День десятый. Кратковременные дожди. Буги-вуги в стиле осьминог

«Совсем со мной замучился рояль,

И снова голова болит у мамы:

Я целый день разучиваю гаммы,

И самого себя мне жаль», – в этой забавной песенке, пожалуй, передана самая суть того, как юные музыканты склонны воспринимать то, что мы называем гаммами. Голова зачастую болит не только у мамы, но и у соседей – тут всё определяется «пробивной силой» инструмента (самая «тяжёлая артиллерия» – это, разумеется, труба, тромбон и другие медные духовые). Что же такое гаммы и для чего они нужны?

Для начала вспомним, что каждая гамма имеет своё название: до-мажор, си-бемоль-минор и т.п. По сути дела, это названия тональностей. Тональность же – это лад, расположенный на определённой высоте, точнее, имеющий определённую «точку отсчёта» в лице конкретной ноты. Лад же представляет собой определённую систему взаимоотношений между звуками разной высоты. Строго говоря, сами по себе звуки с определённой высотой никакой смысловой нагрузки не несут, чтобы появился смысл, они должны объединиться в интонации, т.е. вступить в какие-то взаимоотношения между собой. Эти отношения и складываются в лад – где ноты уже не просто ноты, а ступени. Звук как ступень лада – это, можно сказать, «звук на работе», звук на определённой «должности» в иерархии ступеней. И в этой иерархии есть самый главный «начальник» – тоника, первая ступень лада. Это самая устойчивая ступень, на которой можно закончить мелодию – и она будет звучать именно как завершённая, не будет требовать продолжения, не будет создавать напряжения… насколько это важно, очень хорошо понимаешь, исполняя в концерте фрагменты каких-то крупных произведений, например, оперные арии. Так, когда певица заканчивает арию Иоланты из одноимённой оперы П.И.Чайковкого – арию-вопрос, завершающуюся на пятой ступени лада («Скажи, Марта!»), зал некоторое время сидит в недоумении, прежде чем начать аплодировать.

Самые распространённые в знакомой нам музыке лады – это мажор и минор. А за «точку отсчёта», за тонику можно принять любую из семи нот – тончее, с учётом диезов и бемолей (знаков, повышающих и понижающих на полтона) их получается больше, минимум 12 (минимум – потому, что есть ещё энгармонически равные тональности: например, тональности до-диез-минор и ре-бемоль минор на фортепиано будут играться на одних и тех же клавишах, а на домре – на одних и тех же ладах, какой из них отдаст предпочтение композитор – зависит от условий конкретного произведения).

В музыкальном произведении ступени лада «живут своей жизнью», причём это именно «жизнь в тональности». Даже один и тот же интервал может иметь разный смысл в зависимости от того, на какой ступени он построен. Попробуйте, например, повторить несколько раз в нисходящем движении малую терцию (интервал, охватывающий три ступени), построенную на третьей ступени мажора, а затем – такую же малую терцию, но построенную на седьмой ступени. Вы заметите, что первая терция будет, «ласкать», «убаюкивать», а вторая – настойчиво «просить», «умолять».

Но все эти ступени мы можем изъять из их «работы» и выстроить, как солдат на параде – ступень за ступенью, начиная с первой и главной из них – тоники. Тогда мы получим звукоряд определенной тональности. Вот это и есть гамма!

В таком звукоряде потенциально заключены все интонационные сопряжения ступеней, несущие смысл, но именно потенциально – как виртуальные частицы в вакууме, сама же гамма особого смысла не несёт. Собственно, поэтому гаммы так раздражают и непосвящённых, и неопытных музыкантов – своей бессодержательностью. Но в определённом смысле именно этим она и ценна: разучивая гаммы, музыкант не занят поиском и раскрытием смысла в музыке, он может полностью сосредоточиться на тренировке пальцев, прислушиваясь к звуковому результату и собственным мышечным ощущениям. Так формируется и поддерживается то, что называют исполнительской техникой. Именно поэтому говорят, что гаммы – это «хлеб» музыканта.

Виталий Никитин:

«Я пришёл в студию очень рано, дёрнул дверь и понял: закрыто. Из окон доносились звуки скрипки - на скрипке играл Вадим Александрович, и я невольно смотрел, как капельки дождя скатывались с зеленеющих листьев. Под звук скрипки это казалось ещё печальней.

Но вот студия открылась, я вошёл в освещённое помещение и продолжил прослушивание скрипки. Постепенно в студию заходили удивлённые холодом ребята.

Началась репетиция. И, как на зло, просветлело, а листья, украшенные капельками-жемчужинами, блестели на солнце.

Нам показали мультик „Концерт“. После его просмотра я подумал: „Вот как надо работать“. Животные всех видов и национальностей подчинялись дирижёру. От их игры разразился смерч, уносящий дома, который потом унёс и сам оркестр, но, несмотря ни на что, оркестр играл до конца.

Начался перерыв. Перерыв, пожалуй, один из лучших моментов хорового дня. Все играют, едят. Вокруг меня собралась кучка кандидатов, которые увлечённо смотрели в мой ipad. Они даже забыли про колбасу и сыр, которые положили им родители.

Началась репетиция. Погода всё улучшалась - ветер по-детски играл с листьями, а солнце, будто мама, ласково грело стволы берёз.

Репетиция закончилась. Начались съёмки видеоклипа. Отобрали лучших ребят. Под слова: „какая-то ужасная напасть меня за эти гаммы усадила“ парень с маской из фильма „Крик" усадил бедного Максимилиана за рояль...»

Алексей Каликсон:

«Кажется, у меня начинается писательский кризис, потому что каждый день в хоровой студии происходит почти одно и то же. Сначала репетиция, потом все расходятся по классам сольфеджио. Перед игрой дети делятся на два состава.

Самое интересное - описывать игру. Но сегодня будет кастинг на фильм. И что тогда описывать? Конечно, у меня есть шанс участвовать в кастинге. Тогда будет несколько полноценных новых строк.

Неожиданно для себя я стал учителем филиппинского языка. Я проговаривал для педагогов слова песни „Rosas Pandan“. Просто я единственный, кто ещё помнит эти слова, а некоторые педагоги видят эти слова впервые. Я же пел их на концерте.

В конце первой репетиции нам показали мультфильм. Не простой, а диснеевский про Микки Мауса и оркестр. Мышонок стоял за дирижерским пультом. Его оркестр состоял из свиней, коров и лошадей. Вот таким, как в мультфильме, должен быть оркестр. Все музыканты должны играть, несмотря на погоду, слушателей (или их отсутствие) и при прочих обстоятельствах. Диснеевский оркестр играл и во время шторма и даже, когда они падали. Все смеялись, ну ведь это же мультфильм!

Сегодня состав хора опять поделили по-новому. Теперь у каждого педагога был свой класс и какая-то партия. Так было у всех педагогов, кроме Вадима Александровича. Он единственный ходил по студии и всё снимал. Точнее просто ходил с камерой по классам. А мы сидели и всё видели.

В очередной раз, сидя перед всеми классами, я услышал, что все ребята стали петь так красиво и замечательно, что трудно даже представить, что все эти песни разучиваются всего две недели.

А в конце дня я стал свидетелем записи песни «Гаммы». Только я не понял: они сегодня записывают песню или сегодня делают клип. Скорее всего, вчера записали песню, а сегодня снимали клип. Вот год назад мы таким же способом сделали клип песни «Ветер перемен»

Вместо игры сегодня сняли несколько дублей к будущему фильму. Сегодня сняли «какую-то напасть», которая усадила главного героя за фортепиано. Сорокасекундный дубль снимали раза три. Потом и для меня нашли работу на съемках. В другом дубле я играл крокодила. Точнее открывал крышку фортепиано, как будто это смеялся крокодил. Наверное этот фильм будет даже красивее, чем про приведение „Марту“. В конце нам сказали: „Все свободны“, и все ушли. На этом очередной день закончился».

Артемий Патрасенко:

«Сегодня был кастинг на главную роль в клипе „Гаммы“. Но сначала мы снимали припев, первый и третий куплеты.

Потом началось самое интересное. Взяли „напасть“ и мальчика. „Напасть“ брала мальчика за шиворот и сажала за рояль, а мы все смотрели на него...

На роль мальчика выбрали Максимилиана. Но потом стали снимать концовку и дали всем желающим попробовать: нужно было сыграть гамму вверх и вниз».

Дмитрий Емельянов:

«Сегодня я в пятый раз опоздал на занятия, но не будем об этом... Нас делили на первых и вторых альтов. Я со своим шефом были первыми альтами.

Так же сегодня были съёмки клипа, где в главной роли выступал весь хор.

У Вадима Александровича и Юлии Владимировны вдвое больше работы. Надо будет делать клип и монтировать видео за третью неделю...»

Симон Илгач:

«Сегодня был мой последний день в лагере. К большому сожалению, мне приходится уезжать на три дня раньше. Это - грустная новость, ведь в лагере мне очень нравилось.

Эти две с половиной недели пролетели совсем быстро. Мне понравились занятия, учителя, песни, мальчики, праздники, игры и вообще вся атмосфера!

Для меня это было хорошее время, и я многому научился. Я улучшил свою дисциплину. Я узнал много новых друзей и испытал много новых эмоций. Но самое главное, на что я очень надеюсь, я научился лучше петь.

Большое спасибо всем педагогам за это прекрасное и полезное время! До свидания, дорогой лагерь! Встретимся в августе! Я буду скучать...»


(Я. Дубравин, В. Суслов)

Совсем со мной замучился рояль,

И снова голова болит у мамы,

Я целый день разучиваю гаммы,

И самого себя мне жаль.

Припев:

Ох уж эти гаммы, бесконечные,

Скучные такие, нелюбимые!

Только, только говорят,


Какая-то ужасная напасть

Меня за эти гаммы усадила,

А клавиши, как зубы крокодила,

Попробуй сунуть руку в пасть!

Припев.

По телеку кино идет опять,

А я опять диезы изучаю,

И гаммы надоедные играю,

А мне б с котенком поиграть!

Припев.

А может быть артист – лауреат,

Когда в огромном зале выступает,

Украдкой незаметно вспоминает,

Как повторял сто раз подряд:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до,

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Ох уж эти гаммы, бесконечные,

Ох уж эти гаммы, бессердечные.

Только, только говорят,

Только, только говорят – необходимые!
^

Где водятся волшебники


(М. Минков, Ю. Энтин)

В фантазиях твоих.

А с тем, кто верит в них!
Припев:

Где водятся волшебники? - 3 раза

В фантазиях твоих.

С кем водятся волшебники? - 3 раза

А с тем, кто верит в них!

А люди с крыльями встречаются, и люди в небо улетают.

На крыльях веры в невозможное они летят в страну мечты…

Пусть усмехнутся осторожные,

Я полечу туда (3 раза), а ты?
Припев:

Где водятся волшебники? - 3 раза

В фантазиях твоих.

С кем водятся волшебники? - 3 раза

А с тем, кто верит в них!
Чего на свете не случается, чего на свете не бывает,

В пути волшебники встречаются, любой ребенок это знает.

Решает мир вопросы сложные, наводит в завтра он мосты…

Пусть усмехнутся осторожные,

Я верю в волшебство (3 раза), а ты?
Припев:

Где водятся волшебники? - 3 раза

В фантазиях твоих.

С кем водятся волшебники? - 3 раза

А с тем, кто верит в них!

Г д е -то…

(Н. Скворцова, Р. Абдуллина)
Где-то, где-то, в далекой стране,

Почти у края света,

Есть место, которое грезится мне,

С названием странным «Где-то».

Птица счастья – страны талисман,

А знамя – в звездах небо

И музыки звуки, дарящие нам

Любовь, что не ждет ответа…

Припев:

В дальнее «Где-то» хочу я уйти,

В пустынное тихое «Где-то»,

Куда даже птица не долетит,

К самому краю света!

Где же ты, «Где-то», дай весточку мне!

Ты стало моею мечтою…

Меня, может, ждет там наедине

Встреча с моей судьбою…
В ту страну никому не достать

Заветного билета…

Но может быть просто попробовать стать,

Судьбы своей стать Поэтом?!

В небе звезды укажут пути

В страну с названьем «Где-то»,

Но только тому, кто умеет светить

Звездочкой малой сердца…

Припев.

« Гибралтар »

Из мьюзикла «На бойком месте»

(Ген. Гладков, Дм. Сухарев)
Мы не слыхивали сроду слова «нет» от милых дам

И в постель ныряли сходу, не испытывая драм!

Но виктории без бою расслабляют ходока,

И конфузимся порою на виду всего полка.

На виду всего полка!
Терпи, ходок, терпи, ходок, нелепость,

Но слабый пол порой являет крепость.


Тары-дары, тарыдарыдар!

Тарыдарыдар. тарыдарыдар!

Тары-дары, тарыдарыдар!

Крепость Гибралтар!
Гибралтар берут измором, это ясно и щенку,

Но с подобным приговором не смириться ходоку.

И терпеть ему досаду, и нести большой урон,

Но путем вести осаду не приучен смладу он.

Не приучен смладу он!
Смири, ходок, смири свою гордыню,

Коль хочешь взять гранитную твердыню.

Кто бы что бы, кто бы что, кто бы что бы ни болтал,

Но порою слабый пол – это крепость Гибралтар!
Тары-дары, тарыдарыдар!

Тарыдарыдар. тарыдарыдар!

Тары-дары, тарыдарыдар!

Крепость Гибралтар!

Статьи по теме: