Авиационные карты. Рабочая схема ADS-B

Казалось бы, быстрее и удобнее всего лететь по прямой между двумя аэропортами. Однако на самом деле по кратчайшему пути летают только птицы, а самолеты - по воздушным трассам. Воздушные трассы состоят из отрезков между путевыми точками, а сами путевые точки - это условные географические координаты, имеющие, как правило, определенное легко запоминаемое название из пяти букв, похожее на слово (обычно латиницей, но в русскоязычных используется транслитерация). Обычно это «слово» ничего не обозначает, например, NOLLA или LUNOK, но иногда в нем угадывается название близлежащего населенного пункта или какого-то географического объекта, например, точка OLOBA расположена недалеко от города Олонец, а NURMA - это окрестности деревни Нурма.

Карта воздушных трасс

Маршрут строится из отрезков между точками для упорядочивания воздушного движения: если бы все летали произвольно, это сильно бы осложнило работу диспетчеров, поскольку было бы очень сложно предугадать, где и когда окажется каждый из летящих самолетов. А тут все раз - и летят друг за другом. Удобно! Диспетчеры следят, чтобы самолеты летели на расстоянии не более 5 километров друг от друга, и если кто-то кого-то нагоняет, его могут попросить лететь чуть медленнее (или второго - чуть быстрее).

В чем секрет дуги?

Почему же тогда летают по дуге? На самом деле это иллюзия. Маршрут даже по трассам довольно близок к прямому, а дугу вы видите только на плоской карте, потому что Земля-то круглая. Проще всего убедиться в этом, взяв глобус и натянув прямо по его поверхности нитку между двумя городами. Запомните, где она пролегает, а теперь попробуйте повторить ее маршрут на плоской карте.

Маршрут полета из Москвы в Лос-Анджелес только кажется дугой

Есть, правда, еще один нюанс, касающийся трансконтинентальных перелетов. Четырехдвигательные самолеты (Boieng-747, Airbus A340, A380) могут летать по прямой. А вот более экономичным двухдвигательным (Boeing-767, 777, Airbus A330 и пр.) приходится делать крюк из-за сертификаций ETOPS (Extended range twin engine operational performance standards). Они должны держаться на расстоянии не далее определенного времени полета до ближайшего запасного аэродрома (как правило, 180 минут, но бывает и больше - 240 или даже 350), и в случае отказа одного двигателя сразу же отправляться туда для аварийной посадки. Получается действительно полет по дуге.

Чтобы увеличить «пропускную способность» трассы, используют эшелонирование, то есть, разводят самолеты по высоте. Конкретная высота полета и называется эшелоном, или, по-английски, Flight Level - «уровень полета». Сами эшелоны так и называются - FL330, FL260 и т.п., число обозначает высоту в сотнях футов. То есть, FL330 - это высота в 10058 метров. В России до недавного времени использовали метрическую систему, поэтому пилоты до сих пор по привычке говорят: «Наш полет пройдет на высоте десять тысяч метров», но сейчас тоже перешли на международную футовую.

Навигационный дисплей

Как набирают высоту?

«Четные» эшелоны (300, 320, 340 и т.п.) используются при полетах с востока на запад, нечетные - с запада на восток. В некоторых странах эшелоны делятся между четырьмя сторонами света. Смысл прост: благодаря этому между самолетами, летящими навстречу друг другу, всегда будет как минимум 1000 футов по высоте, то есть, более 300 метров.

А вот разница во времени полета с востока на запад и с запада на восток не имеет к эшелонам никакого отношения. И к вращению Земли тоже, потому что атмосфера вращается вместе с планетой. Все просто: в Северном полушарии ветры дуют чаще с запада на восток, поэтому в одном случае скорость ветра прибавляется к скорости самолета относительно воздуха (она условно постоянна), а в другом - вычитается из него, поэтому скорость относительно земли разная. А на эшелоне ветер может дуть со скоростью и 100, и 150, и даже 200 км/ч.

Направление движения самолетов на эшелонах

Как работает навигация?

Еще совсем недавно летчики умели ориентироваться в том числе по Солнцу, Луне и звездам, и на старых самолетах для этого даже были окошки в верхней части кабины. Процесс был довольно сложным, поэтому в экипажах присутствовал еще и штурман.

В аэронавигации используются наземные радиомаяки - радиостанции, посылающие в эфир сигнал на известной частоте из известной точки. Частоты и точки обозначены на картах. Настроив бортовой приемник со специальной «круговой» антенной на нужную частоту, можно понимать, в каком направлении от вас находится радиомаяк.

Если маяк самый простой, ненаправленный (NDB, non-directional beacon), то больше узнать ничего нельзя, но по изменению направления на этот маяк при известной скорости можно вычислить свои координаты. Более продвинутый азимутальный маяк (VOR, VHF Omni-directional Radio Range) тоже имеет круговые антенны и поэтому с его помощью можно определить магнитный пеленг, то есть, понять, каким курсом вы относительно этого маяка двигаетесь. Дальномерный маяк (DME, Distance Measuring Equipment, не путать с аэропортом Домодедово), работающий по принципу радара, позволяет определить расстояние до него. Как правило, азимутальные и дальномерные маяки (VOR/DME) устанавливаются в паре.

Именно так выглядит Лондон и его окрестности в приложении Flight Radar 24

Подробности Олег Нехаев

Это – уникальная страница. На карте-схеме ниже отображены рейсовые самолеты, находящиеся в данный момент в воздухе, в полете. В реальном времени! По всему миру! Вы можете сами, перемещаясь по карте и масштабируя ее фрагменты, увидеть ситуацию с воздушным движением в любом уголке нашей планеты. (Требуется время для загрузки схемы. Лучше использовать браузер Google Chrome. Случаются перебои в трансляции.)

НАЙДИТЕ БИЛЕТЫ, КОТОРЫЕ ПОКУПАЮТ

Можете перейти на крупноформатную версию карты. Она размещена .

Обновите страницу, если прервалась трансляция полетов (Сtrl+F5).

Пояснения. Не все воздушные суда видны на карте схеме. Только те, которые оборудованы специальными радиоответчиками (транспондерами), и находятся в полетных зонах, где есть соответствующие принимающие станции. Например, территория Европы (страны ЕЭС) охвачена почти полностью. Отсюда поступает всеобъемлющая информация о пассажирских полетах самолетов.

Но, даже в тех регионах, где нет большой насыщенности н аземных станций, главные авианаправления, в основном, охвачены. Это х ор ошо видно по многочисленным силуэтам самолетов на разных континентах, отслеживемых в режиме реального времени. Но, напомним, что по причинам указанным в начале, не будут отображаться полеты старых модификаций судов, например, Боингов (727, 737-200, 747-100, 74 7-200, 747SP) и советских Ту-134, Ту-154, Ил-62, Як-42… (за исключением некоторых модификаций - "М") А вот новые российские лайнеры -- Sukhoi SuperJet 100, Ил-96, Ту-204 – отображаются без проблем.

Рекомендации. Двигая карту курсором, и масштабируя её колёсиком мышки, вы можете переместиться в интересующий вас регион. Если вы наведёте курсор на силуэт самолёта, он поменяет цвет. Кликните левой кнопкой мышки и откроется панель из которой вы можете узнать название авиакомпании, выполняющей полёт , номер рейса, аэропорт вылета и прилёта, тип лайнера (Type ) , высота (Altitude ) в футах (1000 футов = 0,3 км.) и скорость полёта ( ground speed ) в узлах (один узел равен 1,852 км/час) , время вылета и прибытия по расписанию (соответственно -- departure и arrival ) , фактическое время вылета и прибытия (actual и estimated).

При переходе в панель на карте появляется линия (трек) предшествующего движения самолета, цвет которой меняется в зависимости от высоты полета. Соответствие цветов показано ниже. Для удобного продолжения обзора карты полетов закройте левую колонку (возможно для этого придется нажать на силуэт активированного самолетика).

Карта полетов дает не только познавательную информацию, но и может стать реальным инструментом гражданского контроля за авиационным движением. Вы теперь можете сами проверять достоверность информации, которой снабжают пассажиров сотрудники авиакомпаний и аэропортов. Вы можете сами оценивать точность выполнения расписания авиаперевозчиками и планировать реальную встречу прилетающих пассажиров. А когда возникают проблемы с летной погодой, вы сами оцените ситуацию с «открытостью портов»… Предоставление данной информации правомерно и не является нарушением законодательства ни одной из стран, из которой поступают сведения о полетах.

Примечание. Информация о полетах вертолетов не отображается. Нет сведений и о нахождении в воздухе военных самолетов, за редчайшим исключением, которое допускают создатели этой программы из Flightradar .

Внимание! Из-за отсутствия наземных станций в некоторых малонаселенных регионах, над океаном, и при возникающих проблемах с передачей сигнала, отображение силуэтов самолетов на карте-схеме может временно исчезать и не отражать реальную ситуацию. Силуэт также может исчезать при нахождении самолета в нескольких десятках метрах от земли (непосредственно при взлете и посадке). Но в других случаях вы прекрасно можете видеть самолеты во время рулежки, разгона по полосе и набора высоты. Могут не полностью отражаться информационные данные во время полета о характеристиках самолета. Оранжевым цветом стали помечаться воздушные суда, которые отображаются на карте с пятиминутной задержкой. К эти мерам, в целях безопасности, стали прибегать технические службы некоторых аэропортов США (в основном), чтобы лишить злоумышленников, достоверной информации.

Отобрано для ВАС:

Карты авиационные

географические карты, предназначенные для обеспечения лётного устава навигационными данными, необходимыми при подготовке к полёту и в полёте. По назначению К. а. делятся на полётные, бортовые и специальные.
Полётные карты , применяемые для самолётовождения, обычно имеют масштаб 1:1000000 или 1:2000000. При выполнении специальных полётов, связанных с отысканием малых объектов, которые не указаны на основных картах, применяются карты крупного масштаба (1:500000 и крупнее). На самолётах, оборудованных навигационным вычислительным устройством, применяются так называемые ленточные карты.
Бортовые карты служат для самолётовождения с использованием радиотехнических и астрономических средств, масштаб их, как правило, 1:2000000 или 1:4000000. При подготовке к полёту и в полёте в качестве справочных применяются различн карты специального назначения (карты погоды, магнитных склонений, часовых поясов и др.).

  • - ...

    Большой филателистический словарь

  • - бортовые автономные измерительные средства, предназначенные для получения информации о характере полёта ЛА, параметрах работы его силовой установки и других бортовых систем...

    Словарь военных терминов

  • - материалы, применяемые в летательных аппаратах...

    Энциклопедия техники

  • - международные - проводимые регулярно международные демонстрации достижений авиационной науки и техники. Первые выставки состоялись в конце XIX в. в Париже и Лондоне...

    Энциклопедия техники

  • - жидкости, применяемые для смазки двигателей и редукторов силовых установок летательных аппаратов...

    Энциклопедия техники

  • - транспортные - делятся на межправительственные и неправительственные...

    Энциклопедия техники

  • - морские и сухопутные мины специальной конструкции для постановки с летательных аппаратов минных заграждений в акватории и на суше. М., устанавливаемые в акватории, предназначены для...

    Энциклопедия техники

  • - "...15...

    Официальная терминология

  • - "...16. предназначаются для обеспечения боевой подготовки авиационных экипажей, подразделений, частей и соединений всех родов авиации, проведения ЛТУ и проведения сборов по применению управляемого вооружения...

    Официальная терминология

  • - "...17. предназначаются для обеспечения боевой подготовки авиационных экипажей, подразделений, частей и соединений всех родов авиации и проведения ЛТУ...

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - "..."авиационные средства поражения" - боевые средства, обеспечивающие непосредственное поражение целей и решение вспомогательных задач, не связанных с поражением целей...

    Официальная терминология

  • - см. Боеприпасы авиационные...
  • - высшие учебные заведения, готовящие инженеров по расчёту, конструированию и технологии производства пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, их двигателей, радиоустройств и авиационого...

    Большая Советская энциклопедия

  • - см. Моторные масла...

    Большая Советская энциклопедия

  • - К Б. а. относятся: авиационные бомбы, разовые бомбовые кассеты, бомбовые связки, патроны авиационных пулемётов и пушек, различные авиационные ракеты, авиационные мины, торпеды, гранаты, авиационные...

    Большая Советская энциклопедия

"Карты авиационные" в книгах

Авиационные пушки

Из книги Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина автора Широкорад Александр Борисович

Авиационные пушки В начале июля 1943 г. вышло постановление ГКО о разработке 45-мм автоматической пушки для вооружения истребителей. За разработку таких пушек взялись ОКБ-15 (главный конструктор Б.Г. Шпитальный) и ОКБ-16 (главный конструктор А.Э. Нудельман), уже много лет

Авиационные труженики

Из книги На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны автора Карпович Викентий Павлович

Авиационные труженики Обслуживание, или подготовка самолета, как это принято называть в авиационном обиходе, означает, что работы на самолете должны проводиться ровно в том объеме, чтобы летательный аппарат тяжелее воздуха был в готовности к полету, чтобы его агрегаты

Авиационные афоризмы

Из книги Я думал: это давно забыто автора Галлай Марк Лазаревич

Авиационные афоризмы Наверное, в каждой профессиональной среде - у артистов, врачей, геологов - имеют хождение свои анекдоты, байки, афоризмы. Есть они и у авиаторов.Автор первого запомнившегося мне авиационного афоризма, наш первый инструктор парашютного дела

Глава5 Карты младшего аркана, или цифровые карты

Из книги Таро просто и понятно автора Льюис Энтони

Глава5 Карты младшего аркана, или цифровые карты Цифровые карты – это те, на которых указаны цифры, определяющие нумерологическую ценность карты. Цифровые карты обозначают банальные чувства и повседневные ситуации. Иногда они указывают на качества людей, которые

Глава 10. Три карты, три карты, три карты…

Из книги На перекрестках Вселенной автора Кульский Александр

Глава 10. Три карты, три карты, три карты… Осознал он, что где-то допущен просчёт Вычислений оборвана нить. И единственный способ закончить расчёт - Это заново числа сложить! Л.Кэрролл «Охота на Снарка» …Да, дорого, очень дорого обходится нашей с вами, читатель,

Картер обсуждает эти карты на примерах и, применив их к Первой и Второй мировым войнам показывает, что такие карты, в целом, дают важные ключи к состоянию коллектива в данное время.

Из книги Мировая астрология автора Бэйджент Майкл

Картер обсуждает эти карты на примерах и, применив их к Первой и Второй мировым войнам показывает, что такие карты, в целом, дают важные ключи к состоянию коллектива в данное время. Гороскопы столетийЭто дальнейшее расширение принципа, работающего в картах на год. На

Глава 29. Авиационные бомбы

Из книги автора

Глава 29. Авиационные бомбы Среди авиационных боеприпасов несколько выделяются образцы, созданные путем установки ракетных ускорителей на бронебойных авиабомбах. Бронебойные бомбы калибром 500-1800 кг, предназначенные для поражения боевых кораблей, были приняты на

Управляемые авиационные бомбы

Из книги 100 великих чудес техники автора Мусский Сергей Анатольевич

Управляемые авиационные бомбы Управляемые авиационные бомбы (УАБ) являются одним из наиболее эффективных видов авиационного оружия, предназначенного для нанесения ударов по наземным (надводным) целям.Пионерами в создании таких бомб стали Германия и США. Разработка

Авиационные боеприпасы

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Авиационные масла

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Боеприпасы авиационные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Авиационные торпеды

Из книги Техника и вооружение 2000 01 автора

Авиационные торпеды Поразить противника с высокой эффективностью, оставаясь неуязвимым, явилось побуждающим мотивом при разработке новых видов средств поражения, и в наиболее завершенном виде этот принцип проявился при создании морского оружия дистанционного

Авиационные торпеды

Из книги Техника и вооружение 2000 02 автора Журнал «Техника и вооружение»

Авиационные торпеды Окончание. Начало см. «ТиВ», № 1/2000Торпеды на реактивных самолетахВ начале 50-х годов на вооружение минно-торпедной авиации стали поступать реактивные самолеты Ту- 14 и Ил-28, скорости полета которых в два раза превышали аналогичный показатель Ту-2.

2 Леонардо да Винчи Составление карты микрокосмаtc "Составление карты микрокосма"

Из книги Стратегии гениев. Том 3. Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи, Никола Тесла автора Дилтс Роберт

2 Леонардо да Винчи Составление карты микрокосмаtc "Составление карты микрокосма" Леонардо да Винчи (1452–1519) как никто другой воплощает в себе дух и достижения европейского Возрождения. Художник, скульптор, график, ученый, изобретатель, инженер, архитектор и музыкант;

Авиационные карты.

Общие сведения о плане и карте

В авиации карты используются при подготовке к полету, так и в процессе полета. При подготовке к полету карта необходима для прокладки и изучения маршрута полета; измерения путевых углов и расстояний между пунктами определения географических координат пунктов; нанесения точек расположения радиотехнических средств, обеспечивающих полет; получения данных о магнитном склонении района полета; изучения рельефа местности и определения высоты гор и отдельных точек местности.

В полете карты применяются для ведения визуальной и радиолокационной ориентировки; контроля пути и прокладки линий положения самолета; определения навигационных элементов полета. Карты нужны также службе движения для руководства полетами и контроля за правильностью их выполнения.

План и карта.

Изобразить без искажений поверхность Земли можно только на глобусе, который представляет собой земной шар в уменьшенном виде. Но глобусы неудобны в обращении. Поэтому подробное изображение земной поверхности выполняется на бумаге в виде плана или карты.

Планом называется условное изображение на плоскости в крупном масштабе небольшого участка земной поверхности.

План составляется без учета кривизны Земли.с. радиусом 10-15 км практически наносить на плоскость и изображать на бумагевсе элементы местности без искажений.

Для плана характерны отсутствие градусной сетки меридианов и параллелей; сохранение масштаба во всех точках и в любом направлении; большая подробность деталей местности и передача очертаний предметов без искажений. Планы составляются в масштабе 200 м в 1 см и крупнее. На них помещаются объекты, в изображении которых нужна большая подробность.

Картой называется условное изображение всей поверхности Земли или отдельных ее частей в уменьшенном виде на плоскости с учетом шарообразности Земли.

, Масштаб карты .

Масштабом карты называется отношение длины линии, взятой на карте действительной длине этой же линии на местности. Он показывает степень уменьшения линий на карте относительно соответствующих им линий на местности.

Как видно из определения, план и карта - это прежде всего уменьшенные изображения того или иного участка земной поверхности. Уменьшение зависит от принятого для плана или карты масштаба.

Масштаб бывает численный и линейный.

Численный масштаб выражается дробью, у которой числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее, во сколько раз действительные расстояния на Земле уменьшены при нанесении их на карту (1: 1 000 000; 1: 500 000).

Чем меньше знаменатель численного масштаба, тем более крупным будет масштаб данной карты.

Линейный масштаб представляет собой прямую линию, разделенную на равные отрезки, обозначенные числами, показывающими, каким расстояниям на местности соответствуют эти отрезки.

Линейный масштаб - это графическое выражение численного масштаба.

Отрезок линии, положенный в основу линейного масштаба, называется основанием масштаба . Обычно основанием масштаба для удобства измерений на карте берется отрезок длиной в 1 см. Расстояние на местности,

соответствующее основанию масштаба, называется величиной масштаба . Например, величина масштаба карты 1: 1 000 000 равна 10 км.

Статьи по теме: