Игры на переменке в школе. Игры для начальной школы на переменах: приятное с полезным. Игры со спортивным инвентарем

Игры для первоклассников в классе

Своеобразным организационным и обязательным моментом на уроке являются игры, проводимые учителем в классе. Они не только положительно влияют на умственное развитие ребенка, но и позволяют сделать паузу для отдыха еще не совсем адаптированных детей к школе.

Микки-Маус

Обычно в классе парты стоят в 3 ряда. Учитель сообщает детям, что каждый ряд; это команды. Первая группа (1 ряд) должна громко крикнуть «Мики», когда учитель поднимет правую руку вверх. Вторая команда (3 ряд) кричит «Маус», если поднимает левую руку. А третья группа (средний ряд) должна громко крикнуть «Мышонок», если учитель скрестит руки.

Примечание. Педагог в начале игры предупреждает детей, что им нужно быть очень внимательными, так как он может намеренно их путать, например, поднять вверх одновременно две руки.

«Моторчик».

Своеобразно ее проводить, когда ребята устали и начинают нарушать дисциплину в классе. Подобные игры с первоклассниками на уроке помогают им «нашуметься» и дальше работать в полной тишине

Итак, учитель спрашивает у детей, как работает мотор в машине, какой звук он издает. Педагог просит учеников представить, что они; это один мотор, а он водитель, который будет его регулировать. Когда рука «рычаг» будет подниматься вверх, мотор должен работать громко (произносить звук «р-р-р»), если опускается вниз, то он работает тише.

Игра на развитие воображения

Игра «Покажите звуки»

В руках у учителя карточки с картинками животных, птиц, предметов. Педагог показывает классу по одной карточке. Дети должны, не называя того, что изображено на картинке «сказать» слово звуком и изобразить с помощью мимики и жестов. Например, кошка. Первоклашки говорят «мяу-мяу» и показывают коготки.

Игра для снятия мышечной нагрузки

Игры для первоклашек в классе должны носить также комплексный характер, особенно на уроках письма и математики, когда задействована мелкая моторика и мышцы спины.

1. «Дождик».

Эта игра хорошо снимает напряжение и очень нравится детям. Учитель говорит ребятам, чтобы они представили, что идет дождь. Педагог комментирует, ученики вместе с ним повторяют только движения.

«Пошел дождь» (дети поднимают руку перед собой ладошкой вверх).

«Сначала одна капля» (ударяют по ладошке одним пальчиком другой руки).

«Затем две капли» (двумя пальчика и т.д.).

«И тут полил сильный дождь» (ученики хлопают в ладоши).

«Дождь понемногу стал утихать. Четыре капли, три, две, одна» (также показывают в обратном порядке).

«Дождь закончился. Выглянуло солнышко!» (дети поднимают руки вверх).

Игра на развитие скорости реакции

. «Такие разные животные».

Первоклашки встают из-за парт. Игра проводится на месте. Учитель произносит слова (4-5), а дети изображают то, что им сказал классный руководитель, причем темп игры постепенно увеличивается. Например, «цапля»; ученики стоят на одной ноге, «зайчик» ; ставят руки на макушки и подпрыгивают вверх, «слон» вытягивают одну руку вперед, словно хобот и т.д.

Примечание. В начале игры педагог должен сам показать движения.

Данные игры для первоклассников в классе позволяют за небольшой промежуток времени снять эмоциональное и физическое напряжение, сконцентрировать внимание на уроке при дальнейшей работе и даже помогают постепенно справиться детям с комплексами.

Игры для первоклассников на перемене

Игра на сплочение класса

1. «Миксер»

Ребята стоят в кругу. В центре водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого и называет 1 признак (например, длинные волосы, кто в кроссовках, кто любит пирожные и пр.)». В момент движения, водящий должен занять одно из освободившихся мест. Кто не успеет встать во время, становится в центр круга.

Эта игра позволяет узнать друг о друге не только ребятам, но и учителю, а также развивает внимание и быстроту реакции.

2. «Цифры»

Данная игра похожа с предыдущей. Первоклашки рассчитываются по порядку, стоя в кругу и запоминают каждый свое число. Затем один из желающих выходит в центр и называет любые 2 числа (учитывая расчет), которые должны поменяться местами, а водящий как можно быстрее занять одно из мест. Кто не успел, становится в центр и продолжает игру.

3. «Построение»

По команде учителя класс должен построиться:

; по росту,

; по длине волос; по цвету глаз и т.д.

4. «Веревочка»

Ученики, держась за веревку или скакалку, должны построить с помощью нее какую-либо фигуру, букву и т.д. Например, круг, буква «П», «Г» и др.

Игра на выявление лидера в группе

1. «Крокодил»

Ребята сидят на корточках, образуя круг. Здесь же находится учитель, который произносит слово «Крокодил» и одновременно на пальцах показывает 1, 2, 5;, т.е. это число, будет обозначать, количество ребят, которые должно подняться. Каждый встает по своему желанию

Педагог внимательно наблюдает и делает для себя выводы: те мальчики и девочки, которые поднимались чаще всего, являются потенциальными лидерами в классе. Кроме того, эта игра помогает детям еще и повторить счет

Игры для первоклассников на улице

Школьный двор, как известно, позволяет не только проводить подвижные игры, но и такие, где не запрещается громко кричать и шуметь .

Игра для разминки

Класс делится на 2 команды. Становятся лицом в 2 шеренги. Затем повторяют слова и движения, показывая друг на друга:

; «Ты; дрозд, я; дрозд»,

; «У тебя нос, у меня нос»

; «У тебя щечки красные, у меня щечки красные»,

; «У тебя губки алые, у меня губки алые»,

«Мы два друга любим друг друга!» (обнимаются).

Игры для первоклассников на улице хороши еще и тем, что благодаря большому пространству можно проводить общие игры, требующие от детей определенных действий .

Командно-сюжетная игра

1. «Мамонты»

Участвует весь класс. Учитель распределяет роли между первоклашками: мамонты (большинство класса), спасатель; 1 ребенок, охотники (2-3 пары); должны передвигаться вдвоем только, держась за руки. Их задача; поймать мамонта. Чтобы это сделать, нужно поймать «животное», образовав кольцо, взявшись свободными руками. После этого охотники отводят в таком положении добычу в обговоренное заранее место. Если спасатель не успеет освободить мамонта, т.е. коснуться его рукой, то этот ребенок выбывает из игры

Спасатель может «освободить» жертву только 3 раза. Если ребенок попался «в лапы» охотников более, чем положено, то он также выходит из игры

2. «Выручай!»

Среди учащихся выбирают 1-2 водящих, которые должны «замораживать» касанием руки всех передвигающихся ребят. Если кого-то все-таки заморозили, то он должен стоять на месте руки в стороны, ноги на ширине плеч и громко кричать такие слова

«Поскорее прибегай

И меня ты выручай!»

Остальные участники (кто-то один) могут его «выручить», если пролезут под ногами «заморо- женного». Только тогда «спасенный» может продолжать игру.

Игры со спортивным инвентарем

1. «Овощи-фрукты»

Водящий бросает мяч по очереди игрокам, стоящим в одну шеренгу, называя при этом овощи и фрукты в любом порядке. Если это овощ, например, картошка, нужно поймать мяч и присесть, если фрукт; яблоко, то следует также поймать мячик, а потом подпрыгнуть

2. «Рыбачёк»

Ребята стоят в кругу, в центре первоклашка со скакалкой. Он крутит ее по часовой стрелке, а все остальные должны подпрыгивать, чтобы не коснуться ногами скакалки. Кто не успел или замешкался, становится «пойманной рыбкой». Затем водящий и рыбка меняются местами.

Благодаря игровым ситуациям ребята учатся правильно вести себя, логически мыслить и приучаются к спорту.

Подвижные игры для младших школьников.

Подборка подвижных игр для программы по внеурочной деятельности "Подвижные игры". Материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям ГПД.
1. ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
По алфавиту
Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.
Ведущий предлагает ребятам за определенное ко¬личество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:
- чтобы все имена расположились по алфавиту;
- чтобы все встали по цвету волос (слева - брю¬неты, справа - блондины);
- чтобы все встали по росту (слева - маленькие, справа - большие).
Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координация
Количество игроков: 5 и более

Три, Тринадцать, Тридцать
Три, Тринадцать, Тридцать - игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей. Может использоваться в школе на физкульт-минутках учеников младших классов.
Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел - какое действие обозначает. Игроки строятся в Шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.
Если водящий (учитель) говорит «три» - все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» - руки на пояс, при слове «тридцать» - руки вперед и т. д. (Можно придумать самые разные движения). Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, реакция

Цветные флажки
Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, внимания.
Атрибуты: 5 флажков разного цвета.
Ход игры: на игровой площадке рисуются 5 кружков диаметром 2 м на расстоянии 1 м друг от друга. Игроки делятся на 5 команд. Каждая команда встает в свой кружок. В центре каждого кружка стоит игрок с цветным флажком в руках.
По сигналу ведущего игроки разбегаются по площадке. По второму сигналу они останавливаются и закрывают глаза. В это время игроки с флажками меняются местами; По третьему сигналу игроки открывают глаза и быстро ищут свой флажок. Побеждают те игроки, которые раньше других вернулись к флажку своего цвета.
Особые замечания: если игрок открыл глаза, его команда считается проигравшей.

Кривое зеркало

Атрибуты: 6 скакалок.
Ход игры: игра начинается с того, что ведущий показывает разные прыжки со скакалкой: прыжки со скрещенными ногами, прыжки с высоко поднятыми коленями, двойные прыжки и т. д. Затем игроки встают попарно, друг напротив друга, и пытаются повторить все показанные движения ведущего. Игрок, который ошибся, выходит из игры, и его заменяет следующий.
Особые замечания: новым водящим становится игрок, не совершивший ни одной ошибки.

«Шерлок Холмс»
Выбирается ведущий («Шерлок Холмс») и 3-5 «преступников». Чем меньше возраст детей, тем меньше «преступников». «Преступники» встают перед «Шерлоком Холмсом». «Шерлок Холмс» внимательно в течение нескольких секунд (20-30) внимательно разглядывает «преступников» и выходит из помещения. «Преступники» делают пять изменений в своей одежде и позе. Возвратившийся «Шерлок Холмс» должен найти у каждого его пять изменений. Тот игрок, у которого «сыщик» нашел все пять изменений, должен выполнить какое-либо желание «Шерлока Холмса». Тот, у которого не определено хотя бы одно изменение, сам становится «Шерлоком Холмсом».

«Путаница»
Выбирают водящего. Все остальные игроки становятся в комнате, взявшись за руки. Водящий выходит из комнаты, а остальные игроки начинают передвигаться относительно друг друга, но не отрывая рук (запутываться). Затем приглашают в комнату водящего. Он должен определить, в каком порядке стояли игроки изначально. Повторяют игру несколько раз, меняя водящего.

«Космонавты»
На площадке в разных частях чертим контуры ракеты. Их должно быть на несколько штук меньше играющих. Все дети берутся за руки. Они идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, дети разбегаются, стараясь занять свободное место в «ракете». Опоздавшие собираются в центре круга. Отмечаем тех детей, которые ни разу не опоздали на «ракету»

«Вороны и воробьи»
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.

Шишки, желуди, орехи
Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям.
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.
Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.
Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 7 и более
Место игры: улица

Птицы, блохи, пауки
Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем она будет, - «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу жест, обозначающий выбранное животное.
Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.
Возраст: от шести лет
Цель игры: разрядка, концентрация внимания
Количество игроков: 10 - 30
Место игры: просторное безопасное помещение

Белые медведи
Белые медведи - подвижная коллективная игра для детей младшего школьного возраста. Развивает активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом игры.
На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место - льдина, на которой стоит водящий - «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» - и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого.
Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!».
«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.
Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат».
Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается.
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Примечание. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: ловкость, реакция, фантазия
Количество игроков: 7 и более

3. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
«Бездомный заяц»
Интересная игра для детей младшего школьного возраста. Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки - зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь.
Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он становится бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам станет зайцем, а бывший заяц - охотником.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, выносливость, мышление, реакция
Количество игроков: 3 и и более

Дай руку
Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать.
Выбирается один ведущий - салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке.
Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком.
Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить.
Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, выносливость, ловкость, реакция

«Кто кого»
Игра похожа на подвижную игру "Перетягивание"
2 участника.
Плоскость грунта разделена линией. Соперники - по две стороны.
Они берутся двумя руками за палку.
Задача: перетащить соперника на свою сторону.

Британский Бульдог
Играет влияет на выносливость и реакцию ребенка.
Дети назначают двух ловцов («бульдогов»). «Бульдоги» стоят с одной стороны площадки, а все остальные - с противоположного. За сигналом одного из «бульдогов» все игроки должны перебежать в другую сторону. Но так, чтобы игрока не словили «бульдоги».
Игра продолжается до тех пор, пока все бегуны не превратятся в «бульдогов».
Возраст: от шести лет
Игра развивает: выносливость, реакция, сила
Количество игроков: 4 и более

«Штандр»
Цель игры: развивать выносливость, меткость, воспитывать честность.
Материалы необходимые для игры: мяч, лучше волейбольный, но можно и резиновый.
Правила игры: Для начала игры необходимо выбрать водящего, это можно сделать с помощью считалочки. Водящий в руках держит мяч. Все играющие собираются возле водящего. Водящий подбрасывает мяч как можно выше. В этот момент все играющие разбегаются в разные стороны. Водящий должен поймать мяч и как только мяч будет в его руках, он кричит: «Штандр!». Все играющие должны остановиться на месте, где их застала эта команда. Водящий должен мячом осалить кого-либо из играющих. Осаленный игрок становится водящим, а водящий становится играющим, и игра продолжается. Игра может идти до тех пор, пока она не надоест.

«Смена мест»
Цель игры: развитие прыгучести и прыжковой выносливости.
Материалы необходимые для игры: мел для обозначения линии старта (финиша)
Ход игры: Все играющие делятся на две команды. По краям площадки размечаются две линии – это так называемые «дома». Обе команды встают в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки, за линиями своих «домов», приседают и кладут руки на колени.
По сигналу все игроки прыгают из глубокого приседа, двигаясь вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома». Побеждает команда, игроки которой первыми соберутся за противоположной линией. Затем обе команды прыгают в обратную сторону, но в игре не принимает участия тот игрок, который последним пересек линию, он выбывает из игры. Эта игра может продолжаться до тех пор, пока на площадке не останется по 2–3 самых выносливых прыгуна. Побеждает команда, в которой осталось большее число прыгунов. Можно продолжить дальше соревнование, и тогда можно определить лучшего прыгуна.
Команды могут быть смешанными, а могут состоять только из мальчиков или из девочек (если хватает участников).
Эта игра подходит как для игры в спортивном зале, так и для игры во дворе.

Скакалки

Необходимые материалы и наглядные пособия: скакалки.
Ход игры
Игроки прыгают через скакалку различным образом: на 2 ногах, на 1 ноге и т. д. Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

Классики
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мел, бита.
Ход игры
На игровой площадке чертятся классики. Игроки должны, прыгая на 1 ноге и толкая биту перед собой, пропрыгать с 1 -го по 10-й класс. Если бита вылетает за пределы классиков, игрок уступает место следующему. Выигрывает тот игрок, который первым пропрыгает все классы.

4. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Море волнуется
Дети идут по кругу и произносят слова: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри! » На последнее слово дети останавливаются и «замирают» в позе морского животного. Ведущий или ребенок пытается отгадать название этих животных.

Что делаешь?
Дети выбирают «хозяйку дома» и, став в круг, чертят вокруг себя кружочки - домики. «Хозяйка» обходит играющих и каждому из них поручает работу по дому. Например: рубить дрова, косить сено, стирать белье, печь пироги и т. п. Дети выполняют задания. «Хозяйка» становится в центр круга и говорит: «А сейчас се будем вместе забивать гвозди! » Дети выполняют все, что задает «хозяйка». Неожиданно «хозяйка» показывает рукой на кого-нибудь из детей и спрашивает: «Что делаешь? » Ребенок должен назвать работу, которую ему поручили выполнить в начале игры. После этого «хозяйка» дает всем новые задания.

Фигуры
Один из игроков назначается водящим. Дети разбегаются по залу, по сигналу они останавливаются, изображая застывшие фигуры спортсмена, работающего человека, животного, птицы и др. Водящий ходит среди фигур и выбирает наиболее удачную. Отмечаются дети, принимавшие самые трудные позы.

Ровным кругом
Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. Двигаясь влево (вправо) по кругу, дети произносят слова:
Ровным кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что Коля нам покажет,
Будем дружно повторять!
Водящий показывает какое либо движение (подпрыгивает, вращает руками, приседает и др.) . Дети должны в точности повторить его. После этого назначаются новый водящий, и игра повторяется.

Воздух, вода, земля, ветер
Дети образуют круг, водящий в середине. Подойдя к кому - либо из детей, водящий говорит одно из четырех слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» – и считает до пяти. Ребенок должен за это время придумать и показать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя или покружится на месте (ветер). Кто не успел это сделать, выходит из игры.

Повтори-ка
Один из играющих показывает движениями какого-либо зверя, например зайчика. Следующий повторяет движения зайчика и от себя прибавляет движения другого животного – лисы. И так каждый следующий игрок, выполнив движения всех показанных ранее животных, прибавляет от себя еще одно, новое. Список зверей растет. Побеждает тот, у кого лучшая память и воображение.

Выставка картин
Ведущий назначает трех «посетителей», остальные дети- «картины». По сигналу: «Приготовить выставку! » - дети советуются друг с другом, какие картины они будут изображать (лыжника, конькобежца, пловца, конника, вратаря). Картину можно изображать вдвоем или втроем: елочка под не зайчик, сказку «Репка» и т. п. Через несколько секунд воспитатель объявляет: «Открыть выставку! » Дети становятся вдоль площадки и принимают задуманные позы. «Посетители» осматривают «выставку» и отмечают наиболее удачные «картины». По сигналу: «Выставка закрыта! » - дети принимают свободные позы.

5. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ, ЛОВКОСТИ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ
Удочка
Цель игры: развитие ловкости, координации движений.
Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3-4 м.
Водящий становится В центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5-10 см.
Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко. Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8-10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.
После смены водящего игра начинается сначала.

Попрыгунчики - воробушки
Замечательная детская игра. Предварительно на асфальте чертиться круг с помощью мела.
В центре круга находится ведущий - «ворона». За кругом стоят все игроки, которые являются «воробушками».
Они запрыгивают в круг и прыгают внутри него. Затем так же из него выпрыгивают.
«Ворона» старается поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга.
Если «воробушка» все-таки словили, то он становится ведущим и игра начинается сначала.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, ловкость, мышление, реакция
Количество игроков: 3 и более

Кирпичики и каменщики
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.
Ход игры: из игроков выбираются 2 «каменщика». Остальные - «кирпичики». «Кирпичики» разбегаются по площадке, а «каменщики» начинают бегать за ними и пытаться осалить кого-то из «кирпичиков». Осаленного «кирпичика» каждый «каменщик» ведет в одно место и оставляет там. Следующего осаленного «кирпичика» «каменщик» ставит рядом с первым - образуется «стена».
Выигрывает тот «каменщик», у которого «стена» будет длиннее, т. е. он осалит больше «кирпичиков».
Особые замечания: осаленным «кирпичикам» нельзя убегать со своего места.

«Через ручеёк»
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.
Ход игры
На игровой площадке рисуют ручеек, который к концу" постепенно расширяется. Игрокам предлагается перепрыгнуть через ручеек: сначала через узкое его место, затем там, где он шире и шире. Если игрокам это удается, их необходимо хвалить.

«Вышибалы»
Активная игра с мячом. Выбираются два водящих игрока, которые встают с мячом на расстоянии друг от друга на 10 - 15 метров. Остальные игроки перебегают между водящими от одного к другому. Водящие, перекидывая друг другу мяч, стараются попасть в одного из игроков. Тот, в кого попадут, выбывает из игры. Однако игроки могут попытаться поймать мяч. Каждый пойманный мяч возвращает в игровое поле одного из выбывших. Задача водящих - «выбить» из игры всех игроков.

«Карусель»
Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом-кругом,
Все бегом-бегом-бегом.
Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде руководителя: «Поворот!» - они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь «сесть на карусель», т. е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места «на карусели» можно только до третьего звонка (хлопка). Опоздавший на карусели не катается.

6. ИГРЫ С МЯЧОМ
«Перейди мячи»
Пять-шесть набивных мячей разместить на одной линии с интервалами 0,5-1,5 м. Играющий запоминает расположение мячей, поворачивается кругом и движется спиной вперед. Задача – обойти и не задеть мячи. Кто выполнит задание, тот победитель. Расположение мячей каждый раз меняется.
Варианты. 1. Увеличить количество мячей (для старших школьников). 2. Продвигаться спиной вперед, перешагивая через мячи. 3. Продвигаться спиной вперед с завязанными глазами.

«Проведи мяч»
Играющий, двигаясь по полу, должен провести мяч баскетбольным дриблингом по рейке гимнастической скамейки. Побеждает игрок, которому удалось это сделать.
Варианты: то же, но игрок двигается по рейке, а мяч ведет по полу.

«Попади в мяч»
Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги, лицом друг к другу. Расстояние между шеренгами 8-10 м. Посередине табуретки лежит волейбольный мяч. У каждого из игроков по малому мячу. По сигналу учителя игроки одной команды выполняют броски, стараясь сбить волейбольный мяч. Если кому-нибудь удастся сбить мяч, то команде засчитывается 1 очко. Затем начинает броски другая команда. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«Сбей отскоком»
В 2-5 м от стены (дистанция зависит от возраста и опыта играющих) ставят городок, кеглю, надувную игрушку. Задача: бросить мяч о стену так, чтобы, отскочив, он сбил установленный предмет. У кого будет больше успешных попыток из пяти? Кому потребуется меньше попыток, чтобы сбить предмет пять раз?
Бросать мяч можно с любой точки.
Вариант: поставить на некотором расстоянии от стены ящик, коробку, корзину, положить обруч. Задача: попасть мячом в цель.

«Не урони мячик»
На линии старта каждый участник игры получает две палочки. Затем играющие становятся парами и палочками зажимают мяч, чтобы он не упал. Каждая пара должна пробежать быстрее своих соперников, не уронив мячик. Если же мячик упал, надо остановиться, поднять его, положить на палочки и снова бежать. Дистанция бега 15-20 м.
«Брось и поймай»!
Играющий держит мяч за спиной двумя руками. Наклоняясь вперед, он бросает мяч через голову вверх и вперед. Теперь надо успеть распрямиться и поймать падающий мяч. Каждому дается, скажем, по пять попыток. Победит тот, у кого больше попыток успешных.
Варианты игры: мяч можно бросить о стенку (если нет окон) с расстояния в несколько метров – и ловить его, когда он отскочит; можно забрасывать мяч на покатую крышу (сарай, гараж, навес) – и ловить его, когда он скатится.
В игру можно вносить усложнения. Например, дается задание: перед тем как поймать мяч, надо несколько раз хлопнуть в ладоши. Или сделать полный поворот кругом (когда мяч бросают о стенку или кидают на крышу).

«Охотники и утки»
Цель игры: развитие глазомера, ловкости.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5- 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).
Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мяч.
По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.
Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.
Вариант игры: из числа играющих выбираются 3- 4 «охотника», которые стоят в разных концах площадки. У каждого «охотника» по малому мячу. Играющие разбегаются по площадке, но не выходят за ее пределы.
По сигналу или команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места.
Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник» выбивший наибольшее число «уток».

«Краски»
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит:
Тук! Тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».
Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

«Стадо»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок! Пастушок!
Заиграй во рожок!
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.

«Два Мороза»
Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!» Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – синий нос». Другой: «Я Мороз – красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь-дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз».
Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. Отмечаются те дети, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих..

"Колечко"
Выбирают водящего, ему дают ""колечко"" – любой маленький предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони ""лодочкой"". Водящий проходит через весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом незаметно оставляет ""колечко"" в ладонях какого-либо участника. Пройдя всех, водящий говорит: ""Колечко, колечко, выйди на крылечко"". Задача обладателя ""колечка"" – выбежать вперёд, задача всех остальных детей – постараться предугадать обладателя ""колечка"" и не выпустить его из ряда.

"Ручеёк"
В произвольном порядке разбиться на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

«У медведя во бору»
Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, напевая песенку:
У медведя во бору
Грибы ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится медведем. Правила игры: Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов песни. Дети, в зависимости от поведения медведя, могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

«Филин и пташки»
Перед началом игры дети выбирают для себя названия птиц, голосу которых они смогут подражать. Например: голубь, ворона, гусь, утка, кукушка. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин» все птицы стараются занять места в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры: дома птиц и дом филина надо располагать на возвышении. Птицы летят в дом по сигналу или как только филин поймает одну из них.

«Зарница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один играющий - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница
Красная девица.
По полю ходила
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые
Кольца обвитые,
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот кто останется без места становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры: Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий не выберет, кому положить на плечо ленту.

«Блуждающий мяч»
Все играющие. Кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удается он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг.
Игра повторяется.
Правила игры: Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.

«Совушка»
Содержание игры. По сигналу ведущего: "День наступает, всё оживает!" - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходи на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх играющих.
Затем "совушка" опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего - поймавшего большее количество игроков.

8. ЭСТАФЕТЫ
Эстафета зверей
Играющие делятся на 2 - 4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному. Играющие в командах принимают названия зверей. Стоящие первыми называются "медведями", вторыми - "волками", третьими - "лисами", четвертыми - "зайцами". Перед впереди стоящими проводится стартовая линия. По команде ведущего участники команд должны пропрыгать до заданного места так, как это делают настоящие звери. Команда "волков" бегут как волки, команда "зайцев" - как зайцы и т. д.

Разгрузи машину
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему.
Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины.
Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.

Передал - садись!
Играющие делятся на несколько команд, по 7 - 8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Репка
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки.
Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

Посади и собери урожай
Количество игроков: 2 команды по 4 человека
Дополнительно: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.

Бег «сороконожек»
Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. По сигналу организатора «сороконожки» бегут вперед 40-50 метров до «финиша», все время держась за веревку.
Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега.

Список используемой литературы
1. Лях, В. И. Мой друг физкультура. 1–4 кл. – М.: Просвещение, 2005.
2. Буйлин Ю.Ф., Портных Ю.И. Мини-баскетбол. М., 2000
3. Галицкий А.В. Путешествие в страну игр. М., 2001
4. Клусов Н.П. Ручной мяч. М. 1996
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011
6. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся. М., 2002
7. Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.
8. Ковалько В.И.Поурочные разработки по физкультуре 1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы,поурочное планирование.-2-е изд., испр.- М.: ВАКО,2005.
9. Интернет ресурсы

Для младших школьников игры – основной вид деятельности. Вы помните себя в начальной школе? Подвижные игры в школе на перемене были веселым развлечением, коротким перерывом между уроками. Учебный день пролетал незаметно.

Для детей очень важно чередовать физическую нагрузку с умственной – это позволяет им меньше уставать, удовлетворять потребность в движении и общении. Игры для детей в школе на перемене благоприятно действуют на работоспособность и физическое состояние младших школьников.

Правила организации игр на перемене

При соблюдении некоторых правил, игры на перемене станут отличным способом поддержать здоровье школьников.

  • Чем проще правила игры, тем лучше
  • Для проведения игр школьникам выделяются специальные места
  • В любой игре участие должно быть добровольным
  • Игра не должна быть долгой по времени, поскольку перемены короткие, а ученикам еще нужно успеть подготовиться к следующему уроку
  • Организация игры для детей начальной школы на перемене педагогом требует дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, а также к школьникам разного темперамента и физическими возможностями
  • Стоит поддерживать стремление детей организовывать игры самостоятельно.

Какая польза от игры на перемене в школе?

  1. Для младших школьников игры помогают адаптироваться , в том числе найти друзей и попрактиковаться в общении.
  2. Подвижные игры для начальной школы на перемене развивают умение быстро принимать решение, совершенствуют умение ориентироваться в пространстве, помогают развивать силу, ловкость, сообразительность и выдержку.
  3. Двигательная активность способствует физической разрядке и служит профилактикой застойных явлений. У детей поднимается настроение, что благоприятным образом сказывается и на учёбе.
  4. Переключив внимание, дети избегают утомления .

Большинство игр, представленных ниже, наверняка знакомо вам. Это простые, но веселые и шумные игры, которые обязательно понравятся детям.


«Ручеек»

Для этой игры нужно нечетное количество участников, один из которых будет выполнять роль водящего. Все дети, кроме водящего, делятся на пары, берутся за руки и встают друг за другом. Высоко поднимая руки, но не размыкая их, играющие образуют живой «коридор», внутри которого (внутри ручейка) быстро проходит водящий и забирает с собой одного участника. Образовавшаяся пара становится в конце, а оставшийся без пары игрок становится новым водящим.

«Испорченный телефон»

Испорченный (глухой) телефон — один из вариантов спокойной игры для начальной школы на переменах. Лучше играть с количеством участников от 5 человек, т.к. чем длиннее «цепочка», тем веселее результат.

Участники садятся в ряд на скамейку. Правила игры подразумевают выбор ведущего, который загадывает слово и тихо шепчет его первому участнику в цепочке испорченного телефона, чтобы не услышали остальные. Затем первый участник также тихо передает на ухо второму игроку, то, что он услышал и так до конца цепочки. Игрок, который находится в цепочке последним, громко говорит слово, которое он услышал. Как правило, результат очень отличается от загаданного ведущим слова и вызывает смех.

Новым ведущим становится участник, последний в цепочке, остальные сдвигаются, пуская на первое место бывшего ведущего.

Для более смешного результата, участники испорченного телефона стараются произносить слово, передаваемое по цепочке очень быстро и тихо. Игру можно усложнить, если передавать по «телефону» не слово, а фразу.

Для большого количества участников удобнее разделиться на 2 команды. Такой вариант предполагает, что ведущий шепчет каждой из команд одно и то же слово, а победителем становится та команда, которая в результате выдает слово, наиболее похожее на заданное.


«Путаница»

Выбирая подвижные игры в школе на перемене, детям иногда приходится рассчитывать на минимум пространства. Для таких условий подходит игра «Путаница».

Участниками выбирается один водящий, который выходит за дверь, а оставшиеся игроки, образуют круг, держась за руки и «запутываются» без размыкания рук. При этом участники могут пробираться под руками детей или переступать через руки. Когда путаница готова, дети зовут водящего: «Бабка! Бабка! Нитки рвутся. Скоро-скоро разорвутся». Задача водящего – распутать детей, говоря им каким образом повернуться, под какими руками пролезть и т.д. Если «нитка» разрывается (руки размыкаются) – все начинается сначала.

«Вытолкни меня»

Для этой игры понадобится начертить круг, внутри которого становятся участники игры. При этом игроки держат руки за спиной. Водящий (возможно педагог) подает сигнал, услышав который каждый игрок должен начать выталкивать любого из своих соседей за черту круга. При этом можно толкать спиной, локтями, плечами, но запрещено помогать кистями рук и головой. Тот из игроков, который останется внутри круга станет победителем.

«Резиночка»

Эту игру наверняка помнят многие мамы. Она и сегодня очень актуальна как для девочек, так и для мальчиков. Веселые подвижные игры для начальной школы на перемене обеспечены, если у одного из учеников есть с собой моток бельевой резинки – не меньше 4 метров.

Обычно в «Резиночку» играют 3-4 участника, два из которых встают напротив друг друга, внутрь резинки, натянутой на ноги, а оставшийся участник прыгает, выполняя ряд упражнений на разных уровнях до тех пор, пока не ошибется. После ошибки, он меняется местами с одним из участников, стоящих в «резиночке», и начинает прыгать следующий игрок – так по очереди.

Продолжают игру с того уровня, где сбились.

Для более понятного объяснения, привожу в пример видео.

Настольные игры для детей начальной школы на перемене

В каждом классе начальной школы должна быть организована зона отдыха, где дети смогут играть в спокойные игры. Для этих целей можно попросить у школьников принести для уголка отдыха ненужные настольные игры.

По возможности можно приобрести для этих целей специальные наборы, шахматы, шашки и другое. Сейчас в магазинах присутствует большое количество таких вариантов.

Игры для начальной школы на переменах – источник веселых эмоций для детей, возможность отдохнуть и развлечься с пользой для здоровья.

Подвижные перемены — это релаксация и оздоровление. Досуг выполнит свои функции при нескольких условиях:

  • Участие в игре — добровольное, по желанию.
  • Старшим и младшим школьникам выделяют для этого отдельные места.
  • Одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора.
  • Правила должны допускать смену состава участников и быть предельно простыми.
  • Сюжет — хорошо знакомый, интересный, отвечающий физической подготовке ребят.
  • Игра обязана закончиться за 3 минуты до звонка на очередной урок.
  • Разрабатывая сценарий активной перемены, педагог должен дифференцированно подойти к мальчикам и девочкам, ученикам с разным темпераментом, физическими данными.

Нелишним будет поощрять стремление детей играть самостоятельно.

Роль игр на перемене в школе:

  • Адаптация к новым условиям младших школьников.
  • Развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.
  • Физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.
  • Сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.
  • Снижение зрительного напряжения.
  • Переключение внимания, профилактика утомления.

Игры на перемене для младших школьников

  • Перебежки

Участники встают в круг, сохраняя дистанцию в 3 шага. Один — в середине. Каждый ученик помечает свое местоположение кружком вокруг ног на земле.

Ребенок в центре подает команду: «Меняйтесь!» Услышав это, дети пересекают круг и меняются местами. Водящему надо не упустить момент и попытаться занять любое свободное место.

  • Глухой телефон

Побеждает та, которая правильнее передаст по «телефону» загаданное слово. Ведущий придумывает его и тихонько говорит на ухо первым игрокам из каждой команды. Они говорят его следующим и так далее. Последний ребенок громко называет услышанное.

  • Ручеек

Принимает участие нечеткое количество учеников. Один — водящий, остальные делятся на пары. Они берутся за руки и поднимают их высоко над головами. Пары стают друг за другом так, чтобы получился живой коридор.

Водящий быстро проходит через «ручеек» и выбирает одного ребенка. Новая пара стает в конец коридора. Оставшийся ученик — новый водящий.

Активный отдых для учеников средней школы

  • Третий лишний

Один ребенок — ловец, остальные дети делятся на пары. Встают в круг: один из пары впереди, второй — сзади.

Надо выбрать того, кто будет убегать от водящего первым. Этот игрок во время бега может встать впереди любой пары. Из образовавшейся тройки участник, стоящий последним, срывается со своего места и убегает по кругу от ловца.

Убегающий имеет право встать впереди любой пары. Если его успели догнать до этого, он сам становится водящим.

  • Путаница

Для этой игры на перемене в школе нужно минимум пространства. Одноклассники выбирают одного водящего, которому придется на время выйти в коридор (или кабинет). Оставшиеся дети стают в круг, держась за руки.

Их задача — запутаться, не размыкая рук. Они могут переступать друг через друга, пробираться под соединенными руками других детей.

Закончив с этим, зовут ребенка-водящего: «Бабка! Бабка! Нитки рвутся. Скоро-скоро разорвутся». Цель вошедшего — разобрать путаницу, указывая участникам, как им переступать или поворачиваться. Если он ошибся и «нитка разорвалась», все начинается снова.

  • Вытолкни меня

Участники становятся внутри начерченного на земле круга. Их руки — за спиной. Учитель подает сигнал. Услышав его, каждый ученик должен выталкивать одного из соседей за черту. Действовать можно спиной, плечами и локтями. Запрещено использовать кисти, чтобы хватать и толкать, а также голову. Сумевший остаться внутри круга — победитель.

Игры для старшеклассников

Игры на перемене в школе для подростков отличаются четкими правилами, а сами дети сознательно их соблюдают.

  • Чехарда

Участники, поделившись на несколько команд, становятся в колонны. Первый ученик из каждой команды приседает на корточки, согнув голову. Задача остальных — перепрыгнуть через него и присесть впереди.

Сделать все нужно с максимальной скоростью. Когда первый участник окажется в конце колонны, он перепрыгивает через всех и занимает свое первоначальное место. Побеждает команда, которая быстрее закончила игру.

  • Придумай сам

Участие принимают 2 команды. Кто-то первым из одной команды придумает несколько упражнений и встает на место. Дальше продолжает игрок из другой команды, потом снова из первой.

Татьяна Ковригина

Муниципальное образовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Адышева Структурное подразделение Кировского регионального отделения

ДИМСИ (детские и молодежные социальные инициативы) ДИМСИ/АДЫШЕВО

Социальный проект

Организация отдыха на переменах

младших школьников «Наша ДИМСИТЕКА»

Руководитель:Ковригина Татьяна Анатольевна старшая вожатая

село Адышево, 2019 год

Информационная карта

1. Название социального проекта «ДИМСИТЕКА»

2. Команда, разработавшая и осуществляющая проект (название детского объединения) Структурное подразделение ДИМСИ/АДЫШЕВО

3. Наименование образовательного учреждения, почтовый адрес, контактный тел. МОКУ СОШ с. Адышева 612077 Кировская область, Оричевский район,

с. Адышево, ул Советская, д11

4. ФИО старшей вожатой, контактная информация.

5. Целевая группа Обучающиеся 1-4 классов Адышевской средней школы

6. Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Актуальность проекта обусловлена:

Повышенной возбудимостью у одних и малой подвижностью у других младших школьников во время неорганизованных игр на переменах;

Недостаточной степенью коммуникации между разными классами начальной школы и ребятами из старшего звена;

Повышенной телефономанией – игры в интернете.

7. Цель и задачи проекта

Задачи проекта:

8. Краткая аннотация содержания проекта Подготовка и проведение командой СП «ДИМСИ/АДЫШЕВО» подвижных игр во время перемен для обучающихся начальной школы

10. Социальные партнеры Учителя начальных классов, старшая вожатая, социальный педагог

11. Предполагаемая стоимость проекта 0 рублей

12. Георгафия проекта МОКУ СОШ с. Адышева 612077 Кировская область, Оричевский район, с. Адышево, ул Советская, д11

Актуальность проекта

Младший школьник, в силу своих физиологических особенностей, очень подвижен.

Малоактивное поведение во время уроков частично компенсируется двигательной активностью в перемены.

Поэтому, стремящиеся к движению ученики начальной школы особенно любят бегать на переменах, а это очень опасно, так как в любой момент можно получить травму.

Одной из самых полезных и интересных форм работы с учащимися начальных классов являются подвижные игры на переменах.

Игры на переменах являются необходимым элементом режима дня школы. Переключение с малоподвижной деятельности на активные движения повышает гигиеническую ценность перемен и увеличивает эффективность учебных занятий. От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроках.

В среднем, для детей, которые не занимаются в спортивных секциях (порядка 70%, примерное время двигательной активности в неделю не превышает 3 часов 35 минут.

Реализация проекта позволяет увеличить время двигательной активности учеников 1-4 классов на 50 минут в неделю, что составляет 25% от исходного уровня. При этом время двигательной активности в неделю составит 4 часа 25 минут.

Кроме того, организация свободного времени младших школьников позволит эмоционально разгрузить детей после урока, а некоторые игры и упражнения будут способствовать настрою на следующий урок.

И самое актуальное в настоящее время, являющееся панацеей детей всех возрастов, это «зомбирование» телефонами и компьютерными играми.

Благодаря организации игр во время перемен у учащихся младших и средних классов не останется время на игры в телефоне.

Необходимо отметить, что, проводя подвижные игры с младшими школьниками, ребята из старшего звена сами будут участвовать в них.

Таким образом, повышается работоспособность как у младших школьников, так и у ребят старшего звена.

Реализация данного проекта командой активистов СП решает несколько задач:

Сплочения коллектива школы (налаживаются тесные дружеские отношения между разными классами начальной школы и между младшим и старшим звеньями);

У детей укрепляется ощущение себя частью коллектива не только своего класса, но и всей школы;

Воспитываются качества ответственности, взаимовыручки, доброжелательности, заботы друг о друге, повышается общий эмоциональный настрой.

Подвижные игры на перемене являются сильным положительным зарядом на весь день для всех участников.

Цель проекта:

Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи проекта:

Провести анкетирование младших школьников, чтобы выяснить, в какие игры они хотели бы играть;

Подготовить игры для детей, учитывая их интересы;

Научить детей организованно проводить свободное время, играть сообща;

Научить детей простым танцевальным движениям, которые можно делать всем одновременно

Срок реализации проекта: сентябрь-май (2018 -2019 уч. г)

Инициаторами и организаторами проекта являются: Министр Культуры и активисты 7, 8, 9, 10 классов СП ДИМСИ/АДЫШЕВО

Критерии оценки:

1 Структура описания проекта

Краткая аннотация проекта (идея)

Партнеры проекта

Актуальность проекта

Цель проекта, задачи

География проекта

Целевая группа

Команда проекта (распределение обязанностей)

План реализации проекта

Бюджет проекта

Перспективы развития проекта

2 Подтверждение деятельности (фото, видео и др.)

3 Мониторинг (в любой форме)

Практическая значимость:

Улучшение игровой зоны на 1 этаже начальной школы – использование аудио и видео записей, транслирующийся с телевизора на стене в фойе;

Организация игр на переменах как механизм реализации двигательной активности младших школьников;

Смета проекта составляет 0 руб, т. к. в школе есть весь сопутствующий инвентарь (мячи, ракетки, веревки и кегли);

Тип проекта: социальный

План подготовки и реализации проекта «ДИМСИТЕКА»

Постановка проблемы. Изучение нормативно-правовой базы по проблеме организации деятельности младших школьников во время перемен

Тестирование младших школьников «Поведение детей на уроках» Анализ результатов теста (Тест и результаты см. Приложение № 1) 8 и 22 октября

Выявление разных симптомов, проявляющихся во время уроков, негативно влияющие на поведение детей

Проведение анкетирования школьников 1-4 классов

(см. Приложение № 2)

Выявление потребностей младших школьников в организованной деятельности на переменах

Разработка методического обеспечения проекта (см. Приложение № 3)

(см. Приложение №4)

Обучение команды совета социального направления

Знакомство с методикой их проведения

(деление на «активные тройки»; выбор дней и игр)

(см. приложение №5)

Анализ полученных результатов.

Корректирование планов на будущее.

Ожидаемые результаты:

1. Отлаженный и эффективный механизм организации внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в Адышевской средней школе;

Перспективы развития проекта:

Дальнейшее развитие проекта мы видим в реализации его социально–общественной функции:

Пополнение методической копилки «Подвижные игры для младших школьников во время перемены» новыми играми и упражнениями;

Организация и проведение игр на переменах для младших школьников в следующем 2019-2020 уч. году;

Включение в проект учащихся среднего звена (5-7 классов, для передачи опыта и обучения.

К перспективам дальнейшего развития проекта относятся:

Проведение благотворительных концертов для разных слоев населения села Адышева (разучивание танцевальных движений на переменах можно использовать в подготовке танцевальных номеров);

Проведение специализированных мероприятий, ориентированных на подрастающее поколение (мастер - класс; игра-шоу; викторина/конкурс и т. п);

Фестивали детского творчества – подведение итогов.

Приложение № 1

Тест «Поведение детей на уроках»

источник: «Настольная книга школьного психолога 1-4 классы»

В тестировании приняли участие обучающиеся 1-4 классов Адышевской средней школы. Всего было опрошено 48 человек.

Тестирование провели активисты ДИМСИ

Результаты теста:

В ходе проведенного исследования мы выяснили, что благодаря реализации проекта «ДИМСИТЕКА» у младших школьников заметно снизились следующие показатели:

Симптомы До реализации проекта

Кол-во человек Во время реализации проекта Кол-во человек

Тревожность 28 20

Утомляемость 39 31

Отвлекаемость 45 41

Демонстративность 28 23

Двигательная активность 43 35

Проведенный опрос показал, что благодаря реализации социального проекта «ДИМСИТЕКА» у школьников 1 – 4 классов заметно снизились показатели по всем 5 пунктам, что говорит о достижении поставленных задач.

Благодаря занятости на переменах младшие школьники меньше балуются на уроках, утомляются и самое главное уменьшился показатель тревожности на уроках.

Приложение № 2

Анкета «Потребности младших школьников в организованной деятельности на переменах»

Анкетирование проводилось командой активистов СП «ДИМСИ/АДЫШЕВО»

Всего в опросе участвовало 63 ученика 1-4 классов.

Анкета состояла из трех этапов:

1. этап - Детям задавался один вопрос «Чем вы предпочитаете заниматься на перемене?»

А) играть,

Б) готовиться к следующему уроку,

е) рисовать

Результаты 1 этапа:

Во время анкетирования выяснилось:

А) Из всех видов деятельности на перемене наиболее популярна игра – 90% из числа опрошенных.

Б) На втором месте – 20% высказались за подготовку к следующему уроку.

В) на третьем месте – 10% - любители спокойного общения.

А вот лидером дополнительного (своего) ответа, конечно был – поиграть в телефоне, но мы заблаговременно не внесли его в таблицу.

2. этап - Детям задавался вопрос «Какие игры вы предпочитаете на перемене?»

И предлагались варианты ответов:

А) подвижные,

Б) спокойные.

Результаты 2 этапа:

В результате опроса выяснили, что большинство опрошенных - 97% отдали предпочтение подвижным играм, и только 15% - за спокойные игры.

3. этап - Детям был задан вопрос: «Игры на перемене. С кем тебе интересно играть?»

И предлагались варианты ответов:

А) с одноклассниками,

Б) с мальчиками/девочками,

В) с ребятами других классов.

Результаты 2 этапа:

В результате опроса выяснили, что большинству младших школьников интересно играть:

78% детей – с одноклассниками;

80% детей – с ребятами из других классов;

45% детей – с мальчиками или девочками.

Т. О. в результате проведенной анкеты мы получили результат:

90% опрошенных учащихся 1-4 классов Адышевской средней школы предпочитают на переменах играть, 97% выбрали – подвижные игры и 80% детей хотят играть с ребятами из разных классов.

Приложение № 3

Методическая копилка

«Подвижные игры для младших школьников во время перемены»

Отбор подвижных игр осуществлялся по следующим критериям:

возраст младших школьников (от 6 до 10 лет)

длительность перемены (15 мин.)

место проведения игр (рекреация 1-ого этажа)

Исходя из этих критериев и результата опроса школьников, мы провели более 25 различных подвижных игр в течение времени с 7 ноября по 28 ноября 2018 и с 16 января 2019 г по настоящий момент.

Предпочтения школьников выразились в том, что они лучше освоили правила, предлагали провести, а затем и сами организовывали следующие игры:

"У медведя во бору"

Все играющие свободно располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне проводится линия - опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.

Дети подходят и медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь не спит,

Он на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово - "рычит", "медведь" с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать, Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будет поймано трое-пятеро ребят.

«Чай-чай – выручай!»

2-3 водящих догоняют остальных игроков и салят их. Засаленные останавливаются на том же месте и, расставив руки, и кричат: «Чай-чай – выручай!» Незасаленные игроки могут выручить их, коснувшись рукой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 незасаленных игроков на площадке. Они и становятся следующими водящими.

"Совушка"

Из числа играющих выделяется "совушка". Ее гнездо в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. "Совушка"-в гнезде.

По сигналу ведущего: "День наступает, все оживает!"-дети начинают бегать, прыгать, подражая полету бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, все замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в свое гнездо, За один выход она может добыть двух или даже трех играющих.

Затем "совушка" опять возвращается в свое гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться по площадке.

После двух-трех выходов совушки" на охоту ее сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила запрещают "совушке" подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.

"Кошки-мышки"

Участвуют две команды. Одна ("мышки") размещается на длинной стороне площадки. Другая - на середине площадки образует мышеловку:

Игроки стоят в трех шеренгах, взявшись за руки, лицом к "мышкам". Расстояние между шеренгами - 1-1,5 м. В коридорах между шеренгами - по одной "кошке". По первому сигналу самые смелые "мышки" пробегают на другую сторону площадки, пролезая под руки стоящих в шеренгах. "Кошки", бегая по своим коридорам, стараются поймать как можно больше "мышек". По второму сигналу стоящие в шеренгах отпускают руки, поворачиваются направо и снова берутся за руки. В образовавшиеся свободные проходы устремляются остальные "мышки". "Кошки", оказавшиеся в отрезанном коридоре, не имеют права ловить "мышек". Игра повторяется несколько раз. Отмечаются лучшие "кошки" и "мышки". Затем дети меняются ролями.

«Бездомный щенок»

Количество игроков - 7-9

Инвентарь: мел.

На полу рисуются круги. Участники игры, их на один больше, чем кругов. По хлопку старается занять место, один игрок остается без места. Он выбывает, один круг стирается. Выигрывает тот, кто останется последним.

«Цепи кованые»

Все игроки делятся на две команды, берутся за руки и расходятся двумя шеренгами к противоположным сторонам площадки. Команды по-очереди произносят:

Цепи кованые, разбейте нас!

Антоном.

Выбранный игрок разбегается и пытается разбить цепь противоположной команды в любом месте. Если он разбивает цепь, то уводит одного из разбитых «звеньев» с собой в свою команду, если не разбивает, то остается сам в этой команде. Команды играют по-очереди. Выигрывает та команда, в которой больше игроков, т. е. цепь длиннее.

Выбор младшими школьниками сюжетных игр объясняется тем, что они способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумке и творчества. Это игры «Волки во рву», "Два мороза", "Совушка". В этих играх воспитывается основа поведения, умения выполнять правила общественного порядка. В коллективных играх воспитывается простейшее представления о нормах поведения.

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания, подсказывают ритм и темп. Это игры типа "Два мороза", «У медведя во бору». Игры, сопровождающиеся текстом, нравятся и старшим ребятам. Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений.

Приложение № 4

График проведения подвижных игр активистами ДИМСИ

Команда (10 чел., разработавшая и осуществляющая проект, представлена учащимися 7-10 классов, входящими в СП ДИМСИ/АДЫШЕВО.

Ребята разделились на 5 «активных двоек», каждая из которых проводила игры на третьей перемене 1 раз в неделю (всего 5 дней, кроме субботы).

Приложение № 5

Для детей

Участвуешь ли ты в играх на переменах? Да – 66%;

Иногда – 24%;

Нужны ли разминки на уроках? Да – 99%;

Иногда – 1%;

Иногда – щ%;

Что полезного для тебя от таких переменок? Отдохнул от уроков;

Нравится играть, общаться;

Научился новым играм;

Научился танцевать;

Перестал стесняться;

Подружился с ребятами из других классов

Для учителей

Участвуете ли Вы в играх на переменах? Да – 73%;

Иногда (занят подготовкой к уроку) 27%

Нужны ли подвижные игры на переменах? Да – 100%;

Что полезного для Вас от таких переменок? Дети приходят отдохнувшие

С хорошим настроением

Заряд бодрости

Развивается память

Для родителей

Участвуете ли Вы в играх на переменах? Хотелось бы, но не могу – 88%

Нет, не буду – 12%

Нужны ли разминки на уроках? Да – 100%;

Нужны ли подвижные игры на переменах? Да – 89%;

Не знаю – 7%

Нет, пусть к уроку готовятся – 4%

Что полезного для Вас от таких переменок? Дети расслабляются

Отдыхают эмоционально

Больше узнают

Когда Вы учились в школе, у Вас были такие перемены? Да – 45%

Не помню – 55%

Аналитическая справка по реализации

социального проекта «ДИМСИТЕКА»

в Адышевской средней школе

Тип проекта: социальный

По длительности: краткосрочный.

По количеству участников: групповой (учащиеся 1-4 кл, активисты-волонтеры уч-ся 7-10 кл, педагоги, родители.

Проблема: неорганизованный отдых младших школьников на переменах.

Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи проекта:

Провести анкетирование младших школьников, чтобы выяснить, в какие игры они хотели бы играть;

Подготовить игры для детей, учитывая их интересы;

Научить детей организованно проводить свободное время, играть сообща;

научить детей простым танцевальным движениям, которые можно делать всем одновременно

Ожидаемые результаты:

Отлаженный и эффективный механизм организации внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в Адышевской средней школе;

2. Создание методической копилки «Подвижные игры для младших школьников во время перемены»;

4. Занятость младших школьников на переменах;

5. Хорошие, товарищеские отношения между классами начальной школы;

6. Взаимодействие в игровой деятельности младшего и старшего звеньев, более эффективная организация шефской помощи в дальнейшем.

Продукт проекта:

Банк «ДИМСИТЕКИ» - подборка игр, упражнений и конкурсов для проведения на переменах.

Раздаточный и игровой (дидакционный) материал для проведения игр.

В ходе реализации проекта «ДИМСИТЕКА» предполагаемые результаты были достигнуты:

мы собрали большую подборку игр, упражнений и конкурсов для проведения на переменах.

реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые навыки поведения на переменах, а именно отдых в игровой форме.

создана предметно – развивающая среда: подобрана методическая и детская литература.

повысилась компетентность родителей в вопросах касающихся поведения их детей во время перемен.

Показатели эффективности работы с детьми мы видим в следующем:

Учащиеся младших классов активно включаются в игровую деятельность.

Многие ребята нашли себе новых друзей в разных классах.

В результате проводимой работы с родителями повысился процент заинтересованности ими проблемой организации занятости детей во время перемен, вследствие чего они стали активными участниками проекта.

Таким образом, работа в рамках проекта, способствовала формированию близких и доверительных семейных отношений, дружбе и сплочению детей разного возраста.

Статьи по теме: