Уроки игры на вистле. Орнаментация для вистла, ирландской флейты и ирландской волынки - Woodwind Instruments

Орнаментация для вистла, ирландской флейты и ирландской волынки

Одной из самых характерных особенностей вистла и ирландской флейты является устоявшаяся система применяемой пальцевой орнаментации. Пальцевая орнаментация - это особые движения пальцами выполняемые при игре для украшения и внесения разнообразия в мелодию. Перечисленная ниже орнаментация является неотъемлемой частью традиционной ирландской музыки, если вы хотите играть "канонично", "традиционно" и "по-ирландски", вам следует её использовать.

Важно понимать, что несмотря на то, что сама система орнаментов является довольно устоявшейся, то, какие орнаменты (а также какую артикуляцию и фразировку) использовать и в каких случаях - дело личного вкуса музыканта. Не существует “правильных” и “неправильных” стилей игры какой-либо народной мелодии (есть лишь традиционные и не традиционные), вы можете встретить десятки вариантов исполнения какой-нибудь “Foggy Dew”, и никто не запрещает вам придумать еще один, собственный вариант. В этом главная сила и прелесть любой фолк музыки.
Хотя с другой стороны полезно знать и ценить существующую традицию, существуют мелодии, которые принято играть тем или иным устоявшимся образом. Так, например, в джиге Humours Of Ballyloughlin череда нижних ре в 8-м, 16 и т.д. тактах очень часто исполняются в виде крэна, в первой части слип-джиги Elizabeth Kelly’s Delight часто можно услышать слайды при переходе к нескольким сильным долям, например во 2, 6 тактах, а в джиге Fraher’s большинство тактов играют с роллами.
Но никто на вас не обидится, если вы предпочтете играть их по-своему. В конечном счете это формирует стиль исполнения, по которому можно отличать игру одного музыканта от игры другого.

Орнаменты, используемые в ирландской музыке, исполняются практически всеми музыкантами независимо от инструмента, их используют волынщики, флейтисты и вистлеры, ирландские скрипачи, игроки на ирландском бузуки и т.д. Большинство орнаментов пришло от волынщиков. В случае духовых инструментов, орнаменты гораздо удобнее исполнять на инструменте с открытыми игровыми отверстиями без механики, именно поэтому традиционные музыканты предпочитают играть на поперечных флейтах простой системы, а не на флейтах Бёма, у которых игровые отверстия закрыты клапанами.

Одно из самых лучших объяснений орнаментации с примерами и упражнениями дано у Грея Ларсена в его книге "Основной курс по ирландской флейте и тинвистлу" , настоятельно рекомендуется. Еще одна хорошая книга: Сonal O’Grada - Irish Traditional Flute Technique

Приведем наиболее известные часто используемые орнаменты. Далее для удобства объяснения предполагается вистл сопрано Ре:

Каты (cuts, chips, (upper) grace notes) - ритмическое украшение, для исполнения которого музыкант на очень короткое время открывает одно из игровых отверстий над последним закрытым отверстием (если смотреть сверху вниз) при игре нот Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля. Для ноты Си кат исполняется тем же пальцем, что закрывает отверстие для извлечения ноты Си. Звук ката настолько короткий по длительности в любом темпе, что его высота неразличима на слух. Это является важным отличием ритмического ката от мелодических мелизмов классической музыки (форшлаги, морденты).
Каты можно применять для разделения повторяющихся нот, т.е. вместо того, что бы разделять ноты прерыванием потока выдыхаемого воздуха, музыкант исполняет кат, который делит непрерывный звук на две одинаковые ноты (к слову на волынке это основной способ разделения повторяющихся нот, т.к. волынщик не имеет возможности прервать звук дыханием). Каты также используют для ритмического подчеркивания перехода к более низкой или более высокой ноте, чаще всего таким образом подчеркивают сильные доли (ноты, начинающиеся с удара метронома). Каты могут усиливать ритм и привносить дополнительную энергию в мелодию, а также разнообразить игру идущих подряд нот. Каты является составной частью роллов и крэннов.
Опытный музыкант может очень тонко управлять силой и длительностью ката, делая их очень легкими и мягкими, или очень грубыми и акцентированными, что достигается преимущественно контролем за высотой поднятия пальца, исполняющего кат (чем выше - тем более длительным и акцентированным получается кат). Одновременно с катом музыкант может добавить языковую (игра с атакой) и глоточную ("гортанные смычки" по Ларсену) артикуляцию для еще большего усиления эффекта акцентирования.
Научиться играть каты:
http://www.youtube.com/watch?v=-1CQqbT0bIw
http://www.youtube.com/watch?v=KJYa_jYk4ug

Удары, страйки (hits, strikes, taps, tips, pats, slaps) - ритмическое украшение, для исполнения которого музыкант на очень короткое время закрывает отверстие (ударяет по отверстию) под последним закрытым отверстием (если смотреть сверху вниз) при игре нот Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си. Для ноты До-диез страйк исполняется быстрым и коротким закрытием верхнего отверстия. Как и в случае с катом, страйк имеет очень малую длительность и его высота неразличима на слух.
Страйки применяют для того же, для чего применяют каты. Страйки являются составной частью роллов.
Как и в случае с катами, опытный музыкант может варьировать силу страйка, в основном управляя длительностью закрытия отверстия пальцем, исполняющим страйк, а также управляя площадью закрываемого отверстия (страйк по половине отверстия будет звучать мягче и менее выражено, в сравнении с ударом (и закрытием) всей площади игрового отверстия). Добавление языковой и глоточной артикуляции также доступно.
Научиться играть страйки:
http://www.youtube.com/watch?v=U_VCDA1yYco
http://www.youtube.com/watch?v=xfgXsEcb1GY

Роллы (rolls) - комбинация ката и страйка при игре нот Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си.
Различают несколько разновидностей роллов, в основном в зависимости от длительности ролла и количества катов (очень хорошо об этой классификации написано в книге Ларсена), но ролл всегда состоит минимум из одного ката и одного страйка (т.к. череда только лишь катов даст другой орнамент - крэнн, а череда страйков - что то вроде трели).
Если вспомнить о применении катов и страйков для разделения повторяющихся нот, можно сказать что обычный ролл - это группа 3 или 4 одинаковых восьмых нот, разделенных катами и страйками.
Ролл - один из самых широко используемых составных орнаментов ирландской музыки, в мелодии с роллами появляется характерное “журчание” и переливы, у слушателя возникает впечатление, что мелодия имеет более быстрый темп и больше нот, чем есть на самом деле.
Большинство исполнителей при игре ролла придерживаются строгого порядка - сначала кат, затем страйк, дальше (если нужно) опять кат. Но возможны и другие схемы, не сильно впрочем различающиеся по эффекту: страйк-кат, кат-страйк-страйк, страйк-кат-страйк и т.д.
Очевидно, что каноничный ролл не может быть исполнен для нот Ре и До-диез (для вистла сопрано Ре) т.к. в одном случае нет возможности исполнить кат, а в другом случае страйк.
Научиться играть роллы:
http://www.youtube.com/watch?v=Wh2zOT8wTs8
http://www.youtube.com/watch?v=wOt9gPpN95w

Крэнны, краны (crans) - общее название нескольких техник, которые позволяют исполнить нечто похожее на ролл, обычно для ноты Ре. Допустимо исполнение и для других нот (для которых возможен кат), но для Ре, не имеющей альтернатив в виде ролла, их применяют чаще всего. Состоит из быстрой череды (чаще всего из двух или трех) катов, исполняемых одним или (последовательно) несколькими пальцами.
Научиться играть крэнны:
http://www.youtube.com/watch?v=zj0mzSbEe4k

Слайды, бенды (slides, bends) - медленное, постепенное открытие / закрытие игрового отверстия при переходе на одну или более ступеней выше / ниже. В результате получается более плавный, растянутый переход от одной ноты к другой. В отличие от глиссандо, слайд - это всегда слитный переход между двумя нотами, не важно на сколько ступеней.
Слайды часто применяют при игре медленных мелодий, например эйров, но при должной сноровке их можно успевать играть и при быстром темпе. Хорошо комбинируются с другими орнаментами (часто можно услышать слайд переходящий в вибрато или в ролл)
Научиться играть слайды:
http://www.youtube.com/watch?v=pDtb02yZJlc
http://www.youtube.com/watch?v=sfzNX6uwp_Q
В ирландской традиционной музыке слайдами также называют особый вид мелодий с размером 12/8 или 6/8. Эти мелодии похожи на сингл-джиги (одиночные джиги), но имеют больше ритмических акцентов и играются в более быстром темпе. Не путайтесь.

Вибрато (vibrato) - На флейте и вистле можно исполнять два вида вибрато - пальцевое и дыхательное. Среди исполнителей на вистле и ирландской флейте пальцевое вибрато считается более традиционным. Пальцевое вибрато - связано с изменением тона и высоты звука (причем высота меняется в сторону понижения). Исполняется путем открывания-закрывания открытых дырок под открытой дыркой, находящейся под последней закрытой дыркой (закрывая-открывая самое верхнее открытое отверстие получим уже другое украшение - трель). Существует несколько техник отличающихся количеством участвующих пальцев (чем больше пальцев тем интенсивнее вибрато) и способом закрывания отверстий (полное/частичное (невозможно на флейтах системы Бёма) закрытие). Дыхательное вибрато - связано с изменением высоты (в обе стороны) и громкости звука. Исполняется путем изменения характера вдуваемой струи с помощью диафрагмы, связок, мышц живота. Стоит заметить, что дыхательное вибрато - единственный способ исполнения вибрато для ноты Ре (для вистла сопрано Ре).
Важно также отметить разницу в исполнении вибрато между классическими и традиционными музыкантами (причем речь идет не только о флейтистах, но так же, например, и о скрипачах). Для классического музыканта вибрато является неотъемлемым элементом мелодии и звука вообще, для традиционного музыканта - вибрато это украшение, которое он использует очень избирательно и эпизодически, порой не используя его вовсе.
http://www.youtube.com/watch?v=k10q2OZpnsc
http://www.youtube.com/watch?v=wXcAYmtwILA

Хаммероны, Двойные удары (hammer-ons, double taps) - не путайте с гитарными хаммеронами, эти пришли опять же от волынщиков. Исполняются путем многократных ударов по закрываемому отверстию, обычно при переходе на ступень ниже. Т.е. прежде чем палец закрывает отверстие, он несколько раз отскакивает от отверстия.
Научиться играть хаммероны:
http://www.youtube.com/watch?v=Bj9HbOIqp7M
Вы также можете скачать видео-тьютор “Vinnie Kilduff - Learn to play the tin whistle” и отматать примерно к 44:40

Трели (trills) - то, что получается если быстро открывать-закрывать последнее закрытое отверстие при игре какой-либо ноты - череда повторений ноты и ноты ступенью выше. В ирландской музыке трели редки и не слишком каноничны, но встречаются у некоторых исполнителей.

С разу хочу оговориться, что мои советы по игре на tin-whistle не являются "чисто" ирландскими. По правде сказать, меня это меньше всего заботит, "достоверно" я играю или нет. Какое-то время назад на меня оказала очень большое влияние музыка индейцев Юж.Америки, точнее, потомков племени кечуа. Тогда я был знаком с ирландским народным творчеством очень плохо. Когда же я заинтересовался кельтскими мотивами, то был немало и приятно удивлен, обнаруживая знакомые "ходы" мелодий, интонации и пр. Тут до меня дошло, что законы красоты существуют независимо от нас, скорее это мы зависим от них, и вполне понятно, что люди в разных частях света находят одинаковые созвучия, просто потому, что эти созвучия Красивы.

Глава первая
К акой вистл выбрать?


В истлы бывают самые разные - деревянные, металлические, пластмассовые, большие, маленькие, средние, очень маленькие...
Если вы считаете (я довольно долго так считал), что нет ничего лучше, чем сделать свой инструмент самому, то посмотрите это простое и понятное How to make itself .
Если же покупать, то что и где? Единственный в России, который я знаю, магазин, в котором можно купить вистл (только спрашивать надо почему-то "свирель"), это "Аккорд ", Москва, ул. Нижняя Масловка, д.6, метро "Савеловская", направо под мост, 5 минут ходьбы. Там можно оставить заказ. Я купил кларковский вистл именно так в течение недели. Если у вас есть кто-то в Москве, он может придти в магазин, попросить принять заказ, оставить свой телефон и спокойно ждать. Вистл "The Sweetone by Clarke", конический, то есть "классического" типа, стоит 250 р. Все остальные вистлы, очевидно придется покупать за границей.
Какие марки? Я чаще всего играю на "Walton", сделано в Дублине, стоит 3-4$, висит десятками в магазинах Европы. То, что называется "дешево и сердито". Звук мне нравится. Неплохие вистлы делает фирма "Susato", пластмассовые и подороже названных первыми. Стоимость - около 17$. К сожалению, все вышеназванные вистлы страдают одной болезнью - они не очень точно строят. Приходится доводить до ума вручную. можно найти полезные советы по настройке. Только прежде все равно надо хорошо привыкнуть к вистлу, а потом пытаться его настраивать.
Какой диапазон? Я предпочитаю в тональностях D и C, то есть соответственно, в Ре и До мажоре. Самые популярные, не слишком большие и не слишком маленькие.

Э то - самая важная вещь, когда речь идет о духовых. Оно должно быть ровным и свободным. Чтобы оно,было таким, необходима прямая осанка. Играя, вы можете стоять или сидеть, это неважно, но:

  • П лечи расправьте,
  • Г олова не наклонена, держите ее ровно,
  • В истл держите горизонтально или почти горизонтально.
Еще раз повторю, что дыхание - это самая важная штука.
Сперва будет очень полезно определить некий порог, силу струи воздуха, исходящей из уст, чтобы любая одна нота, которую вы берете, звучала достаточно долго, и при этом не превращалась ни в хрип ни в писк. С помощью этого упражнения ваш рот запоминает, с какой силой ему надо дуть.

Редко какая ирландская музыка обходится без вистла. Веселые джиги, быстрые польки, медленные душевные эйры – везде можно услышать голоса этих аутентичных инструментов. Вистл представляет собой продольную флейту со свистком и шестью отверстиями. Изготавливается, как правило, из металла, но часто можно встретить и варианты из дерева или пластика.

Они очень дешевы, а научиться азам игры гораздо проще, чем на блокфлейте. Возможно, именно это принесло инструменту такую популярность среди фолк-музыкантов по всему миру. А может, виной стал тому яркий, немного с хрипотцой, звук, который навевает мысли о зеленых холмах Ирландии и хмельных средневековых ярмарках.

История вистла

Разные варианты духовых инструментов можно найти в любой стране мира. Не стала исключением и территория современной Великобритании. Упоминания о первых вистлах датируются 11-12 веками. Дудочки легко сделать из подручных материалов, поэтому они особо ценились среди простого люда.

К XIX веку сформировался определенный стандарт – продольная форма и 6 отверстий для игры. В это же время жил Роберт Кларк – англичанин, который внес наибольший вклад в развитие этого инструмента. Хорошие флейты вырезали из дерева или кости – довольно трудоемкий процесс. Роберта посетила идея сделать вистл из металла , а именно из белой жести.

Так появился современный тин-вистл (в переводе с англ. tin – жестяной). Кларк собирал дудки прямо на улицах, а затем продавал их по очень доступной цене. Дешевизна и колоритное хрипловатое звучание покорили людей. Больше всего их полюбили ирландцы. Жестяная флейта быстро прижилась в стране и стала одним из самых узнаваемых народных инструментов.

Разновидности вистлов

Сегодня существует 2 вида вистлов. Первый – это классический tin whistle , придуманный Робертом Кларком. Второй – low whistle – появился только в 1970-х годах. Он примерно в 2 раза больше своего меньшего брата и звучит на октаву ниже. Звук же получается более глубокий и мягкий. Особого распространения не получил, и чаще всего применяется для аккомпанирования тин-вистла.

Ввиду примитивной конструкции, играть эти флейты могут лишь в одном строе. Производители выпускают разные варианты вистлов для игры в различных тональностях. Самая распространенная – Ре второй октавы (D). Именно такую тональность имеет подавляющее большинство композиций ирландской фолк-музыки. Первый инструмент каждого вистлера должен быть именно в Ре.

Основы игры на вистле – как научиться играть?

Если вы знакомы с блокфлейтой, понять суть тинвистла – дело десяти минут. Если нет – ничего страшного. Это очень простой в освоении инструмент. Немного усердия – и уже через пару дней вы будете уверенно наигрывать простые народные песенки.

Сначала нужно правильно взять флейту. Для игры вам потребуется 6 пальцев – указательный, средний и безымянный на каждой руке. Большими пальцами вы будете удерживать инструмент. Левую руку расположите ближе к свистку, а правую – к концу дудки.

Теперь попробуйте закрыть все отверстия. Прикладывать силу не нужно – просто положите подушку пальца на дырочку. Когда все будет готово – можно начинать играть. Нежно подуйте в свисток. Слишком сильный поток воздуха вызовет «передув» – очень высокую визжащую ноту. Если вы плотно закрыли все дырки и дуете с нормальной силой – получится уверенно звучащая нота Ре второй октавы (D) .

Теперь отпустите безымянный палец правой руки (он закрывает самое дальнее от вас отверстие). Высота звучания изменится, и вы услышите ноту Ми (E) . Если, к примеру, отпустить все пальцы – получится До диез (C#) .

Список всех нот показан на картинке.

Как видно, в распоряжении вистлеров всего 2 октавы. Не очень много, но хватает, чтобы сыграть большинство композиций. Схематичное изображение дырочек, которые нужно закрыть, называется аппликатурой. В сети можно найти целые сборники мелодий именно в таком варианте. Чтобы научиться играть, можно даже не знать нотной грамоты. Идеальный инструмент для начинающих музыкантов!

Возможно, вы обратили внимание на плюсик в аппликатурах. Он означает, что дуть нужно сильнее, чем обычно . То есть, чтобы сыграть ноту на октаву выше, нужно зажать те же самые отверстия и просто усилить поток воздуха. Исключение составляет нота Ре. В ее случае лучше отпустить первую дырочку – звук получится чище.

Другая важная часть игры – артикуляция . Чтобы мелодия получалась яркой и не смазывалась – ноты нужно выделять. Попробуйте во время игры сделать языком движение, как будто вы хотите сказать слог «ту». Таким образом, вы выделите ноту, сделаете акцент на смене высоты звучания.

Когда вы сможете одновременно перебирать пальцами и «ту-кать», приступайте к изучению своей первой мелодии. Для начала выбирайте что-нибудь помедленнее, желательно, в пределах одной октавы. И уже через несколько дней тренировок вы будете в состоянии сыграть что-нибудь, вроде саундтрека к фильму «Храброе Сердце» или известной бретонской песенки «Ev Chistr ‘ta Laou!».

Статьи по теме: