Обобщающий урок по астрономии в виде игры. Солнечная система для детей. Условия математической игры

Астрономия - древнейшая наука о Вселенной предметом изучения которой являются космические объекты, а также связанные с ними процессы и явления.

Со времен первого полета человека в космос, главным детским ответом на вопрос "Кем ты хочешь стать?" был ответ "Космонавтом!".

Интерес людей к космосу не угаснет никогда, он манит нас своими тайнами и вселенским масштабом. Глядя на звездное небо, люди всегда задавались главными вопросами.

Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов нам есть что рассказать своим детям.

Однако, масштабы вселенной трудно представить даже взрослому человеку.

Осталось придумать как интересно рассказать ребенку о космосе и познакомить его с первыми основами астрономии.

Как рассказывать

Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты, пример таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми, для него, тематическими понятиями.

Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.

Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.

И если вам удастся удивить и очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.

Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звёзды, он вспомнит ваши занятия и улыбнётся.

Что рассказывать

Вступление

Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко - протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.

В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет - наша Земля.

Что рассказать:

Солнце - это большая и очень горячая планета - это звезда, - огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные - больше Солнца.

Самые яркие среди всех звезд на небе - это Полярная звезда и Сириус.

Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.

Наглядный материал:

Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина - это наша Земля, тыква - Солнце.

Земля настолько меньше солнца, насколько горошина меньше тыквы.

Луна

Что рассказать:

Луна - это спутник нашей планеты, она находится всего в трёх днях пути.

Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.

Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы луны: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Если серп в небе похож на букву С, то луна "старая", убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.

Наглядный материал:

Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещённую часть шара.

Наша планета

Что рассказать:

Нашу планету - планету Земля - окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.

Самое главное отличие нашей планеты от других - это наличие на ней жизни.

Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос, с целью его изучения.

Наглядный материал:

Можно отварить куриное яйцо и на его примере объяснить ребенку что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.

Другие планеты солнечной системы

Что рассказать:

В Солнечной системе всего 8 планет.

Самая большая из них - это Юпитер. А самая интересная - Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.

Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.

Одним из последних был обнаружен Плутон. Сначала его считали Его открыли в 1930 девятой планетой. Но, со временем, его отнесли к другой категории космических тел, "карликовые планеты".

Планетой считаются космические тела, которые:

  • вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
  • имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
  • не находятся вблизи других подобных крупных тел;
  • не являются звездой.

Наглядный материал:

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Звезды

Что рассказать:

Самая близкая к нам звезда - это солнце.

В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать.

Любая звезда - это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.

Скопление звезд образует созвездия.

Наглядый материал:

Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик или люминофоровые звёздочки. При выключенном свете поднесите их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят.

Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блёклыми. Объясните, что звёзды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.

Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их.

Как летит ракета

Что рассказать:

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу мечта людей о полете в космос сбылась - первый в истории космонавт, Юрий Алексеевич Гагарин, совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

Наглядный материал:

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Воздушный шарик летел как ракета - он двигался вперед, пока в нем был воздух.

Примерно по-такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо- она отпадает и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень - самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

Игры по теме

1. Игра "Что возьмем с собою в космос"

Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.

Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

2. Игра "Космический словарь"

Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.

Кто больше назовет слов, связанных с космосом тот победил.

Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

3. Игра "Скажи наоборот"

Цель игры - научить ребенка выбирать слова с противоположным значением - антонимы.

Например:
Далекий -…
тесный -…
большой -…
подниматься -…
яркий -…
улетать -…
высокий -…
известный -…
включать -…
темный -…

4. Игра "Ориентируемся по звездам"

Вместе с ребенком представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звёздочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.

Накройте стол покрывалом - это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезай туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и всё, что вы видите, это звёзды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).

Покажите ребенку как можно ориентироваться на звезды, чтобы найти дорогу.

Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.

5. Игра "Космические камни"

На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.

Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.

Книги для детей по теме

1. "Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками", С. Андреев.

2. "Открываем космос", Мортон Дженкинс.

3. "Профессор Астрокот и его путешествие в космос", Доминик Воллиман и Бен Ньюман.

4. "Космос", Д. Костюков, З.Сурова.

5. "Увлекательная астрономия", Е.Качур.

6. Серия "Твоя первая энциклопедия", книга "Чудесная планета", издательство "Махаон".

7. Серия "Самая первая энциклопедия", книга "Планета Земля", издательство "Росмэн".

8. "Моя первая книга о космосе", К. Порцевский, М. Лукъянов.

9. "Звезды и планеты. Энциклопедия для детей", Э. Прати.

10. "Необыкновенные приключения Пети в космосе", А. Иванов, В. Мерзленко.

Мульфильмы по теме

1. Цикл мультфильмов "Дети и космос"

2. Развивающий мультфильм "Планета Земля"

3. Занимательные уроки Саакаянца "Астрономия для самых маленьких"

4. "Тайна третьей планеты"

5. "Незнайка на Луне"

7. "Свинка Пепа", серия "Путешествие на Луну"

8. "Звездные собаки: Белка и стрелка"

9."Белка и Стрелка: лунные приключения"

10. "Эгон и Дончи"

11. "Лунная экспедиция Христофора Кулламбуса"

12. "Том и Джерри: Полет на Марс"

13. "Тайна красной планеты"

14. "Планета 51"

15. "Большое космическое приключение"

16. "Планета ветра"

17. "Мухнём на Луну"

18. "Валли"

19. "Планета сокровищ"

20. " Смешарики: пин-код сборник"

Обучающий материал по теме

  • Журнал "Школа 7 гномов - 4+: Малышам о звездах и планетах";
  • Журнал "Мир вокруг нас", №1,5,7;
  • Карта солнечной системы;
  • Тематические карточки;



Космические поделки для детей

1. Ракета с фотографией вашего ребенка-космонавта.

Нужны: фотография вашего малыша, цветной картон или бумага.



2. Ракета из пластиковой бутылки.

Нужны: пластиковая бутылка, носок, картон, фольга и нитки.



3. Прожектор созвездий.

Нужны: фонарик, вырезанные по диаметру фонарика круги с проделанными в виде созвездия дырочками, бумажные формочки для капкейков, шнурок.



4. Сенсорная космическая коробка.

Нужны: прозрачная пластиковая коробка, чечевица, черная фасоль, декоративные стеклянные шарики, блестящие пайетки, космические игрушки, маленькие фонарики.

5. Костюм космического робота.

Нужны: большая картонная коробка, скотч, старые провода, фольга, наклейки, маркеры, фантазия.



Где посмотреть на звезды в Москве

1. Обсерватории

Обсерватория - специализированное научное сооружение и/или учреждение, используемое для наблюдения земных и/или астрономических явлений.

В некоторых обсерваториях наблюдения проводятся только при наличии ясной погоды.

Режим работы обсерваторий следует уточнять в учреждении, обратите внимание, что некоторые обсерватории работают только 2 летних месяца в году, другие с мая по сентябрь.

Московский городской дворец детского и юношеского творчества

М. Университет, ул. Косыгина, д. 17, кор. 1
Цена: бесплатно.

Астрономическая обсерватория МГУ (Государственном астрономическом институте имени П.К. Штернберга при МГУ)

Москва, Университетский проспект, д. 13
Цена: бесплатно.

Обсерватория при Московском планетарии

М. Баррикадная, Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: в будни 250 рублей, в выходные 300 рублей.

Народная обсерватория на территории Парка Горького

М. Парк Горького, Октябрьская.
Цена: 200 руб.

Народная обсерватория на территории парка Сокольники

М. Сокольники, территория парка
Цена: 150 руб.

С четверга по воскресенье можно взять в прокат выносной телескоп за 50 рублей.

2. Планетарии

Планетарий - научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; а также явления, связанные с небесными телами.

Московский планетарий

Г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: от 100 руб.

Планетарий Центрального Дома Российской Армии

Г.Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 32
Цена: 200 руб.

Планетарий культурного центра Вооруженных Сил РФ

Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 32.
Цена: 200 руб.

Как меняются день и ночь (возраст - от 3 лет)

Любознательный малыш рано или поздно задастся глобальным вопросом: почему бывает день и ночь? И чтобы не объяснять устройство мира на пальцах, попробуем создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца.

Для этой игры лучше всего подойдет глобус. Но можно использовать и обычный мячик.
На двух противоположных сторонах пластилином или скотчем (можно использовать бумажный скотч) закрепите маленькие игрушки или фигурки человечков из картона. Возьмите фонарик и идите в ванну.

В полной темноте включите фонарик - «Солнце» и осветите им мяч или глобус - «Землю».

Крутите мяч или глобус так, чтобы то один человечек, то другой оказывались освещенными. Лучше, если внешне человечки будут заметно отличаться друг от друга.
Объясните малышу, что вот так же крутится и Земля, на которой мы живем. И когда с одной стороны ночь и все спят, с другой стороны день и все заняты делом.

Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребенок сам убедится, что как бы он не вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен.
Расскажите малышу про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом.

Земля, Луна и Солнце (возраст 3-4 года )

Конечно, дети постоянно видят и Луну, и Солнце. И многие из них, как и наши предки, уверены, что и Луна, и Солнце - это примерно одно и тоже. Только Луна поднимается на небо ночью, а Солнце - днем.

Расскажите им, что Солнце - это звезда, а Луна - планета, что Солнце светит, а Луна, как зеркало, отражает свет, что Солнце огромное, а Луна маленькая.
Предложите поиграть в Луну, Землю, Солнце.

Пусть Солнцем станет кто-то большой (например, папа), мама будет Землей, а малыш - Луной.
«Солнце» встает посреди комнаты, взяв в руку фонарик. «Земля» начинает ходить вокруг «Солнца» и кружиться вокруг себя (смотрите, чтобы голова не закружилась). А малыш - «Луна» бегает вокруг мамы - «Земли». В руках у «Луны» может быть зеркало. В идеальном варианте «Луна» старается быть все время лицом к «Земле».

Живые планеты (возраст 4-5 лет)

Эта игра - для группы детей (8-9 человек). Взрослый будет изображать Солнце, а ребята - планеты солнечной системы. Кто-то может изобразить Луну. Лучшее место для игры - детская площадка или полянка.
Чтобы игра удалась, хорошо провести несколько подготовительных игр.

Запоминаем названия

По очереди подзывайте к себе детей и называйте им новые имена (можно сделать бейджики с именами): Меркурий, Марс и др. А дальше - игры на внимание.

1-й вариант. Взрослый громко называет планету и считает до трех. Кто не отозвался - выходит из игры
2-й вариант. Дети бросают по очереди друг другу мяч («космический корабль») со словами: «Корабль летит с Марса на Юпитер».

Кто за кем стоит.

Итак, дети запомнили, в каком порядке расположены планеты. Нарисуйте на асфальте линии (или положите веревочку на траве). Расскажите, что «Солнце» отпускает своих деток - планеты - полетать там, где они хотят. Но время от времени планеты должны прилетать домой, чтобы «Солнце» не волновалось.

Взрослый будет выкрикивать имена деток - планет в том порядке, в котором они должны бежать домой и становиться вдоль линии, то есть: «Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон». Если в игре принимает участие «Луна», она бежит вместе с «Землей», и они встают в ряд, держась за руки.

Через несколько игр можно просто кричать: «Дети! Домой!» А потом проверять, правильно ли расположились планеты.

Можно прокричать порядок расположения планет неверно, тем самым проверив детей.

Солнечная система (возраст от 5 лет).

Когда ребенок уже хорошо знает названия планет и не путает их порядок, можно попробовать изобразить макет солнечной системы.
Расскажите, что планеты не стоят, выстроившись в ряд, а летают вокруг Солнца,каждая по своей дорожке («орбите»).

Если несколько детей, можно поиграть в такую игру: нарисовать каждому ребенку его орбиту мелом на асфальте. Продумайте расстояние так, чтобы дети не задевали друг друга при движении.
Когда схема движения будет нарисована, каждая планета должна занять свое место, и все начинают кружиться вокруг Солнца (лучше не бегать, а ходить).

Можно предложить детям сосчитать, сколько кругов им удалось сделать до условного сигнала. А потом пусть сравнят, кто сделал больше кругов - Меркурий или Марс, Юпитер или Уран, - и сделают вывод: чем дальше планета от Солнца, тем больше времени у нее занимает один полный оборот вокруг Солнца.

Планеты Солнечной системы.

Обязательно попросите малыша помочь вам в подготовке материала. Для игры понадобятся:

  • планеты (круги разных размеров из картона - одинакового или разных цветов);
  • игровое поле (большой лист бумаги или кусок старых обоев с нарисованным Солнцем и орбитами планет);
  • карточки с названиями небесных тел (всех планет и Солнца);
  • карточки с символами планет и Солнца.

Расскажите детям о планетах солнечной системе, о происхождении их названий. Можно вместе с детьми прочесть книги из серии тонких книг Левитана «Астрономия для умненьких детей»

Разложите планеты по орбитам, вместе с ребенком каждой планете подберите карточку с названием и символ. Предложите ребенку самому расположить планеты на орбитах и подобрать карточки к ним.
Попросите ребенка по памяти назвать подряд все планеты солнечной системы - от ближайшей к Солнцу или наоборот.

Выложите на поле все планеты с подписями, допустив ошибку, пусть ребенок попробует ее найти.

Используя схему солнечной системы, составленную ребенком на поле или по памяти, предложите ему ответить на вопросы:

  1. Какая планета солнечной системы расположена ближе всего к Солнцу, какая наиболее удалена от него;
  2. Какие планеты находятся ближе всего к Земле;
  3. Какая планета расположена между Землей и Юпитером, между Нептуном и Сатурном, между Марсом и Сатурном и так далее;
  4. Какая планета находится дальше Земли, но ближе Юпитера и так далее
  5. .

Созвездия.

Возьмите детскую энциклопедию и рассмотрите с ребенком карту звездного неба. Прочитайте о звездах и созвездиях, о происхождении их названий. Возьмите лист черной бумаги и несколько пуговиц желтого цвета или кружков, звездочек из желтого картона.

Попытайтесь сами изобразить одно из созвездий. Предложите сделать то же самое детям. После многократного повторения детьми таких игр предложите им угадать по памяти, какое из созвездий вы изобразили. Попросите детей по памяти изобразить то или иное созвездие.
Попросите детей, глядя на картинку или по памяти, исправить ошибки, допущенные вами при изображении того или иного созвездия.

Астрономическое лото и домино - от 6 лет.

Чтобы дети лучше запомнили названия планет, их символы, внешний вид созвездий, сделайте из картона такие традиционные игры, как лото и домино.
Если детям 6-7 лет, они обязательно захотят помочь вам, смело привлекайте их к работе, поручив найти картинки, приклеить и т.п.
Вместе с детьми вы можете изготовить самодельные книжки или плакаты о планетах и созвездиях.

Купить книги для детей о космосе вы можете в интернет-магазине Ученый Кот в разделе

Вопросы данной викторины можно использовать при составлении внеклассных мероприятий для школьников по теме «Астрономия», «Тайны звёздного неба», «Загадки солнечной системы», «День космонавтики» и других мероприятий

Викторина для школьников «Загадки звёздного неба»

1. В какой момент, по мнению большинства астрономов, появились ВРЕМЯ, МАТЕРИЯ и ЭНЕРГИЯ? (Примерно 13,7 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва возникла вселенная. В этот момент появились время, материя и энергия. Через одну секунду после взрыва температура достигла 10 ООО миллионов градусов — в шестьсот раз выше температуры Солнца)

2. Какая планета Солнечной системы весит больше прочих планет и лун вместе взятых? (Юпитер)

3. Назовите самую яркую туманность звездного неба. (Туманность Ориона — ярчайшая туманность на небе, ее видимая величина — четыре. Невооруженным глазом видна только самая яркая центральная часть этого облака газа и небесной пыли. Она расположена в «мече» созвездия Орион)

4. А какой самый удаленный от Земли объект во вселенной виден невооруженным глазом? (Спиральная галактика Андромеды, удаленная от нас на 2,2 миллиона световых лет)

5. На какой планете Солнечной системы наблюдается самый крупный циклон? (Красное пятно на Юпитере — крупнейший циклон Солнечной системы. Его длина может достигать 40 ООО, а ширина — 14 ООО километров)

6. На какой планете Солнечной системы дуют самые быстрые ветры? (Скорость ветра на планете Нептун, измеренная в 1989 году космическим аппаратом НАСА «Вояджер-2», достигала 2 400 километров в час)

7. Назовите самое жаркое место Солнечной системы. (Это центр Солнца. Последние исследования говорят, что температура там составляет 15,6 миллионов градусов по Цельсию)

8. Какой спутник в Солнечной системе ближе всего расположен к своей планете? (Спутник Фобос («страх») удален от центра Марса на 9 3 78 километров и на 5 981 километр от его поверхности. Он в шестьдесят раз ближе к Марсу, чем Луна к Земле)

9. На какой единственной планете Солнечной системы астрономы наблюдают короны — округлые образования с многочисленными выступами? (На Венере. Диаметр Артемиды — самой большой короны — составлял 2 100 километров. Пока точно неизвестно, откуда берутся короны, но, похоже, они являются результатом выброса горячей магмы из мантии планеты)

10. На какой планете Солнечной системы находится крупнейший каньон? (Долина Маринера на Марсе — это каньон длиной 4 500 километров, шириной 600 километров и глубиной семь километров)

11. Какая планета Солнечной системы имеет спутник с самой плотной атмосферой? (Самый большой спутник Сатурна — Титан. Давление на его поверхности составляет 1,44 бар. Состоящая в основном из паров азота, атмосфера Титана наиболее близка по своему составу к атмосфере Земли)

12. На спутнике какой планеты Солнечной системы

6 августа 2001 года космический корабль НАСА «Галилео» зафиксировал мощнейшее извержение вулкана? (На спутнике Юпитера Ио. «Галилео» прошел сквозь верхние слои выбросов вулкана, взлетевшие на 500 километров от поверхности спутника)

13. Какая бывшая планета Солнечной системы имеет самый большой по размерам спутник? (Спутник Плутона — Харон — имеет диаметр 1 270 километров, в то время как диаметр самого Плутона — 2 324 километра. Некоторые ученые считают систему Плутон—Харон двойной планетой)

14. На поверхности какой планеты Солнечной системы самая высокая температура? (На Венере. Средняя температура там составляет 480 градусов по Цельсию, чего достаточно, чтобы расплавить свинец)

15. На какой из планет Солнечной системы находится самая высокая гора? (На Марсе. Это вулкан Олимп. Его высота — двадцать пять километров, что почти втрое выше Эвереста. Олимп имеет покатые склоны, его ширина в двадцать раз превышает высоту)

16. Какая планета, кроме Венеры, вращается вокруг Солнца в сторону, противоположную вращению всех других планет? (Уран)

17. Назовите планету Солнечной системы с самым коротким днем. (Юпитер делает полный оборот вокруг своей оси за девять часов, 55 минут и 29,69 секунд)

18. Назовите самое холодное место Млечного Пути. (Температура туманности Бумеранг, удаленной от нас на 5 ООО световых лет, — минус 272 градуса по Цельсию)

19. На какой из планет Солнечной системы астрономы наблюдают ярчайшие полярные сияния? (На Юпитере. Они в тысячу раз ярче, чем на Земле)

20. Как называются очень маленькие и очень плотные звезды, которые представляют собой конечную стадию эволюции звезд? (Белые карлики. Радиус их, в среднем, равен земному, а масса соответствует массе Солнца. Средняя их плотность примерно в один миллион раз превышает плотность воды)

21. Какие две планеты Солнечной системы не имеют естественных спутников? (Меркурий и Венера)

22. Какая планета Солнечной системы имеет самое большое количество спутников? (Сатурн имеет 62 естественных спутника)

23. Чем звезды отличаются от планет? (Каждая звезда — это массивный газовый шар, излучающий собственный свет. Планеты же светят отраженным солнечным светом)

24. Какое общее название имеют особенно большие звезды? (Красны.е гиганты. Если бы некоторые из таких звезд оказались на месте Солнца, орбита Марса, а то и Юпитера, очутились бы внутри них!)

25. Почти во всех звездах девяносто восемь процентов массы приходится на два самых легких элемента. Каких? (Водород и гелий. Причем водорода примерно в 2,7 раза больше по массе, чем гелия. На долю всех остальных элементов приходится два процента массы - вещества)

26. Какая из планет Солнечной системы не просто наклонена по отношению к орбите Солнца, но буквально лежит на боку? (Уран. Этим и объясняются многолетние, в сорок два земных года, дни и ночи на Уране)

27. Какая планета Солнечной системы, носящая имя греческого бога времени, в 760 раз больше Земли по объему, не способна утонуть даже в керосине? (Сатурн. Его плотность в 7,5 раз меньше, чем земная)

28. Какая планета Солнечной системы названа именем дедушки верховного бога римлян? (Уран)

29. На поверхности какого небесного тела встречаются такие названия: море Спокойствия, океан Бурь, болото Сна, озеро Смерти? (Луна)

30. Чем отличается метеор от метеорита? (Метеорит — это небесное тело, упавшее на поверхность Земли. Метеоры сгорают, не долетая до Земли, в плотных слоях атмосферы)

31. Как по-научному называется звездопад? (Метеоритный дождь)

32. Как называется явление, при котором Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной? (Солнечное затмение)

33. Согласно воззрениям астролога Берроуза, раз в триста тысяч лет планеты собираются поочередно то в знаке Козерога, то в знаке Рака. В такие моменты миру грозит гибель. Когда планеты собираются в созвездии Рака, то миру грозит пожар. А что грозит миру, когда планеты соберутся в созвездии Козерога? (Потоп. Наводнения)

34. Вавилоняне называли его «Лесная птица», арабы — «Курица». А как называем это созвездие мы? (Созвездие Лебедя)

35. Что мы называем «Парадом планет»? (Видимым Парадом планет называется планетная конфигурация, при которой пять ярких планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн) в своем движении по небосводу подходят друг к другу на близкое расстояние, и становятся видны в одно время в небольшом секторе неба — 10—40 градусов)

36. Назовите самое вулканически активное тело Солнечной системы. (Ио — спутник Юпитера)

37. Какое название носит самый большой естественный спутник из всех планет Солнечной системы? (Ганимед)

Урок – игра по астрономии

Игра проводится как внеклассное мероприятие в рамках недели физики и астрономии.

Цели и задачи:

Развитие творческих способностей, логического мышления;

Повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора;

Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;

Формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

Формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

Формировать умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Оборудование для игры:

    распечатка вопросов для ведущего.

    Карточки для команд

Правила игры.

Класс делится на две команды. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Игра состоит из туров (геймов). На каждом этапе команда набирает баллы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ход игры.

Тур 1. «Дописать фразу» Дописать последнюю фразу.

1 команда

Космонавтом хочешь стать –

Должен много, много знать!

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

2 команда

Только дружных звездолёт

Может взять с собой в полёт.

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмём мы на орбиты!

Тур 2 Показать следующие слова, связанные с космонавтикой. Слова написаны на карточках

1 команда

Вселенная

Астрология

Ракета

Космодром

Обсерватория

Уфологи

Солнечная батарея

Тюбик

Стоунхендж

Орбита

2 команда

Космос

Астрономия

Спутник

Стартовая площадка

Иллюминатор

Астронавт

Дельтаплан

Лунаход

Зодиак

Парсек

Тур 3 Блицтурнир «Словоград» За две минуты надо составить как можно больше слов из букв слова «космонавтика». Команда, составившая большее количество слов, зарабатывает 1 бал.

Тур 4Ответы на вопросы

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы 1 команде:

    Кто первым предложил использовать ракеты для космических полетов? (Циолковский)

    Какая звезда находится ближе всех к Земле? (Солнце)

    Самая большая планета солнечной системы? (Юпитер)

    «Падающая звезда»? (Метеор)

    Самая дальняя от Солнца из планет земной группы? (Марс)

    Защитный костюм космонавта? (Скафандр)

    Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой? (Надир)

    Древнегреческий бог Солнца? (Гелиос)

    В каком году был осуществлен первый в мире космический полет человека? (1961)

    Кто создал новую систему мира, опровергнувшую учение Птолемея?

(Коперник)

Вопросы 2 команде:

1.Ученый, который много сделал для внедрения в жизнь, в практику идей К.Э.Циолковского? (С.П.Королев)

3. «Хвостатая» звезда? (Комета)

5.Большая планета, период обращения которой равен 84 года? (Уран)

6.Ближайшая к Солнцу точка земной орбиты? (Перигелий)

7.Имя первого космонавта Земли? (Юрий)

8.Кто из ученых первым сказал, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)

9.Самый распространенный элемент на Солнце? (Водород)

10.Созвездие со звездой Вега? (Лира)

Тур 5 Из букв составить слово, кто быстрее

Г А Л А К Т И К А

Тур 6 Найти соответствие. Задания записаны на карточках

В феврале 1986 года

1 старт баллистической ракеты

запущен первый искусственный спутник Земли

Первое живое существо в космосе – собака «Лайка»

«Луна -3»Получены фотографии обратной стороны Луны

Запуск первого космонавта СССР

Алексей Леонов выполнил выход в открытый космос.

Американцы высадились на Луне.

«Лунаход -1» на Луне.

На орбиту ракето-насителем «Протон» была выведена первая в мире орбитальная КС «Салют-1».

В СССР была выведена в космос орбитальная станция нового поколения «Мир».

Тур 7 Задача

Свет от Солнца идет около 8 мин.

Определить за сколько долетит до Солнца самолет со скоростью 1000 км/час

Ответ: 18 лет, 6250 дней.

Тур 8

Показать следующие слова, связанные с созвездиями.

Рыбы, Малая Медведица, Скорпион, Северная корона, Водолей, Кассиопея, Телец, Большая Медведица, Близнецы, Рак, Волосы Вероники, Лев, Дева, Змееносец, Орел, Весы, Стрелец, Дельфин, Козерог, Персей, Лисичка, Орион

Тур 9

Вопросы, на которые надо отвечать «ДА» или «НЕТ». За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы 1 команде:

    Вселенная - это наша Галактика (НЕТ)

    Солнечную систему составляют только планеты (НЕТ)

    На Венере плотная облачная атмосфера (ДА)

    Моря на Луне заполнены соленой водой (НЕТ)

    Кометы состоят из ядра, газовой оболочки и хвоста (ДА)

    Фобос - единственный спутник Марса (НЕТ)

    Световой год - расстояние, которое проходит свет за 1год (ДА)

    Нептун - планета- гигант (ДА)

    Плутон был известн еще древним грекам (НЕТ)

    На Луне можно наблюдать северное сияние (НЕТ)

Вопросы 2 команде:

    Галилео Галилей открыл спутники Юпитера (ДА)

    Меркурий имеет мощную атмосферу (НЕТ)

    Марс значительно больше Земли (НЕТ)

    Все планеты - гиганты имеют кольца (ДА)

    Хвост у кометы появляется только при ее удалении от Солнца (НЕТ)

    Созвездия - это участки звездного неба (ДА)

    У полюсов Марса расположены белые полярные шапки (ДА)

    Большинство астероидов движутся между орбитами Марса и Юпитера (ДА)

    Планеты- гиганты имеют большое количество спутников (ДА)

    Атмосфера Венеры создает «парниковый эффект» (ДА)

Тур 10

Решить анаграмму и найти лишнее слово. Задания для 2 команд

    АРСМ

МЕЗЛЯ

НУТСАР

АЕЕНВР

РУРЕМКЙИ

    ФБСОО

НАИТТ

ОВРПЕА

ЛУПОТН

НАУЛ

    РУОБН

ПЮТИЕР

ЛЛАГЛИЙЕ

НЬЮНОТ

ЛЕКПЕР

На доске показываются все результаты туров.

Астрономия

Естествознание

Окружающий мир

Занимательная астрономия для школьников: игры по карточкам

Любая информация запоминается детьми наилучшим образом, если преподносится как игра или в формате соревнования. Психологи и педагоги уверяют: если школьник добывает информацию сам, а не включает пассивный навык зазубривания, то процесс учебы воспринимается легче, а знания - надолго откладываются в памяти.

Ко Дню космонавтики мы подготовили для вас набор игровых карточек «Космические факты». Внутри архива вы найдете 20 цветных иллюстраций в большом формате, которые можно использовать для презентации, а можно распечатать, не боясь потерять качество. Что с ними делать - вы, уверены, придумаете и сами! Фантазия учителя безгранична. Мы же решили предложить вам три игры, которые можно провести на тематическом уроке по физике, на классном часе или обращаться к ним время от времени на астрономии, чтобы разрядить атмосферу.

Игра 1. Скажи мне, кто твой друг

Разделите класс на 3 или 4 команды и раздайте каждой команде одинаковое количество карточек. Задача участников - выстроить между ними связь: например, это планеты, идущие друг за другом; или планеты, обладающие спутниками; или планеты определенного цвета; или интересный факт про Землю, который придется как-то сопоставить с карточкой о Галактике. Ассоциации могут быть любыми, главное - научными! Участники из разных команд могут меняться карточками, главное условие - делать это без шума и с максимальной выгодой для обеих сторон.




Игра 2. А вы знали?

Желающие ученики приглашаются к колоде карточек и тянут одну на выбор. Полученную информацию необходимо дополнить, задействовав собственную память или учебник (по желанию учителя). Например, ученик, получивший карточку № 16 - Астероиды, может вспомнить случаи с падением метеоритов, а счастливый обладатель карточки № 9 - Юпитер, пусть попробует вспомнить имена самых известных его спутников.





Игра 3. Свой путь к звездам

Мы выбрали 20 довольно своеобразных фактов о планетах, явлениях или космических объектах. Наверняка у ваших учеников появятся и свои предложения по дополнению колоды. Раздайте заполненные и пустые карточки на каждый ряд и предложите командам составить описания своих любимых явлений или планет. Главное условие - краткость и научная достоверность. Специально для этого в колоде вы найдете пустую 21-ю карточку. Пользоваться головой и учебником категорически можно!

Статьи по теме: