Объемные игры по безопасности в подготовительной группе. Дидактические игры по безопасности жизнедеятельности в старшей группе. Цель дидактической игры по безопасности: ознакомление с элементарными правилами безопасности

Игры по безопасности для дошкольников включают в первую очередь игры по пожарной безопасности. Такие игры рекомендуется проводить начиная со средней группы. Занятия, воспитывающие в детях навыки обращения с огнем и поведения в критических ситуациях, проводятся в комплексе и дополняются соответствующей предметно-игровой средой.

В тематические беседы включаются дидактические игры по безопасности для дошкольников : «Правильно ли это?», «Назови электрический предмет», «Опасные предметы», «Горит – не горит», «Хорошо-плохо», «Выбери нужное», «С чем играть нельзя», «Как избежать опасности?», «Назови причины пожара» и другие.

В этой статье мы остановимся подробнее на подвижных играх, проводящихся в рамках ознакомления детей со свойствами огня, работой пожарных, поведению в чрезвычайных ситуациях.

Подвижные игры по безопасности для дошкольников

Подвижные игры по безопасности для дошкольников проводятся в большинстве своем в форме эстафет. Дети делятся на две команды. В таких играх вместо обычного сигнала можно использовать запись пожарной сирены.

Игра «Пожар»

Для игры понадобятся детские костюмы пожарных: каска, ремень, перчатки, комбинезон.

По сигналу игроки стартуют с линии старта и добегают до стульев, на которых лежат костюмы пожарных. Ребята должны одеться, вернуться к своей команде, раздеться и отдать костюм следующему участнику.

Побеждает та команда, которая быстрее всех «собралась на пожар».

Игра «Пожарные сборы»

Для игры понадобится стол и различные предметы, в том числе и «заимствованные» из пожарной части: шнур, противогаз, каска.

По сигналу игроки бегут к столу, на котором разложены предметы, выбирают один предмет, необходимый для работы пожарного, и возвращаются в команду.

Побеждает та команда, которая быстрее и, самое главное, правильнее других справится с заданием.

Игра «Отважные пожарные»

Для игры понадобится подготовить полосу препятствий. В конце ее установлен макет дома, в котором «живут» игрушки.

По сигналу дети начинают эстафету: бегут через полосу препятствий, «спасают» из дома одну игрушку и возвращаются к своей команде. Цель — спасти всех жителей игрушечного дома.

Побеждает та команда, которая быстрее всех оказала помощь пострадавшим.

Игра «Затуши костер»

Для игры понадобится песочница или тазик с песком.

По сигналу дети зачерпывают маленьким совком песок и бегут по направлению к «пожару» — листку с изображением пламени. Бежать нужно осторожно, чтобы не рассыпать песок.

Побеждает та команда, которая больше всех принесет песка и, соответственно, быстрее затушит пламя.

Игра «После пожара»

От каждой команды участвуют по два игрока. Для игры понадобится большая катушка с привязанным шнуром.

По команде ведущего участники начинают наматывать шнур на катушку. Побеждают те, кто раньше справится с заданием.

Игра «На верху»

Игра проводится в физкультурном зале. Дети взбираются по наклонной скамейке на шведскую стенку, перелезают на соседний пролет, спрыгивают на мат и бегут к своей команде. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет всю дистанцию.

Игра «Коридор»

Перед каждой командой лежат тоннели.

По сигналу участники пролезают по тоннелю и возвращаются бегом назад к своей команде.

Игра «Два сапога — пара»

Команды разбиваются на пары. Пары связывают (левую ногу одного игрока с правой ногой другого игрока). Нужно, взявшись за руки, допрыгать до обруча, имитирующего дом в пожаре, и «спасти» оттуда игрушку.

Побеждает та команда, которая быстрее других спасет всех пострадавших.

Игра «01»

Для этой игры нужно подготовить листочки и маркеры.

Участники каждой команды по сигналу начинают бежать в другую сторону зала. На стуле лежит листок, на котором нужно написать маркером «01», то есть вызвать пожарную службу.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не напишут «01».

    Такие игры проводятся небольшими группами детей, не более 8 человек. Продолжительность занятий около получаса. Цель любого занятия по безопасности включает:

    1. Познавательный аспект — в процессе занятия ребенок получает определенные умения, которые связаны с безопасной активной жизнедеятельностью.
    2. Воспитательный аспект — наглядное демонстрирование форм общения людей, которое воспитывает у детей правильное обращение к окружающему миру.
    3. Поведенческий аспект — игра настроена на совершенствование моделей человеческого поведения.

    Игры по безопасности

    1. «Незнакомец». Цель игры — научить ребенка говорить «нет», познакомить с понятиями «злой и добрый незнакомец», «чужой». Для проигрывания может быть выбрать один из сюжетов, когда взрослый посторонний человек может подойти к ребенку и спросить:
  • что-то найти, к примеру потерявшегося котенка
  • что-либо показать, магазин или аптеку
  • позвать к себе домой под предлогом, что знает родителей малыша.

Перед началом игры детям нужно обозначить правило, что родители всегда должны знать, куда он пойдет. и отклонятся от этого правила недопустимо даже если незнакомец будет настаивать, что мама все знает и сама разрешила им вместе куда-то пойти. Или наоборот, что мама ничего не узнает и это будет маленький секрет. Для более успешного закрепления обучающего момента игры, роль незнакомца должен играть человек, которого группа детей действительно будет видеть впервые.

  1. «Безопасная дорога домой».
    Перед игрой детям нужно донести, что путь, выбираемый для похода домой, обязательно должен быть безопасным. Это значит, что все предложения о сокращения маршрута должны быть отклонены. Правило этой игры: идти домой только по знакомой и светлой дорогой. Ничто не должно сбить детей с правильной дороги, и каждую возможную ситуацию необходимо обыграть. В таком задании лучше разбиться по парам, и когда одни отрабатывают все ситуации, остальная группа наблюдает. Это одна из ситуаций, которая поможет избежать похищения ребенка.
  2. «Пожарные». Такую игру лучше проводить командами. Понадобится стол, на котором необходимо разложить различные вещи, среди которых будут находится атрибуты пожарных. Задача команд выбирать один из предметов, который будет необходим в работе пожарного и вернутся обратно, передав эстафету. Побеждает та команда, которая правильно справится с поставленным заданием.
  3. «Потуши пламя». Для такой игры необходима емкость с песком. По определенному сигналу, дети должны подбежать к емкости и набрать песок, которым необходимо затушить «пожар» — им может быть лист бумаге с изображением пламени. Главное правило игры — во время процесса песок не должен быть рассыпан. Такая игра командная и показательная. Перед началом лучше провести беседу о пожаре и алгоритме поведения в лесу. Командные игры очень дисциплинируют детей и помогают лучше запоминать обучающую информацию.
    В помещении, где будут проводится такие игры можно расклеить множество плакатов, которые наглядно будут показывать как правильно вести себя в экстренных ситуациях. Для хорошего обучения дошкольников, такие занятия необходимо проводить систематически.

Анна Марченко
Игры по безопасности

Дидактическая игра «Оцени поступок»

Цель : Закрепить знания о правилах пользования огнем; воспитывать желание соблюдать правила пожарной безопасности .

Оборудование : Предметные картинки, на которых изображены ситуации :

1) действия детей или взрослых с предметами, которые способствуют возникновению пожара;

2) действия детей или взрослых во время ликвидации пожара.

Ход игры

Перед детьми разложить предметные картинки.

Задачи. Выбрать среди других ту картинку, на которой изображено действие, которое способствует возникновению пожара. Объяснить, как вы будете действовать во время тушения пожара? Какие средства тушения вы знаете?

Побеждает тот, чей ответ будет содержательнее, интереснее, кто правильно подберет картинки в соответствии с заданием.

Дидактическая игра «Кто проедет первым»

Цель : Обобщить знания детей о труде водителей. Учить делать правильный выбор.

Игровое задание : Выбрать машину с первоочередным грузом.

Правила игры : Ответить на вопросы милиционера. По желанию проехать первым, поднять руку.

Оборудование : Медальоны – путевки с машинами различного назначения. Атрибуты милиционера : фуражка, жезл.

Ход игры

Вспомните вместе с детьми, каким внимательным должен быть милиционер, который регулирует движение, потому что по улице в разных направлениях ездят много машин. Куда они направляются? Об этом дети узнают, получив медальоны-путеводители с изображением машин различного назначения.

Милиционер-регулировщик спрашивает водителей, куда они едут, что везут и почему их нужно пропустить быстрее. Когда водитель ответит на все вопросы, ориентируясь на свой медальон, милиционер вместе с другими детьми решает, нужно его пропустить первым.

Проблемные ситуации : На перекрестке встретились три машины. Милиционер-регулировщик решает, кого нужно пропустить первым. Дети обсуждают его решение, соглашаются или возражают.

1. Автобус с детьми, грузовик со строительным материалом, фургон с мороженым.

2. Скорая помощь, машина с хлебом, фургон с книгами.

3. Пожарная машина, молоковоз, фургон с мебелью.

По сигналу «Путь открыт» водитель объезжает комнату. Когда все водители вернутся, медальоны разбирают другие дети. Они придумывают новые проблемные ситуации.

Дидактическая игра "Экологический светофор"

Цель : Закрепить знания детей по соблюдению правил техники безопасности в природной среде . Развивать логическое мышление, память, фантазию, умение любоваться красотой окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал : Картинки с изображением различных ситуаций поведения в природе, фишки зеленого и красного цвета.

Ход игры:

Перед детьми лежат картинки с изображением различных ситуаций поведения в природе и фишки зеленого и красного цвета. Дети должны оценить ситуацию и обозначить его соответствующей фишкой (красной - неправильное поведение, а зеленым - правильный) .

Дидактическая игра "Так - не так"

Цель : Закрепить умение детей делать оценку ситуаций, Воспитывать любовь ко всему живому, бережное отношение к природе.

Материал : Рисунки с различными ситуациями (дети сажают дерево; мальчик разрушает муравейник и тому подобное) ; солнышка и тучки.

Ход игры : Рисунки лежат изображением вниз. Ребенок выбирает себе рисунок и должен разместить его, в зависимости от изображенной ситуации, под солнышком или облаком.

Дидактическая игра "За грибами в лес пойдем"

Цель : Упражнять детей в узнавании и назывании съедобных и ядовитых грибов по рисункам. Развивать наблюдательность и внимание. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Материал : Рисунки грибе», корзины.

Ход игры : Детям предлагают собрать отдельно в корзину съедобные и несъедобные грибы.

Д/и "Можно - нельзя"

Цель : Формировать у детей навыки правильного поведения в опасных ситуациях; способствовать становлению здорового образа жизни; учить детей правильно вести себя в рамках разрешенного поведения. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Материал : Карточки с изображением взрослых и детей, карточки-фишки с различными предметами.

Ход игры : Ребенок должен самостоятельно выбрать карточки-фишки и положить на свою карточку, в соответствии того, чем может пользоваться ребенок или взрослый человек.

Дидактическая игра "Один дома"

Цель : Закрепить знания детей о незнакомых людей, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, распределять людей по признаку родства (родные, знакомые, чужие) . Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать осмотрительность.

Материал : Рисунки с изображением разных людей : милиционер, почтальон, бабушка и тому подобное.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям посмотреть на рисунок и подумать, они откроют дверь тому или иному человеку. Уметь объяснить ситуацию и свой выбор.

Дидактическая игра "Чем поиграть Пете"

Цель : Закрепить знания детей о предметах домашнего быта, являющихся источниками потенциальной опасности для детей и должен храниться в недоступном для малышей месте (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие предметы) .

Развивать воображение, память, речь. Воспитывать осторожность и осмотрительность во время игр с различными предметами.

Материал : Ширмочка из трех частей (на первой изображен коврик, на втором-мальчик, на третий приклеена шкаф с дверцами, которые открываются)

Ход игры:

Воспитатель показывает детям Петрика :Малыши, Петя остался дома сам и захотел поиграть. Он нашел много разных вещей, но здесь есть и опасные предметы. А где игрушки Петрик не знает. Давайте поможем ему положить игрушки на коврик, а опасные предметы до папы и мамы в шкаф.

Дети выполняют задание. Раскладывая предметы, обосновывают свой выбор.

Дидактическая игра "Набери номер"

Цель : Упражнять детей в использовании усвоенных знаний и способов действий в игровых ситуациях. Углублять и расширять знания детей о профессии людей, которые оказывают нам первую помощь (врач, пожарный, милиционер) . Развивать мышление, память. Воспитывать осторожность,

Материал : Карточки с изображением различных опасных ситуаций (пожар, авария и тому подобное, талефон.

Ход игры:

Детям предлагается оценить ситуацию и в соответствии с ней вызывать по телефону необходимую службу.

Дидактическая игра "Помоги себе сам"

Цель : Закрепить знания детей о правилах оказания первой помощи при травмах, о том, что первую помощь ребенок может оказать себе самостоятельно. Развивать память и воображение детей. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

кровь носом и тому подобное.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Воспитатель демонстрирует им картинки (по очереди) . На каждую картинку дети дают ответы не предложением, а имитируя определенные действия : „порез пальца" - поднять руку вверх; „солнечный удар" - лечь или присесть в тень; „носом идет кровь" - поднять голову вверх; „у ребенка замерзли щечки" - легко растереть лицо руками; „ замерзли ноги" - побегать, попрыгать, пошевелить пальцами ног; „намочил ноги" - имитировать переобувания в сухую обувь.

Дидактическая игра "Сказка нас всему научит"

Цель : Упражнять детей в узнавании, назывании и рассказы сказок по рисункам. Закрепить содержание знакомых сказок. Учить правильно оценивать поступки героев, делать выводы относительно поведения в опасных ситуациях, находить из них выход. Упражнять в умении различать цвета и их оттенки. Развивать связную речь, логическое мышление и воображение. Воспитывать желание прийти на помощь, доброжелательность, человечность и общительность.

Материал : Игровое поле, набор картинок к разным сказкам, фишки разного цвета.

Вариант игры 1 (для детей 3-4 лет) : Воспитатель предлагает детям покрутить волшебную стрелочку, на секторе какого цвета остановится она, ребенок должен найти рисунок к сказке с фишкой соответствующего цвета (синий, зеленый, желтый, красный) . Малышам нужно вспомнить название сказки и ее главных героев. Побуждать детей к выводам относительно приключений с главным героем.

Вариант игры 2 (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) : Воспитатель предлагает детям покрутить волшебную стрелочку, на секторе какого цвета остановится она, ребенок должен найти рисунок с рамкой соответствующего цвета и назвать название сказки. ее героев. Пересказать тот эпизод сказки, где героя ждет опасность. Выразить свое отношение, придумать другую концовку, соотносить содержание сказки с реальными жизненными ситуациями.

Дидактическая игра "Мы зовем на помощь"

Цель : Закрепить знания детей о ситуациях, которые могут привести к возникновению опасности и знания о том. к какой службе можно обратиться в случае определенной опасности.

Материал : Домик с окошками, карточки с изображением ситуаций, которые требуют вызова служб«101» , «102» , «103» .

Ход игры : Детям показывают номер телефона определенной службы и они должны отобрать карточки в соответствии с данным номером и вставить их в окошки.

Игра "Незнакомец"

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1. На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.

Вариант 2. Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подходит старушка и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.

Цели:

  • помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда;
  • научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку (для детей младшего школьного возраста);
  • сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения"кричать, бежать, рассказывать" (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);
  • познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Незнакомец":

взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обязательное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.

Роли: незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе.

Игровой материал: игрушки, карточки с надписями.

Игра "Один дома"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок в дверь.

Цель - сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Один дома":

проигрываются все возможные и вероятные ситуации, после которых еще раз уточняется, что дверь нельзя открывать даже знакомому, соседу, водопроводчику (даже если сосед хорошо знакомый, а водопроводчика вызывали на этот день). Далее детям предлагается вспомнить сказки, в которых герои оказывались в аналогичных ситуациях, и это привело к печальным последствиям. Рассматривание рисунков к сказкам.

Роли: взрослый (сосед, знакомый родителей, водопроводчик, милиционер, врач, незнакомец и т.д.) ребенок.

Игровой материал: различные атрибуты, рисунки к сказкам.

Игра "Телефонный звонок"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок по телефону.

Цель - научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Телефонный звонок":

Рассмотреть случай, когда к телефону никто не подходит, это может означать, что в доме никого нет.

Рассмотреть случай, когда ребенку по телефону говорят непристойности;

Когда угрожают.

Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: игрушечный телефон, рисунки по теме.

Игра "Подкуп"

Ситуация к проигрыванию:

Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, подарок.

Цель - выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: ничего не брать у незнакомца. При попытке похищения - "кричать, бежать, рассказывать".

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Подкуп":

после каждого игрового момента обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом для знакомства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации. Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.

Роли: взрослый, дети.

Игровой материал: различные угощения, игрушки, рисунки к сказкам.

Игра "Машина"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок идет по улице. Недалеко от него останавливается машина.

Вариант 1: взрослый спрашивает у ребенка дорогу куда-либо;

Вариант 2: взрослый предлагает подвезти.

выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в данной ситуации:

нельзя подходить к краю дороги и приближаться к машине (Правило "Трех больших шагов");

Цель: закрепить знаний детей о действиях, которые .

Воспитатель перечисляет действия. В случаях, если они могут привести к возникновению пожара, воспитанники хлопают в ладоши. Когда опасность не грозит - топают ногами:

— рисование,

— поджигание бумаги,

— игра с мячом,

— игра с зажигалкой,

— изготовление аппликации,

— прыгание через скакалку,

— поджигание сухой травы и листвы,

— пение хором,

— баловство со спичками,

— чтение,

— игра в снежки на улице зимой,

— игра со снежинками, изготовленными из бумажных салфеток,

— зажигание бенгальских огней возле ёлки,

— мытьё посуды,

— умывание,

— игра на прогулке,

— игра в бадминтон,

— лепка из пластилина,

— включение утюга,

— мытьё рук,

— полив цветов,

— включение обогревателя,

— чистка ковра,

— игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами,

— забивание гвоздей,

— игра с песком,

— включение неисправного шнура гирлянды,

— купание в ванне,

— игра с кубиками,

— перегрев телевизора,

— рассматривание книг возле костра,

— разжигание костра в лесу на ветру,

— игры с воздушным змеем.

Дидактическая игра «Размышляй-ка»

Цель: ; развитие логического мышления; содействие в употреблении сложноподчинённых предложений.

Дети заканчивают предложение, начатое воспитателем. Например, так: «Если съесть ядовитый гриб, то… можно отравиться».

Если съесть ядовитую ягоду, то…

Если одному плыть по реке, то…

Если идти, не останавливаясь в море, то…

Если к вам в окно залетел тлеющий окурок, то…

Если открывать дверь незнакомцу, то…

Если взять в руки острые предметы, то…

Если у человека поднялась высокая температура, то…

Если подняться на крышу дома, то…

Если укусил комар, то…

Если дети играют со спичками, то…

Если на улице горит трава, то…

Если в квартире пахнет гарью, то…

Если на кухне запах газа, то…

Если из соседней квартиры идёт дым, то…

Если подскользнуться зимой на льду, то…

Если идти на красный свет через дорогу, то…

Если кататься на велосипеде возле проезжей части, то…

Если зимой лизнуть сосульку, то…

Если незнакомец угощает конфетой, то…

Дидактическая игра «Как спасти от беды»

Цель: закрепление знаний воспитанников по ОБЖ; развитие логического мышления.

Ход игры

Выслушав задание воспитателя, дети придумывают решение, которое поможет избежать беды. Например, в соответствии с заданием ситуация следующая: «В большом магазине девочка потеряла маму». Ребёнок предлагает выход: «Нужно подойти к продавцу и объяснить, что в магазине находится мама. Надо назвать себя, а также имя и фамилию мамы. Попросить помочь её найти».

Водитель нарушил правила дорожного движения…

Вода затопила дороги, люди не могут выйти из домов…

В детском саду объявили эвакуацию, все дети…

Мальчик во время игры поранил ногу…

В квартире начался пожар и папа…

Когда слышны крики «Спасите, пожар!», нужно…

Во время новогоднего праздника погас свет…

В доме нет света, а ребёнок дома один…

Дидактическая игра «Холодный-горячий»

Цель: развитие у детей логического мышления.

Каждый ребёнок получает по три кружка разного цвета: красный означает горячие предметы, синий - холодные, жёлтый - тёплые. Ведущий называет различные предметы, дети показывают соответствующий кружок. Тот, кто чаще ошибается, выбывает из игры.

Предметный ряд: лёд, батарея, огонь, включённый утюг, вода, фен, обогреватель, солнышко, чай, снег, руки, печка, костёр, мороженое, хлеб, сосулька, варежки, горячий чайник, холодильник и т.д.

Дидактическая игра «Составь номер»

Цель: закрепление знаний воспитанников о вызове сотрудников МЧС в случае пожара.

Дети делятся на две группы и совместно среди множества цифр находят необходимые и составляют номер телефона МЧС - 101. Выигрывает команда, которая завершит задание первой.

В. Ребята, теперь каждый из вас знает, по какому номеру надо звонить, если случился пожар. Давайте еще раз повторим все вместе:

Дети. «Пожарный номер: 101».

В. Помните, что звонить по этому номеру можно и нужно только при пожаре. Услышав ответ дежурного, чётко называйте свои имя и адрес.

Дидактическая игра-ситуация «Юные пожарные спешат на помощь»

Цель: обучение детей основам пожарной безопасности; развитие логического мышления.

Ход игры

Одни дети называют чрезвычайную ситуацию, другие - её возможные последствия и действия, которые необходимо предпринять. Например: «Горящая бумага упала на мягкое кресло… Кресло начало бы тлеть и загорелось. Если никого нет дома, мог бы случиться большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме. В случае возникновения огня нужно быстро вызвать пожарных по телефону 101».

Ситуационный ряд:

  • Горящая бумага влетела в открытое окно квартиры…
  • Горящая бумага упала на сухую траву у дома…
  • Взрослые неосторожно обращаются с камином…
  • Мальчики играют со спичками…
  • На горящей плите вспыхнуло пламя в сковороде…
  • На праздничном столе остались непогашенные свечи …
Статьи по теме: