Старинная игра бабки правила игры. Старые русские игры. Русская игра Бабки

Взявший ножик по жребию бросает его в землю двумя пальцами, потом тремя и т. д., чтобы он воткнулся. Потом он кладет его на кулак поперек, затем - на ладонь и на кисть и с них бросает; потом, взяв за кончик и приложив к губам, бросает его в землю: после кладет ко лбу и оканчивает головой, с которой он сбрасывает, но всякий раз, чтобы воткнулся нож.

Не выполнивший всех этих действий должен вытаскивать зубами тоненький колышек, забитый в землю и чуть видимый.

Русская игра Мушка

Вбивают в землю палку длиной в аршин и более; вверху палки привешивают деревянный крючок, называемый мушкой, которую водит (караулит) один из играющих, и вешает ее всякий раз, когда собьют, а прочие, отойдя на несколько шагов, держат в мазлах (ямках) свои палки.

Между тем один кто-либо, не отходя от мазла, старается попасть своей палкой в мушку, или, по крайней мере, во вбитую палку; отлетевшую же его палку он оставляет лежать на том месте, где она упала, пока все не закончат бросать.

Но если бросающий надеется, что он сбегает скорее за палкой, чем поспеет водящий повесить мушку, то он бежит за ней. Если не надеется, то дожидается выкупа. Когда бьет последний, это значит выкупает, тогда все бегут за своими палками. Водящий же мушку должен повесить ее как можно скорее, захватить чье бы то ни было мазло во время их бега. Кто не успеет защитить свое мазло, тот водит мушку а прочие играют по-прежнему

Изворотливость побеждает умение.

Русская игра Чушки

Чертят сначала на земле два крута расстоянием друг от друга на 20 шагов и более; потом проводят по середине каждого круга по одной черте, называемой коном, и одну черту - между кругами, которая называется полуконом.

На конах каждого круга ставят по пять чушек (обрубки длиной и толщиной в 1/4 арш.) в таком порядке: одну чушку кладут вдоль кона, две - поперек продольной чушки, четвертую - вдоль двух поперечных, а пятую ставят стоймя между четвертой и двумя продольными. Играющие разделяются на две стороны, каждый игрок имеет по две палки, и начинают сбивать после конания. Игроки первой стороны бьют из своего первого круга в круг второй стороны: сначала одной палкой, а потом другой.

Если случится, что кто-то собьет с первого раза все чушки, то вторая сторона начинает сбивать чушки первого круга палками первой стороны. Нужно заметить, что при сбивании чушек игроки используют одни и те же палки. Если случится, что игроки первой стороны не все собьют или вовсе не собьют чушки второго круга, то начинает сбивать вторая сторона чушки первого круга, и таким образом продолжают играть обе стороны, пока не собьют чушек со своих конов.

Когда кто-то собьет с кона хотя бы одну чушку, тогда прочие должны сбивать остальные уже с полукона. Если одна сторона не собьет своих чушек, то сбившая - ездит на ней от круга к кругу. Если обе стороны собьют свои чушки, то начинают снова играть, пока кто-то не собьет.

Игра эта, по-видимому, намекает на то, что кто в житии проворен, тот и успевает.

Русская игра Чиж или чижик

В начерченном на земле круге кладут чижика, или чижа,- заостренную с обеих концов палочку длиной в 1/4 арш. Начинающие играть сначала конаются, и потом бьют по порядку конания: от первого до последнего. Перед игрой уговариваются: если кто не сделает десять ударов палкой по чижику, то сколько раз должен бегать на кули и скачку? Кули означает бегать от круга до упавшего чижика и кричать не переставая: «На кули, кули!» Скачка - такое же беганье, только на одной ноге, сгорбившись и не переменяя ноги.

Первый игрок после конания начинает бить чижика с одного какого-либо заостренного конца и старается сделать еще несколько ударов на воздухе и потом отбивает чижика; за ним бьет второго, и таким образом бьют все по порядку. За отбитым чижиком бежит второй игрок, который кладет его в круг и начинает бить, как первый, а за отбитым бежит уже третий, и так все чередуются до конца игры.

Кто всех скорее сделает десять ударов, тот оканчивает бить чижика, и потом первый начинает бить уже на кули и скачку, но не раньше чем все не сделают до десяти ударов, соблюдая прежний порядок бить по очереди. Не сделавший десяти ударов бегает за чижиком, подает каждому палку, чтобы бить, и, обращаясь к кругу, кричит не прерывая голоса: «На кули, кули!» - и в это время скачет. Он кричит, и скачет столько раз от чижика к кругу, сколько было условлено. Затем снова начинают играть, если вздумают.

Неудача скачет, неудача пляшет, а крайность ни до чего не доводит.

Русская игра Кандалы

Мальчики становятся к стене или забору. Один из играющих, став против них, говорит: «Кандалы».

Ему отвечают: «Скованы».

Один из играющих говорит: «Раскуй».

Спрашивают: «Кого?»

Один из играющих отвечает: «Насыкай кулак (приготовляй)».

Спрашивают: «На чьи боки?»

Один из играющих: «На такого-то». Тогда все бросаются на названного им и бьют. Говоривший занимает потом место названного, а этот начинает спрашивать таким же образом, и продолжают забавляться, пока им не надоест. На кого навалится несчастье, на того - и люди.

Русская игра Шар или касло

Выбирают палки, которые бы имели на конце головку, как в кие, чтоб удобнее было гонять шар; потом выкапывают довольно большую яму, называемую касло. Вокруг него выкапывают небольшие ямки по числу игроков, называемые лунками. Выпавшему по жребию водить игру нужно загнать шар в лунку и когда другие будут отбивать, тогда стараться захватить чье бы то ни было место. Защищающие должны находиться при своих лунках, а когда водящий вгонит шар в касло, тогда они должны переменяться своими ямками, но чтобы не прозевать их.

Прозевавший же водит шар. Если водящий долго не вгонит в касло шар, то может бросить его вверх, но так, чтобы попасть в касло; прочие обязаны отбивать шар на лету. Отходящий от своей лунки должен зачурить ее, сказав: «Чур! Мое масло до вечера не погасло». Другие говорят: «Чур сала - масла, запечатано касло».

Забава эта довольно утешительная: в ней требуется проворство и искусство, особенно водящему шар.

Русская игра Ветчинка

Вбивают в землю колышек и привязывают к нему небольшую веревку. Около колышка кладут ветчинку - старые сапоги, башмаки или лапти. Один из игроков берет в левую руку веревочку, а в правую прут. Прочие подходят к нему и спрашивают: «Поспела ли ветчинка?» - «Нет». Потом через некоторое время: «Поспела ли ветчинка?»- «Нет». В третий раз: «Поспела ли ветчинка?» Тот отвечает: «Кипит, шевелит, продавать велит». При последнем слове похищают ветчинку, а тот, кто охраняет ветчинку, должен отгонять их прутом, и ударенный им заступает на его место. Если ветчинка расхищена без удара, то он сам подвергается наказанию: берут по пруту и бьют его.

Не показывает ли эта игра беспечного хозяина, не радеющего о своей собственности?

Игра в «бабки»

Русская игра Бабки

Они изготовляются из подкопытной кости и составляют промысел мальчиков. Сначала кость обваривают в горячей воде, и потом выбирают самую большую и тяжелую кость для битки, которую наливают охотники свинцом. Каждый игрок ставит несколько пар своих бабок на ровном месте в один ряд; стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо - коном. Кому начинать бить, бросают из-за кона битки; чья упадет дальше, тому начинать. Сбивший несколько гнезд получает все себе; непопавший теряет свой выигрыш.

Игра в «бабки» имеет свои особые термины: кон за кон, плоцка, кудачек у кону, стенка и городок. Кто в игре кон за кон сшибет крайние бабки, тот их выигрывает. В плоцке нужно целить в одну из сторон: в правую или в левую. В кудачке нужно иметь особую ловкость, чтобы не зашибить своим битком чужого. В стенке бросают об стенку бабками, и чья ляжет ближе к другой, тот выигрывает. В коне ставят по шесть бабок, и кто собьет все, тому достаются все шесть. Для всех этих игр существуют разные правила и условия, потому что зависит от местности и нововведений самих игроков.

Игра в «бабки» собственно греческая и называлась астрагалос. От греков она распространилась по Европе, а русские так ее усвоили, что она поныне составляет первое удовольствие для мальчиков, и нет уголка во всей России, где бы не играли в нее. Нужно заметить, что в бабки любили играть татары Золотой Орды. При раскопках местности Сарая находили во множестве коньки и альчики (бабки из подколен овец), которые были очень хорошо обработаны. Иногда случалось видеть по нескольку десятков сложенных вместе.

Разнообразие игры в бабки, называемой в Калужской губернии ладышками, можно видеть на примере трех ее видов: плоцка, жог и кон за кон.

Выбирают ровное место, проводят на нем черту для кона и черту, из-за которой должно бить и гонять битой. Эти биты бывают простые бабки, свинчатки (налитые свинцом), чугунки и медянки (чугунные и медные бабки). Каждый за свою биту должен ставить на кон пару бабок, называемых гнездом. Установив кон, собирают все биты и бросают их на землю. Чья бита ляжет дальше всех, и притом плоцкою (на левый бок), тот имеет право раньше всех гонять и бить, за ним по порядку другие; после них жоги и нички. Жоги, чьи биты легли прямо на нижнюю сторону, а нички - на верхний бок или на правую сторону, но нички уже бьют с левой руки. Сшибаемые бабки кладут в свою казну, т. е. в карман, шапку, мешочек и за пазуху. Если с кона не все сшиблены бабки, то продолжают сбивать их по согласию или еще прибавляют к гнезду бабки.

В жог так же играют, как в плоцку. Разница та, что здесь гоняет и бьет раньше тот, у кого бита легла жогом, за ним - плоцка, а последний - уже ничка.

Установив кон, отходят на довольно большое расстояние; отсюда начинают забивать битами, это значит, чтобы бита непременно перебутела (перелетела) через кон. В противном случае берут пару ладышек, поставленных за биту. Этот промах поправляется установлением другой пары бабок, что называется уже посолить или наварить. После забоя бьют за коном. Сбитые бабки берут себе, которые продают потом или меняют на какие-нибудь вещи.

Играют еще бабками в пристенок. Ударяют бабкой об стену, ворота или камень, а вслед за ними чокаются бабками. Это значит, чтобы бабка дотронулась к чьей-нибудь или находилась бы на расстоянии от нее на пядень. Тогда это называется спядил игрок, который получает чокнувшиеся, или спядившиеся, бабки.

В Музее Русских Забав под открытым небом, созданном специально для возрождения русской народной игры, краеведами собраны игры, в которые вятские крестьяне играли век и более назад. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них:

Малечина-калечина

Малечина-калечина — старинная народная игра. Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине, проговаривают речитативом стишок:

«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три...»

Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал.

Бабки

На Руси «Бабки» были широко распространены уже в VI-VIII вв. и являлись любимой игрой. Для игры берутся бабки - специально обработанные кости суставов ног коров, свиней, овец. У русских в наибольшем почете коровьи бабки: они более крупные и в них можно попасть с большого расстояния. У каждого игрока должна быть своя бита и 3-10 бабок. В качестве биты берется наиболее крупная и увесистая бабка (внутреннюю полость ее часто заливают свинцом или оловом). Сами игры бабки разделяются на бесчисленные виды. Вот пример одного из них. Игроки ставят на ровном месте по гнезду на битку. Потом определяют условное расстояние - коны. Кому прежде начинать игру - бить и кому после, о том мечут жеребьи. Игроки, становясь на черту, бьют битками по старшинству. Если сшибут бабки, на кону стоящие, то их считают своим выигрышем. Когда они все пробьют, тогда каждый переходит за кон к своим биткам и бьет с того места, где лежит его биток; чья далее лежит, тот прежде начинает и бить, а остальные доканчивают игру по расстоянию своих битков.

Веревочка

Веревочка — старинная свадебная игра, увеселяет на сговорах людей женатых и семейных, на посиделках и молодечнике девушек, одних, без мужчин. Но это бывало прежде; ныне забавляются веревочкою без разбора все свадебные сговорщики. Сваха вносит в горницу веревочку, концы которой сват или дружка завязывают одним узлом. Игроки хватаются за эту веревку обеими руками, составляя из себя круг около ее. В средину круга становится сват или сваха для зачину. Обходя кругом всех, сваха — кому говорит красное словцо, кому поет присказку или завидит сказку, стараясь высказать в ней характеры сговорщиков. Ее словам, хотя иногда довольно обидным, отвечают похвалою, улыбкою и добрым молодечеством. Круговой — так называют свата, стоящего в средине игроков — среди россказней, замечает: кто смотрит по сторонам, и, подкараулив, тотчас бьет его по руке. Оплошный становится в круг, при всеобщем смехе, и заводит свои россказни. Иногда, вместо побасенок, игроки поют свадебные песни.

Репка

Забава по мотивам русской народной сказки «Репка». Все играющие встают друг за другом, обхватив предыдущего вокруг пояса. Первый игрок обхватывает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» начинает тянуть последнего играющего, стараясь оторвать его от остальных. Есть и другой вариант игры: Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.

Забава «Вишенка»

Эта забава предназначена для молодых парней и девушек на выданье. Все становятся плечом к плечу в две шеренги друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки (или чуть ближе). Участники выставляют перед собой руки на уровне чуть выше пояса ладонями вверх или сцепляют руки в замок для более крепкого соединения. Получается коридор. Доброволец (вишенка), разбегается и рыбкой прыгает на руки в начале коридора. Задача прокидать вишенку до конца коридора. Вишенка должен вытянуть руки вперед и держать ноги вместе. Коридор должен немного присесть и одновременно с криком «Ээээ-х» подбрасывать вишенку вверх и вперед по коридору. Главное здесь побольше разбежаться и повыше да подальше полететь, а после этого руки товарищей добросят игрока до девушки, которую нужно поцеловать. После переката по волнам из рук на пару десятков метров поцелуй получается очень чувственным. Главное в игре - вовремя затормозить, а то пролетишь нужный адресат.

Горелки

Старинная русская забава. В Горелки играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту. «Холостые парни и девицы устанавливаются парами в длинный ряд, а один из молодцев, которому по жребию достается гореть, становится впереди всех и произносит:

— «Горю, горю пень!»

— «Чего ты горишь?» - спрашивает девичий голос.

— «Красной девицы хочу».

— «Какой?»

— «Тебя, молодой!»

При этих словах одна пара разбегается в разные стороны, стараясь снова сойтись друг с дружкою и схватиться руками; а который горел - тот бросается ловить себе подругу. Если ему удастся поймать девушку прежде, чем она сойдется со своей парою, то они становятся в ряд, а оставшийся одиноким заступает его место. Если же не удастся поймать, то он продолжает гоняться за другими парами, которые, после тех же вопросов и ответов, бегают по очереди». А.Н.Афанасьев

Ручеек

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная. Играющие встают друг за другом парами, обычно юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Кубарь

В Древней Руси игры с кубарем были одними из самых распространенных. Уже в X в. кубарь имел настолько совершенную форму, что она почти не менялась до наших дней. Простейшие кубари вытесывались топором и ножом из деревянного цилиндра путем стесывания его нижнего конца до формы конуса. Обязательной принадлежностью игр с кубарем является кнутик (веревочка на короткой палке) или просто веревочка, с помощью которых кубарь раскручивается до быстрого и устойчивого вращения. Кубарь запускается по-разному. Иногда его раскручивают между ладонями, а чаще накручивают на кубарь веревочку и с силой дергают за ее конец. Это придает кубарю вращательное движение, которое затем можно поддерживать, подхлестывая кубарь кнутиком или веревочкой. Кубарь при этом не падает, а только слегка подпрыгивает «как живой» и начинает вращаться еще быстрее, продвигаясь постепенно в определенном направлении. Умелые игроки соревнуются, гоняя кубарь по условленному направлению, часто извилистому, лавируя между различными преградами или преодолевая препятствие.

Чижик

Чижик — игра детская, веселит детей удачно и печалит нечаянными побоями. Старший из детей очерчивает на земле мелом или острой палочкой квадрат - «клетку», в ее середине устанавливает камень, на который кладет палочку - «чижик». Все по очереди подходят к «клетке» с другой длинной палкой и бьют по «чижику», который от удара подлетает вверх. Тогда другие игроки бьют «чижика» на лету, стараясь загнать его в обратно в «клетку». Игра продолжается дотоле, пока явится кто-нибудь из игроков с разбитым лицом и с криком начинает доискиваться виноватого. Но так как побои скоро забываются детьми, то игра Чижик скоро возобновляется.

Заря

Игроки встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

Петушки

Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, - словом, петушиться. Но настоящие мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Для игры очерчивали небольшой круг, и двое игроков становились в его центр. Правила были строгие - руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Парням можно было толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на землю второй ногой или выпрыгнул за границу круга, ты победил.

Оплеухи

Старая добрая забава для парней. На лавку напротив друг друга садятся два молодца, скрестив ноги под лавкой, и наносят друг другу «оплеухи». Узкая лавка и скрещенные ноги мешают наносить сильные удары напряженной рукой. Раз один из парней попытался ударить посильней, да еще и кулаком, что против правил, но ему же стало хуже - он стал жертвой собственной непогашенной инерции и узкой скамейки и полетел на землю.

Бой мешками

Двое добрых молодцев встают или садятся на бревно, в руки берут по мешку и по команде начинают бить соперника мешком, стараясь сбросить его с бревна на землю. Для сложности можно одну руку держать плотно прижатой к пояснице, а действовать другой рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

Катание по шестам

Эта народная зимняя забава когда-то была широко распространена в губерниях России. На склоне горы или бугра кладется под уклон параллельно друг другу на расстоянии около 1 метра два ровных, гладко обструганных шеста (жерди) длиной 15-20 м. Получаются два гладких рельса, по которым можно скатиться с горы. Шесты неоднократно поливают водой, чтобы они прочно вымерзли и стали скользкими. Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника схожего по росту и весу. Напарники встают на шесты лицом друг к другу, поддерживая один другого руками за плечи или талию. Впрочем, способы могут быть самые разные, лишь бы устоять при быстром скольжении вниз. Согласованность действий, умение удерживать равновесие, изобретательность, смелость позволяют некоторым прокатиться в самых удалых и комических позах.

Люлька

Для этой забавы нужна веревка длиной 2-3 метра. Веревку держат двое, а можно один из концов привязать к дереву. Веревку не крутят, а лишь раскачивают над землей на разной высоте - от 10 сантиметров и выше. Парни и девушки по одному (или парами) разбегаются и перепрыгивают через раскачиваемую веревку или же начинают прыгать разными способами: с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещенными ногами, с поворотом при прыжке и т. д. Прыгают, пока не совершат ошибки. Допустивший ошибку сменяет одного из качающих веревку. Ошибкой считается не только неудачный прыжок, но и любое задевание веревки.

Бирюльки

Бирюльки — это небольшие соломинки (или палочки - деревянные, камышовые, костяные или из любого другого, даже искусственного материала) сантиметров в 10 длиной, а числом от шестидесяти до ста. Пучок бросают на стол, или любую ровную поверхность, так, что бирюльки ложатся в хаотичном беспорядке одна на другую и рядом. Играющие участники забавы строго поочередно снимают их по одной - как удобнее: пальцами или специальным проволочным крючком, насаженным на палочку. Кто чуть только пошевелит соседнюю бирюльку, сразу передает крючок следующему игроку. Так продолжают, пока не разберут полностью всю кучу. Выигрывает тот участник, у кого накопилось самое большее число безупречно снятых бирюлек. К некоторым бирюлькам приделывают головки, называя их: король, генерал, полковник и т. д.; можно также придать палочкам вид копья, ножа, пилы, лопаты и т. п. За такие особые бирюльки начисляют большее число очков.

Жмурки

Водящего игрока называют «жмуркой».

Жмурке завязывают глаза (обычно шарфиком или платком). Раскручивают его и после спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Лови мышей, а не нас.

После этого игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Жмурка должен поймать любого другого игрока и опознать. В случае успеха, пойманный становиться жмуркой. Игрокам можно бегать, застывать на одном месте, «дразнить» водящего, чтобы обратить на себя его внимание и, может быть, таким образом спасти того игрока, к которому водящий или «жмурка» подошел слишком близко.

Бубенцы

Это старая русская игра. Играющие встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные поют:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов игрок с завязанными глазами должен по звуку бубенца поймать увертывающегося от него участника. Когда участник с бубенцом пойман, он становится водящим, а второй игрок становится в общий круг.

Золотые ворота

В этой игре двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Получаются «ворота». Остальные встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. А «ворота» в это время произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те игроки, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все игроки становятся «воротами».

Гуси-лебеди

Выбрав двух или одного волка, в зависимости от количества играющих, выбирают вожака, того, который начинает игру. Все остальные становятся гусями. Вожак становится на одном конце площадки, гуси - на другом, а волки в стороне прячутся. Вожак похаживает, поглядывает, и, заметив волков, бежит на свое место, хлопает руками и кричит:

— Гуси-лебеди, домой!

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

— Серых гусей щипать да косточки глодать!

После этих слов гуси должны успеть добежать к вожаку, пока их не сцапали волки. Пойманные гуси выходят из игры, а оставшиеся игроки повторяют игру снова до тех пор, пока волки не переловят всех гусей.

Катание пасхальных яиц

Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков. На ровной площадке устанавливается дорожка (также называемая катком или лотком), представляющая собой желоб, изготовленный из картона или дерева, в торце которого выкладывают крашеные яйца, а также игрушки и прочие безделушки. Дорожка может быть наклонной, а форма ее варьируется. Иногда обходятся без специальной дорожки, яйца при этом катают по полу или по траве. Каждый игрок катит своё яйцо по дорожке. Если он попадет в какой-то из предметов, этот предмет выигран. Если же яйцо не задевает никакой предмет, его оставляют на площадке, и оно может достаться другому игроку в качестве приза.

Слон

Слон — старинная русская игра, которую особенно любят мальчики, так как игра выявляет самых сильных и выносливых. Игроки делятся на две равные по силам и по числу участников команды. Одна из команд - слон, другая запрыгивает на него. Самый крепкий и сильный игрок становится впереди лицом к стене, опираясь о нее, согнувшись и опустив голову. Следующий участник обхватывает его за пояс и прячет голову, за ним третий, четвертый и так далее. Они должны крепко держаться друг за друга, изображая слона. Участники другой команды по очереди разбегаются и запрыгивают на спину слона так, чтобы сесть верхом как можно дальше вперед, оставив место для следующих. Задача играющих - всей командой остаться на слоне и не свалиться в течение 10 секунд. После этого участники команд меняются ролями.

Целуй, девка, молодца

Для игры потребуется много участников — девушек и парней. Играющие встают в круг, а кто-то один становится в центр. Затем все начинают двигаться: круг вращается в одну сторону, тот, кто в центре, в другую. Игрок в центре вращается с закрытыми глазами и вытянутой впереди себя рукой. Все напевают:

Шла матрешка по дорожке,

Потеряла две сережки,

Две сережки, два кольца,

Целуй, девка, молодца.

С последними словами все останавливаются. Игрок, на которого указывает рука ведущего выходит в центр. Игроки становятся друг к другу спиной и на счет «три» поворачивают голову налево или направо; если стороны совпадают, то счастливчики целуются!

Заводила

Сначала все игроки становятся в круг лицом к центру. Водящий отходит в сторону от игроков, которые, в свою очередь, выбирают «заводилу». «Заводила» показывает всем остальным игрокам различные движения, а игроки повторяют эти движения, не отставая от «заводилы». Водящий должен отгадать, кто является «заводилой». Если после 20 секунд ему это не удается, водящий выбывает из игры, а игроки выбирают себе нового водящего.

Колечко-колечко

Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Остальные держат свои ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.

Знаете, откуда пошло выражение подбивать бабки? Сейчас расскажу...
Практически на любой деревенской пахоте встречаются кости крупного рогатого скота, и это не удивительно. Но иногда ничем не примечательная кость порождает четкий металлический сигнал поискового прибора, чего от нее совершенно не ожидаешь. Скорее всего, это означает, что под катушкой детектора - так называемая «бабка», вернее, начиненный свинцом биток для старинной игры, корни которой уходят аж в Древний Египет.

Игра в бабки похожа на игру в городки: играющие выставляют бабки «на кон» - по отдельности или в различных комбинациях, и по очереди сбивают их битком с определенного расстояния. Существует много разновидностей и вариантов правил игры в бабки. В России для игры традиционно использовались коровьи кости, а для получения битка в них забивали гвоздь или заливали свинцом.

Игра в бабки в деревне, 1890.

Вот один из вариантов игры, согласно книге И. Панкеева «Русские праздники и игры» (1999):
КОН ЗА КОН
Игроки ставят на ровном месте по гнезду на битку. Потом определяют условное расстояние - коны. Кому прежде бить и кому после, о том мечут жребий. Для этого игроки бросают вверх бабки с особенными уловками - выстилкою. Если бабка, упавшая на землю, ляжет на правый бок - то это будет плоцка - старшая по игре; если ляжет на спину, то будет жог - вторая по игре; если ляжет бабка на левый бок, то это будет ничка, моложе всех. Игроки, становясь на черту, бьют битками по старшинству. Если сшибут бабки, на кону стоящие, то их считают своим выигрышем. Когда они все пробьют, тогда каждый переходит за кон к своим биткам и бьет с того места, где лежит его битка; чья далее лежит, тот прежде начинает и бить, а остальные доканчивают игру по расстоянии своих биток.

Интересно, что в этой же книге упоминаются такие варианты игры, как «Об стенку (пристенок)» и «Кудачок (трясучка)». Я хорошо помню эти игры, только в школьные годы вместо костей мы играли монетами - полноценной советской мелочью. Это были очень азартные денежные игры, которые велись втайне от учителей и родителей. Кроме «пристенка» и «трясучки» была еще одна подобная игра - «монголка» (когда столбик монет перекидывали с ладошки на тыльную сторону кисти, иногда «на кулачок» и «с перехватом»), но вряд ли она имеет какое-то отношение к игре в бабки.

Группа крестьянских мальчиков. Игра в бабки. Фотограф В. Каррик. 1860-е гг.

Игра в бабки в старые времена была настолько популярна, что ее изображали на своих полотнах живописцы. Известно также стихотворение А.С. Пушкина «На статую играющего в бабки»:
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

В.Е. Маковский "Игра в бабки" (1870) .

Наверное, в наше время маловероятно встретить в деревне играющих в бабки. По крайней мере, я никогда таковых не встречал, и ничего об этом не слышал. Но на просторах ЖЖ один человек вспоминает , как играл в эту игру несколько десятков лет назад, и даже не в деревне, а в городе. Правда, в качестве битков использовались не залитые свинцом кости, а « плитки» - «металлические фиговины … от банальных кусков арматуры до полированных вручную плоских «чибышей».

А.И. Корзухин "Игра в бабки" (2-я пол. XIX века).

Хотя игра в бабки практически исчезла как народное развлечение, память о ней осталась в русских словарях. Выражения «подбивать бабки» и «сшибать бабки» произошли вовсе не от жаргонного «бабки-деньги», а восходят к описываемой игре. Происхождение же слова «бабки» в смысле «деньги» туманно: одни производят его от женщин (бабок) на крупных имперских ассигнациях:), другие - от старинного названия способа укладки снопов. Получается, в выражениях «подбивать бабки» и «сшибать бабки» просто удачно сошлись две разные этимологические линии.

Оригинал взят у metalchemist в Бабки

Знаете, откуда пошло выражение "подбивать бабки"? Сейчас расскажу...

«Лапта»

«О радость жизни, детская игра!

Век не уйти с соседского двора.

За мной являлась мать. Но даже маме

В лапту случалось заиграться с нами.

Чего ж ей, великанше, делать тут?

В неё ж мячом всех раньше попадут.

Кидать кидали, да не попадали.

И к ужину обоих долго ждали».

Валентин Берестов

Опыт старших поколений помогает использовать традиционные виды физического воспитания и развития. В каждом районе и дворе, школе, поселке необходимо создавать возможности для развития народных видов спорта. "Русская лапта" - один из них. При занятиях русской лаптой учащиеся имеют положительную динамику состояния здоровья и развития двигательных качеств. Улучшается микроклимат в классных коллективах. Игра в лапту является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся.

Лапта - это одна из первых командных игр древнерусской культуры. Первые упоминания об этой игре относятся к XIV веку. Много принадлежностей для лапты было обнаружено при раскопках Новгорода.

При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. Ещё в дореволюционной России игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводится в России в конце 50-х, начале 60-х, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено.

Эта игра получила широкое распространение по всему миру, хотя и претерпела некоторые изменения.

Игра очень подвижная, ее использовали в качестве развлечения на многих праздниках. Особенно яркую характеристику этой игре дал А. И. Куприн: «Эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

Лапта́ - русская народная командная игра с мячом и битой. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры - ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песаполо в Финляндии, ойна в Румынии и другие.

Как известно, спортивные игры произошли из народных, культивируемых в разных странах на протяжении тысячелетий. Каждая такая игра отражает особенности характера того или иного народа, его историю; и быт. Вот и русская лапта много веков просуществовала как народная игра- забава. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов в станице Динской Краснодарского края состоял ось первое Всероссийское соревнование по лапте. В дальнейшем правила игры видоизменялись, игра становилась динамичнее, азартнее, интереснее.

В 1997 г. была создана Межрегиональная общественная организация- Федерация русской лапты Росси, а в 2003 г. эта федерация получила статус Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации.

В связи с тем, что русская лапта в стране стала бурно развиваться, в Белгородской области лапту включили в программу по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ республики в раздел «Народные игры» наравне с футболом, волейболом, баскетболом. И это не случайно, так как русская лапта является действенным средством физического воспитания детей школьного возраста, обладает широким возможностями разностороннего воздействия на занимающихся.

Большим преимуществом лапты по сравнению с другими игровыми видами спорта является ее экономическая доступность, что в современных условиях играет немаловажную роль. При проведении учебной и внеклассной работы здесь не требуется больших средств на приобретение соответствующего оборудования и инвентаря. Для игры достаточно ровной площадки размером от 60 до 110 см, мяча для игры в «большой» теннис и биты.

Игровая деятельность в лапте таит в себе большие возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Процесс формирования знаний, умений и навыков игры неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся.

Занятия лаптой способствуют развитию у учащихся основных физических качеств.

Важнейшим физическим качеством для игры в лапту является быстрота. Она зависит не только от двигательных реакций, но и от быстроты мышления и уровня развития моральных качеств. Поэтому в урочные занятия смело нужно вводить упражнения в беге и т. д. Для развития силы на уроках применяют упражнения с набивными мячами, утяжеленными битами, а также приседания с отягощением, метания мячей на дальность.

На уроках лапты с успехом можно решать и воспитательные задачи, поскольку в процессе игры для достижения общей победы учащиеся должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевать сопротивления соперника. Это помогает воспитанию дружбы, коллективизма, инициативности, решительности, а также комплекса положительных психологических качеств.

Игре в лапту свойственны высокий эмоциональный подъем и яркая зрелищность, что во многом облегчает решение одной из важнейших задач физического воспитания школьников: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культуры.

Чтобы планировать уроки по лапте, учитель должен знать содержание всей учебной программы во взаимосвязи ее разделов, начиная с начальных классов. Подготовка учащихся включает себя: овладениями основами теоретических знаний; общую физическую подготовку, которые состоит из физических упражнений, усложняющихся с каждым годом обучения; специальную подготовку состоящую из технических элементов защиты и нападения при игре в лапту, а также тактике игры.

Занятия лаптой должны строится с учетом времени года и климатических условий, поскольку в основном предполагают проведения обучения на открытом воздухе с использованием естественной площадки с травяным покрытием. Занятие можно организовать и в спортивном зале. Мини- лапта будет способствовать физической подготовке учащихся и позволит сохранить необходимые навыки в течении всего года.

На начальном этапе обучение (младшие классы) общая физическая подготовка включает в себя простые упражнения, по мере роста подготовленности учащихся они усложняются.

В качестве подготовительных игр к обучению игре в лапту можно использовать различные подвижные игры: «Салки с мячом» в разных вариациях, «Метательная лапта», «Круговая лапта», «Ножная лапта» и т.д.

«Круговая лапта»

Это старинная игра. В XIX веке ее называли «Немая лапта». Ниже описывается последний вариант этой игры, широко распространенный среди детей среднего и старшего школьного возраста. Количество участников - от 6 до 40 человек. Для игры требуется один мяч (волейбольный или маленький, размером с теннисный).

Описание. На площадке на воздухе или в зале чертится большой круг или прямоугольник. Играющие делятся на две равные команды. Согласно жребию одна из них - водящая команда (она становится в середину круга или прямоугольника), другая - полевая команда (располагается за кругом, прямоугольником - с двух сторон). У одного из полевых игроков в руках мяч. По договоренности можно спрятать его или показать водящим игрокам. Полевые игроки по сигналу стремятся попасть мячом в водящих (в любую часть тела, за исключением головы), а те, увертываясь от мяча, ловят его. Если игрок будет осален мячом, то он выбывает из игры; если же водящий поймает мяч, он не считается осаленным и имеет право выручить одного из вышедших из игры. Вырученный им игрок становится опять в середину круга. В процессе игры количество входящих игроков то убывает, то увеличивается за счет вырученных игроков. Игра продолжается установленное время или пока не будут осалены все водящие игроки. Участники меняются ролями и играют второй раз. Проигрывает команда, у которой к концу установленного времени будет меньше игроков в «поле» или в которой все игроки будут осалены.

Правила.

    Если водящим игроком пойман мяч, но выручать им некого (нет выбывших из игры), то он имеет право в дальнейшем оставить в кругу первого осаленного игрока.

    Полевые игроки при метании мяча не имеют права заходить за черту круга.

    Только непосредственное попадание в водящего игрока считается осаливанием. Если мяч попал в игрока после отскока от земли, пола или какого-либо предмета, то осаливание не засчитывается, и водящий остается в кругу.

    Если мяч попал в одного игрока, а затем отскочил ко второму, первый считается осаленным, а второй остается в игре.

    Выбывшие из игры снова входят в нее в соответствии с очередностью их выхода из игры.

"Ножная лапта"

П
одготовка
. Эта игра во многом напоминает обычную русскую лапту, но в ней есть дополнительный элемент - удар по мячу ногой. Это делает игру похожей на футбол. Как и в обычной лапте, игроки разделяются на две команды по 8-9 человек: бьющую и водящую (полевую). Игра проводится на ровной площадке длиной 50-70 м и шириной 25-30 м.

С
одержание игры
. Игрок бьющей команды с разбега бьёт ногой по мячу, посылая его в поле. Удары по мячу производят по очереди все игроки команды, поэтому они должны иметь порядковые номера. Игрок, пробивший мяч в поле, должен успеть пробежать от линии города до линии дома и вернуться обратно, пока его не осалили мячом. Команда, находящаяся в поле, старается перехватить мяч. Игроки могут делать это и рукой, и ногой. Задержав мяч, они стараются попасть им в игрока бьющей команды, который перебегает поле. Если игрок команды бьющих успел добежать до линии дома и вернуться назад, он приносит своей команде одно выигрышное очко. Если же игрок полевой команды сумеет перехватить мяч с лёта и осалить игрока, совершающего перебежку, команды меняются полями. Побеждает команда, которая наберёт большее количество очков.

Правила, отличающие игру от обычной лапты:

    В игре используется футбольный мяч.

    Бьющие посылают мяч в поле не битой, а ударом ноги.

    Полевые игроки, принимая мяч и перепасовывая его, имеют право играть руками, ногами, головой и плечом.

    Вылет мяча за боковые линии города считается аутом, как и в обычной лапте.

Библиография

    Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160

    Афанасьев, С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. - Кострома: ИМЦ "Вариант", 1993. - 224 с.

    Букатов, В.М., Ершова, А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2000. - 222 с.

    Фришман, И.И. Выигрывает тот, кто играет! - Н. Новгород: Педагогические технологии, 2001. - 106 с.

Новое – это хорошо забытое старое, известная истина. Незаслуженно забытые старые игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные стратегии и «экшн». Они подарят вам спортивный азарт, возможность проявить ловкость и смекалку в реальной жизни, а не на экране монитора. Кроме того, у вас есть заманчивая перспектива стать чемпионом двора по городкам или бабкам!

Освойте старые игры и предложите их своим друзьям. Удачи вам!

Чиж

Понадобятся чиж и две палки. Чиж – это короткая палочка с заостренными концами. На земле чертят круг диаметром в 1 м – кон, в центре кладут чиж и определяют поле, куда следует направлять полет чижа.

Играют двое. Один из играющих (метальщик) ударяет палкой по заостренному концу чижа, стараясь выбить его в поле (можно сначала подбросить его вверх, а потом вторым или третьим ударом выбить подальше). В случае промаха или если чиж ляжет слишком близко от кона (на расстоянии меньшем, чем длина палки) метальщик может повторить удар, но после третьего промаха меняется с водящим ролями. Второй игрок – водящий – старается поймать чиж на лету или задержать его палкой и с того места, куда упадет чиж, ударом палки забросить его обратно в кон. Метальщик препятствует этому, стараясь отбить чиж и снова направить его в поле.

Если чиж попадет в круг или водящий поймает его на лету, игроки меняются ролями.

Горелки

Участники становятся парами, держась за руки, друг за другом – образуют колонну.

Впереди колонны – водящий. По команде водящего последняя пара разъединяет руки и бежит вперед: один по правую, другой по левую сторону колонны.

Задача игроков – увернуться от водящего и успеть взяться за руки. Если водящему удается поймать одного из игроков, то он вместе с пойманным становится первой парой колонны. Если игроки сумеют перехитрить водящего и взяться за руки – они становятся в голову колонны, а водящий начинает игру сначала.

Штандер

Названный игрок ловит мяч на лету или поднимает его с земли и старается попасть им в кого-либо из разбегающихся в стороны остальных игроков. Поймав мяч на лету, игрок имеет право крикнуть: «Штандер!» Тогда все участники должны замереть, а игрок с мячом может спокойно прицелиться и запятнать мячом любого.

Пойманный в воздухе мяч дает также право сразу бросить мяч вверх и выкрикнуть имя кого-либо из играющих.

Если тот, кого пытались запятнать, сумеет поймать брошенный в него мяч, он получает право запятнать им другого игрока. Запятнанный выбывает из игры.

Правила игры разрешают замиравшим игрокам, в которых целятся мячом, приседать, уклоняться от мяча, но сходить с места они не имеют права.

Рыбки

Игра напоминает салки, но у нее есть интересная особенность. Участники игры привязывают к поясу полутораметровую нитку с короткой палочкой (рыбкой) на конце. Задача играющих – наловить побольше рыбок, т. е. оборвать побольше волочащихся по земле палочек, наступая на них и, сохранить свою. Игрок, потерявший рыбку, выбывает из игры.

Побеждает тот, кто сумел собрать большее количество рыбок, сохранив свою.

Игра в классики

С наступлением весны, как только сходит с асфальта снег, во дворах и на детских площадках появляются классики. Вспомним некоторые варианты этой старой игры.

На асфальте мелом расчерчиваем (понадобится мел) прямоугольник шириной 1,5 м и длиной 2,5 м. Прямоугольник можно расчертить разными способами.

Участники игры определяют очередность по договору или жребием. Первый играющий становится перед классиками и бросает в первый прямоугольник (1 класс) плоскую круглую биту (бита может быть выточена из бруска железа, можно использовать обычную жестяную коробочку из-под леденцов и т. д.). Затем прыгает на одной ноге в класс и ударом ноги выбивает биту в следующий класс.

Таким образом можно пройти все классы. Можно добавить к прямоугольникам полукруг или другую фигуру (дом, рай, огонь), в которой по условию можно будет встать на обе ноги (например, дом или рай), или напротив, перепрыгнуть ее, не оставляя в ней биту (огонь).

Если бита улетела не в тот класс или игрок наступил на черту, он уступает место следующему игроку. Играя в классики, можно добавлять и придумывать новые правила, способы прыжков, очертания самих классиков.

Бабки

Старая русская игра, напоминающая городки. В старые времена бабки делали из надкопытного сустава домашнего животного, остающегося после варки студня. Биток – самую крупную бабку – заливали изнутри свинцом и использовали в игре как биту.

В наше время костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, а для битка выбрать чурку потяжелее. Бабки ставят на линию кона и выбивают с расстояния 3–5 м.

Играющие делятся на две команды. Перед каждой командой за линией кона в определенной последовательности расставляют бабки – не менее 10 штук. Участники команд стремятся сбить поставленные бабки меньшим количеством бросков.

Для каждой последовательности существуют свои правила: «забор» ставят вдоль линии кона, «гусек» в два ряда перпендикулярно ей. «Забор» можно сбивать с любого конца, но не более двух бабок за один бросок. «Гусек» начинают сбивать с последней от коновой линии пары бабок. Если за один бросок сбито более двух бабок или бабки выбиты не подряд, их ставят на место. Игроки бросают биток по очереди. Побеждает команда, первой выбившая все бабки с кона.

Казаки-разбойники

Некогда очень популярная среди детей дворовая игра. Предварительно играющим надо обговорить границы, в которых можно перемещаться, прятаться – двор, квартал, микрорайон. Затем играющие разбиваются на команды, одна из которых – казаки, а другая – разбойники.

Разбойники разбегаются прятаться, а казаки находят и отмечают место для темницы, куда будут отводить пойманных разбойников. Темницей может быть лавочка, угол двора, песочница или просто место под деревом.

Казаки будут охранять темницу, поэтому она должна быть не слишком большой, но и не тесной. Если игра происходит на сравнительно большом пространстве, разбойники должны помечать свой путь нечастыми метками-стрелками мелом на асфальте.

Казаки выходят на поиск и ловят разбойников. Их задача – найти, догнать, запятнать и отвести в темницу разбойников. Казак отводит разбойника в темницу, держа его за руку или рукав. Пойманный и запятнанный разбойник не должен по правилам игры вырываться. Но если казак случайно разжал руку, разбойник может убежать. Разбойники могут выручать своих товарищей по дороге в темницу – неожиданно подбежать и осалить казака – тогда казак должен отпустить пленного, и оба разбойника убегают. Казак, в свою очередь, может первым запятнать разбойника, пытавшегося освободить пленного. Если ему это удастся, то он приведет уже двух пленных.

Кроме того, разбойники могут освобождать своих товарищей из темницы. Но для этого им надо, миновав сторожа, запятнать самого пленного в темнице. Сторож в это время может запятнать самих освободителей. Для ловли разбойников и охраны, пленных можно разбиться на пары или на группы – это усложнит игру.

Игра заканчивается, когда все разбойники пойманы и находятся в темнице. После этого казаки и разбойники могут поменяться ролями.

Городки

Для игры нужно подготовить биты и рюхи, можно купить (они бывают деревянные и пластиковые). Рюхи изготавливают из круглых деревянных брусков 5 см диаметром, 15 см длиной. Длина бит – 80 см, диаметр – 5 см. Для каждой команды на земле размечают линии кона, пол кона и городов. Участвуют две команды. Играть можно и с меньшим количеством участников – 2–3 человека.

Задача игроков – меньшим количеством ударов выбить из своего города наибольшее количество фигур, в которых сложены рюхи. Каждая фигура состоит из пяти рюх. Всего их 15. 1 – пушка, 2 – звезда, 3 – колодец, 4 – артиллерия, 5 – пулеметное гнездо, 6 – часовые, 7 – тир, 8 – вилка, 9 – стрела, 10 – коленчатый вал, 11 – ракетка, 12 – рак, 13 – серп, 14 – самолет, 15 – письмо. Для начала можно использовать заранее оговоренное число фигур – 3 или 5 для младших игроков,10 – для ребят постарше. После тренировок можно переходить на полный набор фигур.

В городках, как правило, фигуры устанавливают и выбивают в той же последовательности, в какой они пронумерованы. Все фигуры устанавливают на передней линии города. Каждая команда получает по жребию правый или левый город. Каждому игроку дается по две биты для двух бросков по фигурам.

Сначала метают биты все участники одной команды, затем другой. Рюха считается выбитой, если она полностью вылетела за линию кона. Если же она легла на черту или откатилась в пригород, ее продолжают выбивать. Удар не засчитывается, если игрок заступает за линию кона или пол кона. Первый удар всегда делается с кона. Если игрок не промазал и выбил какое-либо количество рюх из установленной фигуры, следующий удар он наносит с пол кона. Следующий игрок тоже начинает броски биты с кона, при успешном попадании переходит на пол кона. Команда, затратившая на все фигуры меньшее количество бит, получает очко.

Периодов в игре обычно несколько, игроки договариваются об их количестве заранее. Побеждает команда, набравшая большее количеством очков.

Смотрите обзор набора для игры в городки , там также показаны способы расстановки (с названиями).

Статьи по теме: