Самые крупные сокровища с затонувших кораблей, найденные в XX-XXI вв

Древний механизм, соус из рыбьей крови, кольцо с гигантским изумрудом, скала из серебряных слитков... Что еще таится на дне мирового океана, где за всю историю человечества затонуло около 3 млн кораблей?

Счастливчик Фишер

Король Испании Филипп IV был разгневан: вместе с одним только галеоном Nuestra Señora de Atocha, 6 сентября 1622 года налетевшим на коралловые рифы у побережья Флориды, на дно отправились более 40 т драгоценного груза - золота, серебра, драгоценных камней и оружия.

Такая же участь постигла и другие восемь кораблей, следовавших из испанских колоний Нового Света в метрополию. Всего потерь - около 550 человек и ценностей более чем на 2 млн песо. Срочно снарядили экспедицию для вызволения груза. Казалось бы, этому все благоприятствовало: глубина затопления Atocha составляла всего 16 м, имелся точный ориентир - торчащие на поверхности обломки бизань-мачты. Но пока капитан Гаспар де Варгас с рабами-ныряльщиками добрался до места, шторм сравнял останки судна с океанской гладью. Поиски оказались безуспешны. Через три года попытку повторили, и снова безрезультатно.

Сокровища «Серебряного флота»

Видимо, чтобы поднять историю со дна забвения должен был появиться Мел Фишер - человек, посвятивший жизнь поиску испанского Серебряного флота. Поисковики по документам пытались обозначить хотя бы район поисков. Периодически что-то находили: огромный якорь, горсть золотых монет, оправленные в серебро пистолеты… В 1975 году - бронзовые пушки с Atocha, но главного груза все не было. Понадобилось еще десять лет, чтобы магнитометр на поисковом катере зафиксировал скопление металла. Скала, к которой подошло судно, оказалась спекшимися воедино серебряными слитками - основной частью груза Atocha. Всего было обнаружено 3200 изумрудов, 150 000 серебряных монет и более 1000 серебряных слитков - каждый весом свыше 40 кг.

Поиски дорого обошлись «счастливчику» Фишеру - еще тогда, в 1975 году, его сын Дирк с женой попали в кораблекрушение на поисковом буксире и погибли. Тем не менее, внук Шон продолжил семейное дело и во главе компании Mel Fisher’s Treasures ищет сокровища Серебряного флота неподалеку от острова Ки-Уэст, Флорида. Он полагает, что находок хватит еще надолго: «Где-то неподалеку лежат еще три корабля этой флотилии». В июле 2011 года дайверами Фишера было найдено золотое кольцо с изумрудом в 10 карат, оцененное в $500 000.

Серебро и субмарина

Вышедший из Калькутты в составе конвоя британский торговый корабль SS Gairsoppa вез в Великобританию чай, чугун и серебро. В феврале 1941 года во время шторма он отстал от сопровождения и был торпедирован немецкой подводной лодкой. В 300 км к юго-западу от Ирландии судно пошло ко дну. Из 85 человек выжил только один - помощник капитана Ричард Айрес, добравшийся до берега на спасательной шлюпке через 13 дней одиночного плавания.

Аварийный кормовой руль

В 2011 году, через 70 лет после кораблекрушения, на поверхность было поднято около 50 т серебра, что составляло примерно пятую часть груза. Компания, весьма заинтересованная в контракте (по условиям, она получает 80% от найденного), продолжила работы

Корабль затонул на очень большой глубине - 4700 м. Тем не менее, надежда достать ценный груз с рекордной глубины не угасала. Великобритания заключила контракт с американской компанией Odyssey Marine Exploration, специализирующейся на подъеме покоящихся на морском дне грузов. И в 2011 году, через 70 лет после кораблекрушения, на поверхность было поднято около 50 т серебра (более 1200 слитков), что составляло примерно пятую часть груза. Компания, весьма заинтересованная в контракте (по условиям, она получает 80% от найденного), продолжила работы. В 2013 году успех повторился: с глубины достали более 1500 серебряных слитков. Их стоимость составляет около $35 млн.

Примерно в 160 км от места работ, на глубине 2500 м, американцами было обнаружено еще одно британское судно, также пущенное ко дну немецкой субмариной, но еще во время Первой мировой войны. Груз Mantola оценивается примерно в $19 млн.

Сокровища Черного Сэма

Whydah Gally - первый пиратский корабль, обнаруженный подводными кладоискателями, но примечателен он не только этим. Судно принадлежало в своем роде чемпиону среди морских разбойников - Сэмюэлю Беллами по прозвищу Черный Сэм, ухитрившемуся всего за год взять на абордаж в Карибском море более 50 судов. Трехмачтовый парусник Whydah Gally был захвачен в марте 1717 года. Сэм сделал его своим флагманским кораблем. На нем будто бы и хранились все награбленные за год сокровища. Говорили, что катализатором подвигов Сэмюэля стала любовь. И вот, когда он уже развернул корабль на север, чтобы кинуть добытое богатство к ногам возлюбленной, парусник отнесло к берегу и выбросило на отмель. Корабль опрокинулся и развалился. Из 146 человек выжили только двое.

Известный американский кладоискатель Барри Клиффорд обнаружил Whydah Gally в 1982 году - всего в нескольких сотнях метров от пляжа Кейп-Код на побережье Флориды. На поверхность были подняты богатства примерно на $15 млн: золотой песок, старинные монеты и оружие. Но одной из самых ценных находок считается обычная судовая рында. Когда колокол очистили от вековых наростов, на нем явственно читалась надпись «The Whydah Galle 1716», полностью подтвердившая догадки исследователей.

Вместо алмазов - слоновьи бивни

Геолог компании De Beers держит бивень мамонта, найденный среди обломков древнего судна у побережья Намибии

Найти затонувшие сокровища случайно шансов мало, уж слишком глубоко они «закопаны», но с португальским кораблем Bom Jesus получилось именно так. Геологи международной корпорации, специализирующейся на добыче алмазов, в 2008 году неожиданно наткнулись на обломки древнего судна у побережья Намибии, неподалеку от Берега Скелетов. Останки покоились под внушительным слоем песка на месте рукотворной морской лагуны, превратившейся в настоящее время в соленое озеро.

Со дна были подняты множество испанских, португальских и венецианских золотых монет, слоновьи бивни, медные слитки и оружие. Общая стоимость извлеченного груза оценивается более чем в $13 млн. Bom Jesus, исчезнувший в 1533 году по дороге в Индию, - одна из старейших находок подводных кладоискателей.

Соус из рыбьей крови, вино 150-летней давности и астрономический механизм

Кроме находок, имеющих перманентную стоимость (драгоценные металлы и камни), обнаруживается и то, что приобретает особую ценность только со временем. Так, в 1900 году в Эгейском море, неподалеку от острова Антикитера, греческим водолазом был найден остов античного корабля. Среди обломков находился удивительный механизм, время создания которого ученые датировали приблизительно 100 годом до н. э. Устройство имело деревянный корпус, на котором спереди и сзади были размещены бронзовые циферблаты со стрелками, а внутри - около 30 шестеренок. По мнению исследователей, «антикитерский механизм» использовался для расчета движения небесных тел.

В 2015 году в Лигурийском море было найдено римское судно I или II века, курсировавшее, предположительно, между Римом и Кадисом и перевозившее высоко ценившийся соус гарум. Приправа готовилась из рыбьей крови и внутренностей. Ингредиенты в течение нескольких месяцев выдерживались в каменных ваннах на солнце. Из-за специфического запаха изготовление гарума в городах было запрещено. Соус запечатывался в сосуды и поставлялся в римские провинции. Оценить вкус деликатеса археологам не довелось - море оставило только его следы.

Зато вино 150-летней выдержки дошло до нас в целости и сохранности. Бутылку обнаружили в 2011 году среди обломков судна Mary Celestia, во время Гражданской войны в США перевозившего груз для армии Конфедерации и затонувшего в 1864 году у побережья Бермудских островов. Дегустация «выдержанного» напитка состоялась в 2015 году на кулинарном фестивале в Южной Каролине. По мнению сомелье, находившаяся в бутылке мутная желтовато-серая жидкость по вкусу напомнила смесь бензина, уксуса и соленой воды.

Видео: самые знаменитые морские клады

Мировой океан прячет на своем дне огромное количество сокровищ, которые периодически находят исследователи или даже простые рыбаки.Эта статья поведает вам, что интересное было найдено на дне морей и океанов, за последние 10 лет.

Древний корабль на дне Черного моря

Исследователям удалось разыскать на дне Черного моря останки корабля, затонувшего примерно 2400 лет тому назад. Удивительная находка свидетельствует о том, что уже в античные времена движение морского транспорта в этом регионе было очень оживленным.

Судно, груженное амфорами, древнегреческими керамическими емкостями для перевозки жидких и сыпучих веществ, а также продуктов питания, затонул в IV веке до нашей эры. В те времена Древняя Греция переживала расцвет экономики и культуры. В одной из амфор обнаружены кости большой пресноводной зубатки. Рыба была высушена и порезана на куски. Жареная зубатка пользовалось большой популярностью в Греции.

Институт океанографии штата Массачусетс провел исследования, которые показали, что зубатка была поймана в промежутке от 488 до 228 гг до нашей эры. Группа американских и болгарских ученых под руководством Роберта Балларда, океанолога, в свое время нашедшего «Титаник», сообщила о том, что судно лежит на глубине около 100 метров в нескольких километрах от побережья Болгарии. «Греки ходили в Черное море за рыбой и золотом», - сказал океанолог. Эгейское море «прекрасно, но стерильно». В нем очень мало питательных веществ, а потому оно не может служить богатым источником морских биопродуктов.

Корабль перевозил товары из черноморской колонии в Грецию. Ученые сообщили о своем открытии на конференции Национального географического общества, которое финансировало экспедицию. Другими спонсорами были институт океанических исследований Национальной администрации океанических и атмосферных исследований и исследовательский институт «Таинственного аквариума» в штате Коннектикут, где работает Баллард.Руководил экспедицией Дуайт Коулман, научный сотрудник исследовательского института, сообщает. По его словам, останки корабля были обнаружены тремя болгарскими участниками исследований, которые 1 августа, в последний день экспедиции, опустились на дно моря в подводном аппарате. Греки хранили в амфорах вино, оливковое масло, рыбу и другие продукты. Исследователи увидели на дне несколько десятков этих сосудов. Высота сосуда, поднятого со дна моря, один метр. Это обычный размер греческой амфоры. В дальнейшем ученые хотят выяснить, что находится в других амфорах, а также найти куски деревянного корпуса, инструменты, монеты, по которым можно было бы более точно установить возраст судна.

Корпус вертолета Chinook на дне Эгейского моря

Находку совершило рыболовецкое судно, которое обнаружило крупный металлический объект на глубине 900 метров. К поиску присоединился фрегат греческого ВМФ «Наварин», экипаж которого при помощи сонаров подтвердил обнаружение корпуса вертолета в нескольких километрах южнее полуострова Халкидики. Вертолет Chinook греческой армии, направлявшийся на Афон, по неизвестной пока причине рухнул в море. На его борту находился глава одной из древнейших православных церквей Патриарх Александрийский Петр VII, а также 16 сопровождавших его лиц.

Галеон «Нотр Дам де Деливранс», Атлантический океан

Американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных работах, обратилась к властям Флориды с просьбой разрешить ей поднять со дна затонувший у берегов этого штата во время бури в 1755 году галеон «Нотр Дам де Деливранс», на котором содержатся сокровища на общую сумму в 3,2 миллиарда евро. Сообщения о находке вызвали большой интерес в Испании, так как галеон, хотя плавал под флагом Франции и имел французский экипаж, был зафрахтован властями Мадрида для перевозки в Испанию из Нового Света сокровищ из испанских колоний Мексики, Перу и Колумбии.

«Нотр Дам де Деливранс» - самое большое на морском дне подводное сокровище, которое когда-либо было обнаружено Согласно документам той эпохи, на галеоне, длина которого составляет 50,5 метров находились предназначавшиеся испанскому королю Карлу III 473 килограмма золота в слитках, 15,5 тысяч золотых дублонов, более 1 миллиона монет, 24 килограмма чистого серебра и прочие сокровища. Один из судов Флориды разрешил американской компании, обнаружившей остатки «Нотр Дам де Деливранс», приступить к работе по извлечению груза, мотивируя это тем, что в ином случае они могут попасть в руки незаконных искателей подводных сокровищ, не имеющих никакого отношения к находке.

Тем временем испанские и французские власти резко воспротивились этому решению суда. Указывая на подписанное в 1902 году соглашение с Соединенными Штатами, они считают, что им принадлежит право собственности на эти богатства, так как они принадлежали Испании, перевозились французами и, кроме того, на затонувшем море покоятся тела моряков обеих стран.

Государственный департамент Соединенных Штатов признал права Испании на эти сокровища. Американское внешнеполитическое ведомство ссылается на созданный в 2001 году Верховным судом США прецедент, когда суд запретил искателю морских сокровищ Бену Бенсону и поддерживавшему его штату Вирджиния прикасаться без разрешения Испании к грузу, обнаруженному им на испанском фрегате «Хуно», также затонувшему во время шторма. На сегодняшний день вопрос остается открытым, так как компания Sub Sea Research и власти штата Флорилы считают госдепартамент Соединенных Штатов неправомочным принимать решение по поводу судьбы галеона.

Самолет-разведчик, Адриатическое море

Ранним утром рыбак из Черногории поставил сети в трех милях от берега в надежде на хорошую добычу. Однако в его сеть угодил современный самолет-разведчик. Во второй половине дня рыбак стал вытаскивать свой улов, но сети оказались очень тяжелыми. Предполагается, что самолет был сбит ракетой во время военных действий НАТО в Югославии в 1999 году.
Поначалу это его не удивило, поскольку рыбак и раньше вытаскивал старые гранаты, корпуса от мин, которые войска выбрасывают в море. Но на этот раз из воды показалось крыло самолета. По внешнему виду рыбак определил, что это беспилотный разведывательный самолет. Он отбуксировал необычный улов к берегу и передал его представителям полиции и армии. Скорее всего, находка станет экспонатом белградского музея авиации. В нем уже есть «подарки» НАТО, в том числе обломки американского самолета-невидимки, сбитого ПВО Югославии.

Испанский галеон «Сан-Хосе» с сокровищами на борту, Тихий океан

У тихоокеанского побережья Панамы обнаружен испанский галеон 17 века с грузом золотых и серебряных слитков. Корабль «Сан Хосе» затонул в 1631 году. Стоимость его груза оценивается в 50 миллионов долларов. Историки знали, что судно «Сан-Хосе» затонуло в районе Жемчужных островов 17 июня 1631 года. Однако точное место крушения долгое время оставалось неизвестным. На борту «Сан-Хосе» находились около 700 т товаров, в том числе и золотые и серебряные слитки, перевозившиеся в Испанию, сообщает Интерфакс.

Галеон затонул, натолкнувшись на рифы. Поиски «Сан-Хосе» были возобновлены после того, как у карибского побережья Панамы был найден другой испанский галеон. В настоящее время проектов поднятия обоих судов не существует из-за нехватки финансирования. Панама ведет переговоры с иностранными спонсорами для подъема галеонов. С 16 по 18 век Панама служила перевалочным пунктом при транспортировке золота и серебра из Южной Америки в Испанию.

Вертолет нефтегазовой компании, Атлантический океан

На дне моря неподалеку от Рио-де-Жанейро поисковая спасательная группа обнаружила вертолет «С-76» Сикорский.Вертолет, принадлежащий компании «Петробраз», перевозил персонал на нефтяную платформу в район шельфовых разработок бассейна Кампус. Представители компании затрудняются назвать предположительные причины катастрофы. Сразу же после катастрофы пятерых человек с борта вертолета удалось спасти, бортмеханик погиб. Есть подозрения, что еще пять человек оказались заблокированными в вертолете в момент падения и не смогли выбраться наружу. Винтокрылая машина найдена мини-роботом на глубине около 330 метров.

Ледокол «Челюскин», Чукотское море

Начальник и инициатор экспедиции ученый-историк Алексей Михайлов рассказал о том, что документы на борту затонувшего ледокола могли хорошо сохраниться. «При такой температуре воды и при отсутствии достаточно высокой биологической активности есть вероятность, что даже бумага и ткань не претерпели серьезных изменений, и все осталось в каком-то состоянии, при котором возможно при достаточно понятных методах консервации все-таки потом сохранить и даже прочитать», - рассказал он.

«Челоюскин» был затерт во льдах и затонул в 1934 году, один человек из состава экипажа погиб, а остальные 104 человек были вынуждены покинуть корабль и дрейфовать на льдине. Впоследствии люди были эвакуированы в ходе специальной авиационной операции.

Обломки самолета Антуана де Сент-Экзюпери, Средиземное море

Группе французских подводников, наконец, удалось найти точное место гибели знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Обломки самолета, на котором автор «Маленького принца» вылетел на свое последнее задание, были обследованы водолазами в море неподалеку от Марселя. По результатам изучения номеров на самолете эксперты пришли к окончательному выводу о том, что им действительно управлял писатель, пропавший без вести во время выполнения летного задания 60 лет назад.

Антуан де Сент-Экзюпери, в 1920-х годах принимавший участие в создании первых французских авиапочтовых линий в Африке и Латинской Америке, в качестве летчика участвовал в боевых действиях союзных войск.

31 июля 1944 года он вылетел с Корсики в район средиземноморского побережья Франции для выполнения задания по фотографированию местности. Несмотря на благоприятные погодные условия, писатель-авиатор, которому к тому времени было 44 года, не вернулся с задания. Долгое время оставалось неизвестным, разбился ли его самолет в горах на территории Франции или упал в море.

В 2000 году обломки самолета, на борту которого находился Экзюпери, были найдены на глубине 70 метров неподалеку от Марселя. В этом же районе ранее один моряк выловил браслет с гравировкой «Сент-Экс» (так звали писателя друзья). Однако до октября 2003 года правительство запретило исследования места предполагаемой гибели писателя. Поиски летчика-романтика или хотя бы обломков его самолета длились 60 лет. Для французов найти останки Сант-Экса было делом чести. И хотя тело писателя так и не было найдено, но обнаружение его самолета положит конец спорам о месте гибели Сент-Экзюпери.

Подводная лодка К-27, Карское море

Место захоронения атомной подводной лодки К-27 и 237 контейнеров с твердыми радиоактивными отходами были найдены в заливе Степового Карского моря в ходе завершившейся здесь научной экспедиции. В районе Новой Земли, был обследован район предполагаемого захоронения реакторного отсека атомной подводной лодки. Атомный подводный крейсер К-27 был спущен на воду в октябре 963 года. Этот крейсер был первым в мире атомным охотником на подводные лодки. Уникальность ее заключалась в реакторе с жидкометаллическим теплоносителем.

24 мая 1968 года лодка потерпела аварию около Северодвинска. В 1981 году Совмин СССР принял решение затопить подлодку в Карском море. Это решение было вызвано невозможностью восстановления лодки и опасностью ядерного заражения. Лодка была затоплена на глубине 33 метра, впоследствии было признано, что глубина захоронения не отвечает нормам безопасности. Западные специалисты неизменно критиковали подобные лодки за высокую шумность. Именно о дальнейшей модификации этого крейсера писал Том Кленси в своей книге «Охота за «Красным Октябрем».

Атлантида?

Немецкий ученый доктор Рэйнер Куен, утверждает, что ему удалось найти месторасположение легендарной Атлантиды.

По его словам, она была вовсе не островом, как принято считать, а находилась на испанском берегу. Исследовав спутниковые фотографии местности в районе андалузского города Кадиса, он обнаружил следы двух построек, которые могли быть античными храмами. Этот регион в период от 800 до 500 года до нашей эры подвергся разрушительному наводнению, которое могло породить легенду об утонувшем острове.

Вокруг руин храмов видны частично сохранившиеся круги,которые, возможно, являются остатками каналов или рвов, расходившихся кругами от центрального острова, как это описано у Платона. По мнению ученого, один из храмов - «серебряный» - был посвящен Посейдону, а второй - «золотой» - был храмом-дворцом, который Посейдон построил своей жене Клейте. По словам Куена, эти круги несколько больше тех, о которых говорил древнегреческий философ Платон, однако ученый уверен, что тот либо умышленно приуменьшил размеры острова, либо сама древнегреческая единица измерения длины - стадия была процентов на 20 больше, чем теперь принято считать.

На Соломоновых островах царит самая настоящая золотая лихорадка. Съехавшиеся с разных концов света кладоискатели ищут японский корабль, затонувший в самом конце Второй мировой войны. В его трюмах находились ящики с 13-килограммовыми золотыми слитками на 1,3 миллиарда долларов.

Их награбил в Малайзии и Сингапуре в годы войны генерал Томоюки Ямашита . Он сдался 2 сентября 1945 года и через 5 месяцев по приговору трибунала был казнен.

Золотая лихорадка началась после того, как один из островитян заявил, что место клада ему указал отец перед смертью и что ему удалось найти золото.

«Найдены пока два золотых слитка»,- сообщил журналистам на прошлой неделе Альфред Сасако , член парламента Соломоновых островов, который утверждает, что встречался и разговаривал с владельцем слитков.

Отец островитянина, работавший коком на японском военном корабле, перед смертью указал на карте место, где лежит золото. Слитки удалось найти в марте этого года, однако известно об этом стало только сейчас, после того, как островитянину не удалось договориться с правительством о совместном подъеме клада. Он сейчас прячется в страхе за свою жизнь.

В правительстве Соломоновых островов рассказу владельца карты и слитков, похоже, поверили. Как заявил директор по международным связям Центробанка, кабинет министров уже даже разработал план, на что потратить деньги.

Пока министры делят золото, воды вокруг островов бороздят лодки и катера с кладоискателями, большинство которых вооружены. Говорят, японским золотом заинтересовался даже миллиардер Пол Аллен , яхту которого видели в прибрежных водах в июне…

Если сложить все легендарные клады, которые якобы лежат на дне морей и океанов, то их суммарный вес значительно превысит вес золота, добытого на Земле за всю историю человечества. Но, несмотря на фантастичность многих легенд и свидетельств о сокровищах затонувших кораблей, они продолжают будоражить воображение кладоискателей.

Поиски подводных сокровищ превратились в многомиллионный бизнес и поставлены на поток. Морские клады ищут тысячи подводников и компаний, находят – единицы, но это не мешает им снова и снова выходить в море в надежде на удачу.

1. В январе 1637 г. «Королевский купец» , 32-пушечный английский фрегат водоизмещением 700 т, вошел в гавань Кадиса для ремонта. Капитан Лимбри был богатым человеком, но как истинный представитель своего авантюрного века он не смог побороть искушение подзаработать еще. Возможность для этого появилась после того, как на борту испанского корабля, на котором должны были перевозить серебряные монеты, жалованье для 30-тыс. испанской армии во Фландрии, вспыхнул пожар.

Джон Лимбри предложил свои услуги по доставке денег. В августе 1641 года его корабль вышел из гавани Кадиса и взял курс на север. Большая часть плавания прошла без происшествий, но в нескольких десятках миль от английского побережья «Купец» попал в сильный шторм и затонул у берегов Корнуолла. Вместе с 80 матросами на дно пошел и весь груз. В трюмах «Купца» лежали деревянные ящики с более чем полумиллионом серебряных песо, 500 тяжелыми брусками золота, сотнями брусков серебра и украшениями, инкрустированными драгоценными камнями; а также дорогими одеждами, специями и многим другим в общей сложности примерно на полмиллиарда фунта стерлингов. О ценности груза говорит хотя бы то обстоятельство, что он составлял треть всей тогдашней казны Испании! Потеря этих денег привела к экономическому кризису в стране.

Вместе с испанским серебром Лимбри потерял и собственное состояние, которое возил с собой, и превратился в нищего. Правда, он сумел быстро встать на ноги, вернулся в море и в дальнейшем сыграл большую роль в колонизации Ямайки.

2. «Наша сеньора Мерседес» , 36-пушечный испанский фрегат, перевозил из Южной Америки в Испанию очень ценный груз - монеты отчеканенные в вице-королевстве Перу, тогдашнем финансовом центре испанской Америки. Фрегат вышел через Магелланов пролив в Атлантический океан и после остановки в Монтевидео отправился в метрополию с сопровождении трех военных кораблей.
Семимесячное плавание прошло без происшествий, но утром 5 октября 1804 года недалеко от португальского мыса Святой Марии испанцы встретились с английской эскадрой, тоже состоявшей из четырех фрегатов.

Испания в то время сохраняла нейтралитет, хотя и явно склонялась к союзу с Наполеоном и объявлению войны Англии. Вице-адмирал Грэм Мур , действуя по распоряжению Адмиралтейства, приказал испанцам изменить курс и следовать за ним в Англию.

Командующий испанской эскадрой, вице-адмирал Хосе Бустаменте ответил отказом и открыл огонь. Одно из английских ядер попало в пороховой погреб «Мерседеса». Корабль затонул с двумястами моряков и 4,436,519 золотыми и серебряными долларами, а также золотыми, серебряными, медными и оловянными слитками. Три остальных фрегата – «Фаму», «Медею» и «Санта Клару» англичане отконвоировали в Плимут, где они получили другие названия и стали фрегатами флота Его величества. Через два месяца после боя у мыса Святой Марии Испания объявила войну Англии.

3. До поднятия груза «Мерседеса» рекордным из уже найденных и поднятых подводных кладов считался груз испанского галеона «Наша сеньора из Аточи» , который входил в состав эскадры из 28 кораблей, перевозившей несметные сокровища в Испанию.

6 сентября 1622 года сильный ураган разметал эскадру у берегов Флориды. «Аточу» огромная волна швырнула, как щепку, на рифы около острова Драй-Тортуга, расположенного в 60 км к западу от Флориды. Судно быстро пошло на дно с ценными грузом. Спастись удалось лишь 3 морякам и 2 рабам.

Останки корабля искали 3,5 столетия десятки искателей кладов, но повезло после 16-летних поисков лишь американцу Мелу Фишеру . Он поднял в 1985 году ок. 40 т золота и серебра и примерно 40 кг изумрудов. Стоимость сокровищ, поднятых со дна Мексиканского залива, составила $400 млн.

4. «Сассекс»

В начале 1694 года эскадра из 12 кораблей во главе с 80-пушечным фрегатом «Сассекс» отправилась из Англии в Савойю. В сундуках лежали 1 млн золотых и серебряных монет и десятки слитков драгоценных металлов. В ценах конца XVII века стоимость груза составляла 1 млн фунтов стерлингов, а в нынешних - 2,5 млрд фунтов (4 млрд. долларов).

19 февраля эскадру, только что прошедшую Гибралтарский пролив, настигла буря. «Сассекс» из-за сильного перегруза пошел на дно вместе с сокровищами. Из 560 матросов и офицеров спастись удалось только двум морякам.

5. «Фрау Мария»

12 лет назад финские водолазы нашли недалеко от острова Юрмо двухмачтовый парусник «Фрау Мария», который перевозил осенью 1771 года из Голландии в Санкт-Петербург произведения искусства для украшения Зимнего и Царскосельского дворцов. На борту находились около 300 картин голландских художников, коллекции мейсенского и саксонского фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек монет, всего примерно на 0,5 млрд. евро.

Кроме России, на деньги которой был куплен груз, на сокровища претендуют Финляндия, в территориальных водах которой он сейчас находится и гражданами которой найден, и Голландия, под чьим флагом ходила «Фрау Мария».

Здесь окончился их путь. Впереди лежал Океан - территория ничейная и неизведанная. Первозданный мир, нетронутый вплоть до наших дней.

Попадая в морскую стихию, современный человек снова превращается в древнего охотника и собирателя. Он жадно хватается за лежащие у поверхности запасы нефти, а бесчисленные железомар ганцевые конкреции, рассеянные по всему Океану, даже не думает добывать. Он не обращает внимания на чистую энергию, таящуюся в волнах, приливах, теплых тропических морях, зато выуживает из воды все, что плавает и ползает.

Лишь в наши дни люди, наконец, перестают относиться к Океану как к цепочке отмелей, заполненных рыбой, или как к огромному мусорному баку. Теперь в нем видят кладезь сокровищ. Еще в шестидесятые годы многие страны мира самовольно включили в свою территорию прилегающие к побережью районы Океана, чтобы беспрепятственно пользоваться таящимися в них запасами сырья. Так, на просторах Дикого Океана человек стал устанавливать свои собственные законы. Десять лет спустя представители уже более чем 150 стран мира вели спор о принципах морского права, стремясь отрегулировать разработку полезных ископаемых, правила рыбной ловли и экологические вопросы. В следующем десятилетии правительства разных стран занимались ратификацией принятого закона.

Наконец в 1994 году закон вступил в силу, но все еще "не начал работать как следует", считают юристы.

Конечно, крупнейшие фирмы мира вряд ли посчитались бы с этими юридическими достижениями, если бы речь шла о. высоких прибылях или дело затрагивало национальные интересы. Большинство морских месторождений руды все еще остаются нетронутыми лишь потому, что цены на сырье низки и это делает их разработку нерентабельной. Страх перед "сырьевым кризисом", охвативший общество в начале семидесятых годов, давно миновал. К тому же спрос на сырье умеряется благодаря открытию новых месторождений на суше. Интерес к освоению морских богатств упал.

Эта "передышка" позволила ученым просчитать последствия разработки морских месторождений. В глубоководной части океана любое изменение экосистемы может сказываться очень долго. Добыча железомарганцевых конкреций кажется делом тем более.разрушительным, что эти минеральные образования и многие живые организмы тесно связаны друг с другом. Животные, обитающие на морском дне (морские огурцы, черви), выискивая пищу, вновь и вновь переворачивают эти комки породы величиной с кулак. Так протекают миллионы лет, необходимые конкрециям для вызревания.

Сейчас Океан поставляет нам нефть, газ, алмазы, касситерит (оловянный камень), а также такие строительные материалы, как песок и гравий. Около 12 процентов всех мировых запасов касситерита добывается у берегов Индонезии, Малайзии и Таиланда. Мощные насосные установки, размещенные в прибрежных водах Южной Африки, поднимают на поверхность моря песок, содержащий крупицы алмазов. Помимо того с материковых отмелей добывают около 100 миллионов тонн фосфоритных конкреций в год; после переработки они идут на удобрения для сельского хозяйства.

Море напоминает богатейший рудник. В устьях рек наносимые водой осадочные породы зачастую обогащаются тяжелыми минералами (в том числе золотом и платиной); образуются россыпи. На большой глубине - помимо железомарганцевых конкреций - часто вырастает марганцевая кора, богатая кобальтом. Ее слои - сантиметровой толщины - обволакивают поверхность многочисленных подводных гор на глубине от 1100 до 2600 метров.

Наиболее изобилует полезными ископаемыми Срединный океанический хребет - горная цепь длиной около 60 000 километров, протянувшаяся через все мировые океаны. Здесь морское дно постоянно разламывается, и из недр вырывается магма. При этом вода проникает в расселины, вымывает из них минералы и вновь пробивается наверх, образуя подводные термальные источники. За десять миллионов лет через океаническую кору прошло столько воды, сколько содержится во всех морях мира. При охлаждении воды, разогретой до 400 градусов Цельсия, минеральные вещества оседают в виде коры или ила, содержащих цинк, медь, железо и другие металлы. Во многих океанических рудах концентрация металла намного превосходит тот уровень, при котором на суше начинают разработку месторождения. Например, в рудных илах из Красного моря содержится 29% железа, 1,3% меди и 1,4% цинка. Стоимость одного только этого месторождения, залегающего на глубине 2100 метров (поэтому разрабатывать его будет сравнительно нетрудно), состав

Ляет около 2,5 миллиарда долларов. Рано или поздно все эти сокровища будут подняты наверх.

Но если разработка морских месторождений дело будущего, то рыбный промысел давно уже процветает - и, к сожалению, "слишком" процветает. Такие объекты нещадного промысла, как треска, тунец и пикша, несмотря на свою плодовитость (одна единственная самка трески мечет миллионы икринок) - во многих районах Океана находятся на грани исчезновения.

Однако любители морских деликатесов вовсе не намерены отказываться от своих пристрастий. Все, что недодаст море, можно вырастить. Еще в 1980 году в подготовленной в США программе "Global 2000" такая специфическая отрасль хозяйствования, как аквакультура, была названа в перспективе областью "национального приоритета". Теперь она переживает настоящий бум. Начиная с 1985 года "урожаи" рыбы, моллюсков и ракообразных животных, разводимых на специальных плантациях, удвоились и достигли 20 миллионов тонн в год. В наши дни уже около 20% всех добываемых обитателей моря поступает из питомников; прежде всего это касается лосося, креветок и других дорогих деликатесов.

Пока, правда, неизвестно, как организовать воспроизводство многих других обитателей моря, поэтому молодняк для откармливания на плантации нередко приходится добывать прямо из моря, ибо выращивать его самим не удается. Нет пока средств и против многих болезней, выкашивающих целые косяки рыб. И все же специалисты многих стран мира спешно наверстывают упущенное, изучая особенности жизни морских животных.

Помимо "животноводства" другим направлением аквакультуры является "морское земледелие". Уже сегодня годовой оборот производства водорослей на плавучих полях достигает примерно 3,5 миллиарда долларов. Эти быстрорастущие морские растения (всего их насчитывается около 8000 видов) не только обогащают азиатскую кухню, но и давно уже стали привычными в нашем обиходе: например, такие вещества, как агар, карраген и альгин, .широко используются в качестве вяжущего компонента при приготовлении пудингов и фруктовых йогуртов, диетических маргаринов и сливочного мороженого. Их добавляют в самые разные изделия: в корм для кошек и собак, в облатки пилюль, в туалетное мыло и шампунь.

Из высушенных и мелко помолотых бурых водорослей Laminari sacchanna получаются великолепные фильтры для улавливания тяжелых металлов. При очистке промышленных сточных вод они действуют гораздо эффективнее, чем традиционный активированный уголь. Порошок из водорослей не только тщательно очистит грязную жижу, но и вдобавок "устоит" в борьбе с нечистотами: после основательной очистки его можно снова применять - и так до десяти раз.

Возможности применения этих ослизлых водорослей кажутся безграничными. Например, перебродив, они образуют метан. Итак, водоросли являются еще и энергоносителями. Пока добыча природного газа из водорослей - дело слишком дорогое; ни о какой конкуренции с традиционными видами топлива не может быть и речи. Но если сравнить с дизельным топливом из рапса, то тут преимущество за водорослями. Ведь для выращивания их не нужно занимать пахотную землю, которая становится все дороже и дороже.

Американские ученые, изучающие водоросли, настолько восхищены ими, что рисуют прямо таки завораживающую картину будущего: гигантские фермы, на которых разводят водоросли, помогут сократить количество углекислого газа в атмосфере и решить проблему "парникового эффекта". Согласно исследованию, проведенному в Калифорнийском университете (Беркли), плавучие ковры из растений могли бы ежегодно впитывать до пяти гигатонн углерода - то есть большую часть всей той гадости, что человек выбрасывает в атмосферу (нашими стараниями в атмосферу попа й дает всего около семи гигатонн). Этот дерзкий план обошелся бЩ как минимум в ежегодные 200 миллиардов долларов на каждуь гигатонну собранного углерода; зато океанический метан во многом бы заменил ископаемое горючее.

Пусть гигантские замыслы так и останутся дерзкими, удивительными мечтами, все равно роль Мирового океана в нашей жизни будет все более возрастать. Пока промышленность еще не взялась своей мертвой хваткой за малоизведанную морскую стихию, у ученых есть время, чтобы просчитать экологические последствия вмешательства в

Компания Odyssey обжаловала решение суда. 1 февраля 2012 года стало известно, что Апелляционный суд Атланты в штате Джорджия так же .

В январе 2009 года интернет-издание "Морской бюллетень - Совфрахт" сообщило, что судно с золотом, платиной и алмазами, потопленное немецкой подлодкой в годы второй мировой войны, (государство на северо-востоке Южной Америки).

Согласно сообщению, транспорт с ценным грузом вышел из одного из европейских портов, пункт назначения - США. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран и оттуда последовало в Нью-Йорк, но где-то на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны было потоплено германской подводной лодкой U-87 в июне 1942 года.

Об обнаружении останков британского грузового транспорта сообщила американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей, оставшихся после кораблекрушений.

Компания не разглашала название судна и место его обнаружения. Условно судно было названо Blue Baron ("Голубой барон") .

В июле 2009 года немецкая газета Bild сообщила, что 1,5 тонны серебряных монет, золотых украшений, огнестрельного оружия, драгоценных камней и фарфора династии Мин на борту пиратского корабля Forbes , затонувшего в 1806 году у берегов острова Калимантан. При этом стоимость одних только серебряных монет достигает десяти миллионов долларов.

Для осуществления своей мечты немецкие кладоискатели потратили более трех миллионов евро, а также учредили фирму NRA (Nautic Recovery Asia).

В апреле 2011 года стало известно, что профессиональные кладоискатели из американской организации Deep Blue Marine, которая занимается извлечением с морского дна ценных исторических артефактов, в Карибском море близ побережья Доминиканской республики. Водолазы нашли 700 серебряных монет, которые могут стоить миллионы долларов, старинные статуэтки, а также зеркальный камень, который, возможно, использовался в шаманских ритуалах.

Работы по поиску клада велись на месте крушения судна, детали о котором организация не разглашает.

Deep Blue Marine сообщила о находке властям Доминиканской республики, в водах которой было найдено затонувшее судно. Выручка от сокровища будет поделена поровну между республикой и организацией кладоискателей.

В сентябре 2011 года стало известно, что американская компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) , на борту которого находится 200 тонн серебра.

Пароход, который кроме серебра в 1941 году вез из Индии в Ливерпуль груз железа и чая и был потоплен нацистской подводной лодкой, специалисты обнаружили в 560 километрах от побережья Ирландии.

Эксперты называют серебро с борта Gairsoppa самым крупным грузом драгоценного металла, когда-либо обнаруженным в морских глубинах.

Планируется, что работы по подъему серебра и других ценных предметов с Gairsoppa начнутся во втором квартале 2012 года.

В октябре 2011 года компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) заявила об обнаружении на дне Атлантического океана британского судна, на борту которого находилось 17 тонн серебра.

Самые известные клады , обнаруженные у берегов России

У берегов России одной из главных сокровищниц является Финский залив - на его дне лежат более шести тысяч затонувших кораблей. Среди лежащих на дне корабельных останков есть настоящие сокровищницы - корабль посольства герцога Шлезвиг‑Гольштейнского Фридриха III, который в 1635 году вез царю Михаилу Федоровичу богатые дары; русское судно, перевозившее казну для нашей армии в Финляндии, затонувшее в 1718 году; русские суда, вывозившие военную добычу из Финляндии, Германии, Швеции, Польши и др.

В 1953 году финскими рыбаками был случайно обнаружен корпус корабля у острова Борстё вблизи города Турку (Финляндия). Объект не вызвал интереса у финских историков и археологов. Лишь в 1961 году его изучением занялись шведские дайверы, после того, как историк Кристиан Альстем предположил, что найденный корпус может принадлежать русскому галиоту "Святой Михаил". Он вышел из Амстердама в Петербург 15 октября 1747 года, имея на борту груз ценностей для русского императорского двора. В их числе был даже персональный подарок Императрице Елизавете Петровне - резной золоченый кабриолет.

Получив разрешение на работы от ничего не подозревавших финских властей, шведские дайверы вскрыли каюты найденного корабля и в первые же дни подняли на поверхность 34 золотых табакерки, часть которых была украшена драгоценными камнями. Кроме того, с морского дна были подняты ценности, закупленные для русского императорского двора: коллекция золотых табакерок работы французских мастеров Пьера Жаррена и Франсуа Марто; коллекция золотых и серебряных часов работы французских и английских мастеров; крупнейшая в Северной Европе коллекция ранних образцов мейсенского фарфора (кофейные и чайные сервизы, декоративные статуэтки); коллекция золотых фигурных накладок на мебель. А также резная золоченая карета - подарок императрице Елизавете Петровне.

Советский Союз никаких претензий на найденные ценности не предъявлял и сегодня все поднятые предметы хранятся в Финляндии.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера "Эдинбург".

В конце апреля 1942 года английский крейсер "Эдинбург" во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борту крейсера находилось около 5,5 тонн (465 штук) золотых слитков, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше 20 миллионов долларов. Для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции. 30 апреля 1942 года крейсер "Эдинбург" был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль, тем не менее, продолжал оставаться на плаву. Через двое суток, 2 мая, "Эдинбург" был атакован немецкими эсминцами. Крейсер остался на плаву, но дальнейшая его буксировка на самую ближайшую базу потеряла всякий смысл, так как внутри корабля полыхал пожар. Чтобы "Эдинбург" и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. После войны золотой груз "Эдинбурга" неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. В 1980 году английская фирма "Рисдон-Бизен" с помощью специально оборудованного судна "Дронсфорд" обнаружила точное местонахождение "Эдинбурга" . В том же году между СССР и Великобританией был заключен договор о подъеме советского золота с затонувшего английского крейсера (в новых ценах оно стоило уже не 20, а 81 миллион долларов). В сентябре 1981 года со дна Баренцева моря был поднят 431 из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11-13 килограммов каждый. Золото было поделено между СССР и Великобританией в пропорции три к одному. Во время второй операции в 1986 году было обнаружено и поднято 29 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Золото, добытое во время второй операции, было поделено между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции: десять слитков отправились в Англию, девятнадцать - в Советский Союз. Кроме того, обе стороны должны были отчислить по 45% своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз. В настоящее время один из золотых слитков с затонувшего крейсера "Эдинбург" хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль , затонувший в 1617 году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: "Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича - Царя Всея Руси"; груз серебряных монет, включая редкие "веревочные" деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606-1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.

Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов-любителей был обнаружен корпус корабля "Фрау Мария" . Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые ныне принадлежат Финляндии. На борту корабля находился груз художественных ценностей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге, закупленных по личному указанию императрицы Екатерины II.

Ученые предполагают , что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Уникальный груз "Фрау Марии" музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 миллионов евро.

Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.

Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.

Финляндия разработала поэтапный план по подъему судна: предполагается, что "Фрау Мария" окажется на суше к 2017 году. С российской стороны в разработке проекта фонды "Крейсер "Варяг" и фонд "Спасение национально-культурных ценностей", а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.

Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.

В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам , если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу - частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.

Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года: тот, кто находит "бесхозное" судно, тому оно и принадлежит. Но в этом случае возникают споры о том, какое судно считать "бесхозным". Нередко в суд на золотоискателей подают родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды. Судебные процессы длятся годами.

С целью обеспечения и укрепления охраны подводного культурного наследия была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия.

"Подводное культурное наследие" означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.

Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Статьи по теме: