Обзор игры Dirt Rally. DiRT Rally: рецензия

Правда же говорят – все новое, это хорошо забытое старое. Недавно вышедшая игра DiRT Rally напомнила поклонникам жанра, что на заре 2000-х компания Codemasters являлась лидером в сегменте автосимуляторов, посвященных раллийным гонкам. Публика превозносила игру Colin McRae Rally 2.0, а самих разработчиков со всеми почестями поместила на Олимпе, откуда они раз в год являли миру по новой части франшизы.

Впрочем, продолжалось это не долго, в 2005 году Warthog Games с выпуском Richard Burns Rally представила свое виденье того, каким должен быть раллийный симулятор, объяснив, насколько сложными и опасными могут быть гонки, попутно закрепив за собой звание «самого реалистичного» на долгие годы.

В прошлом году Codemasters попыталась взять реванш. После своих многолетних метаний из стороны в сторону выпустила новую игру линейки DiRT и, по мнению многих фанатов у них получилась одна из самых убедительных раллийных гонок, имеющихся на сегодняшний день.


Ford Sierra Cosworth RS500 - раллийный автомобиль 80х с приводом на задние колеса


Выпуск первой игры из серии DiRT состоялся в 2007 году, тогда игра носила гордое имя Colin McRae: DiRT, но, вскоре после трагической гибели легендарного шотландца в том же 2007 году, было принято решение не упоминать его имя в названиях следующих частей, которых было еще три – DiRT 2, DiRT 3 и Dirt: Showdown, что представляло собой совсем нечто непонятное и абсурдное.

Это время для Codemasters стало периодом экспериментов. Не сильно волнуясь о физике, разработчики старались по максимуму извлечь выгоду из растущей популярности экстремального вида спорта. В угоду широкой публики все больше наполняя свои игры аркадностью и яркой мишурой, включая в них американские X-Games с нелепыми прыжками через трамплины, дрифт с набором очков и джимхану Кена Блока, и это действительно привлекало людей со стороны. Как итог – франшиза вконец утратила дух классического европейского ралли. Возможно, кого-то такая тенденция вполне устраивала, но только не настоящих фанатов, еще сохранявших надежду, что Codemasters смогут вернуться к истокам серии и создать раллийный симулятор не хуже своего главного конкурента, которым по сей день остается Richard Burns Rally, а может быть даже попытаться превзойти его.

Вдоволь поэкспериментировав с необычными для жанра заездами, Codemasters одумалась и решила возродить идеи, заложенные в Colin McRae Rally, создав игру об одном из самых зрелищных видов автомобильного спорта в его первоначальном виде. Ведь, несмотря на все метания последних лет у Codemasters есть одно неоспоримое преимущество – это опыт. Кто, если не студия, которая занимается одним жанром вот уже второй десяток лет, знает, как устроен этот вид спорта и чего желают настоящие фанаты, а Dirt Rally создана именно для них.

Официальный релиз состоялся не так давно, в декабре 2015 года, но еще с весны игра вышла и все это время разработчики заботливо отлаживали все нюансы, постепенно добавляя новые режимы, трассы, автомобили, ну и, конечно же, следили за реакцией игроков. Возможно, именно поэтому у них получилось создать такую игру, которая многим пришлась по вкусу.



Audi Sport quattro Rally


Скажу честно, одной из первых гоночных игр на моем компьютере была именно Colin McRae Rally 2.0, которую я успел пройти несколько раз, прежде чем с головой погрузился в мир симрейсинга и виртуального автоспорта. Несколько позже, открыв для себя такие симуляторы как Grand Prix Legends и Live For Speed, к своему сожалению, очень быстро осознал, что физика и достоверное поведение автомобиля на трассе не является сильной стороной и приоритетной задачей для Codemastes, поэтому все последующие части CMR мной были успешно проигнорированы. Тем не менее, Codemastes через CMR 2.0 успели привить мне любовь к ралли как к самому безумному и захватывающему виду автомобильного спорта.

Возможно, именно поэтому для меня близким по духу оказался Grand Prix Legends – симулятор исторической Формулы 1 сезона 1967 года. В те времена большинство трасс проходило по проселочным дорогам и дорогам общего пользования, сами автомобили не имели никакой аэродинамики, а шины были практически как на обычных дорожных автомобилях, их поведение очень сильно напоминало поведение раллийных автомобилей, и пилотировать их нужно было примерно в таком же стиле. В Live For Speed так же имелась кроссовая дисциплина – гонки по закольцованным трассам со смешенным грунтовым и асфальтовым покрытием. Но все это было не совсем ралли…

В 2005 году мне на глаза попалась игра Richard Burns Rally, с определенной долей скепсиса я конечно же приобрел её и уже вечером установил на жесткий диск своего компьютера. Выйдя на старт первого своего СУ (спецучасток, доп) я сразу же осознал, как был наивен полагая, что новичковый уровень в симуляторах мною давно уже пройден. При первом знакомстве игра слегка обескураживала своей сложностью, не успевая проехать и пары поворотов, я раз за разом оказывался в кювете. Сами же трассы казались настолько узкими и извилистыми, что больше напоминали лосиную тропу, по обочинам которой таились мгновенно осточертевшие булыжники, пни и рекламные щиты, после встречи с которыми приходилось начинать все сызнова. Автомобиль, словно норовистый конь стремился взбрыкнуть и всегда находил обо что споткнуться. После многочисленных неудач и безуспешных попыток добраться до финиша стало ясно, что необходимо что-то менять, причем кардинально. Все, что я знал о ралли и гонках по бездорожью из Colin McRae Rally, пришлось начисто вычеркнуть из памяти. Этот симулятор требовал идеального контроля над автомобилем, самообладания и долгих тренировок. Именно поэтому при знакомстве с DiRT Rally я невольно смотрел на него под призмой сравнения с лучшим, на мой взгляд, раллийным симуляторм – Richard Burns Rally (далее RBR).



Заднеприводные автомобили 70-х годов просто великолепны, в частности эта Lancia Stratos


Основной соперник в ралли это сами спецучастки – маршруты по пересеченной местности, поделенные на сектора, которые нужно проходить максимально быстро. И в этом смысле новинка от «кодиков», несмотря на все упрощения, гораздо ближе к RBR, чем к любой из предыдущих частей линейки DiRT. Залогом успешного прохождения допа является полное сосредоточение на всем происходящем вокруг – необходимо следить за дорогой, за поведением автомобиля и внимательно слушать своего штурмана, тем более что трассы в DiRT Rally стали более узкими, длинными и коварными. Если вы попробуете ехать так же, как это было принято, например, в DiRT 3, то, скорее всего, окажетесь в канаве еще до первого поворота. Если в DiRT 3 не вписавшись в поворот можно потереться боком об ограждение и поехать дальше без каких-либо последствий, то здесь малейший съезд с трассы меняет поведение автомобиля, не говоря уже о том, чтобы резать все углы. Порой это и вовсе чревато, потому как при очередной срезке вполне можно улететь со склона или врезаться в какое-нибудь препятствие.

Все трассы – Уэльс, Греция, Германия, Монако, Швеция – практически все они основаны на прототипах из реального чемпионата и это несомненный плюс в копилку новичка. Чтобы изучить их все, придется наездить сотни километров дорог. А вот то, что касается геометрии покрытия, то тут для DiRT мало что изменилось. Да, трассы достаточно неровные, имеются кочки, спуски, подъемы, трамплины, все это есть, но автомобиль двигается по ним слишком предсказуемо, мало чем выдавая характер поверхности.



Subaru Impreza, на которой Ричард Бернс завоевал свой чемпионский титул в 2001 году


Например, в RBR, где геометрия покрытия изменяет поведение болида самым кардинальным образом, проезжая один и тот же поворот в сотый раз не предугадаешь как он поведет себя в этом конкретном случае. Где учтено буквально все – и покрытие трассы, и многообразное влияние погоды на ее состояние, и даже степень «исхоженности». Автомобили соперников не просто колесят по дорогам, они буквально изрывают их. Поэтому, выезжая на трассу последним, вполне можно увидеть перед собой вместо аккуратной трассы израненные колеями и выбоинами грунтовые дороги, наподобие тех, что не устают прославлять русские извечные беды. В дождь эти колеи и ямы заполняются водой, превращаясь в настоящие водяные ловушки, попав в которую можно с легкостью потерять контроль над автомобилем.

Что-то подобное я надеялся увидеть в DiRT Rally. Долгое время на залитой дождем лесной дороге в Финляндии пытался найти хотя бы какое-то подобие лужи, уверяя себя в том, что быть такого не может, что ливень идет, а луж нет… Но, как оказалось – может! Видимо гидро-дренажная система в лесах Финляндии работает настолько идеально, что трасса, залитая дождем, мало чем отличается от сухой, практически не влияя на поведение автомобиля, разве что чуть меньше держака и хуже обзор из-за капель, стекающих по лобовому стеклу.



Раритетный Mini Cooper S, бороздивший раллийные трассы в 60-х годах


Автомобилей в автопарке DiRT Rally на момент релиза насчитывалось 39 единиц. Все они поделены на категории – помимо современных Ford Fiesta, Peugeot или Subaru WRX STI авторы включили в список такие знаковые раритеты из разных раллийных эпох как Mini Cooper S 60-х, Lansia Stratos – 70-х, легендарную Audi Sport Quattro из Группы B. Вся эта россыпь именитых автомобилей может вызвать неподдельный трепет у любого фаната автоспорта, но, как это часто бывает, расширенный контент несет с собой не только разнообразие, но и определенные проблемы.

Несмотря на то, что все из представленных автомобилей выглядят по-разному, звучат по-разному, имеют индивидуальные свойства и характеристики – массу, мощность, максимальную скорость, на деле же все они удивительно похожи друг на друга – им явно не хватает уникальности характера. Вес автомобилей кажется одинаковым, то же касается сцепления и работы трансмиссии. Разумеется, если сравнивать управление переднеприводной Lancia Filvia, заднеприводного Ford Escort и полноприводного Lancer Evolution, то разница ощущается – Evolution благодаря формуле колес 4х4 более цепкий и манёвренный, Ford Escort более мощный. Но этого недостаточно – автомобили одной категории друг от друга практически ничем не отличаются.

Отсутствие уникальности автомобилей, распространилось и на их гаражные настройки, где предоставлен стандартный набор ползунков, которыми можно подкрутить подвеску, дифференциал, тормоза и другие параметры. Однако независимо от класса автомобиля они практически не отличаются друг от друга. Например при настройке подвески автомобиля 60-х годов можно обнаружить набор параметров регулировок под копирку повторяющийся для автомобилей WRC последнего десятилетия или автомобилей Группы Б, возможно с этим связано их схожее поведение на трассе. Поэтому, как минимум на первых этапах знакомства с игрой, можно смело игнорировать процесс настройки, и сразу жать на кнопку «старт», ведь сначала куда важнее привыкнуть к местной физике и изучить приемы вождения.



Mitsubishi Lancer Evolution X.
Ночью все даже красивей, чем днем, главное не разбить фары


Но в дальнейшем, если ставить перед собой максимальные цели и задачи, то становится очевидным, что вовсе пренебрегать настройкой автомобиля нельзя, особенно это важно учитывая определенные погодные условия и дорожное покрытие. Хотя, как это ни странно, но в игре совершенно отсутствует возможность выбора типа шин и даже возможность установки в них давления. Тем не менее, главный вывод, к которому подводит игра – не настроив автомобиль перед спецучастком правильным образом, можно забыть о призовых местах, не говоря уже о победе, ведь правильно откалиброванный автомобиль позволит отыграть несколько столь нужных секунд на финише заезда.

Всего в DiRT Rally представлено три стандартных режима. В классическом «Ралли» предстоит вовремя добраться до финиша, чем быстрее вы доберетесь до очередной контрольной точки, тем ближе будете к желанной победе. О прогрессе сигнализирует длинная линия в левой части экрана с отображением секунд отставания или опережения соперников.



Штурмана в ралли называют вторым водителем. В гонке его подсказки крайне ценны, малейший просчет влечет за собой вылет с трассы и в лучшем случае потерю времени, а в худшем сход с дистанции


В этом режиме компанию вам составит штурман, слушать которого нужно очень внимательно, только он поможет разобраться в стенограмме гонки, а его подсказки могут быть крайне полезны – резкие повороты, неровности грунта, препятствия на дороге и обрывы могут встречаться там, где их совсем не ждешь. И даже изучив трассу, сложно постоянно держать в голове всю цепочку поворотов, особенно на участке длиной в десяток километров. Именно поэтому подсказки штурмана на тему сложности следующего виража особенно ценны. Если он говорит “Don’t cut” (не срезать), то тут уж следует быть вдвойне внимательней. Но, а если уж критической ошибки избежать не удалось, то он же исключительно ровным, но, тем не менее, полным осуждения голосом просто и ясно сообщит о полученных повреждениях, например что у вас пробило шину или отвалился радиатор.

К сожалению, штурман не говорит по-русски и если в напряженных ситуациях возникают проблемы с восприятием его подсказок – сложно понять и запомнить что он сказал, да еще и не на родном для слуха языке, то вполне удобно пользоваться зрительной памятью. Стенограмма дублируется на экране, благодаря цвету значков, указывающих направление поворота, становится интуитивно понятно, насколько опасен и крут следующий поворот или трамплин.



Пришлось изрядно потрудиться, чтобы превратить автомобиль в консервную банку, но даже без одного колеса и радиатора можно было двигаться дальше


Несмотря на то, что система повреждений в игре достаточно дружелюбная, часто прощает даже очень жесткие столкновения, тем не менее, вся техника подвержена повреждениям, вплоть до фатальных, после которых следует снятие с соревнования. Поэтому автомобили могут и будут ломаться и придётся решать – давить на всю железку или ехать аккуратней, чтобы довести автомобиль на финиш в целости. При необходимости между заездами в сервисных центрах автомобиль можно подлатать, на это дается определенный запас времени, в который необходимо уложиться, чтобы не получить штраф. Если колеблетесь и не знаете с чего начать ремонт – с двигателя или прежде стоит заменить треснувшее лобовое стекло, то совета можно спросить у своей команды, они помогут выбрать приоритетные детали для починки на свое усмотрение, что весьма удобно.

Режим карьеры расширяет эту концепцию. По мере прохождения игры появится возможность нанимать новых инженеров и прокачивать их рейтинг. А кровные деньги, заработанные после заездов, можно потратить на покупку новых автомобилей и их модернизацию. Эти же деньги уходят на ремонт, поэтому бесшабашная езда больно бьет по карману. В остальном режим карьеры довольно привычен – постепенное открытие новых автомобилей и состязаний. К счастью авторы решили отделить режим карьеры от остальной части игры, поэтому в остальных режимах все автомобили открыты и можно спокойно выбрать понравившееся и сразу отправиться покорять спецучастки.



Ралли-кросс интересная дисциплина, можно расслабиться и вдоволь побиться бамперами. Столкновения правда выглядят не очень...


Про дисциплину ралли-кросс – заезды по коротким закольцованным трассам, Codemasters тоже не забыла. Когда наскучит ездить в одиночку, всегда можно переключиться на этот режим и весело потолкаться с соперниками. Здесь нужно прийти первым, причем не только за счет максимально идеального прохождения поворотов, но и суметь бороться за позицию. В кроссе конечно штурман уже ни к чему, трассы короткие, легко запоминаются, к тому же на выбор их не так и много.



Заезд HillClimb на Audi Sport quarreo S1 PP в дождь. Признаюсь, в этот раз доехать до финиша не удалось.


Если и это надоест, и захочется покататься в гордом одиночестве, имеется следующий режим под лаконичным названием HillClimb – безумное соревнование по подъему в гору Pikes Peek, где между точкой старта и финиша нужно проехать почти 20 километров и подняться на высоту около 1500 метров. Это увлекательное веселье ежегодно проводится в США и неофициально называется «гонка в облаках». В этом режиме представлены более скоростные автомобили, крутые виражи трассы и отличные виды, полюбоваться которыми вряд ли получится, а также полное одиночество – ни соперников, ни штурмана, поэтому придется рассчитывать только на себя, полностью сконцентрировав свое внимание на пилотаже.

Помимо перечисленных игровых режимов есть еще мультиплеер, который крайне стандартен и привычен любому, кто до этого играл в игры Codemasters с их системой RaceNet, а также различные одиночные события – дневные, недельные и месячные соревнования и специальные заезды, которые позволяют заработать еще больше игровых денег.

На первый взгляд может показаться, что разнообразия не так и много. Но как уже было сказано, DiRT Rally это игра про ралли и в ней нет ничего кроме ралли. Тем не менее, чтобы совершенствовать свой пилотаж на том количестве трасс, что здесь представлены, а затем применить свое мастерство в чемпионате, определенно потребуется немалое время.



Volkswagen Polo Rallycross
Картинкой в повторах можно только любоваться, особенно если автомобиль просто стоит на месте.


DiRT Rally – та игра, пропустить которую я никак не мог. Положительная пресса, раздающая игре высшие баллы еще на стадии разработки, и разношерстные мнения игроков вселяли надежду, что вдруг это та самая игра, которая наконец-то отправит старичка RBR на заслуженный отдых. Признаюсь честно, при первом знакомстве, когда игра только появилась в раннем доступе, мне именно так и показалось. Однако после официального релиза и более подробного тестирования, мое мнение несколько изменилось.

Страдающая упрощениями физическая модель и отсутствующая индивидуальность автомобилей не позволили Dirt Rally дотянуться до звания «Раллийный Симулятор». Отключение в опциях всех помощников не избавляет от невидимой силы, принудительно удерживающей автомобиль под контролем. Отсутствие захватывающих дух ощущений при прыжках и приземлениях обескураживает, а технический уровень моделирования трансмиссии и коробки передач разочаровывает. Сцепление с дорогой слишком завышено, а тормозить можно как угодно, без особых последствий, автомобили практически одинаково реагируют на грунте, льду и гравии, нереалистично быстро сбрасывают скорость и с легкостью входят в крутые повороты. Как итог – управлять автомобилем слишком легко, а его поведение слишком предсказуемо.

Тем не менее, DiRT Rally это лучшее, что случалось с раллийными играми за последние годы. Избавившись от лишней мишуры, игра наполнила серию духом давно забытой Colin McRae Rally. Обширный набор представленных трасс и автомобилей весьма впечатляет, а имеющиеся режимы интересны и не дадут заскучать, а такие понятия, как силовое скольжение и базовые навыки дрифта по гравию, управление газом и избыточной поворачиваемостью все еще не лишены смысла, хотя игра весьма простительна к ошибкам. В целом же вождение захватывает, оно лишь немного проще, чем хотелось бы.

Безусловно, DiRT Rally будет интересен не слишком искушенным игрокам, выросшим на той же серии DiRT и Colin McRae Rally. Фанатам более серьезных симуляторов, например Richard Burns Rally, скорее всего, будет скучновато.

Жанр автосимуляторов переживает нелегкие дни: сейчас реализм в компьютерных играх скорее отпугивает, нежели привлекает игроков. Это раньше игры воспринимались как вызов, а ныне для многих геймеров они не более чем незамысловатое развлечение на пару вечеров.

Однако с таким положением дел мириться согласны далеко не все. К примеру, недавно из «раннего доступа» в Steam вышел новый проект – DiRT Rally, который старательно пытается отойти от аркадности, присущей играм популярной «грязной» серии автогонок. Насколько хорошо у них это получилось, мы и постараемся разобраться в этом обзоре.

Не ищите легких дорог… Да и широких тоже

Если вы фанат серии DiRT и засматриваетесь на новое творение Codemasters, то перед покупкой вам нужно будет сделать две вещи: забыть все то, чему вас учили разработчики в прошлых играх серии, и обзавестись геймпадом, причем желательно от Xbox 360. В противном случае вы испытаете культурный шок, вывихнете себе пальцы и больше никогда не вернетесь к Rally. Готовы? Точно? Хорошо.

Итак, всего разработчики предлагают три режима игры: Ралли, Hillclimb и Ралли-кросс. Разберем каждый из них по порядку.

В самом начале после создания профиля игра предлагает геймеру настроить под себя управление автомобилем. Изменить можно многие характеристики: начиная от коробки передач и заканчивая АБС.

Первое, что бросается в глаза в режиме «Ралли» – трассы «удлинились», а сами дороги значительно сузились. Так что игра больше не простит ошибки, и стоит только немного отклониться от заданного курса, как вы тут же улетите в глубокий овраг (или сугроб) и потеряете драгоценное время.

Машины после особо сильных столкновений мнутся подобно консервным банкам.

Даже в начале при загрузке уровня внутриигровая подсказка упорно твердит: «Не срезай. Нет, серьезно, не срезай», и после того, как при одном неосторожном движении рулем автомобиль с грохотом улетит в кювет, а на таймере «накапают» дополнительные секунды, этой раллийной мудрости начинаешь невольно верить.

Водить автомобиль на манер героя Вина Дизеля из фильма «Форсаж», конечно, можно, но очень недолго… Где-то секунды две-три.

Причем держать себя в руках и быть осторожным нужно постоянно: трассы в Rally стали длиннее и на прохождение некоторых из них порой уходит по десять минут реального времени, так что бездумно давить на правый триггер геймпада педаль газа не рекомендуется. Если вы, конечно, не пытаетесь отыгрывать японского камикадзе времен Второй мировой войны.

Ну а для того, чтобы ненароком не случилось конфуза, рекомендую прислушиваться к инструкциям сидящего рядом штурмана, который на русском языке, увы, не говорит. По крайней мере, пока.

Аварии в DiRT делятся на два типа: несерьезные и очень серьезные. Все отличие заключается в том, что после первой авто можно восстановить и ехать на нем дальше, во втором же случае гонку придется заканчивать и топать в главное меню. И постоянно рассчитывать на спасительную кнопку восстановления не стоит.

Кстати, об авариях – в игре ваше авто между этапами само по себе волшебным образом ремонтироваться не будет, и прежде чем начать блистательную карьеру раллийного пилота, неплохо было бы нанять инженера. Работать просто так за еду механики, естественно, не согласятся, так что готовьте деньги, причем сумма прямо зависит от их квалификации.

За режимом «Ралли» можно провести очень много времени, пытаясь пройти каждую трассу идеально красиво и без потерь. Но рано или поздно даже он приедается и нарезать круги по трассе в гордом одиночестве на одной из тридцати девяти машин надоедает.

И тут как нельзя кстати приходится режим «Ралли-кросса», в котором за первое место с вами будут бороться еще три соперника, причем бороться в буквальном смысле слова: контактный бой в этом виде спорта не запрещен.

Пожалуй, этот режим мог бы понравиться всем без исключения, если бы не одно «но»: правила вождения остаются все теми же и нужно очень точно чувствовать массу и габариты автомобиля, чтобы на повороте его не занесло, и он не улетел в кювет. Ведь тут для победы дорога каждая секунда и даже здешний искусственный интеллект это отлично понимает.

Интерфейс DiRT Rally практически полностью достался по наследству от ее предшественника, и единственное отличие, которое можно заметить: индикатор времени переместился из левого угла в правый.

И все-таки, несмотря на весь драйв этого режима, его надолго не хватит – контента маловато. Судите сами: три трассы и шесть «заряженных» машин просто не способны надолго удержать игрока у монитора.

Гоночные треки отличаются не только видом, но и погодными условиями. На этой, например, идет дождь, так что вероятность того, что авто уйдет в неуправляемый занос, увеличивается в разы.

И тут на помощь приходит следующий режим под лаконичным названием Hillclimb (или, как еще называют эти соревнования в США, «гонка в облаках»), в котором надо взобраться на холм Pikes Peek быстрее соперников.

Правда, как и в режиме «Ралли», это придется делать в полном одиночестве, но на то есть свои причины – дорога, ведущая в «небеса», слишком узкая и страшно представить, какая толкучка бы творилась, запусти туда разработчики еще пару-тройку автомобилей. Хотя, наверное, это было бы чертовски весело, но тут возникает проблема: в названии игры нет слова Carmageddon .

А еще Hillclimb, как бы странно ни звучало, самый красивый из всех представленных режимов. Трассы в нем очень классно прорисованы, а когда авто случайно улетает куда-то далеко вниз, то, натурально, захватывает дух.

С точки зрения технического исполнения игра не впечатляет вообще. Да она прекрасно оптимизирована и «летает» похлеще гоночного болида на ультра-настройках даже на весьма средней по сегодняшним меркам конфигурации, но после относительно недавней Project CARS графика DiRT Rally сколь-нибудь впечатлить уже не в состоянии.

И все-таки надо отдать должное разработчикам из Codemasters, системные требования тут соответствующие: Intel Core i5-4670k, 8 Гбайт оперативной памяти и видеокарты уровня GeForce GTX 760 или выше вполне хватит, чтобы «гонять» на ультра-настройках в 60 FPS.

Нельзя сказать, что трассы в DiRT Rally идеально прорисованы, но всех визуальных изъянов просто не замечаешь, когда летишь вперед и стараешься не вылететь за пределы дороги. Как и не замечаешь, и то, как плохо прорисованы зрители.

Заключение

На первый взгляд все замечательно – серия DiRT свернула на тропу реалистичности, а новый проект заслуживает право называться настоящим автосимулятором. Но нагнать мелькающий вдалеке и вышедший весной этого года Project CARS у него навряд ли получится: весовая категория и масштаб не тот. Ведь в игре Slightly Mad Studios без всяких DLC насчитывалось семьдесят машин и более тридцати пяти гоночных трасс. Это помимо реалистичной графики, которая до сих пор способна впечатлить.

С другой стороны, в DiRT Rally основной упор сделан именно на режим «Ралли» (не зря же его прямо в заголовок вынесли?), который в Project CARS так и не был реализован. Так что своя аудитория у творения Codemasters определенно найдется. А там, глядишь, и дополнения с новым контентом подоспеют.

Вердикт: DiRT Rally – первый более-менее реалистичный ралли-симулятор за очень долгое время. Поэтому если имя Колина Макрея для вас не пустой звук, и вы с теплотой вспоминаете Colin McRae Rally 2.0, то добро пожаловать.

Оценка: 7.5 («Хорошо»).

Руслан Губайдуллин

  • DiRT Rally: тестирование производительности
    Сводное тестирование восемнадцати видеокарт и сорока пяти процессоров в паре разрешений и двух режимах работы.

  • Обсуждение игры на конференции сайт.

По бездорожью. Проект разрабатываемый студией Codemasters Racing Studio. Alpha версия стала доступна для покупки в магазине Steam 7 декабря 2015 года и с того дня с периодичностью в 1-2 недели Codemasters выпускают вносящие правки патчи (обновления), цена ни много ни мало (как для альфы) составляет 29,99$.

По словам разработчиков ранний доступ был введён для того что бы все желающие могли опробовать игру, а по их отзывам будет добавлен или изменён внутренний контент. Проект является эксклюзивом для ПК на платформе Windows (мультиплатформенность пока не рассматривается).

Общая информация

Дирт Ралли позволит ощутить себя в роли пилота раллийного автомобиля и испытать свои навыки на тридцати четырех различных трассах разбросанных по всему миру (Уэльс, Монте-Карло, Монако). Динамические погодные условия и крутые повороты не дадут расслабиться в заезде, ведь тщательно (в прямом смысле до мелочей) проработанная система повреждений (кузова, двигателя, подвески, бывают случаи что отваливаются колеса) и ограниченное время для ремонтных работ будут отнимать драгоценные секунды за которые «пальму» первенства могут отобрать более аккуратные гонщики.

Игра Dirt Rally имеет в своем распоряжении семнадцать гоночных автомобилей не без известных компаний производителей (Subaru, BMW, Toyota, Hyundai), а возможность глубокой кастомизации, найма разнообразных техников и механиков позволят сделать заводскую модель уникальной.

В будущем планируется развитие экономической составляющей (по всей видимости в сторону осложнения) сейчас с тремя имеющимися чемпионатами заработать денег для покупки машины хотя бы 2010 года и её улучшения придётся не мало постараться (в оплату включается не только место в рейтинге, но и посещаемость вашего заезда, качество пилотажа и многое другое).

Системные требования Dirt Rally 2015

Минимальные

  • Процессор — AMD Athlon x2 Dual Core / Intel Core 2 Duo Processor @ 2.4Ghz
  • Видеокарта — AMD HD5450 or Nvidia GT430 / Intel HD4000 с 1GB памяти
  • Оперативная память — 4 Gb
  • Свободное место — 35 Gb
  • Операционная система — Windows Vista/7/8
  • Процессор — AMD FX-8150 / Intel Core i5 4670K
  • Видеокарта — AMD R9 290 / Nvidia GTX780
  • Оперативная память — 8 Gb
  • Свободное место — 35 Gb

Нужно отдать должное разработчикам из Codemasters Racing Studio графический движок EGO версии 3.1 продолжает держать планку визуализации на высоком уровне без повышения требований к персональному компьютеру. Наиболее оптимальная конфигурация выглядит так:

Часто задаваемые вопросы

Мы подготовили для Вас список с наиболее часто задаваемыми вопросами и ответы на них:

В: как поменять язык в Dirt Rally?

О: Все языковые настройки меняются в главном меню в разделе Options, там необходимо выбрать какой вам нужен (Полная локализация на английском, французском, итальянском. Русский язык должен быть добавлен в ближайших патчах).

В: как настроить управление в Dirt Rally?

О: Настройку управления та же проходят через главное меню, помимо клавиатуры присутствует поддержка геймпада и руля (включается опционально)

В: можно ли играть с другом? О: Да, в проекте присутствует многопользовательский режим соревнований и чемпионатов.

В: Наблюдается падение FPS, что делать? О: Необходимо отключить динамическое освещение.

Трейлер

Геймплей

Правый четыре через трамплин. Длинный левый два. Очень длинный правый два, держись левее. Сужение. Левый два с прыжком. Правый три. Длинный правый закрытый четыре. Левый шесть через ворота. Узкая шпилька. Сто пятьдесят. Финиш!

После очередного заезда в встаешь, чтобы передохнуть: перед глазами все плывет, на сетчатке отпечаток убегающей вдаль дороги через лес, суставы ломит, со лба капает пот, а в голове все еще звенят команды штурмана. И мысль: «Такого реалистичного ралли, таких сложных, не прощающих ошибок спецучастков не было давно».

Стенограмма гонки

После гламурного фестиваля гонок по бездорожью из прошлых , где постоянно играет задорная музыка, где меню — трехмерный трейлер, по которому мы ходим, выбирая режим игры, где в приоритете гонки на багги и других внедорожных автомобилях, проходящие в живописных местах или организованные как шоу для зрителей, - после всего этого DiRT Rally на контрасте выглядит серьезно и строго. При запуске нас встречает минималистский плиточный интерфейс и мелодичная электронная музыка.

Грязь, снег и пыль под колесами не превращаются в месиво и колеи, а вот с корпусов машин их, наверное, потом приходится долго отмывать.

DiRT Rally не пытается красоваться, да ей это и не нужно, потому что она прекрасна внутри, в соревнованиях. Раз выехав на трассу, как будто переносишься на десять-пятнадцать лет назад - к настоящему жестокому ралли, без лишнего лоска и показухи.

Разработчики из Codemasters, кажется, внезапно развернулись и поехали обратно, вспомнив о чем-то важном. Они вспомнили о Colin McRae Rally и, по их собственному признанию, с самого начала разработки в 2012 году опирались именно на ее концепцию.

В DiRT Rally во главу угла вновь поставлены спецучастки, маршруты по пересеченной местности, поделенные на сектора, которые нужно проходить предельно быстро. Трассы здесь узкие и опасные - не широченные полосы, как в предыдущих DiRT .

И все они основаны на настоящих раллийных треках: финский этап с его знаменитыми слепыми поворотами и затяжными прыжками, скоростной немецкий по асфальту, этап в горах Греции, со множеством шпилек и устрашающих обрывов, скользкая гололедица в Монте-Карло, снежная Швеция и лесная дорога Уэльса, где под колесами гравий мешается с грязью, а деревья буквально щекочут корпус машины.

Повторыне хуже телевизионной трансляции отражают напряженную погоню за лучшим временем. Особенно эффектно она выглядит, когда включается подвижная камера с вертолета.

Каждый участок неизменно становится испытанием на скорость и реакцию, их необходимо изучать, проходить, поглощать колесами раз за разом, пока они намертво не запечатлеются в памяти. Потому что ошибки тут не прощают. На первых порах сходы с трассы и разбитая машина неизбежны, и - никакой перемотки времени! - рестарт, рестарт, рестарт. Если в прошлых частях можно было выехать на трассу и освоить ее на лету, то в DiRT Rally никак не обойтись без предварительной подготовки в тренировочном заезде Shakedown.

На трассе, оставшись наедине с машиной и серией прямых и виражей, приходится полагаться только на свои навыки. А еще слушать штурмана - в ралли его еще называют вторым водителем, - единственного человека, который поможет разобраться в стенограмме гонки. Ведь даже назубок зная маршрут, сложно постоянно держать в голове цепочку из поворотов, особенно на участке длиной в пятнадцать километров. Вот почему подсказки штурмана на тему сложности следующего виража особенно ценны.

Где-то там внизу начинается «гонка в облаках».

Далеко не все в DiRT Rally крутится вокруг спецучастков. «Восхождение на гору» по шоссе Пайкс-Пик кажется легкой прогулкой по широкой дороге, неизменно идущей под уклоном до самой финишной черты на высоте в 4301 метр над уровнем моря. Так называемая «гонка в облаках» просто захватывает дух! Однако штурман в ней не участвует, и приходится опираться на свое знание трассы: никто не предупредит, что через двести метров асфальт сменяется грунтом и нужно выбрать другую тактику.

Пайкс-Пик в DiRT Rally и на Google Maps.

Ралли-кросс все же не смогли обойти стороной, но он представлен в несколько ином виде, нежели в последних частях серии. И хотя разница только в построении трасс, в таком исполнении кольцевые гонки с соперниками не кажутся лишними в игре про спецучастки.

Более того, Codemasters решила главную проблему прошлых DiRT - толкотню в поворотах, - для чего пришлось немного изменить правила. Точнее, взять их из чемпионата FIA World RX, где трассы и условия гонки таковы, что по ходу состязания каждый участник должен хоть раз проехать джокер, своего рода дополнительную петлю на треке.

Как и в настоящем ралли-кроссе, джокер успешно растягивает ряды гонщиков и в большинстве случаев спасает от толкотни. И хотя компьютерные соперники, как правило, ездят по идеальной траектории, редко подрезают и почти не проявляют характер, как в , заезды получаются не менее напряженными, чем прохождение спецучастков, а на высокой сложности и вовсе приходится бороться за каждую позицию. Всё под стать самой дисциплине, в которой мощные хетчбэки носятся как угорелые, разметывая грязь и пыль, - то есть обеспечивая настоящее зрелище.

Ралли-кросс - это всегда зрелищные и напряженные заезды.

В сетевых соревнованиях Codemasters не показала ничего особенного. Главное, что онлайн стабильно работает и быстро находит соперников, позволяя выехать против людей, «пободаться» с ними и прочувствовать борьбу корпус в корпус. Как и ралли-кросс, это скорее приятное дополнение к основному раллийному пиршеству.

Зато асинхронный мультиплеер бросает вызов постоянно. Каждый день, неделю и месяц там появляются новые испытания класса «пройти спецучасток или серию на определенной машине». Они мало отличаются от обычных заездов на время, разве только ваш результат сравнивается не с тем, что наездили боты, а с выступлениями других игроков.

А еще можно пойти наперекор всему и создать собственную лигу в любой из дисциплин, сделать ее публичной или ограничить состав участников друзьями и самому управлять гоночным сезоном, выбирая новые испытания.

Технические детали

В отношении DiRT Rally нужно четко понимать следующее: игра заточена в первую очередь под руль. В последние годы игроки много жаловались на плохую поддержку гоночных контроллеров в играх Codemasters.

Так же было и на стадии раннего доступа к этой игре, но разработчики оперативно пошли игрокам навстречу, и сейчас DiRT Rally поддерживает рули всех основных производителей. А обратную отдачу сбалансировали так, что она больше не страдает от «эффекта гидроусилителя» и излишней чувствительности.

С другими устройствами водить намного сложнее. Конечно, можно подключить геймпад или по старинке мучить клавиатуру, но наклона стиков и тем более нажатия «вкл./выкл.» на стрелочках не хватает, чтобы как следует почувствовать автомобиль в повороте.

Проходить подобные повороты эффективнее всего в управляемом заносе.

Модель поведения машины в игре, физика покрытия и прочие технические детали для DiRT Rally переписывались с нуля. Разработчики начали с простого переноса механик из , но быстро поняли: что-то здесь неладно. Они следовали принципу «на средних скоростях раллийный автомобиль может водить кто угодно - вот на высоких это уже испытание».

Именно так машины и управляются. У каждой из них свой характер, а повышение мощностей не обязательно означает занос на дороге. Лишь культовая Lancia Stratos и другие заднеприводные машины ходят из стороны в сторону, приучая плавнее работать с педалью газа. Да и в целом скольжение здесь - не беда, а инструмент. Иногда в крутые повороты так заходить быстрее, а некоторые шпильки без ручника и вовсе не осилить.

Звучат машины очень натурально, но про рокот их движков часто забываешь, вслушиваясь в команды штурмана.

DiRT Rally отражает суть ралли как самой зрелищной и динамичной дисциплины автоспорта лучше, чем официальная WRC от итальянских разработчиков Milestone. Кого-то может огорчить невозможность примерить шлем любимого Себастьена Ожье и других раллийцев. Но от отсутствия отягощающих разработку лицензий DiRT Rally только выиграла. В первую очередь - с точки зрения геймплея.

Как и положено в этом виде автоспорта, нужно приспосабливаться под каждое покрытие трассы. И тут уж никакой фотореалистичный дождь с грозой из или аквапланирование из даже в сравнение не идут со всеми ситуациями, возможными в DiRT Rally .

Сухой грубый гравий, вязкий гравий с грязью, пыльный грунт, цепкий асфальт, гололедица - с каждой поверхностью автомобили контактируют по-своему. Выезжая в ливень, осторожничаешь, в мокрый снег ко всему прочему добавляется туман, и начинает не хватать видимости. Что уж говорить о ночи, когда в непроглядной темноте, пропустив крутой поворот, улетаешь с обрыва...

Поломанную машину нужно чинить. Если она перестает заводиться в гонке, это можно сделать моментально, получив солидный штраф ко времени. В серии соревнований на ремонт мелких поломок между заездами накладывается лимит в условные тридцать минут или час, за которые не особенно-то много отладишь.

Процесс можно ускорить, наняв квалифицированных механиков. Это ускоряет и получение модификаций для автомобиля, открывающихся автоматически - достаточно проехать определенное количество километров, - а вот повышение той же мощности дает не такое значительное, чтобы этим озабочиваться.

Хотя остаться без покрышки или колеса тоже неприятно.

В условиях непрекращающихся испытаний, которые устраивает вам игра, большое значение приобретает настройка машины перед гонкой. Со временем понимаешь, как важно правильно менять баланс веса на грунте или гравии, насколько эффективна жесткая подвеска на асфальте. Главный вывод, к которому подводит игра, - настройками пренебрегать не следует, ведь правильно откалиброванная машина может отвоевать несколько лишних секунд.

Когда же видишь все именитые автомобили, начиная с эпохи шестидесятых и кончая современностью, то просто глаз радуется. Они поделены на классы, среди которых R4, F2, Group B, автомобили для «восхождения на гору» и ралли-кросса. Представлены чемпионские Subaru Impreza Колина Макрэя и Ричарда Бернса, Citroen C4 Себастьена Леба, все знаковые Lancia, старенький Ford Escort Mk.II, полноприводная Audi Quattro S1 и другие. Кажется, все любимые автомобили собрались, нам на радость, в одном месте. Не хватает разве что засветившейся в DiRT 3 Alpine-Renault A110, но это уже мелочи.

Лицо перемен

Пол Коулмен - геймдизайнер, штурман в настоящих гонках и в DiRT Rally.

Эксперимента ради DiRT Rally выпустили в раннем доступе полгода назад. Тогда Codemasters переживала не лучшие времена. Увольнения, смена руководителя, финансовые проблемы - новости об этом появлялись чаще, чем сведения о новых играх англичан. Всего один неверный шаг мог обернуться крахом, поэтому они решили сперва прощупать почву - и не прогадали. Уже тогда после завершения очередного заезда закрадывалась мысль, что к проекту приложил руку профессиональный гонщик уровня Колина Макрэя.

И она оказалась недалека от истины. Не кто иной, как главный дизайнер проекта, регулярно участвует в ралли в качестве штурмана. Его же голос ведет нас по маршрутам в DiRT Rally . Зовут его Пол Коулмен. В Codemasters он с начала двухтысячных и в разработке тоже участвовал.

Чуть позже, став штурманом, Коулмен, по его словам, по-новому взглянул на многие элементы гонок, которые не получалось должным образом реализовать в играх. С тех пор он загорелся идеей сделать самый реалистичный раллийный симулятор. Коулмен уверен, что сейчас время симуляторов, время перемен.

Эксперимент определенно удался, и мы полагаем, что о Поле Коулмене услышим еще не раз.

Та самая Subaru Impreza Колина Макрэя. На похожей выступает Пол Коулмен.

Хардкор

Проблема DiRT Rally кроется в ее неимоверной сложности. Еще на стадии раннего доступа игроки прозвали ее « от мира гонок».

Надо сказать, есть за что. Карьера здесь строится так: мы участвуем в нескольких соревнованиях и, набрав достаточное количество очков по итогам, переходим на следующую стадию. Но если поначалу мы сами не можем удержаться на узких маршрутах и финишируем с минутным отставанием, то по мере роста сложности приходит осознание того, что здесь мало чисто проходить участки - нужно проходить их быстро, очень быстро. А на то, чтобы этому научиться, может уйти добрый десяток часов.

Великолепие Dirt Rally можно было оценить еще в апреле. И уже тогда, в раннем доступе, раллийный симулятор показал себя с правильной стороны. Добавлялись новые трассы, игровые режимы и машины разных эпох. Адептов, ну или, в нашем случае, пилотов, не приходилось силой заставлять испытывать изменения. Все было как само собой разумеющееся и вписывалось в общую картину. С каждым обновлением огонек интереса к игре вспыхивал с новой силой.

В Dirt большой выбор легендарных и знаменитых раллийных автомобилей, но общее их число не такое внушительное. Уже присутствуют поколения шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых годов и современные машины. Постепенно их количество увеличат. Экспертам и поклонникам автомобильного мира приятно сесть за руль и почувствовать, как управляется тот или иной экземпляр. Степень проработки каждого поражает, например скопированы такие мелочи, как оригинальные материалы салона и даже правильное подергивание и скорость отклика стрелок приборов.

Дизайн трасс пытается нас обмануть. Не знаешь, что ждет за очередной возвышенностью: поворот или аккуратно лежащий камень. По дороге видны следы предыдущих гонщиков, и можно следовать уже проверенной кем-то траектории, но доверять ей было бы глупо. Она может лежать не по самой эффективной траектории маневра или завести на очередной развилке в тупик, что приведет к потери времени.

Срезать углы игра не позволяет. Игрока вернут обратно на трассу и добавят пенальти в десяток секунд. Но кое-где можно улучшить время, воспользовавшись обочиной или удачно использовав очередной трамплин.

По закону подлости или местного дизайнера уровней, коварные участки располагаются в конце этапов. Таймер показывает, что вы лидируете, не сбавляете темпа и… последний поворот оказался немного круче всех предыдущих, в результате ошибка, которая сместит ниже желанной, первой, строчки в результатах чемпионата.

Присутствует разная цена ошибки пилотирования: можно сорваться в горный обрыв или влететь в склад бревен, или медленно соскользнуть на газон. Машина от таких издевательств, естественно, теряет свои свойства, может начать тянуть немного в сторону, что усложнит задачу уже просто добраться до финиша, а не победить. После каждого этапа чемпионата дают ограниченное время на ремонт, в котором помогают нанятые инженеры.

Чем больше инженеров, тем больше неисправностей успеваешь отремонтировать между этапами. С полным набором команды времени достаточно, чтобы полностью устранить последствия ошибок среднестатистического гонщика.

Визуальные эффекты крутые, отмечается проработка мелочей, но иногда видна нехватка технологичности. Можно заметить лесную живность, перебегающую дорогу. От колес валят брызги грязи вместе с подлетевшими камнями, а из выхлопной трубы вспыхивает пламя. Красоту погодных эффектов замечаешь при просмотре реплеев.

Физика поведения автомобиля в Dirt на первый взгляд приближается к идеалу, но не все так гладко. Разница между разными машинами и, что важнее, приводами, чувствуется. Полный уверенно держит дорогу, перегазовки в поворотах на заднем приводят к боковому скольжению. И к правильному ощущению от скольжения.

Главные придирки к модели движения в поворотах. Не получается использовать добавочное сцепление с дорогой от эффекта прижимания автомобиля в момент торможения. Поворот без газа и тормоза проходится по излишне увеличенной дуге. Где тут потерян баланс и для чего это сделано неизвестно, но чувствуется это отвратительно, когда на минимальной скорости машина превращается в телегу. Но стоит вернуться к активным поворотам, как игра вновь начинает радовать неописуемым удовольствием.

По мере прохождения улучшаешь свои результаты благодаря не только возросшему навыку, но и системе апгрейдов. Чем больше наездить километров на определенной машине, тем больше данных получат инженеры, как её улучшить. Естественно, побеждать и зарабатывать очки проще на усовершенствованных машинах.

Dirt Rally – хороший учитель, который в темпе объясняет нам правила пилотирования: когда тормозить, по какой траектории идти и когда надавить на газ.

Быстрое прохождение элементов не обязательно приводит к выигрышу в скорости на всей дистанции. Превышение оптимальной скорости вхождения в поворот даже на чуть-чуть приводит к отдалению точки возможного начала разгона. Тут важно не только войти в правильной точке, но и развернуть машину на разгон как можно быстрее. Частое прокатывание, сброс газа раньше торможения, приводит к тому, что вы не сможете финишировать в первой тройке.

Я не зря выше назвал Dirt учителем. Невозможно постоянно тренироваться за рулем реального автомобиля. Утомляешься быстрее, чем сидя перед экраном монитора. Порой можно нарезать круг за кругом и лучшее время не будет сокращаться, а может и вовсе ухудшиться. Придя отдохнувшим на следующий день можно сразу получить прибавку в несколько процентов к результатам: мозг переварил вчерашнюю тренировку и уровень вождения вырос.

Игра с близкими к рулевому управлению контроллерами оказывает лучший эффект, но недостаточный, чтобы отказаться от реальной практики. Есть некоторые замечания к несоответствию углов поворота и комплектации.

У новичков в автогонках первой ошибкой частенько проскакивает невозможность вовремя отпустить ручник или вообще забывают про него до полной остановки в повороте. Сейчас выпускают модели контроллеров с рулём, тремя педалями и ручкой коробки передач, но ручник в комплект не включил еще ни один производитель. Чем полнее комплект, тем полнее можно наработать моторику на подсознательном уровне.

Статьи по теме: