Игра по астрономии о созвездиях. Планеты Солнечной системы. Занимательная астрономия для школьников: игры по карточкам

Цель и задачи игр по астрономии: создавать благоприятные условия для обогащения и развития игровой деятельности по формированию знаний в области астрономии; учить развивать сюжет игры и побуждать к использованию приобретенных знаний и умений, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, просмотра познавательных телепередач; содействовать развитию творческой игры как самостоятельной деятельности, применяя разнообразные приемы руководства, способствующие формированию игрового интереса, развитию игровой деятельности; развивать у детей игровые умения, умения вести игровой диалог, социальные навыки, коммуникативные способности; стимулировать и совместно осуществлять творческий поиск в игровой деятельности (педагог, родители, дети); воспитывать эмоционально-положительное отношение к играм, стремление играть дружно.

Игры-экспериментирования по астрономии

« Что такое звук? »

Цель: развивать интерес к исследовательской деятельности.

Проблемная ситуация:

В. Ребята, одной сороке приснился сон, будто летит она среди облаков и звезд, а Луна зовет ее к себе в гости. Сорока прилетела в дом к Луне и стала ей рассказывать, как красиво на Земле. Да не тут то было. Что бы ни говорила, ни тараторила сорока, ее слов Луна будто не слышала. Разозлилась сорока, да как закричит! Но Луна лишь загадочно улыбалась и ничего не слышала.

Ребята, почему Луна не слышала сороку?

Давайте поэкспериментируем: у меня есть гитара, если дотронуться до струны, то она начнет двигаться, мы услышим звук. Струна колеблется, и мы слышим звук. Значит, чтобы появился звук, нужны колебания, (далее воспитатель предлагает детям легко прикоснуться ложками к чашке, стакану - появляются звуки). Значит - звук это дрожание или колебание воздуха. На нашей планете есть воздух, но во всей Вселенной есть планеты, где воздуха нет. Будут ли там рождаться звуки? Где нет воздуха, звук не может появиться. На Луне нет воздуха, и чем там не стучи, как ни кричи, звука вообще не получится. Значит, Луна совсем не притворялась, а действительно не слышала, что говорила ей сорока.

« Что тяжелее? »

Цель: развивать детскую любознательность, обогащать жизненный опыт детей действиями и средствами поисковой деятельности.

В. Ребята, однажды воздушный шар полетел в путешествие, к нему присоединились мячик и бочонок с водой. Они летели очень долго, и воздушный шар сказал: «Тяжело мне лететь по небу. Кто-то из вас должен меня покинуть, иначе мы упадем». Мячик и бочонок долго спорили, но так ничего и не решили.

Ребята, как вы думаете, как им нужно было поступить?

(Детям предлагается опустить мячи в тазик с водой, уточнить, что получилось, и почему мячи плавают - они сделаны из резины, внутри находится воздух).

В. Дети, как узнать, что тяжелее: пакет с воздухом или с водой? (Дети взвешивают их на своих руках, делают выводы: воздух легче воды).

Игры-моделирования по астрономии

« Что такое солнце? »

Цель: развивать перспективное видение основ построения объектов, учить создавать модель Солнца.

В. Ребята, к нам прилетел воздушный шарик, он очень боится Солнца. Давайте нарисуем Солнце и расскажем о нем.

Проблемная ситуация:

Что такое Солнце? (рассуждения и ответы детей).

Солнце - это звезда среднего размера, которая ближе всего к Земле, это раскаленный газовый шар.

А могли бы мы жить без Солнца?

(Воспитатель предлагает детям построить модель Солнца. Дети коллективно моделируют звезду на ковре, используя веревки, ленты, нити, бумагу и т.д. Далее воспитатель предлагает каждому ребенку под звучание тихой музыки нарисовать свое солнышко. Затем дети объясняют воздушному шарику, что такое Солнце).

« Как устроена солнечная система? »

Цель: формировать умение с помощью взрослого создавать модель Солнечной системы.

В. Ребята, давайте представим, что мы космонавты и летим на корабле. Мы двигаемся от Солнца и залетаем на каждую планету, (воспитатель предлагает смоделировать Солнечную систему, расположив в центре Солнце (рисунок) и вокруг него все планеты (пластмассовые круги), находящиеся на траекториях (нитях).

« Из чего сделана земля? »

Цель: создать модель маленького участка земной поверхности.

Проблемно-поисковая ситуация: Что такое Земля? Какая она? (воспитатель рассказывает о планете Земля, далее дети самостоятельно создают модель земли из пластилина (шар), а затем моделируют маленький, участок земной поверхности с горами, равнинами, углублениями с помощью бумаги, обклеивая и раскрашивая разные формочки - в группе, а также используя песок, воду, камни - на улице. Далее дети обобщают результаты своей работы).

Дидактические игры по астрономии

« Тысяча звезд »

Цель: формировать умение координировать совместные действия, развивать образное мышление дошкольников.

Дети делятся на две группы: одна - звезды, другая - небо. Дети второй группы образуют круг, берутся за руки, медленно двигаются по кругу. Дети-звезды собраны в мешок. Воспитатель отпускает звезды из мешка на небо со словами «Тысяча звезд на небе». При этих словах дети, изображающие небо, образуют вращающийся круг. Звезды рассыпаются и начинается их мерцание внутри круга-неба, (дети могут далее меняться ролями).

« Будем космонавтами »

Цель: формировать умение внимательно слушать музыку, менять движение в соответствии с ее характером, развивать у детей творческое воображение.

Игроки становятся в 2-3 круга (команды). Каждая команда получает по три ленточки. Под одну музыку они изображают строителей звездолета и готовность ракеты к полету, под вторую - занимают места в ракетах и имитируют полет, под третью - маршевую - изображают торжественный парад после приземления. Команда, неправильно определившая содержание музыки теряет ленточку. Игра повторяется 4-5 раз.

« В космосе »

Цель: формировать умение выразительно передавать движения, характер образа. (Перед игрой дети рассматривают набор фотоиллюстраций «Наши космонавты»).

Дети распределяются на две рабочие группы. Воспитатель объявляет задание: создать скульптурную группу «В космосе». В работе используется строительный материал, конструкторы и вспомогательный материал: пенопласт, кусочки коры, камешки, небольшие доски. Воспитатель дает оценку качеству скульптуры и скорости ее выполнения.

Словесные игры по астрономии

« Придумай сказку »

Цель: формировать умение детей сочинять сказку по опорным словам астрономического содержания, обогащать словарный запас детей.

Дети делятся на две группы по 3-4 человека каждая.

1. Воспитатель выставляет на наборном полотне мини-макет Солнца, космического корабля, планет, комет. Детям дается некоторое время на составление сказки и далее они по очереди рассказывают свои сказки.

2. Воспитатель называет опорные слова: космос, земля, Солнце, спутник. Дети составляют небольшие сказки по опорным словам.

« Что лишнее »

Цель: развивать внимание, память.

Ход игры :

Детям предлагается ряд слов, им необходимо назвать лишнее:

Марс, Венера, Уран, роза

Солнце, Луна, звезды, грибы

Комета, астероид, Млечный путь, снег

Инопланетяне, козерог, метеориты, шляпа

Космический корабль, ракета, гвоздь, спутник

« Звездный путь »

Цель: добраться до звезды Бетельгейзе (самая яркая звезда в созвездии Ориона), выделенной на игровом поле голубым цветом, развивать взаимопонимание и взаимовыручку.

Игроки по очереди бросают кубик и делают ходы соответственно выпавшему количеству очков. Если фишка попадает на голубую звезду, то игрок получает одно резервное очко, которое может пригодиться в дальнейшей игре. Если фишка попадает на красную звезду, то это означает, что корабль сломан и пропускается один ход, необходимый для ремонта. Избежать пропуска хода игроку помогает резервное очко, если такого нет, то он может попросить у товарища по игре. Если фишка попадает на черную звездочку, то корабль оказывается в ловушке «черной дыре», игроку нужны 3 резервные очка. Кто первым доберется до точки отлета, тот и выиграл.

Игра-дизайн

Цель: воспитывать способность эстетически воспринимать действительность, обогащать опыт детей средствами и способами художественного преобразования объектов окружающей среды.

Детям предлагается рассмотреть предметы, окружающие их, предлагается дополнить их элементами дизайна, (например, придумаем одежду для игрушки, воды, создадим фоновое окружение предметов и явлений в пространстве (земля, вода, космос, атмосфера).

Игра-имитация

Цель: развивать звуковую культуру речи, воображение.

Детям предлагается имитировать в речи на разные слоги, звуки, звукоподражания, создаваемые в живой и неживой природе (образы животных, шорох дождя, веток, пение птиц).

Игра-диалог

Цель: осваивать коммуникативные способности.

Детям передают в общении друг с другом (в парах, тройках) интонации разных персонажей, диалоги, (например инопланетян с землянами).

Игра-аранжировка

Цель: развивать интонационную выразительность речи, обогащать эмоциональный мир детей.

Дети аранжируют сюжетные ситуации из сказок, рассказов с помощью звукоподражаний.

« Фантастические гипотезы »

Цель: развивать творческое воображение, теоретическое абстрактное мышление.

« Конструирование фраз »

Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей (критической) функции мышления.

« Неоконченный рассказ »

Цель: развивать образное и воссоздающее воображение.

« Изобретатель »

Цель: активизировать фантазию и мышление.

« Космопортрет »

Цель: формировать умение с помощью воображения освоить новый опыт, прогнозировать жизнь «жителей» других планет.

« Космический город »

Цель: стимулировать воображение, развивать фантазию, создать положительные эмоции.

Игры, способствующие формированию математических способностей

« Звезды »

Цель: развивать умение сравнивать множества практическим путем и опосредованно (через счет).

« Где зажглась звездочка? »

Цель: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие.

« Что планета рассказывает о себе ? »

Цель: учить детей различать в предмете форму, цвет, величину.

« В какое время суток работают небесные светила? »

Цель: расширять представления о частях суток.

« Солнечные лучи »

Цель: формировать представления о прямой линии.

« Выбираем космический маршрут »

Цель: формировать представления о соизмерении предметов по длине с помощью третьего.

« Билет в космос »

Цель: закреплять знания геометрических фигур, основных цветов.

Игры по астрономии, способствующие решению задач по развитию речи

« Космическая азбука »

Цель: включать детей в деятельность, связанную с построением космической азбуки, обогащать словарный запас.

«Что общего?»

Цель: формировать умение подбирать сравнение на основе внешних признаков Солнца с другими объектами окружающего мира.

«Звук потерялся»

Цель: развивать внимание, фонематический слух.

, педагог допобразования, руководитель астрономического объединения, ДДТ г. о. Звенигород

Вам не кажется, что наука и игра - это несопоставимые понятия? Возможно. Но только на первый взгляд. По отношению к детям можно сказать, что наука и должна быть немного игровой.

Современных «компьютеризированных» детей очень сложно заинтересовать каким-то серьёзным делом, тем более наукой. Поэтому надо попробовать поиграть в науку , то есть сделать занудное и непонятное интересным и даже увлекательным. Сформулируем девиз сегодняшнего дня так: «Развлекай и овладевай умами» и попробуем посмотреть на науку глазами детей среднего возраста на примере астрономии.

Лучше всего использовать игры на этапе проверки или закрепления учебного материала. Во время увлекательной игры происходит лучшее усвоение и запоминание информации, развитие навыков общения, воспитание речи, развитие умения правильно излагать свои мысли, находить оптимальные решения, развивать логическое мышление, умение быстро соображать и т. д.

На занятиях мы применяем самые разные по уровню игры: интеллектуальные игры - викторины-задачи, викторины-ассоциации (по данным картинкам составить астрономический термин или название астрономического объекта или явления), разнообразные головоломки (нахождение названий астрономических объектов среди букв), ребусы (угадать называния созвездий или планет), тематические кроссворды, собирание мозаик, отгадывание астрономических загадок, тематические тестовые задания, неправильные картинки (найти ошибки в картинке), игры на развитие зрительной памяти - тематические карточки, домино и т. д.

Но больше всего нам нравится играть в викторины. И не только потому, что победителю полагается приз (хотя в современном мире этим способом мотивации, увы, тоже нельзя пренебрегать), но и потому что победитель непредсказуем. Несмотря на то, что в группе есть несколько сильных учеников, несколько средних и несколько слабых, не всегда победители - только сильные, сильный может не сообразить, а слабый просто окажется внимательнее. Вы не представляете, как радуются своему третьему месту те пара-тройка человек, которые регулярно занимали последние места, и вдруг! Такой прорыв и возможность получить даже маленький приз, очень сильно окрыляет детей и заставляет их более внимательно и ответственно подходить к своим ответам.

Для занятий я придумала самые разнообразные викторины, но у них есть общие свойства. Во-первых, все викторины тематические, то есть составлены по одной или нескольким близким темам (например, викторины «Астрономические инструменты» или «Космонавтика»). Моё принципиальное убеждение - не стоит в одной викторине объять необъятное, то есть запихать всю астрономию в 20-30 вопросов. Во-вторых, некоторые викторины составлены в виде вопросов, требующих длинного ответа (например, викторина «Литературный звездопад» по цитатам из литературных произведений), а некоторые - короткого однозначного ответа (например, викторина «Солнечная система»).

Я составляю викторины по разным принципам. Есть викторины, в которых показывается картинка (фотография, схема, рисунок), и на неё необходимо дать краткий ответ (название или термин, например, викторина «Созвездия»). Используются также викторины-задачи, над которыми надо подумать, викторины на сообразительность, викторины на ассоциации (даны «буквальные» картинки-шарады, которые нужно «превратить» в астрономические термины, названия объектов и пр.), викторины, расширяющие кругозор (например, викторина «Астрономические термины», в которой нужно знать, как переводятся на русский язык те или иные астрономические термины) и многие другие.

Самые первые викторины я проводила устно, то есть задавала вопрос, а ответ ребята должны были сказать быстро вслух. За правильный ответ я давала один карандаш, в конце игры каждый считал количество карандашей, и набравший больше всех получал приз. Но такое проведение было нормальным только в первые разы. Потом все уже знали ответы и дружно начинали кричать, чтобы быть первым и услышанным мною. Получался настоящий даже не «птичий базар», а какой-то биржевой рынок, когда все одновременно кричат во всё горло и прямо мне в уши! Это был плохой вариант.

Я решила делить детей на две команды. Во время первых игр ребята пытались думать всей командой, но потом такая форма игры вылилась в состязание двух самых сообразительных (по одному человеку от команды) и болтовню всех остальных. Это надо было как-то менять. Кроме того, награждать победившую команду одним призом нехорошо, а для всей команды призов не напасёшь.

Мне пришлось переделать всю игру и сделать её индивидуальной. Теперь на заданный вопрос каждый отвечал письменно на своём листке для ответов. В конце викторины я проверяю ответы: за правильный ответ ставлю 1 балл, за неполный правильный ответ - 0,5 балла, за неправильный - 0 баллов, а за правильный развёрнутый - 1,5 балла. Но баллы не только начисляются, но и снимаются: за исправления снижаю 0,5 балла, за подсказку - 1 балл. Первые три места получают призы разного уровня (календарик, закладку для книг, карту звёздного неба, брошюру и т. д.).

В этом варианте проведения викторины ребята действительно думали самостоятельно, но свой ответ почему-то считали нужным сверять у меня. Я поначалу говорила «ответ верный» или «неверный», а потом поняла, что просто подсказываю им. Я перестала подсказывать и ужесточила правила: за вставания с мест во время ответа буду снижать баллы. Это их дисциплинировало. Но меня смущал тот факт, что после проверки ребята не стремились узнать правильные ответы. Их не интересовало, где именно и как они ошиблись, а интересовало лишь количество набранных баллов, а точнее место, которое они заняли.

Я ещё немного подумала и провела викторину по-другому. На заданный вопрос ребята писали краткие ответы. После того, как все записали, в произвольном порядке давали на этот вопрос свои развёрнутые ответы. Далее я показывала правильный ответ, объясняла его, если было непонятно, и ребята сами ставили себе баллы. Этот вариант проведения викторины оказался самым интересным и эффективным. Я заставила думать своей головой каждого в отдельности, сразу же давала детям правильный ответ, и они могли сами оценить свою сообразительность и свой прогресс. Правда, такая форма проведения викторины требует много времени.

А коллективные (вернее, командные) викторины мы все же проводим, только совместно с другими кружками, например, викторину «Живописный звездопад» (астрономические загадки в картинах художников) мы проводили вместе с юными художниками из изостудии «Созвездие творчества».

Отдельно я хочу остановиться на загадках. На самых первых занятиях, когда ребята ещё не знают всех терминов, понятий, названий астрономических объектов и явлений, очень целесообразно загадывать загадки. Мы используем только астрономические (или близкие) загадки. Ребятам они в новинку, поэтому пользуются большим уважением и спросом. Отгадывают их самые сообразительные, это очень интересно и захватывающе. Сначала за правильные ответы я тоже давала баллы (или карандаши), и набравший больше всех получал приз. Но к середине учебного года, когда мы загадки повторяем, ответы на них уже известны, запомнились и не вызывают затруднений, процесс ответов опять превратился в «биржевой рынок». Поэтому пришлось перейти на письменную викторину по загадкам.

Однако очень хорошо идут загадки в непосвящённой аудитории. Например, когда приводят из школы класс на одно занятие, ребята никогда не слышали загадки на астрономическую тему, поэтому отвечают по одному и всегда разные дети, а одновременно сообразить могут только два-три человека. А приз самому сообразительному оказывается настолько неожиданным и интересным, что ребята уходят с занятия воодушевлёнными и с желанием прийти ещё, что мне и нужно.

Такой метод работы с детьми вряд ли подойдёт для школы и школьных предметов (хотя в школе в последнее время тоже проводят и литературные, и исторические викторины и отгадывают кроссворды, например, по географии), но возможно пригодится на факультативных занятиях по любому предмету. Кроме того, я хочу обратить внимание на то, как именно проводить викторины, чтобы они были интересные, запоминающиеся, разнообразные, полезные, и детям хотелось приходить на такие занимательные и познавательные занятия.

Урок – игра по астрономии

Игра проводится как внеклассное мероприятие в рамках недели физики и астрономии.

Цели и задачи:

Развитие творческих способностей, логического мышления;

Повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора;

Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;

Формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

Формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

Формировать умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Оборудование для игры:

    распечатка вопросов для ведущего.

    Карточки для команд

Правила игры.

Класс делится на две команды. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Игра состоит из туров (геймов). На каждом этапе команда набирает баллы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ход игры.

Тур 1. «Дописать фразу» Дописать последнюю фразу.

1 команда

Космонавтом хочешь стать –

Должен много, много знать!

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

2 команда

Только дружных звездолёт

Может взять с собой в полёт.

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмём мы на орбиты!

Тур 2 Показать следующие слова, связанные с космонавтикой. Слова написаны на карточках

1 команда

Вселенная

Астрология

Ракета

Космодром

Обсерватория

Уфологи

Солнечная батарея

Тюбик

Стоунхендж

Орбита

2 команда

Космос

Астрономия

Спутник

Стартовая площадка

Иллюминатор

Астронавт

Дельтаплан

Лунаход

Зодиак

Парсек

Тур 3 Блицтурнир «Словоград» За две минуты надо составить как можно больше слов из букв слова «космонавтика». Команда, составившая большее количество слов, зарабатывает 1 бал.

Тур 4Ответы на вопросы

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы 1 команде:

    Кто первым предложил использовать ракеты для космических полетов? (Циолковский)

    Какая звезда находится ближе всех к Земле? (Солнце)

    Самая большая планета солнечной системы? (Юпитер)

    «Падающая звезда»? (Метеор)

    Самая дальняя от Солнца из планет земной группы? (Марс)

    Защитный костюм космонавта? (Скафандр)

    Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой? (Надир)

    Древнегреческий бог Солнца? (Гелиос)

    В каком году был осуществлен первый в мире космический полет человека? (1961)

    Кто создал новую систему мира, опровергнувшую учение Птолемея?

(Коперник)

Вопросы 2 команде:

1.Ученый, который много сделал для внедрения в жизнь, в практику идей К.Э.Циолковского? (С.П.Королев)

3. «Хвостатая» звезда? (Комета)

5.Большая планета, период обращения которой равен 84 года? (Уран)

6.Ближайшая к Солнцу точка земной орбиты? (Перигелий)

7.Имя первого космонавта Земли? (Юрий)

8.Кто из ученых первым сказал, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)

9.Самый распространенный элемент на Солнце? (Водород)

10.Созвездие со звездой Вега? (Лира)

Тур 5 Из букв составить слово, кто быстрее

Г А Л А К Т И К А

Тур 6 Найти соответствие. Задания записаны на карточках

В феврале 1986 года

1 старт баллистической ракеты

запущен первый искусственный спутник Земли

Первое живое существо в космосе – собака «Лайка»

«Луна -3»Получены фотографии обратной стороны Луны

Запуск первого космонавта СССР

Алексей Леонов выполнил выход в открытый космос.

Американцы высадились на Луне.

«Лунаход -1» на Луне.

На орбиту ракето-насителем «Протон» была выведена первая в мире орбитальная КС «Салют-1».

В СССР была выведена в космос орбитальная станция нового поколения «Мир».

Тур 7 Задача

Свет от Солнца идет около 8 мин.

Определить за сколько долетит до Солнца самолет со скоростью 1000 км/час

Ответ: 18 лет, 6250 дней.

Тур 8

Показать следующие слова, связанные с созвездиями.

Рыбы, Малая Медведица, Скорпион, Северная корона, Водолей, Кассиопея, Телец, Большая Медведица, Близнецы, Рак, Волосы Вероники, Лев, Дева, Змееносец, Орел, Весы, Стрелец, Дельфин, Козерог, Персей, Лисичка, Орион

Тур 9

Вопросы, на которые надо отвечать «ДА» или «НЕТ». За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы 1 команде:

    Вселенная - это наша Галактика (НЕТ)

    Солнечную систему составляют только планеты (НЕТ)

    На Венере плотная облачная атмосфера (ДА)

    Моря на Луне заполнены соленой водой (НЕТ)

    Кометы состоят из ядра, газовой оболочки и хвоста (ДА)

    Фобос - единственный спутник Марса (НЕТ)

    Световой год - расстояние, которое проходит свет за 1год (ДА)

    Нептун - планета- гигант (ДА)

    Плутон был известн еще древним грекам (НЕТ)

    На Луне можно наблюдать северное сияние (НЕТ)

Вопросы 2 команде:

    Галилео Галилей открыл спутники Юпитера (ДА)

    Меркурий имеет мощную атмосферу (НЕТ)

    Марс значительно больше Земли (НЕТ)

    Все планеты - гиганты имеют кольца (ДА)

    Хвост у кометы появляется только при ее удалении от Солнца (НЕТ)

    Созвездия - это участки звездного неба (ДА)

    У полюсов Марса расположены белые полярные шапки (ДА)

    Большинство астероидов движутся между орбитами Марса и Юпитера (ДА)

    Планеты- гиганты имеют большое количество спутников (ДА)

    Атмосфера Венеры создает «парниковый эффект» (ДА)

Тур 10

Решить анаграмму и найти лишнее слово. Задания для 2 команд

    АРСМ

МЕЗЛЯ

НУТСАР

АЕЕНВР

РУРЕМКЙИ

    ФБСОО

НАИТТ

ОВРПЕА

ЛУПОТН

НАУЛ

    РУОБН

ПЮТИЕР

ЛЛАГЛИЙЕ

НЬЮНОТ

ЛЕКПЕР

На доске показываются все результаты туров.

Урок-игра «Астрономический бой»

(или как внеклассное мероприятие для учащихся, интересующихся астрономией).

Цель урока: дать возможность учащимся в игровой, соревновательной форме сравнить уровень своих знаний, показать свои интеллектуальные способности в области астрономии и связи с другими предметами, умения решать задачи, общую эрудированность, знания в области истории астрономии.

Условия проведения:

1. Класс делится на 3-4 команды (можно провести игру между классами как внеклассное мероприятие).

2. Каждая команда придумывает название, связанное с астрономией и по возможности эмблему команды и девиз.

3. Жюри астрономического боя формируется из учителя и 2-3 х учеников класса.

4. В поединке по набранным баллам жюри определяет победителя и награждает победителей грамотами, учитель может поощрить представителей команды-победительницы отметкой «5» в журнал.

Правила проведения боя:

    Бой состоит из нескольких раундов, каждый из которых оценивается жюри определённым количеством баллов. На выполнение заданий отводится определённое время (см. таблицу).

Название раунда

Время

Анаграммы

Астрономия +…

Космонавтика

Великие астрономы

Четвёртый лишний

Созвездия

Кроссворд

    Команды получают задания данного раунда одновременно, выполняют их определённое время и сдают результаты жюри.

    Жюри ведёт подсчёт баллов, а команды в это время (под руководством ведущего) выполняют задания следующего раунда. После выполнения задания второго раунда жюри сообщает результаты первого раунда (можно вносить записи в таблицу, начерченную на доске) и т.д.

    Жюри также ведёт и общий счёт боя на данный момент, и результаты записываются в таблицу на доске. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

    Если всё задание выполнено верно во временных рамках и раньше соперников, команда может получить дополнительно 1 балл в каждом раунде.

    Число и очерёдность раундов ведущий может варьировать.

Представление команды.

Оцениваются название, девиз, эмблема команды (максимальная оценка 3 балла).

Раунд «А Н А Г Р А М М Ы».

Разгадайте анаграмму. За каждый правильный ответ - 1 балл.

* Анаграмма – слово, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово (например, «лиса» - «сила»).

Ответы: 1.Марс, 2.Надир, 3.Кастор, 4.Уран, 5.Болид, 6.Ракета, 7.Полет, 8.Луна, 9.Линза, 10.Парсек.

Раунд « П Л А Н Е Т Ы».

Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Задания.

    Эту планету открыл в 1930 году американский астроном Клайд Томбо.

    Эта планета, в отличие от других планет, вращается в направлении, обратном её движению вокруг Солнца, причём в 243 раза медленнее Земли.

    На этой планете находится самая большая гора Солнечной системы – гора «Олимп», высотой 25 км.

    У этой планеты средняя плотность меньше плотности воды, поэтому она не утонет в воде, если бы нашлась ванна подходящих размеров.

    Если бы эта планета была крупнее, то она могла бы стать звездой.

    На этой планете вот уже 300 лет бушует ураган – Большое Красно Пятно, размеры которого больше земного шара.

    На этой планете практически нет атмосферы, поэтому велики суточные колебания температуры. Температура на дневном полушарии достигает 4000 0 С.

    У этой планеты имеются полярные шапки, в которых возможно находится в виде льда вода.

    В таблице Менделеева есть химические элементы с аналогичным названием планеты.

    В греческой мифологии название этой планеты отождествляли с Богом торговли – Гермесом.

Ответы: 1.Плутон, 2.Венера, 3.Марс, 4.Сатурн, 5.Юпитер, 6.Юпитер, 7.Меркурий, 8.Марс, 9.Уран, нептуний, плутоний, 10.Меркурий.

Раунд «А С Т Р О Н О М И Я +…»(межпредметные связи).

Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Задания.

    + история:

Это явление помогло установить историкам, что на границе половецкой земли войска князя Игоря были 1 мая 1185 года.

    + мир поэзии:

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния, без грозных туч,

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

О чём писал Ломоносов?

    + медицина:

Это часть солнечного излучения обладает рядом свойств: высокая химическая активность, убивает микроорганизмы, в небольших дозах благотворно влияет на организм человека. Всё это нашло широкое применение в медицине. Что это за излучение?

    + народная мудрость:

«Мир освещается солнцем, а голова- …». Закончите народную пословицу.

    + математика:

Наименьшее расстояние от Земли до Сатурна 1,2 *10 9 км. Через какое время дойдёт свет от Сатурна до Земли. Ответ выразите в часах.

    + музыка:

    + химия:

С помощью этого метода определяют химический состав Солнца, звёзд, галактик, туманностей.

    + криминал:

Существует легенда, что Аристотель бросился в море со скалы, отчаявшись разгадать это явление природы. Назовите явление.

    + биология:

Замечена 11-летняя цикличность в размножении трески, сельди, леща и других рыб. С такой же периодичностью повторяются нашествия саранчи. С чем это связано?

    + физика:

В настоящее время достаточно часто используется световая энергия Солнца для работы солнечных батарей (в калькуляторах, на спутниках и т.д.). Какое физическое явление лежит в основе работы солнечных батарей?

Ответы: 1.Солнечное затмение, 2.Полярное сияние, 3.Ультрафиолетовое, 4.Знанием, 5.t=s/v=1,1 ч, 6.Гершель, 7.Спектральный анализ, 8.Приливы и отливы, 9.Солнечная активность, 10.Фотоэффект.

Раунд « З А Г А Д К И».

Отгадайте загадки. Правильный ответ - 1 балл.

Задания.

    Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.

    О каком небесном теле идёт речь, если оно является прекрасным примером того, как из мухи сделать слона?

    Что будет наблюдать космонавт, находящийся на обращённой к Земле поверхности Луны, если люди на Земле в это время наблюдают лунное затмение?

    Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

О какой звезде идёт речь в этом стихотворении А.С.Пушкина?

    Самый распространённый химический элемент в космическом пространстве.

    Копьё стальное, а хвост огненный распустит, до земли достанет.

    Ехал Волох, рассыпал горох,

Стало светать, нечего собирать.

    Без него плачемся, а как появится –

от него прячемся.

    Вторник – день Марса, среда – день Меркурия, четверг – день Юпитера, пятница – день Венеры, суббота – день Сатурна. Продолжите: воскресенье – день… , понедельник – день…

    Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?

Ответы: 1.Небо, звёзды, месяц, 2.Комета, 3.Солнечное затмение,4.Венера, 5.Водород, 6.Ракета, 7.Звёздное небо, 8.Солнце, 9.Солнца, Луны, 10.Ковш Большой Медведицы.

Раунд «К О С М О Н А В Т И К А ».

ответ - 1 балл.

Вопросы.

    Первым проектом пилотируемой ракеты был в 1881 году проект ракеты с пороховым двигателем известного революционера. Как его фамилия?

    Точная дата запуска первого спутника Земли.

    Год рождения Ю.А. Гагарина.

    Сколько минут был в космосе первый космонавт?

    Название корабля, на котором полетел Ю.А.Гагарин.

    Как называлась серия американских космических кораблей, один из которых совершил 21 июля 1969 года посадку на Луну?

    Фамилии космонавтов, высадившимися первыми на поверхность Луны.

    В 1903 году вышла статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Кто ее автор?

Ответы: 1.Н.Кибальчич, 2.4 октября 1957г, 3.1934 г, 4.108 минут, 5.«Восток», 6.В.Терешкова, 7.«Аполлон», 8.Н.Армстронг, Э.Олдрин, 9.А.Леонов, 10.К.Циолковский.

Раунд «В Е Л И К И Е А С Т Р О Н О М Ы ».

Ответьте на вопросы и найдите соответствующий портрет.

Правильный ответ – 0,5 балла, найден портрет – ещё 0,5 балла.

Вопросы

Портреты

    Наблюдая за движением Венеры по диску Солнца, этот учёный 26 мая 1761 года открыл атмосферу Венеры.

    Наиболее плодотворными в жизни этого учёного были годы 1665 – 1667-й, когда во время эпидемии чумы он уезжает в голодную деревню Вульсторп. Здесь рождается интегральное и дифференциальное исчисление, здесь он раскладывает солнечный луч, познавая тайну спектра, здесь конструирует телескоп нового типа – рефлектор и микроскоп.

    Этот учёный доказал существование неровностей Луны, пятен на Солнце, фаз Венеры, спутников Юпитера.

    О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю? Его главный труд «О вращении небесных сфер», в котором он изложил гелиоцентрическую систему мира.

    Этот учёный открыл три основных закона движения планет, которые стали носить его имя.

    Этому датскому астроному спутник Юпитера – Ио, помог в 1676 году определить скорость света.

    Этот учёный утверждал, что в центре мироздания находится Земля.

    Он первым измерил радиус Земли.

    Какой учёный был сожжён на костре за пропаганду идей гелиоцентризма?

    Профессиональный музыкант, который начал заниматься астрономией как любитель, что не помешало ему открыть в 1781 году планету Уран.


Б.

Ж.

В.

З.

Г.

И.


Ответы: 1.М.В.Ломоносов(Г), 2.И.Ньютон(Е), 3.Г.Галилей(Д), 4.Н.Коперник(А), 5.И.Кеплер(Ж), 6.О.Рёмер(И), 7.Птолемей(Б), 8.Эратосфен(К), 9.Дж.Бруно(З), 10.У.Гершель(В).

Раунд «Ч Е Т В Ё Р Т Ы Й Л И Ш Н И Й»

Исключите из ряда не подходящее по логике слово. Правильный ответ - 1 балл.

Задания.

    Меркурий, Юпитер, Марс, Венера.

    Лунное затмение, полнолуние, последняя четверть, новолуние.

    Церера, Гермес, Гаспра, Харон.

    Океан Бурь, Море Дождей, Тихий Океан, Море Ясности.

    Титан, Европа, Ганимед, Каллисто.

    Рыбы, Телец, Кассиопея, Козерог.

    Гелиос, Аполлон, Ярило, Нептун.

    Вега, Денеб, Бетельгейзе, Альтаир.

    «Вега», «Пионер», «Викинг», «Маринер».

Ответы: 1.23 февраля, 2.Юпитер, 3.Лунное затмение, 4.Харон, 5.Тихий Океан, 6.Титан, 7.Кассиопея, 8.Нептун, 9.Бетельгейзе, 10.«Вега».

Раунд «Т Е Р М И Н Ы ».

Ответьте на вопросы. Правильный ответ - 1 балл.

Вопросы.

    Ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела.

    Большой и исключительно яркий метеор.

    Ведущий раздел астрономии, который изучает природу небесных тел.

    Большой круг небесной сферы, по которому движется Солнце.

    Наибольшее угловое удаление планеты от Солнца.

    Как называется среднее расстояние от Земли до Солнца?

    Наблюдаемая с Земли освещённая часть лунного диска.

    Поверхностный слой Луны.

    Малая планета.

    Видимая часть атмосферы Солнца.

Ответы: 1.Перигелий, 2.Болид, 3.Астрофизика, 4.Эклиптика, 5.Элонгация, 6.Астрономическая единица, 7.Фаза, 8.Реголит, 9.Астероид, 10.Фотосфера.

Раунд «С О З В Е З Д И Я ».

Назовите созвездия. Правильный ответ - 2 балла.

Задания.


4
.

Ответы: 1.Большая Медведица, 2.Орион, 3.Возничий, 4.Лебедь, 5.Кассиопея.

Раунд «К Р О С С В О Р Д ».

Ответьте на вопросы. За каждое слово, в том числе и ключевое – 1 балл.


1. Ближайшая к Солнцу звезда.

2. Цвет яркой звезды созвездия Скорпион.

3. Одна из основных частей телескопа.

4. Созвездие,главная звезда которого Альтаир.

5. Звезда-ориентир на южном небе.

6. Созвездие, имеющее отношение к поэзии.

7. Зодиакальное созвездие.

8. Линия на карте звёз­дного неба, указывающая границу видимости

звёздного неба.

9. Зеркальный телескоп.

Ключевое слово : одна из координат небесных тел.

Ответы:

1. Проксима 2. Красный 3. Окуляр 4. Орёл

5. Конопус 6. Пегас 7. Близнецы 8. Горизонт

9. Рефлектор

Ключевое слово : «Склонение»

Астрономия - древнейшая наука о Вселенной предметом изучения которой являются космические объекты, а также связанные с ними процессы и явления.

Со времен первого полета человека в космос, главным детским ответом на вопрос "Кем ты хочешь стать?" был ответ "Космонавтом!".

Интерес людей к космосу не угаснет никогда, он манит нас своими тайнами и вселенским масштабом. Глядя на звездное небо, люди всегда задавались главными вопросами.

Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов нам есть что рассказать своим детям.

Однако, масштабы вселенной трудно представить даже взрослому человеку.

Осталось придумать как интересно рассказать ребенку о космосе и познакомить его с первыми основами астрономии.

Как рассказывать

Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты, пример таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми, для него, тематическими понятиями.

Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.

Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.

И если вам удастся удивить и очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.

Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звёзды, он вспомнит ваши занятия и улыбнётся.

Что рассказывать

Вступление

Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко - протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.

В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет - наша Земля.

Что рассказать:

Солнце - это большая и очень горячая планета - это звезда, - огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные - больше Солнца.

Самые яркие среди всех звезд на небе - это Полярная звезда и Сириус.

Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.

Наглядный материал:

Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина - это наша Земля, тыква - Солнце.

Земля настолько меньше солнца, насколько горошина меньше тыквы.

Луна

Что рассказать:

Луна - это спутник нашей планеты, она находится всего в трёх днях пути.

Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.

Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы луны: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Если серп в небе похож на букву С, то луна "старая", убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.

Наглядный материал:

Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещённую часть шара.

Наша планета

Что рассказать:

Нашу планету - планету Земля - окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.

Самое главное отличие нашей планеты от других - это наличие на ней жизни.

Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос, с целью его изучения.

Наглядный материал:

Можно отварить куриное яйцо и на его примере объяснить ребенку что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.

Другие планеты солнечной системы

Что рассказать:

В Солнечной системе всего 8 планет.

Самая большая из них - это Юпитер. А самая интересная - Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.

Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.

Одним из последних был обнаружен Плутон. Сначала его считали Его открыли в 1930 девятой планетой. Но, со временем, его отнесли к другой категории космических тел, "карликовые планеты".

Планетой считаются космические тела, которые:

  • вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
  • имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
  • не находятся вблизи других подобных крупных тел;
  • не являются звездой.

Наглядный материал:

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Звезды

Что рассказать:

Самая близкая к нам звезда - это солнце.

В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать.

Любая звезда - это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.

Скопление звезд образует созвездия.

Наглядый материал:

Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик или люминофоровые звёздочки. При выключенном свете поднесите их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят.

Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блёклыми. Объясните, что звёзды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.

Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их.

Как летит ракета

Что рассказать:

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу мечта людей о полете в космос сбылась - первый в истории космонавт, Юрий Алексеевич Гагарин, совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

Наглядный материал:

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Воздушный шарик летел как ракета - он двигался вперед, пока в нем был воздух.

Примерно по-такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо- она отпадает и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень - самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

Игры по теме

1. Игра "Что возьмем с собою в космос"

Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.

Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

2. Игра "Космический словарь"

Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.

Кто больше назовет слов, связанных с космосом тот победил.

Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

3. Игра "Скажи наоборот"

Цель игры - научить ребенка выбирать слова с противоположным значением - антонимы.

Например:
Далекий -…
тесный -…
большой -…
подниматься -…
яркий -…
улетать -…
высокий -…
известный -…
включать -…
темный -…

4. Игра "Ориентируемся по звездам"

Вместе с ребенком представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звёздочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.

Накройте стол покрывалом - это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезай туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и всё, что вы видите, это звёзды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).

Покажите ребенку как можно ориентироваться на звезды, чтобы найти дорогу.

Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.

5. Игра "Космические камни"

На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.

Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.

Книги для детей по теме

1. "Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками", С. Андреев.

2. "Открываем космос", Мортон Дженкинс.

3. "Профессор Астрокот и его путешествие в космос", Доминик Воллиман и Бен Ньюман.

4. "Космос", Д. Костюков, З.Сурова.

5. "Увлекательная астрономия", Е.Качур.

6. Серия "Твоя первая энциклопедия", книга "Чудесная планета", издательство "Махаон".

7. Серия "Самая первая энциклопедия", книга "Планета Земля", издательство "Росмэн".

8. "Моя первая книга о космосе", К. Порцевский, М. Лукъянов.

9. "Звезды и планеты. Энциклопедия для детей", Э. Прати.

10. "Необыкновенные приключения Пети в космосе", А. Иванов, В. Мерзленко.

Мульфильмы по теме

1. Цикл мультфильмов "Дети и космос"

2. Развивающий мультфильм "Планета Земля"

3. Занимательные уроки Саакаянца "Астрономия для самых маленьких"

4. "Тайна третьей планеты"

5. "Незнайка на Луне"

7. "Свинка Пепа", серия "Путешествие на Луну"

8. "Звездные собаки: Белка и стрелка"

9."Белка и Стрелка: лунные приключения"

10. "Эгон и Дончи"

11. "Лунная экспедиция Христофора Кулламбуса"

12. "Том и Джерри: Полет на Марс"

13. "Тайна красной планеты"

14. "Планета 51"

15. "Большое космическое приключение"

16. "Планета ветра"

17. "Мухнём на Луну"

18. "Валли"

19. "Планета сокровищ"

20. " Смешарики: пин-код сборник"

Обучающий материал по теме

  • Журнал "Школа 7 гномов - 4+: Малышам о звездах и планетах";
  • Журнал "Мир вокруг нас", №1,5,7;
  • Карта солнечной системы;
  • Тематические карточки;



Космические поделки для детей

1. Ракета с фотографией вашего ребенка-космонавта.

Нужны: фотография вашего малыша, цветной картон или бумага.



2. Ракета из пластиковой бутылки.

Нужны: пластиковая бутылка, носок, картон, фольга и нитки.



3. Прожектор созвездий.

Нужны: фонарик, вырезанные по диаметру фонарика круги с проделанными в виде созвездия дырочками, бумажные формочки для капкейков, шнурок.



4. Сенсорная космическая коробка.

Нужны: прозрачная пластиковая коробка, чечевица, черная фасоль, декоративные стеклянные шарики, блестящие пайетки, космические игрушки, маленькие фонарики.

5. Костюм космического робота.

Нужны: большая картонная коробка, скотч, старые провода, фольга, наклейки, маркеры, фантазия.



Где посмотреть на звезды в Москве

1. Обсерватории

Обсерватория - специализированное научное сооружение и/или учреждение, используемое для наблюдения земных и/или астрономических явлений.

В некоторых обсерваториях наблюдения проводятся только при наличии ясной погоды.

Режим работы обсерваторий следует уточнять в учреждении, обратите внимание, что некоторые обсерватории работают только 2 летних месяца в году, другие с мая по сентябрь.

Московский городской дворец детского и юношеского творчества

М. Университет, ул. Косыгина, д. 17, кор. 1
Цена: бесплатно.

Астрономическая обсерватория МГУ (Государственном астрономическом институте имени П.К. Штернберга при МГУ)

Москва, Университетский проспект, д. 13
Цена: бесплатно.

Обсерватория при Московском планетарии

М. Баррикадная, Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: в будни 250 рублей, в выходные 300 рублей.

Народная обсерватория на территории Парка Горького

М. Парк Горького, Октябрьская.
Цена: 200 руб.

Народная обсерватория на территории парка Сокольники

М. Сокольники, территория парка
Цена: 150 руб.

С четверга по воскресенье можно взять в прокат выносной телескоп за 50 рублей.

2. Планетарии

Планетарий - научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; а также явления, связанные с небесными телами.

Московский планетарий

Г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: от 100 руб.

Планетарий Центрального Дома Российской Армии

Г.Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 32
Цена: 200 руб.

Планетарий культурного центра Вооруженных Сил РФ

Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 32.
Цена: 200 руб.

Статьи по теме: