Обзор игры Operation Flashpoint: Red River

На новую Operation Flashpoint возлагали большие надежды, так как последняя часть получилась не ахти, и разработчики обещали исправить все недочёты и ошибки в следующей игре. Но давайте на минутку задумаемся о самой первой части, где всё было практически идеально. Неужели нельзя было просто перенести игру на новый графический движок, а всё остальное оставить нетронутым. Как оказалось - нельзя...

Начнём мы, пожалуй, с разбора сюжета. Бравая американская армия после "триумфального" захвата Ирака решила напасть на ни в чём неповинный Таджикистан, так как по их сведениям у них тоже началась разработка ядерного оружия (но мы то знаем, что дело тут явно не в ядерных боеголовках, а в нефти). Сражаться нам придётся с озлобленным населением страны, ну и немного с военными силами Таджикистана. Вроде бы ничего необычного - сюжет как сюжет, но к нашему большому удивлению к конфликту присоединяется третья сторона - Китай. Не совсем понятно, что они тут забыли, видно решили первыми свернуть разработку оружия массового уничтожения (но мы, то знаем, что они тут тоже из-за нефти). Выходит, воевать мы будем ещё и против армии Китайской Народной Республики.

Перед началом каждой миссии в прошлых частях серии, нам обычно подавалась краткая информация о задании. Теперь же брифинги скрыты от глаз простых смертных, и чтобы найти их нужно немало времени покопаться в игровом меню. Зато помимо брифингов, вы там найдёте карту, всевозможные тактические приёмы и прочие функции военного симулятора. Но если вы новичок в этом жанре, то можете пропускать всю эту "ерунду" и смело нажимать на старт.

В Dragon Rising игроку предоставлялся целый остров размером 400 квадратных километров и полная свобода действий. Вам попросту давали кучу заданий, а как их выполнить вы уже решали сами. Здесь же вашу свободу сильно ограничивают. Нельзя зайти в тыл противника и ударить сзади или найти брошенный танк и прорвать их линию оборону с помощью него. Максимум на что вы способны в тактическом плане - это обойти врага с флангов. Но убрав свободу действий и огромные пространства, разработчики смогли в разы увеличить количество wow-эффектов: повсюду гремят взрывы, над головой пролетают вертолёты, десятки солдат сражаются между собой, пытаясь захватить близлежащий городок. До уровня Call of Duty конечно не дотягивает, но тоже весьма неплохо. Если же вам вся эта линейность не по душе, то вам лучше поиграть в одиночные миссии, где вы сможете сами планировать свои действия, как в прошлых частях игры.

Разработчики из Codemaster так же поменяли боевую систему игры, которая ещё больше усугубляет общее впечатление от Red River. Она стала более упрощённой и очень похожей на недавнюю Black Ops, т.е. по мере прохождения игры нами будут открываться разнообразные усовершенствования к оружию, а также способности персонажа (например, бесшумная ходьба). Прямо во время боя у вас может появиться новый прицел или глушитель, а мы ведь в военный симулятор играем, помните? Остальные тактические элементы (управление отрядом, система ранений и т.п.) полностью перекачивали из Dragon Rising.

Странным решением было убрать мультиплеер из игры, ведь он в прошлой части не был настолько убогим как одиночная кампания и хоть как-то давал получить удовольствие от игры. Могли бы просто перенести его из Dragon Rising или даже привить к нему некоторые элементы Call of Duty. Зато добавили возможность совместного прохождения игры. В нём можно выбрать один из четырёх классов на выбор: медик, снайпер, штурмовик и пулемётчик. Каждый из них отличается своим набором снаряжения и тактикой боя. Потеря одного из них может привести к провалу миссии, так что играть приходится очень осторожно и заранее обдумывать план действий. К сожалению, в кооператив Red River можно поиграть только через нестабильный Games for Windows Live.

Графический движок игры слегка изменился со времен Dragon Rising: в него добавили пару современных фишек и улучшили освещение. Однако до Battlefield 3 или Crysis 2 ему ещё очень далеко. К тому же в Red River нами была замещена частая просадка FPS даже на мощных машинках. А могли ведь подождать ещё полгода и сделать игру на модифицированном движке EGO 2 , который используется в DiRT 3.

Много чего хочется сказать разработчикам из Codemaster, причём не особо приятных слов, но не будем. Понадеемся на то, что кто-нибудь всё-таки сможет возродить эту замечательную серию из пепла. А пока, любителям военных симуляторов лучше следить за разработкой третьей Armed Assault.

Серия Operation Flashpoint с самого рождения не была дружелюбной к своим покупателям. Выпущенная в 2001 году чешской студией Bohemia Interactive игра тогда задумывалась как военный симулятор. Когда же разработчики разругались с издателем, то остались ни с чем.

Codemasters посчитала, что оригинальные игры были перенасыщены реализмом: умереть можно было от любой шальной пули, случайно попавшей в тело, а сохраняться разрешалось только один раз за миссию. Так, спустя восемь лет после оригинала, появилась . Новые обладатели серии под лживой ширмой реализма скрывали аркаду. Игру сделали на движке, доставшемся от , из-за постоянных чекпоинтов пользователь мог не переживать за здоровье подопечного персонажа и пройденные им километры, а выстрелы противников уже не так сильно мешали прохождению. Сегодня мечтает понравиться всем: любителям и оригинальной игры от Bohemia , совмещая в себе простоту и какой-никакой реализм.

События «Красной Реки» , в отличие от предыдущих частей, происходят в реальном Таджикистане, где в 2013 году вспыхнула гражданская война. Разумеется, Америка не могла остаться в стороне конфликта и выслала большую армию миротворцев, дабы погасить его. Позже на военную арену выйдут солдаты КНР, которые тоже решили ввязаться в войну. Да и какая разница? Стрелять все равно придется в любого, кто попадется на пути. Играть предстоит за одного из четырех рейнджеров США. Красивой истории за плечами у персонажа нет. Гранатометчик, солдат, разведчик и снайпер – один класс на выбор, единственное, что представляет собой герой.

В зависимости от личных приоритетов пользователь решает, какой класс для него предпочтительней. Так, например, снайпер метко стреляет на дальние расстояния, но очень уязвим. Разведчик, напротив, проклятие любого снайпера. Пулеметчик силен, но не мобилен, а солдат просто усреднен по всем характеристикам. У каждого класса есть своя система прокачки. Здесь все вполне обычно: зарабатываем очки опыта, улучшаем экипировку, обмундирование и характеристики своего персонажа. Более крутая защита, усиленный взрыв гранаты, быстрая перезарядка. За несколько дней в Таджикистане и не такому научишься.

И правильно, лидер небольшой группы должен многое уметь. Система раздачи приказов претерпела небольшие изменения и теперь, кажется, стала немного удобнее. Способность руководить подопечными может действительно пригодиться. Команд много: «атаковать цель», «подавляющий огонь», «стоять на месте», «следовать за мной» и еще десяток других. Впрочем, Red River достаточно простая игра, чтобы справиться с угрозой самостоятельно.

Спасти рядового

Самые пустяковые ранения «лечатся» отсидкой в укрытиях. Кровавая пелена исчезнет с глаз, а отдышка молниеносно пропадет. С серьезными попаданиями сложнее. Для избавления от них нужно достать бесконечную аптечку. При этом анимации от ее применения никакой, складывается впечатление, что герой исцеляется, просто посмотрев на спасательный мешок. Иной раз приходится возиться с ранеными союзниками. Когда те принимают в грудь несколько пуль, то медленно умирают – нужно спасать. Делать это не обязательно – напарники все равно возродятся на ближайшем чекпоинте, но если идти далеко, лучше подстраховаться.

Спасать же упавшего игрока дружественные солдаты не торопятся. То ли из-за нелюбви к персонажу, то ли из-за собственного слабоумия, в они не замечают, как тот корчится в муках. В таком случае нужно срочно отдать команду «вылечите меня». Правда, зачастую этот подход грозит смертью всего отряда, ведь напарники тут же забывают про врагов. Бедняги вообще не блещут интеллектом - упорно идут в стену, застревают где-нибудь в зарослях, а на открытой местности умудряются топтаться на месте. Так что не стоит удивляться, если на время потеряли их. Неприятели также бездействуют под общее настроение и практически всегда стоят на одном месте. Разумеется, на войне нет места для веселья, но то, что происходит в Red River , больше похоже на рутину.

Ведь даже передвижения по карте строго ограничены сценарными рамками. Продвигаться вперед нужно следуя строго заданным меткам и не отлучаться далеко. Пропустив такой маячок, игрок через несколько метров рискует вернуться назад, ведь иначе ничего не будет работать. Кроме пеших перебежек пару раз придется покрутить баранку хаммера. Ничего интересного - маршрут так же ограничен, а физика бездарна. Одно развлечение - влететь во вражеский лагерь под аккомпанирующий звук пулемета. К слову, дизайнеры заботливо разложили «стволы» перед каждым чекпоинтом, поэтому жалеть боезапас бессмысленно. Жаль только, что выбор оружия небольшой - на каждый класс приходится всего по два вида. Зато у некоторых есть альтернативный режим стрельбы, вроде гранатомета. Хочется разнообразия - подберите автомат возле мертвого китайского солдата, а через пару выстрелов его заклинит - вот, где настоящая сложность.

Мир в огне

Технически игра тоже не прекрасна, хорошей графикой пришлось пожертвовать в угоду огромных территорий. Красивая картинка на заднем плане вызывает лишь сожаление, когда подходишь к живописному пейзажу ближе. Угловатые модели с растянутыми текстурами, спрайтовая трава, непроходимые кусты, исчезающие трупы, отсутствие какой-либо разрушаемости – здесь точно не мешало бы прибавить реализма. При выстрелах мелькают красные и зеленые трассера для того, чтобы игрок знал, кто и откуда стреляет. Красные – выстрелил друг. Зеленые – враг. Осматривая ближайшие дома, не удивляйтесь отсутствию жизни и предметов интерьера – в хижинах нет даже туалета. Похоже на дискриминацию. Вообще, в нет мирных жителей. Четыре американских солдата против целой армии КНР, и иллюзия войны на заднем фоне. Вот они - миротворческие действия.

Реализм только в звуках - непосредственно в процессе музыки нет, а играет она только из колонок вертолетов и автомобилей, на которых транспортируют отряды. Сам звук, меж тем, не больше, чем нормален. Хорошие выстрелы и приятные взрывы соседствуют с раздражающими и однообразными откликами напарников. Зато сержант Нокс - единственная личность в Red River - символизирует главный стереотип американской армии, где слово fuck произносится чаще, чем стреляют пули.

Второй раз Codemasters портит хорошее имя никудышной реализацией. не самая плохая игра, но мимо нее лучше пройти. А если хочется настоящей войны - поставьте или оригинальную , они куда лучше подходят для этого.

Графика: 3.4
Звук и музыка: 3.0
Геймплей: 3.4
Мультиплеер: 3.8

“Еще один прекрасный день в морской пехоте! Нам не о чем беспокоиться. Мы придем и надерем всем задницы! Мы крутые! Мы морпехи!” – подбадривал гений мотивации сержант Эйпон своих подопечных перед высадкой на LV-426 в культовом фильме “Чужие”. К чему эти голливудские ужимки, когда сегодня мы познакомим вас с Operation Flashpoint: Red River, третьей частью некогда насквозь серьезного симулятора армейских будней? Чтобы вы не рухнули с кресла от удивления, заслышав знакомый рык актера Эла Мэттьюза (того самого Эйпона!), скомандовавшего вам выдающуюся фразу: “Это не Пандора. А ты не синехвостый $#@кот!”. Действительно, не Пандора и даже не LV-426, а вполне реальный Таджикистан, погруженный стараниями коллег Тома Клэнси по перу в пучину международного конфликта. Найдется в нем место и китайцам, и талибам, и, конечно же, бравым американским морпехам.


“Не рейгАн, а Рейган!” – продолжает веселить вас игра, рассказывая ход альтернативной мировой истории с момента введения ограниченного контингента войск СССР в Афганистан и до событий 2013 года. А они произойдут на фоне горных пейзажей Таджикистана, где столкнуться на глобальной карте хорошие светло-голубые точки со зловещими красными звездами. Правда, произойдет это не сразу, дав возможность сержанту Уильяму Кирби с товарищами осмотреться на местности и потренироваться на малочисленных группах таджикских сепаратистов. В меру бредовый сюжет вполне сносно объясняет причины нахождения вашего отряда в бывшей советской республике, в которую вот-вот нагрянут регулярные силы из соседней “Поднебесной”. Но вам до большой политики дела нет. Получив очередную порцию нецензурной мотивации от своего командира сержанта Нокса самое время начинать воплощать ее в жизнь.


А сделать это бывает, ох, как непросто! Это в предыдущей Dragon Rising чекпоинты были напиханы на локациях плотнее, чем кильки в банке, что сводило эмоции от смерти из-за шальной пули к легкому раздражению при загрузке ближайшего сейва. В Red River бежать до следующего сохранения придется минут 15, что в теории должно было серьезно усложнить игру. Поначалу все так и происходит. Вот вы любуетесь багровым небом Таджикистана в обрамлении величественных гор, как вдруг – бах! Маленькая черная точка неожиданно выскочила из-за камня в 50 метрах от вас и одним метким выстрелом прервала вашу экскурсию по живописному краю. Гибель от одной пули в Flashpoint по-прежнему возможна (впрочем, далеко не всегда, но об этом позже), а заметить противника на фоне ослепляющего солнца, почему-то всегда светящего вам в глаза, бывает очень непросто. Но прищурившись посильнее, вы вскоре разглядите в ярких солнечных лучах Red River скорее усложненный вариант обычного шутера, чем достоверные армейские будни.


Хотя если выставите легкий уровень сложности, то не увидите и этого. Консольный прицел будет любезно приклеиваться к противникам на расстоянии, облегчая вам поиск тех самых “черных точек”. Но и на более высоких уровнях сложности волшебного вмешательства в игре хватает. Например, бесконечных аптечек, способных исцелять вас и ваших товарищей по отряду без ограничений. Конечно, если вы сочтете нужным исполнять роль полевого медика, ведь на ближайшем чекпоинте однополчане и без вашей помощи воскреснут из мертвых. Ну, а вам в случае ранения нужно только поскорее отползти в кусты, где благодаря магическому квадрату с красным крестом привести свои жизненные силы в исходное состояние. По большому счету перед нами небрежно замаскированная регенерация здоровья, а уж никак не попытка имитации полевой медицины.


Когда же вы подберетесь к своим противникам вплотную, где они уже не выглядят мелкой мошкарой на экране монитора, то совершите для себя еще одно неприятное открытие. То ли остолбенев от вашего внешнего вида, а может в силу каких-то иных причин, противники нередко отказываются в вас стрелять в течение добрых нескольких секунд. Натолкнуться на сепаратистов, в 10 метров от вас мирно разглядывающих пейзаж в Red River можно, если и не на каждом шагу, то все равно непростительно часто. Словом, до прибытия основной противоборствующей силы в лице китайской народной армии щелкать здешних террористов до неприличия просто. Нельзя сказать, что солдаты КНР отличаются большим умом и сообразительностью, но благодаря своему огромному численному превосходству победа над ними вызывает куда больше трудностей. Иногда уровнять “составы” поможет поддержка с воздуха, но использовать это “ниндзюцу” получится далеко не в каждой из десятка миссий игры, так что привыкайте отражать полчища туповатых врагов силами своего отряда.


Но даже подоспевшие китайцы не спасают синглплеер от стремительно накатывающей скуки. Отсутствие вариативности в заданиях, сводящихся к освобождению пути для своего конвоя и зачистке одинаковых деревушек, надоедает очень быстро. Убранство всех помещений в Red River примерно настолько же ужасно, насколько временами красивы здешние пейзажи. Все это даже заставляет вспомнить об играх на стыке веков, когда голые стены да пара ящиков считались нормальной обстановкой для закрытых помещений.

Спасти Operation Flashpoint: Red River от стремительного удаления в корзину способен только кооператив. Во время сопровождения конвоев, спасения экипажа сбитого вертолета или банальной зачистки района всегда найдется место тактическим изыскам с живыми людьми, да и накопленные “перки” наконец-то пригодятся! Тут уже не зазорно исполнять роль полевого медика, если у вас самая высокая скорость врачевания в отряде или штурмовика с бронебойными патронами в обойме.


Operation Flashpoint: Red River застряла где-то посередине между крупнобюджетными шутерами уровня Modern Warfare и имитацией солдатской жизни в единственной пригодной сейчас для этих целей серии ArmA. Сделав прыжок в сторону массового игрока, разработчикам из Codemasters не хватило уровня технического исполнения, чтобы соревноваться на этом поприще с другими проектами. В итоге Red River не долетает до точки приземления и больно бьется головой о землю.


Итоговая оценка: 3 балла из 5.

Вышедшей два года назад, стало то, что разработчики из Codemasters Action Studio всеми силами пытались развернуть избушку сериала к людям передом, при этом не оказавшись к лесу, то есть к фанатам оригинала от Bohemia Interactive , задом. В результате подобная раскоряка предсказуемым образом вышла боком как массовому игроку, который ценит зрелищность, красивую картинку и увлекательный процесс, так и фанатам серии, ожидавшим соответствующий уровень реализма и проработки. Впрочем, вторым, по большому счёту было на проект «Мастеров кода » плевать - они ещё не наигрались в ArmA II .

Посмотрев на весьма неоднозначную реакцию публики на их детище, создатели поняли, что на двух стульях усидеть всё равно не удастся, поэтому при создании сиквела, , они пошли по пути искоренения всех симуляторных элементов, на которые как-то намекал Dragon Rising .

Отберём фанатов у Call of Duty

Первое, чем безумно раздражал предыдущий OFP - отвратительные забеги на средние и длинные дистанции. Весь Dragon Rising состоял из километровых марш-бросков, перемежающихся скучными позиционными перестрелками с глупым, слепым, малочисленным, но невероятно живучим противником. Вкупе с отвратительно расставленными точками сохранения и, скажем так, особенностями местности, это давало весьма удручающий результат.

Operation Flashpoint: Red River от своего предшественника в этом плане отличается кардинальным образом. Бегать придётся не так много, плюс - наконец-то! - большие расстояния игрок чаще всего покрывает на джипе или вертолёте. Врагов на уровнях стало много, а в некоторых эпизодах - устрашающе много, но при этом они не в пример более хилые, чем китайцы с острова Скира - первое же попадание почти всегда выводит неприятеля из строя, давая ему слабую надежду на то, что подбежавший собрат не ляжет рядом с ним. Вражеский же огонь более не страшен (хотя на высшем уровне сложности всё равно надо вести себе крайне внимательно), поскольку способностью лечения теперь обладает и главный герой, и члены его отряда.

Команда молодости нашей

Как и прежде, с протагонистом в команде бегает троица помощников. Разница в том, что теперь каждый из героев имеет установленную специализацию - стрелок, пулемётчик, подрывник и скаут. К слову говоря, никто не мешает вручить всем снайперские винтовки - к огромной радости, в OFP: Red River реализована возможность выбора класса. Правда, смысл такой трюк имеет исключительно в применении к игроку, желающему примерить разные роли.

Кстати, классы подлежат прокачке и настройке - в перерывах между миссиями разрешается выбрать свежее оружие, навесы к нему и перки, вроде тех, что есть в Call of Duty: Black Ops , разве только с более реалистичным уклоном. Жаль лишь одно - искусственный интеллект всегда использует только оружие по умолчанию, потому три друга для совместного прохождения прямо-таки напрашиваются приложением к купленной коробке с игрой.

Плотность

Пожалуй, главное, от чего абсолютно логично избавились Codemasters при создании продолжения Operation Flashpoint: Dragon Rising - стоеросовая серьёзность. Предыдущая часть сериала была чрезмерно пафосная и надутая, как индюк - сухие, поджарые брифинги, наполненные военным сленгом так, что без специализированного словаря не поймёшь, максимально точные формулировки, полное отсутствие даже намёков на шутку.

OFP: Red River же - настоящий цирковой балаган. Между миссиями задания разъясняет какой-то истеричный офицер, который чуть ли не брызжет слюной, рассказывая, что поставлено на карту. К самому отряду приставлен крикливый сержант Нокс, который произносит в среднем пять скабрезных армейских шуточек в минуту, густо сдабривая всё это матерщиной. Сами миссии иногда напоминают скорее больные фантазии сценаристов Infinity Ward - например, в игре есть эпизод получасовой обороны деревни силами буквально дюжины бойцов супротив сотен китайцев на БТР при поддержке авиации - триста спартанцев нервно курят в стороне. Пафос, дикие крики по рации, тонны врагов и скрипты - в комплекте.

Ну и сам сюжет, начинаясь с вполне нормального противостояния США с таджикскими террористами (а ну прекратили смеяться!), заканчивается войной с Китаем. Слава богу, что ещё не выигранной, а то выглядело бы совсем нелепо.

Таджикистан, страна моя

Наконец, разработчики неплохо подтянули картинку. До мировых стандартов всё с тем же самым движком EGO (от гонки Dirt ), конечно, допрыгнуть не удалось, но по сравнению с отвратительными жидкими текстурами и буратинообразными героями оригинала - прогресс налицо.

Особенно радует то, что Codemasters не стали добавлять в игру светофильтр, который делал Dragon Rising практически однотонным. Red River радует практически всеми цветами радуги и весьма неплохими спецэффектами, а так же по-настоящему тёмной ночью - помнится, на острове Скира луна светила так, что необходимость пользоваться ночным видением просто отпадала.

***

Operation Flashpoint: Red River - весьма серьёзная работа над ошибками Dragon Rising . Качественная картинка, отличный кооперативный режим, зрелищный и запоминающийся игровой процесс - очень обидно, если из-за первого промаха её создателей, новый, в высшей степени кропотливый и ответственный труд англичан останется незамеченным.

P.S. В этот раз противники локализованных версий могут праздновать маленькую победу - в России продаётся англоязычная версия, в комплект DVD-издания входит двухсторонний постер и две симпатичных наклейки. Цена, кстати, не кусается.

Мы благодарим компанию "Бука" и лично Вадима Журавлёва за предоставленную версию игры.

Статьи по теме: