграть в парах. Но во время одиночной игры воспитатель должен постоянно контролировать всех и помогать в случае необходимости.

Летом, если у ребят есть мелки и ровный асфальт на игровой площадке, игру можно организовывать и на улице.

Морской бой (1-й вариант)

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

Оборудование: чистые листы бумаги в клеточку и с нарисованными игровыми полями, ручки или карандаши, большой образец игрового поля, прикрепленный к магнитной доске.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на небольшие группы по 4–5 человек. Каждой из них он раздает по листку бумаги с начерченными на них игровыми полями 10 х 10см, состоящими из 100 клеток.

Затем руководитель объясняет, для чего нужны цифры от 1 до 10, расположенные по вертикали слева или справа от игрового поля, а также какую роль выполняют буквы, написанные сверху над каждой клеткой от А до К.

Только теперь дети начинают с помощью воспитателя располагать корабли на поле таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом. Их должно быть: однопалубных – 4 штуки, двухпалубных – 3, трехпалубных – 2 и четырехпалубных – 1.

Корабли могут располагаться как угодно, главное, чтобы они находились в черте поля.

Теперь можно приступать к игре, в которой участвуют два участника или две команды. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее определить месторасположение кораблей и попасть в них снарядом, который летит строго по указанному маршруту, например А-5 или В-10.

Если игрок попал в корабль, но остались еще целые палубы, то другой отвечает, что корабль ранен. Когда же все палубы подбиты, то корабль считается убитым.

Если игрок попал, то он имеет право еще на один ход, но если же он стрелял мимо, то передает ход противнику. В игре побеждает тот участник, который сможет раньше противника «потопить» все корабли.

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами. развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

Оборудование: чистые листы бумаги в клеточку, ручки синего и красного цвета.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на группы по 2–4 человека.

После этого следует взять листки бумаги и сложить их пополам, чтобы уголки совпали друг с другом. Следует развернуть лист и хаотично разместить на каждой половине по 10 небольших кораблей в виде лодочек (около 1см в длину) .

Одна сторона будет являться своим полем, а другая – полем противника.

Теперь можно приступать к атаке. Для этого ребенок должен разместить мину (нарисовать небольшой кружочек и хорошо закрасить его) таким образом, чтобы она располагалась точно противоположно одному из кораблей противника.

Затем листок опять сворачивается и тот же ребенок старается зачертить мину с обратной стороны, чтобы на поле противника остался след от пасты.

Если этот след накладывается на один из кораблей, то он считается погибшим и зачеркивается. Значит, малыш получает право повторного хода.

Но если мина не попадает в корабль, то ход переходит сопернику.

Существуют особые правила игры, которые заключаются в том, что нельзя рисовать мину на своем корабле. Если это произойдет, то он считается убитым.

В игре побеждает тот участник, который первым сможет вычислить все корабли противника.

Подробней www.redov.ru

Консультация для педагогов и родителей

Настольно-печатные игры

в развитии детей дошкольного возраста

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире».

В. А. Сухомлинский

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

«Игра – путь детей к познания мира, в котором они живут и который призваны изменить»

А. М. Горький

  1. Какие бывают настольные игры?

Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года) , о различных профессиях (Игра «что кому нужно?») .Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т.п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.

Главное и очень важно, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии, и выделить необходимое на данный момент вашему ребёнку, соответственно его возрасту.

  1. Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка?

Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

По выражению В. А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей». Поэтому, настольные игры, естественно, развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка.

У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе .

Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности.

Настольные игры в старшем возрасте так же вырабатывают

привычки правильного поведения,

помогают детям осваивать правила игры,

не нарушать их,

не сердиться на ошибающихся в игре сверстников.

(«Программа воспитания и обучения в д/с», стр. 123)

Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения.

  1. Какие самые популярные настольные игры?

Одной из популярных и приоритетных настольных игр, в современное время, стала игра в «Пазлы».

Характерно, что в младшем возрасте у ребёнка небольшие картинки, с крупными пазлами. А по мере взросления детей картинки увеличиваются до картин, а сами элементы пазлов (с их ключами)уменьшаются.

Так к 6-7 годам дети способны собирать большие картины, работая в подгруппах. При этом у детей формируется коммуникативное общение, умение договориться, выбрать определённое место в картине. В таком взаимодействии у ребят есть общая цель– собрать гармоничное целое из частей.

«Пазлы» развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость и терпение и многие другие психические процессы.

Востребованными для детей являются игры с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. И это естественно, так как в старшем дошкольном возрасте активно формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействовать друг с другом.

Главное в играх с правилами – решение поставленной задачи, соблюдение правил.

Например, развивающая игра «Хрюшина азбука», где вместе с героями любимой телепередачи – Хрюшей, Степашкой, Филей, Мишуткой и Каркушей – дети не только запомнят все буквы алфавита и их последовательность, но и разовьют фонематический слух – научатся различать отдельные звуки в составе слова. Такая игра рассчитана на количество игроков от 2 до 5 человек и предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Здесь детям нравится играть с кубиком, с его помощью определять свои «ходы» соотносить количество точек на кубике с количеством предстоящих «ходов».

В среднем возрасте 4-5 лет для детей интересна «мозаика». Мозаика хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, воображение, творчество, мышление.

В младшем возрасте от 2 до 3 лет дети любят собирать

«Картинки-половинки»Игра на развитие внимания, логического мышления, речи. Дети под руководством заботливых взрослых с удовольствие находят похожие картинки и сравнивают их между собой, находя сходства и различия между парными картинками.

«Большие и маленькие»Маленькие дети инстинктивно тянутся к нашим меньшим «братьям» - домашним животным. Поэтому им интересно знакомиться с внешним видом домашних животных, с их названиями, с их пищей, а также узнавать, как они «разговаривают», как организованы. Игра развивает у детей зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук, связную речь, поддерживает интерес к живой природе.

  1. В каком возрасте можно играть с ребёнком в лото, домино и т.д.? Когда можно учить собирать мозаику?

Настольная игра наиболее свойственна детям более, старшему возрасту, т.к. в младшем возрасте ребёнку, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность.

Мозаику можно начинать собирать ближе к 3-4 годам. Маленьким детям мозаика рекомендуется только крупная, т.к. дети могут затолкать мелкие предметы в носик, подавиться. В 1,5-2 года детям предлагать пирамидки, вкладыши, крупные пазлы – безопасные игры для здоровья детей.

Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображённые на кубике».

Разнообразны и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации; обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

  1. Давайте разберём на примере, какие настольные игры соответствуют определённому возрасту ребёнку? (например, парные картинки – 1,2-2 года, лото-2 года и т.д.)

«Большие и маленькие». - игра на закрепление умений детей группировать предметы по величине; учить соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету.

«Разные по названию и разные по цвету» - помогает сформировать у ребёнка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и цвету; учить называть отработанные предметы и их цвет.

«Что за форма?» - учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит взрослый.

«Тук-тук»- позволяет побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, пополняя таким образом свой словарный запас; путём игры активизировать речь малышей; закреплять правильное произношение звука Т.

«Собери целое»- учить малышей складывать из отдельных фрагментов изображение предмета по образцу; продолжать учить называть основные цвета; активизировать речь детей.

В 2-3 года мозаики, вкладыши, шнуровочки – развивают у малышей мелкую моторику, словарь, мышление, зрительную память, сенсорику (цвет, форму) .

Дети 2 –3 лет любят играть в игры:

  • «Картинки-половинки» (дети собирают картинки из половинок, находят похожие картинки и сравнивают их между собой) ;
  • игра «Чей малыш?» или «Чья мама?» (так же, как в предыдущей игре) ;
  • «Во саду ли в огороде?» (различают фрукты и овощи) ;

Настольно-печатные игры 2 – 3-х летнего возраста отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей данного возраста. В этих играх малыши усваивают и закрепляют знания в процессе практических действий не с предметами, а с их изображениями на картинках.

В 2-3 года воображение ребёнка ещё не развито, преобладает предметная деятельность (манипуляция предметами) ,стремление знакомиться с окружающими предметами, активно действовать с ними. Попытка конструирования: игры с игрушками – вкладами, с башенкой – придавать ей форму;

На 3-ем году жизни у ребёнка начинает формироваться воображение, в играх появляется несложный сюжет.

Проявляется активная самостоятельная деятельность ребёнка.

Год от года детям становятся доступны игры, которые уже богаче по содержанию, сложнее по организации и правилам.

  1. Дети 2-3 лет, как правило, неусидчивы, как можно заинтересовать ребёнка, чтобы игра действительно была увлекательной?

Внимание в этом возрасте ещё не устойчиво, детишки быстро отвлекаются, поэтому важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка (например: заяц – попрыгать, кошка – мяукнуть) .

Чтобы поддержать интерес детей к играм-занятиям и сформировать обобщённые представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету, шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.

Тематические лото с изображением игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначении, а также для развития речи малышей.

Произвольное внимание в данном возрасте ребёнка удерживается в течении 2-3 минут, а дальше необходима поддержка и активизации внимания малыша со стороны заботливых взрослых и родителей в виде потешек, стихов.

Важно обращаться с детьми ласково, с улыбкой, погладить по головке, приобнять, голос взрослого не должен доминировать над голосом ребёнка.

К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека…можно обратить внимание на народные игры»народный фольклор, прибаутки, сопровождающие игру и поддерживающие интерес к ней.

Воображение ребёнка в 2-3 года развито недостаточно, только начинает формироваться и лучше игры сопровождать речью. Это поможет созданию образа (озвучивать действия, проговаривать последовательность их выполнения) .

Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется, чтобы дополнить свои действия, выразить свои мысли и чувства.

На 4-ом году жизни у детей уже проявляется способность идти от мысли к действию.

Нужно стараться поддерживать интерес ребёнка к игре, поощрять его усилия, направленные на воплощение замысла, помогать ему. Иногда это достигается участием взрослого в игре, иногда подбором игрушек или предложением интересной роли.

  1. Сколько времени в день нужно уделять настольным играм?

В возрасте 2 – 2,5 лет возрастной нормой является выраженная потребность ребёнка в игре, возрастной нормой является высокий уровень самостоятельной игры, при котором ребёнок проявляет ярко выраженную потребность в игре с сюжетными игрушкам. Репертуар таких игровых действий богат и разнообразен, и в процессе игры малыш охотно и регулярно использует предметы – заместители.

Время игры 5-10 минут в зависимости от темперамента ребёнка, его характера, от интереса к содержанию игры.

В любом случае двигательный режим и смену видов деятельности ребёнка необходимо соблюдать.

Ребёнок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения в игре быть не может, но и в то же время игра рождает у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли.

Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности: красивая коробка настольной игры, кто-то постучал и принёс эту игру.

Дети, более старшего возраста, играют в настольные игры по желанию ребёнка.

Желаем любознательным детям и заботливым родителям тщательный и внимательный подход к выбору игр!

Материал подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ ЦРР ДС «Снежинка»

Атаманова Маргарита Степановна

Материал с сайта nsportal.ru

Дидактическая игра «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать»

Представляю вам дидактическую, многофункциональную игру для детей младшего дошкольного возраста.

Методика проведения трёх вариантов игры.

Описание работы: Данная игра предназначена для детей 2-3 лет, и станет хорошим помощником для воспитателей групп раннего дошкольного возраста. Эта игра охватывает и сенсорное развитие, и активизация речи ребёнка, дети учатся группировать предметы, и конечно ориентироваться в четырёх основных цветах предметов.

Игра-путешествие для младшей группы детского сада

Игра-путешествие для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Путешествие по селу и его окрестностям»

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект игры - путешествия для детей младшего дошкольного возраста. Данный конспект будет интересен воспитателям сельских детских садов, укомплектованных одной разновозрастной группой. Этот конспект НОД по познавательно - речевому развитию направлен на расширение и обобщение знаний о домашних животных, воспитание доброго отношения к ним, уважения к труду сельских жителей, интереса к художественному слову.

Сюжетно-ролевая игра «Сапожная мастерская» для старшей группы

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников

Описание материала: Материал может быть полезен воспитателям старших групп для развития и обогащения сюжетно-ролевой игры. Дидактические игры, представленные в материале, помогут поддержать интерес и будут способствовать дальнейшему развитию сюжета игры. Сама сюжетно-ролевая игра поможет детям заглянуть в профессию и, может быть, будет способствовать будущему выбору профессии.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о профессии обувщика.

Дидактическая игра для дошкольников «Магазин»

Дидактическое пособие игра «Магазин»

Оборудование: игровое поле (можно использовать старый перекидной календарь) , разделённое на равные квадраты c наклеенной на каждый квадрат липучкой.

Карточки с изображениями символов (цвет, форма, размер) отпечатанных на принтере или нарисованных вручную. С обратной стороны символов также наклеена липучка.

Карточки с изображением продуктов (овощей, фруктов, одежды и любых других) с наклеенными липучками.

Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» (или вырезанные из картона геометрические фигуры, подходящие по всем признакам к символам)

Дидактическая игра по математике для средней группы

Дидактическая игра для дошкольников «Кармашки с секретом»

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данная игра может быть использована в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непосредственно организованного образовательного процесса.

Данная игра представляет собой несколько кармашков из одинаковой ткани. В каждый кармашек вставлена карточка из цветного картона, с наклеенными на неё пуговицами (разного цвета и размера) в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) или цифр (от 1 до 5) .

Материал с сайта ped-kopilka.ru

«Монополия», «Дженга», «Сет», «Супер-ферма», «Твистер»… Сегодня найти настольные игры, подвижные и логические, на реакцию и внимательность, развитие памяти и пространственного мышления, не составляет труда. Особенно опытным родителям. Но, к сожалению, многие родители малышей не всегда могут остановить свой выбор на какой-то игре.. Они сплотят вашу семью и разукрасят вечера смехом, весельем и духом доброжелательного соперничества. А обзор по играм для детей постарше вы сможете прочитать .

Memory Game

tiger-stores.com

Возраст: от 1 года

Игры-мемори очень распространены и встречаются в разных вариациях: с большими и маленькими карточками, круглыми и квадратными фишками, цветные и черно-белые. Мы остановили свой выбор на игре от магазина Tiger, так как она очень удобна для путешествий. Коробка с фишками невелика, фишки - круглые и удобные для детской руки, а прекрасный дизайн можно изучать долгое время.

Собери и разбери

mazakzabawki.pl

Возраст: от 2 лет

Количество участников: 2-4 игрока

На коробке будет написано, что игра предназначена для детей старше 8 лет. Не верьте! Двухлетние малыши с удовольствием разбираются в игре, особенно увидев яркие детальки. Цель игры - построить то, что изображено на карточках с заданиями. В идеале играть надо на время, но с малышами можно просто изучать цвета и счет, а также развивать моторику и внимание, стараясь повторить фигуру на карточке.

Черепашьи бега

blogspot.com

Возраст: от 3 лет

Количество участников: 2-5 игроков

Суть этой веселой игры проста: с помощью карточек игроки управляют черепашками, которые бегут к финишу по дорожке из 10 кирпичиков. В течение небольшой партии (10-20 минут) черепашки бегут то вперёд, то назад, могут тащить тех, кто забрался на них сверху, или ехать верхом на других. К тому же игра оформлена очень красочно.

Кот в мешке

babyradio.pl

Возраст: от 2-3 лет

Количество игроков: 2-5 игроков

Эта забавная игра поможет малышам развивать все виды памяти, мелкую моторику и пространственно-образное мышление. Первоначально все фигурки рассматриваются, проговариваются и отправляются в мешочек. Малышам выдается карточка и предлагается доставать фигурки из мешочка. Дети учатся узнавать на своих картинках те фигурки предметов, которые достали из мешочка. Потом игра усложняется - дети должны на ощупь доставать те фигурки, которые есть у них на карточках.

Это логично

ditya.com.ua

Возраст: от 4 лет

Игра, помогающая развить логику и усидчивость, подойдет для любителей загадок от 4-5 лет. В игре целых 84 задания - есть где развернуться. Все задания разного уровня сложности. Задача игрока - расположить фигурки животных и людей в домиках. Для этого на каждой карточке есть свои условия решения данной задачи.

Перед началом игры положите перед ребенком в ряд столько домиков, сколько указано на карточке. После этого изучите условия, которые на ней указаны, и начинайте расставлять фигурки. Закончив, проверьте, правильно ли ребенок выполнил задание. Решение головоломки вы найдете на ее обороте.

Дети Каркассона

happytable.ru

Возраст: от 4 лет

Количество участников: от 2 до 4 игроков

Игра «Дети Каркассон» любима многими детьми и взрослыми по всему миру. Игра учит детей правильно распоряжаться доставшимися им участками карты, развивает воображение и вызывает бурю восторга. Игра очень проста и увлекательна. Как правило, партии разыгрываются быстро, и дети просят играть снова и снова.

Составь портрет

mon-bebe.ru

Возраст: от 3 лет

Количество участников: от 1 игрока

В инструкции написано, что игра предназначена для детей от 3 лет, но нам кажется, что дети от года смело могут играть с детальками, изучая строение лица человека. Тем более что 49 деталей выполнены из натуральной древесины березы и окрашены нетоксичными красками. А становясь старше, ребенок с помощью мамы сможет создавать настоящие портреты своих родных. Игра поможет ребенку разобраться в море эмоций, настроений и характеров.

Летающие гномы

selectoys.ru

Возраст: от 4 лет

И снова в игре указан возраст 4 года, а играть могут дети с двух лет. Правила достаточно просты: у каждого игрока есть свой гномик, который должен долететь до своего домика. Свой домик - тот, что соответствует цвету владельца. За каждое попадание в цель игрок получает 10 очков, за попадание в чужой дом - 10 очков. Играть можно до 100 очков. Почему это будет интересно детям младше 4-х лет? Да потому, что это весело - отправлять гномиков в полет. К тому же игра учит цветам, счету и координации, развивает внимательность и мелкую моторику.

Шу-би-ду

mir-igrushki.ru

Возраст: от 4 лет

Количество участников: 2-4 игрока

В данной игре каждый игрок, не подглядывая, вытаскивает из мешка 3 ботинка. Их показывать нельзя. Затем все игроки вытягивают руки над столом таким образом, чтобы кулаками с зажатыми в них ботинками касаться кулаков других игроков. Все дети и взрослые хором кричат: «Шу-би-ду», разжимая кулаки, и бросают ботинки в центр стола. Задача быстро-быстро найти пары обуви в образовавшейся куче.

Додо

kubirubi.ru

Возраст: от 3 лет

Количество участников: 2-4 игрока

Настольная игра вместо книги перед сном? Легко! Игра «Додо» - это игра, в которой ребенок вместе со взрослым укладывает малыша (девочку или мальчика) спать. Для того чтобы игрушечный малыш уснул, надо пройти задания: найти «подушку», «любимую игрушку»,.. Но вашему ребенку могут попасть в руки и карты-фанты, которые будет исполнять взрослый. А там среди прочего маме придется и поухать, как сове, и поцеловать своего малыша. После прохождения всех заданий главный герой засыпает. Можно пожелать ему и вашему ребенку «спокойной ночи».

Животные Ouaps

profit-shop.ru

Возраст: от 3 лет

Количество участников: 2-4 игрока

Задача - найти карточку с изображением того или иного животного, чей голос прозвучал из звукового устройства. И хотя на игре указан возраст 3+, слушать звуки и рассматривать карточки можно вместе ребенком от 1 года.

Съедобное-несъедобное

shusha-toys.ru

Возраст: от 3 лет

Количество участников: до 10 игроков

Очень простая игра на знание, что можно съесть, а что нет. Одновременно принимать участие в этой игре могут 10 человек. И хотя возраст снова стоит от 3-х лет, игрой можно будет увлечь и двухлетнего ребенка, тем более что детальки изготовлены из качественной древесины.

Лото 4 сезона от Djeco

spkopilka.ru

Возраст: от 2 лет

Количество участников: 1 и более

Компания Djeco предлагает малышам красочную и простую игру «Лото 4 сезона». Смысл игры: есть карточки-картинки, которым нужно найти место на игровых полях. В наборе 4 игровых поля - по количеству сезонов. Карточки поровну раздаются между игроками, которые начинают по-очереди искать круглые карточки с теми же рисунками, что и у них.

Зоомагия

igrotime.ru

Возраст: от 6 лет

Количество участников: 2-4 игрока

В одной волшебной стране перепутались все животные. Еще вчера это были слоны, носороги и овцы, а сегодня - совершенно невообразимые звери, которые никак не могут понять, кто они. Задача игроков "Зоомагии" - собрать животных из трёх частей: головы, туловища и задней части.

Маленькая дорожка

igrotime.ru

Возраст: от 2 лет

Количество участников: 2-4 игрока

Эта классическая настольная игра-ходилка, которая на долгое время удержит внимание ребенка. Задача игрока - помочь маленьким зверькам прийти к финишу первыми. Тот, чей герой приходит первым, получает призовую фишку. Игра помогает развить стратегическое мышление, усидчивость, а заодно повторить цвета.

Обзор подготовила Анна Копач

Уважаемые читатели, а какие настольные игры любят в вашей семье?

*Перепечатка материалов сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

Игры бывают разные: подвижные и не очень активные. Ко второму типу часто относят настольные игры для компании друзей или настольно-печатные игры для детей раннего возраста . Есть популярные игры, которые подойдут для больших компаний с простыми правилами, которые очень нравятся всем детям.

В любом случае в этом разнообразии нужно разобраться и подобрать, исходя из своих потребностей подходящие варианты, соответствующие возрасту ребенка . Во время игры дети общаются между собой и учатся дружить. Если игра выбирается семейного типа, то они становятся весьма актуальными вариантами для коротанья зимних вечеров. В зависимости от сложности правил, вы можете подобрать под возрастные категории подходящие варианты и , и .

Настольные игры для детей младшей группы

К таким играм часто относят настольные игры для детей раннего возраста потому что они направлены на развитие базовых способностей. Такие игры призваны развивать логику, мелкую моторику и мышление. Все игры условно можно подразделить:

  • Игры с предметами. Наборы кубиков, конструкторов, мозайки, пазлы, магнитные игры. Все предметы здесь крупного размера, если мозайка, то внимательно посмотрите на возможность проглотить детальку. В варианте для детей от 2-4 лет такие мозайки, конструкторы не могутт быть проглочены ребенком. В основную задачу здесь входит взаимодействие с множеством деталей игры . Например, постройка башни из кубиков или сбор картинки в поле мозайки. Дети тренируют свои пальчики на захват и установку детали именно на том месте, где им бы хотелось ее видеть.
  • Настольные игры, которые помогают научиться группировать различные предметы. Например, распределить детали каждого цвета отдельно или найти среди предоставленных на картинках только домашних животных. Таки игры помогают в простой и легкой форме многое узнать об окружающем их мире .
  • Для развития внимательности вы можете использовать настольные игры для детей младшего возраста в виде лото, домино. Для детей они бывают сделаны по принципу "лото-животные", "домино-транспорт" и так далее. Во время игры обязательно следить взрослому за ее ходом. Помогать по необходимости (!) игрокам.
  • Учить рассуждать и находить логические взаимосвязи можно с помощью лабиринтов, подбора картинок по теме, составление пазлов. Например, с одеждой для человечка по времени года или места куда он собирается. С помощью таких настольных игр вы сможете донести в игровой форме до ребенка последовательность и логику всех действий. Например, зачем варежки, если на улице зима. Какой распорядок дня и из каких обязательных действий состоит утро. Подобные логические игры-пазлы (как правило, они имеют именно такой вид) помогут вам в этом.

Настольные игры для детей средней группы

Так как в этой группе дети еще не совсем доросли до старших, но и к младшим их отнести нельзя, то в принципе вы можете чуть усложнить правила игр из младшей группы или, наоборот, облегчить из старшей . Единственным отличием становятся активное участие логопедических настольных игр для детей в средней группе . На таких занятиях присутствуют логопеды, которые следят не только за чистотой речи, но еще и выделяют особое значение по словообразованию.

Например, игра "Кто больше". Ее смысл заключается в том, чтобы назвать как можно больше характеристик предмета . Играть нужно вместе с игровым полем, на котором нарисованы предметы. Кидаем кубик и переставляем его на такое же количество клеточек, что и выпало на нем. На рисунке, например, нарисована малина. Задача ходящего назвать как можно больше ее описаний: сладкая, вкусная, красная, зернистая. Все игры для этой группы уже становятся сложнее, но при этом интерес и возможность более долгого сидения на месте у ребенка предоставляет возможность преподнести ему более интересные знания об окружающем мире !

Настольные игры для детей старшей группы

Для детей старшей группы все настольные игры в основном нацелены на подготовку к школе. С помощью различных видов игр ребят учат устному счету, буквам, конструированию, логическому мышлению. В данной группе в ход идут сюжетно-ролевые, дидактические игры. Самой большой популярностью начинают пользоваться викторины, где ведущий может задавать хитрые вопросы, а дети будут стараться ответить на них правильно. Кроме того, часто к таким играм относят настольные игры для детей по экологии . К ним часто относятся: "Группы животных", "Группы растений" или "Кто что ест?". Все игры учат разделению по группам определенным образом, создавая свою логику, при этом совершенно четко запоминая информацию по данной теме. Давайте рассмотри настольные игр для старших групп, и что они помогают развивать ребенку:

  • Используется принцип конструирования. Помните игру Тетрис?! Но в данном случае французские производители игр выпустили весьма любопытный вариант под названием "Катамино". Смысл игры тот же, только вопрос в том, что играть могут сразу несколько человек. Такие игры развивают пространственное мышление.
  • Классические игры – . С помощью них в старшей группе можно научить устному счету, буквам и слогам. Например, настольные игры для детей "Зверобуквы", у которой из описания становится ясным, что с помощью нее можно поиграть в 5 различных вариантов игр.
  • Сюжетно-ролевые игры. Игры в школу, больницу, пожарных, поваров, военных и так далее. В этом возрасте дети уже понимаю, что эти люди делают и во время игры стараются максимально близко подражать им.
  • Викторины. Их можно приобрести сразу как настольную игру для старшей группы сада, так и подобрать вопросы для викторины из Интернет. Если посмотреть что представлено на рынке сейчас, то увидите такие замечательные варианты как "Моя первая викторина" или Фотовикторина "Грибы и ягоды" или даже Электровикторина "Животный мир". В общем, на вкус и цвет - выбор огромный. Даже формат подачи разный везде.

Итоги

Как вы уже поняли – настольные игры для детей дошкольного возраста разнообразны. Причем не всех их нужно жестко разделять по возрасту. Возможно к такому разделению больше относят настольные игры в виде пазлов . Потому что собрать из двух половинок картинку может как ребенок в 2 года, так и 6 лет. Вопрос в том, что для детей старшей группы такая настольная игра не принесет ни удовольствия, ни пользы.

Обязательно подберите подходящий вариант настольных игр для своего ребенка . Проведение совместного досуга, отвлечение от компьютерных игр и – все вместе создадут благодатную почву для гармоничного роста личности малыша.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Статьи по теме: