На что направлен тест кубиков коса. Кубики Кооса: и тестовый материал, и развивающая игрушка. Описание методики «Кубики Кооса»

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Психодиагностика: конспект лекций Алексей Сергеевич Лучинин

15. Кубики Коса

15. Кубики Коса

Кубики Коса (КК) – невербальный тест интеллекта. Предложен К. Косом в 1920 г.

Испытуемому предлагают составить фигуры из цветных кубиков по рисункам-образцам. Тестовый материал состоит из шестнадцати кубиков с ребром 2,5 см, стороны которых окрашены в красный, белый, желтый и синий цвета. Оставшиеся две противоположные грани разделены по диагонали, причем одна окрашена в белый и красный цвета, а вторая – в синий и желтый (см. шкалы измерения интеллекта Векслера). В набор включены восемнадцать образцов фигур, первый из которых является тренировочным и выполняется совместно с испытуемым. Цвета рисунков-образцов соответствуют цветам кубиков, но размеры образцов вдвое меньше. Образцы размещены посередине картонной карточки, имеющей размер 10 ґ 7,5 см.

Задания следуют в порядке возрастающей трудности, что обеспечивается последовательной комбинацией следующих условий:

1. фигуру можно построить только из одноцветных сторон кубиков;

2. для построения фигуры следует использовать несколько двухцветных граней;

3. фигуру можно сложить только из двухцветных сторон или из сочетания двухцветных и одноцветных, причем на образце не обозначена граница между соседними кубиками;

4. образец повернут на 45°, т. е. стоит на ребре;

5. для составления фигур требуется использовать все большее количество кубиков;

6. образцы постепенно становятся все менее симметричными;

7. увеличивается количество цветов на образце;

8. образец не ограничивается рамкой, так что на краях сливается с фоном. Образцы-рисунки испытуемому предъявляются последовательно, тестирование прекращается после пяти последовавших друг за другом неудачных решений. Успешность оценивается с нескольких позиций. Самым важным показателем является время решения отдельных заданий. В протоколе фиксируется и количество попыток при выполнении. Первичные оценки по результатам выполнения заданий переводятся в показатель умственного возраста. В более поздних модификациях оценки переводятся в стандартные IQ-показатели. Данные дополняются качественным анализом поведения испытуемого.

КК принадлежат к часто применяемым тестам и широко используются как в оригинальной, так и в сокращенных модификациях. Ценность теста определяется особенностями деятельности испытуемого, которая моделируется его заданиями. Испытуемый начинает выполнение задания с анализа образца путем сопоставления фрагментов образца с гранями кубиков. Затем осуществляется генерализация выделяемого признака. Вслед за этим осуществляется переход к синтезу – констатация соответствия между образцом и собранной из кубиков фигурой. По мнению К. Коса, в ходе решения заданий задействуются все мыслительные процессы.

Имеются сведения о конструктной валидности кубиков Коса. Получена значимая корреляция со шкалой умственного развития Бине – Симона (r = 0,82 – у нормальных детей и r = 0,67 – у слабоумных детей). Изучались связи показателей КК с основными тестами интеллекта, в частности шкалой умственного развития Стэнфорд – Бине (r = 0,77), прогрессивными матрицами Равена (r = 0,81). Обращается внимание на независимость друг от друга показателей КК и тестов арифметических способностей.

Наиболее широкое применение кубики Коса находят в клинической психодиагностике ( В. М. Блейхер, И. В. Крук , 1986). По данным Л. Кошча (1976) тест весьма полезен при работе с такими разнообразными контингентами испытуемых, как творческие личности с высоким уровнем способностей и, с другой стороны, умственно отсталые лица; дети с минимальной мозговой дисфункцией, нарушением концентрации внимания, нарушением пространственной ориентировки; дети, страдающие неврозами; дети с задержкой психического развития, педагогически запущенные; больные юношеского и зрелого возраста, страдающие шизофренией. Тест может использоваться и при анализе интеллектуального потенциала здоровых лиц.

В отечественной психодиагностике кубики Коса используются чаще всего в том виде, как они представлены в соответствующем отдельно взятом субтесте шкалы измерения интеллекта Векслера.

Из книги Все об обычных яйцах автора Иван Дубровин

ПОСЫПКА ИЗ ВАРЕНЫХ ЯИЦ «БЕЛО-ЖЕЛТЫЕ КУБИКИ» Очищенные вареные яйца нарежьте мелкими кубиками. Посыпьте ими поверхность салата, заправленного майонезом или сметаной (например, «Селедка под шубой»).Вам понадобится: 3 вареных

Из книги Кожа и волосы. Стань для него божеством автора Георгий Эйтвин

Глава 2 Коса до пояса или бритый затылок? К волосам можно относиться по-разному. Некоторые воспринимают их как «бесплатное приложение» к голове, которое нужно иногда мыть и расчесывать. Но вы конечно же, считаете волосы украшением и одним из главных способов

Из книги Продукты без тайн! автора Лилия Петровна Малахова

Бульонные кубики Водный раствор солей глутаминовой кислоты имеет вкус, очень похожий на мясной или грибной. Разведите глутамат натрия в воде, добавьте в него приправки, ложку кулинарного жира, чуть-чуть вермишельки – и вот вам дешевый «мясной» суп. Отличить от настоящего

Из книги Коса до пят. Природные средства для красоты кожи и волос автора Агафья Тихоновна Звонарева

Агафья Тихоновна Звонарева Коса до пят. Природные средства для красоты кожи и

Из книги Польза и вред знакомых продуктов. Правда, которую от нас скрывали автора Игорь Подопригора

Мясные бульонные кубики. Недоразумение хозяйки Что это за продукт? Бульонные кубики изобретены в Германии (нет, не кулинаром, как вы могли подумать, а химиком!) в 1856 году Юстусом Либихом. Он просто выпарил из бульона воду и получил сухой продукт. В Европе они поначалу не

Из книги Умное сыроедение. Пища для тела, души и духа автора Сергей Михайлович Гладков

Из книги Вегетарианская кухня – правильный выбор автора Елена Грицак

Из книги Роскошные волосы. Уход, прически, укладки автора Елена Владимировна Доброва

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Евгений Александрович Тарасов

Коса из жгутов Соберите волосы в хвост, закрепив его резинкой, разделите на 2 равные части, скрутите каждую из них в тугие жгуты в одном направлении. Жгуты перекрутите между собой в направлении, противоположном тому, в котором вы закручивали жгуты. Чтобы плетение

Из книги Самый полезный напиток на Земле. Сухое красное вино. Правда, которую от нас скрывают! автора Владимир Самарин

Нашла коса на камень Что же такое происходило с этими милыми представительницами прекрасного пола? И почему эта ячейка общества была уже на самой грани распада? И что же здесь нужно было делать, чтобы нормализовать внутрисемейные отношения?Увы, подобные столкновения

Из книги Скажи, что ты ешь, и я скажу, сколько ты проживешь! автора Игорь Витальевич Подопригора

Из книги автора

Мясные бульонные кубики: сплошное недоразумение Бульонные кубики изобретены в 1856 году в Германии (нет, не кулинаром, как вы могли подумать, а химиком Юстусом Либихом!). Он просто выпарил из бульона воду и получил сухой продукт. В СССР также производили бульонные кубики,

Коса Кубики (КК) – невербальный тест интеллекта. Предложен К. Косом в 1920 г.

Испытуемому предлагают составить фигуры из цветных кубиков по рисункам-образцам. Тестовый материал состоит из шестнадцати кубиков с ребром 2,5 см, стороны которых окрашены в красный, белый, желтый и синий цвета. Оставшиеся две противоположные грани разделены по диагонали, причем одна окрашена в белый и красный цвета, а вторая – в синий и желтый. В набор включены восемнадцать образцов фигур, первый из которых является тренировочным и выполняется совместно с испытуемым. Цвета рисунков-образцов соответствуют цветам кубиков, но размеры образцов вдвое меньше. Образцы размещены посередине картонной карточки, имеющей размер 10 х 7,5 см.

Задания следуют в порядке возрастающей трудности, что обеспечивается последовательной комбинацией следующих условий:

1) фигуру можно построить только из одноцветных сторон кубиков;

2) для построения фигуры следует использовать несколько двухцветных граней;

3) фигуру можно сложить только из двухцветных сторон или из сочетания двухцветных и одноцветных, причем на образце не обозначена граница между соседними кубиками;

4) образец повернут на 45°,т. е. стоит на ребре;

5) для составления фигур требуется использовать все большее количество кубиков;

6) образцы постепенно становятся все менее симметричными;

7) увеличивается количество цветов на образце;

8) образец не ограничивается рамкой, так что на краях сливается с фоном. Имеются сведения о конструктной валидности кубиков Коса. Получена значимая корреляция со шкалой умственного развития Бине-Симона (r = 0,82 – у нормальных детей и r = 0,67 – у слабоумных детей). Изучались связи показателей КК с основными тестами интеллекта, в частности шкалой умственного развития Стэнфорд-Бине (r = 0,77), прогрессивными матрицами Равена (r = 0,81). Обращается внимание на независимость друг от друга показателей КК и тестов арифметических способностей.

Наиболее широкое применение кубики Коса находят в клинической психодиагностике. По данным Кошча (1976), тест весьма полезен при работе с такими контингентами испытуемых, как творческие личности с высоким уровнем способностей и, с другой стороны, умственно отсталые лица; дети с минимальной мозговой дисфункцией, нарушением концентрации внимания, нарушением пространственной ориентировки; дети, страдающие неврозами; дети с задержкой психического развития, педагогически запущенные; больные юношеского и зрелого возраста, страдающие шизофренией.

52. Компьютерные тесты

1. Тесты, предъявление и обработка которых приспособлены к среде ЭВМ.

2. Тесты, специально разработанные для реализации условий и возможностей современной вычислительной техники.


На современном этапе развития компьютерной психодиагностики преобладающее большинство компьютерных тестов – компьютерные версии уже известных методик. Это различные личностные опросники, реже – тесты интеллекта. Проблема, возникающая в связи с появлением компьютерной формы методики, связана с доказательством ее эквивалентности основной версии теста. Сегодня исследованиями доказано, что компьютерные тесты нуждаются в изучении их психометрических параметров. Применительно к характеристике компьютерных тестов введено понятие «эквивалентности валидности», включающее эквивалентность психометрическую, эквивалентность, относящуюся к процессу обследования и популяционную эквивалентность. Исследования за рубежом ограничиваются установлением лишь психометрической эквивалентности компьютерной версии теста. Для многих компьютерных версий тестов, используемых в странах СНГ, отсутствуют данные об их валидности, надежности, величине стандартного отклонения и других психометрических показателях.

Собственно компьютерные тесты, т. е. те, которые изначально разработаны с учетом требований и возможностей современной вычислительной техники, весьма немногочисленны. Их создание осуществляется в рамках так называемого адаптивного тестирования, важнейшей особенностью которого является управление со стороны компьютера основными этапами психодиагностического процесса. Это означает, что должен поддерживаться постоянный и адекватный режим диалога между компьютером и обследуемым. Несмотря на достаточно широкое распространение компьютерных тестов (свыше тысячи тестов ныне используются на Западе в психологических исследованиях, образовании, промышленности и управлении), не утихают споры об их месте в решении многих психодиагностических задач. Наибольшее неприятие исследователей вызывает компьютерная интерпретация результатов тестирования. Простейшие дескриптивные компьютерные интерпретации игнорируют паттерны множественных шкал, содержат противоречивые и взаимозаменяемые утверждения, не обладают гибкостью. Обобщенные утверждения содержат некоторую долю истины обо всех людях, но не решают задачи их дифференциации (эффект Барнума). Компьютерные интерпретации, моделирующие диагностическую деятельность специалиста, далеки от совершенства, и их использование может привести к ошибкам.

Кубики Коса.

Цель: Исследование пространственной организации, сообразительности, внимания, особенностей конструктивного праксиса.

Обычно применяется при исследовании взрослых, однако можно использовать на детском возрасте тоже.

Материал: Набор пластиковых или деревянных кубиков, одинаково раскрашенных, размером 3/3 и десять рисунков которые могут состоять из кубиков.

Инструкция: Попробуй сложить такую картинку. Задание выполняется путем накладывания кубиков на рисунок. Время ограничено.

При выполнении дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется оказывать дозированную помощь. Первые два сложных задания можно выполнить вместе с испытуемым. Экспериментатор объясняет принцип. После совместного выполнения фигура разрушается, и ребенок выполняет туже фигуру самостоятельно.

В протоколе фиксируется характер оказываемой помощи, осуществляется схематичная зарисовка решения задания, фиксируется время и реакция.

В зависимости от цели исследования можно различными способами применять эту методику, а следовательно, по-разному вести протокол опыта.

Если она применяется для исследования сообразительности и внимания, можно последовательно предлагать задачи-образцы в порядке возрастающей трудности и протоколировать только время выполнения каждой задачи. Если возникают сомнения в сохранности пространственной ориентировки, экспериментатору приходится зарисовывать расположение кубиков. Методику Коса некоторые патопсихологии используют как материал для исследования «уровня притязаний».

Обработка: Истолкование результатов такого эксперимента может быть разнообразным, Выявляется, прежде всего элементарная сообразительность больного, его умение построить, скомбинировать фигуру по заданному образцу.

При построении нескольких фигур, особенно более сложных, выявляется также степень внимания больного, поскольку построение сложных фигур требует устойчивого внимания.

Попутно при исследовании данной методикой обнаруживаются тонкие нарушения пространственной ориентировки. И, наконец, данная методика позволяет выявить работоспособность больного, его отношение к заданию, его заинтересованность в достижении правильных результатов.

Первые номера таблиц Коса очень легки. Поэтому наблюдения за тем, как взрослый, интеллектуально сохранный больной складывает эти номера фигур, отчетливо выявляют его отношение к работе, вскрывают в ряде случаев такое отношение, которое именуется установочным поведением или аггравацией.

Иначе обстоит дело при исследовании маленьких детей-олигофренов, которым может быть недоступна сама задача построения фигуры по образцу. Для исследования таких детей методика Коса была преобразована А.Я.Ивановой в обучающий эксперимент. Были взяты лишь четвертая и третья фигура и разработаны виды помощи, которые эксперимента тор оказывает ребенку, обучая его складыванию фигур. Больному предлагают сложить фигуру № 1 по образцу и дают кубики. Если это не удается, объясняют, как раскрашены кубики, и на глазах у ребенка складывают № 1 по образцу. Это еще не обучение, это делается для ориентировки в задании. Обучение начинается с фигуры №3. Если задание не выполняется, больному дают "уроки" (т. е. регламентированную экспериментом помощь) в следующем порядке:

Урок № 1 - экспериментатор поворачивает кубики нужной стороной кверху. Предлагает выполнить задание и регистрирует действия больного. Если этот урок не помогает выполнить задание, дается урок № 2: экспериментатор сам складывает фигурки на тазах у больного и, разрушив сделанное, предлагает ему самому выполнить задание. Урок № 3 представляет собой подробное словесное объяснение того, как нужно складывать фигуры ("два носика друг к другу повернуты"), сопровождаемое показом и применением сетки из слюды. Если задание выполнено, предлагается контрольное задание (выявляющее возможность "переноса способа действия"), т. е. больному предлагают сложить фигуру № 4.

1. Теоретические основы теста «Кубики Коса»

Первоначальный вариант теста был разработан профессором психологии университета штата Орегон С. К. Косом (S. С. Kohs) в 1927 году под названием «The Block Design Tests» (Тесты узоров из кубиков) . Тест включал 16 одинаковых по размеру кубиков, грани которых были окрашены в красный, белый, желтый, синий, красно-белый и желто-синий цвета, и 17 карточек с узорами, упорядоченных по возрастанию сложности. Испытуемый должен был складывать кубики таким образом, чтобы рисунок на верхней поверхности кубиков в точности соответствовал узору на карточке. Кос считал, что его тест может заменить широко распространенные в то время вербальные тесты, в частности, шкалу Бине-Тэрмэна, с которыми он сильно коррелировал.

В 30~х годах тест под названием «Кубики Коса» привлек к себе внимание советских психотехников, перед которыми стояла задача разработать такие интеллектуальные тесты, которые бы «давали возможность установить потенциальные возможности субъекта более или менее независимо от достигнутой им степени интеллектуального развития» . Вербальные тесты требуют от испытуемого определенных знаний и культурного развития, получаемых в процессе образования. Они требуют также определенной степени развития высших психических функций (способности к абстрагированию, понятийного мышления и т. п.), которые развиваются преимущественно в результате школьного обучения. Поэтому вербальные тесты измеряют не столько интеллектуальную одаренность, сколько степень интеллектуального развития человека.

Невербальный тест «Кубики Коса» был лишен описанных недостатков и «мог помочь советскому психотехнику и педологу в установлении не только степени интеллектуального развития, но и высоты интеллектуальной одаренности» . Таким образом, «Кубики Коса» получили распространение в советской психотехнике как инструмент для оценки интеллектуальной одаренности - «потенциальных интеллектуальных возможностей, способностей к быстрому и высокому интеллектуальному развитию в условиях благоприятной для этого социальной среды» , В свою очередь, интеллектуальное развитие понималось как производное от интеллектуальной одаренности и социальной среды,

Описанные диагностические возможности «Кубиков Коса» обусловлены тем, что они требуют от испытуемого осуществления базовых операций анализа и синтеза, лежащих в основе любой интеллектуальной деятельности, «Одно из наиболее адекватных определений интеллекта могло бы быть выражено, как способность индивидуума анализировать и синтезировать. Не может существовать ни одного интеллектуального приспособления, которое не было бы обусловлено этими основными активностями, Анализ и синтез являются механикой интеллектуального поведения, приспособление же к меняющейся ситуации - лишь одним из многих его результатов. Для выполнения заданий «Кубиков Коса» испытуемому необходимо, во-первых, разрушить то логическое единство, которое представлено в каждом узоре, и, во-вторых, разумно манипулировать кубиками для реконструирования оригинального узора из этих разрозненных частей. Результаты этой деятельности дают вполне удовлетворительный индекс той аналитико-синтетической силы, которую мы обозначаем термином интеллект» .

Еще более широкую известность тест «Кубики Коса» получил после включения его в 1939 году американским психологом Д. Векслером в батарею субтестов для измерения интеллекта, Векслер упростил оригинальный «The Block Design Tests» Коса, сократив количество кубиков до девяти, цветов - до двух, а карточек с узорами до десяти. До настоящего времени данная модификация теста успешно применяется во всех вариантах методики измерения интеллекта Д. Векслера. В 1939 году тест был стандартизован на выборке испытуемых 7-69 лет , ЕЗ дальнейшем, в результате модернизации шкалы интеллекта, Д. Векслером были разработаны в 1949 году детский (5-15 лет) и в 1955 году взрослый (16-64 лет) варианты теста «Кубики Коса» .
Теоретической основой батареи субтестов Векслера послужила иерархическая модель интеллекта, разработанная английским ученым Ч. Спирменом (С. Spearman) и его учениками . В соответствии с этой моделью на «вершине» интеллекта находится генеральный фактор, состоящий из двух основных групповых факторов - вербального и невербального (практического) интеллекта, которые, в свою очередь, состоят из специфических факторов.

Тест «Кубики Коса» благодаря сложной комплексной природе заданий оказался наиболее информативным при изучении невербального интеллекта в целом и стал рассматриваться как самостоятельное средство для его измерения. Функционирование невербального интеллекта связано с особенностями восприятия, моторики, зрительно-моторной координации, спецификой пространственных представлений, конструктивных и эвристических способностей, «Кубики Коса», требующие проявления комплекса перечисленных качеств, оказались высокочувствительными к выявлению невербальной одаренности.

«Кубики Коса» дополняют большинство тестов структуры интеллекта (типа теста Р Амтхауэра), которые позволяют оценить уровень развития словестно-логического (вербального) и наглядно-образного (пространственного) мышления, но, как правило, не включают заданий для оценки наглядно-действенных компонентов мыслительной деятельности (практического интеллекта).

2. Краткое описание теста «Кубики Коса»

Тест «Кубики Коса» предполагает только индивидуальное тестирование. Для его проведения требуются следующие материалы:
- набор из 9-ти одинаковых кубиков, стороны которых окрашены в белый и красный цвета. Две стороны кубика - белые, две другие - красные, и оставшиеся две - красно-белые по диагонали. Длина ребра кубика составляет 25 мм;
- 10 карточек с изображениями фигур (существуют детский и взрослый наборы), которые испытуемый должен воспроизвести путем подбора и соединения соответствующих кубиков;
- секундомер;
- бланк фиксации результатов.

В процессе тестирования испытуемому предлагается собрать из имеющихся кубиков фигуру, изображенную на карточке. Время работы над каждой фигурой ограничено. Результат работы заносится в бланк фиксации результатов.

Результат тестирования зависит от скорости и точности выполнения задания. Сырые баллы переводятся в стандартную 10-балльную шкалу (шкалу стонов). С помощью специальных таблиц сырые баллы можно также перевести в интегральный показатель, отражающий уровень развития невербального интеллекта. Кроме того, наблюдение за поведением испытуемого в процесс тестирования позволяет получить дополнительную информацию с качественном своеобразии его мыслительных процессов, особенностях эмоционального реагирования и чертах характера, некоторыx психопатологических симптомах.

Статьи по теме: