Воробушки и автомобиль экскурсии. Конспект проведения подвижной игры «Воробушки и автомобиль» с детьми второй младшей группы. Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119»

План – конспект

подвижной игры «Воробушки и автомобиль»

Разработчик: Додина И.С.

Воспитатель 1 квалификационная категория

Череповец 2017 г.

План – конспект подвижной игры «Воробушки и автомобиль»

Возрастная группа: 1 младшая группа № 3

1.Цель: развивать слуховые качества, двигательную активность, умение выполнять правила игры.

2.Задачи:

Образовательные:

приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, учить выполнять образные движения по показу воспитателя.

Развивающие:

развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, способность к подражанию, умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

воспитывать доброжелательные отношение между детьми, умение играть вместе, сообща.

3. Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке.

Во время прогулки, воспитатель обращает внимание детей на то, как летают воробушки, как они прыгают, как разлетаются в разные стороны, когда проезжают машины.

Лепка «Зернышки для воробья»

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстрации (изображения) воробья

Беседа по картине с изображением воробья (внешний вид, повадки).

Игра на звукоподражание «Чирикаем, как воробушки».

4.Игровой материал:

Игрушечный автомобиль, бубен, руль – игрушка, шапочки – воробьи, шапочка- автомобиль, аудиозапись (чириканье воробья), песня для игры.

5.Предполагаемые роли и предполагаемые игровые действия

Роль

Игровые действия

«Автомобиль» (сначала воспитатель, затем кто – то из детей)

Автомобиль едет, догоняет воробушек.

«Воробушки» (дети)

Дети летают, чирикают, прыгают, клюют зернышки. Убегают от автомобиля. Занимают свое место в гнездышке.

6. Правила игры:

1) Нельзя убегать за границы площадки

2) Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя

3) Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля

Воробушки сидят на стульчиках – это гнездышки. По сигналу воспитателя вылетают, прыгают, клюют зернышки. А как только автомобиль, я буду автомобилем, загудит «би – би – би», все воробушки летят в гнездышки.

7.Варианты начала и варианты окончания игры

Сбор детей на подвижную игру.

Пение (чириканье) воробья в записи.

Воспитатель: «Дети, кто это поет?»

Создание интереса к ПИ:

Рассказ о воробьях: «Жили – были маленькие серенькие воробушки. В ясный солнечный денек они летали по саду и искали зернышки и насекомых. Они подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Однажды вдруг появился большой автомобиль и загудел «би – би – би». Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки.

Давайте и мы поиграем в такую игру.

Вы будите маленькие воробушки. Стульчики будут вашими гнездышками, а я буду автомобиль.

«Вокруг себя повернись, в воробушек превратись»

Окончание игры

8. Роль взрослого:

Первое время «автомобиль» изображает воспитатель, а затем он, выбирает вместо себя кого – то из детей и следит, чтобы дети правильно изображали «как прыгают воробьи, как чирикают, машут крылышками, улетают в гнездышки».

9. Предполагаемая игровая обстановка

Давайте поиграем в такую игру. Вы будете маленькие воробушки. Стульчики будут вашими гнездышками, а я буду автомобиль. Вокруг себя повернитесь, в воробушек превратитесь! Давайте вспомним, как воробушки летают, прыгают.

По улице летаю, под крышей обитаю (машут крыльями).

Воробышек крошки по двору ищет (наклоняются или приседают).

Птичка – невеличка, ноготки имеет, ходить не умеет (прыжки на двух ногах).

Играть вместе с детьми.

«К нам прилетели воробушки. И стали жить в гнездышках вот здесь на стульчиках. «Залетайте воробушки в дом». «А вот здесь в гараже стоял автомобиль (автомобилем буду я). Автомобиль в гараже – выбегайте воробушки из дома. Помашем крылышками (показываю, поклюем зернышки (показываю). Почирикаем о радости («чирикаю»). Беру руль в руки и говорю: «Автомобиль выехал из гаража – би-би-би – улетайте воробушки в домик, чтобы машина вас не задавила». Когда дети все сели на стульчики, говорю: «Молодцы, воробушки, быстро улетели, никого автомобиль не задавил». Ухожу в сторонку(«в гараж»). «Автомобиль уехал – вылетайте воробушки».

Игра повторяется 3 – 4раза.

А теперь машинкой будет управлять другой водитель. И мы продолжим игру (выбор ребенка, который будет автомобилем). Игра еще 2- 3 раза повторяется.

Окончание игры. Малоподвижная игра «Покатаемся на автомобиле»

А теперь все воробушки сядут в большой автомобиль и поедут кататься. Я ставлю стулья парами водном направлении, назначаю водителя, даю ребенку руль – игрушку.

Игровая ситуация предусматривает чередование двух групп действий – активных движений и их торможения, что требует определенных усилий.

психологические упражнения для тренингов

Игра «Воробушки и автомобили»

Возраст : дошкольный.

Эта игра учит управлять своим поведением. Задача детей состоит в том, чтобы вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью. Игровая ситуация предусматривает чередование двух групп действий – активных движений и их торможения, что требует определенных усилий. Облегчает детям эти усилия активность воображения при выполнении взятой на себя роли. Таким образом, эта игра способствует также развитию воображения

Описание игры

Во время прогулки воспитательница обращает внимание детей на то, как летают воробушки, как они прыгают, как разлетаются в разные стороны, когда проезжают машины или приближаются люди. Напомнив детям их наблюдения, воспитатель предлагает поиграть в воробушков и автомобили и очерчивает на земле площадь, где могут летать и прыгать воробушки. Пространство должно быть достаточно большим. По краям площадки рисуются кружочки, треугольники – это домики для воробушков. Сюда они полетят, когда проедет автомобиль; в своем домике воробьи не боятся, что их раздавят; они сидят и смотрят. Как только проедет автомобиль, воробушки опять полетят искать зернышки и червячков. Тут же воспитатель говорит, что он будет автомобилем, и показывает, как загудит и поедет автомобиль.

Затем воспитатель говорит: «Тихо стало на дворе, никого нет! Летите, воробушки!» Дети выбегают на середину площадки, изображая, как летают и прыгают воробушки. Вдруг раздается гудок, и автомобиль проезжает по площадке, а воробушки убегают в свои домики, где спасаются от машины. Чтобы дать детям передышку, воспитатель раза два проезжает из конца в конец по площадке, возвращается на свою стоянку и говорит: «Летите, воробушки!»

Так повторяется несколько раз, после чего выбираются несколько детей, которые изображают автомобили. Теперь воспитатель подает только словесный сигнал: когда действуют машины, а когда - воробушки. Например, гудок обозначает сигнал для автомобилей, а чириканье или слова («Летите, воробушки!») являются сигналом для воробьев.

При повторении игры роли могут меняться.

Правила игры

  1. Действовать только по своему сигналу и вовремя возвращаться на место.
  2. Воробушкам запрещается попадать под машины, а машинам – появляться не вовремя на дороге.

Чтобы облегчить детям ожидание, можно ввести в игру ряд спокойных действий: например, воробьи чистят перышки, чирикают, а машины приводят себя в порядок. Для того чтобы дети лучше приняли роли, воспитателю важно создать воображаемую ситуацию (т.е. хорошо выполнить роль машины) и объяснить, почему воробушки должны улетать в свои домики.

Важно следить за твердым соблюдением правил. Если кто-то из детей их нарушает (например, воробушек вылетает не вовремя), он выбывает на один тур из игры (поскольку ему «отдавили лапку»).

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра учит малышей управлять своим поведением. Задача детей состоит в том, чтобы вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью. Игровая ситуация предусматривает чередование действий двух видов - активные движения и их торможение, что требует от дошкольников определенных усилий.
Напряжение снимается с помощью активного воображения ре бенка при выполнении взятой на себя роли. Таким образом, игра способствует также развитию воображения. В отличие от других игр, здесь нет пассивных ролей: каждый мысленно продолжает выполнять свою роль даже тогда, когда не совершает активных движений.
Описание игры и приемы ее проведения. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, как летают воробушки, как они прыгают, как разлетаются в разные стороны,
когда проезжают машины или приближаются люди. Он предлагает малышам поиграть в воробушков и автомобили.
Взрослый очерчивает на земле место, где могут летать и прыгать воробушки. Пространство должно быть достаточно большим.
По краям площадки он рисует кружочки, треугольники и т. д.
Это домики для воробушков, в которых можно спрятаться, когда поедет автомобиль. Педагог объясняет, что в своем домике воробьям нечего бояться, можно посмотреть в окошко и, как только автомобиль уедет, опять вылететь за зернышками и червячками.
Воспитатель договаривается с ребятами, что вначале он будет автомобилем, и показывает, как загудит и проедет машина.
Проделав эти движения, взрослый говорит: «Тихо стало на дворе, никого нет! Летите, воробушки!» Дети выбегают на середи ну площадки, изображая летающих и прыгающих птиц. Вдруг раздается гудок, и автомобиль снова появляется на площадке.
Воробушки прячутся в своих домиках.
Чтобы дать детям передышку, автомобиль еще раза два про езжает из конца в конец по площадке, затем возвращается на стоянку и говорит: «Летите, воробушки!» Так повторяется несколько раз.
После этого выбираются несколько детей, которые будут изображать автомобили. Теперь воспитатель лишь руководит игрой:
подает сигналы для машин и для воробушков. Например, гудок обозначает, что сейчас поедут автомобили, а слова «Летите, во робушки!» будут сигналом для воробьев. При повторении игры роли могут меняться.
Правила игры.
1. Автомобилям и воробушкам действовать только по своему сигналу и вовремя возвращаться на место.
2. Запрещается воробушкам попадаться машинам, а машинам выезжать не вовремя на дорогу.
Советы воспитателю. Чтобы ожидание своего выхода не было для детей томительным, можно ввести в игру ряд дополнитель ных действий спокойного характера: например, воробьи чистят перышки, чирикают, а машины заправляются бензином.
От того, как будет сыграна вами роль автомобиля, зависит дальнейший ход игры. Нужно создать такую ситуацию, при ко торой дети-воробушки поймут, почему они должны прятаться в домики, т. е. показать взаимосвязь между действующими лицами.
Важно следить за соблюдением правил. Если кто-то из детей их нарушает (например, воробушек вылетает не вовремя), он выбывает из игры на один тур (поскольку автомобиль отдавил ему лапку).

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

Подвижная игра» Кот и мыши»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети – «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

Воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок. Воспитатель может использовать в игре – кошку – игрушку.

Варианты: Мышки перепрыгивают через ручеек, преодолевают препятствия, идут по мостику.

Художественное слово: Котик мышек не нашел и поспать к себе пошел,

Только котик засыпает, все мышата выбегают.


Подвижная игра « Мыши икот»

Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Описание: На земле чертится круг (диаметр – 7 м.) или кладется шнур, концы которого связаны. Воспитатель выбирает одного играющего, который становится в центре круга. Это – кошка. Остальные дети – птички, находятся за кругом. Кошка спит. Птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга, тот, кого коснулась кошка в то время, когда он находился в кругу, считается пойманным, идет на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные ранее птички присоединяются к играющим.

Кошка ловит птичек только в кругу. Кошка может только касаться птичек, но не хватать их.

Варианты: Птички влетают на гимнастическую стенку; вводится вторая кошка, кошка подлезает под воротики, дугу.

Подвижная игра «Наседка и цыплята»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и в подлезании.

Описание: Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне площадки огорожено место – дом, где находятся цыплята с наседкой (натягивается веревка между стойками на высоте 50 см. от пола). Сбоку, в стороне, помещается «большая птица». Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят – «ко-ко-ко». По сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вмест е с ней гуляют пол площадке. Воспитатель говорит – «большая птица», все цыплята бегут домой.

По зову наседки все цыплята выбегают из дома, подлезая под веревку. По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой

Варианты: Цыплята взбираются на насест – скамейку, натягиваются 2 шнура на расстоянии друг от друга, роль наседки поручается самим детям.

Подвижная игра» Поймай комара»

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

Описание: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.

Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах. Ловить комара нужно не сходя с места.

Варианты: Можно бежать впереди, держа в руках прут с комариком, дети бегут его догонять.

Подвижная игра «Принеси мяч»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу (по слову воспитателя), наблюдательность, сообразительность (выбрать тот мяч, который удобнее взять). Упражнять детей в беге по определенному направлению.

Описание: Дети сидят на стульях вдоль стены. На расстоянии 3-4 шагов от сидящих проводится черта, за которой по назначению воспитателя становятся 5-6 детей спиной к сидящим. Рядом с ними стоит воспитатель. В руках у него ящичек с небольшими мячами, по количеству стоящих детей. «Раз, два, три – беги!» - говорит воспитатель и выбрасывает вперед все мячи из ящика. Стоящие дети бегут за мячами, каждый догоняет какой-нибудь из мячей, бежит с ним к воспитателю и кладет его в ящичек. Затем дети садятся на свои мест, а за чертой становится другая группа. Игра заканчивается, когда все дети пробегут за мячом.


Бежать за мячом можно только после слова «беги». Поднимать и класть в ящик нужно только один мяч.

Варианты: Кто быстрее принесет мяч, преодоление преграды через набивное бревно.

Подвижная игра «Мыши в кладовой»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в подлезании, в беге.

Описание: Дети – мыши сидят в норках, на скамее чках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Проникая в нее они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется.

Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.

Варианты: Мышки подлезают под дугу, убегая в норки, вводится вторая кошка.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

Описание: Границы площадки отмечаются флажками. На одном конце площадки на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля – гараж. Автомобиль – воспитатель. «Воробушки вылетают из гнезда!» - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.

Нельзя убегать за границы площадки Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя. Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля.

Варианты: Детям, изображающим в игре автомобили, дать в руки руль или флажки. Воробушки могут помещаться в гнездышках - кружочках, начерченных на земле. Воробушки могут стоять на скамеечках и спрыгивать с них.

Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч»

Задачи: Развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.

Описание: Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой веселый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет ст ихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.

Убегать можно только после слов: «Догоню!»

Варианты: Воспитатель имитирует отбивание движение мяча, показывая на детях (они мячики, затем они катятся, бегут в разных направлениях). Можно поставить рядом с собой несколько детей, которые будут вместе с ним отбивать свои мячи, затем ловить убегающих.

Игра «Кто как кричит»

Задачи: Развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.

Описание: Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на расстоянии нескольких шагов ставится ширма. Воспитатель называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму, договориться, какое животное или птицу ребенок будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, лай собаки и т. д. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.

Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.

Художественное слово: Вот какой красивый дом.

Кто же в домике живет?

Тук-тук, кто же в домике живет?

Оборудование: лист бумаги, карандаш, веревка.

Ход занятия. Педагог собирает вокруг себя детей и го­ворит: «Сегодня мы поиграем в игру «Воробушки и автомо­биль». Все вы будете воробушками, а один из вас - автомоби­лем. Воробушки будут летать и клевать зернышки, но когда услышат гудок автомобиля, должны разлететься по своим гнез­дышкам ». Затем педагог рисует план групповой комнаты и обо­значает кружочками расположение гнезд для воробушков (в комнате такими гнездами будут стульчики, стоящие вдоль стены), а треугольником, помещенным в углу плана, - гараж для автомобиля (угол комнаты отгораживается веревкой). Дети, глядя на план, расставляют стульчики ~ гнездышки и отгораживают веревкой место для гаража.

Педагог выбирает ребенка, который будет изображать автомобиль, и говорит ему: «Поедешь тогда, когда я тебе кив­ну головой». Игра начинается, воробушки вылетают. Педа­гог подсказывает детям различные движения: летают, пры­гают, клюют зернышки, сидят, пьют водичку. Затем он кивает головой ребенку, изображающему автомобиль, и го­ворит: «Тихонечко погуди». Раздается гудок. Педагог вос­клицает: «Улетайте, воробушки, в свои гнезда!» Он старает­ся корректировать движения автомобиля словами: «Вот автомобиль замедлил ход», «Теперь поехал быстро», «Осто­рожней, никого не задави». Все воробушки разлетелись по своим гнездам. Автомобиль возвратился в гараж. Игра по­вторяется 2-3 раза, каждый раз выбирается новый «автомо­биль».

ИГРА «У КУКЛЫ КАТИ НОВОСЕЛЬЕ!»

Оборудование: макет кукольной комнаты - большая коробка (50 см х 50 см х 50 см) без крышки, с нарисованными по бокам окнами и дверьми (рис. 65). Три-четыре предмета ку­кольной мебели разной формы (круглой, квадратной, прямоу­гольной): стулья, диван, табуретки (если готовой мебели нет, ее можно сделать из коробок); вырезанные из картона фигур­ки, по форме и величине соответствующие предметам куколь­ной мебели (круг, квадрат, прямоугольник); лист бумаги, изоб­ражающий кукольную комнату. На нем в соответствующих местах черточками отмечены окна и двери.



Ход занятия. Дети рассаживаются за столом, перед ними располагается кукольная комната. Педагог рассказыва­ет, что кукла Катя получила новую квартиру и расставила в ней мебель. Посередине она поставила стол, рядом с ним - стул, у стенки под окном - диван (рассказ сопровождается размеще­нием предметов). При первоначальном проведении игры дол­жно быть не более трех предметов кукольной мебели.

Педагог продолжает рассказ: «Медвежонок Миша пришел к Кате в гости и увидел, как она удобно расставила мебель в своей комнате. Ему захотелось поставить у себя стул, стол и диван там же, где они стоят у Кати». Педагог объясняет, что Мишина комната расположена на листе бумаги, показывает, где находятся дверь и окна, говорит, что у Миши вместо вещей будут похожие на них фигурки, (каждому играющему дается одна из картонных фигурок, изображающих предмет мебели: круг, квадрат или прямоугольник). Педагог предлагает детям подумать, какая фигурка может заменить стол, какая - стул, какая - диван. Он помогает подобрать фигурки - заместители предметов кукольной мебели, не называя форму, а лишь пока­зывая и называя их мебелью. «Это стол» - показывает круг. «Это табуретка» - показывает квадрат. «А это диван» - пока­зывает прямоугольник). Затем предлагает детям по очереди по­ставить свою фигурку на определенное место на листе бумаги, т.е. составить план кукольной комнаты. После этого педагог предлагает двоим детям рассказать, как они расставили мебель в комнате Мишутки.

Примечание. Организуя игру, следует помнить, что дверь и окно в игрушечной комнате и на листе, где ребенок размещает


фигурки, должны быть расположены одинаково. При повторе­нии игры могут использоваться различные варианты располо­жения мебели в игрушечной комнате и количество предметов может возрастать (например можно добавить шкаф, телевизор, пианино и т.д.).

ИГРА «ТРИ МЕДВЕДЯ»

Оборудование: два фланелеграфа, контурное изобра­жение домика, трех деревьев и трех медведей: большого, сред­него и маленького. Три бумажных полоски разной длины (рис. 66).

Ход занятия. Дети рассаживаются перед фланелегра-фами, стоящими рядом. На одном фланелеграфе размещаются домик (в центре) и деревья, в углу - фигурки трех медведей; на другом - полоски разной длины (в углу). Педагог говорит, что в гости к детям пришли три медведя. Они будут загадывать за­гадки про то, куда и откуда они идут, и с помощью бумажных полосок изображать это на фланелеграфе. А дети должны на другом фланелеграфе расставить медведей так же, как рас­положены бумажные полоски.

Педагог располагает бумажные полоски на фланелеграфе в любом порядке, например размещает в левой части большую полоску, потом маленькую и среднюю. Вызывает кого-нибудь из детей и предлагает на другом фланелеграфе расставить в та­ком же порядке и в той же последовательности фигурки медве­дей. В данном случае слева от домика должен стоять большой мишка, затем маленький и, наконец, средний. Если ребенок ошибается, то педагог или дети помогают ему. После того как фигурки расставлены, педагог просит ребенка рассказать, куда и откуда, в какой последовательности шли медведи (например, из леса домой - впереди шел самый большой медведь (папа), за ним - самый маленький (сынок-Мишутка), а в конце - сред­ний (мама - медведица) и т.п.). Затем педагог расставляет по­лоски в другом месте фланелеграфа и в другой последователь­ности, а вызванный ребенок соответственно располагает на другом фланемграфе фигурки медведей.

ИГРА «ГДЕ МИШКА?»

Оборудование: шесть-семь вырезанных из бумаги изображений различных предметов кукольной мебели (круг­лый стол, квадратные стулья, прямоугольные шкаф и диван и т.п.); большой лист бумаги (кукольная комната) с нарисован­ными окнами и дверьми; вырезанная из бумаги фигурка миш­ки такой величины, чтобы она могла поместиться под любым предметом кукольной мебели; нарисованный на листе бумаги план кукольной комнаты, на котором мебель обозначается раз­личными геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоу­гольник); маленький красный кружок (рис. 67).

Ход занятия. Педагог объясняет детям: «Надо спря­тать мишку в кукольной комнате». Сначала это делает педа­гог, а ребенок ищет. Помочь найти мишку может «письмо» -план комнаты с расставленной мебелью. Педагог помещает фи­гурку мишки под какой-нибудь предмет мебели так, чтобы дети этого не видели. Затем кладет красный кружок на тот предмет на плане комнаты, под которым лежит мишка. Пользуясь пла­ном, ребенок должен найти мишку. Затем дети сами прячут мишку и отмечают его местонахождение на плане.

ИГРА «ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

Оборудование: лист бумаги и карандаш, ободочки для зайцев, шапочка для волка.


Ход занятия. Педагог говорит детям: «Сегодня мы по­играем в игру «Зайцы и волк». Рассказывает содержание игры и рисует план групповой комнаты. Советуется с детьми, как обозначить домики для зайчат, овраг для волка и где их распо­ложить. Изображает домики кружочками, овраг - прямоуголь­ником. Объясняет правила: «У каждого зайца есть домик-нор­ка. Зайцы будут прыгать по полянке, присаживаться, есть травку, трусливо оглядываться по сторонам: нет ли опасности. Увидев волка, зайцы бегут в свои норки и причутся там. А волк будет жить в овраге (на ковре). Он побежит ловить зайчат, ког­да они заиграются (разрешается только касаться зайчика)». Педагог назначает ребенка на роль волка. Игра начинается. Пе­дагог говорит: «Зайцы, скачите в свои домики. Волк, прячься в овраге. Не торопись ловить зайчат, дай им попрыгать на лу­жайке, пощипать травку, забыть об опасности, потом крадись потихоньку». Затем педагог читает стихи:

Зайцы скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают: Не пойдет ли волк?


По сигналу педагога волк салит зайчат. Те, кого осалили, идут в овраг. Игра проводится несколько раз. Затем назначает­ся другой ребенок на роль волка. В конце игры педагог отмеча­ет, как дети изображали зайцев и волка.

Статьи по теме: