Методика проведения диагностики по игре в городки. Методика обучения детей дошкольного возраста игре городки. Соревнования по городкам

Проект использования игры в городки в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта состоит в разработке педагогической технологии использования игры городки в развитии физических качеств старшей группы детского сада.

Задачи проекта:

Разработать этапы постепенного внесения игры городки в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Определить содержание работы с детьми на каждом этапе;

Спроектировать систему работы с дошкольниками на каждом этапе педагогической технологии.

Определить методы промежуточной и итоговой диагностики, позволяющей оценить эффективность реализации разработанной технологии.

Проект педагогической технологии базируется на следующих теоретических положениях:

Теория развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Давыдов)

Теория игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста (Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Михайленко Н.Я.).

Теория системного подхода к изучению развития и поведения ребенка. теория единства физического и психического развития. (Н.А. Бернштейн, Б.Г. Ананьев, Пиаже, И.М. Сеченов, А.Р. Лурна, П.Ф. Л.Ф.Лесгафт, А.А. Ухтомский)

Принцип проектирования:

Принцип доступности обучения. При работе с детьми учитываются особенности развития детей.

Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип предполагает построение системы коррекционных воздействий в таком порядке, который позволит достичь наиболее оптимальных результатов.

Принцип развивающего характера обучения. Использование игры городки значительно будет развивать физические качества у детей.

Педагогическая технология состоит из трех основных этапов, которые заключаются в следующем:

1.Познакомить с русской народной игрой городки, историей ее возникновения, развивать умение различать, называть и строить фигуры.

2.Учить правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и цель; показать важность правильной техники для достижения конечного результата.

3.Учить играть по правилам, командами, ориентировать на достижение конечного результата, учить выбивать городок из города.

4.Развивать скоростно – силовую реакцию, координацию, телесную ловкость глазомер; формировать самостоятельность в двигательной деятельности, умение сосредоточиваться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.

Задачи первого этапа педагогической технологии:

Познакомить с русской народной игрой городки, историей ее возникновения, развивать умение различать, называть и строить фигуры.

Познакомить с элементами игры городки.

Для решения первой задачи первого этапа технологии предполагалось ознакомительную беседу с детьми. Тема беседы « Путешествие в удивительный город». (Приложение 2)На этом этапе предполагалось, познакомит детей с историей возникновения игры городки, с названием инвентаря для игры (биты, городки – рюхи), из чего сделан инвентарь, с правилами безопасной игры; правильной стойке городошника, действиям с битой, способам броска на дальность, в цель. Затем показывался иллюстративный материал с изображениями городошных фигур. Следует в беседе отметить, что игра в городки развивает глазомер, скоростно-силовую реакцию, телесную ловкость быстроту, натиск. Отметить, что самым отменными игрокам в городки был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой, игравший в городки до глубокой старости и даже далеко не секрет, что большим поклонникам городков был первый русский император Петр I.

Для решения второй задачи первого этапа второй серии необходимо познакомить детей с элементами техники игры городки. Основные режимные моменты: вечерний. Здесь для работы с детьми предполагалась использовать фрагменты из мультфильмов. Они будут формировать положительный эмоциональный настрой. Также использовалась игра «Кто быстрее передаст биту», « Через биты полоски».

Для работы предлагается использовать следующие фрагменты из мультфильмов:

«Ну погоди»

Второй этап педагогической технологии связан с проведением цикла занятий с использованием игры городки. Реализация поставленной задачи была построена таким образом, что основная деятельность детей проходила на занятиях по заранее спланированной кружковой работе. Кружковая работа проходила в утренние часы на физкультурных занятиях. (Приложение 3)

Дети овладевали действиями с битой (прицел, замах, бросок), отрабатывали навык броска биты в цель, на дальность, закрепляли умение строить городошные фигуры (забор, звезда, колодец, вилка, пулеметное гнездо, тир, письмо).

Задачи кружковой работы:

Содействовать всестороннему гармоническому и физическому развитию детей и укреплению их здоровья.

Привлекать детей к регулярным занятиям физических упражнений.

Развивать у детей физические качества.

Меткость

Ловкость

Воспитывать нравственно – волевые качества:

Терпение

Целеустремленность

Выдержка

Организованность

Решительность

5. осуществлять общефизическую подготовку детей и на ее основе совершенствовать технику движений:

Исходное положение

6. обучать детей простейшим трудовым навыкам:

Убрать предметы

Расставить предметы

Аккуратно относится к инвентарю.

Третий этап технологии включает следующие задачи:

Для реализации завершающего этапа технологии мы предполагаем

Подбор игр, которые могут быть использованы в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Решение первой задачи третьего этапа осуществлялось путём подбора игр, которые будут способствовать развитию физических качеств.

«Передай биту»

« Метни стрелу»

«Отгадай фигуру на картинке».

Дидактические игры:

«Назови фигуру»

«Построй такую же»

« У кого городок»

Итоговая диагностика оценки эффективности технологии по своему содержанию практически соответствует методике проведения констатирующего эксперимента и включает в себя такие методы, как:

«Выбивание одной рюхи»

«Выбивание всей фигуры из города»

Движение рук и ног в сагиттальной плоскости.

Координация движений рук и ног в горизонтальной плоскости

Метание в горизонтальную цель

Метание мешочка (150-200гр.) правой и левой рукой

Еще одним важным показателем качественно проведенной работы являлся анализ продуктов детской творческой деятельности, посвященных нашим занятиям (приложение 4).

Для исправления типичных технических ошибок и для более успешного и быстрого овладения техникой был разработан наглядный материал. Например, если ребенок не правильно держал биту, его внимание сразу же обращалось на иллюстрацию с изображением правильного хвата.

Рис. 13. Хват битой

Не правильное исходное положение и замах в этом случае внимание детей так же обращалось на соответствующую иллюстрацию (рис.14)

Рис. 14. Элементы техники игры городки.

Игра в городки имеет более чем двухсотлетнюю историю на территории России, где городки и изобрели. В городки играли Ленин и Лев Толстой, Шаляпин и Горький, Павлов и Сталин. Узнайте и вы об этой интересной игре!

Альтернативным названием для городков является «русский боулинг»
. Действительно, эти спортивные дисциплины имеют немало общего, в частности, размеренный темп игры, похожие цели и структура соревновательного процесса.

Для того, чтобы играть в городки, потребуется минимальный инвентарь и базовые сведения о создании фигур из так называемых городков (отсюда и название) – компактных брусочков из древесины.

Городки имеют существенную популярность и представляют собой исконно русский спорт . Внешне данная игра может выглядеть не совсем увлекательно, но в действительности представляет собой многогранный и интереснейший спорт, подробнее про который и расскажем далее.

История

Согласно наиболее распространенной версии, городки появились в 18 веке на территории России , и с тех пор представляли собой одну из наиболее распространенных народных забав. Конечно, в процессе развития этого спорта правила могли разниться и отличаться в зависимости, к примеру, от региона.

Консолидированные правила городков появились только в 1923 году , а после этого в 1933 правила обновились и появились схемы стандартных 15 фигур, которые используются в игровом процессе.

Граждане Советского Союза обожали городки. Этот спорт имел высокую популярность во многих регионах, хотя на командных соревнованиях лидерами всегда оставались москвичи, которые забирали самые высокие награды.

После 60-х годов предыдущего века количество спортсменов составляло около 350 тысяч .


Далее, популярность этого спорта постепенно снижалась, и, к распаду Союза, а точнее после распада, городки стали практически полностью забытым спортом, который мало кого интересовал. Как ни странно, но после 2000-х годов популярность городков снова растет, спорт обрел новых поклонников .

Более того, популярность городков давно распространилась за пределы России . Теперь этот спорт является международным и привлекает спортсменов из разных стран.

На данный период существуют регулярные Кубки Европы и чемпионаты мира.

Описание и современные правила игры в городки

В целом, игра представляет собой процесс выбивания городков из пространства на плоской поверхности , которое называется «городом».

Игроки поочередно бросают биту (по сути, палка из древесины) по различным фигурам. Целью является выбивание всех фигур за наименьшее количество бросков , как минимум следует сделать меньше бросков, чем соперник.

Итак, существует 15 фигур и игровое пространство . Каждый игрок выбивает бросками фигуры, которые всегда состоят из пяти городков — цилиндров из древесины.

Выбивать фигуры требуется особенным образом . Нужно чтобы городки выносились за заднюю или боковые части игрового квадрата. В игровом квадрате 2 на 2 метра и строятся фигуры, если после броска городки остаются в квадрате, потребуется делать следующие броски , пока фигура не будет выбита.


Когда первая фигура выбита, устанавливается следующая и так до 15-й фигуры. После этого процесс может повториться в зависимости от регламента.

Как правило, играют три партии, но счет ведут по количеству затраченных бросков (бит) для выбивания фигур, игрок, который сделал меньше бросков – выигрывает .

Также подсчет баллов может вестись на каждом броске, каждый выбитый городок дает 1 балл. Однако данная система является менее распространенной и на соревнованиях (да и в простых играх) используется редко.

Существуют правила бросков биты, которые требуется делать без существенной медлительности (около полуминуты на бросок) и направлять биту в особую игровую зону.

Перед квадратом, в котором устанавливаются фигуры, имеется линия, за которой нужно сделать первое касание битой. Если бита приземляется до линии или касается линии, то бросок не засчитывается , кстати, для того чтобы точно фиксировать касание, линию, как правило, отмечают слоем песка или земли и обновляют между бросками в процессе установки фигур.

Есть ограничение для длины биты – не более одного метра . Как правило, биты снабжают металлическими оправами, которые позволяют сохранять их целыми на протяжении многих бросков. Ведь в городки играют чаще всего на асфальте, о который древесина бьется и со временем деформируется.

Также есть правила о фиксированной дистанции до квадрата с фигурами . Сначала броски выполняются с так называемого «кона», который располагается в 13 метрах от фигур.

Но если начальный бросок выбил хотя бы один городок, то игрок переходит на так называемый «полукон», то есть пространство для бросков в 6,5 метрах от квадрата.

Соревнования по городкам

На данный период городки более всего распространены, как профессиональный спорт, в таких странах, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Эстония;
  • Германия;
  • Беларусь;
  • Латвия;
  • Монголия;
  • Молдова;
  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Кыргызская Республика;
  • Финляндия.


Федерация практически каждой из перечисленных стран проводит собственные соревнования в рамках национального первенства . Помимо этого, существуют локальные соревнования в некоторых отдельных городах, где имеются клубы любителей городошного спорта.

Чемпионаты мира и Европы по большей части проводятся на территории российских городов , но могут быть и в других странах.

В целом, турниров по городкам огромное количество, начиная от совсем локальных до крупных международных. Причем для того, чтобы поучаствовать в небольших турнирах , как правило, не требуется ничего, кроме предварительной записи и базового понимания данного спорта .

Тактика и техника игры в городки

Основной особенностью городков является грамотная техника бросков . По сути, именно благодаря броскам и выстраивается основная тактика игры.

Для бросков может использоваться разный тип хвата :

  • короткий – биту берут с самого края, ребро ладошки лежит ровно по краю биты;
  • средний – ладошка располагается на дистанции в пару ладошек от края;
  • глубокий – бита берется ближе к середине.

Каждый игрок выполняет броски хватом наиболее удобным для себя , тут отсутствуют какие-либо требующие соблюдения правила.

Собственно, бросок выполняется примерно сбоку и снизу , бита летит над землей, не меняя высоты, и начинает снижаться и замедляться практически над самой фигурой.

Техника броска в городках требует детального и тщательного изучения. Для того, чтобы обрести нормальную технику и уметь сбивать различные фигуры, потребуется немалое количество тренировок.

Вдаваться в эту тему не станем, в завершение параграфа скажем разве только о возможности использования командной тактики (очередность бросающих, замены и подобное) на командных соревнованиях, в которых принимают команды не менее пяти человек в каждой.

Площадка

Как правило, площадка для игры в городки имеет длину не менее двадцати метров, а в поперечнике около 15 , хотя размеры вполне могут варьироваться в зависимости от условий и типа игры.

На задней части (за «городом») может располагаться возвышение или какие-либо ограничивающие конструкции, которые позволяют городкам особенно не разлетаться и легче их собирать.

Игровой квадрат спереди имеет специальную разметку , которая располагается диагоналями от краев передней линии, эта разметка называется «усы» и ограничивает зону, за которую засчитывается вылет или выкатывание городка.

Стандартная площадка зачастую представляет собой две секции для игры, расположенные рядом . Такое расположение позволяет удобнее соревноваться, так как игрокам противоположных команд не требуется ждать бросков соперника, они просто последовательно сбивают фигуры, а судьи фиксируют результат.

Фигуры для игры в городки — схемы

Существует стандартный ряд фигур (хотя некоторые игроки могут придумывать и собственные, в частности, весьма интересно предоставлять такую возможность детям для развития фантазии) из 15 схем.

Каждая фигура – пять городков , складываемых на передней линии города посередине, за исключением 15-й фигуры — письмо.

Названия и последовательность фигур выглядят следующим образом:

  • «Пушка»,
  • «Вилка»,
  • «Звезда»,
  • «Стрела»,
  • «Колодец»,
  • «Коленчатый вал»,
  • «Артиллерия»,
  • «Ракетка»,
  • «Пулеметное гнездо»,
  • «Рак»,
  • «Часовые»,
  • «Серп»,
  • «Тир»,
  • «Самолет»,
  • «Письмо».


Такова классическая последовательность и количество фигур , но в разных партиях эта схема может варьироваться. В частности, более распространены укороченные партии, которые состоят из 10 или 6 фигур.

Размеры

Размеры каждого городка составляют по 20 сантиметров в длину , а диаметр около 5 сантиметров .

Размеры пространства для игры описаны ранее, следует разве только отметить требование к дистанции — не менее двух метров между двумя соседними городами и наличие так называемого «пригорода» , который образуется линиями «усов», передней линией города и линией между «усами» (она располагается в метре от передней линии квадрата).

«Пригород» используется для установки городков , которые после бросков выкатываются или вылетают вперед, в сторону игрока.

Какие качества развивает игра?

Для того, чтобы играть в городки, не требуются запредельные физические данные, однако эта игра не так проста, как кажется. Если внешне броски выглядят простыми, то на деле новые игроки сначала практически никогда попадают битой не только по городкам, но и вообще близко к «городу».

Следует отметить развитие выносливости у игроков в городки, так как матч может длиться подряд от двух и более часов непрерывно.

Из основных развиваемых качеств у спортсменов следует отметить :

  • меткость;
  • ловкость;
  • координацию движений;
  • глазомер;
  • силу рук.

Как правило, городки называют спортом для пенсионеров, но нередко и молодые люди предпочитают данную игру, и им городки предоставляют улучшение многих физических данных, а также развитие на уровне тактического и логического мышления.

Городки для детей

В завершение скажем некоторое количество слов относительно городков для детей. Подобная физическая активность окажется полезной и для юного возраста , и городки могут быть великолепно адаптированы под параметры детского тела. В частности, уменьшается размер биты и дистанция от кона до города .

Благодаря адаптации игры, дети могут получить возможность чувствовать себя комфортно и оттачивать навыки бросков.

Для детей городки полезны потенциалом к развитию внимательности и концентрации . Учитывая возможность весьма длительного продолжения каждого отдельного матча, городки могут помочь занять подрастающее поколение интересной и полезной активностью.

Создание детского комплекта может вообще не потребовать никаких финансовых вложений. Равно как инвентарь для стандартных городков, инвентарь для детских городков легко сделать самостоятельно .

Видео-уроки: правила и техника игры в городки


Июн 1, 2017 Александра

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей, положительного отношения к спорту и здоровому образу жизни через знакомство с русской народной игрой «Городки»

Задачи:

    Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми действиями, знакомить с правильной техникой выполнения элементов русской народной игры «Городки».

    Содействовать развитию двигательных способностей (быстроты реакции, ловкости, силы, выносливости, глазомера, координационных особенностей), наклонностей и природных задатков.

    Воспитывать положительные морально-волевые качества: инициативность, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива), гордость за причастность к истории своего народа.

    Формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Новизна

Разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русской народной игрой « Городки» в течение учебного года для развития физических качеств, оздоровления, формирования нравственно-патриотических чувств.

Возраст детей : 5 – 7 лет

Периодичность занятий : 1 раз в неделю

Срок реализации : 2 года

Этапы обучения :

Первый год – старшая группа

Второй год – подготовительная к школе группа

Правила и техника выполнения

ГОРОДКИ – старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти в сказках, в старинных легендах, в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры, знакомство с которой воспитывает в детях духовно-нравственные чувства, патриотизм и гордость за свою Родину. Игра в городки развивает глазомер, сообразительность, точность движений, укрепляет мышцы рук и туловища. Она доступна по содержанию и не требует больших финансовых затрат. Игрой в городки увлекался генералиссимус А.В.Суворов, преобразователь России – царь Петр I, Николай II. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей. Среди них – академик И.П. Павлов, генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор В.В.Стасов, классики мировой литературы Л.Н. Толстой и А.М. Горький. Цель игры – бросками бит выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков – цилиндрических столбиков. Главная задача – затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков.

Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 45-50см, весом 400-450г, городки высотой 10-12см, сечением 2,5см. Система и правила игры в городки для детей дошкольного возраста значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых: на земле чертят «город» - квадрат, каждая сторона которого рав­на 1,5 м. На расстоянии 3-4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2-2,5 м от города - полукон. Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и по­лукона увеличиваются на расстояние 5-6 и 2-3 м. Обучение игре начинается с выбивания фигуры "заборчик". В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10-15 см друг от друга. Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству. Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку). Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки. Бросок считается потерянным, если: - бита коснулась штрафной линии или земли перед ней; - игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона); - во время броска игрок заступил ногой за боковую планку; - игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска. Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается. Основной элемент техники – это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игре необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние. Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места, врождённой координации, настойчивости и упорства в овладении навыками игры. Техника броска биты состоит из следующих элементов: - хват или держание биты за ручку; - исходное положение - стойка; - замах - отведение биты; - разгон биты; - выброс или финальное усиление. Хват «Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват – конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний – граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий – ручка заканчивается под мизинцем руки игрока. Разучивание хвата можно начинать уже в ясельной группе. Подводящим упражнением является обучение броску в горизонтальную цель способом снизу от себя. Процесс обучения проводится в игровой форме, и называется "Пирожок для бабушки". Метание проводится в обруч мешочком с песком весом 150 г, с небольшого расстояния: мешочек лежит на ладони прямой руки, большой палец врозь, удерживает мешочек сверху. Бросок выполняется замахом снизу от себя. В младших и средних группах во время метания обращается внимание на исходное положение (стойка): левая нога впереди, правая сзади, мешочек в правой руке (для правши), для левши – наоборот. Расстояние до обруча увеличивается до 2-3 м. Внимание детей обращается на то, что заступать за линию или наступать на неё нельзя. В старших и подготовительных группах обучение игре проводится на открытой городошной (спортивной) площадке. Обучение начинается городками и битами из пластика. С освоением элементов техники игры, правил и навыков владения инвентарём, обучение продолжается игрой в деревянные городки. Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма. Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором. Стойка Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию. Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры. Замах Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе. Выброс

Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты. При переходе на обучение игре деревянными городками, из них строятся фигуры. Желательно иметь плакат с изображением городошных фигур в непосредственной близости от площадки, в спортивном зале и в спортивных уголках групп. Это позволяет детям запоминать конфигурацию и названия фигур, варианты их построения (рис.2).

"Народные виды спорта - важная составляющая часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими исконно народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью. Национальные виды спорта могли бы способствовать сплочению российского многонационального общества, поэтому их развитие необходимо поднять на уровень государственной политики".
Президент РФ Владимир Путин

ГОРОДКИ - русская народная спортивная игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры.

Городошный спорт в России возглавляет Общероссийская общественная организация «Федерация городошного спорта России», которая была создана 15 января 1993 года, зарегистрирована 6 августа 1999 года в Министерстве юстиции Российской Федерации. Основные цели деятельности Федерации городошного спорта России – содействие развитию городошного спорта, придание массовости, более широкое его использование во всестороннем и гармоничном развитии личности, формирование здорового образа жизни.

Для МБДОУ детского сада №28 «Колосок» приобщение дошкольников к городошному спорту является инновационная деятельность в рамках кружковой работы. Инновационность заключается в определении содержания, структурной организации спортивно-игрового комплекса - игры городки для детей старшего дошкольного возраста. Федерацией городошного спорта г. Москвы предоставлено детскому саду спортивно-игровой комплекс. Спортивно-игровой комплекс, включает в себя технологию обучения игре городки, раскрывает содержание, структуру, алгоритм деятельности субъектов образовательного процесса. На основе программы "Городки для дошкольников", разработанной детским садам №722 г. Москвы при участии Федерации городошного спорта г. Москвы, наши педагоги составили свою программу дополнительного образования. Дополнительное образование для дошкольников является важным составляющим разностороннего и гармоничного развития личности ребенка. Это задача не только родителей, но и педагогов, специалистов.

Городки – это демократичная уличная игра, известная многим родителям с детства. Она является прекрасным видом досуга, который включает в себя и спорт, и закаливание организма, и общение детей с взрослыми, играть в городки можно в любом возрасте, в любое время года и почти в любом месте.

Игра в "Городки" для дошкольников способствует развитию патриотизма, силы духа, любви к Родине и истории своего государства, через занятие исконно русской игрой «Городки» среди детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир,
учится любить его и целенаправленно
действовать в нем.
Движения – первые истоки смелости,
выносливости, решительности маленького
ребенка.

В. Шишкина.

Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она детям? Ведь научно-технический прогресс, являющийся основной причиной снижения двигательной активности современного человека, уже коснулся условного быта самого ребенка, его основной деятельности -игры.

Однако, ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к дошкольному возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни детей в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать "рядом" и "вместе" с другими. Этот ключ – движение.

Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности.

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные симптомы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это и эффективнейшее лечебное средство. По мнению психологов (Мухина B.C., Выгодский Л.С.): ребенок – деятель! И деятельность его выражается прежде в движениях. Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности ребенка, а так – форма проявления важных человеческих качеств.

А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений? Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.

Я, инструктор по физической культуре МДОУ №8 «Аленушка», расположенного в г. Тихорецке, решила внести свой вклад в разработку этой проблемы, обучая детей старшего дошкольного возраста игре в «Городки».

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, силы, выносливости, глазомера, координационных особенностей, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции, воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту и здоровому образу жизни.

Мной были выдвинуты следующие задачи:

  • Повысить двигательную активность детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, способностей, наклонностей и природных задатков.
  • Развивать инициативность, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива).
  • Формировать положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям, к здоровому образу жизни.

Объектом являются дети старшей и подготовительной групп.

Наиболее оптимальными методами и формами являются:

  • Закаливание;
  • Двигательная активность детей;
  • Физические упражнения.

При условии активности детей и самого педагога.

Для этого я использовала следующие методы:

  • Обобщение педагогического опыта
  • Анкетирование родителей
  • Диагностика детей.

Основные принципы обучения детей старшего дошкольного возраста могут быть представлены следующими положениями:

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологической зрелости и здоровью.
  2. Необходимо сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами:
    • общеразвивающие упражнения в совокупности с воздушными ваннами,
    • проведение занятий по обучению игре в «Городки» в облегченной одежде.
  3. Обязательное включение в комплекс физкультурного занятия элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости (медленный бег, ходьба, приседания, подъем на ступеньку).
  4. Повышение двигательной активности ребенка.
  5. Методическое обеспечение проведения физкультурного занятия, оценка двигательной активности путем вычисления общей и моторной плотности.

Современный человек все больше страдает от гиподинамии – недостатка движений, – и эта болезнь уже распространилась на детей. Детская натура, правда, активно сопротивляется такому положению вещей, недаром у детей любимое занятие – физкультурное. В дошкольных учреждениях много внимания уделяется умственной нагрузке, поскольку детей нужно готовить к школе. А ведь важная особенность детского воспитания - это формирование двигательных функций. Поэтому я поставила перед собой двойную задачу: не только создать ребенку возможность достаточно двигаться, но и научить его правильно двигаться, заложить основы физической культуры. Вторая задача подразумевает приобщение детей к спорту и здоровому образу жизни.

Поэтому, поднимаемый вопрос «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в «Городки», считаю актуальным, так как обучение детей спортивной игре способствует развитию уровня основных движений, физических качеств: ловкость, быстрота, глазомер; способствует выносливости и силы; совершенствуется равновесие, координация движений и ориентировка в пространстве. Все это в совокупности способствует активному развитию, улучшению осанки, оздоровлению и приобщению к занятию спортом и здоровому образу жизни.

Это можно проследить на диаграмме прироста результатов метания на дальность воспитанников МДОУ №8 «Алёнушка» г.Тихорецк с 2008 по 2011 учебные годы.

Диаграммы прироста результатов метания на дальность воспитанников МДОУ №8 «Алёнушка» г.Тихорецк.

2008–2009 учебный год.

2009–2010 учебный год.

2010–2011 учебный год.

Исходя из этого, обучение детей игре в «Городки» строится поэтапно и включает в себя следующие виды работы:

Для детей старшей группы:

– подготовительный период:

  • диагностика, отбор детей по показанию врача.
  • воспитание сознательного отношения к занятиям.
  • познакомить с сущностью и правилами игры в «Городки».
  • воспитание уважительного отношения к культуре родной страны и стран ближнего зарубежья.;

– основной период:

  • обучить навыкам принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты.
  • познакомить с 10 городошными фигурами.
  • познакомить и разучить бросок биты локтевым, плечевым и комбинированным способом броска биты;

– заключительный:

  • закрепить знания городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение.
  • тестирование каждого ребенка.

Для детей подготовительной группы:

– подготовительный период:

  • тестирование каждого ребенка.
  • закрепить правила игры в «Городки».
  • закрепить знание городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение.
  • закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным);

– основной период:

  • познакомить с видами соревнований в «Городки» (личные; командные; лично-командные); со способами проведения соревнований (из определённого количества партий; на выбивание; установленного количества фигур; по круговому способу; по способу с выбыванием; по смешанному способу).
  • познакомить с правилами расположения рюх (городков) при выбивании битой (если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснётся бита; если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска; если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму).
  • познакомить с понятием «выбитый и не выбитый городок»
  • познакомить с понятием «Потерянный бросок»
  • закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным)
  • познакомить с городошными фигурами («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо»);

– заключительный:

  • закрепление умений бросать биту тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным).
  • закреплять знание городошных фигур («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо») и их построение.
  • познакомить с самой сложной фигурой «письмо».
  • тестирование каждого ребенка.

Но данная работа была бы неполной, если бы не активное взаимодействие между инструктором по физической культуре, воспитателями и родителями.

Воспитателями ведется постоянная работа над совершенствованием навыков игры в «Городки». Совершенствование данных навыков происходит не только на специальных занятиях, но и во время прогулок. Именно в этом и состоит особая значимость этой работы, она предоставляет возможность закрепления навыков игры в «Городки», приобщения детей к спорту и здоровому образу жизни.

Важным в своей работе я считаю не только обучение детей, но и взаимодействие с родителями. Мы пришли к выводу, что родители должны стать не столько «зрителями», сколько непосредственными участниками в жизни группы и своих детей. Поэтому для нас важным стало:

  • Первое – повысить уровень знаний родителей о проблемах физического развития ребенка. Ведь познавая ребенка, чувствуя его проблему, легче помочь ему, стимулируя на осознанное занятие спортом и приобщению к здоровому образу жизни на собственном примере.
  • Второе – я делала акцент на то, что занятие спортом детей не должно быть насильственным, так как такой подход не дает положительных результатов
  • Третье – мы учили родителей играть совместно с детьми, обучая их.

Проведенная работа на практике доказала, что обучение детей игре в «Городки» приобщает их к занятию спортом и ведению здорового образа жизни.

К работе прилагаются:

  1. Конспекты занятий в подготовительной группе (Приложение 1)
  2. Конспекты занятий в старшей группе (Приложение 2)
  3. Перспективный план обучения игре в старшей группе (Приложение 3)
  4. Перспективный план обучения игре в подготовительной группе (Приложение 4)
  5. Беседа-практикум (Приложение 5)
  6. Зарядка позитивного мышления (Приложение 6)
  7. Советы родителям (средняя группа) (
Статьи по теме: